Март Картина Саврасова

Весна н а к артинах р усских художников Сочинение- описание по картинам Саврасова «Грачи прилетели» и Левитана «Март» Урок развития речи в 6 классе (После. Весна на картинах русских художников Творческий диктант по картинам Саврасова «Грачи прилетели» и Левитана «Март» Урок развития речи в 6 классе (После.

Список картин Алексея Саврасова

Как вспоминают современники, «с первыми весенними днями вся мастерская спешила вон из города и среди тающих снегов любовалась красотой пробуждающейся жизни». В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан.

Карие глаза выражали беспредельную доброту и ум. Имя Саврасова известным сделала другая его работа, выполненная в 1851 году: «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» — по точному замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса. Нужно, как всегда, оказалось Третьякову. Что же касается Грачей, то ведь вполне логичен напрашивающийся вопрос: «А можно ли создать в пейзаже вообще что-то превосходящее эту картину. » Равновеликое, но иное можно. Саврасовъ. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».

Маслом на холсте: 
культовые картины 
Алексея Саврасова

Маслом на холсте: культовые картины Алексея Саврасова

Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». Саврасов посещал Европу, где особое впечатление на него произвели горные виды Швейцарии. По этому поводу высказывались разные версии. К этому времени он уже потерял троих детей. Весна. На безыскусной на первый взгляд картине Саврасова изображена даже не зима, а пространство.

Если так оно и получилось, то очевидно, что художник мог поехать в Костромскую губернию только после своего возвращения из Москвы в Ярославль. Другую версию высказывал журналист и искусствовед Евграф Кончин, посетивший Сусанино в 1980-х годах. А. Саврасовъ»3.

Картина поражала удивительным оптимизмом. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27.

Описание картины 
Алексея Саврасова 
«Весенний день»

Описание картины Алексея Саврасова «Весенний день»

совершал ежегодные творческие поездки на Волгу. В 1857 году в жизни Саврасова произошли важные изменения. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Ведь здесь не было идейности изображения тяжелого положения народа.

В 1849 г. Саврасова и двух его товарищей ожидала первая творческая командировка. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало.

Гений одной картины: 
трагическая судьба 
родноначальника

Гений одной картины: трагическая судьба родноначальника русского пейзажа

То в луже на размытой дождем дороге заблестит пробившийся сквозь тучи луч солнца, то в ночной тишине среди унылых равнин отразится в топком болоте таинственный золотистый свет луны, то широкий окоем весеннего половодья принимает в себя золото и лазурь яркого утра и тянущиеся к солнцу ветви берез отражаются в голубой воде (Весна, 1870-е, ГТГ). Несмотря на славу и признание, денег не хватало. Их образно-эмоциональный строй поистине многообразен. Настроение нужно.

Мотив. Ведь судьба, преподнося Саврасову редкие подарки, особенно не скупилась на беды. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Выполненные двенадцатилетним Алешей модные картинки из заморской жизни и подражания Айвазовскому пользовались спросом у местных перекупщиков. Увлечение мальчугана, однако, дома не поощрялось, «юному любителю прекрасного» частенько доставались подзатыльники. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Саврасов постепенно отходит от первоначальных романтических традиций, где деревья пишутся с пышными кронами, где стоят огромные валуны, поросшие невысокой травкой, а весь тон картины темен и только слегка проблескивает нежная голубизна неба, покрытого тучами, – «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854). В этот период появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875), «Просёлок» (1873), «Могила на Волге.

Но тогда в жизни самого Саврасова еще ничто не предвещало грозы. С 1844 по 1854 гг. Постепенно, А. К. Саврасов все больше выезжает в провинцию, особенно в Поволжье. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв.

Через несколько дней новорождённая девочка умерла. 1861) и Евгения (род. 1867). На рисунке бесконечная даль, снег, свежая могилка и маленький чёрный крест. Изящно и прихотливо изогнуты стволы и ветви, тянущиеся к небу. Одна умерла в детском возрасте отскарлатины, другая умерла новорождённой в Ярославле (1871), две другие— Вера (род. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта.

Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. Но в столице его уже ждал удар, от которого художник не скоро смог оправиться: «вследствие малого числа учеников изучающих пейзажную живопись», его лишили казенной квартиры. Их имена и работы стали значительными вехами в русской живописи (К. Этот смысл замечательно передан в одном из саврасовских шедевров – картине Радуга (1875, ГРМ). Живопись, как и большинство видов деятельности человека имеет этапы «подспудного» развития. Иногда встретишь утверждение, что ничего лучшего «Грачей» художник в последующие годы не создал.

От этой поездки осталось множество интересных зарисовок. Но нищета и пьянство делали свое дело: художник терял зрение. Семейная жизнь художника по-прежнему не ладилась. Пришли болезни, ухудшилось зрение. Нет выше наслаждения созерцания природы.

Описание картины 
Саврасова Зима

Описание картины Саврасова Зима

С. Молвитино. «Железная» Софи снова, как в девичестве, принялась давать уроки. Итогом поездки стали два полотна – «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид в окрестностях Ораниенбаума», многочисленные рисунки и. звание академика. Хотя петербургские пейзажи и принесли Саврасову славу, его излюбленной темой оставались окрестности Москвы: церквушки, деревеньки, бескрайние поля. Ему пришлось постигать секреты «живописания», оттачивать мастерство. Природа вечно дышит.

При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. обучался в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (полное название с 1866 г. ).

Грачи прилетели 
 (картина Саврасова, 
1871)

Грачи прилетели (картина Саврасова, 1871)

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. В самом выборе сюжетов ярко сказался проникновенный лиризм мировосприятия Саврасова. Стволы дубов в Останкине высохли. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. Он успокоился, здоровье пошло на поправку. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73.

Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Он родился в Москве 12 (24) мая 1830 г. в семье мелкого купца. Хотя для нас важнее творчество одного из лучших отечественных пейзажистов. Осенью 1857 года 27 летний Алексей Саврасов женился на 31 летней Софье Карловне Герц (1826—1895)— сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, а также сестре известного в то время археолога и историка искусства Карла Герца. Жизнь Саврасова постепенно вошла в прежнее русло. Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области)789.

Популярность картин 
художника Алексея 
Саврасова

Популярность картин художника Алексея Саврасова

Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13. Окончив городскую школу, Алексей с замиранием сердца пошел на Мясницкую, в дом с белыми колоннами, чтобы показать свои работы в Московском училище живописи и ваяния. До А. К. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи».

Саврасов. Саврасова и «Оттепель» Ф. А. Событие произошло 12 (24) мая 1830 года в Москве и чрезвычайно обрадовало отца, надеявшегося, что его занятие торговлей обрело продолжателя и со временем, Алексей приобщится к торговому делу. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95.

Истинная причина, конечно, была не в количестве студентов. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. Центральная группа берёз является основой композиции.

Описание настроения 
картины Оттепель

Описание настроения картины Оттепель

Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Его выбор пал на девушку немецкого происхождения Аделаиду Софью Герц. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316.

Улетали грачи, унося с собой душу «одного из самых глубоких русских живописцев». И видимо, потому, будучи наставником для многих, Саврасов так и не стал учителем для своей старшей дочери Веры, проявлявшей незаурядные способности к рисованию. В 1871 году на первой экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок (1871) картинами «Грачи прилетели» А. К.

На переднем плане пасечник, ульи и вишни в цвету (не только одни японцы видят красоту цветущей вишни), в то время как сами ветви деревьев еще обнажены. Какая простота. И в то же время приближающаяся гроза передана верно и жизненно. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94.

  • Алексей Кондратьевич Саврасов ( )
  • Алексей Саврасов – родоначальник реалистического пейзажа в России
  • РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
  • Алексея Кондратьевича Саврасова
  • Художник Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 — 1897)

Критики благосклонный к молодому художнику, а в 1854 году журнал «Москвитянин» назовет Алексея Саврасова «первым среди пейзажистов». Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68.

Что же касается последних печальных лет жизни художника, то они были. Никогда не сердился и не спорил.

  1. ВЕСНА В КАРТИНАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
  2. Русские художники: Саврасов Алексей Кондратьевич
  3. Картины — Саврасов, Алексей Кондратьевич
  4. Картины Алексея Кондратьевича Саврасова
  5. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
  6. Эффект бескрайнего пространства

Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. РЖ-627)90. Так постепенно преодолевал Саврасов каноны, по которым обычно принято было писать пейзажи. Цветущий дуб становился событием для всего класса.

И лишь на экспозиции Товарищества передвижных выставок в Петербурге «Грачи» стали событием. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. На горизонте расположена узкая светлая песчаная коса.

  • Все Картины Алексей Саврасов по алфавиту
  • Семья и живопись в жизни Саврасова
  • Биография художника Алексея Кондратьевича Саврасова
  • Картины художника Алексей Кондратьевич Саврасов
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Профессиональный фотограф и абстрактное искусство

Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. Саврасова русские художники писали вненациональные пейзажи (наверное, не совсем верное утверждение, требующее уточнения). По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Тяжелый недуг одолевает жену.

Важной вехой в жизни художника был 1854 год. Саврасова и другие достойные картины, что преподавателем он был незаурядным, чтоЧто же касается «Грачей», то ведь вполне логичен напрашивающийся вопрос: «А можно ли создать в пейзаже вообще что-то превосходящее эту картину. » Равновеликое, но иное можно.

Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь. Большое лицо его носило следы оспы.

Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Человек он был абсолютно особенной кротости. Тепло вспоминая о годах своей учебы у Саврасова, К. Коровин писал: «Алексей Кондратьевич был огромного роста и богатырского сложения. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало».

Романтика бессмертна. Художник с головой окунулся в культурную жизнь Москвы. Предшественником Саврасова в изображении русского пейзажа можно считать А. Г. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. Менялись философские основы и историко-художественные ориентиры творчества.

  • Этюды, эскизы, повторения и варианты
  • Математическая сказка для тех, кто учит цифры
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Какой мох. Но выживает только одна из дочерей –Евгения. Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо.

В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. Поселившись с семьей в 1870 году в Ярославле, некоторое время все наслаждались наступившим покоем, но уже в феврале 1871-го, очередная смерть (вторая по счету) забирает новорожденную дочь. Детские годы Алексея прошли в основном в заповедных уголках Замоскворечья. Нужна романтика. К этапным произведениям этого времени относится картина Пейзаж с избушкой (1866).

Весна. И тут жизнь начинает рушиться буквально на глазах. Их прихотливые изгибы, когда они тянутся к солнцу их переплетения. Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24.

Речь в нем шла об устаревших методах преподавания в Училище живописи. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. В целом образ старинной церкви написан Саврасовым очень тонко и проникновенно, с чувством уважения к памятнику сельской архитектуры и его строителям66.

Но более всего привлекают его внимание стволы, сучья, ветви деревьев. А в правой стороне, по-видимому, для фона берёзкам, клубятся чёрно-лиловые облака. Уж распустился дуб. Он начинает пить и заботливая жена увозит его от беды в Ярославль. В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22.

Алексей Кондратьевич 
Саврасов ( )

Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. И как-то опускается, что были у А. К. Своим появлением на свет А. К. Отец хотел видеть сына солидным купцом, а не бедным художником. — Да, да.

Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. В следующем году был выполнен один из лучших пейзажей Саврасова: «Пейзаж с рекой и рыбаком». В училище заговорили об успехах начинающего художника, в работах которого пробивалось «свое». Зачастую – мрачным. Художник воспитал много учеников, которые разлетелись из-под его крыла. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67.

И создавалось. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. Несомненно, что искусству Саврасова, самому его отношению к природе присуща своеобразная религиозность. Ступайте в природу, — говорил он нам. Да, да.

Малышку похоронят на высоком волжском берегу – Саврасов делает рисунок на память. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. Саврасова русские художники писали вненациональные пейзажи (наверное, не совсем верное утверждение, требующее уточнения). Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Из родной Москвы и удаляться никуда не пришлось в поисках дремучего леса. Он купил «Грачей», опередив саму императрицу, которой досталась лишь копия шедевра. Согласно предположению Фаины Мальцевой, этот эскиз-вариант мог быть выполнен художником в окрестностях Ярославля на начальном этапе работы над картиной— возможно, в сельской слободе Кресты, где находился похожий по архитектуре храм79.

Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». В 1871 году на первой экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок (1871) картинами Грачи прилетели Саврасова и Оттепель Ф. А. В год окончания училища летом 1854 года Саврасов выполнил две картины, которые показал на осенней выставке в Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума», в которой создан гимн величавой и суровой природе русского Севера и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые 24-летнему Саврасову было присвоено звание академика — первая из них в 1858 году была приобретена П. М. Третьяковым. Живопись, как и большинство видов деятельности человека имеет этапы «подспудного» развития.

По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. Всегда поет и песнь ее торжественна.

Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. Лишь немногие смогли по достоинству оценить это замечательное полотно. К сожалению, до нас дошло совсем немного его работ конца 1850-х – начала 1860-х годов. Вслед за этим в семье Саврасовых начались постоянные ссоры. Наверное, даже когда он закрывал глаза, они стояли перед его мысленным взором. Сепия озаряет предметы золотистым светом. Мало того, что Софи была на несколько лет старше жениха, ее железный характер резко контрастировал с мягкостью и покладистостью Саврасова.

И. Левитан о А. Саврасове. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. Надо у природы учиться.

В браке родилось четыре дочери и один сын. Лавочники охотно скупали его романтические пейзажи. Сохранилось много журнальных рисунков, особенно созданных в последние годы жизни. Однако привезенные им из-за границы картины – «Озеро в горах Швейцарии» и «Вид в Швейцарских Альпах» – не имели успеха у критиков.

Впервые очутившись в «северной Пальмире», Алексей был поражен строгой красотой Петербурга, ландшафтом побережья Финского залива. Все поздравляли художника с творческой удачей. Речка, когда невольно следишь за ее течением, впадает в озеро или в более крупную реку. С небольшого косогора к речке спускается нежно зазеленевшая березовая роща.

В 1862 и 1867 гг. С начала 1870-х годов в творчество Саврасова вошли новые темы и образы.

И в то же время работа настолько человечна, что невольно вспоминаются слова Чехова о способности Левитана (любимого ученика Саврасова) написать деревню, серенькую, жалконькую, затерянную, . Кое-как смирившись внешне, мастер начинает работу над своим главным произведением – «Грачи прилетели». На чашку чая к Саврасову заходили Третьяков, Боткин, Пукирев. Березки чуть-чуть не затопил паводок. Он был одним из учредителей объединения Товарищества передвижников. Печальной повестью называют его картину «Могила на Волге», замысел которой связывают со смертью в 1871 г. его новорожденной дочери.

Жизнь постепенно налаживалась, но рана в душе Саврасова так и не зажила. Они еще не покрылись листвой. Здесь Алексей Кондратьевич много рисует, постоянно путешествует. Это скорее эскиз по памяти. Художник пользовался разными техниками и приемами.

Казалось, она написана совсем легко, на едином дыхании. Можно просто написать, что хочется, — хорошо только написать. И создавалось. Волжские просторы произвели на него огромное впечатление. Мальцева отмечала схожесть композиций этюда и основной картины, хотя и с некоторыми существенными отличиями. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников».

Можно сказать, что после саврасовских «Грачей» многие отечественные художники обратились к среде обитания простолюдина. В картине «Вид на Кремль в ненастную погоду» соборы и колокольня Ивана Великого кажутся белой сказкой. Удачи одна за другой сопутствовали начинающему пейзажисту. В 1850 г. за картины «Вид Московского Кремля при луне» и «Камень в лесу у Разлива» ему было присвоено звание художника. Но новатором в этой области, не ставящим столь хитроумные задачи, был, несомненно, А. К. — Там красота неизъяснимая.

Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. Художник просто сломлен этой чередой смертей. Словно обретя в работе над волжскими пейзажами и Грачами. Видеть красоту надо, понять, любить. Колорит сведён до контраста тёмного и белого. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. Но определение «превосходящее» здесь не уместно.

Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. Портрет Алексея Кондратьевича СаврасоваДата рождения: 1830Дата смерти: 1897Когда речь заходит о замечательном русском пейзажисте Алексее Кондратьевиче Саврасове, тотчас всплывает в памяти название его картины «Грачи прилетели», а также некоторые подробности последних лет жизни художника. Саврасов был прекрасным рисовальщиком. В конце 1876 года брак распался. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27.

Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. Само же небо меняет тональность от светло-золотистого в центре до насыщенного серо-голубого.

Коровин, И. Левитан, М. Нестеров). Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. К лучшим московским пейзажам XIX века относится и картина Сухарева башня (1872, Государственный Исторический музей, Москва), написанная Саврасовым к двухсотлетию со дня рождения Петра I. К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад. На луговине перед домом лежит собака, гуляют куры, на крышу избы взлетел рыжий петух. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69.

В нижней части этюда была подпись: «А. «Половодье» (1868) – это великолепная картина пробуждающейся природы, которая «сквозь сон встречает утро года». Большую часть жизни провел в Москве. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием».

В изображении грачей отмечается некоторый отход от реалистичности— фигуры птиц несколько велики по сравнению с реальными размерами, а их рисунок выглядит довольно приблизительным и даже наивным. За 600 рублей жалованья в год снимать квартиру и кормить детей было невозможно. Правда, передвижники, высоко оценивая картину, отнеслись к ней с некоторым снисхождением.

Саврасовы возвращаются в Россию, у них рождается ещё две девочки и мальчик. главным образом относились к пейзажу как к красивому сочетанию линий и предметов. Обиженный Саврасов оставляет Москву и переезжает в Ярославль.

Каждое полотно наделено особым настроением. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930. До А. К. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью.

Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. Молвитино»36. но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя. Это сказал ученик об учителе.

Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Становление художника происходило очень быстро. В. Перов. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236.

Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года. Позже к этому приему придет Мауриц Эшер, который исследовал симметрию и бесконечность. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23.

По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». 27192)386.

Ещё в ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи. Пейзаж Саврасова был не просто изображением природы. Этот взгляд оправдался в нем самом», – вспоминала Вера.

По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». Мальчик рано научился рисовать гуашью, карандашом, акварелью. До Саврасова. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. Венецианова. И, как истинно купеческий сын, сумел извлечь из своего умения выгоду. Но все они (по большей части исполненные под Москвой, близ Архангельского и Мазилова) свидетельствуют о поисках новой меры приближения к реальному быту природы.

Простой, почти убогий мотив. В перерисовках гуашью с журнальных картинок опытный глаз профессора Рабуса усмотрел очевидные способности юноши, которого зачислили в «гипсовый головной класс» приготовительного отделения, а вскоре перевели в пейзажный. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516.

Красок в этом пейзаже совсем немного, но они интересны. Уж в Сокольниках фиалки цветут. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. В это же период семейство лишается казенной квартиры. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. Окрестности Ярославля» (1874). Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины.

И не обычная дорога, а даль. Стремясь как можно глубже освоить технику пейзажа, который в то время оставался как бы на обочине большого искусства, Саврасов не находил примера для подражания среди старших современников. Уже тогда зарождался особый, саврасовский стиль. Но определение «превосходящее» здесь не уместно. На момент рождения сына, Саврасовы (тогда еще Соврасовы), проживали в Гончарной слободе на Швивой горке, а вообще, в зависимости от того как шла торговля, семья часто переезжала и проживала на Якиманке, на Пятницкой улице, некоторое время и у Калужской заставы.

Еще тянет от земли прохладой, а воздух, наполнивший картину, уже прогрелся. Художник учился вслушиваться и всматриваться в родную природу, чтобы потом своими работами доказать, что пейзаж не второстепенный жанр. Он реже выставлялся, работал все более неровно. Скончался Саврасов в одиночестве 26 сентября (8 октября) 1897 г. года в Москве, в больнице для бедных. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров.

Художника притягивает ранняя весна.

В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Но скромный, застенчивый Саврасов, не терпящий вообще похвал, только хмурился и молчал. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка.

Белила вспыхивают яркими солнечными зайчиками. Он был приобретён галереей в 1984 году7677. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню». В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). Очень тонкий колорит красок, воздух лёгкий и прозрачный, от картины веет пробуждающейся природой. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46. Хотя для нас важнее творчество одного из лучших отечественных пейзажистов.

Это сказал ученик об учителе. Спустя неделю после этого, И. Левитан напечатал в газете Русские ведомости прощальную статью, назвав своего учителя первым лириком отечественной живописи. В эпоху реформ Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы. В 1870-1875 гг. В 1858 году он стал руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния. Еще будучи подростком, немного подучившись, начал писать пейзажные картинки на продажу.

Влечение к искусству пробудилось рано, но путь в большое искусство оказался нелегким. То, что нам кажется сейчас естественным, было завоевано в упорной и длительной борьбе. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу.

Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41.