О Роден Граждане Кале

Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. О ней писали газеты, монографии, чтобы посмотреть на нее, люди ехали (и едут до сих пор) в Кале не только со всей Франции, но и со всего мира: каждый хочет постоять в той толпе на торговой площади, через которую идут герои. В конце 1890-х гг.

«Граждане Кале» являются для Великобритании символом мужества и милосердия. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Однако его идеи не понравились заказчику. Он изваял их нагими, каждого порознь, во всей откровенности зябнущих тел.

Заказ на «Врата ада» привел скульптора в необычайное возбуждение. В этот время она была беременна и во имя еще не родившегося ребенка женщина вымолила у своего мужа-короля помилование для всех шестерых горожан идущих на смерть. Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий.

Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Эта картина должна быть выставлена в Лувре. Неудивительно, что рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным».

  1. Описание работы «Граждане Кале»
  2. Скульптура Родена Граждане Кале
  3. Описание скульптуры Франсуа Огюста Родена «Граждане Кале»
  4. Скульптура Родена «Жители Кале»

Осенью 1346 года войска английского короля Эдуарда III взяли в осаду портовый город Кале на севере Франции (пролив Па-де-Кале).

Основанием для такой характеристики служили некоторые формальные особенности многих работ Родена — неясность очертаний, приблизительность и внешняя «незавершенность» тех или других форм, «воздушность» моделировки, создающая нюансные переходы от одной фактуры к другой или же от пластически обработанного материала к нетронутой массе камня. Речь идет о монументе «Граждане города Кале», созданном знаменитым французским скульптором Огюстом Роденом и посвященном вовсе не фанфарным военным победам, — он прославляет человеческое мужество другого рода. В этом особняке когда-то проживал Корвизар и, как говорят, Мюссе.

Мы ничего не знаем о натурщиках Родена. В ожидании лучших времен Роден поместил «Граждан Кале» в арендованную им бывшую конюшню на улице Сен-Жак и они находились там в течение семи лет. Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице— сдержанное возмущение и решимость. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. В отличие от героев «Марсельезы» фигуры Родена разобщены между собой —между ними нет никаких внешних материальных связей: ни общего цоколя, ни общего фона-стены, ни непосредственной пластической близости.

  • Три ключевых скульптуры Родена: «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй»
  • Граждане Кале Родена оказались бесхозными
  • Скульптор Огюст Роден: биография и творчество
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике

Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях. Это героическая пара. Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании. Он работал без устали, не позволяя себе ни минуты передышки. Эти приемы противоположны тому, что делал Роден.

Роден смело ввел в монументальную скульптуру начала психологического анализа, показав, что они могут действовать не только в станковом, «камерном» портрете, но и в многофигурной группе, предназначенной для городской площади. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. Выше человеческого роста.

  1. Зимние пейзажи выдающихся художников
  2. 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  3. Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  4. Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  5. Уильям Блейк: необычные картины английского поэта

И не случайно в пору культа «камерности», нарочитой, подчас искусственной интимности, приглушенных полутонов и полуголосов, в пору, когда даже самые большие художники болели «боязнью пространства», страхом перед гулом улицы, перед толпами зрителей, перед аудиторией масс, Роден требовал для своих скульптур места в городе, под открытым небом, добивался (и добился. ) установки своего «Мыслителя» на парижской площади перед Пантеоном. Скажем несколько слов о том, что стоит за этим произведением. Только итальянец Медардо Россо71 хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов.

Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». 70 Роден стремился создать на поверхности скульптуры мельчайшие рельефы, улавливающие вибрацию света. Он сосредоточил все свое внимание на моменте ухода. Именно это придает группе движение.

  1. Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
  2. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  3. 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  4. Самые красивые города в вечернем освещении
  5. Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии

Ниспадающие одеяния подчеркивают монументальность памятника, в то время, как обнаженные фрагменты выражают идею жертвенности и подчеркивают трагизм сюжета. Именно там Роден встретился с Ренуаром. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела.

Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Но это была всего лишь мимолетная идея. Он называет имена четырех (как звали еще двоих, он запамятовал) и о каждом из них говорит несколько слов. Каждый ощущал, что их стало здесь меньше. В ответ он получал объяснения, едва ли его успокаивавшие: «Я продвигаюсь в работе медленно, но качество будет хорошее.

Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины). Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях.

  1. Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  2. Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  3. Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  4. : музыка, которую можно увидеть
  5. Эдриан Броуди: 5 интересных фактов

Как бы то ни было, Роден больше их не увидел. 59. Многочисленные этюды, отдельные фрагменты нагромождались в беспорядке у основания гипсового макета двери. Он набрасывал эскизы карандашом в один прием или торопливо писал акварельными красками. Его примиренность, отрешенность от жизни оттеняют душевную борьбу человека с ключом, сквозящую через искусственное спокойствие. Его искусство никогда не было столь совершенным.

В конце концов проект был принят. Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века. На площади снова запала страшная тишина, хотя люди не расходились. А потом Роден уже не видел образов.

Работы мастера являются «пограничными» между классицизмом (в данное понятие мы включаем различные направления этого стиля) и модерном. И Роден предложил другое место для памятника. Сегодня мы будем знакомиться с работами другого великого мастера пластики, чье имя ассоциируется, прежде всего, со скульптурой «Мыслитель».

  1. Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  2. Напишите отзыв о статье Граждане Кале
  3. Отрывок, характеризующий Граждане Кале
  4. Нелегкая судьба социально-гуманитарных наук
  5. Благодйна органзаця «Фонд сприяння нцативам газети «День»

Возгласы и стенания пронеслись в толпе. Это делается быстро, но это не искусство. Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти для баптистерия во Флоренции. Если бы попытались его принять, появилась бы несравненная возможность восхититься сплоченностью этой группы, состоящей из шести отдельных фигур и все-таки не уступающей по внутренней спаянности единому, обособленному предмету. Они должны сами искать заказчика. Памятник не предполагал изображения душевных переживаний запечатленного.

Помог Родену писатель Роже Маркс. С трудом несет он ключ— символ капитуляции, как тяжелый груз. Так возник памятник всем шестерым. Трактуя именно так «Граждан Кале», Роден сосредоточил внимание на анализе психологически характерного в каждом из шести действующих лиц и прежде всего — на складе их мысли, на реакции их сознания в момент решающего испытания.

  1. Х Мжнародний фотоконкурс газети «День»
  2. Введите защитный код для скачивания файла и нажмите Скачать файл
  3. Ещё документы из категории художественная культура
  4. Огюст Роден: скульптура «Граждане города Кале»

Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась – город оказал упорное сопротивление. А однажды он обнаружил на Итальянском бульваре, дом 68 — особняк XVIII века с крыльцом, колоннадами и павильонами, неприметный с улицы из-за окружающего его заброшенного сада. Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой.

Описание работы 
«Граждане Кале»

На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183. А теперь, в 1884 году, по инициативе энергичного мэра Деваврена, было решено объявить широкую национальную подписку на пожертвования, чтобы реализовать заветное желание мэра. Герои «Марсельезы» — добровольцы 1792 года, выступающие в поход, объединены не столько общностью судьбы, сколько единством воли, единством переживаний и чувств.

Но это была всего лишь мимолетная идея. Обращение к небу бессмысленно — начало и конец драмы находятся на земле. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным».

Его альбомы, ученические тетради, отдельные листы бумаги заполнялись рисунками сцен ада. Это обстоятельство было особенно существенным для прославления и увековечения эпизода в Кале. Но нет же.

Даже противники Родена выразили ему свое восхищение. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше».

Осада продолжалась почти год. Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект. Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру.

Картины Давида были для него живой художественной реальностью, сегодняшним днем искусства, хотя «Марсельеза» создавалась в тупору, когда, по словам Маркса, давно уже «исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина». И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет. Таким был Шарль Деспио, 65 почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза. Эти грубоватые, но очень выразительные изваяния, лишенные внешней «приглаженности», с резко характерными очертаниями голов и лиц, с угловатыми жестами, действительно находятся в каком-то очень далеком родстве с гражданами Кале, вышедшими на городскую площадь.

Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше». Моральная сила любви к родному городу, общинная солидарность делают из них героев. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Шел 1845 год. Работа была заказана Огюсту Родену, тогда еще мало известному в мире скульптору.

Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям. ных зданий эти последние представляют собой не более чем обрамление площади, в котором не выделено никакой доминирующей части, никакой господствующей формы.

Сейчас здесь Музей Родена. Устремление к героизации образа ощутимо в памятнике Бальзаку (1893—1897, отлив установлен в Париже), в портретах.

14 июля Франция отмечает национальный праздник — День падения Бастилии (1789), крепости-тюрьмы, которая когда-то символизировала для французов абсолютизм королевской власти. Сам Моне внес тысячу франков. ) Роден был в числе тех, кто принял участие в подписке, в компании с Ренуаром, Писсарро, Пюви де Шаванном, 69 Дега, Фантен-Латуром, Тулуз-Лотреком и др.

А Октав Мирбо завершает свою статью о «Гражданах Кале» самой блестящей похвалой, какую можно высказать о современном скульпторе: «Его гений — это не только его способность подарить нам бессмертный шедевр, а еще и то, что он помог скульптуре снова стать восхитительным искусством, какого мы давно уже не знали». 64. Согласно «Википедии», «после одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Некоторые критики и публика, поначалу крайне удивленная, были покорены.

К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Фоном для «Граждан Кале» служит только воздух, только свободное пространство, читаемое в просветах между фигурами, в прорывах, образуемых движениями рук, поворотами голов, одеяниями. В поисках этих путей Роден должен был противостоять как скульптурному «академизму», так и модернистскому разложению стиля. Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Герой (как правило, один) должен был возвышаться над зрителями и вызывать чувство гордости и восхищения.

Автора «Граждан Кале» объединяют с готикой главным образом отклонения от классики, от классических пропорций, классической пластики форм и жестов. Героями подвига были представители городской буржуазии. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Но при этом каждый остается «обыкновенным человеком», охваченным присущими человеку сомнениями, страданиями, горькими раздумьями.

Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. Мы уже упоминали, что он трудился одновременно над своим неисчерпаемым творением — порталом «Врата ада» и над памятником «Граждане Кале». Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. Пустая болтовня в кафе не привлекала его. Но вот выступил из толпы один из самых богатых и старейших по возрасту гражданин города и выразил согласие пойти во вражеский лагерь, выполнить унизительные условия короля Эдуарда. Не только «Граждане Кале» — монумент, предназначенный для городской площади, — но и многие чисто станковые работы Родена рассчитаны на открытое небо, на воздух, пронизанный солнечными лучами или наполненный ровным светом дня.

Надеюсь, что Вы предоставите мне достаточно времени». Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Известно только, что лицо одного из персонажей скульптор лепил со своего сына Огюста Бёре, разумеется, сильно преобразив его. Странные фигуры устремлялись вперед извивались, корчились или сжимали друг друга в объятиях под неистовым напором его воображения. Ему никак не удавалось отказаться от одних и объединить отдельные элементы других. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. История, рассказанная Роденом в бронзе, произошла в 1347 году, когда король Англии Эдуард III после долгой осады взял Кале, бывший значимой для Франции в годы Столетней войны крепостью.

«Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Так, Эли Фор прямо говорит о «досадном стремлении Родена уходить за пределы пластики, гнаться за символами».

История, которую он узнал, поразила его. Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности. Никто не смог бы увековечить его образ лучше, чем Роден.

Они обращаются к отставшим и ослабевшим. Тут все было ясно и определенно.

Осужденные на смерть сняли с себя одежду и обувь, оставшись в длинных сорочках каждый повязал на шею веревку (символ рабства и позора), а потом все они двинулись через уже открытые ворота во вражеский лагерь, к временной резиденции Эдуарда III. Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению. В конце концов проект был принят.

Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины). Большим успехом Родена стал бюст мадам Викуньи, жены чилийского дипломата. Он подошел к созданию персонажей с огромной ответственностью.

Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан. Романтик Рюд пользовался скульптурным арсеналом классицизма. Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. Он также выступил в поддержку проекта Родена. Трагическое в «Гражданах Кале» выходит далеко за сюжетные рамки рассказа о подвиге французских патриотов XIV века.

Казалось, он был в бреду. Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя. Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали.

Помогла подруга писателя Жюльетта Друэ. Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров. Его творчество очень интересовало Родена. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений.

А Октав Мирбо завершает свою статью о «Гражданах Кале» самой блестящей похвалой, какую можно высказать о современном скульпторе: «Его гений — это не только его способность подарить нам бессмертный шедевр, а еще и то, что он помог скульптуре снова стать восхитительным искусством, какого мы давно уже не знали». С каждой новой точки выступают новые соотношения фигур, разнообразные просветы между ними. Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет.

Места для случайностей не осталось. История, которую он узнал, поразила его. в творчестве Родена усиливаются тенденции литературной символики. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм. Вот таким образом он сосредоточился на рисунке, делая бесконечные копии с шедевров, набивая руку. Жертвуя своими жизнями, люди Родена остаются и в эти минуты высокого морального подъема «наедине с собой».

Это стало причиной его окончательного разрыва с Роденом. Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. Можно усмотреть влияние готической скульптуры в тех же «Гражданах Кале» —есть пластическая близость между удлиненными пропорциями, резкими чертами, угловатыми движениями роденовских фигур и вырезанными в камне скульптурными изображениями на порталах и в нишах соборов Амьена, Шартра, Реймса.

С наибольшей силой лучшие качества искусства Родена раскрываются в памятнике «Граждане Кале» (1884—1886, установлен перед зданием ратуши в Кале в 1895 г. ), одном из значительнейших произведений европейской монументальной пластики 19 в. Он посвящен реальным героям французской истории 14 в. — участникам обороны Кале от английских войск. Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан. Это старик изнуренный голодом и лишениями осады, с впалой грудью, окоченевшими крупными руками, веревкой на шее, приготовленной, вероятно, для повешения. Он стремился в первую очередь уловить свет. Его творчество очень интересовало Родена. Случай более чем пятисотлетней давности как раз соответствовал настроениям того времени. Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел.

На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий. Эти истолкования и суждения противоречивы.

Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров. Этот «фон» обволакивает каждую фигуру, заставляя зрителя пристально вглядываться не столько в группу как целое, сколько в каждое изваяние в отдельности. Характеристика подвига как индивидуального переживания и действия каждого героя в отдельности — вот что явилось предметом творческих усилий скульптора именно раскрытию индивидуального в этом коллективном акте и посвящен, в сущности, роденовский монумент. Он также выступил в поддержку проекта Родена. В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции. Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий.

Жеффруа рассказывал, как Сезанн делился с ним впечатлением от встречи с Роденом: «Месье Роден совсем не гордый, он, такой выдающийся человек, пожал мне руку. ». Героями подвига были представители городской буржуазии. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. После продолжительных дискуссий, которые приобрели общенациональный характер, заказчики таки позволили Родену воплотить его нетрадиционный замысел — шестифигурную композицию и тот момент трагедии, когда добровольцы сделали первые шаги по улицам города к крепостным воротам, к гибели. К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти. А однажды к Моне приехал Сезанн.

Эмиль Галле — чрезвычайно талантливый и образованный человек, предвестник стиля «модерн» в области декоративно-прикладного искусства, в частности, в изготовлении художественного стекла. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Королева была более милосердной, чем ее супруг и уговорила Эдуарда отменить казнь. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер.

Роден был убежден, что создатель поэтического цикла «Легенды веков», гений поэзии должен быть предстать обнаженным. И он принял все сто и сделал из них шесть. Англичане просили мастера об этом небезосновательно.

Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием. Ренуар жил неподалеку, в маленьком доме в Ла-Рош-Гийон и часто навещал друга. Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям. В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане. Центральный образ — человек с ключом (ключи — символ свободы города), Жан дЭр — выражает особенно глубокие и горестные переживания.

Немецкий поэт Райнер Мария Рильке, опубликовавший небольшую книгу — этюд о Родене, называет в числе дальних предшественников Родена средневекового скульптора Клауса Слютера, родом из Нидерландов, создавшего среди прочих своих работ замечательные фигуры пророков так называемого «Моисеева фонтана» во дворе монастыря в Дижоне, портретные статуи герцога Филиппа Смелого и других исторических лиц на портале церкви того же монастыря. Подобное встречается и у художников. Роден воспользовался этим неожиданным удачным поворотом судьбы, а также увеличением числа заказов, чтобы снять новые мастерские на окраинах Парижа. В его памяти возникли жесты – жесты отказа, прощания, отречения. Жесты за жестами.

Потому-то не существует такого фотоснимка роденовского монумента, который показывал бы всех шестерых героев. То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке». И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар. Большим успехом Родена стал бюст мадам Викуньи, жены чилийского дипломата. Над фигурой «человека с поднятой рукой» скульптор работал, по-видимому, особенно много. Его искусство никогда не было столь совершенным.

В нем можно чётче, чем в женском, выразить идею силы, показать человека, берущего на себя тяготы ответственности за жизнь и смерть, за всё, что происходит в мире. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер. Он покидает город и идет вниз, в лагерь. Знакомясь с шедеврами, он учился у мастеров прошлого.

Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью. Шесть героев, шесть личностей, каждый со своим характером и то, что объединяет их всех – долг, самопожертвование, сознание скорой гибели. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Он сразу почувствовал, что в этой истории имеется мгновение, когда совершилось нечто великое, нечто вневременное и безымянное, нечто независимое и простое. Все, кто видел монумент испытывали потрясение На выставке 1889 года «Граждане Кале» произвели сенсацию.

И тогда Роден представил себе, какими могли бы быть Эсташ де Сен-Пьер, Жан дЭр, Жак и Пьер де Виссан и двое их товарищей. 62 Их позы, черты лица, руки, ноги, фигуры в целом изображены с поразительной проницательностью. Гюго снискал беспрецедентную славу, как официальную, так и народную.

Роден лишил эту тему ее обязательного в прошлом «классического» скульптурного выражения и это был не просто переход от одного пластического стиля к другому, а следствие нового понимания самой основы скульптуры — образа героического человека. Неудивительно, что фруассаровский рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане. Чтобы понять – почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали.

Никто не мог предполагать, что королева, до слез растроганная их героическим поступком, станет на коленях умолять супруга помиловать их и Эдуард III не сможет отказать любимой жене. Роден предложил свой проект и он принципиально отличался от всего, что было раньше в монументальной скульптуре. И Роден создал расплывчатый жест человека, который «проходит через жизнь». В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале.

Возможно, макеты были украдены или разбиты повстанцами. На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий. Шестеро граждан этого не сделали». Герой сошел с классических котурнов и ступил на землю. Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом.

Речь пойдет об Огюсте Родене (1840 – 1917). И хотя он высоко оценивал своего предшественника, «могучего Рюда», как назвал он автора «Марсельезы», пластический язык последнего был для Родена давно умершей латынью. Огюст часто ходил в Лувр.

Но затем он понял, что ошибался. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. С исканиями новой монументальности в творчестве Родена неразрывно связано утверждение программности, сюжетности скульптурного произведения, вопреки тому тяготению к бессюжетному, «чисто зрительному» образу, которое столь отчетливо проявилось в художественных течениях конца века.

Поиски специфических приемов в обработке материала приобретают характер «артистически» недоговоренного намека. Казалось, скульптор буквально захлебнулся ими. Скульптор, восхищавшийся Гюго, недавно закончил его бюст. Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению. Первой привлекает внимание фигура Эсташа де Сен-Пьера в центре скульптурной группы.

Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать. Однако для Родена тут было вдоволь материала.

Прошло уже более года с тех пор, как Роден приступил к работе. Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре.

Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности. Этот первый был Эсташ де Сен-Пьер. Один поднял руку, подобно оратору. Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя».

Как пишет А. Ромм: «Тема Родена— самопожертвование, добровольное мученичество. В натуральную величину их решения. Разве каждый из этих горожан не был личностью со своими темпераментом и характером, силой духа и слабостями. Многие скульпторы заменяют фотографией сеансы работы с натурщиками.

Можно было предвидеть, что и это предложение отклонят. Но мы уделим внимание другим работам мастера. Но затем он понял, что ошибался.

Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Всё, что он зарабатывал, уходило на аренду мастерских, оплату труда литейщиков и практикантов (он нанимал лучших), на покупку материалов (он всегда выбирал очень крупные блоки мрамора).

Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. Отсутствует и какой-либо общий архитектурный фон монумента, вроде того пилона, перед которым выступают в поход добровольцы рюдовской «Марсельезы». На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183. Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением.

Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект. Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Комитет не стал обсуждать цену, но в очередной раз дискуссия разгорелась вокруг самой концепции монумента. Для Родена эти условности были уже безнадежной архаикой.

Спорный эпизод из истории — все-таки, город передали врагу — долгое время не был отражен в памятниках. Он формировал их. При этом Роден делал многочисленные наброски, фиксируя наиболее существенные черты писателя. Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях.

«Бронзовый век», «Мыслитель» — произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Они высказываются и сейчас, когда автор «Граждан Кале» давно стал одним из классиков новейшей скульптуры. Последовательные макеты ансамбля свидетельствуют о том, насколько трудно ему было сгруппировать шесть персонажей.

Эта группа не имеет своего фронтального фасада, она требует многих точек обозрения. Мы ничего не знаем о натурщиках Родена. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции.

И где же памятник. Следом за ним — братья Жан и Пьер де Виссан, потом еще двое (хронист не называет их имен). Его примеру последовали и другие. Мэр, по совету одного знакомого, вхожего к Родену, обратился к скульптору с предложением приступить к работе над памятником.

Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел. Таким был Шарль Деспио, почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза. Здесь, в первый и последний раз, мысль человека не ограничивается земным кругом, а прорывается ввысь, обращаясь к божеству, притом не с мольбой и даже не с призывом к вмешательству, а с гневным укором. Среди обладателей индивидуального жилья с дворцовым (классицистическим) стилем, а также со стилем «модерн», есть и те, кому ближе по духу пластические формы, несущие в себе мотив борьбы и трагизма. Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием стала бедность. Как бы то ни было, Роден больше их не увидел.

А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке». Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Только итальянец Медардо Россо хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов. Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей.

В это же время он вдохновенно создавал небольшие произведения, отличающиеся исключительной чувственностью: «Вечная весна», «Дафнис и Хлоя», «Помона», «Психея» и, наконец, знаменитый «Поцелуй». «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой.

Ведь именно эта сторона творчества Родена вызывала (и продолжает вызывать) со стороны ряда его критиков упреки в «литературности» и «символизме». Родена предпочли Жюлю Далу, признанному «певцу республики». Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Воплощением героического духа группы воспринимается человек с ключом от города.

Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет. Городские власти заплатили скульптору лишь небольшой аванс. Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома. Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя.

Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать. Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти52 для баптистерия53 во Флоренции. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. В высшей степени четко охарактеризован четвертый герой — круглоголовый средних лет мужчина с ключом от города в руке.

Об этом же говорит рот, полуоткрытый в горестном изгибе и взгляд вниз, как будто спорящий с жестом руки. Под «символами» здесь разумеется «внепластическая», то есть сюжетная, основа многих работ скульптора — как раз то, что импрессионизм обычно старался исключить из самой сферы художественного. Таково, в частности, широко распространенное мнение о Родене как импрессионисте, больше того — зачинателе и главе какого-то особого «импрессионизма в скульптуре». Подобное встречается и у художников.

Эта картина должна быть выставлена в Лувре. Он ощущал в себе силы, вот таким образом был уверен в своем предназначении. Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет. Группа «Граждане Кале», предназначенная для определенной площади определенного города, по существу, безразлична к своему архитектурному окружению, к ансамблю. Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века. Мэр Кале, взявший на себя всю ответственность, начал беспокоиться.

И вместе с тем все фигуры объединены, взаимосвязаны и составляют необычайно сильное целое. Возгласы и стенания пронеслись в толпе, скорбно замечает Фруассар. Средневековые «Великие французские хроники» Фруассара лаконично повествуют, что город Кале в течение многих месяцев мужественно выдерживал осаду британцев, не имея никакой помощи извне. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. Скульпторам гораздо труднее продавать свои работы, чем художникам. На бульваре Вожирар, в доме 117, он арендовал просторное помещение с высокими потолками и окнами, выходящими в сад. И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет.

В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. Выражения лиц и жесты каждого несут богатство смыслов, дополняя друг друга и создавая общее настроение. Он собирал их. Вот таким образом он отлил экземпляр памятника на свои средства и установил его во дворе своей парижской мастерской. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. Это требование было исполнено.

Сперва кажется, будто Роден всего-навсего объединил их. Именно эти приемы и заставляют «оживать» лица портретируемых Роденом.

Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома. Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. В «Поцелуе» физическая любовь передана с такой нежностью и порывистостью, что могла бы и сегодня служить прекрасной иллюстрацией для любого сочинения о сексуальности, освятив его авторитетом большого искусства. В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. В «Гражданах Кале» сказалось новое понимание одного из главных средств скульптурной выразительности — жеста. А на бульваре Вожирар Роден упорно работал над обнаженными фигурами граждан Кале, непрерывно их переделывая.

Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу— полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Он стремился в первую очередь уловить свет. «Автор мог бы нарушить монотонность и сухость внешних линий, меняя размеры своих персонажей», — заявили члены комитета.

Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре. Варианты множились, вскоре их число достигло дюжины. Но сущность этого творчества не может быть правильно понята, если ограничиться подобной констатацией и не пытаться увидеть в искусстве Родена великую новизну, сложную и противоречивую, как само время, его породившее. Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях. Такой скульптурой (вернее, скульптурной группой) является творение Родена «Граждане Кале». Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа.

Возможно, макеты были украдены или разбиты повстанцами. «Граждане Кале» стали знаменитыми сразу после установки скульптуры (1895). Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру. Группа Родена изображала событие в его исторической конкретности. Он представил медленное скорбное шествие одетых в рубище, с веревками на шее граждан, которые несут завоевателям ключ от города.

Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием. Им не нравилось также, что скульптор изобразил одежду «со слишком тяжелыми складками из грубой ткани, тогда как, согласно истории, на них была легкая одежда».

В «Гражданах Кале» люди примерно одного поколения, спаянные общим приговором судьбы, живут абсолютно обособленной душевной жизнью, каждый по-своему переживая свою участь. Помог Родену писатель Роже Маркс. Проект замер почти на сорок лет. Я послал одну из фигур на выставку в Брюссель, где она имела большой успех. Гюстав Жеффруа так и назвал его: «прохожий». Надо сказать, что помимо знаменитого «Мыслителя» Роден создал множество скульптур, среди которых «Человек со сломанным носом», «Юность», «Мать и дитя», «Венера и Амур», «Бронзовый век», «Три тени», «Материнская нежность», «Иоанн Креститель» и многие другие.

И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар. Замысел скульптора в этой части был нарушен при установке памятника на месте в 1895 году: по требованию муниципалитета Кале и вопреки возражениям Родена фигуры были подняты на специально сооруженный высокий постамент. Он подошел к созданию персонажей с огромной ответственностью. Героизм получает здесь истолкование, незнакомое монументальному искусству прошлого. Увидев именитых гостей, он был буквально парализован робостью.

Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей. Однако оно соответствовало сути произведения. Он был сыном простого служащего, учился сперва в церковной школе, затем – в средней. «Марсельеза» Рюда была одним из последних произведений монументального искусства, наполненным отзвуками Великой революции XVIII века.

Среди них выделяется портретный бюст Виктора Гюго (1897, Москва, ГМИИ), передающий черты могучего творческого гения, духовную силу писателя. Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях. В 1883 году Моне поселился в Живерни.

Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях. Англичане начали осаду, которая длилась почти год. Денежный кризис.

Он оборачивается к самому себе. Эти приемы противоположны тому, что делал Роден. Еще в течение нескольких лет семья Родена будет испытывать материальные затруднения.