Анри Матисс Натюрморты

Картина Анри Матисса Натюрморт с «Танцем»: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Своим ясным, жизнерадостным искусством Матисс стремился дать покой измученным душам людей в эмоциональной атмосфере XX в. Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII в., но первоначально он рассматривался как «низший» жанр.

Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Отчасти она определяется декоративным назначением панно, но не только одним этим. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Углы комнаты даёт другим цветом. Зачем.

В 1943 году Матисс, уже будучи тяжелобольным и прикованным к постели изобрел новую живописно-графическую форму, получившую название «декупаж». «Фрукты и бронза» написаны примерно пятнадцатью годами позже, в 1909-1910 годах. Исчезают стул и обои. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную.

Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Для Матисса это было первым знакомством с византийским искусством в его особом древнерусском варианте, где решающая роль принадлежит чистому, сияющему и одновременно матовому цвету. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Amlie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899 — 1976) и Пьера (1900 — 1989).

  • Описание картины «Натюрморт с магнолией»
  • Анри Матисс «Натюрморт с апельсинами»
  • Анри Матисс «Натюрморт с магнолией»
  • Как устроена картина Анри Матисса
  • Анри Матисс — Натюрморт с баклажанами
  • Картина Натюрморт с «Танцем» Анри Матисса

В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Замечательны его «Красный интерьер, натюрморт на голубом столе» (1947, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф «Египетская занавесь», 1948, частное собрание, Вашингтон). К этому моменту живопись уже успевает не только вырваться из оков академизма в мир реализма барбизонской школы и натурализма Курбе, но и совершить следующие, ещё более смелые шаги — сначала просто оттенить реальность мимолётным впечатлением художника (в импрессионизме), а затем и вовсе подменить её личным видением, весьма далёким от оптической достоверности (в постимпрессионизме) либо стремившимся к ней окольными путями (в неоимпрессионизме). В то время, как объекты в комнате богаты на детали, мебель представлена призрачными очертаниями.

Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Матисс много общался с Дереном, Писсарро, Марке и Пюи. «Он всегда выбирал лучшее», вспоминал художник. Синьяк был вице-президентом Общества независимых художников.

В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века.

ДетствоМатисса было счастливым. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. В начале 1920-х годов Матисс увлекся восточной тематикой. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном.

И тех и других Матисс позже изобразит на полотнах. Именно таковы полотна «Танец» и «Музыка», которые украсили особняк московского дворянина С. Щукина.

Фона в привычном понимании в этой работе нет. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Интересно, что во время лепки Матисс слишком часто смачивал глину. Замечательно дополняют ансамбль легкие светильники и золотистый алтарь. Однако панно обладают более емким смыслом, чем может представиться с первого взгляда. Коралловый фон, голубой сад», 1947, частное собрание «Молчание в домах», 1947, частное собрание).

В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Поверхностен и неверен взгляд, что лучшие «матиссы» создавались лишь в десятилетие 1905—1914 годов. Говоря о творчестве Поля Сезанна, нередко упоминают его слова о том, что природу следует трактовать «посредством цилиндра, шара, конуса». Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине.

О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Здесь же он знакомится с австралийцем художникомДжоном Питером Расселом. Ковёр на этой картине – реальный.

  • Матисс, Анри – Натюрморт с голубой скатертью
  • Описание картины Анри Матисса «Натюрморт»
  • Анализ и сравнение картин «Персики и груши» и «Фрукты и бронза»
  • Натюрморт «Раковина на черном мраморе» Анри Матисса
  • Анри Матисс: жизнь и творчество художника

Весной 1906 года он увидел холст «Радость жизни» и захотел познакомиться с художником. В 1872 году родился младший брат Анри, Эмиль Огюст. 1920 год оказался для мастера чрезвычайно насыщенным в художественном отношении. Этот период был насыщен важными событиями и большими переменами. Общество, в котором он вырос, резко осуждало художников и считало их бездельниками.

Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Амели посчитала оскорблением попытку Матисса впервые обойтись без нее. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В 1941 году Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике, у него был рак.

  • Творчество между двумя мировыми войнами
  • Произведения, выставленные в музеях нашей страны
  • Коллекция Анри Матисс Фрукты, цветы и панно «Танец»
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Дизайн дома с декоративной керамикой
  • Дизайн интерьера и мягкая мебель для дома
  • Профессиональный фотограф и движение в кадре

Серия подобных композиций составила альбом «Джаз» (1947). Увидели свет «Заметки живописца», написанные Матиссом. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Гертруда и Лео Штейн (Gertrude and Leo Stein) купили работу художника«Дама в шляпе», портрет мадам Матисс. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.

Таковы «Одалиска в красных шароварах» (1924–1925, Музей Оранжери, Париж), «Одалиска» (1928, Музей современного искусства, Стокгольм). К высшим достижениям мастера относятся не только барнсовский «Танец» и Капелла четок, но и многие картины поздних лет, декупажи, скульптура, книги. Матисс был художником, преобразовавшим язык живописи, он сказал веское слово и в других видах изобразительного искусства и ему, естественно, принадлежит важное место в истории современной культуры. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. У Анри и Амели один за другим родились два сына.

Это краски-символы. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Его учителем был мастер салонного искусства Виллиам АдольфБугро. Главное живописное средство выразительности для художника — контрасты. Лидия ухаживала за ним, помогала бороться с бессонницей, астмой и моральным истощением. В 1908 году Щукин заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).

  • «Персики и груши» (Поль Сезанн)
  • «Фрукты и бронза» (Анри Матисс)
  • Интересные факты из жизни художника

В 1943 году он начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков (закончена в 1947). Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане.

Описание картины 
«Натюрморт с магнолией»

«Слишком обрадованные тем, в чем они увидели идеализацию собственных влечений, — писал о них Роджер Фрай, — люди богатые и образованные поддались этому очарованию. Анри с Амели поженились быстро, спустя всего три месяца после знакомства. В 1930 году Матисс в течение трех месяцев проживал на Таити. Наиболее известные произведения, созданные в подобной технике, — «Полинезия.

Как и он, творчество Анри Матисса — плод сверкающего света». В 1907 году группа фовистов распалась. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Вскоре, после того, какрусский коллекционер Щукин сделал большой заказ, художник воспрянул духом и тон его писем изменился: он не писал уже как раньше о своем желании сесть на ближайший поезд и вернуться домой, а наоборот, уверял Амели, что правильно сделал, оставшись в Сельвии. Девочка приняла заботу Амели и полюбила ее всей душой.

(фр. В это время Матисс находился в расцвете творческой силы. Сергей Иванович Щукин называл Матисса «современным Микеланджело» — то ли ирония это была, то ли правда известно только ему самому.

Матисс же, наоборот, еще смелее утверждает цвет, мощный, незамутненный, цельный, цвет, созидающий монументальный эффект в больших декоративных композициях. Трансформации «Красной комнаты», полностыо переписанной дважды — из «Гармонии в зеленом» в «Гармонию в голубом», а затем пришедшей к нынешнему своему состоянию, — показывают, как уверенно справляется теперь Матисс с самыми различными и труднейшими оркестровками. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Теперь коллекционеры гоняются за его картинами. "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды.

Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Жил Матисс в это время трудно. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. На мой взгляд, суть «Фруктов и бронзы» Матисса — и фовизма в целом — заключается в том, что ответ на поставленный выше вопрос в принципе не важен: главное не то, что именно нарисовано, а то, как оно нарисовано. Другие скажут — период одалисок.

Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Выходные мальчик проводил у бабушки Жерар, в доме по улице Шен-Арно. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В этом контексте неудивительно, что иные натюрморты (и не только) ещё более «грубы» и «негармоничны».

Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. Его выставки во многих городах мира стали обычным явлением наряду с картинами, на них все чаще экспонировалась скульптура. Если о Сезанне можно условно сказать, что указанную функцию он заботливо исполнял вслед за другими рвущимися вперёд, то в случае с Матиссом этим займётся собственно сам революционер (достаточно сравнить «Фрукты и бронзу» с, допустим, «Дамой в шляпе» 1905 года).

Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск.

Каждый из них имел своих последователей. Вероятно и в силу этих причин, а не только меньшей, чем у пейзажа изменчивости, позволявшей подолгу дорабатывать картины, Сезанн уделял такое внимание натюрмортам, к числу которых относится и картина «Персики и груши». Рисовать он начал довольно поздно и неожиданно, попав в больницу, где ему сделали операцию по удалению аппендикса. Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем.

Интерьер с незабудками», 1916, Институт искусств, Детройт). Критики современного искусства прозвали Матисса и его единомышленников Андре Дерена и Морриса де Вламинка «фовистами» («дикими зверьми»). Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954).

Стайны подружились с художником. Для меня ответ, несмотря на известное желание вписывать всё в стройную и красивую систему, не знающую исключений, во втором: даже куда более известный «Танец» 1910-го года на центральной фигуре не обошёлся без дополнительной тени тёмно-красного оттенка. «Мне просто это подходило», — признется она позже. Он был недоволен собой — худой, непривлекательный, застенчивый юноша не нравился девушкам.

Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Эта работа тронула Щукина. Энергия современного мира бурлит во многих холстах Матисса, сохраняется в напряженности его скульптур.

К 1914 году в особняке Щукина было собрано уже 37 полотен. Но трое старших студентов, в числе которых был Анри Матисс, отказались повиноваться и решили уехать в Париж, чтобы получить диплом учителя рисования. Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Матисс писал: «Черный – это тоже цвет».

Матисс погрузился в исследования произведений других художников и, несмотря на серьезные финансовые затруднения, приобретал картины авторов, работой которых он восхищался. Щукин считался одним из основных заказчиков Матисса и обладателем лучших его работ. Внешне все шло хорошо, но на душе у Матисса была тоска. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции.

Так, если мы будем двигаться от «Дамы в шляпе» (1905) — смелой, но смешанной, неуверенной, будто незаконченной картины — через «Вазу, бутылку и фрукт» (1906) — более чёткую, но всё ещё импульсивно-хаотичную — через «Синий натюрморт» (1907) — ещё более реалистичную и упорядоченную — через «Статуэтку и вазу на восточном ковре» (1908) — более резкую, абстрактно-плоскостную — и наконец к «Фруктам и бронзе» (1910), то увидим, как изначальная революционная идея использования «неподходящего», неприрученного именно что дикого цвета обращается как раз приручением цвета и умелым помыканием им. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписьюкерамики. Такова композиция «Красная комната» (1908), где общий красно-коралловый фон выгодно оттеняется приглушенной зеленью пейзажа в окне и «Натюрморт с голубой скатертью», в котором узоры ткани оптически кажутся более крупными, поскольку сопоставляются с относительно небольшими по размеру предметами.

Тот факт, что натюрморт «Фрукты и бронза» приходится на закат фовизма, позволяет предположить, что достижения этого стиля будут использоваться уже в рамках определённой умеренной, менее вызывающе-экспериментальной и более практической доктрины. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Ухудшение здоровья вынудило его упростить свой стиль. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. – "Танец" написан мной всего тремя красками. «Музыку» он ставит значительно ниже «Танца» на том основании, что в ней нет равного напора.

Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. А Луи Восель (Louis Vauxcelles) описываю работы фовистов бросил знаменитую историческую фразу«Донателлосреди дикарей. » имея ввиду работу скульптура эпохи Возрождения, которая находилась в том же зале. «Жизнь и ритм»—вот как истолковывал танец Матисс. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец.

Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Как правило их композиции строились на сочетании интенсивных локальных оттенков. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме.

Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух.

Отец Анри посчитал поступок сына позором для всей семьи. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск.

Ярким примером оригинальной техники фовистов служат такие знаменитые полотна Матисса, как «Дама в шляпе» (1905) и «Вид Коллиура». Море» (1946, Национальный музей современного искусства, Париж), «Композиция (Бархатные ткани)» (1947, Художественный музей, Базель), «Зульма» (1950, Государственный музей искусств, Копенгаген), серия «Синие обнаженные» (1952). Все они (кроме Кееса ван Донгена) были учениками Гюстава Моро, подтолкнувшего учеников думать вне формальных рамок и следовать своему видению. Анри Матисс родился в Като-Камбрези — городке на севере Франции, в семье хлеботорговца.

Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. В 1905 году Матисс стал лидером нового художественного направления — фовизма, что в переводе с французского языка означает «дикие». Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.

Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. Английский историк искусства Роджер Фрай, чью книгу «Анри Матисс» художник высоко ценил, назовет это время периодом рококо. Описание: Подключение к большому натюрморту такой фоновой детали, как огромное панно «Танец», решительно расширяло жанровые горизонты картины, заранее ограждая ее от интимизма и камерности – жанровых качеств, свойственных как натюрморту, так и интерьеру. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. 10 января 1898 года 28-летний Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр.

Он говорил: «Лавина цвета сама по себе беспомощна. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие.

1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. Удар для семьи.

Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. После поездки в Италию Матисс написал серию колоритных полотен из которых наиболее известными являются «Испанский натюрморт» (1911, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Госпожа Матисс в манильской шали» (1911, Художественный музей, Базель). В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Последнюю работу художник считал особенно значимой, программной, поскольку выразил в ней основополагающие принципы нового направления — не стремиться к точной передаче цвета окружающего ландшафта, но выразить чувства, которые этот ландшафт вызывает, зримо воплотить собственное ощущение природы.

Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. В настоящее время существует в двух версиях. Действительно, уровень детализации отличается от классического натюрморта и нам не представляется возможным, допустим, определить точный материал сахарницы, кувшина или блюда, а света и тени порой живут своей не зависимой от законов физики жизнью, порой и вовсе перебираясь за край предмета (исключительно ради выделения его границы). Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.

Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работу клерком у присяжного поверенного. В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита. Доминика и Девы Марии. Цветовая гамма утратила свою яркость все чаще в картинах преобладали темные, приглушенные оттенки, а контуры предметов стали геометризированными («Вид на Нотр-Дам», 1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19.

Почти весь 1889 год он провел в больничной палате в борьбе с грыжей. Впрочем и сегодняшние потомки живописного искусства (такие как цветные комиксы и графические иллюстрации, печатающиеся ограниченным количеством цветов) сталкиваются со схожими проблемами по простой, естественной причине — всё богатство форм невозможно передать с помощью только лишь линии и одного цвета, непременно придётся чем-то пожертвовать. Рисунки на мраморе причудливым образом перекликаются с орнаментом на чашке, кофейнике, с зубцами раковины, давая пластические уподобления. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.

У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Для названия картины Матисс выбрал строчку из произведения горячо любимого Бодлера. В 1887 году во время экзаменов Анри внезапно бросил школу.

Его называли грубым, нахальным недоучкой, но все же именно Матисс привлек внимание Щукина. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8.

В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. А художник Андре Дерен (Andr Derain), на которого Матисс оказал большое влияние позже назвал цвета фовистов «динамитными шашками». Так, сказочно, на борту парохода Риджани 29 января 1912 года французский художник Анри Матисс описывал в письме дочери Маргарите начало своего путешествия в Марокко.

Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Потому опора на основы теории цвета проявляется в натюрморте Матисса в гораздо большей степени, чем в работе Сезанна или будет лучше сказать, что если Сезанн обращался к ней умеренно, как вспомогательному средству для решения собственных задач, связанных с исследованием фундаментальных форм, то Матисс смело выуживает из неё триаду жёлтый-красный-синий и превращает полотно в манифест цвета, подчиняющего форму. В годы Первой мировой войны творчество Матисса отразило черты эмоциональной депрессии мастера. Матисс участвовал в выставках под названием «Салон независимых», которые регулярно проводились в Обществе. Да и здоровье не позволяло таскать мешки с зерном, как отец. Идет последний акт романтической игры в Восток.

Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Техника абстрактного геометризма создает абсолютно иные, непривычные интерьеры: пространство рассекается на взаимно перекрещивающиеся зоны балконными решетками, оконными рамами и карнизами, которые и создают ритмическую организацию полотен («Художник и модель», 1916, Национальный музей современного искусства, Париж «Окно. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Он презентовал эти работы в Осеннем салоне в Париже.

После Англии художник отправился на Корсику. Комната может быть слишком интенсивным фоном картины – насыщенное лазурное поле, охватывающее два предмета, которое не показывает интерьер напротив, оно покрыто множеством штрихов кисти. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».

Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность». Но через полгода слухи о новой методике преподавания Круазе дошли до директора школы. У Матиссов была конюшня: Анри любил лошадей и даже мечтал стать жокеем. Художник открыл собственную мастерскую.

Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. В 1921 году для Люксембургского музея покупается «Одалиска в красных шароварах»: люди, ответственные за деятельность музеев избегают чего-либо более радикального. Московский купец и коллекционер, горячо любивший французскую живопись, прикипел душой к работам художника с первого взгляда. Сам он смутно помнил мотивы своего поступка — возможно, так выразился его бунтовской характер.

В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла".

В 1904 году состоялась его первая персональная выставка в галерее дилера Амбруаза Воллара. Разумеется, это иллюзия. Вскоре умер Моро и Матисс оставил занятия в Школе изящных искусств.

В 1887 году в Париже начал изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Ж. Помпиду, Париж). В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Девушка стала незаменимой для художника: она была его секретарем, сиделкой и моделью.

Мотив танца, задорно прозвучавший в ключевой фовистской картине «Радость жизни» (1905 – 1906), определит динамизм двух «Танцев» 1910 года (Музей современного искусства, Нью-Йорк и Государственный Эрмитаж), которые в свою очередь, спустя два года, послужат «настройке» больших композиций Матисса («Настурции и Танец», 1912, вариации в Музее Метрополитен, Нью-Йорк и ГМИИ). Матисс согласился – впрочем, премьера спектакля состоялась только в 1920 году, после окончания Первой мировой войны. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. 1901 год можно назвать годом становления художника.

Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работуклерком у присяжного поверенного. Его поздние работы были столь же экспериментальными и яркими, как и ранние. Кроме того, то была своего рода проекция в будущее. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму.

В 1891 году он оставил юридическую практику и поступил в Академию Жюлиана в Париже. Ее Эсколье, к сожалению, не понял. И опять-таки, не уходя с головой в плоскостной мир, Сезанн в меру искажает перспективу, чтобы передать нам видение человека, подробно рассматривающего единую сложную сцену с различных точек зрения: передняя часть стола предстаёт во фронтальной плоскости, верхняя разворачивается (хоть и незначительно) в обратную перспективу, а фон — стена под углом к столу, бордюр, пол, основание вешалки — существует отдельно, как нечто, что зритель, несомненно, заметил и запомнил, но с иного отвлечённого ракурса, не связанного с его первостепенным интересом. Статика одного делает еще более очевидной динамику другого и наоборот.

На протяжении 22 лет они были неразлучны. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. Французский писатель Шарль Вильдрак хорошо говорил о рисунках, для которых позировала одна из любимых моделей Матисса Антуанетта (среди них вариации «Белых перьев»): «Матисс не доверил случаю ни позу девушки, ни положение ее руки, ни складки платья, он не уступил также ни моде, ни архаизму. В 1904 году он познакомился с П. Синьяком, благодаря которому освоил приемы дивизионизма. Псе дышит легкостью и непринужденностью.

Чтобы сберечь силы, он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги (так называемыеPapiers decoupes), которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Очень часто мастер создает лирические, словно пронизанные светом работы с изображением девушек.

Тем же летом, вместе с художниками-неоимпрессионистами Полем Синьяком и Анри Кроссом, он уехал на юг Франции, в Сен-Тропе. Очень скоро Анри заболел бронхитом и его уволили. Другое название этой работы – «Десерт». Анри Матисс рос послушным сыном, но заниматься семейным делом не хотел. Для второй — высшей точкой следовало бы считать Капеллу четок в Вансе.

Однако такова и была цель работ того периода: с одной стороны, выяснить, насколько «правильны» вековые традиции, в которые насильственно загоняли художников, а с другой — отобразить (несомненно, стремительно меняющуюся) жизнь в её сложном, но естественном движении. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. В 1911 году Матисс посетил Москву, через год — Марокко. Эта картина была как раз самым яростным объектом насмешек. Сам Матисс отмечал в одном из своих писем: «.

Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Как далеко ушел он от ранних интерьеров. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана.

С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Donatello parmi les fauves. ), опубликованной 17 октября 1905 года в газете Жиль Блаз, дал художникам ироничное прозвище «фовистов», то есть «дикарей» (фр. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году.

Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Матисс вспоминает, что стал первым художником, вышедшим из Боэн-ан-Вермандуа. Хотя его стилистические сдвиги были не столь выраженными, как у Пикассо, его искусство претерпело значительную эволюцию по мере развития. «По морю, неспокойному, но беспримерно синему, корабль скользит, не раскачиваясь, не взлетая на волнах. По прошествии времени, монументальное полотно Танец стало одним из самых ярких и значительных во всём творчестве Матисса.

По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).

Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. Примером позднего творчества Матисса является натюрморт 1940 года «Раковина на черном мраморе», написанный в Ницце, в тот период, когда для Франции начинались тяжкие испытания. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией.

Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Первыми написанными в Танжере полотнами стали натюрморты и среди них Корзина с апельсинами, спустя много лет приобретенный другом Матисса, великим испанцем Пабло Пикассо. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Это композиция о пространстве, но также и о времени, поскольку она снова и снова повторяет пирамидальную форму метронома на фортепиано – в зеленой полосе, пересекающей оконную створку слева, в странных чертах на лице мальчика.

Летом 1905 года в рыбацкой деревне Коллиур Матисс написал одни из самых значимых работ «Открытое окно, Коллиур» и «Портрет Мадам Матисс» («Зеленая полоса»). Орнаменты ткани, неоднократно «позировавшей» художнику, преобразуются в энергичные дуги и, подчиняя себе очертания большинства предмеюв, органически взаимодействуют со столь упрощенными и напряженными красками. Его комментарии были напечатаны 17 октября 1905 в Жиль Блас (Gil Blas), ежедневной газете того времени.

В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Он всегда шел в ногу с веком. Анри надолго запомнил отвратительный запах из расположенных неподалеку дубилен, разносившийся по всей округе. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции.

Слуга» (1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Посуда на столе» (1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Об этом свидетельствует работа «Роскошь, покой и наслаждение» (1904, Национальный музей современного искусства, Париж) с типичным для этого движения разложением сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксировались на полотне отдельными мазками и рассчитывались на их оптическое смешение при зрительном восприятии. Узоры создаются при помощи небольших штрихов, которые порой процарапываются в красочном слое («Розовая обнаженная», 1935, Музей искусств, Балтимор «Дама в синем», 1937, частное собрание, Филадельфия «Румынская блуза», 1940, Национальный музей современного искусства, Париж). И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья».

Из-за этого при повороте станка скульптуры падали и разбивались. Такой, какой был у Матисса в его доме. Эта дружба в его судьбе значила многое.

Художник настойчиво утверждал новый тип художественной выразительности. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Он мастер, создающий шедевры, отталкиваясь от банальных тематических ситуаций. Знаменитый «Танец» 1910 года, так властно захватывающий круговертью обнаженных тел, — картина, композиционную основу которой нельзя признать особенно оригинальной.

Изображения танцев-хороводов встречаются у старых мастеров — от Кранаха и Тициана до Гойи. Ради этих суровых радостей Матисс охотно жертвовал изощренным шармом своих танцующих арабесков». В словах Фрая объяснение последующей эволюции Матисса — в строну все большей конструктивности, вплоть до обращения к живописи, органически связанной с архитектурой («Танец» для Барнса), вплоть до совокупного решения всех архитектурно-живописно-скульптурных проблем (Капелла четок в Вансе). Великие художники не повторяют ни других, ни самих себя. Различные течения возникали и развивались, основываясь на конкретных положениях предшествующих так, например, будучи «неверно истолкованными», слова Сезанна о разложении мира на геометрические фигуры станут кубизмом, а фовизм доведёт идею выразительности цветовых сочетаний и контрастов в импрессионизме и неоимпрессионизме до логического завершения — яркого, резкого и нереалистичного, но производящего очень сильное впечатление. Но если о Капелле в книге Эсколье говорится немало, то щукинские панно не заняли в ней подобающего места, хотя именно на их примере хорошо видно, какие глубины скрываются за матиссовской простотой. В соединении с очень крупными размерами лаконичность «Танца» и «Музыки» почти пугающая.

В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Часто по несколько недель он отлеживался в постели из-за воспалений кишечника и родителям пришлось сделать младшего сына Огюста преемником семейного дела. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Может даже показаться, что перед нами легкомысленная живопись развлекающегося человека. В трех школах, в которых Анри довелось учиться, он в основном бездельничал.

Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Родители были счастливы — отец уже представлял сына работником министерства.

Основные формы легко считываются и без труда (в отличие от более поздних натюрмортов Сезанна — таких как «Яблоки и апельсины») складываются в совокупность, представляющую сюжет картины и поддержанную более сложными, составными формами, которые придают ей необходимую глубину и основательность, отделяющую постимпрессионистические полотна Сезанна от легковесных, лирических работ импрессионистов. Жена и дочь были любимыми моделями художника. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Первоначальное художественное образование Матисс получил в Школе Вентин де ла Тур. Контурный рисунок Матисс нанес на белый фон стен.

Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким.

В таких случаях художник брался за кисть и изображал на полотне погибшую фигуру. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. Их союз долгое время был идеальным. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже).

Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Сперва преодолев религиозную условность перспективы Средневековья и найдя отдушину в линейной перспективе Возрождения, живопись сделала круг и вновь обратилась к условностям древних искусств (не в последнюю очередь — японской графике, демонстрировавшей особый взгляд на мир и оказавшей влияние на художников-постимпрессионистов). Но то, что на рубеже XIX и XX столетий превратилось в невыразительное общее место, под кистью Матисса преображается настолько, что становится неистовой сущностью танца. «Танец», как известно, написан в ансамбле с «Музыкой». Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. Там начался его отход от техники дивизио-низма.

В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. В те времена картины Матисса мало кому нравились.

В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара, не имевшая, однако, большого успеха. Так, Матисс почти полностью отказывается от светотеневой моделировки, для выявления формы обращаясь вместо неё к сильному цветовому контрасту и клуазонистской линии-контуру о реалистичных отражениях в вазах, бутылке и бронзовой статуэтке (работы самого Матисса) речи и вовсе не идёт. Эти картины получили название «вырезанные». Несмотря на это, нельзя сказать, что Матисс всегда четко придерживался целостности выработанных им живописных средств. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.

Щукин выкупил 37 работ Матисса и отправил художнику столько же посланий. Амели погрузилась в заботу о муже и была готова пожертвовать многим ради Анри. Ж. Помпиду). Его детство прошло в Боэн-ан-Вермандуа. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве.

В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Этот интерьер-натюрморт написан не для того чтобы поведать о внешнем облике вещей, попавших в поле зрения живописца, а чтобы «передать чувство, которое они вызывают». Постоянное возвращение к одному и тому же мотиву, так своеобразно проявившееся в «Красной комнате», для Матисса естественнейший и законный творческий ход. Благодаря этому рисунок упрощается и организует построение. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника.

Коллекция сейчас находится в Эрмитаж и Пушкинском музеи в Москве. В итоге диагональ и «сложная» деталь в углу композиционно уравновешивают смещённую от вертикального и горизонтального центра композицию основного «героя» полотна — собственно натюрморта на столе. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах. Тема панно — танец.

«Персики и груши» датируются 1895 годом. Анри уехал в Париж осенью 1891 года. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.

В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. В цвете важнее всего соотношения».

К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Речь идет о фовизме. Сосуществование того другого в творчестве Матисса означает, что он полностью осознавал противоречия жизни, не был безразличен к ним.

Матисс пишет своих одалисок с ренуаровской тонкостью и живым чувством юной красоты. fauves). Зритель любуется прихотливой игрой синего орнамента на бирюзовом фоне скатерти, линиями предметов натюрморта.

Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. Он был сложившимся мастером со своим неповторимым стилем. Амели отдала всю себя заботе о муже, была ему верной помощницей и другом.

Все в картине, каждый предмет и даже человеческая фигура, не более, чем условные знаки (однако не настолько условные, чтобы их нельзя было опознать). В этом же году он получил заказ на изготовление декоративного панно, предназначенного для Музея Барнса в Мерионе (США). Не доверяя эмоциональному порыву, они ищут более рациональных решений.

Эта картина была написана, когда собственно фовизм как некая единая группа художников исповедующих одни и те же художественные принципы, уже не существовал, но, конечно же, она является последовательно фовистской. Ему платили всего 9 франков в день и за эти деньги Матиссу приходилось вместе с Альбером Марке, напарниками — безработными официантами и просто бездомными — работать в холодном, насквозь продуваемом бараке. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Он не только писал картины, но и создавал скульптуры, литографии, оформлял спектакли. Необыкновенной силы достигает в этой картине черный цвет.

«Горшок красок был брошен в лицо публике» — такая была реакция критика Камиля Моклера (Camille Mauclair). В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Эти работы создавались при помощи наклеек, вырезанных из бумаги, окрашенной гуашью.

Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Таковы композиции «Обнаженная натура. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель.

Матисс был признан лидером фовистов, наряду с Андре Дереном. Возможно именно после московских видений, агрессивные полотна, написанные огненными фовистскими красками предшествующего периода, могли показаться Матиссу недостаточно гармоничными.

Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Лучи солнца проникают в храм сквозь витражи, окрашивая в синие и желтые оттенки атмосферу помещения.

Значительное влияние на творческую манеру художника оказали работы П. Сезанна. Далее Матисс планировал поступить в Школу изящных искусств, но это ему не удалось. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору.

В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. В это время ему уже было 20 лет.

Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового.

И все же чаще его произведения переносят нас в страну гармонии, радостного покоя, счастья. Одной из самых запоминающихся стала книга «Джаз», написанная и проиллюстрированная Матиссом в 1947 году.