Мунк Автопортрет
Картина Эдварда Мунка Автопортрет в аду: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Середина 1880-х годов ознаменовалась серьезным поворотом в его жизни и в художественных воззрениях. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка.
Цвета раскрывались от крика». Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета.
- То, что время пощадило, то, что память сберегла
- Описание картины Эдварда Мунка «Автопортрет с зажженной сигаретой»
- Автопортрет в аду — Эдвард Мунк
- Описание картины «Автопортрет (в смятении)»
- Как смотреть картины Эдварда Мунка
- Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
- Экзистенциальный ужас Эдварда Мунка
- Эдвард Мунк: «Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы»
Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису.
Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. На смену приходит пафос утверждения жизни. Прошлой осенью парижский музей Помпиду организовал выставку работ Эдварда Мунка. Как правило, Мунк создавал портреты тех, с кем находился в дружеских или реже — в деловых отношениях. Образ ужаса с этой картины Мунк совершенствовал до конца своей жизни в серии схожих работ. Богема заменила Мунку семью.
- Эдвард Мунк – норвежский художник
- Картина Автопортрет в аду Эдварда Мунка
- Эдвард Мунк – парадоксальный художник
- Эдвард Мунк на службе поп-культур
- ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
- Путеводитель пояпонскому искусству
- Биография и произведения Эдварда Мунка
- Отношения с женщинами и болезнь Эдварда Мунка
Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Несомненное влияние на болезненную неудовлетворенность Мунка оказали и Ханс Иегер со своим запрещенным цензурой романом «Христиания — богема» и А. Стриндберг с романом «Красная комната», где жестокость возводится автором в культ и Г. Ибсен и С. Пшибышевский и С. Малларме. Живое побеждает смерть. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы».
Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. За спиной старого художника-освещённые золотым светом его работы. Оригинальный Крик существует в четырёх вариантах. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
Его заслугой является превращение гравюры в самостоятельную область национальной художественной культуры. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Первый «Крик» (первоначальное название «Крик природы») был создан в 1893г и уже в этой картине отчётливо прослеживаются признаки экспрессионизма: бесформенный, обобщённый пейзаж представлен плоскостным соположением цветов, отличающихся ярко выраженным диссонансом, жёсткие волнообразные линии придают пространству чувство нестабильности, а бесполая изогнутая фигура-визуальное воплощение страха.
- Последние годы жизни Эдварда Мунка
- Таинственный мир образов, чувств и переживаний Эдварда Мунка
- Хаим Сутин: крупнейшая ретроспектива уже скоро пройдёт в Москве
- Метафизические прозрения: первая в России выставка Джорджо де Кирико
- В декабре 2017 года в Москве пройдет крупнейшая выставка Николая Рериха
- Выставка Дэвида Хокни в лондонской стала самой успешной за всю историю галереи
Сам художник писал: «Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение тридцати лет». Фотографировать Мунк начал в 1902 году, не имея никаких специальных навыков. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин.
В мае 2012г аукционный дом Sotheby, s продал на торгах, которые длились всего 12минут, один из четырёх вариантов картины «Крик». Искусствоведы считают, что художник писал ее под влиянием Пшибышевского. Например, в «Пепле» (1894) девушка в белом одеянии показана на фоне мрачного вечернего леса. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма.
- В Москве проходит выставка самого дорогого современного художника Дэмьена Херста
- «Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»
- Полуголые известные актрисы без макияжа в календаре 2017 года
- Мертвый Ленин в замкнутом черном пространстве или Какой видят современную Россию иностранцы
- В Лондоне проходит уникальная выставка, посвященная 100-летию революции в России
Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. В 1884 г. он совершенствовался в Модуме у Фритса Таулова — пейзажиста, одного из наиболее интересных художников-импрессионистов в Норвегии, который давал уроки живописи на открытом воздухе. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение.
Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Главное полотно — «Танец жизни» (1889–1900, Национальная галерея, Осло). Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Художник претворяет здесь завоевания художественной культуры нового времени, прибегая к вангоговской напряженности колорита. Лицо человека — застывшая безликая маска. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина.
Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. С 1892 по 1902 год художник написал серию картин, получившую название «Фриз жизни». Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
Когда я работал над картиной, то написал облака как настоящую кровь. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника.
«Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Под конец жизни Мунк практически перестал продавать свои работы и после смерти художника в собственность Осло перешло около 1000картин, 4400акварелей, 16000 оттисков и 6 скульптур. «Мадонна» появилась в 1895 году. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности.
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
В 1879г Эдвард Мунк поступил в Высшую техническую школу в Христиании (столица Норвегии позже была переименована в Осло). В Музее Мунка находится один живописный Крик (украден в 2004 году, спустя два года найден с поврежденияими и только в 2008 году вновь представлен публике) и одна пастель, в Национальном Музее Норвегии находится ещё одно живописное полотно (похищено в 1994 году, но спустя несколько месяцев возвращено). Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве.
Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер.
- 0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник
- 12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк ( )
- Указывать местоположение в твитах
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Влада Ралко та Володимир Буднков: непримарна свобода
- Чувственное познание мира Нины Мурашкиной
Картины природы всегда преломлены через настроение художника. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Вот только собеседник – это сам художник в зеркале. Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. По примеру белых стихов, которые писали его друзья-поэты в Христиании, Мунк сопроводил пастельный вариант картины текстом: «Я шёл с двумя друзьями вдоль дороги-солнце садилосьЯ почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Здесь же Мунк познакомился с польским писателем С. Пшибышевским, жена которого позировала для многих известных картин Мунка, в том числе и для «Вампира».
Одна из главных в его жизни картин «Больная девочка» вызывает скандальную реакцию. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Помимо руки и лица, всё остальное кажется незаконченным.
Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Графика Мунка поражает разнообразием техники. В Христиании Ханс Йегер был ключевой фигурой богемы, его даже приговорили к тюремному заключению за провокативный roman a clef из жизни той же богемы. К 150-летию со дня рождения Мунка, одного из родоначальников экспрессионизма, Норвегия выпустила почтовые марки стоимостью 20норвежских крон с изображением самой прославленной работы художника- «Крик».
В 1900-х гг. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти».
В композициях возникли повторяющиеся излюбленные персонажи или даже больше — символы. Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно.
- Петро Сметана: «Ущльнення часу позбавля нас можливост зупинитися та усвдомити це»
- «Район у квадрат» в галере «Речовий Доказ»
- Пкантн подробиц життя та смерт у проект
- Национальная галерея Австралии, Канберра
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. И в его сложении почётная роль отведена Эдварду Мунку-художнику, убеждённому, что «Не красота спасёт мир, а светлые помыслы» (Э. Заходящее солнце сделало облака кроваво-красными и я почувствовал крик, пронзивший природу я слышал его доподлинно.
Портреты художника — исследование человеческой души. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. После открытия оформленного им актового зала в университете Кристиании Мунк приобретает усадьбу Экели неподалеку от столицы и переезжает туда.
Мунк). М., 2007. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» Мунк отдаёт дань символизму изобразив себя между часами без стрелок и кроватью, символизирующей важные моменты жизни: рождение, болезнь, любовь и смерть.
Поза расслабленнее (а для чего люди курят. ), но и во взгляде и в цветовой палитре куда больше напряжения, тревожности. В 1895г Мунк перевёл «Крик», «Мадонну» и «Автопортрет с рукой скелета» в литографию (способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу). 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Четвёртая работа (пастель) находилась в руках норвежского миллиардера Петтера Олсена и в мае 2012 года была продана за 119 млн 922 тыс.
Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Но прячась в погребе от многочисленных взрывов в порту, Мунк сильно простудился, застарелый бронхит вспыхнул с новой силой. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.
Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Такую философию по сути исповедывали в своей портретной живописи английские художники конца XVIII века. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы.
Сюжет полотна был навеян постоянными воспоминаниями Мунка о смерти старшей сестры Софи. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Проект остался нереализованным. – На мой взгляд, подобное глубоко религиозное восприятие женщины, такое восславление красоты страдания можно найти лишь в русской литературе». В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей.
Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. В 1886 году Мунк продолжает выставлять свои работы на выставках. А после прихода Гитлера к власти в Германии, вариант этой картины из Дрезденской галерее был продан с молотка по бросовой цене как образец «дегенеративного искусства». «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер.
Вместе с тем мировоззрение художника формировалось не изолированно от всей общественной обстановки, которая складывалась в Норвегии под воздействием процесса интенсивного развития капитализма и роста рабочего движения. Художник тщательно выписывает детали интерьера и пейзаж за окном. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Она была создана в преддверии нового этапа творчества Мунка, в период, когда постепенно стихают мрачные ноты исчезают мотивы отчаяния и одиночества, так долго звучавшие в его работах. Зрители воспринимают полотно как набросок к картине, а не как законченную работу. В 80-е гг.
Пластический язык обретает исключительную силу. носят пейзажный характер. По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг.
Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. На момент её болезни и угасания Эдварду было всего 15 лет. Главная улица норвежской столицы превращается в устрашающую декорацию для отображения трагического настроения, свойственного современной городской жизни. Мунк так писал по поводу появления своей самой знаменитой картины «Крик»: «Как-то вечером я шел по тропинке. В его судьбу вторглась война.
Некоторые исследователи У. Бишофф. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг.
Фриз включает «Поцелуй», «Барку юности», мужчин и женщин, «Вампира», «Крик», «Мадонну». В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Вдали еле различим темный силуэт мужчины. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь.
Тогда картины Мунка все больше были сосредоточены на изображении таких эмоций, как тревога, одиночество и экзистенциональный страх, возможно, самый яркий пример – его самая знаменитая картина «Крик». Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Продажа гравюр и заказы на оформление общественных зданий (в 1910-1916гг художник выполнил большой цикл росписей в университете Осло) обеспечили Мунку безбедную старость. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Он издает вопль.
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли.
ориентация норвежского искусства меняется. В это время художник обратился к жанру портрета. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше.
Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Создана картина в Берлине. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Живописные работы «Фриза жизни» («Пепел», «Звёздная ночь», «Убийца в переулке», «Автопортрет с бутылкой вина») отмечены высоким совершенством, манера и техника Мунка очень близки к постимпрессионизму динамикой, цветовыми диссонансами и нервным, жёстким рисунком.
В этот период Мунк создал свою первую, теперь широко известную картину «Больная девочка», в основу которой легли воспоминания о болезни и смерти его сестры Софи. Вскоре он обратился к литографии, тем более что по приезде в Париж в начале 1896 года он получил доступ к лучшим печатникам и печатным станкам того времени. В некоторых из них сквозит юмор и скептицизм («Автопортрет.
Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». В 1895 году он пытался разобраться в себе и перед нами попытка самоанализа. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен.
Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Картина становится символом вечного возрождения жизни. Норвежский художник Эдвард Мунк (1863-1944) – известный, в основном, засчет его картины «Крик» (1893) – был ключевой фигурой в движении экспрессионистов, в котором подчеркивается примат субъективных переживаний над природным миром. В сущности его картины 80-х гг. Пейзаж по ту сторону перил изображен с помощью извивающихся линий бесконтурные, неопределенные разводы краски символизируют неточность и неопределенность мятущейся мысли, которая берет начало в человеческом страдании и развивается с нарастающей удушливой силой».
В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы, среди них были Август Стриндберг, Ханс Йегер, Станислав Пшибышевский, Генрик Ибсен, Стефан Малларме, Кнут Гамсун и многие другие из литературной среды Скандинавии и Германии. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913).
Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе.
Рядом с ней — мать. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти.
Они запечатлены и в письмах художника, книгах современников, его высказываниях, насыщенных острыми, подчас парадоксальными мыслями. В связи с творчеством Мунка впервые прозвучал термин «модерн», но именно этот художник по праву считается одним из основателей экспрессионизма.
Картины цикла «Фриз жизни» показывают человеческую радость и печаль на фоне неровной линии берега, волнующегося моря и неспокойных деревьев. В 1889г Мунк организовал в Христиании (Осло) свою первую персональную выставку, результаты которой и огорчили и порадовали: критики приняли работы Мунка в штыки, но беспощадная критика привлекла к ним внимание европейских мастеров авангарда. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Зритель видит полуобнаженную женщину с руками, закинутыми за голову. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Она не кажется воплощением невинной святости, хотя еще остается застенчивой и не совсем понимающей, что с ней происходит. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7.
Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Литографии Мунка высоко ценятся: в 2010г на аукционе Bonhams раскрашенная Мунком вручную литография «Мадонна» (датирована 1895г) была продана за 1, 9млн долларов и стала, таким образом, самой дорогой литографией, когда-либо проданной на аукционе в Великобритании. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах.
Молчаливый, нелюдимый ироничный, мрачный и подозрительный, мягкий и обидчивый, бескомпромиссный, сомневающийся и неудовлетворенный собой — свидетельство его поисков и блужданий. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Художник, руководствуясь своим девизом: «Я пишу мозгом», выработал оригинальные методы работы: он несколько недель наблюдал за заказчиком (художник предпочитал писать портреты знакомых), видимо исследуя его душу, а затем создавал портрет всего за несколько часов.
Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Мунк упорно учился. Такая требовательность и высокое мастерство художника были оценены по достоинству: «Крик» признан «иконой глобальной визуальной культуры» и стал вторым после «Джоконды» Леонардо да Винчи узнаваемым образом. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны.
В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг.
«Болезнь, безумие и смерть – черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь» – писал художник. Этот трюк срабатывал безукоризненно и у касс музея ежедневно выстраивалась очередь из людей со всех уголков планеты, пришедших посмотреть на того самого Мунка. Как правило, на этих произведениях лицо автора сурово и замкнуто. После обучения в Королевской школе Искусства и Дизайна в Христиании (сейчас Осло), в этом же городе в 1883 году работы Мунка впервые выставлялись на выставке Индустрии и Искусства. Видимо, оно не так важно. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло).
Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества.
В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Как раз в эти дни Мунк написал завещание, оставив все свои работы музею в Осло. Ее волосы беспорядочно распущены, руки заломлены. Это вечные образцы сюжетов, по которым живут люди во все времена: «Крик» (1893, Национальная галерея, Осло), «Тоска» (1894, Музей Мунка, Осло), «Ревность» (1895, частное собрание, Берген), «Дикий красный виноград» (1898–1900, Музей Мунка, Осло), «Танец на берегу» (1900–1902, Национальная галерея, Прага).
Луч весеннего солнца пронизывает комнату, бросая яркие блики на предметы, на исполненные страдания и печали лица. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Картина «Больная девочка», впервые продемонстрированная на Осенней выставке, была встречена критиками враждебно. Черные волосы женщины разметались, глаза, обведенные темными кругами, закрыты.
долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. «Фриз жизни» Мунк выставлял в 1902г на выставке берлинского Сецессиона и в 1905г в Праге.
В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.
Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Мунк хотел создать, по его выражению, «поэму о жизни, любви и смерти». Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Мы ощущаем величие ее скал, суровую стихию холодного моря, таинственное мерцание ночного неба. Из-за сокращения первоначального названия «Крик природы» до «Крика», многие полагают, что кричит существо на картине, в действительности-это изображение реакции на дикий шум издаваемый природой.
Логически к «Фризу жизни» относятся также такие известные картины Мунка, как «Поцелуй», «Барка юности», «Мадонна», «Вампир». За небольшой промежуток времени он овладел всеми ее видами: черно-белой и цветной литографией, разновидностями офорта, тоновой и цветной ксилографией. Здесь претворились в символы реальные пейзажи Осгордстранда, образы родных и друзей. Выглядит она очень хрупкой и ранимой.
Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. В Германии у Мунка было много друзей. Достоевского «Преступление и наказание».
Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Многие из этих картин Мунк создал в нескольких вариантах: 6версий «Больной девочки», 7версий «Девушек на мосту», десятки вариантов «Вампира», множество «Поцелуев» и 4версии «Крика» в разных техниках. Помпиду показал, что не Криком единым представлен Мунк в истории искусств, но также продемонстрировал, что маркетинговые приёмы ему не чужды. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа». Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка.
В этом творческом окружении Мунк развил собственную линию экспрессивного символизма и написал ставшие впоследствии знаменитыми картины: «Голос», «Звёздная ночь», «Женщина», «Тревога», «Вампир» и классическую версию «Крика». Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. В 1921-1922 гг. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские.
Мунк создал много автопортретов, большинство из которых напоминает дневниковые заметки. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей.
Портреты художника – исследование человеческой души. Наиболее известна из всех этих картин композиция «Крик». Творчество Мунка открыло новые пути, по котором в последствии шло искусство XX века. Они свободны от излишней повествовательности.
500 долларов, став самой дорогой в истории арт-рынка работой. Ее считают программной работой, первой в зарождающемся движении экспрессионизма. «У меня нет ничего, кроме моих картин. Одобрение и поддержку Мунк получил и у художников, собирающихся в берлинском кафе «У чёрного поросёнка».
Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине.
Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Первая дата – 1888–1889 годы. В этом видеоэссе, Эван Пусчак (также известный, как Nerdwriter) исследует историю культурного феномена сигареты, чтобы понять, как именно «Автопортрет с зажженной сигаретой» (1895 г. ) повлиял на неминуемое восстание, как в искусстве, так и в обществе. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».
В течение 1909-1916 гг. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Здесь показаны лица то искаженные страхом, то омраченные безысходной тоской, то светящиеся любовным экстазом, то снедаемые ревностью и отчаянием.
Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». В 1890-х годах Мунк начал работу над циклом декоративных полотен «Фриз жизни», посвящённым бремени жизни с её бедами и страстями. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны.
Эти работы показывают вдумчивого человека, который прожил долгую, яркую и очень сложную жизнь. Обхватив голову руками, он стоит как воплощенное отчаяние. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.
Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Многолетний друг Мунка историк искусства Йенс Тиис опубликовал к его 70-летию монументальную биографию художника.
Портреты Мунка превосходно отражают характер человека и его внутренний мир. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. Вскоре семья переселилась в столицу. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света.
Это были первые опыты художника. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников.
Так, в 1895 году художник создал литографию «Крик», в 1896 году — цветную литографию «Тоска». В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества.
Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. В них запечатлен духовный путь мастера. «Фриз жизни» стал главным трудом в жизни Мунка.
В 1909г Мунк вернулся в Норвегию и приобрёл усадьбу Экели недалеко от Христиании. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Только покрывало на кровати светится неестественно ярко. Большинство работ Мунка объединены в циклы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть», представляющие собой размышления художника о судьбе человека и смысле бытия.
Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Таковы «Автопортрет у окна» (1940, Музей Мунка, Осло), «Автопортрет между часами и кроватью» (1940–1942, Музей Мунка, Осло). Уже в середине 80-х гг.
Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. В них – судьба Мунка, человека и художника, прошедшего через закат одного века и потрясения другого. Первым и удачным опытом стала литография с картины «Больная девочка», новую версию которой Мунк создал по заказу норвежского коллекционера. Город остался позади, внизу расстилался фьорд. Мунк. В него вошло около трехсот листов.
Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал.
Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Работы были написаны между 1893 и 1910 годами. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии.