Оноре Домье Картины
Вы можете приобрести репродукции картин художника Домье Оноре маслом в интернет-магазине Твой Постер.
«На концерте», Оноре Домье — описание картины
Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. Поступая в обучение литографскому делу к малоизвестному художнику Рамеле, Оноре на первых порах преследовал одну лишь цель – помочь материально родителям. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Творчество Д. сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и внимательного изучения классического искусства. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы.
Сгибаясь под тяжестью ноши, прачка заботливо поддерживает ребенка. В тот день, 14 апреля, армия (даже не полиция. ) Луи-Филиппа свирепо расправилась с обитателями рабочих кварталов Парижа, где находился центр восстания, не щадя ни стариков, ни детей в домах по улице Транснонен не осталось ни одной живой души. Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари».
Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды (Дон Кихот, около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). В 1833-1835 гг. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата.
Картинки и картины художников мира
Мятая, рваная, угловатая экспрессия этой зловещей фигуры (отлитой Домье из гипса, а в XX в. переведенной в бронзу) не сравнима буквально ни с чем в мировой скульптуре: только Паоло Трубецкой в своем Александре III использовал по-своему некоторые приемы уникальной в своем роде скульптурной карикатуры. Для Домье так же не могло быть никаких колебаний и сомнений. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Никакой материальной обеспеченности у родителей Домье не было и ему пришлось с 12 лет зарабатывать на хлеб, служа рассыльным у судебного исполнителя (что дало ему богатый, хотя и весьма мало приятный жизненный опыт), а затем, уже с 14 или 15 лет, работая продавцом в книжной лавке у Делоне или рисовальщиком и шлифовальщиком камней для предпринимателей-литографов Беллиара и Рикура.
стоит серия Древняя история (1842), отличающаяся от других прежде всего своим откровенно пародийным характером. Но эта вынужденная депрессия отразилась, по-видимому, лишь на его журнальной графике. Этот рисунок своею простотой, лаконичностью и живописной свободой, явно связанной с книжной графикой Домье начала 40-х годов, действительно открывает собою новый период в его журнальной графике.
Художник Оноре Домье картины и карикатуры
Домье не только передал всю трагичность и несправедливость данной ситуации, но и с мастерством разграничил свет и тень на своей работе. В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч.
Впрочем, его живопись шла своими и очень сложными путями. Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26. 2. 1808, Марсель, – 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор. Картины исполнены в очень экспрессивной манере, стремительные мазки и линии образуют странные, нервные по ритму арабески, усиливая чувства одиночества, тревоги, очевидно, одолевавшие самого старого мастера. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Общий итог этого периода художественной биографии Домье не становится от этого меньше.
Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен.
Вспыхнувшее в июне 1848 г. мощное рабочее восстание было жестоко разгромлено войсками республиканского правительства под командованием генерала Кавеньяка (этого человека не нужно путать с умершим к тому времени благородным революционером, с которым Домье сидел вместе в свое время в тюрьме Сент-Пелажи). В этих литографиях, полных сдержанной, точной, безотказной экспрессии, понятной каждому без всяких подписей и объяснений и где карикатура смело совмещена с суровой и строгой жизненной правдой, Домье окончательно сформулировал и отчеканил тот язык высокой и благородной сатиры, которому следовали потом и великие художники, обращавшиеся к критике буржуазного общества, - Манэ или Дега, Тулуз-Лотрек или Руо, - и выдающиеся рисовальщики разных стран, до американских художников Клуба Джона Рида (таких, как Роберт Майнор или Фил Бард) включительно.
Описание картины Оноре Домье «Прачка»
Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. Основываясь только на сюжете, относят к 1848 г. несколько композиций Домье изображающих восстание или группы и отдельные фигуры парижских рабочих (Восстание из б. коллекции Герстенберг, так называемая Семья на баррикадах в Пражском музее и др. ). Вдали в воздушной дымке растворяются очертания Парижа. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину».
литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и акварелей, свыше 60 скульптурных работ), одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Д. как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся. Лит. : Замятина А. Н., Оноре Домье. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. Американец отверг картину и вообще больше не обращал внимания на художника, продающего свои вещи по дешевке».
В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Всеми способами он издевается над Тьером, вплоть до представления его в виде кокетливого голого амура, поворачивающего свой зад к зрителям или над доктором Вероном, редактором и издателем реакционной газеты Constitutionel – его увенчанная ночным колпаком грузная, жирная туша обыгрывается Домье в самых смехотворных ситуациях особенно противен он и особенно хорош (с точки зрения мастерства карикатуры) в роли святого Себастьяна, проткнутого стрелами Шаривари. Количество поддельных картин Домье, возможно, даже превышает число выполненных им произведений. Здесь хорошо виден трудновоспроизводимый творческий метод художника: он начал с каркаса контурных линий, напоминающих его поздние литографии, а затем прошел по ним тонкими слоями лессировок, создающими плотную полупрозрачную живописную поверхность. Литографии 1844-1847 гг.
Всю ненависть, накопленную еще, вероятно, в далекую эпоху пребывания в рассыльных у судебного исполнителя и уж, бесспорно, со времен заключения в Сент-Пелажи и гневных карикатур на министра юстиции Персиля и судей контрреволюционного трибунала 1835 г., Домье вложил в эти безжалостные, холодно бесстрастные по внешности, но в то же время проникнутые глубочайшим негодованием изображения парижских судей, прокуроров и адвокатов. В этих сериях, печатавшихся в Шаривари нередко одновременно (т. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Не случайно похождения Робера Макэра изображенные Домье, так понравились совсем тогда еще молодому Теккерею, который и сам делал в то время нечто похожее: ему было еще далеко добираться до собственного Пенденниса или Ярмарки тщеславия и, например, его ранние Записки Барри Линдона (или, вернее, Счастье Барри Линдона) при всей их благородной обличительной резкости читать, по правде сказать, так же противно, как и смотреть на листы Карикатураны. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Самые сильные листы конца 1834 и начала 1835 г. посвящены французским революционерам.
Я постараюсь показать дальше, в чем здесь дело. В сериях Древняя история (1841-43), Трагико-классические физиономии (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Он и раньше не строил иллюзий относительно инертной и трусливой массы парижских лавочников и спекулянтов, которым никакое демократическое развитие Революции 1848 года не требовалось.
Монументальная сила и благородная тонкость Республики Домье поражают воображение сейчас несомненно глубже и больше, чем они могли это делать тогда, в 1848 г. И хотя в бурных событиях того времени из конкурса ничего не вышло, картина Домье осталась не только свидетельством гениального дара Домье и прекрасным памятником революционной эпохе, но и одной из самых лучших и сильных картин (и не только французского искусства) из тех, что ныне Хранятся в Лувре. Сюжет был чрезвычайно важен для мастера. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860).
- Домье Оноре ВикторьенКартины и биография
- Биография и творчество Оноре Домье
- Все Картины Оноре Домье по алфавиту
- Картины Оноре Домье: от графики к живописи
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- О знаменитости:Французский график, художник и скульптор
Всю жизнь художник терпел лишения. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. По сравнению с мрачным и пессимистическим историческим фатализмом Битвы при Тайбуре или Крестоносцев Делакруа (возникших на рубеже 1830-х и 1840-х годов) Камилл Демулен, призывающий народ к восстанию явился новым и очень важным шагом в развитии исторической живописи XIX в. Но сам Домье не воспользовался непосредственно и прямо этим своим собственным открытием.
В 1833 г. политическая ситуация во Франции стала быстро и резко меняться. Его главным и единственным серьезным увлечением была живопись. Домье-художника отличает прежде всего уверенность.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Гротескная карикатура и бытовая сатира от художника Оноре Домье
- литография «Законодательное чрево» Оноре Домье
- литография «Опустите занавес, фарс разыгран»
Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме. От случайных французских типов, повадок, костюмов (как аннонсировал эти литографии Шаривари в конце 1835 г. ) Домье перешел теперь к длинной серии похождений одного и того же героя – жулика и проходимца Робера Макэра, давно известного парижанам по театральной пьесе, ему посвященной и по блистательному исполнению этой роли знаменитым Леметром. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. Для Домье наступила одна из самых мрачных полос в его жизни. Литографии 1852-1855 гг. от тех неоригинальных и легковесных листков, которые он делал в 20-е годы, как будто на свет родился теперь совсем новый художник.
1848, Прага, Национальная галерея). «литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»). Картина «Ноша» характеризуется истинно романтической напряженностью., приветствуя пышный смотр в Булонском лесу приверженцев будущего Наполеона III.
Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Я не вижу необходимости связывать эти работы (за исключением превосходного Портрета мятежника) непременно с 1848 годом. Критиковать позволялось некоторые (не все, конечно) иностранные государства и правительства. Все свои силы он собрал теперь для борьбы против взявшей верх реакции.
- литография «Законодательное чрево»
Нелепый, неестественный мир, в котором живут действующие лица литографий серии Добрые буржуа (да, впрочем и других, близких к ней по своему существу, серий – как Прекрасные дни жизни, Пасторали и др. ), во всем противоречит естественной природе человека и не только той идеальной природе, о которой думали и мечтали Жан-Жак Руссо или утопические социалисты, но и гораздо более конкретной и реальной, какую Домье видел и в Бланки и его Обществе времен года и в обитателях небуржуазных кварталов Парижа от Монмартра до Сент-Антуанского предместья и в самом себе и своих друзьях писателях и художниках. Первым листом, в котором все эти новые качества развернулись (и причем вдруг, сразу. ) с удивительным блеском, был не входящий ни в какую серию лист 1844 г. Между одиннадцатью часами и полночью.
Домье, вероятно, о ней ничего и не знал, а внешней политикой правительства Второй империи совершенно не интересовался и пленяться ею никак не мог. В Пасторалях есть лист, где изображена смешная пожилая буржуазная чета, сидящая во ржи и плетущая венки из васильков, явно не подозревая, что представляет собой комическую пародию на пастушескую идиллию, - и все же Домье недвусмысленно заставляет ощутить жалость и сочувствие к этим нелепым горожанам, столь неуклюже (и вероятно, вполне чистосердечно. ) старающимся вернуться к природе и найти какое-то с ней согласие.
Он высмеивал недостатки и слабости мелкой буржуазии, атаковал врагов прогресса и обращался к политическим темам, если это допускала цензура.
Словно в противоположность геометрии и статике Законодательного чрева изданный той же Ассоциацией в марте 1834 г, большой лист, названный Не суйтесь (Ne vous у frottez pas. ), оказался пронизанным вольной и свободной динамикой. Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия.
Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. Собственно, сознание существования двух культур в едином, казалось бы, общественном строе тогдашней Франции было открытием не только ученых-социологов и участников революционных организаций.
В 1830 первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона издателя либерального политического журнала «Карикатюр». Одной из вершин творчества Домье (да и всего искусства XIX в. ) стала большая литография Улица Транснонен 14 апреля 1834 г., также изданная Ежемесячной литографической ассоциацией. Домье еще никак не выглядит в этих литографиях особенно и необычно одаренным художником.
Подлинная пропасть отделяет его работы 1832-1835 гг. получили чрезвычайно широкое общественное и идейное – а через них и политическое – звучание.
Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). На революционные годы или, точнее, на годы Второй республики (1848-1851) приходится один из высших подъемов творчества Домье. приобрели необычайную живописную свободу и колористическую тонкость. За Внешней важностью и импозантностью величественно выглядящих судилищ, вершащих правосудие, Домье раскрывает сплошную ложь и обман, чудовищное и бесцеремонное хищничество и корыстолюбие, пренебрежение всеми человеческими ценностями. Домье нужно было сделать еще один шаг, чтобы его философия получила полную цельность и соразмерность.
Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Художник создает не иллюстрацию тяжести труда прачки, а монументальный образ драмы жизни. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ).
Отнюдь не схематизированный и не условный, а явно нарисованный с натуры почтенный толстый буржуа в очках и в высокой парадной шляпе с кокардой и плюмажем разглядывает себя в зеркало с очень важным и серьезным видом, не замечая иронии, сквозящей во взгляде его совсем не карикатурного собеседника. На одной литографии представлена Конституция, укорачивающая платье Свободы, на другой Тьер изображен в виде суфлера, руководящего поступками и словами политических деятелей. С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью.
Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Вы свободны. Действительно, только Домье и было заботы, как веселить царствующего монарха Франции. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. Большая фигура рабочего-печатника, стоящего на защите свободы печати (что прямо указано надписью у него под ногами), всем своим непринужденно естественным обликом и в то же время крепкой, убежденной силой ведет свое происхождение от Кузнецов Гойи или от героев картин Жерико. В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию.
Но и не все друзья Домье вели себя одинаково в этот час испытания. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). В эти годы он еще дважды выставлял свои работы в Салоне: в 1849 г. там появилась большая картина Мельник, мальчик и осел, написанная на сюжет басни Лафонтена (ныне в Музее Глазго), представляющая трех, крупно данных на первом плане, смеющихся крестьянских девушек, а вдали – мелкие фигуры героев этой басни, смущенных насмешками. Но образы карикатур Домье 1833-1835 гг.
В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Никакой тюремной идиллии 1832 г. не осталось и в помине. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Особенно это озлобление Домье на весь род человеческий выступает в той серии, где меньше всего примет социального положения и общественного поведения человека – в Купальщиках 1839-1841 годов, где нет ничего в этих голых фигурах, кроме ничем не прикрытого чудовищного физического и нравственного безобразия. Следом за тем, с 1832 г., Домье стал работать и во втором журнале Филипона – Шаривари.
Известно ведь, что уже в эти годы им была написана одна (неизвестно которая) из его картин на сюжет, взятый из Дон Кихота.
Зато бесспорно именно в 1848 г. и скорее всего до лета этого года, Домье выполнил прекрасную большую акварель, ныне находящуюся в Музее изобразительных искусств им. Его рисунок— это рисунок крупного мастера, он щедр и свободен, это своего рода непрерывная импровизация, но при этом в нём нет ничего от механических навыков художника, успевшего набить себе руку»7. Ведь даже о кузнецах Гойи можно было еще думать как о художественном воплощении деревенской жизни, - не говоря уж о шлюзовщиках или возчиках щебня Джона Констебля, а в первом городском (в полном смысле слова) пейзаже – в Печи для обжигания извести Жерико – не было людей. Рука Домье овладела поистине виртуозной стремительной точностью и экономностью выражения. Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном.
А. С. Пушкина в Москве и изображающую Камилла Демулена, призывающего народ к восстанию. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру.
И они, эти люди юстиции, тем страшнее, чем обыденнее и прозаичнее они выглядят, чем яснее Домье подчеркивает, что все, что они делают, считается естественным и нормальным, целиком включаясь в тот порядок вещей, какой установился во Франции после недоведенной до конца Революции 1830 года., - прекрасно дополняет этот необыкновенно широкий и емкий образ, которому очень идет такое презрение к подозрительной и опасной интеллектуальности. Вероятно, он чувствовал себя, как лев, которому вырвали все зубы и остригли когти. Домье знал Капричос и Бедствия войны Гойи, а может быть и его картины. Таких листов у Домье много, в них выступает его доброта, которую так верно определил Бодлер в своем стихотворении К портрету Оноре Домье и в статьях о нем, - я бы сказал, что в этих созданиях Домье больше от Достоевского, чем от Щедрина., лишенный обычной для литографий Домье тех лет безудержно преувеличенной и грубо натуралистической карикатурности.
к однообразной и поверхностной развлекательности. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. И все же, несмотря на удивительную изобретательность фантазии Домье, вовсе не сам король персонально был темой и предметом этого потока сатирической выдумки. Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей.
Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. И абсолютно очевидно, что монументально обобщенная ясная красота подобных образов Домье решительно противостояла распространившемуся во французской живописи того времени плоскому, мелочному и банальному натурализму модных и преуспевающих живописцев типа Жерома, любимца тогдашнего фиктивного президента Республики и будущего императора – принца Наполеона. Из всех литографий Домье 1834-1835 гг., т. е. поры высшего расцвета его политической графики, Улица Транснонен оказалась единственной, которую Адемар счел возможным назвать и более или менее подробно разобрать в своей толстой книге, заполненной массой абсолютно пустяковых биографических подробностей и даже совсем посторонних Домье вещей. Изобличение мошенника само по себе не было чем-то новым, - этим занимались не только Бальзак, но еще Кеведо или Скаррон в XVII веке.
В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции., 1840) или где большую роль играет реально и тонко переданный пейзаж (Зрение, 1839 или Снег идет того же года). Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей (Знаменитости золотой середины, 1832-33). Подпись под этим рисунком, гласящая: Никогда моя дочь не будет женой какого-то писаки. Я думаю, что на создание такой иронической и злой серии литографий, показывающих в самом глупом и смешном виде античных богов и героев, Домье был вдохновлен не Давидом (чьим достойным потомком был он сам), а только что законченным (в 1841 году. ) Полукружием Делароша в Школе изящных искусств с его нелепыми и чудовищно вульгарными фигурами голых девиц, олицетворяющих, пo замыслу художника изящные искусства и великих древнегреческих мастеров, с бесхитростным натурализмом списанных с безобразных, тупых и безнадежно прозаических натурщиков. Величайшая патетика и напряженность вполне естественно могли тогда чередоваться с нервозностью и самой простой усталостью.
Была ли Республика Домье его первой живописной работой. Домье умел быть, когда нужно и тем и другим. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека).
В схематических и наивно догматических книгах об искусстве XIX в. (например, у Мутера) эта серия была абсолютно фантастически расценена как прямой выпад против классицизма Давида и его школы: такой классицизм ко времени создания серии Древняя история представлял собою в полном смысле слова плюсквамперфектум и воевать с ним не было никакой надобности. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Карикатуры Д. распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в Силуэт, Silhouette, 1830-31 в основанных издателем Ш. Филипоном Карикатюр, Caricature, 1831-35 и Шаривари, Charivari, 1833-60 и 1863-72).
В различных музеях находится около десяти версий этого произведения. Не знаю. Сухой, однообразный рисунок литографий 1836-1843 гг. Сын мастера-стекольщика.
Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Д. – театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры (Мелодрама, около 1856-60, Новая пинакотека, Мюнхен Криспен и Скапен, около 1860, Лувр Совет молодому художнику, 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Тема картины «У продавца эстампов» (ок. В тени распласталась женщина.
С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. Причем, как ни странно, отдавая должное высокому драматизму этой литографии, Адемар больше всего озабочен тем, чтобы выгородить и защитить от излишних упреков правительство Луи-Филиппа, стараясь внушить читателям своей книги, что убийство ни в чем не повинных людей изображенное Домье, было, конечно, совсем случайной и печальной ошибкой. Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. После июньского восстания 1848 года этой романтике пришел конец. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции.
Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий.
1863, Париж, Музей Орсэ). Бестолковые, нередко уродливые и грубые взаимоотношения родителей и детей вызывают у Домье не один лишь гнев, но и горечь и с абсолютно открытым сочувствием (хотя и без всякой сентиментальности) изображена им плачущая и вытирающая слезы публика галерки в литографии Пятый акт в Ла-Гэтэ или сидящая на парковой скамейке старушка, застывшая в ужасе при виде того, как какой-то оборванец подымает за хвост ее пуделя (в литографии Это Ваша собака. ). Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей.
Цензура не обратила своего внимания на это весьма сомнительное, с точки зрения общественных верхов Второй империи изображение, обманутая безобидным названием серии, в которую был включен этот лист (Современные художники), так же как и явным портретным сходством с Моннье. и Свободы, ведущей народ Делакруа и даже Умирающего Марата Давида. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография Гаргантюа, 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Напротив, Шарль Бодлер сражался на июньских баррикадах на стороне рабочих. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи.
Фактически даже и сам Шанфлери, как и Курбе, не был в состоянии строго следовать собственным ригористическим декларациям. Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848-49. в подавляющем большинстве не представляют интереса ни с какой точки зрения.
В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Литографии Домье наполняются отныне неистовой ожесточенностью. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией.
Н. Н. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер».
Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Нужно сказать также, что постоянное присутствие в литографиях 1844-1847 гг. Его адвокаты и судьи (чей облик он изображает с особенным блеском и эффектностью благодаря их длинным черным мантиям) – это самые нормальные деловые люди, в которых нет ничего демонического и такие же стяжатели, как и разные другие представители среднего класса (по выражению Голсуорси), другие добрые буржуа, по определению самого Домье. Когда Домье было 8 лет, отец переселился в Париж, надеясь на литературный успех.
Листы Домье трагично выразительны. Женщина и ее малолетний ребенок выбиваются из последних сил, преодолевая ярость стихии. В этом – хотя бы только лишь сюжетном – проникновении в некоторые существенные особенности буржуазной цивилизации XIX в. был, несомненно, заключен важный смысл – первый шаг к постижению природы буржуазного отношения к миру, к чему Домье пришел позже. Домье может выдержать такие сравнения.
Несмотря на естественное преобладание в графике Домье 1848-1851 гг.
Домье не позабыл свое сатирическое оружие, когда дважды, в последний раз изобразил с величайшим презрением свергнутого короля Луи-Филиппа (Луи-Филипп, последний король Франции и Все потеряно, кроме кассы) или когда ему пришлось весной и летом 1848 г. представлять в полных шутливой иронии рисунках (очень малокарикатурных) растерянных национальных гвардейцев или напуганных буржуа-обывателей, шипящих на новые порядки. Из вереницы этих первых послереволюционных сатирических изображений не выделяется также и та, сделавшая имя Домье широко известным, - карикатура Гаргантюа (декабрь 1831 г. ), за которую в августе следующего года Домье был посажен в тюрьму Сент-Пелажи. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. Домье не довольствуется первыми достижениями. Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. Галерея картин, биография художника, статьи о живописи.
В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Огромное наследие Д. (около 4 тыс. При кажущейся простоте композиция строго продумана. Первый план со считанным небольшим числом фигур, повернутых лицами в глубину сцены, заслоняет собой то, что происходит дальше, кроме возвышающейся вдали над толпой фигуры оратора, но это невидимое пространство между ближними фигурами людей и видимыми в глубине стенами и окнами Пале-Ройяля ощутимо кажется наполненным движущейся, колышащейся, кипящей массой народа.
В сериях литографий Парижские типы (1839-40), Супружеские нравы (1839-1842), Лучшие дни жизни (1843-1846), Люди юстиции (1845-48), Добрые буржуа (1846-49) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. На полотне зрители видят зверски убитую семью. Домье видел и знал не меньше и умел с величайшей прозорливостью видеть очень далеко. Адемар очень трогательно рассказывает, как забавлялся король Луи-Филипп, глядя на карикатуры Домье, в которых его королевское величество было изображено в виде торговца табаком, стражника, поводыря медведя, кормилицы, - король якобы даже расставлял эти картинки на креслах во дворце Нейи к неудовольствию королевы и мадам Аделаиды. Но я не думаю, чтобы даже Адемар сумел рассказать, что же именно веселое мог отыскать король Луи-Филипп в литографиях Домье, где король был выведен в виде китайского болванчика, в виде клоуна, задергивающего занавес над закончившейся комедией Палаты депутатов, в виде грабителя, хладнокровно отрезающего головы целому индюшатнику, в виде тюремного лекаря, констатирующего смерть политического заключенного, в виде груши (что стало широко распространенным прозвищем Луи-Филиппа в революционной печати), облаченной в королевскую мантию и прикрывающей ею целую толпу преступников, в виде отвратительного разбухшего толстяка, дрыхнущего на королевском троне из-под которого во все стороны торчат пушечные дула (литография Покой Франции, 1834) и т. д. Нет такого острейшего и грубейшего издевательства, которое Домье не позволил бы себе по адресу ненавистного всему французскому народу (за исключением банкиров и лавочников – по определению Маркса) и в полной мере заслужившего эту ненависть короля-буржуа Луи-Филиппа. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины.
Свои картины Домье редко выставлял на суд публики. Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу.
1808-1879, М., 1954 Калитина Н., Оноре Домье. Впервые возник класс, который по своему положению в обществе был заинтересован в ликвидации любой формы частной собственности на средства труда. В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз Республика 1848 года (вариант в Лувре).
В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Я считаю, что так называемый эскиз Республики, кормящей своих детей – это действительно первая живописная работа Домье, высокое качество которой не может вызывать никакого удивления. Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879.
Предварительно предупредив художника, чтобы он приоделся и просил за картину не меньше 5000 франков, Добиньи прибыл с покупателем в мастерскую. В 1850 г. Домье дал на выставку картину Нимфы, преследуемые сатирами (Художественный музей в Монреале) и красивый большой подцвеченный гуашью рисунок Шествие Силена (ныне находящийся в музее в Калэ).
Предательство этого болота не было для него неожиданностью. Это литографии Действительно, стоило труда убивать нас. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Такой отвлеченно рационалистической метафизикой он явно никогда в жизни не увлекался. Они дали Домье материал для нескольких самых совершенных сатирических творений. Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 — 1879) — французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846).
Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. Первые откровенно политические карикатуры 1830-1831 гг.
Литографии 1844-1847 гг. Ветер почти сбивает их с ног, но они упорно продолжают идти вперед. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. Но как и тогда, скульптура стала для него источником целого ряда первоклассных литографий. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии Карикатюрана (1836-38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера.
Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». он впервые обратился к ним не как робкий ученик, а как равный им большой мастер.
В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846). Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. Франко-прусской войне 1870-71 посвящён последний шедевр Д. – альбом Осада аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий (Империя – это мир, 1870 Потрясённая наследством, 1871). Свою волнующую силу она сохранила навсегда.
Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов – Законодательное чрево Все мы честные люди, обнимемся, Этого можно отпустить на свободу) глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими (Улица Транснонен 15 апреля 1834 года) в литографиях Свобода печати и Современный Галилей Д. создал героический образ рабочего-революционера. Запрещение политической карикатуры и закрытие Карикатюр (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838).
В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. какой-либо жанровой живописью, тем более со спокойной лирической настроенностью. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок.
Это была первая трещина в неподвижно застывшем и не способном к развитию мрачном физиологическом и натуралистическом маскараде, в какой превратились литографии Домье 1839-1843 гг. Он более не опасен. Домье посещал в предреволюционные годы вечера у Буассара де Буаденье, замечательного художника, автора картины Возвращение из России – одного из самых значительных созданий революционной романтической школы на этих встречах бывали Делакруа и Бодлер и обсуждались там не только художественные споры, но и планы восстания против режима Июльской монархии.
Таков цикл «Прачки» (1850—1860). Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом. Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе.
Разгром июньского восстания резко переломил настроение Домье. или, еще более, Вам предоставляется слово, объяснитесь.
Скорее всего, Домье не занимался в 1852-1855 гг. Особняком по своему сюжетному содержанию среди литографий 1839-1843 гг. Домье.