Натюрморт Караваджо
Тогда же, в 1596 году, Караваджо пишет полотно Корзина с фруктами, которое считается абсолютным шедевром и является первым натюрмортом в истории итальянской живописи. Исследователи считают, что один из первых художников, написавших натюрморт как жанр, был Караваджо. Натюрморт «Корзина с фруктами» Микеланджело да Караваджо написал, когда ему было всего 23 года. В ранних работах Караваджо неизменно присутствуют элементы натюрморта.
Картина Караваджо Натюрморт с фруктами: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Подобное пристальное внимание к натюрморту в своих работах Мастер демонстрировал зрителю еще не один раз: «Мальчик, укушенный ящерицей» 1595 г., «Вакх» 1595 г., «Ужин в Эммаусе» 1601 г. Караваджо в своих творениях не простой созерцатель природы, он создатель ярчайшего живописного языка, своим творчеством изображающий борьбу жизни и смерти ищущий правды и справедливости.
Таинство жизни и смерти в натюрмортах Караваджо
влиятельные друзья сообщили, что в ближайшее время его помилуют. Что произошло после отплытия художника из Неаполя и по какой причине он умер 18 июля 1610 г. в городке Порто Эрколе, неизвестно. Сообщение о смерти Караваджо было опубликовано в Риме 31 июля 1610 г., одновременно с папским указом о помилованииЗнаменитый при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти и «открыт вновь» только в XX в. Картины Караваджо хранятся в Британской Королевской коллекции, Лондонской Национальной галерее, Национальной галерее Ирландии, Римской галерее старинного искусства, Пинакотеке Ватикана, Галерее Боргезе, Галерее Уффици, Пинакотеке Брера, Галерее Дориа-Памфили, Лувре, Руанском музее изящных искусств, Венском музее истории искусств, Берлинской картинной галерее, Государственном Эрмитаже, Национальном музее Прадо, Мадридском Королевском дворце, Музее Тиссена-Борнемиссы, Метрополитен музее, Художественном музее Кливленда, Галерее Уодсворт Атенеум, Детройтском институте искусств. Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц.
На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении. Картину «Лютнист» («Юноша с лютней») для Эрмитажа приобрел Александр I. Один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 года в итальянском селении Караваджо, неподалеку от Милана. «Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме. Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом. Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха.
- Корзина с фруктами, Караваджо, 1596
- Описание картины «Натюрморт с фруктами»
- Картина Микеланджело да Караваджо Корзина с фруктами
- Натюрморт с цветами и фруктами — Караваджо
- Восемь интересных фактов из жизни великого художника Микеланджело да Караваджо
- Галерея картин, с выставки " Караваджо и последователи " часть 1-я
- Натюрморты коллекции Амброзианы
Творческий путь Караваджо был трагически коротким. Сложно сказать, чьи пристрастия отражены в этой картине больше: кардинала дель Монте, самого Караваджо или их обоих, – главное, что художник любуется своей моделью и делает все, чтобы и зритель тоже восхищался ею. Как полагают, сам Караваджо был бисексуалом (при этом больше склоняясь к гомосексуализму).
Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время. Во-вторых, это единственная его подписанная картина. Исследование в рентгеновских лучах картины «Мученичество апостола Матфея» подтверждает это, показывая следы многочисленных переделок и поправок. 1595, демонстрируют гомосексуальные наклонности и Караваджо и его заказчиков.
- Интересные факты об Микеланджело да Караваджо
- «Лютнист» Микеланджело да Караваджо
- Картина Натюрморт с фруктами Караваджо
- Караваджо Микеланджело (1571- 1610)
- Микеланджело Меризи да Караваджо ()
- 5 малоизвестных фактов о Микеланджело да Караваджо
Свет на полотне падает сверху слева, образуя подобие нимба, окружающего голову Христа. В картине поражает сочетание высокой патетики и грубоватой простонародности персонажей. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. Будущий художник начал проявлять способности к рисованию с детства. Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. Но и здесь его ждали приключения и неудачи.
Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца. Итальянский художник.
- Караваджо – великий художник эпохи барокко
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Спирин Юрий Натюрморт Караваджо
- Реалистичность и страсть: интересные факты об итальянце Микеланджело да Караваджо
- Микеланджело Меризи да Караваджо
Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски. Почти полгода молодой организм боролся со смертью и благодаря уходу врача и сиделок дело постепенно пошло на поправку. Художник участвовал в дуэлях, был вспыльчив, любил проводить время с мошенниками игроками.
Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами. Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк. Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде. На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки.
Фон светлее, чем на предыдущих полотнах, но сгущается к низу картины. Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца. Когда он отправился в Рим, ему было более двадцати лет и, по-видимому, он имел уже некоторый профессиональный опыт.
«Мальчик с корзиной фруктов» (1593–1594): продавец фруктов, смуглый, черноволосый и черноглазый итальянский юнец, самобытная, свободная, непокорная натура интенсивная, хотя и не сложная внутренняя жизнь юного здорового существа, опьяненного радостью бытия. Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. На картине несколько мужчин держат тело, которое пролежало в гробу около 4 суток. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597).
Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года. Корзинка с фруктами помещена на обращенную к нам пустую сторону стола. Здесь игра света и тени нервна и взволнованна. Судьба Караваджо была поистине непростой.
Мария здесь показана действительно умершим человеком, а не прекрасной женщиной, как бы уснувшей перед тем как переместиться на небо (именно такого изображения требовали существовавшие каноны). Белая скатерть в «Ужине в Эммаусе» лишена красивых складок. Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход. Молодой Христос юное, неожиданно безбородое лицо Христа ярко контрастирует со старообразными, обожженными солнцем лицами его учеников. Появление Христа в новом облике позволило ему оставаться не узнанным до той минуты, когда Он протянул руки, благословляя трапезу.
- Музыка для души: Джон Дауленд, ренессансная лютня
- Картины по стилям и направлениям
- Начало творческого пути Караваджо
- Еще по теме Известные итальянцы и итальянские марки
- Караваджо – крупнейший мастер эпохи барокко
Караваджо был простым каменщиком. Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес. Её официальное название «Кающаяся Магдалина». Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). Колонна, римский род – древняя итальянская фамилия. Натурализм Караваджо в сочетании с выразительным светом очень хорошо подходил для изображения мученичеств и экстаза (два излюбленных сюжета эпохи барокко).
Все детали, даже второстепенные, прорисовывались крайне тщательно, что создавало эффект реальности, «осязаемости». Такое обращение было общепринятым среди рыцарей Мальтийского ордена (а Караваджо, как мы помним, посвятили в рыцари в 1608 году). Речь идет об «Ужине в Эммаусе», о ранней его версии, находящейся в Лондоне. Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов.
Период творческой зрелости (конецXVI — первое десятилетиеXVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященныхсв. Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. На многих ранних картинах Караваджо можно увидеть привлекательных мальчиков играющих на музыкальных инструментах (музыка традиционно считается верной спутницей любви) или держащих в руках фрукты (символ сексуальной вседозволенности). Исключение — «Корзина фруктов» (ок.
Это мрак ночи, погребения и смерти. Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё. Ослепительный свет пролился с неба и раздался голос, вопрошавший: «Савл, Савл, зачем ты гонишь Меня. » Хотя в самой Библии не указывается, каким образом путешествовал Савл, традиция предписывала изображать его упавшим при виде божественного явления со своей лошади.
Во времена Караваджо в живописи доминировал стиль именуемый маньеризмом. Позже, в других полотнах художник включает натюрморт в обширные композиции и сюжеты. Пребывая в Мессине (на острове Сицилия) в 1608 году, Караваджо получил заказ от одного известного купца. Итальянец Караваджо оказался не согласен с мнением современников.
Его охватило волнение. Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо. Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно. В этой ранней работе Караваджо уже экспериментирует с «подвальным» (как называли его современники) освещением, когда глубокие, мрачные контрасты теней моделируют форму.
Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна. В убийстве был обвинён Караваджо. Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку. Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления. Всем известно это великое евангельское событие.
Других натюрмортов Караваджо до нас не дошло, они присутствуют только как вспомогательный элемент на картинах «большого жанра», например на «Ужине в Эммаусе» (1601—1602, деталь). Считается, что для этой картины (а также для некоторых других) позировал любимец художника Марио Миннити.
Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками. Обо всём этом девушка с горечью поведала художнику, который старался как можно больше узнать о своей подружке и натурщице, которой он явно симпатизировал и она отвечала ему тем же. Первое очень часто уподобляется, сравнивается со вторым и в живописи (сцены в садах, на фруктовых рынках) и в литературе: кожа как персик, губы как земляника, щеки как яблоки Только вот объектом восхищения и таких цветистых сравнений всегда выступала женщина.
Им написаны также «Экстаз св. Картина написана в конце 16-го века. Каждый плод, каждый лист изображен так, как будто на картине больше ничего нет: все фрукты, лежащие в корзине, прекрасно видны: персики, три вида винограда, разломанный гранат инжир с лопнувшей кожурой, несколько яблок (одно чуть побитое). Сам Микеланджело был ранен, двое других мужчин погибли. Известный режиссер Мартин Скорсезе говорил: «Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо».
Нельзя не отметить и еще одного факта.
Это была ранняя его работа, выполненная в 1596 году. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Ему приходилось в прямом смысле слова отбиваться от обидчиков.
Она написана в характерной для мастеров XVII века технике лессировки. Однако написанное полотно «Мадонна со змеёй» отцы церкви посчитали непристойным, недовольные тем, что натурщицей оказалась куртизанка. 28 мая 1606 г. Караваджо на дуэли убил некого Рануччио Томассони. Неутешно рыдающая на переднем планекартины женщина — Мария Магдалина. Полотна, подобные «Музыкантам», ок. Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов.
Одному из постоянных клиентов Спата, кардиналу Франческо Марии дель Монте, понравились две картины Караваджо «Шулеры» и «Гадалка», он их приобрел и захотел познакомиться с художником. Его коллекция в 1808 году была вывезена во Францию и выставлена на продажу. Это самая значительная из картин, написанных Караваджо на Мальте.
Он написал натюрморт в чистейшем виде – «Картина с фруктами». Решив все же посмотреть ее, Федериго Цуккаро в моем присутствии спросил: «Из-за чего подняли такой шум. » Осмотрев все внимательно, он добавил: «В образе апостола я вижу лишь мысли Джорджоне, не более». Палач, опускающий голову Крестителя на блюдо в руках Саломки.
Первое время он, как и многие провинциалы, приехавшие в столицу на заработки и учебу, не имел регулярного источника дохода, недолго проработал в мастерской Джузеппе Чезари — любимого художника папы Климента VIII (впрочем, ушел он не в последнюю очередь от нежелания быть у кого-то в подмастерьях), а кроме того, не понаслышке узнал жизнь улиц, харчевен и ночлежек. Освещены и склонившиеся фигуры трёх апостолов в правой части картины. Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом».
Одновременно он создавал и религиозные полотна, но поначалу они не играли первой роли. Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно. В Неаполе художник создал для церкви Пио Монте делла Мисерикордиа знаменитую алтарную композицию «Семь деяний Милосердия». Из Неаполя Караваджо отправился на Мальту, где надеялся стать рыцарем ордена Госпитальеров.
Микеланджело Караваджо. Но тут же: условный фон, резкая тень, неясное пространство, опора, среда. Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения. Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи.
Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла. Палач прижимает своей левой рукой голову Иоанна к полу, готовясь довершить начатое преступление. В его правой руке — нож. Контраст между светом и тенью придавал напряженность в картинах.
Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). Очень выразительно о мироощущении барокко сказал один современный художник: «Мы стоим неподвижно в пространстве храма, а стены вокруг мчатся». Первый слой после нанесения рисунка на холст – это светотональный разбор в подмалевке. Они так ни разу не удосужились объявиться, чтобы справиться приличия ради о своём подмастерье, едва не отдавшем Богу душу. Он ценил эти тихие вечера.
Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. Его ранние работы Д. Беллори описывает как «гладкие, чистые, абсолютно лишенные теней». Так появился «Юный Вакх» (95x85).
Чаще всего это святой Франциск, святой Иероним и святой Иоанн Креститель. Караваджо внес значительный вклад в развитие новых для искусства того времени направлений – бытового жанра и натюрморта, ранее относившимся к «низким» жанрам. Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника. Убив своего соперника во время поединка, он вынужден был покинуть Рим.
Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке. Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту. Примером может служить известное произведение Караваджо «Юноша с корзиной фруктов» (1653 – 1654 гг. ). Мы присутствуем при немой сцене узнавания. Этот сюжет художники часто использовали и до Караваджо, но никогда еще он не показывался столь реалистично и драматично. Художник выбрал сюжет на библейскую тематику, а именно «Воскрешение Лазаря».
Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего. Картины завешивали сукном и открывали только в самом конце выставки.
Караваджо стремится максимально приблизить событие к нам. Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам.
Как сообщает Д. Беллори, Караваджо считалэту картину своей лучшей работой. Караваджо посчитал, что в покушении замешаны рыцари ордена и, написав картину «Саломея с головой Иоанна Крестителя» с изображением собственной головы на блюде, отправил полотно Великому магистру ордена Госпитальеров с мольбой о прощении. В первых числах лета 1610 г. Караваджо решил перебраться поближе к Риму, т. к. Джордано Бруно много размышлял об изменчивости времени, которое «все создает и все разрушает». Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени.
Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее. И наконец, старуха-свидетельница, само воплощение смерти. Пик их деятельности пришелся на промежуток с 1500 по 1564 (год смерти Микеланджело), а основным центром стал Рим, куда папа Юлий II приглашал лучших художников, скульпторов и архитекторов, создавших Риму славу новых Афин эпохи классики. В 13 лет своими работами он смог поразить художника Симоне Петеранцо, который взял подростка на обучение в свою мастерскую в 1584 году. Его отличало (по определению Д. Бальоне), прежде всего, пристрастие к фигурам элегантным и изысканным, но вымышленным.
Создавая картину, художник использовал свой излюбленный прием, называемый по-итальянски «тенеброзо» — «погребной свет». Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598), «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598), «Иоанн Креститель» (1598), «Давид и Голиаф» (1599), «Призвание апостола Матфея» (ок.
