Напольный Гетман Картина
Картина художника Ивана Никитича Никитина (1680-1741) Портрет напольного гетмана.
Портрет напольного гетмана, Иван Никитич Никитин
Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. Но портрет напольного гетмана стоит выше многих прославленных произведений своей мужественной силой, кажущейся безыскусственной непосредственностью и ощущением горячего трепета самой действительности.
Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств. Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер.
Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I). Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем.
Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Портрет напольного гетмана (достоверно не известно, кто изображен на картине) отличается небывалым для русской живописи того времени реализмом и психологизмом, глубиной погружения в модель. Чин, указанный в надписи на портрете (напольный гетман), характерен скорее не для Украины, а для Польши и Литвы, где в начале XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя). Почтовая марка СССР из серии «Русская живопись XVIII – начала XIX веков». Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ.
Описание картины «Портрет напольного гетмана»
На марке изображена репродукция картины Ивана Никитича Никитина (1860-е – 1742) «Портрет напольного гетмана» (1720-е, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. В последние годы высказывалось предположение о том, что «Портрет напольного гетмана» – автопортрет Ивана Никитина. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью.
Редчайшая случайность позволила ответить на этот вопрос. Природный ум и заботливость ясно запечатлены в его лице. Благодаря его уму, расчетливости, ловкости, Головкин сумел в продолжении своей деятельности заключить 72 трактата с правительствами разных стран.
Определение авторства И. Н. Никитина впервые было сделано в конце XIX столетия, в дальнейшем не оспаривалось и было подтверждено технологическим исследованием. Необычна его биография. «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям.
- Картины – Третьяковская галерея – фото
- Картины — Никитин, Иван Никитич
- Иван Никитич Никитин (около 1788 – 1741)
- Русская портретная живопись века
- Коллекция Государственного Русского музея
Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. Почему только высокий ранг мог зародить у царицы желание запечатлеть человека, оставить память о нем. Заказывала же Екатерина в те годы портрет просто певчего Конона Карпова.
Безусловная идентификация изображенного затруднительна. Исследователями высказывалось предположение о том, что на портрете представлен литовский гетман граф Казимир Ян Сапега, «маршалек польский», генерал-фельдмаршал русской армии, находившийся в середине 1720-х в Петербурге. После возвращения становится придворным художником. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
И. Н. Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу. Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу. Они могут даже превосходить их.
В 1762 году портрет поступил в Императорскую Академию Художеств из старого деревянного Зимнего дворца в Петербурге, на Невском проспекте, близ Полицейского моста, что подтверждается его описью: «Сверх каталога данного 1765-го году найдены картины и портреты следующие неизвестно портрет гетмана наполно не конченной взятой из дворца без рам». Никитин позволяет почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен.
- Никитин – Напольный Гетман – Государственный русский музей
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Словари и энциклопедии на Академике
Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия. Петр I, Меньшиков увлекались пением выходцев с украины, так нельзя ли хотя бы в качестве рабочей гипотезы, что и Никитину пришлось писать не высокопоставленного, а самого рядового украинца, возможно музыканта или певца. Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). Но все ли выяснено.
Подобное противоречие наталкивало на мысль, что речь идет не о портрете, а о модели. Обратиться к Польше: польская армия имела напольных гетманов. Весь облик производит на редкость целостное впечатление человека простого и мужественного, смелого и решительного. Прекрасные работы русских портретистов XVIII и начала XIX веков не уступают по своим живописным качествами, но тонкости характеристики человека лучшим портретам Никитина. Никитина считают основоположником русского портретного жанра.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе.
Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего около десяти.