Мунк Картины С Названиями
Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. В его работах женщина в предстает в разных ипостасях: это идеализированный образ девушки или персонификация эротического женского начала иногда это ясновидящая и колдунья, даже властная мать-смерть. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Изначально она называлась «Отчаяние». Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893).
Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Изначально на картине их было пять.
Многие из этих картин Мунк создал в нескольких вариантах: 6версий «Больной девочки», 7версий «Девушек на мосту», десятки вариантов «Вампира», множество «Поцелуев» и 4версии «Крика» в разных техниках. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни".
Как смотреть картины Эдварда Мунка
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал.
В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. Произведение относится к позднему этапу творчества художника. Картина «Купальщицы» стала отправной точкой для такого направления, как кубизм. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка.
ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. – Младен Долар в книге Голос и ничего больше. Ревность, отчаяние, сексуальные желания обрели в этих произведениях облик психических состояний человека на грани безумия («Крик», 1893 «Пепел», 1894). К 150-летию со дня рождения Мунка, одного из родоначальников экспрессионизма, Норвегия выпустила почтовые марки стоимостью 20норвежских крон с изображением самой прославленной работы художника- «Крик».
В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Работа Крик — это часть живописного цикла Фриз жизни, посвященного извечным темам: любви и смерти.
Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого». Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Другие верят, что Мунк предвидел все катастрофы и потрясения, которые ждут человечество в XX веке и изобразил ужас перед будущим и в то же время невозможность его преодоления. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Вообще Сезанн писал купальщиц в течение всей жизни.
Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника
Через портрет он всегда исследовал душу человека. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Такое сочетание и притягивает и отталкивает.
И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. Картина выполнена в характерном для Сезанна стиле мазков в двух направлениях. Выглядит она очень хрупкой и ранимой.
«Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма.
Мунк Эдвард (1863 – 1944) (экспрессионизм)
Продажа гравюр и заказы на оформление общественных зданий (в 1910-1916гг художник выполнил большой цикл росписей в университете Осло) обеспечили Мунку безбедную старость. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Довольно долгое время она привлекала Мунка.
Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Мунк. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».
Стремление к внутренней свободе толкнуло молодого художника в среду богемной интеллигенции Осло. Наоборот, он пытался передать людям свое негативное отношение к войне. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Художник страдал бессонницей и паранойей.
25 картин, зная которые, сойдешь за умного
Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда и его недавно умершего отца и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна. Отец Эдварда, Кристиан Мунк, был врачом, вначале судовым, а затем – военным. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди.
Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. В этот период Мунк создал свою первую, теперь широко известную картину «Больная девочка», в основу которой легли воспоминания о болезни и смерти его сестры Софи. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение.
У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным.
– Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше.
23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Его картина «Крик» изображает отчаянный вопль охваченного ужасом человека, усиливаемый кровавым закатным пейзажем – именно эта работа стала одной из самых узнаваемых не только в творчестве Мунка, но и вообще в мире. Эдвард Мунк «Пепел» (1894). Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637.
В 1890-х годах Мунк начал работу над циклом декоративных полотен «Фриз жизни», посвящённым бремени жизни с её бедами и страстями. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. По примеру белых стихов, которые писали его друзья-поэты в Христиании, Мунк сопроводил пастельный вариант картины текстом: «Я шёл с двумя друзьями вдоль дороги-солнце садилосьЯ почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть. Палитра, которую используют портреты Эдварда Мунка очень разнообразна и сложна. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Закрашенную фигуру еще одной женщины можно заметить в правой части полотна. В большинстве картин Эдварда Мунка написанных в 1890-1910-х годах прослеживается цикл, который называется «Фриз жизни».
Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Его картины стали выставляться в крупнейших музеях Европы. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников.
«Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Жанр его произведений относится к постимпрессионизму.
А после прихода Гитлера к власти в Германии, вариант этой картины из Дрезденской галерее был продан с молотка по бросовой цене как образец «дегенеративного искусства». Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают. ». Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.
Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Набор сокровенных тайн хрупкой души, порой одинокой, порой отчаянной, порой возбужденной. Слава и признание пришли к нему только в последние годы жизни. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы.
