Медный Всадник Иллюстрации
Мне все мои новые иллюстрации «Медного всадника» больше нравятся, нежели прежние. Иллюстрация к поэме «Медный всадник».
Описание и анализ иллюстраций к медному всаднику в изданиях 1903-23 г одов
Иллюстрации приобрёл С. П. Наблюдая монумент с разных ракурсов, мы как бы ощущаем его вещественность. Эту особенность также необходимо учитывать книжному иллюстратору. Книжные иллюстрации представляют собой вид сопроводительной графики. Для несохранившейся кисти руки позировала жена Бакста. Эти свойства помогают книжной графике сблизиться с литературой, с поэзией».
В их лицах, позах и жестах художник раскрывает разные характеры и типы. Работу над «Всадником» Бенуа возобновил только спустя десятилетие по заказу Комиссии художественных изданий при общине св. Родился 21 апреля 1870 года в Санкт-Петербург, в семье архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и его жены Камиллы, дочери архитектора А. К. Кавоса. Принципиально новый подход к книжной иллюстрации объявил Александр Бенуа, он ввел само понятие «искусство книги», хотя обратили внимание на этот термин только в 1922 году, после выхода книги А. А. Сидорова, будущего известного русского ученого-искусствоведа и библиографа, которая так и называлась «Искусство книги».
Здесь как нигде чувствуется страх героя, уже потерявшего рассудок, перед «Всадником»: прислонившись к стене и широко расставив ноги, чтобы сохранить равновесие, он прижимает к груди правую руку, стараясь унять сердцебиение, прислушиваясь к неизбежно приближающимся медным ударам копыт о неровную после потопа мостовую. Художник вложил в эту работу и свой жизненный опыт. Рисунки выполнены тушью, пером, графитным карандашом с различными тоновыми акварельными подкладками — серой, зеленоватой, желтоватой, нанесенными кистью. Еще один аспект пушкинской поэмы представлялся Бенуа существенно важным в восприятии взаимоотношений героя (Евгения) и города, творения Петра.
Сочинение миниатюра по иллюстрации медный всадник
Однако в основе такого подхода лежало стремление Бенуа к соответствию «щедрому многоразличью стилевых потоков пушкинского петербургского эпоса». об этом зимою не грех бы подумать хоть в одиночку, хоть комитетом. В рисунках Бенуа образы «петербургской повести» Пушкина окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия, что делает «Медного всадника» КПХИ исторически значительным изданием. 73, с. : цв. Наполнение страниц мифологическими образами, такими как Тритон и наяда (частые персонажи парковой скульптуры), подчеркивает одушевленность города, стихии, которая в пушкинском тексте передается различными поэтическими образами: «Нева металась как больной в своей постели», «лезут волны, как звери в окна», «Нева дышала, как с битвы прибежавший конь».
В конце 1890-х годов, вместе с Сергеем Дягилевым они создают объединение «Мир искусства», в которое вошли друзья и соратники Александра Бенуа: Л. Бакст, К. Сомов, М, Добужинский, Е. Лансере и другие. «Прошло сто лет » читаем мы в Пушкинском тексте и следующая иллюстрация — это панорама города, восходящая, по наблюдению Н. Лапшиной, к пейзажным работам замечательного живописца Александровской эпохи Ф. Алексеева. Эти иллюстрации прошли долгий многоэтапный путь, прежде чем вышли в полноценном издании.
Бенуа Александр Николаевич (иллюстрация к поэме «Медный всадник»)
«Париж был подлинно пьян Бакстом», — писал позднее Левинсон. В иллюстрации «На берегу пустынных волн» Петр смотрит вдаль исполненный «великих дум», следующим кадром мы видим как бы образ его мыслей, возникший город Император, обращенный взглядом в сторону Биржи, а затем ростральная колонна, с обрушивающимися на нее громадами волн Евгений, сидящий верхом на льве, размышляет о Параше и в следующей иллюстрации мы видим затопляемый волнами дом на острове. Он достиг замечательной достоверности в передаче духа Александровской, пушкинской эпохи, глубины психологического противостояния, трагичности противоречия между величием дела Петра и печальной судьбой «маленького человека». Волны как будто мирно стелются у его ног.
(1904. Приложение I, рис. Летом он вернулся в Петербург и с энтузиазмом, вызванным отсутствием других дел, докончил серию из 33 рисунков тушью с акварелью. ил., 1 л. фронт, (ил. ). Иллюстрации, если они хороши, будут хороши и вне текста (Дюрер, Бердслей, Гольбейн) высшая опасность там, где неизвестно — что к чему: иллюстрация к тексту или текст к иллюстрации но идеальная книга не нуждается ни в каких украшениях или ухищрениях типографского искусства»1. Россия стояла накануне великих перемен.
Иллюстрация к поэме «Медный всадник»
Ивана Фёдорова под наблюдением её директора В. И. (Столица была городом канцелярий. ) Пушкин не указывает его чин, но про героя неоконченной поэмы «Езерский», которая хронологически предшествовала «Медному всаднику» и тематически примыкает к нему, сказано, что он «регистратором служил». Все люди смертны.
Это он придумывает салют, ослепивший публику «Оперы Гарнье» по случаю премьеры балета «Шахерезада». Как в «Игрушках», так и в «Азбуке» сюжетно-образная система иллюстраций лишена назидательности: основу ее надо искать в области лирического, в воспоминаниях художника о собственном детстве, о детских играх, радостях, праздниках. Благопристойность того требовала. Скончался 9 февраля 1960 года в Париже.
Ужасный день. А в 1934 году в своих «Воспоминаниях» признается в отсутствии у него всякого патриотизма и пишет: «. 1). Бенуа много работал с книгой.
«Медный всадник» Пушкина с иллюстрациями Бенуа
Сочинения» (т. Пространство организовано расширяющейся во все стороны перспективой. Вода поднялась на 4 м 21 см, затопив бльшую часть тогдашнего города. Вообще весь цикл выражает какую-то безнадежность.
Вторая редакция иллюстраций была выполнена Бенуа в 1905 году. Мы видим Петра на постаменте, на которого наступает как бы сотканный из стихии мифический лев. В последние годы работал над мемуарами. Пушкина. Он принадлежал к обрусевшему французскому роду.
Картинки «Медный всадник» (36 фото)
Мы видим то приниженно-робких, то надменных и чопорных придворных. Героиня «Домика» (с сюжетом в традициях «Декамерона») – чувствительная, легкомысленная и изобретательная девушка, дочь вдовы-чиновницы. Как отмечает Н. Лапшина: « круг интересов «Мира искусства», особенно его крупнейших представителей, был необычайно широк и разнообразен.
Анисимова и при содействии Петроградского отделения Госиздата. каждый рисунок, вышедший из-под пера, кисти или резца художника, должен стать оттиском и быть переработан в полиграфическую форму, за счет чего порой страдает качество изображения не в пользу оригинала.
Но он видит прямую связь между содержанием текста и иллюстрацией, призывает художников быть даже в большей степени «читателями», чем рисовальщиками. Рисунки Бенуа «произвели фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа». Набор был выполнен еще в 1917 году в старой орфографии особым декоративным шрифтом. В 1916—1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».
Описание основной иллюстрации к Медному Всаднику
Издание «Медного всадника» с иллюстрациями А. Бенуа стало знаковым событием в истории издательского дела и книжной графики. Они имели две основные публикации: в журнале «Мир искусства» в 1903 году и в отдельной книге только в 1923 г. Иллюстрации получили высокую оценку критиков и знатоков книги, так и не сошедшихся во мнении, которому из изданий отдать пальму первенства. Известно, что формат журнала «Мир искусства» значительно отличался от задуманного художником для помещения своих иллюстраций.
Любовная записка» (1905, ГТГ), «Итальянская комедия» (1919, НХМ), «Итальянская комедия» (1905, ИХМ), «Арлекинада» (ГМИИ) и др. «Отсутствие жёсткой связи между автором и высказыванием соответствует повествовательной стихии «Медного всадника», которая вбирает в себя слухи, толки, анекдоты, «общие места» поэтических традиций, разноречивые идеологические установки. Новый день, встающий над Петербургом, уже не находит следов давешних разрушений, все приведено в порядок, город зажил привычной жизнью. Эта серия так и не была напечатана.
Иллюстрации Александра Бенуа к поэме Медный всадник
Евгений – не просто бедняк и (используя позднейшее критическое клише) «маленький человек». Далее следуют дамы и кавалеры в пышных нарядах и пудреных париках. Островной пейзаж, разворачивающийся за спиной богини — это вид с афинского Акрополя.
Издание оформлено выдающимся художником-акварелистом, талантливым искусствоведом Александром Николаевичем Бенуа (1870-1960), создателем и вдохновителем знаменитого художественного объединения «Мир искусства». Вот таким образом обращение к «Петербургской повести» имеет для художника прочные обоснования. Театр занимал отдельную, едва ли не главную страницу в его жизни.
«Эскиз иллюстрации к поэме Пушкина «Медный всадник»» (2)
Изучая исследуя творчество А. Бенуа, следует рассматривать его художественную деятельность в контексте объединения «Мир искусства», явившегося одним из самых значительных культурных феноменов начала XX столетия. Спб. : Комитет популяризации художественных изданий, 1923. Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907) издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901), нарисовал обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Помимо станковой живописи и графики им принадлежат высокие достижения в искусстве книги Можно даже сказать, что в театральной декорации и книжной графике творчество художников «Мира искусства» составило важнейший этап в истории не только русского, но и мирового искусства». «Венец петербургской иллюстрации», «самая примечательная книга Комитета» изданий это было задумано ещё Кружком любителей русских изящных изданий: в 1903 году по заказу. В самом деле, как смерть неразборчива или жадна к хорошему».
Но прошу, без всякого шума, ни словесного, ни письменного». Лишь Евгений не устоял против потрясений. Велико дело миллион, но соль, но хлеб, но овёс, но вино.
- Александр Бенуа – хранитель русской культуры
- Публицистика Бенуа: книги, статьи, письма
- Галерея: картины, эскизы, портреты, декорации
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обратимся к авторскому комментарию: «Получаемые из типографии оттиски, воспроизводящие мои рисунки (сделанные в стиле политипажей 30-х годов), я тотчас же раскрашивал в «нейтральные» тона, которые должны были затем припечатываться литографским способом». Однако, мнения критиков по этому вопросу очень неоднозначны. Однако историческое, топографическое расположение льва, на котором сидел Евгений, не позволяло Бенуа реализовать конфликт в одной иллюстрации, силуэт памятника лишь едва намечен пятном вдали. Перечитывал я на днях письма Дельвига в одном из них пишет он мне о смерти Веневитинова. Но императора остановили, сообщив о сне одного майора. Главная цель иллюстрации — «обострять убедительность тех образов, которые были порождаемы чтением, оставаться в тесной гармонии с основным содержанием книги. ». Для Бенуа особенно важно живописное и поэтическое равновесие композиции.
Если следовать меткому замечанию Виппера о том, что для оценки работы художника-иллюстратора «всегда в конечном счете решает критерий — уловлен ли дух произведения», то работа Бенуа представляется вершиной мастерства книжной иллюстрации. В свою очередь 3 августа 1831 года, во время эпидемии холеры, Пушкин пишет Петру Плетнёву: «С душевным прискорбием узнал я, что Хвостов жив. А. Осповат пишет: «Пустота спусковых полос и полей, которая возникла из-за разности в ширине текста и иллюстраций читается как рыцарский жест графики в сторону поэзии». Здесь мы наблюдаем отход от образного строя поэмы. Голике и А. И. Дягилев писал по этому поводу в одном из номеров «Мира искусства»: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». В ней он писал: «Украшенная» книга — вовсе не лучше от того цель иллюстраций — вовсе не украшать книгу, пояснять рассказ или вести собственный параллельно.
Подобным образом рассуждает в своей работе Виппер: «. В 1917-м книгу набрали в типографии Р. Р. Даже беглый просмотр костюмных эскизов: «Уличная танцовщица», «Цыганка», «Ряженый-маска», «Кормилица», «Кучер», «Купчиха», «Шарманщик», «Лавочник», «Торговец», «Фокусник» и др. «Эхо прошедшего времени» слышится в изображении панорамы Петербурга конца XVIII века. Мы понимаем, что перед нами не обычный человек.
- Рисунок акварелью собирателя открыток
- Галереи, серии картин, портретов
- СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Гром-камень для Медного Всадника
Среди его работ – знаменитая «Азбука в картинках» и неосуществленное издание «Последнего из Могикан» Фенимора Купера. Бенуа создал единственную, почти конгениальную Пушкину страницу»19. А. Бенуа иллюстрирует его много и охотно. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР.
Реальный пейзаж Версальского парка становится здесь основой, в которую воображение художника «инкрустирует» острые, нервные силуэты: король, придворные, слуги. Ноябрь в Петербурге дышал холодом, Нева плескалась и шумела. Это здания, относящиеся к раннему, крито-микенскому периоду истории Греции. С. Пушкин.
- Картинки «Живые цветы» (45 фото)
- Картинки с пожеланием «Спокойной ночи, любимая» (37 фото)
- Фото «Как украсить шапку своими руками» (37 картинок)
- Люблю твой строгий, стройный вид,
- Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Это «хоровая» стихия, в ней важен не индивидуальный голос, а полифония речевых партий из которой и родится «историческая правда», – указывает филолог Мария Виролайнен. Обозначим дополнительно ряд художественных особенностей иллюстраций. Куда больше его занимает эстетика, настроение и атмосфера, поэзия эпохи. Продавалось издание достаточно дорого — по 15 рублей.
Эскизы декораций, костюмов и бутафории: «Эскиз декораций к первой, второй, третьей картинам балета «Петрушка» (все – ГРМ), эскизы бутафории: «Лошадь», «Самовар», «Качели», «Карусель» (все – ГРМ), а также эскизы костюмов (ГРМ, ГЦТМ) рождают контрасты цвета, эмоций, образов. А через неделю еще одна неприятная новость: «начальник Экспедиции, вместо заказанного мне «Медного всадника» принял другой»14. Приложение I, рис. – принадлежала искусству высокому, с другой стороны, каждое издание было подчинено строгим техническим требованиям и таким образом становилось объектом искусства промышленного и прикладного. Евгении.
- И скрыться вглубь меж их рядами
Ее язык построен на переходах и умалчиваниях». Это приводит его к мысли попробовать свои силы в области искусства «высокой моды» В 1912 году он создает «Фантазию на тему современного костюма» для Пакен, получившую большой резонанс в мире Парижской моды. Таким образом, целостность восприятия «текст-картинка» была нарушена. Это сообщает Петру характер возвышенного, недосягаемого величия.
Вступительную статью к изданию написал известный пушкинист П. Е. 4), то она кажется эмоционально бледнее. Графические заставки символичны, отражают романтический, фантастический характер поэмы. В год выхода книги исполнилось 20 лет с начала работы над этим циклом. В то время Бенуа работал над материалами для «Мира искусства», посвященными Петру I и задумал проиллюстрировать «Медного всадника» А. С. Пушкина. Особое место занимают исполненные Сомовым графические портреты творческой интеллигенции.
В составе тиража были выпущены именные и нумерованные экземпляры. Именно в ней лежат истоки смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства» и А. Бенуа лично. За Акрополем — освещённая молниями долина, поросшая серебристыми оливами. Слишком похоже на прежний»13. В 1905 году художник, находясь в Версале, заново переработал шесть своих прежних иллюстраций и выполнил фронтиспис к «Медному всаднику» — для издания, выпущенного в 1912 году Санкт-Петербургским обществом грамотности, а затем и в 1916 году — для Общины св. Александр Николаевич Бенуа родился в Петербурге в 1870 году. Фантазия на тему итальянской комедии (1906, ГРМ), «Итальянская комедия» (1901, ГРМ.
А пока Павел I, восседая на белом коне, командует парадом войск. Сопоставимый (но меньший) «потоп» в Петербурге произошёл ровно через сто лет, в 1924 году. Ещё в гимназии Сомов познакомился с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, с которыми позже участвовал в создании общества «Мир искусства». Участвовал в балетной антрепризе С. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. Оно не имело столь трагических последствий, как в 1824 году, «.
Поза Петра в противовес его свите, буквально сдуваемой с ног, уравновешена и спокойна. Современники видели в художнике живое воплощение духа артистизма. Остановимся на ключевых эпизодах поэтического и иллюстративного материала.
Тираж отпечатан в типографии имени Ивана Федорова (бывшей типографии поставщиков Двора Его Императорского Величества Р. Голике и А. Вильборг – одной из лучших российских типографий) под наблюдением авторитетнейшего печатника первой четверти ХХ века В. И. Вообще своего рода «культ Пушкина» был свойственен многим мирискусникам. Люди почти полностью растворились в окружающем пейзаже, стихии гранита и воды. Оно совпадает с именем героини комической поэмы «Домик в Коломне» (1830), посвящённой непритязательным обитателям именно того района, в котором живёт Евгений.
Тираж 1000 экз. Текст и иллюстрация (печатная графика), таким образом, представляются родственными явлениями и на первый план выступает их стилистическое единство. Верещагина А. Н.
Был женат на Елизавете Владимировне Гиацинтовой (1888—1965), дочери искусствоведа Владимира Гиацинтова и сестре актрисы Софьи Гиацинтовой. Начало XX века наполнено предчувствиями потрясений. «Час пирушки холостой» не противостоит «однообразной красивости» парада «задумчивость» белой ночи – бодрости зимнего дня. Несомненно, любопытно в контексте данного исследования обращение Бенуа к теме катастрофы, стихии.
Если вспомнить аналог этой иллюстрации, сделанной в 1903-м году (см. Бенуа ожидал выхода книги к концу года, но «Кружок любителей», в лице бывших «лицеистов», знавших Пушкина лично, несмотря на, в целом, благосклонную оценку его работы, потребовал переделки изображения поэта, которого художник изобразил с лирой в руке на фоне Петропавловской крепости. В иллюстрации Бенуа решает эту задачу следующими образом. Петербург есть нечто, действительно, драгоценное для всей русской культуры». В иллюстрированной двухцветной издательской обложке.
Также иллюстративный материал богат пластическими связями, повторами. При анализе многочисленных произведений А. Бенуа: «Арлекинада. Наверное, помимо чисто ремесленных особенностей именно реально-фантастический, романтический характер «Петербургской повести», самого города, которым был так увлечен Бенуа, обусловил выбор художника в пользу литографии. «Неудачу» книги 1923 года тоже признали наиболее серьезные критики: книга вызывала ощущение дисгармонии, неслаженности, случайности». Здесь мы наблюдаем соответствие Пушкинскому «стоял Он», происшедшей замене имени на местоимение. Мстислав Добужинский так писал об этом периоде: «Проникновение искусства в жизнь через рампу, отражение театра в повседневной жизни, влияние его на область моды — сказалось в том глубоком впечатлении, которое сопутствовало блестящим триумфам «Русских сезонов» Дягилева в Париже.
Поздним вечером возвращается домой в свою каморку в бедном районе Петербурга, называемом Коломной, мелкий чиновник по имени Евгений. Стилистическое единство наиболее полно осуществляется при использовании одинаковой техники подготовки клише. Но нужно сказать, что оба издания, безусловно, обладают высокой художественной ценностью и большим значением для русского «искусства книги», а также являются одними из самых цельных и объемных иллюстрированных изданий к произведениям А. С. Пушкина. Печаталась она в Государственной типографии им. «С того момента исчезает Евгений-псевдоним из своего дома в него поселяется «бедный поэт» не в доме поселяется, а в душе Евгения: вот где корень его сумасшествия действует волей Евгения «бедный поэт», переживающий собственное бытие («Не дай мне бог сойти с ума») под маской Евгения что «бедный поэт» вскоре по написании поэмы то именно и перенёс, – мы знаем: пережил прикосновенность к мрамору дворца и к мраморным зверям подъезда пережил и «плети» презрения на балах, где на поэта повёртывались и указывали: «Посмотрите на эту обезьяну».
Критики справедливо отмечают непосредственность в ранних иллюстрациях. Но существовали и другие мнения. И спорить стало ей невмочь. Такое решение, однако, все же несколько умаляет драматичность эпизода.
Словно на сцене театра проходит перед зрителем шествие. Ворт и Пакэн — законодатели парижских мод — стали пропагандировать Бакста» (М. Художник пишет: «. Акварели и гуаши на историческую тему, как всегда у Бенуа, объединены в серию, но посвящены исключительно отечественной истории в них сильнее, нежели прежде, «звучит чувство родины».
23 ноября 1905 года, он пишет в своем дневнике: «Компоновал «Медного всадника». Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока«Театр» и др. Мысль об иллюстрировании поэмы «Медный всадник» возникла у Бенуа в 1903 году. Сияющий отблеск луны на челе монумента усиливает впечатление фантастичности происходящего.
С. Пушкин. Этот пряный сказочный Восток пленял необычайным размахом фантазии. И хотя мнение критиков не было единодушным, всё же большинство соглашалось, что «иллюстрации к Медному всаднику до того дополнили произведение Пушкина, что графика и петербургская повесть явились неразрывным целым и в настоящее время немыслимы одна без другой». Но, несмотря на отрицание всякого патриотизма: «Только родина, Петербург и проч. Линия живая, неровная, рисунок больше похож на набросок к ситуации, а новый – более статичный и цельный – говорит о застывшем глубоком страхе. Это символизирует победу разумной государственности над силами природного хаоса. Вершиной творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900) изображенной на фоне пейзажа с флейтистами.
Даже тучи, только намеченные линией, кажутся тяжелыми (см. Обратим внимание и на традиции, которые использованы автором. Там ветры бурные, союзники реке, С порывом ухватя плывущих на доске, Сокроя от очей предметы им любезны, В пределы мрачные свергают лютой бездны. Всё тонет, плавает по улице, рекам, Спасенья нет коню, пощады нет волам. Заканчивалось послание довольно благостно:Умолк на Бельте рёв и онемели стоны, Посыпалися здесь с престола миллионыСреди Петрополя от ярости злых водПусть есть погибшие, – но, верно, нет сирот. Любовью чистою, небесною согретыВсе у пристанища, упитаны, одеты, Все, благости прияв священнейший залог, Рекут: «Средь тяжких зол есть милосердый Бог». Напротив имя Параша (уменьшительное от Прасковья) – скорее простонародное (как многие имена с греческим корнем).
Издание открывается фронтисписом изображающим сцену погони. Первые работы, 1903 года, он перерисовал наново, с некоторыми изменениями. Ещё одно важное отличие – полифоничность. «Материальные» особенности издания, такие, как качество бумаги, печати, позволяли говорить о книге как об «одном из крупнейших полиграфических достижений революционного времени», однако разобщение графических стилей, картинный, «некнижный» характер иллюстраций, подавляющих тонкие столбцы текста, обусловили критические замечания в адрес издания.
Кроме того, Бенуа планировал размещать по одному рисунку на каждую страницу, к соответствующему ей участку пушкинского текста, а в «Мире искусства» иллюстрации то врывались между фрагментами текста, то находились над ним. В книгу вошло 37 рисунков Бенуа: фронтиспис, 29 цельнополосных иллюстраций (они сопровождали на развороте каждую страницу текста), 6 чёрно-белых заставок и концовок и сюжетная виньетка на обложке. Его мать, Надежда Константиновна (урождённая Лобанова) была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. Он не мог иначе.
Костюмы по эскизам Бакста, относящие публику к краскам и формам ориентализма и «Большого стиля» Людовика, настолько поражали, что стали выходить за рамки театра и балета. У Александра Бенуа – это «Версальские пейзажи» на тему эпохи Людовика XIV, но его интересует не собственно историческая картина, хотя, как художник по костюмам и историк искусства, он уделяет историческим деталям большое внимание. Что еще могло быть более подходящим для передачи духа Петербурга, «самого умышленного и отвлеченного города», его призрачности, эфемерности.
Другие особенности стиха «Медного всадника» проанализированы в книге Андрея Белого «Ритм как диалектика и «Медный всадник» (1929). Близкую мысль (постамент как «застывший водопад») обыгрывает Адам Мицкевич в посвящённом памятнику стихотворении. Актеры здесь живут, полностью погруженные в свою игру.
В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже. И, конечно, его грандиозный цикл, его, по мнению многих современников, самая значительная работа – иллюстрации к «Медному всаднику», о которых пойдет речь в следующей главе. Здесь можно упомянуть блоковую книгу, где текст и иллюстрация печатались с одной доски. А один из них изображающий преследование Евгения «Всадником», вошел в известное издание 1923 года.
Критики говорили о навязчивости Петербурга в последнем издании. Этот потоп с ума мне нейдёт, он вовсе не так забавен, как с первого взгляда кажется. Ты видишь, что я беспристрастен. Бенуа сделал несколько иллюстраций к «Пиковой даме» для трехтомного собрания сочинений А. С. Пушкина, вышедшего к столетию поэта в 1899-году, ряд иллюстраций к «Капитанской дочке» в 1904 году. Такой техникой была ксилография.
В разных местах мы наблюдаем приемы кадрирования. Тот же мотив повторяется несколько раз. Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи». В 1920-е гг. Вспомни моё пророческое слово: Хвостов и меня переживёт».
В этом ключе возникают художественные публикации Бенуа, в том числе «Живописный Петербург», серия петербургских акварелей гг. «Кумир на бронзовом коне» возвышается над Невой «в неколебимой вышине». Два наброска), «Фигуры для итальянских комедий» (1901, ГРМ), «Арлекинада» (1906, ГТГ), «Итальянская комедия.
Сюда, может быть, с трудом пробирался охотник, какой-нибудь длинновласый финн В пушкинской картине «светлого», прекрасного Петербурга гармонически соединяются пафос частной жизни и монументально-имперское начало, романтическая взволнованность и классицистская рациональность. Третьи упрекают художника в отсутствии в книге равновесия между шрифтом, текстом и рисунками, высказываясь в пользу издания в «Мире искусства», а то и в пользу издания иллюстрированного другим художником. Бенуа выполнил 33 рисунка чёрной тушью, однако они были отвергнуты как «декадентские».
Стилистические особенности литографии служили раскрытию романтического облика поэмы. Но главное место в этом списке занимает иллюстрирование А. С. Пушкина. На это работает и пластика самого монумента Этьена Фальконе. Она находится ближе к зрителю. Бенуа сам подчеркивает свою увлеченность именно этой характерной чертой: « именно эта поэма меня пленила, трогала и волновала своей смесью реального с фантастическим. ». В основу иллюстративного материала художественного издания поэмы «Медный всадник» 1923 года положена третья редакция рисунков Бенуа, выполненная им в 1916 году.
Петербург и Москва уподоблены царицам, женщинам, подчиняющим себя «мужской» воле Петра, служащим проводниками, посредниками в его борьбе за укрощение Хаоса. В 1894 году впервые участвовал в выставкеОбщества русских акварелистов. Эфрос писал: «О Пушкине языком рисунка, языком графики так не говорили. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления»10. Всадник, скачущий за Евгением — не ожившая скульптура, а запечатленный монумент Фальконе.
Здесь Бенуа совместил все, что создал к «Всаднику» ранее. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Евгении Красного Креста.
входил в состав художественного объединения «Маковец». Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи»17. Кроме того, разработал макет издания, после чего отдал рисунки в типографию. Их критику можно в целом свести к тому, что иллюстрации первого цикла – более непосредственные и живые, что свойственно юности вообще, а более поздние – более зрелые, более точные и строгие. Вот таким образом изображения несколько «потерялись» на просторных журнальных страницах.
Пушкин противопоставляет наивно-либеральному осуждению «тирании» и надеждам на то, что «весна придёт с Запада» (притом что петровская тирания как раз вестернизацией и порождена), более сложное и многомерное, внутренне противоречивое понимание истории. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Так, после смерти Дмитрия Веневитинова (прожившего всего 21 год) Дельвиг пишет Пушкину (21 марта 1827 года): «В день его смерти я встретился с Хвостовым и чуть было не разругал его, зачем он живёт. Действие откровенно театрализовано, обращено на публику. В 1909 году высланый из Петербурга Бакст примкнул к балетной труппе С. П. Дягилева «Русский балет». Щёголев. вода в Неве и в каналах выступила из берегов и улицы на несколько часов превратились в реки», однако предоставило художнику ценнейший живой материал для работы.
Значение иллюстраций Бенуа к «Медному всаднику» далеко не исчерпывается их чисто графическим качеством. Он скитается по городу, полный мрачных дум и в ушах его все время раздаётся шум бури. В этих своеобразных «этюдах-картинах» маленькие фигурки иронически дополняют, оживляют пейзаж, делают яснее и нагляднее его ведущую тему. Издание вышло в иллюстрированной обложке и суперобложке.
Их место в пространстве книги также горячо обсуждалось. Это определило своеобразие жанра: речь идет о строго документированных картинах-иллюстрациях, «картинах для печати». В своем творчестве А. Бенуа вдохновляется эстетикой французского романтизма XVIII века, архитектурой Версаля и старого Петербурга. Пушкинисты сочли, что Бенуа «давит» Пушкина и, таким образом, не выполняет назначения иллюстрирования Поэта.
Мысли Евгения внезапно проясняются, он узнает это место и того, «чьей волей роковой / Под морем город основался». «Закрытие феатра и запрещение балов – мера благоразумная. Т. е. Машкова, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на живописном отделении (1908—1910) и после перерыва на скульптурном (1915—1918). Он встаёт, торопливо бродит и внезапно видит дом, перед крыльцом которого стоят мраморные изваяния львов с поднятыми лапами и «над ограждённою скалою» на бронзовом коне сидит всадник с простёртою рукой. Над этой серией, состоящей из шести больших листов, художник работал весной 1905 года (в Версале) и в ноябре того же года.
Бенуа сделал две иллюстрации к этим строкам (см. А работы 1905 года повторил почти без изменений. Лавочники, видя освещение бельэтажа, могли бы разбить зеркальные окна и был бы убыток. В конце книги была помещена «Справка об иллюстрациях к Медному всаднику», где кратко излагалась история создания этой графической серии.
живописи, скульптуры и архитектуры». Сам Бенуа говорит о своем происхождении: «родины у меня никакой нет»6. Особенно излюбленной стала тема царских шествий.
Так в скитаниях проводит он неделю, месяц, бродит, питается подаянием, спит на пристани. Филигрань – «Печать Императорской академии живописи, скульптуры и архитектуры» с двуглавым орлом. Не только герой со своей бедой время от времени теряется на фоне картин общего несчастья, но и голос автора исчезает среди «чужих слов». Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов.
Исполненные тушью и акварелью, рисунки имитировали цветные гравюры на дереве. Экземпляры нумерованы издание отпечатано на бумаге верже. 35x27 см.
Памятник водружён на естественную скалу («Гром-камень»), которой придана форма волны. Иллюстрации к поэме можно рассматривать в контексте общей художественной деятельности Бенуа по «реабилитации» художественного и культурного статуса Петербурга. Серия состояла из шести иллюстраций, включавших и знаменитый фронтиспис. Техники акварели, пастели, гуаши были излюбленными в творчестве художников «Мира искусства», они служили воплощению таких важных для художников ощущений как «эфемерность бытия, хрупкость мечты, поэтичность переживаний».
В полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г. ), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г. ), «Жар-птица» Стравинского (1910 г. ), «Карнавалу» (1910 г. ), «Нарцисс» Черепнина (1910 г. ), «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г. ), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г. ), «Синий бог» Р. Гана (1912 г. ), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г. ), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г. ), «Игры» (1913 г. ), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г. ), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г. ), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г. ). Именно за счет этой двойственности и определялось развитие книжной графики того времени. И по масштабам и по последствиям наводнение не имело себе равных. Как будто околдованный мрачными мыслями, Евгений не может сдвинуться с места, а спиной к нему, возвышаясь над стихией, «стоит с простёртою рукою кумир на бронзовом коне». В начале издания, на титульном листе, Медный всадник на своем постаменте, вставший на дыбы и устремленный на нас, как бы приветствует читателя (зрителя), но его приветствие носит скорее тревожный, угрожающий характер.
Несомненно, описание Петра и Петербурга в «Медном всаднике» содержит полемику даже не с Мицкевичем, а с «русским поэтом» (то есть самим же Пушкиным) в описании Мицкевича. Другие провозгласили новые иллюстрации Бенуа как «самую высокую среди попыток иллюстрировать Пушкина»18. Это Петербург, являясь в то же время и воплощением власти или ее продуктом, угнетает «маленького человека» Евгения. В этом мы обнаруживаем общность замысла Пушкина и Бенуа — создать гимн творению Петра. Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться. Приложение I, рис.
председателя Кружка В. А. «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках» (Максимилиан Волошин). В иных случаях кукольные персонажи композиций Бенуа вырастают, оборачиваются к зрителю и, подавляя собою пейзаж, начинают играть в картине доминирующую роль («Король»). В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. 3, СПб. : Брокгауз-Ефрон, 1909)15. Его все ещё оглушает внутренняя тревога. Выполнены они на протяжении 1907—1910 годов по заказу книгоиздателя И. П. Кнебеля, выпускавшего интереснейшее издание «Русская история в картинках» с участием Серова, С. Иванова, Лансере, Кустодиева, Добужинского, Кардовского, Рериха.
Стоит привести, к примеру, такое высказывание из предварительных заметок к «Истории Петра» : «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Обратимся к иллюстрации с Евгением на льве («на звере мраморном, верхом, без шляпы, руки сжав крестом»), которая является завязкой драматического конфликта. Таким образом, в «Медном всаднике» Пушкин снова обращается к жизни низших городских сословий, но уже в трагическом ключе.
В довоенный период активно работал в области книжной иллюстрации, особенно к произведениям Л. Н. Толстого лучшей из этих работ Большая энциклопедия «Терра» называет литографии к повести «Холстомер» (1934 год, для издательства «Academia»). А осенью 1903-го в Петербурге случилось наводнение, не достигнувшее, правда, тех масштабов разрушения, которые случились при наводнении 1824-го года, но живо напомнившее многим это событие, красочно описанное А. С. Пушкиным все в том же «Всаднике». В отличие от редакции 1903, в которой Петр занимает центральную часть рисунка, обращен к зрителю «en face», на рисунке 1916 года Петр стоит в отдалении и обращен к зрителю боком, почти спиной. Изображённая женская статуя — тип архаической коры, которая улыбается загадочной архаической улыбкой и держит в рукахсинюю птичку (или голубя — символа Афродиты).
Первая редакция иллюстраций к «Медному всаднику» была создана в 1903 году в Риме и Санкт-Петербурге. Пустые улицы подчеркивают одиночество и отчаяние Евгения. Хвостов и его пережил. Естественно, что он некоторым образом отличается от того, что было на двадцать лет раньше. Художник, помимо иллюстраций, разработал к будущему изданию обложку, заставки, концовки.
Мелкий чиновник, «живущий жалованием», не имеющий ни доходов от поместий (как большинство дворян), ни приносящей доход свободной профессии (как сам Пушкин), – постоянный герой последующей петербургской прозы середины XIX века. Там большая часть домов была повреждена иные смыты до основания, все заборы ниспровергнуты и улицы загромождены лесом, дровами и даже хижинами. 1). Наш геройЖивет в Коломне где-то служит, Дичится знатных и не тужитНи о почиющей родне, Ни о забытой старине. Шрифт издания стилизован под шрифт пушкинского времени, что завершало ощущение органичного единства всех элементов издания и формировало его неповторимую эстетику.
Видимо, это и есть характерная «палитра» города, где белые ночи создают ощущение иллюзорности, призрачности окружающего пространства, где болотная почва рождает безумные видения. Не надо забывать, что необычное по тем временам долголетие «поэта, любимого небесами» противопоставлялось трагическим судьбам его более талантливых современников. в моей крови сразу несколько (столь между собой завраждовавших) родин — и Франция и Неметчина и Италия. Отметим также и наводнение, случившееся в Петербурге осенью 1903 года. Они получились схожи по сюжету, но их стилистика и характер – различаются.
По другой версии, Пушкин мог заимствовать идею об ожившем памятнике из Дон Жуана. Дед его и отец были архитекторами, прадед – композитором и дирижером. В этом отразился замысел Бенуа и особенности пушкинской поэтики — мы прекрасно видим, чувствуем образы за пределами рисунка порывы ветра, вздымающие одежды, позволяют отчетливо различить шумящий лес за спиной у зрителя. Вечно только одно искусство.
Каждый представитель семейства Бенуа имел отношение к искусству и Александр не мог не связать свою жизнь с искусством: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к «знаточеству», стал проявляться с очень ранних лет. Кроме того, художник пытается найти новые формы для продолжения цикла к «Всаднику». Медный всадник» (СПб. : Общество грамотности, 1912) «А. Их спины лучше всякой мимики повествуют о том, что сделать ровным счетом ничего нельзя, но при этом утверждают свою значительность.
книжная иллюстрация должна быть одновременно и образом и орнаментальным знаком». С другой стороны, стремление к объединению различных творческих функций во имя эстетической целостности произведения надо отметить как тенденцию, вообще характерную для Бенуа (с особой силой она проявится позднее в его театральных работах). Иллюстрации должны служить «украшением в смысле подлинного оживления текста, в смысле его уяснения. ». Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства.
Нева всю ночьРвалася к морю против бури, Не одолев их буйной дури. Среди поздних работ выделяется серия литографических портретов деятелей культуры. Бенуа наряду с Сомовым, Бакстом, Добужинским был одним из его основоположников. Петербург смело можно отнести к героям произведения. Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой «семейной заразы», что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами.
Свое отношение к происходящим в жизни города событиям Бенуа определяет как «исторический сентиментализм», вызванный контрастами старого, «классицистического» и нового индустриального строя жизни, наступлением чужеродных архитектурных элементов (фабричные строения, заводские корпуса), уничтожением исторических памятников. В качестве примера для анализа он использует «Медный всадник» и, анализируя динамику этих чередований, приходит к выводу о «подлинном» смысле поэмы, в котором скрыты автобиографические обстоятельства и сложные отношения Пушкина с царским двором. Текст «Медного всадника» впервые был напечатан в окончательной редакции поэта, без цензурных искажений и по старой орфографии (с набора, сделанного ещё в 1917 году, для чего издательству пришлось получить специальное разрешение). Акад.
Все это наделяет книжную графику в XX-м веке особым, двойственным положением. Об этом — картины «Фантазия на версальскую тему» и «Прогулка короля». Учился в Москве, первоначально в студиях Ф. Рерберга и И.
Любопытно, что Бенуа «очищает» горизонт от Пушкинских образов «бедный челн», «чернели избы». «Ночь и туман ближе литографии, чем дневной свет. Библиофильское издание, ставшее произведением печатного и художественного искусства. «Бедствие на Адмиралтейской стороне (кроме Коломны) не было столь ужасно, как в вышеупомянутых селениях на берегу Финского залива, в поперечных линиях Васильевского острова близ Смоленского поля, на Петербургской стороне и вообще в местах низких, заселённых деревянными строениями. Прототипом статуи послужила статуя, найденная при раскопках на Акрополе. В 1879—1888 годах учился в гимназии К. Мая. Несмотря на то что наводнение продолжалось всего несколько часов (с 10 – 11 утра до 6 – 7 вечера), число жертв составило, по разным оценкам, от 200 до 600 человек.
Именно «современность» иллюстраций Бенуа не менее существенна в данном издании, чем свойственные художнику чувство стиля, понимание пушкинской эпохи и умение искусно театрализовать действие. Со временем получили развитие иные техники — резцовая гравюра, литография. До чего ты довел мою Россию. Более поздняя серия иллюстраций хорошо работает на этот принцип.
«Русские сезоны» в Париже оставили незабываемое впечатление не только мастерством артистов балета, но и размахом и колоритом, экзотикой и экспрессией созданных Бакстом костюмов и декораций. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает. Он женственен (дважды повторяющаяся рифма «столица-царица», «столицей-царицей»). Однако ж, под облаками, орошенное звуками его стихов издыхает все живое. С 1899 года жил в Петербурге.
Они сугубо реальны — своей интеллектуальной энергией — созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты поэтов А. А. Блока, М. А. Кузмина, В. И. Иванова, ), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др., по праву считающиеся предельно объективными. Петр же — гений этого города и фальконетовский монумент является его олицетворением. Книжные иллюстрации к поэме выполнены в технике литографии. Сцены приближения Евгения к монументу, погони имеют кинематографический характер.
Но за последующие столетия самое большое наводнение произошло именно в 1824 году. Его дед переехал из Франции в Петербург почти за сто лет до рождения художника. Новые – упрекают в излишней «постановочности», появившейся у художника, согласно их мнению, после бурной театральной деятельности. Анисимова. Их следует искать вовсе не в западноевропейской графике, как может показаться, если верить легенде о «прозападной» ориентации мастера, а в русском народном творчестве — в народной игрушке и лубочной картине, в представлениях ярмарочного театра и кукольного театра «Петрушки».
Добужинский). В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. Это послужило несомненному успеху цикла, поставив его на вершину не только творчества самого Александра Бенуа, но «искусства книги» вообще. Если тебе вздумается помочь какому-нибудь несчастному, помогай из Онегинских денег.
Издание выполнено на бумаге ручной выделки изготовленной еще до революции. Он представитель характерной петербургской социальной страты – мелкий чиновник.