Над Городом Шагал
Картина «Над городом» писалась в годы революции, которая, по словам самого Шагала, взволновала его «зрелищем динамического порыва, пронизывавшего ее до глубины». У Шагала есть автопортрет, где он рисует тот же пейзаж, что и в картине «Над городом». В этих картинах Шагала фантастическое неотделимо от реальности: кажется, нет ни одного искусствоведа, который не отметил бы, что в работе «Над городом» художник и его жена Белла совершают полёт над Витебском так же непринуждённо и легко, как если бы прогуливались за руку по улице. Когда Шагал начал писать картину «Над городом» в 1914 году, они были знакомы с Беллой уже 5 лет. Они летят над Витебском, родным городом Марка Шагала.
История одного шедевра: «Над городом» Шагала
Шагал, пожалуй, как никакой другой художник умел передать на своих полотнах «гений места» — субстанцию тонкую, загадочную и отнюдь не материальную. Шагал учился за границей, Освоил китч и символизм. Например, «Окно на даче» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) представляет собой вид на лес, открывающийся через окно, на котором висит небрежно подобранная белая занавеска.
Так, например, произведение «Продавец скота» (1912, Художественный музей, Базель) наполнено метафорами псевдо-благополучной жизни России. «Сней должен быть я— вдруг озаряет меня. Весной 1952 Шагал расстался с Вирджинией Макнейл. Художник показан в духовно-пластическом единстве со своей подругой. Сочетание ярких пятен экспрессивной авангардной живописи Марка Шагала с барочными интерьерами старого театра никого не оставило равнодушным. В этом же году Шагал начал создавать эскизы декораций, костюмов и занавеса для балета «Жар-Птица» на музыку Игоря Стравинского.
Появление художника «в компании театральных деятелей» приветствует карлик, его прототипом, по некоторым предположениям, является актер Хаим Крашинский. Уже летом этого же года Вальден выставил в своей галерее «Der Sturm» бльшую часть полотен художника. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Прогремел художник уже после возвращения на родину. В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем.
К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями. В левой части композиции художник изобразил двух евреев с зеленовато-синими лицами. Как и почти все картины, на которых изображены женщины, это полотно посвящено первой жене художника — Белле. Над измученной роженицей стоит мрачная повитуха и небрежно держит младенца. В том же году художник с супругой был приглашен в США на открытие в нью-йоркской штаб-квартире ООН стеклянного витража под названием «Мир» (1964, нью-йоркская штаб-квартира ООН).
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни32. Человек, несущий на плечах ягненка, — это традиционный раннехристианский (иконографичный) образ, восходящий к доброму Пастырю — Христу. Этот вестник грядущих событий все чаще стал появляться в творчестве художника. Несмотря на недовольство родственников, в июле 1915 Белла и Марк поженились. «Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция.
Описание картины Марка Шагала «Над городом»
(Вдали забор пасёт козу). Предложение написать их он получил еще в конце 1920-х от издателя Амбруаза Воллара. Можно предположить, что автор образно подшучивает над собственным художественным мастерством (на идише есть выражение, похожее на русское «мастер на все руки», но там идет речь про пальцы) или над картиной, которая стоит на мольберте. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Беларуси, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»28. Там он проучился 2 месяца.
Он снова оказался не у дел и без средств к существованию. Высылать ничего не буду. Бело-голубая голова ягненка, находящаяся в левой части композиции, совмещена с изображением традиционной деревенской сцены — дойки коровы. Художник использует хаотичное соседство различных мотивов и просвечивание одних фигур сквозь другие для выражения воспоминаний, облеченных в форму своеобразных символов. Она символизирует мистический и музыкальный характер идущих в этом зале спектаклей, так как рога коровы на идише, кроме всего прочего, обозначают и игру на музыкальном инструменте.
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Здесь и забор не просто так, А нижний крен любви в полёте. Там он проучился 2 месяца. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом».
На полотне изображена кобыла с еще не родившимся жеребенком в брюхе, везущая повозку. С января по июль 1964 мастер уже занимался непосредственным созданием плафона, стараясь как можно бережнее обращаться с более ранней живописью художника Ленепве (18191898), которая изначально украшала потолок зрительного зала оперы Гарнье.
Над городом, Марк Захарович Шагал
В своих произведениях на библейскую тему Шагал не стремился использовать многовековые традиции православной или католической иконографии, считая самым главным соединение в живописных образах непосредственности, приземленности и эпического величия. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран.
