Описание Картины Брюллова Последний День Помпеи
Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи
Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»119. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло.
Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»43.
Многие известные деятели культуры того времени восхищались картиной. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова — «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы.
Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. Жених уносит бесчувственную невесту. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом26.
Утверждая, что живопись на протяжении конца XVIII и начала XIX века не произвела ничего «полного и колоссального», постигнув, однако, освещение, придающее силу и единство живописи, Гоголь называл картину Брюллова «полным, всемирным созданием». Воин в шлеме и мальчик несут больного старика младенец, чудом уцелевший при падении с колесницы, обнимает погибшую мать молодой мужчина вскинул руку, словно отводя удар стихии от своей семьи, малыш на руках у его жены с детским любопытством тянется к мертвой птичке. Сохранились многие рисунки извержений разных веков. Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ» могла быть другая графиня — Юлия Самойлова32.
При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени61 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года62). Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. ». От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения».
У него совсем не такая толпа, как на улице. Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»52.
Тем не менее, по мнению искусствоведа Магдалины Раковой, на полотне эта группа выглядит застывшей и неподвижной95. Почему. Катастрофе днем ранее предшествовало землетрясение, так что большинство из людей успело покинуть город. Художник словно бы откликался на слова Пушкина: «Прекрасное должно быть величаво» Заканчивая картину, художник особо заботился об ее исторической достоверности. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»29.
Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»93.
Картина «Последний день Помпеи»: описание
1799 – Родился в Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры Павла Брюлло. 1809 – 1821 – Учился в Академии художеств. 1822 – На средства Общества поощрения художников отбыл в Германию и Италию. 1823 – Создал «Итальянское утро». 1827 – Написал картины «Итальянский полдень» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя». После этого художник начал изучать исторические документы. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа56 и другие. Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским».
После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Алесандрии»87. В этом Гоголь видел главную идею картины. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»).
Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. 1828 – 1833 – Работал над полотном «Последний день Помпеи». 1832 – Написал «Всадницу», «Вирсавию». 1832 – 1834 – Работал над «Портретом Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком». 1835 – Вернулся в Россию. 1836 – Стал профессором Академии художеств. 1839 – Женился на дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм, но через два месяца развелся. Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»124. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана.
Описание картины последний день помпеи
29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение.
Оба выжили. Брюллов так вспоминал свои первые впечатления от посещения Помпеи: «. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно5914. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского7172. Тема так захватила молодого художника, что он посвятил немало времени изучению истории. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего.
Работа вымотала художника и вскоре он заболел. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья— и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Из 20 тысяч жителей Помпеи в тот день на улицах города погибло 2000 человек.
Они на грани жизни и смерти и не могут уже что-то изменить. Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе60. А где, как ни в Италии этим заниматься. Город неподалеку от современного Неаполя погиб при извержении вулкана Везувия. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра.
Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»3481. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. Это весьма шокирует почтенных членов «Общества поощрения художников» и они лишают Брюллова стипендии. Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины.
Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова
В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «по правую сторону упавшей женщины — жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»8891. Конечно, такая работа требовала много времени. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Дети, обнимающие мать, преклонили колени. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Много труда и подлинного вдохновения вложил он в свое творение.
Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»121. А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Вобрав в себя достижения мирового искусства, он выплеснул на полотна откровения, равные им по масштабу.
Какой-то крупный купец увез Брюллова в Милан и долгое время там лечил. Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах.
Летом 1834 года картина «Последний день Помпеи» была отправлена из Франции в Санкт-Петербург14, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения151617. В центре полотна находится распростертая фигура убитой молодой женщины, как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников). Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «избражает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»106. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные.
Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью.
Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. Были и исследования и ознакомление с работами археологов и с описаниями Плиния Младшего. Им некому помочь. Также здесь трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова, которая часто позировала для художника. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»3481. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться.
Мы видим как все люди равны перед стихией, как все они обречены. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне3439. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. Дело в том, что натурой для всех этих персонажей послужила одна и та же дама – та самая графиня Самойлова.
Весь город стекался дивиться ей»9. Он (К. Гоголь назвал Брюллова «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства», картину же его считал «одним из ярких явлений XIX века» и связывал именно с ней «светлое воскресение русской живописи». Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. Казалось, что город скрылся с лица земли. Люди остаются людьми, мужественными и милосердными, даже в таком ужасном положении.
Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. Картина была подарена Демидовым Николаю I, который ненадолго поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств.
Много страдания и страха можно увидеть в глазах людей. В 1832 году, незадолго до своей смерти, мастерскую Брюллова посетил шотландский писатель Вальтер Скотт, который провёл у полотна несколько часов. На картине вам не удастся найти главного героя.
По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Описание картины кратко можно охарактеризовать так, что в композиции мастер не стремился все заключить в классические треугольники. Священник — «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»101. Художник пробыл в Неаполе и его окрестностях с начала июля до конца августа305, посвятив четыре дня осмотру развалин города Помпеи, которые произвели на него глубокое впечатление31. Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара.
Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Каждый образ на картине уникален.
Описание картины «Последний день Помпеи»
В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»46. Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога.
Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. Об этом говорят еще манускрипты древних историков, в частности, Плиния младшего. В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»45. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна.
Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи»
По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Не случайным мне кажется и изображение самого художника. Паникаи отчаяние перед величием природы отражена в глазах персонажей картины. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями.
Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни.
Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов
В 1851 году картина поступила в Эрмитаж19, а в 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей)12. Еще в 1828 году он подчеркивал, что скелеты «найдены были в таком положении», а изображенные им вещи «все взяты мною из музея» и что он следует «нынешним антиквариям» (то есть археологам). Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне — в Новгородском музее-заповеднике)102103. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА».
Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Упавших затаптывали идущие следом. Неподалёку от них стоит христианский священник. Это называется «КЛАССИЦИЗМ».
Сочинение по картине Брюллова Последний день Помпеи (описание)
Выйдя за город, мы останавливаемся. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»33 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины34. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830 г. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»447.
Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. Владелец картины, А. Н. Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия.
Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше.
Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Критики дружно бранили Брюллова.
Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. 1840 – Создал «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала. ». 1849 – 1850 – Уехал на лечение за границу. 1852 – Умер в селении Манциана близ Рима, похоронен на римском кладбище Тестаччо. Рядом с ними — христианский священник, без страха взирающий на происходящее. Сколько их осталось захороненными под обломками домов – неизвестно и по сегодняшний день. Есть и отрицательные персонажи — языческий жрец, в страхе убегающий от стихии и вор, крадущий упавшие на землю драгоценности83. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»10081. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда.
Но кому именно они молятся. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами.
Так, в 1834 году была опубликована статья Гоголя, посвященная картине. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». В июле 1827 года в путешествие из Рима в Неаполь отправился Карл Брюллов4. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный».
«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова
В письме к Анатолию Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение. Сыновья, которые уносят своего отца. Вспышки молний освещают лишь передний план. Люди бессильны перед стихией.
Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец.
«Последний день Помпеи» картина Брюллова
Ему требовалась абсолютная свобода и полная самоотдача в творческой реализации. По поводу столь длительной и тщательной подготовки к написанию «Помпеи» художник Александр Иванов писал – «Долго зрела композиция в голове его, чертил он ее в альбомах своих и, наконец, решил ее в огромной величине. Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»66.
Автор в картине отказался от многого, что было ему дорого в ранних эскизах. Среди благородства встречаются низменные лица: корыстолюбивый вор, который несет драгоценности в надежде, что он выживет.
Новизна брюлловского замысла заключалась в том, что он использовал два крайне контрастных источника света: горячие красные лучи в глубине и холодные, зеленовато-голубоватые на переднем плане. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты.
После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»57. Во время раскопок особенно трогают пары, обнявшиеся перед смертью, дети вместе с родителями.
История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова
Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Она показывает, насколько человек бессилен перед разъяренной природой.
Они хотели жить, любить, творить, но смерть неизбежна. А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные — юноши»96.
Картина Брюллова «Последний день Помпеи»
Популярность картины и её автора стремительно росла: писатель Николай Рожалин сообщал, что в Риме «важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии», «весь город стекался дивиться ей»9. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».
Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развите человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей — художник попытался изобразить народ. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Навстречу им движутся обезумевшие от страха люди, которые, наоборот, пытаются найти спасение внутри гробницы. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши. К безжизненному телу матери тянется ребенок.
Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова. Брюллов написал почти всё не так как полагалось. Извержение Везувия. Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании.
Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания.
Клоны любимой: занимательные факты о самой известной картине Брюллова
Девушка рядом несет светильник. 1827. Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. На картине графиня нарисована в трех образах: женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) – в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины. Обилие красок освещает ужас всего происходящего. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света.
По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ64. Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову.
Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей. Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. Христианский священник — одна из наиболее поздних фигур, введённых Брюлловым в композицию87.
Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов.
Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монуменальной эпопеи»13. Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года38: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины — упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»8881.
Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминается в письме Карла Брюллова к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»112. Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас93. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».
Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться. Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек.
Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма
«Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой54 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»55. Так художник начал работать над «Последним днем Помпеи». На лица, на тела и одежды людей Брюллов смело «бросал» отблески молнии, сталкивал в резких контрастах свет и тень. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года.
Обилие красок освещает ужас всего происходящего. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18.
Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». По свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась.
Три года велась работа над огромным полотном. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень63. 15734, также из собрания Остроухова). Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон.
Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. На верхней площадке — там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»105. На месте изображенном на картине, действительно были найдены ожерелья, кольца, серьги, браслеты, обугленные остатки колесницы.
Анализ картины «Последний день Помпеи»
Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. Гоголь восторгается этим произведением. Лишь в 1830 году Брюллов приступил к написанию большой картины.
На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти. Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Поражает талант художника, сумевшего передать всю хрупкость человеческой жизни. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений.
Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом. В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. 13 Мать Плиния Младшего. Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год.
Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи
Картина воспринималась современниками неразрывной от эпохи, в которой была создана. У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях65. В Государственном Русском музее хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи110. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »51. Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок.
Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. Три года велась работа над огромным полотном. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Среди них — один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв.
Именно в этот момент застал художник своих героев. Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Сын, выносящий отца на себе, напоминает о классическом сюжете про Энея, вынесшего на себе отца из горящей Трои. Брюллов поместил сцену с Плинием на полотно «как пример детской и материнской любви», несмотря на то что бедствие застигло писателя и его семью в другом городе – Мизенах (около 25 км от Везувия и около 30 км от Помпеев). Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые встрахе перед смертью молились осмерти многие воздевали руки кбогам большинство объясняло, что нигде иникаких богов нет идля мира это последняя вечная ночь».
Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина — чудо.
Описание настроения картины Последний день Помпеи
Известно, что художник общался с людьми, проводившими археологические раскопки, много читал труды по теме. Они заглушают его своею красотою». 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)76. Прибывшие туда картины и другие эспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. На мой взгляд, художник изобразил трагедию и гибель народа. Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких.
Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»8891.
О сюжете картины «Последний день Помпеи»
Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. Другого художника — Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»26. Дети, обнимающие мать, преклонили колени. Он посещает раскопки.
Итальянцы испытывали восторг, видя, как глубоко русский художник прочувствовал историческую трагедию, с какой кропотливостью, вовлеченностью выписал мельчайшие детали произведения. Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. Но, увы, – поздно: смерть настигла их на самом пути. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут.
Описание картины Последний день Помпеи
Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла.
Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами.
Каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)25, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санкирико26. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии. Художник писал портреты итальянской знати и своих соотечественников.
Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением — «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы.
Каждый большой художник нарушает существующие правила. Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши.
Интересные сочинения по картинам
Неизвестно, когда и каким будет следующее. Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас.
Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»). Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху.
«Последний день Помпеи»: история создания картины
Погибшая женщина везла драгоценности, которые, никому не нужные, валяются теперь на мостовой. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»42. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника — в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»116117.
Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Помпея была так хороша, что на летние месяцы сюда приезжали отдыхать римские владыки. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». Вокруг рушатся здания.
Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. Искусствовед Алексей Савинов писал, что «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»53. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали.
Достоверно известны, что тут был театр, водопровод и римские бани. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова — будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла.
И лишь немногим удалось спастись. Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ82. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ).
«Я ответил, что спасусь только вместе с ней беру ее под руку и заставляю прибавить шагу», – рассказывал Плиний. Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока.
Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»
«Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года — в частном собрании)114. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна.
Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»4950. Искусствовед Светлана Степанова отмечает, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства».
Где находится «Последний день Помпеи»
Взгляд некоторых устремлен в небо, будто они молят о пощаде. Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Брюллов вынужден был зарабатывать исполнением акварельных портретов. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. Однако нарисовал Брюллов и языческого священника, который стремительно убегает, не обращая никакого внимания на испуганных горожан. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Картина принесла Брюллову мировую известность.
Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Толпа беглецов.
Например, разрушения Содома или египетские казни. Брюллов учился живописи в Италии. Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники70. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать.
Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи
В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. По мнению поэта Алексея Константиновича Толстого, Брюллов считался «лучшим живописцем в Риме». Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. 3175)111.
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)
Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии.
В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Академия художеств сообщила Брюллову, что, хотя своими достижениями он заслужил положение профессора, ему присваивается только звание почётного вольного общника. После этого Вальтер Скотт подошёл к художнику, пожал обе его руки и сказал, что он ожидал увидеть исторический роман, но увидел гораздо больше — целую эпопею47. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие».
- Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- 7 интересных фактов о «Последнем дне Помпеи» Карла Брюллова
- Центральная и левая часть холста
- На стыке классицизма иромантизма
- Брюллов-театральный постановщик
Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. Богатые римляне стали возводить здесь виллы и летние дворцы. 7. Анны 3-й степени. Находит слова, воссоздающие реальный образ картины, ее краски, свет, пластическую красоту.
В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»101. Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц. В такой ситуации остается сохранить мужество и человеческое достоинство.
- ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Общееколичествопросмотровстраницы
Трагически мрачен день катастрофы. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. Его там просто нет. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Только к осени 1833 года работа была завершена48.
В 1851 году картина «Последний день Помпеи», находившаяся до этого времени в Академии художеств, поступила в Эрмитаж19, где она находилась в зале русской школы. «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Как только Брюллов представил себе раскатистый, душераздирающий удар грома, он живо представил, как все люди замерли. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло.
Картина беззвучно кричит о том, что нет в мире ничего важнее человеческой трагедии. Паникаи отчаяние перед величием природы отражена в глазах персонажей картины. Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова32.
После этого художник начал изучать исторические документы. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. Россия торжествовала. Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей.
Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми23. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. К счастью, они спасаются. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова.
Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. Нам открылась откопанная часть сего несчастного города. 2. Рядом с лошадью расположилась толпа. Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний.
В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий. Они заглушают его своею красотою»116. В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. В то же время Бенуа давал высокую оценку отдельным группам действующих лиц изображённых на картине в частности, он так писал про толпящихся на лестнице людей: «Великолепно скомпонована группа беглецов, устремляющихся в разрушающийся дом и в ужасе отступающих от него.
При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Отныне, впервые в жизни, он поистине свободен. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»4041. Его живопись становится прозрачнее, колорит картин напряженнее, краски свежее. Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей. К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии.
Им некому помочь. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Мы видим как все люди равны перед стихией, как все они обречены. Не случайным мне кажется и изображение самого художника. Второй рисунок описан как эскиз-вариант (бумага, тушь, кисть, перо, 17, 5 24, 4см инв. Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц.
Ж-5081). Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В. Доминирующий цвет на картине – красный. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма.
Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. Мать стремится укрыть детей. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16.
Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Он рассказывает, что Помпея славилась на всю Италию мягким климатом, лечебным воздухом и божественной природой. Именно такой момент изображен на холсте К. Брюллова, который вживую увидел улицы древнего города, даже под слоем окаменевшего пепла оставшимися такими, какими они были до извержения.
Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»2728. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов.
Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Отзывы критиков ошеломляли. К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод — «Новая фаза в русской литатуре»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. «Последний день Помпеи» страшна и прекрасна.