На его фоне изображены мужчина и женщина. Эдвард Мунк «Крик» (1893). В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Именно вот таким образом она считается знаковой работой. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает.
Именно здесь он написал свои самые известные полотна, включая Крик в 1893 году. Конечно, это совсем не канонический образ мадонны, но нимбом вокруг головы художник подчёркивает её святость. Как уже говорилось, картина «Крик» оказалась самой заметной во всём творчестве художника. «Американская готика»- один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века известнейший художественный мем XX и XXI столетий. Как уже говорилось, картина Крик оказалась самой заметной во всём творчестве художника. В 1879г Эдвард Мунк поступил в Высшую техническую школу в Христиании (столица Норвегии позже была переименована в Осло). Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр).
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30. Не исключено, что в качестве натурщицы позировала одна и та же девушка. Осенью он едет в Париж. Этот образ тесно связан с популярным в европейском искусстве в 1890-е годы стилем «ар нуво», для которого характерны плавные, волнистые линии. Все они основаны на личных переживаниях художника. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7.
ТОП-5 картин Эдварда Мунка, о которых знают не все
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти.
Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Она оставила детям прощальное письмо полное глубокого религиозного чувства, которое потом отец им часто зачитывал. В пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании.
«Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Холст, масло. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Изначально публика вообще не воспринимала его как художника. Затем в 1885 году он посещает Париж и знакомится с импрессионизмом, неоимпрессионизмом и символизмом, а также модерном. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23. По мнению некоторых искусствоведов, таким образом художник пытался избавиться от Крика и смог сделать это лишь после курса лечения в клинике.
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33. В 1993 году ему присудили кавалера Большого креста ордена Святого Олафа. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.
Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. «Фриз жизни» Мунк выставлял в 1902г на выставке берлинского Сецессиона и в 1905г в Праге. Создана картина в Берлине. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Кстати, сам художник назвал свою работу «Крик природы». В 1879 году Эдвард поступил в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике, несмотря на то, что хрупкое здоровье препятствовало полноценному обучению10. С возрастом у него ослабло зрение и мастер стал работать большими цветовыми пятнами.
Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Фигура женщины в черном, которая часто встречается в произведениях художника и олицетворяет собой смерть, склонила перед умирающей голову и уже держит ее за руку.
Все Картины Эдварда Мунка по алфавиту
Но письмо с этим известием пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна».
Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Холст, масло. В декабре из Норвегии приходит известие— умер после инсульта отец семейства, Кристиан Мунк. Описаник картирны: полотно считается венцом творчества Дега. А после прихода Гитлера к власти в Германии, вариант этой картины из Дрезденской галерее был продан с молотка по бросовой цене как образец «дегенеративного искусства».
Делал несколько шагов. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней.
Путеводитель пояпонскому искусству
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Каждая картина тогда, писал он, «издает свой собственный звук и эти звуки объединяются в общую мелодию». Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы. Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г. Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты. Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г. Мунк создал 4 версии «Крика» используя различные техники, в том числе маслом.
«Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Некоторые исследователи У. Бишофф. В 1909г Мунк вернулся в Норвегию и приобрёл усадьбу Экели недалеко от Христиании.
О жизни и творчестве выдающихся художников
«Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма.
Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Достоевского «Преступление и наказание».
В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Что за чертовщину они там плетут. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Национальная галерея (Осло, Норвегия)На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты.
Биография и творчество художника
Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Этому циклу он посвятил более тридцати лет. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. В мае 2012г аукционный дом Sotheby, s продал на торгах, которые длились всего 12минут, один из четырёх вариантов картины «Крик». Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886). В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Мунк экспериментировал со множеством разных тем, палитр и стилей рисования.
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер.
К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Портреты Мунка превосходно отражают характер человека и его внутренний мир. Довольно долгое время она привлекала Мунка. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Художник ограничился изображением головы девочки в профиль, напечатав работу в нескольких цветовых комбинациях. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
Эдвард Мунк «Летняя ночь в Арсгардстранде»
Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия». Родители Кристиана выступили против этого брака, считая его мезальянсом и лишили своего сына финансовой помощи. Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему». Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик». К 150-летию со дня рождения Мунка, одного из родоначальников экспрессионизма, Норвегия выпустила почтовые марки стоимостью 20норвежских крон с изображением самой прославленной работы художника- «Крик».
