Микеланджело Сотворение Евы
«сотворение Евы» – одна из прекраснейших фресок Микеланджело, украшающих своды Сикстинской капеллы. На фреске «Сотворение Евы» Микеланджело с помощью анатомических аллегорий показывает момент, когда бог вдохнул жизнь в Еву.
История одного шедевра: «Сотворение Адама» Микеланджело
Микеланджело сдерживал коня — по одну сторону от него гарцевал его родственник, Паоло Ручеллаи, по другую ехало семейство Строцци, купившее в свое время его «Геракла», — и неотступно следил за папой Львом: тот, сияя от радости, поднимал благословляющую руку в унизанной жемчугами перчатке придворные чины ехали позади него, горстями швыряя в толпу золотые монеты. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. В обратном случае – нельзя будет сказать подмастерьям, что от них требуется. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново.
Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения.
- Фрески плафона Сикстинской капеллы Микеланджело Буонарроти: создание Адама и Евы их грехопадение и изгнание из Эдема
- Фреска Микеланджело «Сотворение Евы» (описание)
- Фреска Микеланджело: Сотворение Евы (фрагмент)
- Описание работы «Сотворение Евы»
- Сотворение Евы (до реставрации) Микеланджело Буонарроти (1475-1564)
- Варварская галерея / Микеланджело (1475-1564)
- Сочинение-описание картины Микеланджело «Сотворение Евы»
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть (Бытие, 2: 21-24). Он находится как бы в предвкушении того, когда люди станут возделывать его. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. Известно, что Микеланджело не удовлетворился первоначальным «бедным» замыслом и добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, выбрав рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея). В своих скульптурах он подчёркивал материал из которого она сделана, оставляя некоторые фрагменты (например, постаменты) неоттёсанными. Выбор кардинала Джованни был гениален.
Большие паруса поддерживают свод. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Он не стал придерживаться каких бы то ни было предписаний относительно их отличительных признаков и даже типичные свитки рукописей в скором времени исчезают из их рук. Отправляясь от Библейского текста художник дает ему абсолютно новое претворение. Отправляясь от Библейского текста художник дает ему совершенно новое претворение.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Не хватает буквально искры жизненной силы, чтобы вдохнуть в него душу. Весь ее облик символизирует чувственность женщины, ценящейся во все времена. Он сам выбрал материалы, сам спроектировал леса.
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- «Сотворение Адама» Микеланджело
- Открытие выставки Покраса Лампаса: жизнь одного художника
- Первый в России фестиваль креативных индустрий 8
- 6 стрит-арт художников, заслуживающих не меньшего внимания, чем
- «Неправильное воспитание Кэмерон Пост»: Хлоя Морец и антигомосексуальная терапия
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Под наслоениями, удалённым реставраторами, делавшими живопись почти монохромной, открылись истинные краски Микеланджело66. В данной точке сосредоточен весь внутренний пафос изображения, вся его динамика. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Она прекрасна в своей скромности и женственности. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы.
Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной. На этой выставке можно за час узнать о том, что собой представляет Высокое возрождение, не вставая с удобного пуфика. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым).
Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Автор прославленной фрески всегда ощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись – не мое ремесло».
- «Мы рождаемся в момент расставания»
Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Но нет.
На самом деле он крепко спит, прислонившись к скале. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы».
Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»). Обратим особое внимание на святого Варфоломея. И открылись глаза у них обоих и узнали они, что наги и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания (Бытие, 3: 1-7). Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Плавный полет творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами.
Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Для примера посмотрим на надгробие герцога Джулиано Медичи, которое Микеланджело украсил статуей «Ночь».
Откуда Микеланджело знал, что причина заболевания связана именно с водой — трудно сказать. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31.
Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом.
С большим мастерством вводит он декоративный мотив дубовых листьев (символический намек на род делла Ровере, переводится с итальянского как дуб из этого рода происходил папа Юлий II), сплетенных в гирлянды и украшающих щиты юношей, рог изобилия с дубовыми листьями и желудями держит в руках юноша, расположив его у бедра Адама. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере). Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Микеланджело представляет ее очень робкой и беспомощной. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54.
Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Согласно сообщению Вазари, Браманте, недоброжелатель Микеланджело, опасаясь, что скульптор блистательно выполнит проект и затмит им всех, убедил Юлия, что строить гробницу при жизни плохое предзнаменование. Впоследствии их место заняли пророки и сивиллы.
После того как гонфалоньер Содерини и все члены Синьории были изгнаны из Флоренции, заказ на статую «Геракла» утратил всякую силу. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18. Прекрасная Ева только что была создана из ребра Адама. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый.
Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. По незаконченному «Матфею» видно, что в фигуре апостола Микеланджело стремился нарастить внутреннее и внешнее движение, так чего же следовало ждать, когда он воспроизводил образы провидцев. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов.
И микеланджеловский Бог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной. Мы добавим к этим трем доводам четвертый. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Ствол, направлен в сторону первой женщины, прекраснейшей Евы. Микеланджело, накладывая краски иногда заходил за намеченные контуры, а нередко рисовал пальцами, не прибегая к помощи кисти. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы.
Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса. Гонфалоньера Содерини вынудили покинуть пост и он бежал вместе с семьей из города. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4.
Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Энергичное движение Создателя, окружённого свитой, подчёркнуто необыкновенно гармоничной позой первого человека на Земле.
Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере). Пропорции тела, эмоции, техника живописи имеют своё лучшее проявление. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31.
В мастерской юный художник помогает с изготовлением материалов для покрытия потолка, неустанно рисует, но при этом понимает, что фрески – это не мечта всей его жизни. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. От волнения Микеланджело не находил себе места. И теперь Бог спокойно и твердо говорит с ней. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. Расположив фигуру Адама на покатой поверхности, художник создает у зрителя иллюзию, будто фигура покоится на самом краю земли, за которым начинается бесконечное мировое пространство. В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым). Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33.
Сюжет заметен в массовой культуре. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Исследователи долгое время предполагали, что эта мощная одинокая фигура задумчивого философа — портрет Микеланджело. Карниз, огибающий плафон, акцентируя линию сопряжения криволинейной и горизонтальной поверхностей свода, отделяет библейские сцены от фигур пророков, сивилл и предков Христа35.
Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Костюмы вообще идеальны. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа.
Ствол, направлен в сторону первой женщины, прекраснейшей Евы. Цикл завершают четыре сцены спасения в угловых распалубках свода, каждая иллюстрирует драматическую библейскую историю: Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Медный змий, Наказание Амана19. Во Флоренции Микеланджело получил заказ на двенадцать стоящих фигур апостолов двенадцать апостолов, правда, сидящих изначально предусматривались и на своде Сикстинской капеллы. Перед публикацией сборника стихов очередной свободный период сменился очередным закручиванием гаек и стихи одного мужчины, посвященные другому, выглядели на тот момент предосудительно. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении.
В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Именно Микеланджело вернул скульптуре право называться одним из видов искусств, так как до этого скульптуру сравнивали с простым тесанием камня. Эта скульптура показывает конец жизни Христа: его мёртвое тело лежит на руках у матери, которая изображается молодой даже спустя 33 года.
В Раю Бог позволил Адаму есть от всякого дерева, кроме древа познания добра и зла ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Бытие, 2:17). Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей терния и волчцы произрастит она тебе и будешь питаться полевою травою в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю из которой ты взят ибо прах ты и в прах возвратишься (Бытие, 3: 17-19). Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира.
Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию.
Не обходилось без стрессовых ситуаций. IV). В обратном случае – нельзя будет сказать подмастерьям, что от них требуется. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Примерно так же, как русского крестьянина можно было бы фигурально назвать медведем. автора) хотели, чтобы он научился большему.
Благодаря этому шагу Лоренцо пригласил юного скульптора в свой дворец. В те времена (как, впрочем и в любые другие) в общественных взглядах постоянно чередовались авторитарное пуританство и либеральная вседозволенность. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе.
Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564) с детства мечтал стать скульптором, а свой творческий путь начал в раннем подростковом возрасте во Флоренции. Почти все изображенные типы слабо индивидуализированы. Высота капеллы— 20 метров. Руки почти встречаются. Исполнитель работал без помощи: подбирал материалы, проектировал леса. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Она прекрасна в своей скромности и женственности.
Эдемский Сад, в котором все происходит, уныл и пуст. Снизу их не видно из-за выступов карниза.
