Напольный Гетман

Портрет напольного гетмана, написанный Иваном Никитиным, резко выделяется в галерее русских портретов первой половины XVIII века и занимает в ней особое место. Напольный гетман изображен как нельзя реалистично: кафтан слегка расстегнут, прическа не тронута гребнем. Одно из лучших достижений мастера – так называемый портрет Напольного гетмана. Портрет Напольного гетмана в полной мере свидетельствует о невиданной в русской живописи начала XVIII века глубине и мудрой простоте изображения человека.

«портрет напольного гетмана» – надпись на оборотной стороне полотна. «напольный гетман» стоит первым в ряду реалистических портретных образов, сложившихся в русской живописи на протяжении XVIII—XIX веков.

Портрет напольного гетмана, Иван Никитич Никитин

Где-то на пути в Москву умер в дороге персонных дел мастер Иван Никитин. Энергично и решительно он принялся наводить в ней порядок. В позе гетмана нет ничего показного искусственного. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции.

И. Н. Они могут даже превосходить их.

Он начальник Посольской канцелярии, затем Посольского приказа, государственный канцлер (1709), граф (1710), сенатор (1717), президент Коллегии иностранных дел (1718), член Верховного тайного совета. Румянцева, который отправлялся на средства покровителя. На марке изображена репродукция картины Ивана Никитича Никитина (1860-е – 1742) «Портрет напольного гетмана» (1720-е, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Долгая, трудная, суровая жизнь, полная военных забот, оставила неизгладимые следы на этом волевом и мужественном лице. Природный ум и заботливость ясно запечатлены в его лице.

Описание картины 
«Портрет напольного 
гетмана»

Описание картины «Портрет напольного гетмана»

Художник изобразил своего героя таким, каким наблюдал его в жизни. Оленина. На лицах чаще всего можно встретить выражение надменной самоуверенности иногда — заученную «милостивую» улыбку.

Но для многих, особенно для работавших в России иностранцев, среди которых не было больших художников, виртуозное выписывание «околичностей» превращалось едва ли не в самоцель. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу. Русское искусство XVIII века.

Портрет решен очень просто.

Портрет напольного 
гетмана (1720-е 
годы), грм

Портрет напольного гетмана (1720-е годы), грм

Брови нахмурены, волосы небрежно откинуты надо лбом, седые усы свисают по сторонам большого плотно сжатого рта. Положение с «пансионерством» изменилось с назначением в 1817 году президентом Петербургской Академии художеств А. Н. Но это изысканное колористическое построение является для Никитина не самоцелью, а лишь средством, подчиненным задаче создания целостного и правдивого образа. Однако ничто в Никитине не выдает приверженца старых порядков. Но сила обобщения, способность улавливать типическое, которую проявил здесь Никитин, делает этот портрет одним из драгоценнейших исторических памятников петровского времени.

В последние годы высказывалось предположение о том, что «Портрет напольного гетмана» – автопортрет Ивана Никитина. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Мы не знаем имени человека, которого написал Никитин. Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I). Оленин выделил трех выпускников, достойных представлять «три знатнейших художества» в Италии: живописца С. Ф. В творчестве Никитина портрет напольного гетмана занимает едва ли не самое значительное место.

Никитин легко лепит форму, уверенно создает иллюзию пространства вокруг фигуры канцлера.

— М. : Высшая школа, 1999. Г. А. Головкин занимал высшие государственные посты в империи. Темно-русые волосы гетмана острижены по-казацки, «в кружок», его поношенный коричневый кафтан с выцветшими золотыми галунами небрежно расстегнут. Почтовая марка СССР из серии «Русская живопись XVIII – начала XIX веков». В 1762 году портрет поступил в Императорскую Академию Художеств из старого деревянного Зимнего дворца в Петербурге, на Невском проспекте, близ Полицейского моста, что подтверждается его описью: «Сверх каталога данного 1765-го году найдены картины и портреты следующие неизвестно портрет гетмана наполно не конченной взятой из дворца без рам».

Никитин Портрет 
напольного гетмана

Никитин Портрет напольного гетмана

Это определяло высокие декоративные качества портретов XVIII века. После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно. Подобное противоречие наталкивало на мысль, что речь идет не о портрете, а о модели.

Никитин изобразил одного из тех своих современников, которые выдвинулись не благодаря своему «высокому» происхождению и не знатностью своего рода, а собственным трудом и талантом. Сазонов, вольноотпущенный графа В. А. Мы не знаем имени человека, которого написал Никитин. С. 68. ).

Портрет напольного 
гетмана (1725)

Портрет напольного гетмана (1725)

Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ. Никитин изобразил одного из тех своих современников, которые выдвинулись не благодаря своему «высокому» происхождению и не знатностью своего рода, а собственным трудом и талантом. Заказывала же Екатерина в те годы портрет просто певчего Конона Карпова. В портретах, написанных И. Никитиным интересно его мастерство, но и та нравственная позиция, которая проступает в них.

Исследователями высказывалось предположение о том, что на портрете представлен литовский гетман граф Казимир Ян Сапега, «маршалек польский», генерал-фельдмаршал русской армии, находившийся в середине 1720-х в Петербурге. Реалистический метод Никитина не сводится к одной только внимательной и правдивой передаче натуры, не исчерпывается умением выделить главное и обобщить второстепенные детали. После революционных событий XVIII века и во времена наполеоновских войн институт «пансионерства» в Петербургской Академии художеств был отменен. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. И. Никитин «Портрет напольного гетмана».

Описание картины Ивана Никитина «Портрет напольного гетмана»

"Напольный" ли это (то есть командующий действующими, "полевыми" войсками) гетман – но ни один из известных украинских или польских гетманов не подходит по возрасту, да и одежда его не похожа на принятую в войсках. При таком понимании задач портретного искусства существенное значение приобретали подробности одежды и фона, так называемые околичности, облегчающие внешнюю характеристику. Среди ранних работ самого Никитина, а также в творчестве его современников и ближайших преемников, русских художников и заезжих иностранцев, преобладают изображения лиц императорского дома и высокопоставленных придворных. Возобновились заграничные поездки русских художников.

В творчестве Никитина портрет напольного гетмана занимает едва ли не самое значительное место. «Околичности» сведены к неизбежному минимуму с тем большим вниманием обращается Никитин к внутренней характеристике своего героя, к раскрытию его душевного мира.

  1. Картины – Третьяковская галерея – фото
  2. Знаменитые работы представителей жанра
  3. Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова, 1726, ГРМ
  4. Варварская галерея / Никитин Иван Никитич (1680 – 1742)
  5. Никитин – Напольный Гетман – Государственный русский музей
  6. Словари и энциклопедии на Академике

Но все ли выяснено. Гальберга и архитектора В. А. Безусловная идентификация изображенного затруднительна.

А. Н. Никитин в создании этого образа выступает как большой мастер, которому под силу сложные психологические характеристики.

Глинку. Перед нами немолодой, усталый и кажущийся очень одиноким человек. «Увенчанный лаврами Европы» и поставивший «имя русское в ряду классических живописцев», как позднее отозвался о нем Александр Иванов, Кипренский воплотил в этом автопортрете романтический идеал художника-творца. После возвращения становится придворным художником.

Среди парадных портретов того времени «Напольный гетман» выделяется своей подчеркнутой скромностью. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью.

  • Также рекомендуем приобрести аксессуры для марок
  • Пинцет прямой, узкий, стандартный 12 см
  • Кулисы для хранения и пересылки марок

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Или существовали более сложные и скрытые причины. В «Напольном гетмане» ярко и последовательно проявляются черты национального своеобразия русского искусства.

Картины – Третьяковская 
галерея – фото

Никитин позволяет почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека. «Но по-прежнему для живописца главным остается лицо — с внимательным взором, немолодое, усталое, лицо человека, познавшего все тайны мадридского (то бишь русского) двора. Чин, указанный в надписи на портрете (напольный гетман), характерен скорее не для Украины, а для Польши и Литвы, где в начале XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя). Редчайшая случайность позволила ответить на этот вопрос. К ним присоединился художник В. А.

Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Щедрина, скульптора С. И. «Околичности» сведены к неизбежному минимуму с тем большим вниманием обращается Никитин к внутренней характеристике своего героя, к раскрытию его душевного мира.

Портрет напольного гетмана (достоверно не известно, кто изображен на картине) отличается небывалым для русской живописи того времени реализмом и психологизмом, глубиной погружения в модель. Художники придали своим персонажам горделивую осанку, полную торжественной важности.