В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). В 1895г Мунк перевёл «Крик», «Мадонну» и «Автопортрет с рукой скелета» в литографию (способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу). Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение.
Эдвард Мунк «Автопортрет с рукой у щеки»
Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство. В 1890-х годах Мунк начал работу над циклом декоративных полотен «Фриз жизни», посвящённым бремени жизни с её бедами и страстями. Хотя Мунки жили небогато, даже бедно, они происходили из влиятельной в культурном отношении семьи: их дальним родственником был известный художник-неоклассицист, ученик Жака-Луи Давида Якоб Мунк, отец Кристиана был прославленным проповедником, брат, Петер Андреас Мунк— выдающимся историком7.
Произведение относится к позднему этапу творчества художника. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». 119, 5 118, 5 см. Большинство работ Мунка объединены в циклы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть», представляющие собой размышления художника о судьбе человека и смысле бытия.
Эдвард Мунк «Автопортрет в полосатом свитере»
Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца.
Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. Первый вариант картины был создан в 1893-1894 гг., в 1895 г. была выполнена литография, а всего Мунк создал пять вариантов картины. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.
Эдвард Мунк «Автопортрет между часами и кроватью»
Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп».
Образ ужаса с этой картины Мунк совершенствовал до конца своей жизни в серии схожих работ. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Живописные работы «Фриза жизни» («Пепел», «Звёздная ночь», «Убийца в переулке», «Автопортрет с бутылкой вина») отмечены высоким совершенством, манера и техника Мунка очень близки к постимпрессионизму динамикой, цветовыми диссонансами и нервным, жёстким рисунком.
Одобрение и поддержку Мунк получил и у художников, собирающихся в берлинском кафе «У чёрного поросёнка». На его картинах сияние лунной дорожки на воде напоминает колонну, увенчанную золотым шаром. Здесь же Мунк познакомился с польским писателем С. Пшибышевским, жена которого позировала для многих известных картин Мунка, в том числе и для «Вампира». Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы.
После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Мунк вырос в очень религиозной семье. Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет. Эдвард Мунк в своей студииНорвежский художник Эдвард Мунк родился в 1863 г. Его отец был военным врачом.
В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. И в его сложении почётная роль отведена Эдварду Мунку-художнику, убеждённому, что «Не красота спасёт мир, а светлые помыслы» (Э. Лаура Катрина была моложе супруга на двадцать лет. Холст, масло. В этом творческом окружении Мунк развил собственную линию экспрессивного символизма и написал ставшие впоследствии знаменитыми картины: «Голос», «Звёздная ночь», «Женщина», «Тревога», «Вампир» и классическую версию «Крика». Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар.
Эдвард Мунк «Автопортрет в саду, Экели»
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Вскоре он обратился к литографии, тем более что по приезде в Париж в начале 1896 года он получил доступ к лучшим печатникам и печатным станкам того времени. Образ продается и покупается до сих пор.
Первым и удачным опытом стала литография с картины «Больная девочка», новую версию которой Мунк создал по заказу норвежского коллекционера. Эта работа родилась как отклик на страдания старшей сестры художника, Софи, умершей от туберкулеза в 1877 году. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». В целом всякое творчество автобиографично.
Нервные срывы и лечение болезни
Та самая знаменитая картина «Крик» Мунка очень схожа по своей композиции с «Девушками. » : точно так же смещен фокус и сделан акцент на уходящей вдаль по диагонали дороге. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Здесь же Мунк познакомился с польским писателем С. Пшибышевским, жена которого позировала для многих известных картин Мунка, в том числе и для «Вампира». Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние.
«Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Графические работы Мунка имеют острую выразительность. Ребенком он пережил и смерть матери. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Продажа гравюр и заказы на оформление общественных зданий (в 1910-1916гг художник выполнил большой цикл росписей в университете Осло) обеспечили Мунку безбедную старость.
