Несение Креста Босх

Сегодня в программе «История одной картины» мы рассмотрим полотно нидерландского живописца Иеронима Босха «Несение креста», 1515-1516г. Авторство «Несения креста» обычноприписывают Босху.

Несение креста (картина Босха, Гент)

Некоторые вопросы вызывает фигура пожилого старца с седой бородой, который обнял Симона из Кирены одной рукой за плечи, а судя по левой руке, где отставлен указательный палец, он ему что-то важное говорит, что-то втолковывает, что-то объясняет, а Симон его, судя по всему, внимательно слушает. Вот давайте посмотрим, например, на этот крупный план. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. При этом в нижней части изображения мы видим двух разбойников. знание и зрение здесь как бы находятся в таком зеркальном противопоставлении. Пробил час и его товарища. Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых.

Здесь мы видим тоже хорошо, в общем, нам знакомую композицию. Во-первых, он убирает пейзаж. Мы знаем, что и дальше они будут над ним глумиться, делить его одежды и т. д. В Средневековье эта птица считалась воплощением ночи и безжалостности. А лицо говорит нам об обратном: что нести крест ему, в общем-то, не очень тяжело. Существует предположение, что верхняя часть сильно срезана.

«Несение креста», 
Иероним Босх — описание 
картины

«Несение креста», Иероним Босх — описание картины

Начнём с фрески Джотто «Несение креста». Лишь двое— Христос и Св. Позади него обеими руками поддерживает крест Симон Киринеянин. он как бы обернулся не совсем назад, но как бы на нас и возможно, это изображение тоже касается речи, обращенной к дщерям иерусалимским.

В нидерландской коллекции гентского музея интересно представлены портреты XV века, среди которых особо обращает на себя внимание «Портрет молодой женщины» Франса Поурбюса (1545—1581), датируемый 1581 годом и написанный художником незадолго до смерти. Он закрывает им глаза, также как и Христу. Больше не помогает никто. И его внешняя физическая слепота стала как бы знаком его внутреннего прозрения. И символы этой религии, например, полумесяц можно увидеть на одеждах палача. Крест уже лежит у его ног, а он ищет глазами место своей казни на Голгофе.

Описание картины 
«Несение креста»

Описание картины «Несение креста»

Здесь у Босха мы видим на самом деле, что вполне последовательно проведен тот же самый прием: Христос и то «малое стадо», которое с ним, те люди, которые в этой толпе его поддерживают, хотя поддерживают тайно, они Босхом как бы помечены, обозначены как люди, отвернувшиеся от происходящего. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Возможно, это опять же кто-то из тайных учеников Христа, может быть, Иосиф Аримафейский.

Безжалостно сдавленный и подталкиваемый толпой идёт Иисус. Такой анахронизм вполне в ту эпоху допускался и никого не смущал. Гертогенбош. «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона сего заставили нести крест Его», – говорит нам евангелист апостол Матфей.

Вероника движется налево, в мир жизни, унося на платке лик Христа.

Что еще может косвенно показать, что мы на верном пути, что мы правильно рассуждали. У палача такой глубокий взгляд, будто он говорит: «Да, я веду его на Голгофу, но вы делаете то же самое». Он смотрит перед собой, вперед и вниз.

Это Уголино ди Нерио, «Путь на Голгофу», хранящийся в Лондоне, в Национальной лондонской галерее, прекрасная средневековая работа, ранний XIV век. Есть еще единственное женское лицо в левом нижнем углу. Там мы видим фигуру благоразумного разбойника.

Ниже изображен благочестивый разбойник. Приписывается Босху. Т. е. Многие из образов «путешествуют» из работы в работу. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.

Можно посмотреть на то, как геометрически устроена композиция этой картины. Какое точно из них написано раньше и какое позже искусствоведы сказать затрудняются, но если мы вглядимся в саму работу, то увидим, что именно здесь, в гентском «Несении креста», Босх как будто приходит, постепенно его нащупывая, к некоему новому, другому решению этой сцены. Изображение Христа, отпечатанный лик Христа на плате Вероники смотрит на нас. Два слова о фоне. Единственный помощник – это Симон из Кирены.

«Несение креста» 
Иеронима Босха

«Несение креста» Иеронима Босха

Но явных указаний на это у нас здесь нет. Вероятно, картина была левой створкой небольшого триптиха на тему Страстей. Справа, в верхнем углу, «добрый» разбойник с серым бескровным лицом слушает последние наставления монаха перед смертью. Она находится в Мадриде в Королевском дворце.

Шестое стояние – когда святая Вероника отирает платом своим лицо Иисуса Христа и, как мы знаем по легенде, лик Христа отпечатывается на этом плате, отсюда происхождение иконного образа Спас Нерукотворный. Обратите внимание, что появляется фигура и Симона из Кирены, которая поддерживает крест. Правый верхний угол: широко раскрытый, как буква «о», рот что-то кричащего человека, который сверкает из-под бровей глазами.

Перед нами вполне такое традиционное, множество раз (с различными вариациями) множеством художников средневековых повторявшееся изображение, которое использовалось либо как часть алтарного изображения, допустим, одна из створок алтаря, либо как центральная часть алтаря. Мы видим фигуру Христа, несущего крест. Во-первых, перед нами Христос, который противопоставлен всем окружающим. Возрождение. Молчаливый свидетель, не кричащий, не таращащий глаза, в отличие от лица справа. Кричащие лгут, молчащие говорят правду.

Весь первый план картины занимает фигура Иисуса Христа. Оно как раз имеет аналог, точнее, описание в евангельском тексте. К сожалению, лучшие работы Брейгеля Старшего были увезены в Вену в XVII веке наместником Фландрии Леопольдом-Вильгельмом, но память о них осталась в виде многих повторений, сделанных последователями гениального художника. От креста, который на предыдущих изображениях достаточно ясно обозначен, остался только один брус, который составляет половину диагонали этой работы. К нему устремлён её взгляд, скользящий над головами бессердечных мучителей. И фрески на этот сюжет есть.

здесь у Босха объединены как бы разные мотивы. Или почти не участвует, если говорить о выражении его лица. Вокруг него кричат, таращат глаза, а он молчит и закрыл глаза. Например, пожар. Христос окружен врагами. Фигура Христа выделена очень отчетливо центральным положением, цветом одежд, самим крестом, который он держит на плече.

Искусство : Иероним 
Босх – Несение креста

Искусство : Иероним Босх – Несение креста

В целом этот сюжет включает в себя в католической традиции так называемые 14 стояний. Гентское «Несение креста» датировано 1500-1516 годами, т. е. Среди произведений мастеров антверпенской школы конца XVI и первой трети XVII века необходимо отметить великолепную копию с картины Питера Брейгеля Мужицкого «Крестьянская свадьба», выполненную его сыном Питером Брейгелем Младшим (1564—1638). Дерево, масло. И вот сейчас, после этого короткого предварительного обзора, касающегося этого сюжета у разных европейских художников, в том числе у самого Босха, мы переходим к главной картине, о которой сегодня идет у нас речь – «Несение креста» из гентского музея. Вверх идем, в центр – голова Христа. В работах Иеронима Босха есть несколько повторяющихся сюжетов.

Чаще это живопись по дереву, т. е., в общем, то, что можно назвать иконным образом. Самое потрясающее из них — картина «Несение креста», которая сейчас хранится в Гентском музее изобразительных искусств. Христос исключительно спокоен, можно сказать, что его лицо даже задумчиво. Вот крупный план этой части картины. 1330–1350 – такова приблизительная датировка этой иконы.

59 x 51 см. Она в центре, чуть левее и выше головы Христа. И мы видим на ткани этой отпечатавшийся лик Христа.

Т. е. И. Босх «Несение креста» (1505). Это люди, у которых, несмотря на их крик, слова не соответствуют истине. На той же выставке предположили, что работа вышла из под пера подражателя. По словам одного из историков, Бернарда Вермета, «несение креста»не столь характерно для Босха. К тому же цвета напоминают ему стиль1530 годов. Вероятно, эта картинаотносится работамвроде «Страстей в Валенсии» и «Христос перед Пилатом в Принстоне». Онибыли окрашены уже после смерти художника.

Несение креста (картина 
Босха, Вена)

Несение креста (картина Босха, Вена)

Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Это очень важная для нас диагональ. Она закрыла глаза, уста ее сжаты, а в руках она держит ткань. Он что-то кричит, лицо его перекошено злобной гримасой. Наконец, еще два персонажа. Давайте теперь посмотрим на правый верхний угол.

В общем, мы видим знакомую нам картину. Лишь двое – Христос и Св. Мы видим Христа в центре, несущего крест.

Причем мы увидим там, если приглядимся, что там как раз глаза открыты. А на мадридской работе виден город вдалеке, ясно, что изображен тот самый Иерусалим. Вот этот образ.

Вместе, пересекаясь, они как бы образуют крест. Один из них исповедуется монаху Босха и его зрителей не смущает явный анахронизм: откуда в сцене несения креста католический монах в характерной одежде с капюшоном, с Библией, которая лежит у него на коленях. Во времена Босха считалось, что главным врагом католичества было мусульманство. Он исступленно исповедуется благодушно настроенному монаху. Среди многочисленных экспонированных произведений наивысшей художественной ценностью обладает картина Иеронима Босха (1450—1516) «Несение креста».

Правый нижний угол: вытаращенные глаза кричащего человека. Христос в окружении толпы мучителей, шатаясь, склонился под своей ношей. – это тот текст, с которого я, собственно, начал лекцию. Выше: что вы искали. Ну и Богородица и жены иерусалимские сзади, которых оттесняет воин с мечом.

Если верно второе, то, скорее всего, это тот самый Симон из Кирены. Но тем не менее мы, конечно, увидим и много уже нам хорошо знакомого и привычного. Мы видим эту фигуру, только перемещена она чуть левее.

Несение креста (картина Босха, Мадрид)

В те времена было обычным явлением среди любителей и знатоков живописи заказывать копии с прославленных шедевров тем художникам, которые обладали высоким мастерством и могли повторить подлинник в той же технике максимально близко. Чело его обращено вверх. Картина напоминает кинематографический крупный план. Очень интересно, что такую же фигуру мы видим и на венской работе Босха.

Вероника, также как и Христос, закрыла глаза и молчит. Относится к периоду первых зрелых работ Босха. Т. е. На этом мадридском изображении уже очень ясно он поддерживает крест. Мы останавливаем взгляд на оттеснённой к краю фигуре Марии. Странные персонажи окружили справа внизу «злого» разбойника с веревкой на шее и садистически издеваются над обреченным.

Это створка несохранившегося алтаря. Они вообще не видны, они в тени, глаз нет.

Несение креста (картина 
Босха, Мадрид) Информацию 
О

Несение креста (картина Босха, Мадрид) Информацию О

Женщина отвернулась от нас, она показана в профиль. вы можете запросить все в системе с коробкой. Два разбойника, один в левом нижнем углу, другой в правом нижнем углу.

Нигде ещё Босх не придавал человеческому лицу черты такого гротескного уродства. Кажется несомненной точная передача портретного сходства с моделью. Картина написана на дереве, ее формат приближен к квадрату. Т. е.

Та же поза, т. е. В Евангелии этого эпизода нет, это уже не Священное Писание, это священное предание. И восьмое стояние, к которому точнее всего подходит цитата из евангелиста Луки: «Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские. Не хочет и не принимает. Но никаких других персонажей здесь нет.

«Несение креста» 
из ГентаПравить

«Несение креста» из ГентаПравить

Здесь надо сказать, что в католической церкви существует достаточно подробно разработанный канон изображения крестного пути Христа или по-другому этот сюжет называется «шествие на Голгофу» или по-другому еще называется «несение креста». Собрание Ф. ван Ланшота. В озлобленной толпе она так же одинока и беззащитна, как и её несчастный сын. Опять те же алые одежды, что были у Уголино. Босх эффектно воссоздает смятение на крестном пути на Голгофу и намеренно окарикатуривает образы. Высокий открытый лоб и ясный смелый взор говорят о веселом, живом уме и жизнерадостном характере молодой женщины. Т. е.

Т. е. В родном городе художника, когда Иероним был еще ребенком, случился страшный пожар.

  1. Гент Иероним Босх, Франс Поурбюс, Питер Брейгель Младший
  2. Евангельский сюжет и «пятое стояние»
  3. Спокойствие Христа в венской и мадридской картинах Босха
  4. Словари и энциклопедии на Академике
  5. Франс Поурбюс – Портрет молодой женщины
  6. Питер Брейгель Младший – Крестьянская свадьба

Итак, мы видим, что на самом деле перед нами целая система противопоставлений. И вот две фигуры здесь у Босха, скорее всего, ясно изображают этих разбойников.

Теперь давайте взглянем еще на один важный композиционный момент. страдания он испытывает ото всех сразу. Давайте посмотрим на один средневековый пример – пока это не Босх будет. К тамким можно отнести картину «Несение креста» 1505 года.

Да и на голове его еще мы видим при этом терновый венец, т. е. Он закатил глаза, лицо его искажено страданием. Здесь совершенно не возникает у нас никаких вопросов к изображению, кто есть кто на нем.

  1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Они всматриваются в то, что предстаёт их внутреннему взору, не обращая внимания на творящуюся вокруг вакханалию. Картин на этот сюжет бесчисленное множество. Еще один символ, который есть почти в каждой картине, — сова. Здесь хотя глаза, формально говоря, плотно и не закрыты, но они закачены так, что фактически этот человек, этот благоразумный разбойник в данный момент как бы лишился зрения, он не видит ничего. Посмотрите вот на этот образ из Мадрида. Это орудие пытки вплоть до середины XVIв.

Группа же влекущих на казнь дана обобщенно, воины вообще слиты в одну массу. А фигура, безусловно, центральная. Мы же обратимся лишь к двум из них.

Лицо Христа по-прежнему в центре. не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д. В разных вариантах повторят художники мученический путь Христа на Голгофу. Еще два изображения, которые можно отнести к позднему Средневековью. И Христос ему говорит: «Будешь же сегодня со мной в раю».

Нидерланды. Эта графическая построенность, несомненно, является отголоском великой традиции Рогира. Искусствоведам Босх подкинул нелегкую задачу. Мы видим, что рядом с ним, справа от него, контрастная голова с вытаращенными глазами и открытым в крике ртом. Им всем троим суждено быть распятыми на Голгофе. Медленно движется печальная процессия. А Христос оборачивается назад и сзади, мы видим, слева стоит Богоматерь и другие женщины, возможно, будущие жены-мироносицы, дщери иерусалимские и это как раз тот самый эпизод, когда Христос, обращаясь к дщерям иерусалимским, говорит, что «не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д.

Гент Иероним Босх, 
Франс Поурбюс, Питер 
Брейгель Младший

Таким образом, персонажи эти пусть не строго геометрически, но все-таки достаточно ясно различимый крест изображают и тем самым Босх как бы еще раз нам показывает, как он расставляет персонажей на этой картине. Картины Босха полны символизма. часто появлялось на картинах нидерландских мастеров.

Сейчас она находится в Мадриде, в Королевском музее. Т. е. Слева, в левом верхнем углу, мы видим несколько лиц стесненной толпы.

Никакой нет экспрессии, никакого нет драматизма в чертах его лица. Христос, отпечатанный на плате Вероники и сама Вероника – левый нижний угол. Это, по-видимому, фрагмент большой композиции – возможно, левая створка алтаря, центральная часть которого изображала Распятие Христа. Т. е.

То, что он изображен как современный европейский город, никого опять же не смущает. Работа была куплена музеем изобразительных искусств, в Генте, в 1902 году. Правое лицо – нераскаявшийся разбойник, мы видим это по веревкам, которыми он связан. на самом деле 14 стояний относятся не к пути Христа после суда на Голгофу, а ко всему сюжету распятия.

Вернемся к картине в целом. Может быть, это и есть старец Иосиф Аримафейский.