Но оно оказалось слишком тяжелым. То папа уедет воевать и забудет оплатить материалы, то после долгого простоя начнет форсировать сроки, то заявит, что надо добавить синего и золотого (а то бедновато смотрится). Папы хотели, чтобы их имя стало бессмертным благодаря заказам произведений искусства. Известная компания долго использовала компьютерное графическое изображение как рекламу. Но тем не менее это случилось.
В те времена (как, впрочем и в любые другие) в общественных взглядах постоянно чередовались авторитарное пуританство и либеральная вседозволенность. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Все это – расплата за шедевр.
Автор прославленной фрески всегда ощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись – не мое ремесло». Микеланджело представляет ее очень робкой и беспомощной. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Разметавшиеся пряди густой бороды, развевающийся плащ и широкий размах рук все это также подчеркивает быстроту движения. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. IX, ст. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе.
Несмотря на то, что Микеланджело – один из титанов Высокого Возрождения (чинквеченто), всю свою жизнь он провёл не как придворный художник в роскоши и признании, а, скорее, как скиталец. Настоящие колористическое решение фресок утеряно. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Микеланджело было бы достаточно родиться на сорок лет раньше – «тогда он мог бы учиться под руководством Гиберти – или тридцать, чтобы попасть в ученики к Донателло родись он на двенадцать, десять или пять лет раньше, его обучали бы работе по мрамору братья Поллайоло, Верроккио или Лука делла Роббиа».
В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. 9 нижней поверхности головного мозга. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».
Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Если обратиться к роману «Муки и радости» о биографии Микеланджело, то можно увидеть следующую реакцию отца на действия сына: «Неужели ты думаешь, что я позволю тебе погубить свою жизнь и стать художником. Обратим особое внимание на святого Варфоломея. Там-то ребенок узнал, что такое глина, как с ней работать.
Это единственная скульптура, на которой есть подпись мастера «Микеланджело Буонаротти, флорентиец, создал это», по легенде поставленная после подслушанного разговора между двумя ломбардцами и их мыслей о том, что это ваял Гоббо из Милана. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Не то чтобы отец был в восторге от этой идеи, однако рисование сына на школьных уроках привело к тому, что Микеланджело в 12 лет приходит в мастерскую Д. Гирландайо (известный флорентийский художник, писавший фрески). Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10.
Именно это и придает голове силу, потребную для того, чтобы не без труда занять положение в фас, когда из противоборствующих друг с другом направлений возникает вертикаль. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Язык пластики – язык линии, формы, цвета – звучит у Микеланджело так же мощно, лаконично и возвышенно, как стихи Библии пафос Книги книг воплощается столь естественно, убедительно и свободно, что какая-либо иная трактовка знакомых сюжетов кажется уже невозможной.
Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Вот сейчас Юлий хлопочет, собирая новую армию, чтобы выступить на север. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю. Одним из таких примеров является Пьета (Оплакивание Христа), установленная в храме Святого Петра без торжественного открытия.
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. И тогда епископ велел принести тело детям, которые легко справились с задачей.
Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Об этом писал гораздо позднее, в 1523 году, в послании Джан Франческо Фаттуччи сам Микеланджело. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру.
Через плечо Бога смотрит ангел изумленный красотой человека. Положение это возникает из сочетания непростых обстоятельств.
Материнское начало Бога передано через красное покрывало, которое ассоциируется у меня с материнским лоном, с материнской вселенной, маткой, в которой зарождается множество будущих жизней, потенциальных человеческих «Я». Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. На самом деле он крепко спит, прислонившись к скале. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.
Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Адам неспешно протягивает руку к Богу. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки).
По бесконечному космическому пространству летит Бог-отец, окруженный ангелами. Цикл фресок Микеланджело в Сикстинской капелле имел сильное воздействие на других художников, ещё до того, как была завершена работа над ним. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Всю жизнь он чувствовал себя больше скульптором, каменотёсом, нежели живописцем.
Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Флорентийцы высоко оценили это произведение искусства и установили его на площади перед Палаццо делла Синьория (ныне Палаццо Веккьо), где проходили религиозные и светские мероприятия, хотя первоначально предполагалось, что Давид украсит основной флорентийский собор – Санта-Мария дель Фьоре. Микеланджело не нравилось, что тесать камень он принялся не сразу (данное ремесло ему доверили спустя год). Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию.
Пока не определён письменный источник, если таковой существовал, теологической программы росписи. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. Весь ее облик символизирует чувственность женщины, ценящейся во все времена. Появляется здесь, правда, однажды и абсолютно равнодушный мотив снятия книги с полки, где весь интерес сосредоточен на телесном движении. Конфигурация капеллы препятствовала выбору центральной точки зрения, которой должно было быть подчинено всё изображение, вот таким образом Микеланджело рисовал фигуры фронтально, лишь слегка обозначая изгиб потолка39. Флорентийцы высоко оценили это произведение искусства и установили его на площади перед Палаццо делла Синьория (ныне Палаццо Веккьо), где проходили религиозные и светские мероприятия, хотя первоначально предполагалось, что Давид украсит основной флорентийский собор – Санта-Мария дель Фьоре. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61.
Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы.
Микеланджело не нравилось, что тесать камень он принялся не сразу (данное ремесло ему доверили спустя год). С большим мастерством вводит он декоративный мотив дубовых листьев (символический намек на род делла Ровере, переводится с итальянского как дуб из этого рода происходил папа Юлий II), сплетенных в гирлянды и украшающих щиты юношей, рог изобилия с дубовыми листьями и желудями держит в руках юноша, расположив его у бедра Адама. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Плюс артрит, сколиоз и инфекция ушей.
Через плечо Бога смотрит ангел изумленный красотой человека. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Фрески поражали посетителей красотой ещё до завершения работ. Тяжёлый труд не останавливал его от работы даже на закате дней. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57.
В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Этот жест уже встречался у Леонардо да Винчи но если ангел на его картине «Мадонна в гроте» лишь указывал на чудо, то здесь жест Бога его воплощает. Но, к сожалению, не сохранилось ни одного портрета или автопортрета молодого Микеланджело. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции.
Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания. Мастер назвал Микеланджело скрепя сердце, так как не хотел отдавать такого способного ученика.
В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора. Никаких других персонажей на картине нет. Только спустя много лет это ханжество было исправлено, а первые адекватные переводы появились лишь через два с половиной века.
Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Его слуга-подмастерье, Сильвио Фалькони, оказался усердным работником. Прекрасная Ева только что была создана из ребра Адама.
Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным». Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён. Микеланджело ранее не делал фресок, работать с Юлием он начал по заказу гробницы. На самом деле, род Буонаротти был знатным, хотя и небогатым. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа.
Он еще не знает, что только благодаря такому расставанию он может родиться как человек, как отдельное «Я». Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры.
По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера». Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета. В течение лета он отвоевал Болонью. автора) хотели, чтобы он научился большему. Большая папская часовня, построенная в Ватикане между 1477 и 1480 годами папой Сикстом IV, предназначалась для проведения важных мероприятий, с 1870 года там проводятся и конклавы. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников.
Известная легенда о нём гласит, что его тело было брошено в море. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи.
Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл. Несмотря на то, что Микеланджело – один из титанов Высокого Возрождения (чинквеченто), всю свою жизнь он провёл не как придворный художник в роскоши и признании, а, скорее, как скиталец. Бог, узнав о случившемся, проклял змея, а Еве сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей в болезни будешь рождать детей и к мужу твоему влечение твое и он будет господствовать над тобою (Бытие, 3: 16).
До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Придет ли наконец черед кардинала Риарио и станет ли Лео Бальони доверенным лицом папы. Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию.
Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Адам настолько устал, что может показаться, что он умер. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Нет прямых подтверждений божественному действию, но нет и опровержений. Джулиано въехал во Флоренцию на правах частного гражданина. По мнению художника, мужское тело являлось более совершенным по сравнению с женским.
Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода.
По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Он высекал «Моисея» — и подобно тому, как мраморная пыль клубами проникала в его ноздри, во все его существо, до самых глубин, входило чувство горделивого спокойствия: теперь он ощущал себя настоящим человеком ибо его плоть и сила сливались с трехмерным камнем. Благодаря этому шагу Лоренцо пригласил юного скульптора в свой дворец. Это единственная скульптура, на которой есть подпись мастера «Микеланджело Буонаротти, флорентиец, создал это», по легенде поставленная после подслушанного разговора между двумя ломбардцами и их мыслей о том, что это ваял Гоббо из Милана.
Ему остро хотелось вдохнуть в себя тот же воздух, каким дышали эти мраморы. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли.
Главная героиня фрески – первая женщина на Земле, созданная из ребра Адама. Они поддерживаются двадцатью обнажёнными юношами, Ignudi, которые сидят на постаментах, опираясь на ложный карниз. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Там можно увидеть многофигурную композицию.
Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Вот так выглядел молодой Микеланджело Буонарроти. Двойная складка плаща, охватывающего всю божественную свиту играет роль границы между Христом и Люцифером48. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Первоначальный проект росписи предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Когда оно было вынесено на берег, местный епископ велел мужчинам принести тело.
Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Его руки беспомощно положены на растущий рядом пень. Юлий Второй прожил после завершения росписи свода Систины всего лишь несколько месяцев. «Сотворение Адама» – часть композиции на потолке Сикстинской капеллы. Мы практически видим, как энергия сквозь кисть Бога передается руке человека. Фигура Евы изображена в соответствии с красотой того времени, когда была написана фреска.
Он начал работу с последней триады.
В своих скульптурах он подчёркивал материал из которого она сделана, оставляя некоторые фрагменты (например, постаменты) неоттёсанными. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Примерно так же, как русского крестьянина можно было бы фигурально назвать медведем. Свою давнюю мечту можно осуществить благодаря визиту в ARTPLAY и виртуальной экскурсии в Сикстинскую капеллу, где можно увидеть фрески Микеланджело Буонаротти. Где находится «Сотворение Адама»в изображениях ещё.
На самом деле, род Буонаротти был знатным, хотя и небогатым. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Материнское начало Бога передано через красное покрывало, которое ассоциируется у меня с материнским лоном, с материнской вселенной, маткой, в которой зарождается множество будущих жизней, потенциальных человеческих «Я». Трудности работе добавляло освещение: дневной свет, проникавший через окна и настил, дополнялся неоднородным светом свечей и ламп.
Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Микеланджело был вынужден сбить повреждённую роспись и продолжить работу с новым, более устойчивым к плесени раствором с большим количеством песка, предложенным одним из его помощников, Якопо лИндако.
Фоном происходящего является слияние серо-голубой дали моря с такого же цвета небом. В данной точке сосредоточен весь внутренний пафос изображения, вся его динамика. Его правая рука, дарующая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон.
Лицо дано в наиболее простом ракурсе, абсолютно без наклона, в полный фас. Почему. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Предположение того же Тольная, что Микеланджело сначала выполнил фрески потолка, а потом, в течение последнего года, люнетов и парусов, для чего пришлось монтировать специальные леса, в настоящее время кажется неправдоподобным23.
Одной из первых скульптурных работ был Фавн, скопированный с одной из античных скульптур. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции.
И микеланджеловский Бог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной. Но, к сожалению, не сохранилось ни одного портрета или автопортрета молодого Микеланджело. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Фиг.
По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Копоть, грязь, несовершенные попытки реставрации — основа для утраты части работыМикеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Если обратиться к роману «Муки и радости» о биографии Микеланджело, то можно увидеть следующую реакцию отца на действия сына: «Неужели ты думаешь, что я позволю тебе погубить свою жизнь и стать художником.
Микеланджело было бы достаточно родиться на сорок лет раньше – «тогда он мог бы учиться под руководством Гиберти – или тридцать, чтобы попасть в ученики к Донателло родись он на двенадцать, десять или пять лет раньше, его обучали бы работе по мрамору братья Поллайоло, Верроккио или Лука делла Роббиа». Что ставит «Дельфийскую сивиллу» (рис. 38) выше всех фигур кватроченто. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Центральный пояс свода включает девять эпизодов из Книги Бытия от истории о сотворении мира до опьянения Ноя.
Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). Откуда Микеланджело знал, что причина заболевания связана именно с водой — трудно сказать. Известная легенда о нём гласит, что его тело было брошено в море. По воле судьбы Лоренцо Великолепный Медичи спрашивает Гирландайо о лучших учениках, которые могли бы перейти в его сады. Потолок площадью около шестисот квадратных метров.