Живописные работы «Фриза жизни» («Пепел», «Звёздная ночь», «Убийца в переулке», «Автопортрет с бутылкой вина») отмечены высоким совершенством, манера и техника Мунка очень близки к постимпрессионизму динамикой, цветовыми диссонансами и нервным, жёстким рисунком. Картон, масло, темпера, пастель. По степени известности мотива Крик можно сравнить разве что с Джокондой да Винчи. Фигура мужчины – в самом углу картины.
Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. Именно здесь он написал свои самые известные полотна, включая «Крик» в 1893 году. Это было для него открытием.
Здесь исчезают какие-либо следы реализма: пейзаж превращается в плоскостное соположение оттенков цвета, волнообразные линии лишают пространство всякого чувства стабильности, а главная фигура превращена в примитивный знак, предстающий перед зрителем символом первобытного ужаса. Когда выставку посетил, выразив тем самым свою симпатию и поддержку художнику, драматург Генрик Ибсен, уже обретший тогда мировую известность, это произвело глубокое впечатление на Мунка. Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но позднее назвали представителем «дегенеративного искусства». Эдвард Мунк умер в 1944 г. в возрасте 80 лет. Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. «Через всю серию картин, – объяснял он, – проходит волнистая линия побережья.
Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Получается лучшая гармония красок. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Картина до сей поры является символом всего экспрессионизма, совсем как «Чёрный квадрат» Малевича служит символом Супрематизма.
Портреты как передача человеческой души
Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. Такая требовательность и высокое мастерство художника были оценены по достоинству: «Крик» признан «иконой глобальной визуальной культуры» и стал вторым после «Джоконды» Леонардо да Винчи узнаваемым образом. Это было для него открытием. Вероятно, результатом этого возгласа стала страшная и странно завораживающая картина «Апофеоз войны», на которой изображены поле, вороны и гора человеческих черепов. Его портреты превосходно отражали характер человека.
Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892).
Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. Странность картины сразу бросается в глаза.
Здесь Эдвард Мунк отходит от абстрактной и сумрачной атмосферы, присущей циклу «Фриз жизни», в пользу более резкого стиля, ярких красок и обыденных сюжетов. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.
Творчество в последние годы жизни
В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. Его отец, военный врач Кристиан Мунк, добрый и очень религиозный человек, после смерти жены от туберкулёза, остался с пятью детьми и массой материальных проблем.
64, 5 54 см. В большинстве картин Эдварда Мунка написанных в 1890-1910-х годах прослеживается цикл, который называется «Фриз жизни». «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю.
Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». В начале 2000-х годов появились предположения, что необычный закат был связан с выбросом пепла из вулкана Кракатау. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков.
«Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
С тех пор смерть навсегда вошла в жизнь пятилетнего, в то время, Эдварда. Он был очень религиозным человеком. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но большую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру. Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара.
В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.
Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. А Эдвард Мунк был два в одном. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок».
«Расставание» : боль от разрыва отношений
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. В 1889г Мунк организовал в Христиании (Осло) свою первую персональную выставку, результаты которой и огорчили и порадовали: критики приняли работы Мунка в штыки, но беспощадная критика привлекла к ним внимание европейских мастеров авангарда. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Мунк вспоминал, что он увидел необычный закат и решил его изобразить.
В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Хрен редьки не слаще.
Детство и юность норвежского художника
С того момента он был совершенно одинок, стал добровольным отшельником, удалился от мира и людей. По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Существуют разные версии появления этого сюжета. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора».
М., 2007. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Сумрачный лесной пейзаж.
Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. По примеру белых стихов, которые писали его друзья-поэты в Христиании, Мунк сопроводил пастельный вариант картины текстом: «Я шёл с двумя друзьями вдоль дороги-солнце садилосьЯ почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал.
С возрастом у него ослабло зрение и мастер стал работать большими цветовыми пятнами. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Из-за сокращения первоначального названия «Крик природы» до «Крика», многие полагают, что кричит существо на картине, в действительности-это изображение реакции на дикий шум издаваемый природой. Картина выполнена в характерном для Сезанна стиле мазков в двух направлениях.
долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»).
Общееколичествопросмотровстраницы
Любовь, Ненависть, Рождение, Смерть, Юность, Старость, борьба с силами Природы предстают в их первобытном, очищенном от наслоений, которые принесла цивилизация, смысле. Образ ужаса, который невозможно преодолеть, в этой работе просто перенасыщен эмоциями. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое.
Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Девочка сидит в излюбленной Мунком фронтальной позе, тесно сведя колени и сложив руки на них.
Таинственный мир образов, чувств и переживаний Эдварда Мунка
Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Портреты Мунка превосходно отражают характер человека и его внутренний мир. Всего он провёл там более полугода.
Шестью годами ранее, в 1889 году, Мунк уже начинал разрабатывать этот сюжет, но незавершенную картину уничтожил. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского.
Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Автор подчеркивает, что переживающий разрыв герой пытается забыть ту, которая причинила ему столько страданий и ее лицо навсегда стерто из его памяти. В этом творческом окружении Мунк развил собственную линию экспрессивного символизма и написал ставшие впоследствии знаменитыми картины: «Голос», «Звёздная ночь», «Женщина», «Тревога», «Вампир» и классическую версию «Крика». Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным.
После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Мунк, к этому времени привыкший стойко сносить насмешки и ругань со стороны критиков, отнёсся к ситуации с нескрываемой иронией38.
Ему удалось создать иллюзию движения. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В это время художник обратился к жанру портрета.
Самое интересное в виде мозаики
Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.
Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Его так же растащили на майки, брелоки и комиксы. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами.
Многие из этих картин Мунк создал в нескольких вариантах: 6версий «Больной девочки», 7версий «Девушек на мосту», десятки вариантов «Вампира», множество «Поцелуев» и 4версии «Крика» в разных техниках. В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену. Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов. Художник этой картиной не даёт никакой надежды на изменение к лучшему. По поводу источника идеи этой картины сам Мунк в своём дневнике писал так: «Я шёл по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку».
Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился.
Все эти детали можно разглядывать бесконечно и ежиться от дискомфорта. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет15, но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние16. Первый «Крик» (первоначальное название «Крик природы») был создан в 1893г и уже в этой картине отчётливо прослеживаются признаки экспрессионизма: бесформенный, обобщённый пейзаж представлен плоскостным соположением цветов, отличающихся ярко выраженным диссонансом, жёсткие волнообразные линии придают пространству чувство нестабильности, а бесполая изогнутая фигура-визуальное воплощение страха. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни.
Литографии Мунка высоко ценятся: в 2010г на аукционе Bonhams раскрашенная Мунком вручную литография «Мадонна» (датирована 1895г) была продана за 1, 9млн долларов и стала, таким образом, самой дорогой литографией, когда-либо проданной на аукционе в Великобритании. С матерью будущего художника – Лаурой Катриной Бьельстад они поженились, когда ему было 44 года. Мунк вырос в очень религиозной семье.
Эдвард Мунк: краткая биография и картины
Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Большинство работ Мунка объединены в циклы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть», представляющие собой размышления художника о судьбе человека и смысле бытия. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра.
Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913). Его картины стали выставляться в крупнейших музеях Европы. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное.
5 Картины Эдварда Мунка в Осло
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22.
Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890).
Область основной боковой панели
Графические работы Мунка имеют острую выразительность. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25. В 1895г Мунк перевёл «Крик», «Мадонну» и «Автопортрет с рукой скелета» в литографию (способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу). Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству.
Картина «Купальщицы» стала отправной точкой для такого направления, как кубизм. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен.
Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Ему удалось создать иллюзию движения. В 1892 году в Христиании проходит персональная выставка Мунка, которая неожиданно приводит в восхищение Адельстена Нормана, художника-пейзажиста имевшего репутацию консерватора35. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Картина «Больная девочка», впервые продемонстрированная на Осенней выставке, была встречена критиками враждебно. Мунк). Истина изображенную на них нельзя увидеть, но можно почувствовать.