И его рецептом может поделиться лишь по-особенному знакомый с предметом витебский экскурсовод: «Обратите ваше внимание на третий план картины, который Шагал выписывает с не меньшей тщательностью, чем первый и второй. Выполненные мастером в 1965—1966 произведения «Триумф музыки» и «Источники музыки» (местонахождение неизвестно) стали настоящим украшением этого знаменитого американского оперного театра.
История одного шедевра: Над городом Шагала
Главная тема творчества Шагала – «время человека». Под кроватью прячется мужчина — очевидно, отец ребенка. Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор.
В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. И я понял: это моя жена. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. По словам Шагала, «Витебск – несчастный, скучный город».
Описание картины «Над городом» Марка Шагала
«Прогулка», Марк Шагал (1918)Судьба художникаМарк Шагал прожил почти 100 лет. Большие, выпуклые, чёрные. Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью.
Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть. В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Успех балета «Алеко», созданного по мотивам поэмы классика русской литературы Александра Пушкина «Цыганы» на музыку великого русского композитора в постановке выходцев из России имел на Американском континенте грандиозный успех.
Марк Шагал – Над городом/ описание картины на английском языке
Вверху – мужчина и Она: Богиня, Муза и Жена. Как такового повествования в картине нет.
Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. На бледном лице сияют глаза. Отъезду помешала болезнь Беллы — жена художника заразилась вирусной инфекцией. Пэн достаточно высоко оценил работу юного ученика и разрешил ему заниматься бесплатно.
Марк Шагал, летящие над городом
— я тоже. Все это, очевидно, олицетворяет творческие замыслы режиссера и художника. Это мои глаза, моя душа», – пишет Шагал в книге «Моя жизнь». В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ).
Что под забором две фигурки (Вас палят сверху же, придурки), Что церковь – храм любви святой, Что на горе – коза с травой (А может, цапля на болоте), Влюблённый в лестницу чердак. Произведение «Желтое распятие» (1943, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) по своей интонации очень близко к «Падению ангела». Так, в произведении «Большое солнце» (1958, частное собрание) мастер изобразил мужчину, нежно прижимающего к себе обнаженную женщину. Вскоре в Витебск, чудом избежавший голода, лютовавшего в те годы, со всей страны стали съезжаться лучшие представители отечественного авангардного искусства. В начале лета 1922 года Шагал направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.
И его картины – это удивительный сплав живописи и поэзии. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)1011 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11213. У художника появились последователи.
Мы смотрим вдумчиво-печально, Душой чужие ловим вздохи, Переживаем (мы ж не лохи) И, МАРЬИВАНН ЩАДЯ ПОКОЙ, ТВОРИМ ОНЕГИНСКОЙ СТРОКОЙ В картине всё любовью дышит: От двух влюблённых в облаках До окон и двускатной крыши. В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее. Возможно, таким образом автор хотел показать, что героиня была на волосок от смерти. Она смотрит— о, её глаза.
Произведения Шагала были известны и любимы зрителями и критикой в Европе, Америке, Израиле и даже СССР. Аналогичный образ художник уже неоднократно воспроизводил на своих полотнах, например в картине «Зеленый скрипач» (19231924, Музей С. Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк). Некоторые элементы кубизма можно увидеть в картине «Я и деревня» (1912, Королевский музей изящных искусств, Брюссель).
Потоки ветра бьют упруго. Служба в военном ведомстве являлась той же воинской повинностью и, хотя Марку не нравилось заниматься отчетами и докладами, такая работа давала возможность не только зарабатывать, но и периодически ездить в Витебск, чтобы видеться с родными. Но тогда благодаря связям Гинцбурга Марк не остался в одиночестве.
Презентация по русскому языку на тему Сочинение-описание картины Марка Шагала Над городом
А творческая потенция Шагала так велика, что никакое препарирование его городского пейзажа не в силах лишить прелести «густо-синий свет из единственного окна». Пока Шагал ездил в командировки, Малевич устроил в народной школе «переворот» и, сместив директора, провозгласил образовательное учреждение «Супрематическим институтом». И – диалектики закон – Зелёный клён и красный дом. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Здесь же Марк познакомился с журналистом Анатолием Луначарским, который в то время писал об авангардном искусстве.
