Narcissus Caravaggio
Сведения, получаемые из Милана, будоражили Рим. Затянувшиеся «смотрины» завершились осенью 1594 года — Караваджо отдал предпочтение кардиналу Франческо Мария Борбоне дель Монте (1549—1627). Известно лишь, что мадригал сочинён фламандским композитором XVI века Якобом Аркадельтом, плодотворно работавшим в Италии при княжеских дворах, а в последнее время занимавшим пост регента собора Сан-Марко в Венеции.
«Святая Екатерина Александрийская» (173x133) представляет собой продолжение попыток художника запечатлеть на холсте движение души. Поначалу она смутилась, думая, что придётся обнажаться перед художником. Их пересказом и (пере)интерпретациями занималось (и занимается) много всякого умного народа, не мне чета и во все эти дебри лезть в данный момент не очень хочется.
Цветовое решение картины целиком построено на приглушённости тонов и сдержанности светотеневых переходов. Вскоре объявились ещё два помощника постарше — Бартоломео Манфреди и Марио де Фьори. Поза и возраст Давида напоминают ранее написанного «Нарцисса» с той лишь разницей, что мысль героя здесь направлена к действию, а не наоборот, как у Нарцисса, который прежде совершил необдуманное действие, нагнувшись к воде, а уж затем подумал, сколь прекрасно отражение его лица и влюбился в себя. С непривычки Катерина держит шпагу неуверенно и немного кокетливо. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
После составления протокола художник был с миром отпущен — упоминание имени кардинала сыграло свою роль. Его вывел из состояния оцепенения и восторга подошедший кардинал. Сдержанность, послушание означают почти пассивность.
- Микеланджело Меризи да Караваджо
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- ( ) – Самые популярные произведения
Вскоре в одной из гостиных дворца состоялось для узкого круга доверенных лиц обсуждение пока не успевшей попасть в «Индекс запрещённых книг» работы «Философия, основанная на ощущениях», которую монах написал в развитие идей своего учителя Бернардино Телезия, натурфилософа и противника схоластического аристотелизма. Видимо, сознавая, сколь греховно его увлечение «белой магией», кардинал заказал любимому художнику обетную картину для своей домашней часовни, куда он время от времени заглядывал. глаголом narkao, «цепенеть», «столбенеть» и это сближение, возможно, послужило одним из источников мифа. Например, о «Корзине с фруктами» резко отозвался ярый сторонник классицизма и почитатель творчества своих земляков братьев Карраччи болонский литератор и историк граф Мальвазия, который писал: «Кому недоставало ума изображать дыни, арбузы и прочие фрукты.
В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Всё писалось с натуры. Согласно Овидию, в него были влюблены многие юноши и девушки, но он отвергал их. Он обожал римские трактиры с их особой располагающей к дружеским беседам атмосферой, где стены обычно увешаны картинами и рисунками безвестных или обретших имя художников, которые, как когда-то он сам, расплачивались за угощение своими работами. Так же как не могли найти ее и у римлян.
Он начинал терять голову и пускаться во все тяжкие. Однажды, весной 1598 года, с Караваджо произошёл курьёзный случай.
Официальный Рим предпочёл остаться в стороне, но в городе нарастало напряжение. Таким и появился на свет «Нарцисс» (112x92). Обиду он помнил и встретиться вновь с бывшим работодателем не имел никакой охоты.
Цветок царства мертвых Гадеса – Плутона, эриний – богинь мщения. Уже упоминавшийся автор известного труда «Цицерон» Буркхардт язвительно заметил, что «Голова Медузы» — это всего лишь изображение «орущего парня, у которого вырывают зуб». Первое изображение юного помощника Караваджо появилось в романтически возвышенной картине «Давид и Голиаф» (110x91). Её гордостью являлся «Урбинский кодекс 1270» Леонардо да Винчи с воззрениями мастера о перспективе и световоздушной среде.
А что говорить о причёсанных волосах, стянутых на затылке бантом пёстрой лентой. Записано верно с моих слов»47. Стремление писать книги – это болезнь, близкая к безумию». Залы, салоны и коридоры дворца украшали великолепные произведения искусства и среди них четыре портретных наброска кисти Леонардо, картины Беллини, Тициана, Брейгеля Старшего и других выдающихся мастеров, а также образцы античной скульптуры, в том числе римские копии древнегреческих изваяний. Всё остальное остаётся за скобками его новаторского искусства.
Адонис (анемона) со своим копьем и охотничьими собаками отодвигает в сторону плащ, чтобы открыть своё раненое бедро (ВЕНЕРА, 5). Говоря о Галилее в письме тосканскому герцогу от 31 мая 1611 года, дель Монте признаёт: «Если бы мы жили во времена античного Рима, уверен, что ему была бы воздвигнута статуя на Капитолии в честь признания его выдающихся заслуг»32. «Пусть над этим ломают головы другие, ничего не смыслящие в живописи, — сказал он про себя, — а для меня всё давно уже ясно как Божий день». Вероятно именно он позировал для «Лютниста», чем и объяснимо наличие бросающихся в глаза женских черт у изображённого на картине типичного черноокого южанина с густыми дугообразными бровями и пухлыми губами43.
Так само собой получилось, что вскоре ему пришлось приступить к написанию картины «Музицирующие мальчики» (92x118, 5). Считается, что это один из миланских друзей Караваджо, навестивший его в Риме.
Признавая яркий художественный дар и темперамент своего протеже, независимость суждений и дерзкий ум — «un cervello stravagantissimo», как он пояснял друзьям, умный дель Монте давно заметил, что на молодого художника дурно влияет любая похвала, оказываясь для него пагубной. А что говорить о причёсанных волосах, стянутых на затылке бантом пёстрой лентой.
В луковицах нарциссов содержатся алкалоиды (растительные яды), которые могут вызывать расстройство пищеварительной системы, дерматиты, дрожь и сердечную аритмию. Моё дело пока узкое, а именно использование поверхности воды как зеркало. Надо признать, что это ему удалось. «Святая Екатерина Александрийская» (173x133) представляет собой продолжение попыток художника запечатлеть на холсте движение души. С непривычки Катерина держит шпагу неуверенно и немного кокетливо. Как и Леонардо в своих рисунках-штудиях или в утраченной «Медузе», о которой можно судить благодаря рассказу Вазари, Караваджо тщится передать эмоциональное состояние и мимику лица в предсмертных муках, чудом избегая опасности впасть в изощрённую стилизацию, столь свойственную маньеристам или в чуждый ему экспрессионизм.
«Две вещи сгубили меня – мои стихи и моя оплошность. Задержанный оказался ночью не только со шпагой, но и с непонятным предметом в чехле. Если перейти к менее распальцованной версиям, то их сразу становится много и появляютсянюансы. О второй я должен умолчать 6».
Действительно, картина вызвала недоброжелатели. Здесь, как и в первой картине, всё дышит пронизывающим каждую деталь ожиданием. Нимфа Дафна, спасаясь от притязаний Аполлона, была превращена богами в лавр. Но художник недолго оставался без помощника.
Так, шпага внизу сходится с пальмовой ветвью в вершине другого вписанного треугольника. В этой аллегории делается предупреждение любому смельчаку, который вдруг вознамерится «зажечь свет», чтобы рассеять тьму. Отдельно стоит вопрос, почему нарциссическое стало трендом и остаётся им по сей день. Дом братьев дель Монте считался центром либеральной мысли и антииспанских настроений.
Надо признать, что это ему удалось. ПОДСОЛНУХ), у которых такое же, как у подсолнуха, свойство) пристально смотрит в безнадежной любви на бога-солнце, поворачивая свою голову, чтобы следить за его каждодневным шествием по небу («Мет», 4:256-270). Вскоре в одной из гостиных дворца состоялось для узкого круга доверенных лиц обсуждение пока не успевшей попасть в «Индекс запрещённых книг» работы «Философия, основанная на ощущениях», которую монах написал в развитие идей своего учителя Бернардино Телезия, натурфилософа и противника схоластического аристотелизма.
Позже в Арле Винсент ван Гог создал свои собственные работы на эту тему. Задержанный оказался ночью не только со шпагой, но и с непонятным предметом в чехле. В этом удивительном совпадении имён он вдруг увидел знак судьбы и настолько загорелся темой, что ни о чём другом уже не мог думать и чуть не бегом отправился к дому друга, держа в голове почти уже готовый образ будущей картины. Их пересказом и (пере)интерпретациями занималось (и занимается) много всякого умного народа, не мне чета и во все эти дебри лезть в данный момент не очень хочется.
Я её выдрал из какого-то старого журнала, обнаруженного в какой-то макулатурной пачке (был такой спорт, сбор макулатуры на книги) долгие годы была моим визуальным сокровищем. и это сближение, возможно, послужило одним из источников мифа. Он был очевидцем разразившегося года три назад шумного скандала, связанного с росписью капеллы Ангелов в главной церкви иезуитов Джезу, то есть церкви Иисуса, где покоится основатель ордена Игнатий Лойола. Считается, что это один из миланских друзей Караваджо, навестивший его в Риме. Поводом послужило подозрительное обстоятельство. Считалось, что этот запах способен довести человека до сумасшествия.
Столь верного воспроизведения неживой природы итальянская живопись до того не знала, вот таким образом долгое время натюрморт безоговорочно приписывался фламандским живописцам, которых считали непревзойдёнными мастерами этого жанра. Что, мол де, до существования стеклянных зеркал (которым всего или около 800 лет или – если включить полумифические источники – около 2 тысяч лет) существовали металлические зеркала (3 тысячи лет. ), а до них какие-то уж совсем полулегендарные отполированные обсидианы (4 тысячи. ). Эта первая работа, написанная для дель Монте в его дворце.
Вот таким образом в его литературных высказываниях появляются призывы «поверить алгеброй гармонию». Однажды, утомившись на охоте, Нарцисс склонился над источником, чтобы напиться. Вероятно, это та самая шпага Караваджо, которая фигурирует в отчётах римской полиции с выгравированной на клинке надписью на латыни «Nec spe пес metu» — «Нет надежды, нет и страха». Отложив в сторону скрипку со смычком, он внимательно вчитывается в раскрытую партитуру.
Картина вызвала восторг друзей и знакомых кардинала. Сложная по композиции картина (300x180) должна была олицетворять три стихии — землю, воду и воздух. С течением времени слово «нарцисс» стало синонимом слова «самовлюбленный».
Все предметы переднего плана залиты рассеянным и слегка золотистым светом, подчёркивающим звучание красок и позволяющим даже прочитать на раскрытой странице партитуры неожиданное послание анонимному адресату: «Voi sapete chio vi amo» (Вы знаете, что я люблю вас). Работая над «Святой Екатериной», Караваджо проводил все вечера с очаровательной натурщицей, сопровождая её к друзьям или в театр — она была большой любительницей сценического искусства, признавшись однажды, что до замужества мечтала стать актрисой. Я силюсь не умереть в молчании.
Клития (которая стала подсолнухом, то есть, вероятно, ноготками (см. Богемная жизнь влекла их обоих. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Иными словами, он охраняет «ничто», он охраняет «не-жизнь» – стыдливо прикрытые чресла, тело, до такой степени отверженное, что оно стало мертвым и его навечно прибили гвоздями к кресту. Как они могут понять их, когда я сам, «производящий» эти образы, не понимаю их. Супружеская любовь – это миф, согласно которому покорность как следствие силы (obsequim как следствие virtus) становится психологической и религиозной (pietas и fides).
Известно, что семейству Медичи принадлежал когда-то декоративный щит с изображённым на нём чудовищем, который расписал Леонардо да Винчи, о чём подробно повествует Вазари в своих «Жизнеописаниях». Но вместо атрибутов её царского происхождения даны орудия пыток: колесо со стальными шипами, засохшая пальмовая ветвь как символ мученичества за веру, а вместо меча, которым девушка была обезглавлена после колесования, в руки ей вложена шпага. От горя Эхо высохла так, что от неё остался только голос. Караваджо, хорошо знавший нравы римской улицы и её обитателей изобразил когда-то на свой страх и риск одного из этих парней на картине «Юноша, укушенный ящерицей», вызвавшей восторг синьора Валентино и многих других коллекционеров.
Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Признавая яркий художественный дар и темперамент своего протеже, независимость суждений и дерзкий ум — «un cervello stravagantissimo», как он пояснял друзьям, умный дель Монте давно заметил, что на молодого художника дурно влияет любая похвала, оказываясь для него пагубной. Работая над «Святой Екатериной», Караваджо проводил все вечера с очаровательной натурщицей, сопровождая её к друзьям или в театр — она была большой любительницей сценического искусства, признавшись однажды, что до замужества мечтала стать актрисой. Сексуальная мораль полностью перестала быть вопросом статуса. Оба персонажа рельефно выступают на переднем плане из ночного мрака. Как изображает римский поэт Овида восьмого века, Нарцисс – красивый парень, которого преследуют «юноши и девушки», но безразличные к их вниманию.