Отец мальчика был зажиточным архитектором. Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте.
Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3). Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен. Очень скоро он порывает с маньеризмом и вступает на путь собственного творчества. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним. Француз Жорж де ла Тур перенял у Караваджо пристрастие к игре света и нарисовал целую серию картин, где единственный источник света в темном помещении – горящая свеча. Каким-то образом ему удалось сбежать и попасть на Сицилию, а затем в Неаполь.
Наконец, третья специфическая черта стиля Караваджо — это знаменитый «подвальный» свет. Художник был основоположником этого стиля европейской живописи эпохи барокко. Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения. Бабюрен, Х. Тербрюгген и др. ) в Нидерландах Х. Рибера в Испании.
Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Не гоже старикам смотреть на дев. Порок молодость пятнать не гоже. Но он не слышит. Картина называлась «Смерть Марии». Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее. Художник умер в возрасте 38 лет 18 июля 1610 года.
Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Одна из самых известных картин Микеланджело да Караваджо «Лютнист» (холст, масло 94х119) хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась. Главное здесь другое, хотя художник тщательно вырисовывает каждую травинку и каждый листок. Это одна из них (вторая -«Распятие апостола Петра»).
В сегодняшней статье мы поделимся 5 малоизвестными фактами о жизни мастера. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе. Понемногу девушка свыклась с непривычной для неё ролью натурщицы и терпеливо сидела с серьёзным выражением лица, боясь даже пошевельнуться перед мольбертом. Эротический подтекст этого произведения очевиден. Успех не заставил себя долго ждать.
Постепенно этот совет приобрел характер незыблемого правила. Его отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. Лишь справившись в 1599—1600 годах со своим первым большим заказом — картинами «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» для капеллы Контарелли, — художник поменял приоритеты. Это было не простой сменой главной темы, но и свидетельством перемен, происходивших с самим художником.
Из тюрьмы ему удалось бежать на Сицилию, но членство в ордене было аннулировано. Летом 1609 г. Караваджо вернулся в Неаполь, где написал картины «Отречение святого Петра», «Иоанн Креститель» и «Мученичество Святой Урсулы». В октябре 1609 г. на его жизнь было совершено покушение, в результате которого лицо сильно изуродовали. Поза у Вакха неудобная. Эта серия сделала юного (ему не было и тридцати лет) Караваджо первым живописцем Рима. В отличие от чуть ли не мистического преклонения маньеристов и работавших в Риме фламандцев перед мелкими деталями Караваджо добивается органичного единства зрительного восприятия, хотя ни одна мелочь не ускользает от его внимания, а кажущиеся незначительными некоторые подробности на самом деле усиливают эффект присутствия, создавая тем самым прочувствованный образ достоверности воспроизведённого на полотне куска реального мира. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).
Узнав об этом, Караваджо решил вернуться поближе к Риму и ждать официального помилования. На стене мятущиеся тени создают настроение радостной взволнованности. Плоды свежи и округлы и лишены какого-либо изъяна. Он выступает посредником между Небом и Землёй. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. На столе мы видим жареную птицу, хлеб, вино, воду и фрукты.
С этого момента кардинал стал опекать художника, помогая получать выгодные заказы. С его картинами сверялись, его картинам подражали. 31 июля 1610 г. в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо и опубликовано сообщение о его смерти. Рано потерял отца (будущему художнику было всего 5 лет).
Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты. У Караваджо существует целый ряд работ с образами отдельных святых. Однако визитной карточкой Караваджо этот прием стал лишь к концу 1590-х годов. Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете. Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья. В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен.
Миланский учитель Караваджо, Симоне Петерцано, был вполне заурядным мастером. Караваджо выпало жить в эпоху, когда изменилось отношение к времени. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», художник прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. Такую живопись называют часто еще многослойной. Каменная столешница, отполированная временем, перед съёжившимся от озноба Вакхом скорее напоминает стол для покойников в холодной мертвецкой, да и от самой картины исходит сумрачный таинственный свет, создавая безрадостную атмосферу. Они-то и ввели её в свой порочный круг.
Могила художника находится в тосканском городке Порто-Эрколе. Световоздушная среда создаёт атмосферу поэтичности и покоя. Его истоки определить довольно сложно.
Художник был объявлен «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение – он снова скрывался в имении Колонна. В 1610 г. во время своих очередных приключенческих странствий и в ожидании помилования от папы Павла V он умер в Порто-Эрколе. Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное.
Он отучился в художественной школе в Милане. Трактовать данное написание можно двояко: или как латинское «еа1» соответствует русскому «создано» это слово часто появляется в работах тогдашних художников) или же как «брат Микеланджело». Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609).
Натюрморт с корзиной фруктов появляется еще раз почти в том же виде в творчестве Караваджо, в картине «Ужин в Эммаусе». Мастер всю жизнь боролся с вековыми устоями: делить работы на «высокие» и «низменные». Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. Караваджо Микеланджело (Caravaggio).
Ранние картины Караваджо имели очевидный эротический подтекст. Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной.
Караваджо пришлось бежать из Рима. 1597 г. ), написанная спустя четыре года после «Мальчика с корзиной фруктов». Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться.
Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24. Хозяин стоит, не понимая происходящего, но чувствуя значительность момента. Этот художник – основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века. Эта работа относится к последним годам жизни художника.
Асейчас плющ рвется вверхнад чашей винограда. А поклёвка на яблоке. А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника. В мастерской Чезари действовала «конвейерная система» и Караваджо поручали рисовать лишь декоративные рамки, цветы и фрукты. Недовольному этим Караваджо удалось расположить к себе Костантино Спата, преуспевающего торговца картинами и предложить ему свои работы. Потом картину купил в свою коллекцию римский аристократ и банкир Винченцо Джустиниани.
После длинного и опасного перехода путники решили отдохнуть, удобно расположившись под сенью деревьев в укромном месте. Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности. Ответить трудно. Однако его глубоко задела чёрствость братьев Чезари, особенно Бернардино, который считался чуть ли не его другом.
Во-первых, это глубоко реалистическая трактовка традиционных сюжетов и образов. (Позднее Караваджо создал еще одну версию картины «Гадалка», которая хранится в Лувре). Свободное время Караваджо проводит в компании своих друзей, молодых задиристых и дерзких художников Просперо Орси, Марио Миннити и Орацио Джентилески. Прореха на рукаве Клеопы показана не только в целях создания более приземленного образа. На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне.
Но в этом единственном своем натюрморте Караваджо отказался от резкого, освещения и яркого колорита, «Корзина», благодаря своему мягкому коричневатому колориту, кажется скорее фреской, чем живописным полотном. Он умер, когда Микеланджело исполнилось шесть лет. Искусствоведы говорят об особой работе со светом и тенью в полотнах Караваджо.
«Корзина с фруктами» – первая в истории европейской живописи картина, написанная в жанре натюрморта, вот таким образом Караваджо принято считать основоположником этого жанра. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения. И вот перед зрителем ранние произведения Караваджо, где радость жизни так и брызжет.
Некоторые исследователи утверждают, что революционное манипулирование светотенью в картине «Ужин в Эммаусе» является поворотным пунктом в истории живописи. Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать.
Его картины отличал особый драматизм и напряженность, работы Караваджо поражали современников своей натуралистичностью и изображением сцен жестокости. И это самое ценное в картине.
У левого глаза припухлость от ушиба. Родился 28 сентября 1573 года. Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял.
Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). Чтобы несколько замаскировать откровенную чувственность своих моделей, художник окружает их самыми разнообразными атрибутами – бокалами и графинами с вином и пиршественными венками («Вакх»), музыкальными инструментами («Лютнист», «Музыканты») – всё это позволяло трактовать картины как жанровые сцены, а не просто портреты привлекательных юношей, которых, по всей видимости, Караваджо находил среди своих уличных знакомых. О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно. Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. Там он написал картину «Святой Франциск в размышлении». Осенью 1606 г. Караваджо перебрался в Неаполь, находящийся вне юрисдикции римских властей. Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах.
Еще один возможный автопортрет — «Юноша, укушенный ящерицей» (1595). Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо. Он мог так сидеть часами.
Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. Часто в работе художник использовал наклонное зеркало, чтобы создать объем фигур. После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное. Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой.
Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. Но всякий раз модель оказывала сопротивление, оставляя в художнике некое чувство неудовлетворённости и ещё пуще распаляя в нём неукротимое желание полностью овладеть ею и подчинить своей воле.
Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Апостол Фома не присутствовал при явлениях Христа после воскресения и выразил сомнение в достоверности рассказов других учеников. Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании. Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.
По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини. Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ». Эти образцы практически не сохранились.
Важная роль уделяется свету и тени, которые помогают создать объём: фигуры помещаются на переднем плане, освещение их контрастное (например, тёмное помещение и луч света в нём, освещающий лица и фигуры персонажей картины). Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии «утрехтские караваджисты» (Д. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности.
Жестокая болезнь и тяжелая нужда в годы ученичества привели к разрыву с учителем. Этот прием позволяет сделать светлые места очень рельефными и конкретными. Она несколько особняком стоит в ряду других работ художника. Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Перед ним лежат ноты мадригала, начинающегося словами: «Ты знаешь, что я люблю тебя».
В тени за столом мытарь (сборщик налогов) Левий ведёт подсчёт выручки, ему помогает старик в очках. Жест, выражающий удивление безымянного ученика, повторяет положение рук Христа на кресте. Контрерас был в восторге от такого дара и отправил картины к себе на родину в Севилью — так произведения Караваджо впервые оказались за рубежом.
По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни. Именно Караваджо первым решился сделать неживые предметы «основным персонажем». 1600), «Мученичество святого Матфея» (ок.
Вооружённые охранники повернули головы в сторону вновь прибывших. Аннучча была признательна ему за заступничество. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем». О Микеланджело да Караваджо ходит множество историй и легенд.
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Одна из распространенных версий – Караваджо заболел малярией.
Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Из всей этой серии меньше всего нарочитости в «Юноше с корзиной фруктов» (1593 г. ): на ней изображен мальчик лет шестнадцати, держащий корзину с горой фруктов. В 23 года художник написал первую картину в этом направлении, которая получила название «Корзина с фруктами». Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Один из них находится в Эрмитаже.
То есть, сами формы искусства барокко тяготеют к движению во времени. С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой. Но любил ли он её, трудно сказать. Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка.
Таким образом, этот мальтийский сюжет Караваджо нельзя считать случайным. Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо родился в 1571 году.
Ему явно нездоровится, ломота в конечностях. Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду.
Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры. Ни болезнь, ни нужда не смогли приглушить свойственной юности любви к жизни, красоте мира. На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика.
Такое представление о времени утвердилось в эпоху барокко. Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию. Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии.
«Юноша с лютней», ок. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника. Так, её лучшая подруга Филлида Меландрони живёт в прекрасной квартире в самом центре на улице Кондотти.
Юноша держит корзину с фруктами. Писал Караваджо и образы женщин-святых – например, «Кающуюся Магдалину», 1593-94. Обычно преданный друг безропотно соглашался ему позировать и искренне радовался, рассматривая собственное изображение на рисунке. Кое-кому из них удалось неплохо устроиться.
С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам. В убийстве обвинили Караваджо. Имя художника (точнее, его фрагмент) обозначено в лужице крови возле головы Иоанна Предтечи.
И усмехнувшись, снова подивился, зачем было поднимать такой шум, повернулся и пошел себе с богом. Сам Караваджо считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему образом. На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. Вполне правомерно предположить, что в нём содержатся отнюдь не благовония, а целебное снадобье для заживления рубцов на спине, полученных несчастной Аннуччей, когда ее поймали в неурочное время за пределами Ортаччо и с позором провезли по центральным улицам города на осле, причем каждый прохожий мог хлестнуть несчастную бичом. Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала. Переехав в Рим, он поступил в мастерскую Джузеппе дАрпино. Джордано Бруно, погибший на костре, Галилей, вынужденный под угрозой пытки отказаться от учения Коперника, Кампанелла, томящийся в тюрьме, открывали современникам, что Вселенная бесконечна, что природа находится в вечном движении, что людям не хватает «насмешливого разума», чтобы доискаться до «причин» и «начал» всего существующего в природе. Согласно Беллори, Караваджо в начале своего пути сильно увлекался портретной живописью.
Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал. 1600), «Обращение Савла» (1600), «Распятие святого Петра» (1601), «Неверие апостола Фомы» (1600-1602), «Поцелуй Иуды» (1602) и др. В аллегорической форме Караваджо хотел показать, что любое удовольствие, сколь бы заманчивым оно ни было иногда соприкасается с физической болью, принося страдание. Во-первых, она превосходит остальные полотна Караваджо своими размерами.
Через неделю Фома получил эту возможность и, вложив пальцы в рану Христа, уверовал. Фигура Христа в левой части картины хорошо освещена светом, падающим на правую часть Его тела и фокусируется на Его открытой груди с зияющей раной. Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал. Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу. С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом. Фон картины однородный, нейтральный, молочно-бежевого теплого оттенка. Петра», «Жертвоприношение Исаака». В 1605 г. Караваджо создает полотно «Мадонна ди Лорето» для Часовни Кавалетти в римской церкви Святого Августина. В 1605 г. папа Павел V заказал художнику изображение Девы Марии для собора святого Петра.
Тогда его обвинили в убийстве. Т. к. Луч света, как внезапно вспыхнувшая надежда, еще только начинает разгораться.
Его искусство — это драма света и тьмы. Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио. Легко предположить, что фрукты, лежащие в этой корзине были еще утром куплены на ближайшем рынке, часть из них уже съедена (вот откуда порезанный гранат), а остальные будут съедены после завершения сеанса позирования.
Он преотлично написал для кардинала с натуры несколько молодых музыкантов изобразил достоверно и живо девушку играющую на флейте, а рядом наполненный водой кувшин с цветами, при этом внутри его прекрасно отражались окно и другие части комнаты, а на цветах капли живой росы были изображены с тщательностью отменной. Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть. Детали изображенные в реалистической манере, являются вместе с тем очевидными символами.
Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель. Святой Павел (до обращения его звали Савлом) был поначалу ярым гонителем христиан, но во время своего путешествия в Дамаск пережил встречу с самим Христом. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Великий Леонардо да Винчи, в частности, в своем «Трактате о живописи» (1490—92) писал, что «тени, которые появляются при слишком ярком свете, нехороши» и предлагал избегать резкого освещения. В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио. Его боги похожи на крестьян, а религиозные сюжеты больше напоминают бытовые сцены.
Матфея для часовни Контарелли.
В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев. Вступление в орден означало бы автоматическую отмену смертного приговора за убийство, абсолютное им в Риме. Основные работы мальтийского периода включают в себя грандиозное полотно «Усечение головы святого Иоанна Крестителя» и картину «Портрет Алофа де Виньянкура». 14 июля 1608 г. Караваджо становится членом ордена Госпитальеров. Однако в августе 1608 г. Караваджо ввязался в драку, в которой тяжело ранил рыцаря ордена, был арестован и заключен в тюрьму. Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67). Его картины Караваджо, несомненно, видел. Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом.
Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Причина смерти художника остается неясной. Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным. Подобно еще двум картинам Караваджо, полотно было отвергнуто священнослужителями по причине «недостойного изображения».
Д. Беллори отмечает, что тело Богородицы выглядит «вздутым трупом обычной женщины», а Д. Манчини в своей книге приводит и вовсе невероятный факт – будто бы Караваджо писал фигуру Богородицы с трупа проститутки, утонувшей в Тибре (и этот факт подтверждают другие источники). Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров — Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Он переехал в Неаполь, где написал более десяти картин. Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне. Однажды, в 1606 году, он стал участником драки. Полное, чувственное лицо Вакха увенчано шапкой густых черных волос, украшенных листьями.
На последние 10 лет из них приходится широкое признание художника. Андре Фелибьен де Аво (1619-1695) французский историк искусства критиковал творчество Караваджо за идеальное копирование натуры и в то же отсутствия собственных идей. А покровители Караваджо были очень нужны, т. к.
Интересно, что однажды в церкви из-за этого даже отказались принять его работу. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. Жизнь завертелась — только поспевай.
Он еще трепетен и хрупок, но акцентирует самое главное — лик Христа, лица присутствующих. О судьбе портрета ничего не известно. Братство иоаннитов (госпитальеров), ставшее этим орденом, возникло еще в XI веке, в те времена заботясь в Иерусалиме о захворавших пилигримах. По собственным его словам, ничего лучшего он не написал больше никогда.
Род существует до сих пор. Эта корзина, вероятно, самый крупный и главный натюрморт Караваджо просто-напросто потому, что больше «чистых» натюрмортов он практически не рисовал. Матфею (1599—1602, церковьСан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). События биографии Караваджо поражают своим драматизмом.
Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати. Защитники художника начали вести с папой римским переговоры о его помиловании. Вся жизнь и все творчество Караваджо — это игра со смертью, а потом и борьба с ней. Этот натюрморт с фруктами создан в традиции trompe loeil (обманок), когда иллюзия реальности отточена до обмана. Биографы Караваджо отмечают, что не было обнаружено эскизов к картинам живописца.
Именно так испанец Хусепе Рибера рисовал апостолов, святых и героев античной мифологии. Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность. Но с того злополучного дня Лючии и след простыл.
Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. Иногда своими заказами с Караваджо делился художникАнтиведуто Граматика. Научные открытия вторгались в привычные представления о Вселенной и порождали скепсис.
Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески). Микеланджело обвиняли в убийстве. Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Приемы художника позже использовались в фотографии и кинематографе.
Одновременно с «Музыкантами» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней». С них призывно смотрели пухлые, женоподобные мальчики. Она позволяет открыть белую нижнюю рубашку, тем самым усилив художественный эффект. Подобные «зеркальные» опыты, когда рама зеркала вставляется в раму картины, приводили к эффекту искусственной натуры, выхваченной из окружающей среды. Иисус — юный, безбородый — не преломляет, а благословляет хлеб.
С 1600 г. по 1604 г. художник интенсивно работает и пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель», «Ужин в Эммаусе», «Распятие Св. Подчеркнутая простонародность типажей, утверждение идеалов демократизма поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному искусству, обрекли его в последние годы жизни на скитания по югу Италии.
Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге. В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы. Существует несколько названий этой картины: «Музыка», «Музыканты», «Концерт», хотя более подходящее название – «Репетиция».
Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку. Потом идет нанесение красочного слоя, а затем, очень тонкий слой лессировок, который задает акценты в картине. Слева изображён Амур со стрелами за спиной, занятый виноградом. Ему не хотелось выглядеть перед юношей больным и осунувшимся в потрёпанном больничном халате.
Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя. Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя.
Лицо юноши румяно и свежо и как бы венчает этот цветущий натюрморт, оживотворяя его. К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. В винограде твоём уныло бродитГорний свет, замешанный на страсти полунощной. Это далось ему с трудом, только благодаря содействию приора, благословившего Лючию на благое дело во имя искусства и, как он шутливо заметил, ради скорейшего выздоровления больного. Первой такой работой была «Ваза с цветами».
Караваджо считается одним из самых выдающихся итальянских мастеров. С приходом Караваджо все изменилось. Очень часто в такой технике цветовой колорит достигается именно за счет лессировок. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенном неподалеку от Милана, в семье Фермо Мериси и Люсии Аратори. Рождалось представление о трагической необратимости исторического времени.
Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Пришлось завести кошку. «Корзина с фруктами», 1596 г. Эта самая корзинка с фруктами очень скоро окажется незаметным, но очень значительным «персонажем» в серьезной, глубокой картине Караваджо, написанной в 1599–1602 годах. Отвечая улыбкой на смотрящего на неё с вожделением толстогубого безусого юнца и заворожив его многообещающим взглядом, плутовка незаметно снимает у него с пальца перстень. Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию. Он себе рисует. Плющ, опаленный полднемзавтра станет трухою лёгкой, пылью.
Что может быть естественнее сочетания юной красоты и свежести модели и свежести фруктов. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»5.
И все сработано им с редким прилежанием. Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый». С нездоровым выражением лица контрастирует ярко освещённый торс с развитой мускулатурой молодого тела, почти не тронутого болезнью, нагота которого прикрыта простынёй, схваченной на бёдрах коричневым кушаком с завязанным бантом. Д. Бальоне пишет, что картину с возмущением отклонили ибо Караваджо «изобразил тело Богородицы распухшим и с босыми ногами».
Но художник ввязался в очередной инцидент и попал в мальтийскую тюрьму. Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём. Первоначальной резиденцией ордена был иерусалимский госпиталь святого Иоанна (отсюда и название), а сам Иоанн Креститель почитался как его небесный покровитель. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта.
Нельзя не обратить внимания, что фрукты не безупречны на вид: на переднем плане вяло свисает из корзины гроздь черного винограда, листья заметно поблекли и высохли. Один их вид вызывает во рту оскомину. Картина несет на себе самые характерные черты «фирменного» стиля Караваджо. Увидев однажды один из таких портретных рисунков сына, маркиза Колонна попросила юного художника подарить ей его на память. Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5). Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio).
Натюрморт на столе ярко освещен. Исповедовался он крайне редко, да и то чтобы сделать приятное добрейшему монсиньору Петриньяни. Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта.
Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. Его, говоря о творческом становлении художника, обычно даже не принимают в расчет (тем более что сам Петерцано в основном занимался фресками, а Караваджо писал исключительно маслом). Святого Франциска традиционно изображали в образе молящегося аскета, однако на картине Караваджо «Экстаз святого Франциска»он показан в момент об решения ран Господних на своем теле. Ее обычно упоминают, как человека, близкого к Богоматери. Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья.
А было ли ему свойственно такое чувство. У обеих корзин много общего: похожий набор фруктов, похожая компоновка (фрукты в окружении листьев). То есть самобытный стиль Караваджо сформировался далеко не сразу. Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились. За это на Караваджо устраивали настоящие гонения. Муцио был одной из первых моделей Караваджо, запечатлевшихся в его памяти и для него не составило особого труда вспомнить и воспроизвести черты друга.
Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения. Папа римский Павел V, чей портрет ранее писал Караваджо, объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение. Хлеб и вино здесь символизируют Причастие, - жареная птица и переспелые фрукты – смерть, - гранат — Воскресение (гранат обычно связывают с мифологической Персефоной, полгода проводившей в Царстве мертвых, но воскресавшей с наступлением весны).
После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII.
Эхо влияния Караваджо прослеживается даже в работах Рембрандта и Веласкеса, но только в «Мальчике с корзиной фруктов» его неповторимый стиль воплотился во всей полноте, с мерой и гармонией, которую можно найти только в картинах эпохи Высокого Возрождения. На него сыплются многочисленные заказы, но внезапно все заканчивается. Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия. Потом он направился на Мальту, продолжал там работать.
Тут было над чем призадуматься. Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия.
Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы. Картина не была принята единодушно. Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью». Левая рука ученика протянута к зрителю театральным жестом, а дальняя кажется слишком большой, нарушая общепринятые правила перспективы. Былая страсть к игре и кутежам вспыхнула в нём с новой силой и он на некоторое время забыл и о новой картине и о предложении синьора Валентино.
Это мы бежим в страхе и отчаянии из Иерусалима. Эту картину Караваджо исполнил для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Сюжет картины взят из Евангелия от Матфея – Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение: «.
Эта картина существует в трёх вариантах. «Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое.