Никола Пуссен Танкред И Эрминия
Сюжет заимствован художником из эпической поэмы итальянского поэта Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Фигуры молодых людей похожи на античные скульптуры. И я был молод, красив, счастлив и беззаботен – помни о смерти. Ему предсказали, что его свергнет собственный сын.
Они кружатся в хороводе под аккомпанемент лиры, на которой играет старик. Представитей классицизма, писатей и художникоов, привлекал созданный древними мастерами образ человека, гармонично сочетавший красоту физическую и духовную их привлекали также ясность, строгость и лаконизм, своейственно худ формам античного искусства. Пуссен совмещал в себе и веру в таинства христианской церкви и веру в мифологию древних. Действие разворачивается только на переднем плане, как в рельефе.
В романтических тонах автор поэмы повествует о походе рыцарей-крестоносце в Палестину. Картина является парной к "Танкреду и Эрминии", хранящейся в Государственном Эрмитаже.
Достигнув абсолютнолетия, Никола отправился во французскую столицу, чтобы посвятить себя упорным занятиям живописью. Оказывается, накануне Танкред сражался с великаном Аргантом и получил опасный удар мечом. Простерто тело обессилевшего от ран Танкреда. Сохраняя в пейзаже более свободную живописную манеру, чем в фигурах композиции, уделяя внимание передаче освещения, Пуссен выявлял ясные чередования планов, гармоничные соответствия форм, линий, ритмов. Из 70 тысяч едва ли осталось две, «и те еле-еле бродили вокруг палаток истлевших от зимних дождей».
Никто не побеспокоит их хозяев. Во второй четверти XVII века Никола Пуссен (1594–1665) утверждает в искусстве Франции новое направление – классицизм, способный выразить гражданские идеалы и высокие морально-этические нормы, основанные на торжестве разума, стремлении к гармонии и совершенству. «Ключи от города» добыл для крестоносцев не кто иной, как Боэмунд.
- Танкред и Эрминия — Николя Пуссен
- Описание картины «Танкред и Эрминия»
- Никола Пуссен «Танкред и Эрминия»
- Танкред и Эрминия Никола Пуссен
На холмике подле ворот св. Эрминия мечется в желании спасти Танкреда, но ей нечем перевязать его рану. Здесь художник активно «грыз гранит науки» изучая работы Рафаэля, Микеланджело и Леонардо да Винчи. Утверждают, что для 10 тысяч горожан эта ночь стала последней.
И все же, после семи месяцев мучений, Антиохия была покорена. Только что спешились Эрминия и ее спутник, склонившийся над раненым рыцарем. Так «классический треугольник» превращается в какое-то подобие закручивающейся воронки. В Париже талант молодого человека разглядел портретист Фердинанд Ван Элле, который стал первым учителем Пуссена. Каждая фигура на полотне лаконична и изящна.
Трагический сюжет картины взят у древнеримского историка Тацита. Танкред, как пишет его историограф Рауль Каэнский, не поверил «ни себе, ни глазам своим». А окружающий пейзаж безмолвный и пустынный. Писал картины в историческом и мифологическом жанрах. Теперь на осадных работах денно и нощно трудились все — даже толпы нищих и разбойников, объединенные под командованием так называемого «царя отребья». Возможно это мертвые тела. И именно душу.
Она сама, как луч света и спасения для своего рыцаря, ее движения точны. Героический характер события, романтика и поэзия любви переданы всем строем произведения. В пейзажной живописи Пуссена отражены те же высокие идеалы, что и в картинах на исторические сюжеты. Здесь пока не ступала нога крестоносца.
- Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа
- Описание картины Николы Пуссена «Танкред и Эрминия»
- Художественные стили в Западной Европе и России
- Вернуться к странице — Выставка «Вечные темы искусства»
Но дело здесь не во внешних признаках, а в общем настроении. Никола Пуссен родился в 1594 году в городе Лез-Андели в Нормандии. Тогда вперед выступил неутомимый Танкред.
Отправившись со своими воинами на поиски леса для сооружения осадных машин, он вынужден был в очередной раз уединиться. Это Хронос, римлянам известный как Сатурн. У прославленного рыцаря не хватало денег и остальные вожди охотно «сбросились» на столь богоугодное предприятие. Впрочем, утверждает хронист, «врагам помешала вовсе не распутица, а единственно всемогущество Божье». Здесь царит та же душа, которая потом (и именно в изучении Пуссена) открылась Коро и Бёклину, душа, вся озаренная, вся спокойная в своей радости бытия, душа какой-то вечной доверчивой молодости.
Как-то в жаркие июньские дни все тот же Танкред мучился желудком. Волшебница Армида усыпляет молодого рыцаря Ринальдо, отправившегося в крестовый поход. Скоро антиохийские улицы были заполнены христианами.
Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения. Сделавшись самым молодым оруженосцем в стране, он начал готовиться к миссии рыцаря. В колорите ощущается влияние Тициана, творчеством которого Пуссен увлекался в эти годы. А почему бы и нет.
В ней слились и удивительное спокойствие и напряженный порыв и нежность и сострадание. Вокруг в темноте какие-то предметы. Какой покой и простор, как тихо и сладко. И вот оба они — и дядя и племянник — уже под Антиохией. Боэмунд, которого история прозвала Улиссом латинян, не отказывается от своего замысла он начинает распространять самые тревожные слухи.
Этим волшебным ароматом здоровья пахнуло от развалин и раскопок и на Рафаэля. Картина Танкред и Эрминия написана в 30-е годы, когда Пуссен находился под влиянием Тициана. Время не терпит, — говорит он, — торопитесь действовать: завтра, может быть, будет поздно.
В чисто археологическом смысле, во внешности здесь много ошибок. Но за 100 лет, что прожила Италия со смерти Рафаэля, культ античности успел захиреть, превратиться в тусклый педантизм или в легковесную школьность. В это время прибыли в христианский лагерь послы от египетского халифа. Выявлена по-своему.
Но и этого мало. Здесь нет и намека на религиозные мотивы, которыми пронизаны стихотворения Тассо. Пуссен, глава живописи классицизма, трактует средневековую легенду в духе античного мифа. Герои здесь выглядят, как обычные люди, которых свел необычный, трагический случай. Но за зимой всегда приходит весна.
Никто не сможет помешать взволнованной красавице спасти своего героя. Согласно греческому мифу, Хронос был до Зевса царем богов.
Получается сложное, двойное ритмическое движение: одно, пронизывающее три фигуры, другое, «всасывающее» композицию в глубину пространства и резко «выталкивающее» ее вперед. Но и здесь не получается покоя. В этом он близок к мироощущению эллинов. Получил первоначальное художественное образование в Нормандии. Тревожный оранжевый закат, оседланные кони, стоящие, как живая преграда.
Пуссен в Греции не бывал и это не греческие местности. Но там, где свет, где люди, там спасение, там жизнь и там надежда. Вафрин, только что спешившись, бережным жестом приподнимает раненого рыцаря. Но, как бы то ни было, крестоносцы торжествовали победу: «Христос, подвергнув своих воинов испытаниям и, наконец, смилостивившись над ними, привел их, ликующих, к счастливому завершению» Историки утверждают, что 100 тысяч мусульман остались лежать в долине, которая отделяет Антиохию от Черных гор. С этой стороны «мышеловка захлопнулась» — но в распоряжении осажденных были еще одни, западные ворота, через которые они могли получать продовольствие.
Башзиан успел ускользнуть через потайные ворота — но его узнали армянские дровосеки. Четкое построение группы, строгая закономерность в выборе красок (герой выделен красным, Эрминия – в синем, слуга Вафрин – в желтом) помогают зрителю увидеть главное и с первого взгляда уловить смысл сцены. И опять контрасты Пуссена. Он лишь сильнее сжал рукоять игрушечного меча. Прославление героизма и верности долгу лежит в основе одной из лучших картин Пуссена «Танкред и Эрминия». Оно оказало огромное влияние на творчество многих мастеров.
Пуссен выделяет их и с помощью цвета.
Случилось так, что как-то в поле она обнаружила его лежащим на земле с кровавой раной. Ярость турок обрушилась на беззащитных пленников. Пуссен, сохранивший в Риме строгий ум и чистую душу — достояния своей родины Нормандии (родины Мопассана и Флобера), мог обратиться к древности с той же простотой, с тем же свежим энтузиазмом, с которыми к ней подошли Рафаэль и его школа. Для него все это были лучи одного, непостижимого умом света. Эти слухи встревожили всех и заставили умолкнуть все личные интересы соперников.
Однажды жена обманула его: вместо младенца Зевса подсунула мужу запеленутый камень. Фигуры изображенные художником, невероятно реалистичны. Если античные одежды в таких картинах, как «Танкред и Эрминия», лишь средство героизации, то мифологические образы в пейзажах Пуссена служат раскрытию идейного содержания. Чтобы покончить с кривотолками, несчастный даже решился на «суд Божий» — ордалию. Фигура амазонки пронизана светом. Скорее это окрестности Остии и Анцио, Альбано и Неми.
Карина невероятно драматична. Вместе с верным оруженосцем рыцаря Вафрином они находят на поле брани Танкреда, ослабевшего от ран после победоносного поединка со страшным черкесом (кавказ)Аргантом. Эрминия отсекает мечом волосы, чтобы сплести перевязь для ран Танкреда. Характерно, что и в любовном сюжете Пуссена привлекает не идиллия (все хорошо, все идеально) а полный внутреннего драматизма момент, ракрывающий глубокое чувство девушки, спасающей от смерти любимого. Цельный и возвышенный образ природы у Пуссена неразрывно связан с человеком. Как хорошо в пейзажах Пуссена, как божественно хорошо. Мы теперь гораздо точнее знаем Грецию и ее богов, нежели это знали во времена Пуссена.
Природа захватывала Пуссена безграничностью своих пространств их ясной обозримостью («Пейзаж с Геркулесом и Какусом», 1649, Москва, ГМИИ). И если понадобится, они живо унесут их подальше от врагов. Началась зима, а с нею пришел голод подмокшие палатки не спасали от ветра. Как понятно, что Пуссен предпочел всю свою жизнь (с 1624) провести в Риме, где он мог свободно окунаться в мечты о прошлом, о былом здоровье человечества.
1630-е гг. В ином ключе решена композиция «Танкред и Эрминия» (1630-е гг., Ленинград, Эрмитаж), ее сюжет навеян поэмой Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Поход чуть было не закончился в Антиохии сначала из-за невзгод, затем из-за процветания. Содержание раскрывается столкновением различных характеров и их состояний.
Какой ритм во всех движениях, во всех расположениях. Он буквально бежал обратно в Рим и там лишь почувствовал себя снова ожившим. Вот как описывают осаждавших летописцы: бледные изможденные люди в лохмотьях (почти что тени. ) выкапывают острием оружия корни растений и вырывают дикие травы у животных Впрочем, почти все боевые кони уже пали. Его религиозные сюжеты лишены аффектации и полны глубокого чувства.
Лихо скакал на коне, легко попадал «в яблочко» из лука и из арбалета, фехтовал, переплывал бурную реку, дрался «на кулачках» Он настолько преуспел, что в нарушение всех правил дядя решился посвятить его в рыцари еще до абсолютнолетия. Зарево на небе, темные очертания гор, силуэты коней на фоне грозовых облаков, тело поверженного врага, распростертое в глубине справа, мерцающий блеск доспехов и щита Танкреда, скромные полевые цветы, пробивающиеся из травы, передают взволнованную и вместе с тем лирическую атмосферу сцены. Точно так же и его мифологии и даже эротические сюжеты не носят никогда легкомысленного и пикантного характера. Мечта художника о гармоничном, разумно устроенном мире воплощена в прекрасном «Пейзаже с Полифемом».
Здесь нет ни легкомысленного веселья Альбани и Фети из которых потом возникли идеалы XVIII века, здесь нет и меланхолии Клода или Рембрандта, здесь нет и вялости академизма, накладывающих на прекрасные пейзажи обоих Карраччи и Доменикино (истинных родоначальников исторического пейзажа) известную печать уныния, здесь нет и оргийной чувственности Рубенса. Легким шагом, подобным стремительному полету, к ним приблизилась Эрминия. Впрочем, возможно, дело отнюдь не в корысти, а в божьем промысле.
Здесь Пуссен передает философские размышления на темы смерти и бренности бытия. Художник изобразил четырех женщин, олицетворяющих наслаждение, богатство, бедность и труд. Георгия высился монастырь, который Танкред и приказал укрепить. Она вся в порыве и сострадание. Никола Пуссен (Nicolas Poussin) – великий французский художник известен как мастер живописи в стиле классицизм. Стиль классицизма был прогрессивным явлением во фрнацузской культуре того времени. Его характерная черта-обращение к наследию античности (отсбда название классицизм).
«Еще удивительнее то, что в течение предшествующих дней лил страшный ливень, который размыл почву и заполнил ров вокруг нового укрепления». Не желая расставаться с властью, он придумал своеобразный выход из положения: как только у его жены рождался ребенок, Хронос его проглатывал. Замечательна искренность всего этого разностороннего творчества. Донести эти идеи до зрителей художнику помогает логичная и ясная композиция.
Стал увлекаться живописью ещё в юношестве. Санк-Петербург. Ясны и выразительны позы героев.
Некоторую твердость духа сохраняли лишь дамы, сопровождавшие бойцов: «Наши женщины были нам великой подмогой, принося питьевую воду и, не прекращая, подвигая на битву» — напишет аноним. Говорят, услышав о гибели отца, пятилетний Танкред не проронил ни слезинки.
Картина Пуссена «Смерть Германика» (1627, Рим, палаццо Барберини) — программное произведение классицизма. Через некоторое время место педагога занял художник Жорж Лалльман. В знаменитой поэме итальянского Возрождения «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо художник избирает эпизод, повествующий о спасении Эрминией рыцаря Танкреда.