Первый «Крик» (первоначальное название «Крик природы») был создан в 1893г и уже в этой картине отчётливо прослеживаются признаки экспрессионизма: бесформенный, обобщённый пейзаж представлен плоскостным соположением цветов, отличающихся ярко выраженным диссонансом, жёсткие волнообразные линии придают пространству чувство нестабильности, а бесполая изогнутая фигура-визуальное воплощение страха. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Его поза выражает подавленность или отчаяние. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ).
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. 120, 5 141 см. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» Мунк отдаёт дань символизму изобразив себя между часами без стрелок и кроватью, символизирующей важные моменты жизни: рождение, болезнь, любовь и смерть. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. В пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура.
Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. 91 73, 5 см.
В Штутгарте Эдвард Мунк сам расскажет о своей жизни
Его портреты превосходно отражали характер человека. И в его сложении почётная роль отведена Эдварду Мунку-художнику, убеждённому, что «Не красота спасёт мир, а светлые помыслы» (Э. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. В 1889г Мунк организовал в Христиании (Осло) свою первую персональную выставку, результаты которой и огорчили и порадовали: критики приняли работы Мунка в штыки, но беспощадная критика привлекла к ним внимание европейских мастеров авангарда.
Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. Образ человека – это лишенный защитной оболочки, обнаженный нерв, отзывающийся болью на малейшее прикосновение. За спиной старого художника-освещённые золотым светом его работы. Кстати, сам художник назвал свою работу «Крик природы». Так Эдвард стал маргиналом среди художников.
Это одна из лучших иллюстраций кошмара фашизма, а также человеческой жестокости и горя. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу». Он впал в депрессию, замкнулся в себе, перестал посещать уроки живописи, порвал связи с друзьями и заново переосмысли свою жизнь.
Центральной темой творчества Эдварда Мунка стали взаимоотношения мужчины и женщины. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Эдвард родился в многодетной семье врача, но его сестры и братья умерли в детском возрасте, за исключением единственной сестры Ингер. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4.
Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо. В 1892 году он приступил к работе над циклом «Фриз Жизни», в котором проявилась вся болезненная сила искусства Мунка. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Мы не только не можем услышать крик, но и человечек, странное кричащее существо инопланетянин, не может услышать нас у него или нее нет ушей, он, она или оно не может никого достигнуть при помощи крика, так же как он, она или оно не может быть достигнут (а/о). Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти.
Мадонна Мунка установила рекорд
Существуют разные версии появления этого сюжета. Его картины передают нам его ужасные муки и страдания. Именно так и произошло: двадцатый век обернулся тяжелейшим периодом в истории человечества: революции, колониальные войны, Хиросима и Вьетнам и, наконец, две кровопролитные мировые войны.
Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Летом Мунк едет с семьёй на съёмную дачу в Осгорстранне, маленьком городе неподалёку от деревни, в которой состоялась его первая встреча с Милли Таулов27 Осгорстранн станет его излюбленным местом и через некоторое время он приобретёт здесь собственный дом. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании.
Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Художник, руководствуясь своим девизом: «Я пишу мозгом», выработал оригинальные методы работы: он несколько недель наблюдал за заказчиком (художник предпочитал писать портреты знакомых), видимо исследуя его душу, а затем создавал портрет всего за несколько часов. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше.
Немного грязи и дыр – это им только на пользу». В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Стенерсен пишет, что свои произведения художник воспринимал как собственных детей: рассердившись, он их наказывал. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Человеческая фигура (мужчина.
Вообще Сезанн писал купальщиц в течение всей жизни. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.
Норвегия чествует Эдварда Мунка
Урна с прахом художника стоит в почетной роще Спасителя в Осло, городе, которому Мунк завещал в наследство все свои работы, созданные за 60 лет творческой жизни. Такая требовательность и высокое мастерство художника были оценены по достоинству: «Крик» признан «иконой глобальной визуальной культуры» и стал вторым после «Джоконды» Леонардо да Винчи узнаваемым образом. В этот период Мунк создал свою первую, теперь широко известную картину «Больная девочка», в основу которой легли воспоминания о болезни и смерти его сестры Софи. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31.
На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта.