Михаил Врубель Картина Сирень

Вы читаете статью Художник Михаил Врубель, картина Сирень. Многие художники находились под впечатлением от цветущих весной и летом деревьев и кустарников, но сирень, занимающая все пространство картины, впервые прозвучала так необычно и сильно, что была признана одним из лучших пейзажей, написанных Михаилом Врубелем. Картина «Сирень» была создана Михаилом Врубелем в 1900 году в период зрелости и ощущения быстрой утраты реальности.

Картина Врубеля Михаила Сирень: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Сирень, Михаил Врубель, 1900 – описание картины

В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Одежда девушки написана темным пятном, никак не уточненным и не детализированным. Но подобное состояние передано языком живописи.

Свою героиню Врубель называл Татьяной (связывая свой мир со светозарным пушкинским миром природы) — по его мысли, она должна была воплощать душу сирени.

Эдуардс вместе с К. Костанди пытался в тот период реформировать Одесскую художественную школу и решил привлечь к своим целям и Врубеля. Он вникал в плетения стеблей, колючих еловых веток, в «архитектуру» гроздьев сирени, диковинные формы рогатых раковин, в структуру ледяных кристаллов, образующих зимой на стекле узоры, похожие на папоротники. Художник словно проявляет духов природы, явившихся из древнего мифологического сознания. Это стремление, а вовсе не достижение (обретение смысла), было всегда дорого художнику. Это картина художника «Демон», а также иллюстрации к одноименной поэме М. Ю. Лермонтова.

Плоть врубелевских персонажей, как в известной арии варяжского гостя, «от скал тех каменных», от минералов и металлов, от растительного царства. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.

В картине, в сущности, не происходит ничего, что можно было бы пересказать словaми. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.

«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Черты ее лица напоминают любимую модель и жену художника, оперную певицу Н. И. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым.

Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Он вновь стал посещать академические вечерние классы, куда свободно допускались любители и оттачивать пластические навыки21. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Римского-Корсакова «Снегурочка». Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.

Эта сирень и сама становится как живая. за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.

описание картины 
Врубеля Сирень

описание картины Врубеля Сирень

По воспоминаниям, Врубель киевской весной 1884 года переживал бурную влюблённость в жену покровителя— Э. Л. Прахову. В тени, которую бросает сирень, мы различаем фигуру девушки. Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».

Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. По мнению Н. А. Дмитриевой, лермонтовские иллюстрации явились вершиной мастерства Врубеля-графика69. Свою героиню Врубель называл Татьяной (связывая свой мир со светозарным пушкинским миром природы) — по его мысли, она должна была воплощать душу сирени. Савва Иванович очень увлёкся этой постановкой, лично перевёл либретто и финансировал антрепризу Панаевского театра, должна была выступать и прима— Татьяна Любатович.

Сохранились «Маргарита» из «Фауста» Гете, более поздние рисунки к «Анне Карениной», «Моцарту и Сальери». Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Художник здесь оказывается подобен Творцу, создающему мир из хаоса.

Художник Михаил 
Врубель, картина 
Сирень

Художник Михаил Врубель, картина Сирень

Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. А. М. Врубель заметил, что едва ли эта картина будет вызывать симпатии и у публики и у Академии художеств. На фоне яркого, цветущего куста, «составленного» из мазков разной фактуры, – темный силуэт женской фигуры.

Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо» (А. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Хрупкая фигура девушки, как будто фея темнеет в сиреневом цвете. Сведомские безоговорочно признавали творческое превосходство Врубеля и не только приютили его у себя дома, но и делились заказами82.

Сочинение по картине 
Врубеля Сирень

Сочинение по картине Врубеля Сирень

Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Врубель, один из мастеров русского Ар Нуво (Art Nouveau style, который появился в московском периоде творчества Врубеля), много работал в области монументально — декоративного и театрального искусства. Но кажется, что в этой картине сирень оживает буквально. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.

Только Врубель мог так прильнуть взглядом к этим чащам со всеми их изысканными деталями. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.

Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). На фоне яркого, цветущего куста, «составленного» из мазков разной фактуры, – темный силуэт женской фигуры. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).

Блок). В русском слове «сирень» переозвучено «Сиринга» — имя нимфы, преследуемой Паном и превратившейся в камыш из которого Пан соорудил флейту. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. В Венецию Врубеля командировали в обществе Самуила Гайдука— молодого украинского художника, который проявил себя исполняя росписи по эскизам Михаила Александровича. Нет, не стоит писать. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.

Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Эта птица с ликом девы едва ли станет послушной женой Гвидона и благополучия не обещает её грустный прощальный взор. за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны. Рассыпая по полотну цветки сирени, как бы «взбивая» облако парящего цвета, Врубель виртуозно разыгрывает тему с вариациями и название этой темы – «превращение Хаоса в Космос». Врубель, один из мастеров русского Ар Нуво (Art Nouveau style, который появился в московском периоде творчества Врубеля), много работал в области монументально – декоративного и театрального искусства.

Михаил Врубель, 
«Сирень» : описание 
картины

Михаил Врубель, «Сирень» : описание картины

У него есть определенный дар к подаче природных эффектов. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.

Один из современников Врубеля писал: Природа ослепила его. К «Гамлету» Врубель возвращался еще не раз — в Академии и потом в Киеве (прекрасная композиция в синих тонах — «Гамлет и Офелия»). Сирень и Пан связаны единством мифологического сюжета. Плоть врубелевских персонажей, как в известной арии варяжского гостя, «от скал тех каменных», от минералов и металлов, от растительного царства. Врубель, один из мастеров русского Ар Нуво (Art Nouveau style, который появился в московском периоде творчества Врубеля), много работал в области монументально – декоративного и театрального искусства.

Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». А потом — Демон, снова «Фауст» (большая серия панно), «Ромео и Джульетта» (эскизы для витража), потом русские былины и сказки, оперы Римского-Корсакова. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Рассыпая по полотну цветки сирени, как бы «взбивая» облако парящего цвета, Врубель виртуозно разыгрывает тему с вариациями и название этой темы — «превращение Хаоса в Космос». Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).

Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.

Но подобное состояние передано языком живописи. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. По некоторым свидетельствам «Сирень» навеяна романсом Рахманинова — этот романс Забела исполняла в концертах. Пышные гроздья, вспыхивая лиловым огнем, живут, дышат, благоухают в сиянии звездной ночи. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.

Лиловый и сиреневый — доминантные тона полотна. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». По некоторым свидетельствам «Сирень» навеяна романсом Рахманинова — этот романс Забела исполняла в концертах. Появление темноглазой феи как бы уже подготовлено созерцанием сиреневых масс, напоминающих груды аметистов.

Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Работа не привела к улучшению. Богатство природного мотива для него часто было лишь поводом. Его фантазия была способна преобразить простой цветок или куст в фантастическую феерию цвета и линий. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.

Масса зелени, то сгущающейся, то светлеющей до прозрачности и открывающей грунт, выдвигает нам навстречу цветы сирени — от этого возникает отчетливое ощущение словно «дышащей» картины. Врубель, один из мастеров русского Ар Нуво (Art Nouveau style, который появился в московском периоде творчества Врубеля), много работал в области монументально — декоративного и театрального искусства. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Увидел и поразился им.

Обстоятельства написания 
картины

Обстоятельства написания картины

По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.

По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Изображённая сирень очень живая, она как бы «дышит», то возникая из общей массы зелени, то сгущаясь в элементах соцветия. Пышные гроздья, вспыхивая лиловым огнем, живут, дышат, благоухают в сиянии звездной ночи. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Сирень»

Описание картины Михаила Врубеля «Сирень»

Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо» (А. Блок). В русском слове сирень переозвучено Сиринга – имя нимфы, преследуемой Паном и превратившейся в камыш из которого Пан соорудил флейту. Образ довольно не чёткий, очень простой, её фигура скрыта художником за распущенными длинными густыми волосами тёмного цвета.

Это души цветов и растений. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Я думала, что большие совсем не знают этих мест и этих маленьких видов.

Сочинение по картине 
Врубеля «Сирень»

Сочинение по картине Врубеля «Сирень»

Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Римского-Корсакова «Снегурочка». Черты ее лица напоминают любимую модель и жену художника, оперную певицу Н. И. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.

Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.

Репродукция картины 
Сирень Врубеля Михаила

Репродукция картины Сирень Врубеля Михаила

Этот ноктюрн не дописан Врубелем. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.

Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. «Сирень» и «Пан» связаны единством мифологического сюжета. Природа на картинах Врубеля так же одухотворена, как люди, а люди сотворены из того же вещества, что и природа, даже неорганическая. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. В данном случае у него это хорошо получилось с соцветием сирени.

В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.

  1. Актуальность театра в современном мире
  2. Подпишитесь на новостную рассылку музея
  3. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  4. Врубель, Михаил Александрович Сирень

Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40). В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Они обвенчались в Швейцарии в Женеве. Он вызывает у нас не ужас и отвращение, а чувство сострадания.

Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность. Плоть врубелевских персонажей, как в известной арии варяжского гостя, «от скал тех каменных», от минералов и металлов, от растительного царства.

Актуальность театра 
в современном мире

Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.

Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Она просто не может не появиться там.

Он пытался подарить её Э. Праховой, разорвал отвергнутую работу, но потом склеил уничтоженный лист. «Там, в ночной завывающей стуже, В поле звезд отыскал я кольцо. Свою героиню Врубель называл Татьяной (связывая свой мир со светозарным пушкинским миром природы) — по его мысли, она должна была воплощать душу сирени. Несмотря на суждение самого Врубеля, крыльев у Демона нет, однако существует их мираж, образованный контуром гигантских соцветий за плечом и откинутых волос72.

Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Один из современников художника позже (когда Врубель ослеп) написал: «Природа ослепила его за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны». В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.

Большую роль здесь сыграла одноименная поэта М. Ю. Лермонтова, к которой Врубель создал виртуозные иллюстрации — на их основе и сложилась графическая манера мастера, «трактующая мир как «магический кристалл». Очертание ее фигуры скрыто за спутанными волосами. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. По некоторым свидетельствам «Сирень» навеяна романсом Рахманинова — этот романс Забела исполняла в концертах. Почти все, сделанное Врубелем, первоначально вдохновлено, подсказано, навеяно каким-либо литературным, музыкальным или театральным источником. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.

Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Воспоминания о художнике», стр. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Рассыпая по полотну цветки сирени, как бы «взбивая» облако парящего цвета, Врубель виртуозно разыгрывает тему с вариациями и название этой темы — «превращение Хаоса в Космос».

«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.

Богатство природного мотива для него часто было лишь поводом. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.

Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. Оригинальность врубелевского стенописного стиля настолько выделялась на фоне работ его коллег, что разрушила бы и без того относительную целостность ансамбля росписей49. Блок). Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.

Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. В том же году художник знакомится с певицей Надеждой Забела (своей будущей женой) на одной из репетиций известной оперы Хумпердинка «Гензель и Гретель» в Панаевском. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Часто говорят: «Природа оживает под кистью художника».

В лунном свете проступили очертания одной из них – души сиреневого куста – дриады. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Энергичное порывистое движение дриады будто заставляет шевелиться ветки, слышен их шелест.

В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. Судя по письмам Забелы Римскому-Корсакову, Врубель ударился в загул, пьянствовал, транжирил деньги и легко срывался по любому поводу. 117 (об отсутствии у Серова твердости техники»). ). В тени куста сирени мы различаем фигуру девушки. Тем самым выражена сама стихийность этого персонажа, словно «проявляющегося» из растительного царства. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии».

Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Ее образ как бы возникает из королевства природы. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Римского-Корсакова «Снегурочка». Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки.

Сестра и жена художника поселились в одной квартире, а Михаила Александровича поместили в хорошую клинику А. Г. Конасевича, в которой он встретил своё 50-летие. Изображённая сирень очень живая, она как бы «дышит», то возникая из общей массы зелени, то сгущаясь в элементах соцветия.

В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Она просто не может не появиться там. Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо» (А.

Плоть врубелевских персонажей, как в известной арии варяжского гостя, «от скал тех каменных», от минералов и металлов, от растительного царства. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.

Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. На создание полотна «Царевна-Лебедь» Врубеля вдохновила постановка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина, где роль сказочной девы-птицы играла Надежда Забела-Врубель. Кушает хорошо— и в своё время. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.

Она просто не может не появиться там. Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».

По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Врубель работает мастихином (тонкой стальной пластиной), позволяющим накладывать краску гранеными мазками. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.

Потом пушкинский «Пророк». Разглядывая эскизы «Сирени» (их несколько), мы верим, что в этих шевелящихся «тысячах и тьмах» соцветий прячутся какие-то еще не оформившиеся существа, может быть эльфы. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.

Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Сама концепция и есть сказка. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Кисть мастера предельно раскованна, каждый ее удар точен.

В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Вессели принадлежали к интеллигенции, сестра Елизаветы Христиановны— Александра— окончила Петербургскую консерваторию и очень много сделала для приобщения племянника к миру музыки. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Прошение было удовлетворено157. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».

Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Здесь мы видим темные пятна и яркие вспышки света. Представители рода Врубелей (от польск. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.

Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Однако художник не мог найти решения этих вопросов в реальной жизни. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Рассыпая по полотну цветки сирени, как бы «взбивая» облако парящего цвета, Врубель виртуозно разыгрывает тему с вариациями и название этой темы – «превращение Хаоса в Космос».

Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Весь задний план холста наполнен сгущающимися сумерками. Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами — «Пан». Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.

Один из современников Врубеля писал: «Природа ослепила его за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны». Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо.

Сон как будто бы стал продолжительнее. Прохладой, свежестью веет от этого большого холста. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.

«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Один из современников Врубеля писал:Природа ослепила его. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.

В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Но волшебные гаммы фиолетовых, лиловых тонов созвучно поют гимн красоте. Здесь есть и нечто от тютчевских Тени сизые смесились.

Эти рисунки не сохранились. Тем не менее уже 28 июля состоялось венчание— в Швейцарии— в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объёмной формы.

Кирилле», «Св. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Лирическое откровение пейзажа, как бы обволакивающего зрителя своим красочным маревом, особенно впечатляет в другой «Сирени» — 1901 года. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Но её не сразу можно разглядеть Врубель заставляет нас вглядываться в картину очень внимательно, чтобы увидеть все детали.

В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Безусловно, в них живет природные жизнь, которая наполнено воздухом и энергией. Савву похоронили на Байковой горе. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

На фоне яркого, цветущего куста, «составленного» из мазков разной фактуры, – темный силуэт женской фигуры. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. И не потому, что она за него замуж идти отказалась. При этом больше всего его занимало естествознание, которым его увлёк в Саратове учитель Н. А. Песков— политический ссыльный. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Так и шаловливые наяды возникают из игры волн, а дочери морского царя всплывают из радужных глубин жемчужной раковины. «Там, в ночной завывающей стуже, В поле звезд отыскал я кольцо.

Представленная "Сирень" Врубеля – один из вариантов картин на эту тему. Все полотно так и вдыхает всю мощь прекрасной сирени. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля стала своеобразным гимном женскому образу эпохи модернизма – иррациональному, почти бесплотному, ускользающему и предвещающему некие перемены.

«Сирень» и «Пан» связаны единством мифологического сюжета. Так на репетиции Михаил Александрович впервые услышал, а потом и увидел Надежду Ивановну Забелу исполнявшую роль сестрички Гретель108. Еще в отрочестве он «фантазировал карандашом» на сюжеты любимых авторов: со слов сестры известно, что он рисовал Лизу и Лаврецкого из «Дворянского гнезда» Тургенева, Гамлета и героев «Венецианского купца» Шекспира, Орфея и Эвридику, Данте и Беатриче.

Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Сирень и Пан связаны единством мифологического сюжета. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Богатство природного мотива для него часто было лишь поводом. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.

Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Акт первый— 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью. Черты ее лица напоминают любимую модель и жену художника, оперную певицу Н. И. Особенно скептически он относился к современному искусству.

22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Н. А. Дмитриева писала: «Эта ранняя академическая работа— одна из самых колдовских у Врубеля. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).

Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Мы чувствуем, какими противоречиями, какой нескончаемой борьбой наполнено все вокруг. В его даровании раскрылись универсальные возможности. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы.

Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. За надгробный памятник взялся скульптор Леонид Шервуд, но к 1913 году удалось лишь установить постамент из тёмного гранита. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.

wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Кисть Врубеля редко придает человеческим телам и лицам мягкость и эластичность кожных покровов, под которыми струится теплая кровь. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.

Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём.

Вот в это-то время, в поисках чисто и стильно прекрасного, одновременно прилагающего дорогу в бытовой обиход, а тем самым— к сердцу публики, Врубель и становился одним из творцов русского модерна— того нового стиля, который наслаивался на неорусский романтизм мамонтовского кружка, частично из него вырастая»75. В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. В картине до жути осязаемо передано то знакомое каждому изумление, которое мы ощущаем в сумерках и ночью, когда из тени выходит живое существо. Здесь есть и нечто от тютчевскихТени сизые смесились. Но подобное состояние передано языком живописи. Свою героиню Врубель называл Татьяной (связывая свой мир со светозарным пушкинским миром природы) — по его мысли, она должна была воплощать душу сирени. Пышные гроздья, вспыхивая лиловым огнем, живут, дышат, благоухают в сиянии звездной ночи. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.

На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия— бред самоуничижения и галлюцинации.

Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Страстная любовь к природе помогает художнику передать ее красоту. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118.

Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. На нее ложатся голубые рефлексы, ее спутанные волосы скрывают фигуру. Пышные гроздья, вспыхивая лиловым огнем, живут, дышат, благоухают в сиянии звездной ночи.

(ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Очертания предметов как бы проступают из темноты из мрака.

На фоне яркого, цветущего куста, «составленного» из мазков разной фактуры, – темный силуэт женской фигуры. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Через несколько дней он полностью ослеп155. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.

Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Один из современников Врубеля писал: «Природа ослепила его за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны». Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день.

Содержался он в клинике почти исключительно за счёт жены, что было нелёгкой задачей ибо месяц пребывания у Усольцева стоил 100—150 рублей, против девяти в университетской клинике у Сербского. Одна из самых красивых и поэтичных картин Михаила Александровича Врубеля «Сирень» была написана в 1900 году.