Я ничего не понимаю ни в людях, ни в собственных картинах. Над всеми ними — дуги, поверх которых на идише написаны фамилии героев сюжета. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник».
Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. Это Божий мир. За сорок дней и ночей художник сделал декорации и эскизы костюмов для трех мини-постановок по Шолом-Алейхему (еврейскому писателю и драматургу) и оформил зрительный зал — росписи покрывали потолок и все стены.
Известен и Шагал – иллюстратор. Любовь вошла в творчество Шагала в образе Беллы. Шагал жену любил и Витебск, И всё в картине воплотил. Скорее всего, он, как и миллионы других евреев, проживавших в оккупированных немцами странах, был бы отправлен в концлагерь и убит, но вмешался американский консул.
95 лет назад Марк Шагал завершил картину Над городом
В конце 1922 он начал писать картину «Падение ангела» (Художественный музей, Базель) и вплоть до 1947 вносил в нее различные поправки и изменения. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит.
Однако страшные образы Советской России не покидали художника. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Союз с Беллой означал для художника не просто один из аспектов человеческой жизни. Мовша Хацкелевич Сагал (впоследствии Марк Захарович Шагал) родился 24 июня (6 июля) 1887 года на окраине Витебска. По крайней мере, серый цвет В оттенках превалирует. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году.
- 10 шикарных картин Марка Шагала изучив которые, вы станете более образованным человеком
- Священник, уволенный за пост про московского патриарха: «Молчать я не собираюсь»
- Другие картины Марка Захаровича Шагала
- Последние записи в блокнотах тайников
- Записки переводчика с Андреем Десницким
К моменту завершения «Над городом» они уже былисупругами и родителями. Судя по всему, зрителю виден эскиз реальной работы Шагала «Россия, ослы и другие» (1911, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж), которая также экспонировалась в Салоне Независимых. Во второй половине XX века Шагал приобрел небывалую популярность. Школьники пишут стихи о Шагале: Он символизм вложил немалый, Создав так мало этажей. Марк Шагал – символист в веках.
Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Оказалось, только что на свет появился его младший брат. На полотне «Ворота кладбища» (1917, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) под темным грозовым небом над распахнутыми воротами еврейского погоста видна вырезанная в надвратной части надпись на иврите: «Так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» (Книга пророка Иезекииля, 3712). ВойтиLiveПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласLiveСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком.
- «Почему корова зеленая, а лошадь летает»
- Парижские картины на ночных рубашках
- Шагал — основатель Витебского художественного училища
- Иллюстратор Гоголя, Лонга, Лафонтена
- Монументальное искусство Марка Шагала
Сам знаешь. Можешь не рассчитывать». Вся жизнь показана как сочетание высокого и низкого. Произведение наполнено счастьем и ангел здесь играет не последнюю роль. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Даже изображая влюбленных, парящих над городом и бытом, художник не забывает о деталях.
Убогий мир. Я смотрю на тебя и мне кажется, что ты – мое творение. Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд имеет некий диссонанс. Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». И Беллы чёрные глаза (Вдали забор пасёт коза). А еще «Прогулка» стала частью триптиха.
А через год Вальден организовал персональную выставку Шагала в Берлине — в редакции журнала Der Sturm. Не случайно на картине так много церковных образов. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Любовь вошла в творчество Шагала в образе Беллы. Даже в преклонные годы художник постоянно работал.
В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии». В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). На телеге лежит корова и сидит сам хозяин, а сзади следует его жена с ягненком на плечах. Я не закончил ни одной картины и ни одной гравюры, не спросив у нее: да или нет».
Он сумел найти некоторые свои картины, оставленные в «Улье» и начал создавать авторские копии утерянных работ. Центральное место на полотне занимает ярко-красный падающий ангел с женской грудью.
В ужасе бегут мирные жители их дома и деревни полыхают, в то время как в море тонут корабли. В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. В начале 1910-х Шагал готовился к выставке в Салоне Независимых. Здесь талант мастера заиграл новыми гранями. Сорок лет Белла была рядом с Шагалом.
Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Там его окружали, в основном, поэты-символисты. В сентябре 1913 года издатель Герварт Вальден пригласил Шагала поучаствовать в первом немецком Осеннем салоне.
Он уже был знаком с состоятельными петербуржцами, являвшимися редакторами недавно закрытого либерального еврейского журнала «Восход». Вся эта монотонная композиция уравновешена чередующимися вертикалями и горизонталями. На тот момент семейная жизнь Марка Захаровича дала трещину. Родные Марка были ему очень рады и тут же принялись обустраивать его личную жизнь. А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии. Между молодыми людьми вспыхнуло взаимное нежное чувство. Зимой 1941 Марку Захаровичу нанес визит консул США в Марселе Харри Бингхэм.
Художник показан в духовно-пластическом единстве со своей подругой. Одним из них является «Музыка» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Если смотреть слева направо, то первое изображение — падающая зеленая корова.
Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 25 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Большие, выпуклые, чёрные. В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Внизу – деревня (упс, эт город). Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой.
Режиссером в нем был Алексей Грановский (настоящее имя — Аврахам Азар), мечтавший поставить новые спектакли, которые соединяли бы в себе современные театральные идеи и достижения и национальный еврейский колорит. Им хорошо вдвоем и они летят на крыльях счастья над Витебском, родным городом авангардиста. На панно, написанном для украшения театра, в верхней правой части есть ромбовидный «черный квадрат». Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Но запомни: денег у меня больше нет.
Шагал привез в Берлин более сорока своих работ, созданных в Париже. Однако семье Шагала жить на пособие от Комиссариата просвещения становилось все тяжелее. Для выставки работ этого цикла в Ницце даже специально открыли музей. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году).
В этот период в творчестве живописца стали преобладать радостные, яркие сюжеты, словно наполненные воздухом, музыкой и счастьем. Благодаря этой картине слова «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели зримое воплощение. Так, на картине «День рождения» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) Шагал достоверно воспроизвел не только обстановку комнаты, в которой жил с Беллой, но и атмосферу светлой радости, окрылявшей влюбленных. Все иллюстрации к Библии, создававшиеся художником с конца 1920-х до середины 1970-х, в дальнейшем были названы «Библейским посланием Марка Шагала».
Исследователи творчества Марка Шагала предлагают следующие интерпретации представленных на панно образов. «Тьма сгустилась у меня перед глазами», — написал позже об этом периоде своей жизни Шагал. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Плафон он украсил горизонтальной композицией «Введение в еврейский театр» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Они не только поддерживали молодого художника (разрешили ему ночевать в пустующем помещении редакции), но и в 1909 рекомендовали его в студию рисования и живописи Елены Званцевой, когда-то учившейся у Ильи Репина, а впоследствии даже оплачивали весьма дорогостоящие занятия. Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. Ты мой второй Витебск. ». Работы Шагала не иллюстративны.
Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»26. Теперь педагог не выказывал студенту Шагалу своего неодобрения относительно его рисунков. 141 х 197 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия В картине «Над городом» Шагал и его супруга Белла словно летят над Витебском, оставляя в пространстве земного притяжения его покосившиеся домики. Вып. Затем выставка Шагала прошла в Русском музее. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1516.
А чем картина актуальна. Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. В потоке символов неясных Мы открываем новый мир. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1718, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1920.
Официальное открытие этого учебного заведения состоялось 28 января 1919. Полет влюбленных продолжается уже за пределами комнаты. Даже со своей первой женойон познакомился на одной из таких вечеринок «для своих». Мужчина придерживает женщину за грудь – довольно интимный жест любовников, которые сбежали из спящего города рано поутру.
В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Но мечта стать живописцем не оставляла юношу. Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно.
Это и Витебск и Париж одновременно. Полотно «Автопортрет с семью пальцами» (1912, Музей Стеделейк, Амстердам), которое было там представлено, сочетает в себе черты неопримитивизма и кубизма. В этих картинах Шагала фантастическое неотделимо от реальности: кажется, нет ни одного искусствоведа, который не отметил бы, что в работе «Над городом» художник и его жена Белла совершают полёт над Витебском так же непринуждённо и легко, как если бы прогуливались за руку по улице.
Прогремел художник уже после возвращения на родину. Образ этой картины является своеобразной аллюзией на евангельский сюжет о рождении Христа. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Между тем Рерих помог своему лучшему ученику добиться освобождения от прохождения обязательной военной службы. Шагал не тоти не другой. Так, например, в центре можно увидеть изображение ребенка, которого нежно целует появившийся из цветов ангел. Но Шагал стал исследовать окружающий его мир, рисуя все, что видел своими глазами.
Уже после окончания Великой Отечественный войны Шагал объездил с ней полмира. Жена была его музой. Новая любовь привнесла в творчество Шагала ощущение радости и воодушевления.
В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». Учеба мало интересовала подростка — ему было гораздо интереснее срисовывать иллюстрации из различных журналов. Спустя пятьдесят лет художник снова ступил на родную землю. Таковы и иллюстрации Шагала к Библии. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам.
На первом плане также присутствует «святое семейство», а у входа «в пещеру» под «Вифлеемской звездой» стоят «волхвы», «дары приносящие». И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня. Шагал пишет БеллуКартина «Над городом» писалась в годы революции, которая, по словам самого Шагала, взволновала его «зрелищем динамического порыва, пронизывавшего ее до глубины». «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж.
Но идиллия продолжалась недолго. Эти ошеломляющие чувства художник позже отобразил в своей картине «Рождение» (1910, Кунстхаус, Цюрих). В начале 1907 он объявил отцу, что намерен отправиться со своим приятелем Виктором Меклером в столицу и поступить там в Училище искусств и ремесел барона фон Штиглица. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Летом 1945 Ида Марковна, беспокоящаяся о здоровье отца, наняла в дом молодую домработницу — англичанку Вирджинию Макнейл, знавшую французский язык.
В конце августа 1944 Марк Захарович с семьей задумал отплыть в освобожденную от оккупации Францию. С детства он получил традиционное домашнее еврейское образование. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы.
Образы и объекты на холсте не детализированы. Картина «Над городом» – самое известное произведение «русского периода» Шагала. Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг.
Именно это увлечение во многом и определило в дальнейшем его выбор профессии. На левой руке художника семь пальцев. Фигуры людей показаны намного большими, чем город и дома, так автор показывает величие духовности. Но Шагал стал исследовать окружающий его мир, рисуя все, что видел своими глазами. Это крайне возмутило Хацкл-Мордхэ, надеявшегося, что старший сын вскоре станет надежной опорой семьи, но все-таки, швырнув под стол двадцать семь рублей, родитель отпустил Марка в далекий Петербург.
Еще в начале 1926 в нью-йоркской галерее «Reinhardt» была организована выставка полотен Шагала. Недаром художник среди бородатых мужчин, приходящих в дом изобразил и корову — это как бы дар, подарок от «волхвов». Можешь не рассчитывать». На графическом полотне «Вечер у окна» (1950, частное собрание, Люцерн) двое влюбленных стоят возле окна из которого открывается вид на вечерний российский город. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище.
В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1617, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1819. Вся жизнь показана как сочетание высокого и низкого. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Уже в середине 20-го века авторитет Шагала художника и графика получил мировое признание. В редкие моменты, когда Марк Шагал бывал в мастерской, он писал виды Витебска, портреты Беллы, полотна, посвященные войне. Мол, приземлённо всё мирское.
Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. Мрачные эмоции отразились в некоторых его работах.
Его пригласил во Францию давний друг, поэт Блэз Сандрар и предложил заняться иллюстрированием книг. – Ведь всё созданное им неразрывно граничит с любимым им Витебском». Заняв пост директора, Шагал попросил своего бывшего педагога из студии Званцевой Мстислава Добужинского стать художественным руководителем. Они летят над Витебском, родным городом Марка Шагала. Ползал и подбирал.
Марк Захарович с упоением занялся гравюрами, керамикой, у него появились различные заказы, благодаря которым он углубился в изучение монументальной и витражной живописи, скульптуры. Заходил в «Улей» и Бакст, который с удивлением узнал, что его ученик вслед за ним перебрался в Париж. Мастер изобразил себя сидящим перед мольбертом с палитрой и кистями в правой руке.
Все события, происходившие вокруг художника, непременно отражались в его творчестве. У символистов самый изыск – На всё, на что не хватит сил Нарисовать, придумать басню.
Её черты узнаваемы во всех женщинах и ангелах. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка. «С нейдолжен быть я — вдруг озаряет меня. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы.
У обнаженной роженицы на одной ноге нет чулка. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)21. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.
Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. Так, художник создал очень выразительные иллюстрации для книги «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя и для книги «Басни» Жана де Лафонтена. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим.
Но здесь жила Белла. Желтеет птенчиком сортир. Политически полезным авангардное искусство художника советская власть не признавала. Благодаря этой картине слова «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели зримое воплощение.
В своей книге «Моя жизнь» художник писал: «Вся в черном или белом она пролетала сквозь мои холсты, направляя мое искусство. Вот почему летом 1908 молодому живописцу пришлось покинуть стены этого учебного заведения. Преподавал в этом учебном заведении Николай Рерих. Композиция произведения условно поделена на две части.
Уже 2 сентября она скоропостижно скончалась. Так в 1923 мастер с семьей оказался в Париже. Как только пара вернулась в Витебск, Марка мобилизовали в армию. Большие, выпуклые, чёрные.
У него был один брат и пять сестёр14. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились.
Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1.
И я понял: это моя жена. Родила ему дочь. – я тоже. Одной из своих самых важных работ мастер считал созданные им иллюстрации к Библии.
Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Столица империи представлялась ему землей обетованной. И только кажется, что в прошлом кто-то был счастлив. Она молчит, я тоже.
Как отражение друг друга, Две пары – в небе и внизу.
Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Вместе с ним переносила тяготы Гражданской войны: голод, холод, бытовую неустроенность. Среди них был и Казимир Малевич, который еще в 1915 на выставке в Петрограде произвел фурор, представив собственное произведение «чистой живописи» под названием «Черный квадрат» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Окошки, улицы, заборы. Сюжет живописной картины на стекле наполнен символами мира и любви.
Торжественное открытие плафона состоялось в 1964 и вызвало большой резонанс в прессе. Вместе с ним уехала в эмиграцию, где к Шагалу пришла всемирная слава. Помимо этих символичных изображений на картине присутствует излюбленная художником корова (на этот раз желтая) со скрипкой, а также свеча, сияющая над крышами российских домов и покосившееся распятие.
Ияпонял: это моя жена. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Образы и объекты на холсте не детализированы. В 1960-е мастер продолжил иллюстрировать ветхозаветные сюжеты. Вошла, чтобы остаться навсегда, наполняя картины и жизнь новым смыслом.
В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. И я понял: это моя жена. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида.
Колорит картины убеждает нас в том, что благополучная жизнь россиян того времени (даже тех, кто имел домашних животных) являлась лишь видимостью. Дело в том, что на идише слово «корова» обозначает не только удачу в любых начинаниях, оно имеет еще одно значение — глупец. С детства он получил традиционное домашнее еврейское образование. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь.
Это всё, что я могу наскрести. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Все вместе украшавшие театр панно («Музыка», «Танец», «Драма», «Литература») призваны рассказать зрителю на понятном ему языке о еврейском искусстве, созданном богоизбранным (как написано в Ветхом Завете) народом и потому пронизанном Божественным светом. Когда Шагал начал писать картину «Над городом» в 1914 году, они были знакомы с Беллой уже 5 лет.
Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Автор как бы говорит нам: «Каким бы умным (талантливым, гениальным) я ни был, я все равно глупец». Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Они наивны и мистичны изобилуют приметами времени и символами. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге.
Кроме того, ситуация в стране становилась все более сложной. Школьники пишут стихи о Шагале: Как уместить в одну страницу Кистей и красок терроризм. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет.
Очевидно, автор специально сделал такую отсылку к создателю супрематизма Малевичу. На бледном лице сияют глаза. Марк Шагал – не только талантливый художник, но и одарённый поэт. Решено.
Последний в свою очередь тоже поддерживал Шагала и однажды даже назвал мир его картин «surnaturel» — сверхъестественное, а позже «surreal» — сюрреализм, придумав, таким образом имя новому стилевому направлению в искусстве, которое получит свое развитие только спустя десятилетие и в творчестве совсем других художников. Вскоре художник заключил договор с издательством Амбруаза Воллара на иллюстрирование романа Николая Гоголя «Мертвые души» и в течение 19231925 создал сто семь эскизов для гравировальных досок. Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть.
Это и Витебск и Париж одновременно. Шагал Марк Захарович (наст. Теперь он мог путешествовать с семьей по стране и отдыхать на Лазурном Берегу. Художник на время приехал в Париж и возобновил отношения с прежними друзьями. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
Образ «Введения» не только символичен, но и наполнен самоиронией. В 1900 он поступил в Витебскую гимназию. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. Используя контрастные световые эффекты, художник повествует о чуде рождения человека.