Обращение вовне грозит завистью и жадностью в отношении других (а это вовсе не обязательно воспринимается как должное) и страхом того, что другие завидуют субъекту и жаждут что-то от него заполучить. Идея увлекла Караваджо. «Мифология – это психология древности, – пишет Джеймс Хиллман, великий архетипический юнгианский аналитик в «Мечте и подземном мире». Нарушение базовой и важнейшей связи оставляет субъекта в проблематичном амбивалентном отношении с собственными всемогуществом, эксгибиционизмом и самостью, так как только через соответствующий контакт с важным другим выстраивается это отношение.
Кардинал, никак не ожидавший вновь увидеть у себя «Лютниста», хоть и был несказанно рад его возвращению, на сей раз воздержался от выражения особой благодарности. Эта первая работа, написанная для дель Монте в его дворце. Пошли разговоры о том, что из-за сонета между художником и поэтом пробежала чёрная кошка. Осмотревшись, Караваджо, к величайшему изумлению, увидел среди других картин, украшавших стены гостиной, «Шулеров», «Юношу, укушенного ящерицей» и «Отдых на пути в Египет», за которые ему были заплачены какие-то жалкие гроши обходительным синьором Валентино. Например, Джованбаттиста Гварини, автор известной в ту пору поэмы «Верный пастух», посвятил циркулю эротическое стихотворение, в котором обе ножки диковинного инструмента уподобляются, как позже в стихах Джона Донна и других авторов, двум пылким влюблённым, которые охвачены одним только желанием — поскорее слиться в сладострастном порыве. Все персонажи пребывают в постоянном вращении вокруг земной сферы. В отличие от английского фильма режиссёра Джармена, в котором Караваджо умирает в мрачной больничной палате, в итальянской телеверсии художник, преследуемый демоническим чёрным всадником, остаётся обессилевшим лежать на пустынном пляже, что намного ближе к истине.
Тут же лежащие фрукты, скрипка со смычком и раскрытая партитура. Вскоре он завершил работу. Его обнажённое колено почти упирается в раму картины. Генерал ордена иезуитов Клаудио Аквавива, местопребыванием которого и была церковь Джезу, выслушав сообщение своих соглядатаев и лично осмотрев капеллу Ангелов, приказал немедленно сбить «еретическую» фреску. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим.
Август сослал Овидия на край света – в ледяной край дикой Паррасии. И хотя подобные документы не оформлялись официально их можно назвать первыми брачными контрактами Запада. Так император Марк Аврелий, последователь секты Эпикура, похвалялся в своих дневниках тем, что не притронулся к служанке по имени Бенедикта и даже к рабу (которого звали Теодотом), несмотря на снедавшее его желание.
Фовизм утверждал преобладание цвета над формой. Судя по имени героя, миф о Нарциссе догреческого происхождения, народная этимология сблизила имя Нарцисс с греческим глаголом narkao («оказывать наркотическое воздействие, притуплять, одурманивать»). Но церковники узнали в ликующих ангелах хорошо знакомых им и многим прихожанам юнцов. В зрелом возрасте он написал картину «Христос изгоняющий из храма торговцев», которую одно время принимали за произведение Караваджо, настолько она близка ему по духу и манере исполнения с неизменным использованием светотеневых эффектов, тем паче что картина значилась в посмертно составленной описи художественных ценностей, принадлежавших главному коллекционеру картин мастера — маркизу Джустиньяни. Он выполнял заказы на весьма престижные работы. Имеется любопытное высказывание самого художника, на которое ссылается в одном из писем коллекционер Джустиньяни, ставший чуть ли не основным его заказчиком: «Караваджо говорил мне, что вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур»42.
Известно, что семейству Медичи принадлежал когда-то декоративный щит с изображённым на нём чудовищем, который расписал Леонардо да Винчи, о чём подробно повествует Вазари в своих «Жизнеописаниях». Дель Монте было за сорок, происходил он из рода венецианских патрициев.
Приговоренные к смерти преступники в римских владениях приносили нарциссы в жертву фуриям (тем же греческим эриниям – богиням мщения) приговоренных увенчивали нарциссами, что производило определённое наркотическое действие и немного облегчало муки распятия на кресте. На лице музыканта грусть. Чаще всего нарциссизм мощно нагружен негативными коннотациями и в виду имеется эгоизм (хотя этот термин следовало бы раскрывать отдельно) с безразличием к переживаниям других, а также неадекватная уверенность в собственном величии.
В частности, рассказывая об оптических эффектах интересовавших многих художников, автор приходит к парадоксальному заключению, заявляя, что «с помощью простого кружочка из бумаги можно увидеть так называемый сгусток (epitome) целого мира»33. Эта картина под названием «Куртизанка Филлида» (66x53) погибла в апреле 1945 года при штурме Берлина.
О второй я должен умолчать 6». Приобретя в антикварной лавке старый восточный щит из тополевой доски и натянув на него холст, Караваджо приступил к написанию «Головы Медузы» (60x55). Времена и вкусы меняются. Это первое письменное свидетельство осознания самого себя.
Многих римлян, успевших увидеть росписи и оценить красоту изображённых полунагих фигур, такое варварство повергло в шок, а опечаленный бедняга Пульцоне, не выдержав жестокой расправы над своим детищем, в которое было вложено столько любви и старания, вскоре умер от огорчения. Дальнейшее развитие получает понятие camera obscura, которая, как известно, применялась ещё древними греками для наблюдения за солнечным затмением. С течением времени слово «нарцисс» стало синонимом слова «самовлюбленный». При этом он шутливо добавлял, что его старший брат Гвидобальдо, родившийся десятью годами ранее в Пезаро, не удостоился такой чести и вот таким образом пошёл по научной стезе, уйдя с головой в физику и математику.
Ему льстило появляться с ней в известных местах сборища художников, поэтов и музыкантов. Следует сказать, что кардинал не жаловал слабый пол и женщины из числа дворцовой обслуги не допускались даже на кухню, где орудовали повара-кудесники, выписанные из Флоренции и Парижа. Так как нарцисс зацветает в китайский Новый год, там он стал символом радости, удачи и счастливого брака (последнее характерно и для других стран Востока).
Но на одном из листов партитуры чётко начертано латинизированное имя Gallus. Были не забыты и кое-кто из художников, поэтов, музыкантов.
Принято полагать, что в образе Нептуна, уцепившегося рукой за шею летящей в космосе лошади, Караваджо изобразил себя. Он прислушивается к издаваемым звукам, не следя за привычным движением рук.
Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Положившись на память, которая начала его подводить, кардинал записал: «Обретшая славу корзина с правдоподобно изображёнными цветами (sic. ) написана Микеланджело да Караваджо, который имел широкую известность в Риме»48.
Самая большая иконография – у древнегреческого Нарцисса: сказания «Метаморфозы» Овидия («Он сам собой любуется, окаменев от удивления. Ко времени написания картины, по мнению художника, «экспериментальная эпоха невероятных искажений, невообразимых кровавых осмосов, летающих разодранных внутренностей, волосатых скал и фантастических пейзажей завершилась новые образы обладают способностью к развитию и продуктивностью – качествами, присущими всякой системе». Но опять же, к моему делу это всё имеет отношение левое. Литературный критик 16-го века объяснил современные взгляды, что миф Нарсиссуса «ясно демонстрирует несчастный конец тех, кто любит их вещи слишком много». Живопись передает впечатление задумчивой меланхолии: фигура Нарсиссуса заперта в кругу с его отражением, окруженным темнотой, так, чтобы единственная действительность была в этом самоотносительно петли. К сожалению, не сохранились даже редкие его письма. Нечто подобное он уже старался передать в «Юноше, укушенном ящерицей», выразив боль на лице героя и инстинктивное движение его рук. Это первый созданный Караваджо пейзажный ноктюрн.
Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Будучи с ним на дружеской ноге, к явному неудовольствию Марио, питавшего неприязнь к весельчаку и болтуну Леони, Караваджо не переставал поражаться той лёгкости и быстроте, с какой новый приятель делал наброски с натуры, сумев запечатлеть кардинала в различных позах. Беда с этими гордыми сицилианцами, не понимающими шуток. Литературный критик 16-го века объяснил современные взгляды, что миф Нарсиссуса «ясно демонстрирует несчастный конец тех, кто любит их вещи слишком много».
Возникновение же мифа граничит с характерной для первобытной магии боязнью древнего человека увидеть своё отражение (отражение является как бы двойником человека, его вторым «я», находящимся во вне). И, что немаловажно, отныне ему не нужно больше думать о куске хлеба и крыше над головой, зависеть от воли и прихоти жадных перекупщиков и всяких проходимцев от искусства. Со временем картина «Нарцисс» была воспринята многими художниками как образец нового искусства с нетрадиционным взглядом на человека и на мир. Это один из самых высокочтимых итальянских святых. Кардинал проживал там вместе с недавно овдовевшим братом Гвидобальдо, чей сын Карло избравший военную карьеру, был женат на одной из племянниц Костанцы Колонна. Она вполне оправдывала своё редкое имя гордой дочери фракийского царя Сифона. В самом деле, любой человек, оказавшийся перед «Страшным судом», видит, что он находится на уровне изображённой на алтарной стене преисподней и его рост никак не позволяет ему стать вровень с Чистилищем, на которое он вынужден смотреть снизу вверх, запрокинув голову.
Например, Джованбаттиста Гварини, автор известной в ту пору поэмы «Верный пастух», посвятил циркулю эротическое стихотворение, в котором обе ножки диковинного инструмента уподобляются, как позже в стихах Джона Донна и других авторов, двум пылким влюблённым, которые охвачены одним только желанием — поскорее слиться в сладострастном порыве. Она терпеливо позировала, оказавшись послушной натурщицей. Эта картина, как признавал сам Караваджо, является «наиболее удавшимся ему куском живописи». Для греков, таким образом, участь Нарцисса была очевидна. Ему запали в душу услышанные однажды слова из «Наставлений» преподобного: «Где любовь и здравомыслие, там нет ни страха, ни невежества»38.
Правда, пришлось на время воздержаться от ночных прогулок, что особенно его тяготило. Вероятно именно он позировал для «Лютниста», чем и объяснимо наличие бросающихся в глаза женских черт у изображённого на картине типичного черноокого южанина с густыми дугообразными бровями и пухлыми губами43. Из тела божества Гиакинта (Гиацинта) из ревности погубленного богом ветра Зефиром, Аполлон вырастил цветок. Это был любимый девиз римской черни в борьбе за выживание. Коленопреклонённая героиня изображена в момент перед казнью.
Кардинал слыл полиглотом и меломаном. Позже эта постройка была уничтожена пожаром. Как знать.
Позднее художник не раз вернётся к этой теме. Кодекс хранился, как святыня, в специальном кожаном футляре под стеклом. Он выполнял заказы на весьма престижные работы.
Вот почему «Корзину с фруктами» можно считать манифестом преданности художника натуре, гимном материальному миру. «Я тот, кто тщетно пытается обратиться в камень. Когда Караваджо показал законченную картину Марио, она не вызвала у него особого интереса. Справа от него восседает юнец, показанный со спины. Всё писалось с натуры. – одурманивать, ошеломлять).
Сложная по композиции картина (300x180) должна была олицетворять три стихии — землю, воду и воздух. Дабы история не повторилась, нужна была во что бы то ни стало новая Медуза. Субъект тотально разочаровывается в собственном всемогуществе, отвергает его, становясь абсолютно немощным, в то время как его грандиозность проецируется вовне на авторитетные (чаще родительские) фигуры, которые своим поощрением за соответствие надеждам и выполнение требований обращаются к всемогуществу субъекта, подкрепляют его и вызывают временное чувство связности Я, радости, бодрости и полноты бытия. Этот внутренний (уже почти психологический) самоконтроль выводит нас к теме subjectus и obsequens maritus. Как и Леонардо в своих рисунках-штудиях или в утраченной «Медузе», о которой можно судить благодаря рассказу Вазари, Караваджо тщится передать эмоциональное состояние и мимику лица в предсмертных муках, чудом избегая опасности впасть в изощрённую стилизацию, столь свойственную маньеристам или в чуждый ему экспрессионизм. Возникла идея написать образ вступающего в жизнь молодого человека, занятого только собой и, кроме собственной персоны, не замечающего никого вокруг и не проявляющего сочувствия к страданиям ближнего. Под впечатлением разговоров о музыке, которые постоянно велись в римских салонах — да и сам он был к ней не глух, — Караваджо принялся писать по просьбе дель Монте «Лютниста» (94x119).
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Это первый созданный Караваджо пейзажный ноктюрн. На переднем плане он изобразил небольшой натюрморт со скрипкой и нотами. Но Караваджо всегда был склонен к авантюрам и всякие запреты только распаляли его.
Но художник недолго оставался без помощника. Любопытно другое. В отличие от «Отдыха на пути в Египет» невозможно прочитать и установить авторство партитуры, которая раскрыта перед юным скрипачом. Для полиции было вполне привычным делом задержание за ношение оружия гражданским лицом.
Не случайно имя Нарцисс (Наркисс) происходит от глагола «narkao» (греч. Мгновенно, словно пронзили одну из стрел Амура, он «поражен чудом от того, что в нем замечательно Он хочет самого себя». Сексуальная мораль полностью перестала быть вопросом статуса.
За кофе, бесшумно подаваемым юными пажами, завязался разговор о музыке.
Вот таким образом в его литературных высказываниях появляются призывы «поверить алгеброй гармонию». Караваджо передёрнуло от этих слов, но он смолчал и не стал встревать в светский разговор, который показался ему пустой болтовнёй. Ребенок в мысе Супермена готовый прыгнуть с его кровати, чемпион по скейтборду, который щеголяет своими флип-трюками – мы принимаем их как примеры «здорового нарциссизма», гордости за способность совершать и превалировать. На лице музыканта грусть.
Вскоре он завершил работу. Приходится только диву даваться, каким образом этот шедевр, как и «Шулеры», пылившиеся веками в подвалах, вдруг оказался в американском захолустье. «Никто доселе не видывал столь дальних краев.
Он несколько раз попадал в тюрьму. По такому случаю дворцовым портным для него был пошит строгий камзол. Но не исключено и другое, если принять во внимание вкусы кардинала.
Уже упоминавшийся автор известного труда «Цицерон» Буркхардт язвительно заметил, что «Голова Медузы» — это всего лишь изображение «орущего парня, у которого вырывают зуб». Караваджо понял, что его вольной жизни настал конец. Караваджо воссоздал его образ на картине «Экстаз святого Франциска» (92, 5x127, 8), где запечатлено известное историческое событие имевшее место 17 сентября 1214 года. Его выбор пал на почитаемый в Риме образ святой Екатерины. Дворец Мадама служил ему надёжной защитой от любых неожиданных неприятностей.
Морская вода скована льдами». «Пусть над этим ломают головы другие, ничего не смыслящие в живописи, — сказал он про себя, — а для меня всё давно уже ясно как Божий день». Во время своего длительного пребывания в Марокко (он жил в Танжере) Матисс очаровался природой и красками Северной Африки. В самом деле, любой человек, оказавшийся перед «Страшным судом», видит, что он находится на уровне изображённой на алтарной стене преисподней и его рост никак не позволяет ему стать вровень с Чистилищем, на которое он вынужден смотреть снизу вверх, запрокинув голову. Теперь он написал полуобнажённых «Музицирующих мальчиков» для личного пользования влиятельного кардинала и вот таким образом не был озабочен мыслью о том, что иезуиты с их острым чутьём на крамолу доберутся и до него. Все персонажи пребывают в постоянном вращении вокруг земной сферы.
Своему мадригалу Кампанелла предпослал следующую, как он выразился, «экспозицию», в которой говорится: «Поэт повествует о том, что мир погряз во тьме, когда безнаказанно вершится зло, а тем временем софисты и лицемеры своим словоблудием убаюкивают людей, страждущих в потёмках. За несчастную вступились все женщины, упросив богиню правосудия Немезиду покарать гордеца.
Любовь genialis превращается в любовь соnjugalis. В зрелом возрасте он написал картину «Христос изгоняющий из храма торговцев», которую одно время принимали за произведение Караваджо, настолько она близка ему по духу и манере исполнения с неизменным использованием светотеневых эффектов, тем паче что картина значилась в посмертно составленной описи художественных ценностей, принадлежавших главному коллекционеру картин мастера — маркизу Джустиньяни. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Появились первые брачные договоры. Супружеская любовь – это миф, согласно которому покорность как следствие силы (obsequim как следствие virtus) становится психологической и религиозной (pietas и fides).
Это был любимый девиз римской черни в борьбе за выживание. Ко времени написания картины, по мнению художника, «экспериментальная эпоха невероятных искажений, невообразимых кровавых осмосов, летающих разодранных внутренностей, волосатых скал и фантастических пейзажей завершилась новые образы обладают способностью к развитию и продуктивностью – качествами, присущими всякой системе».
Тайна осталась нераскрытой. Но сегодня я не про сложные версии, а про сам простой миф. Но всё эти недочёты восполняются прекрасно снятыми кадрами показа его картин. Караваджо, хорошо знавший нравы римской улицы и её обитателей изобразил когда-то на свой страх и риск одного из этих парней на картине «Юноша, укушенный ящерицей», вызвавшей восторг синьора Валентино и многих других коллекционеров. Старый приятель Шипионе Пульцоне по прозвищу Гаэтанец после написания по заказу иезуитов большой алтарной картины «Мадонна делла Страда» украсил там один из приделов фигурами ангелов, написанных им с натуры в полный рост. Тогда он решил повременить и осмотреться.
Они не могли взять эту легенду у греков. Не замечая его присутствия, собеседники вели неспешный разговор.
Главное здесь для художника — душевное состояние персонажа, порождённое восприятием звука перебираемых пальцами струн. Возможно, при первом же взгляде на картину своего протеже он с удивлением обнаружил в лютнисте изображение девушки, которое никак не сочеталось с полюбившимися ему «Музицирующими мальчиками». Его появление там с блистательной Катериной не оставалось незамеченным, так как она тут же привлекала внимание завсегдатаев и ему приходилось выслушивать двусмысленные комплименты и шутливые замечания, которые он принимал со снисходительной улыбкой — на них невозможно было обижаться. Как выяснилось позднее, выбор оказался более чем удачным. Широкой известностью он был обязан своим многочисленным комедиям, с успехом идущим на театральных подмостках, а главное — фундаментальному научному труду по оптике «Естественная магия», чьё последнее издание в 1589 году пользовалось невероятным успехом не только в университетской, но и художнической среде.
Картина вызвала восторг друзей и знакомых кардинала. – одурманивать, ошеломлять). Он мечтал о своём зрителе, которому так много хотел сказать.
Например, финикийский бог Адонис, рожденный от Мирры, превращенной богами в мирровое дерево, погиб на охоте и из капель его крови выросли розы. От него лучше держаться подальше». Широкой известностью он был обязан своим многочисленным комедиям, с успехом идущим на театральных подмостках, а главное — фундаментальному научному труду по оптике «Естественная магия», чьё последнее издание в 1589 году пользовалось невероятным успехом не только в университетской, но и художнической среде. Имеется любопытное высказывание самого художника, на которое ссылается в одном из писем коллекционер Джустиньяни, ставший чуть ли не основным его заказчиком: «Караваджо говорил мне, что вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур»42. В частности, рассказывая об оптических эффектах интересовавших многих художников, автор приходит к парадоксальному заключению, заявляя, что «с помощью простого кружочка из бумаги можно увидеть так называемый сгусток (epitome) целого мира»33.
Каждый думает только о себе. У картины имеется второе, неверное название «Концерт», но как такового его здесь нет, поскольку инструменты молчат. Моё дело пока узкое, а именно использование поверхности воды как зеркало. Но дворецкий, следивший за порядком, узнал от своих соглядатаев о ночных похождениях Караваджо и провинившаяся Чинция исчезла из дворца. Она написала о своем решении стать романистом, а не юнгианским психотерапевтом в своем первом посте для «Психологии сегодня», «Лечение пациентов, создание персонажей». Наступило осеннее ненастье, когда из-за проливных дождей нельзя выйти из дома. И таким вопросом вправе задаться каждый, вглядываясь в фигуру лютниста.
За моей спиной – пустота. Поводом послужило подозрительное обстоятельство.
Узнав, что об этом не может быть и речи, жена друга с радостью согласилась. Однажды, утомившись на охоте, Нарцисс склонился над источником, чтобы напиться. В записках моих я повествую о себе.
Таким образом Караваджо оказался в кругу покровителей, связанных тесными узами родства. Наркисс) – в греческой мифологии прекрасный юноша, сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы, которому в младенческом возрасте прорицатель Тиресий предсказал долгую жизнь, если он «никогда не увидит сам себя». В этом ее порок в этом же был и порок Флобера. Падающий сверху луч света выхватывает лицо, руки и коричневую сутану Франциска, а также белую накидку ангела и его обнажённый торс, плечо и колено, которые выглядят удивительно пластично на фоне ночного неба. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь.
Это первое письменное свидетельство осознания самого себя. То был медленный, глубинный, естественный процесс иод охраной страха.
Не убоявшись последствий, Караваджо рискнул и смело принялся высвечивать и обнажать царившее вокруг зло, произвол и ложь. Он недурно играл на клавесине и гитаре, обладал богатым собранием редких музыкальных инструментов и партитур.
Когда Караваджо показал законченную картину Марио, она не вызвала у него особого интереса. А такие случаи повторялись часто и в протоколах полиции фигурируют имена многих потерпевших, которых поколотил или грубо оскорбил Караваджо. Идеал не для «идеального» родительского зеркалирования. По одному из рассказов, Аминий, один из отвергнутых влюбленных, покончил с собой перед домом Нарцисса, прося божество о мести Его беспредельно полюбила нимфа Эхо, лишенная богиней Герой собственной речи и мнения (в наказание за болтливость), но она не могла привлечь к себе внимание Нарцисса, превратившись в бесплотный голос, способный только повторять чужие слова. Создавая «Музицирующих мальчиков», Караваджо явно играл с огнём в желании угодить кардиналу. И всё же наиболее близка к истине другая версия.