Описание Картины Кукрыниксы Таня

Описание картины «Таня (Подвиг Зои Космодемьянской)»

выразилась прежде всего в обилии изданий историко-революционного плана и книг, прославляющих достоинства социализма. За иллюстрации к произведениям Чехова Кукрыниксы удостоены Сталинской премии (в 1947). Если, например, в книге Л. Фейнберга «Картинки чудесные про вещи всем известные» или в рисунках А. Заковряшина к «Паровозу» Е. Стюарт (1937) доминируют клишированные, плакатные образы рабочих в фартуках с гигантскими молотами, то литографированная книжка-картинка М. Штерна «Уголки» (1930) построена на выразительных образах детей, осваивающих первые навыки слесарного дела, эта работа заставляет вспомнить ранние иллюстративные циклы А. Пахомова. Ужас, охвативший всю компанию, находит в фюрере самое откровенное и комичное выражение. Эта тенденция заметна в творчестве Лебедева и его соратников, но более отчетливо и последовательно она проявилась в деятельности московских графиков, прежде всего—членов «Общества станковистов» (ОСТ) и группы «13», а также карикатуристов, активно взявшихся в 1930-е гг. Конечно, эта работа уступает лучшим иллюстративным циклам Гончарова (скажем, ксилографиям к «Пугачеву» С. Есенина, «Двенадцати» А. Блока или «Двум жизням Госсека» М. Гершензона), но на общем фоне детских книг аналогичной тематики она смотрится выигрышно.

Одна из бронзовых фигур с протянутой рукой выдвинута на передний план, взывая к отмщению. Когда КуКрыНикСы узнали о ней, они немедленно поехали в деревню Петрищево, где она была повешена немцами.

Плакаты, «Окна ТАСС», газетная и журнальная графика требовали от нас полной отдачи. Были ошибки, глупости, промахи. Местами они обогощают рисунок мелкими брызгами или карандашной тушовкой, реже заливками. Оформитель подчеркивает природную грацию, темперамент, трудолюбие этих персонажей. В 1925 году поэт Александр Жаров известный, в том числе и стихотворением «Взвейтесь кострами», работал редактором молодежного журнала «Комсомолия». Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Уже самостоятельно Т. Лебедева (Маврина) оформила «Сказку о тенях» В. Шкловского (1931). Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации.

В своих плакатах, Окнах ТАСС и журнальных рисунках они с большим художественным вкусом пользуются цветом (по преимуществу локальным), уделяя особое внимание декоративной стороне изображения, стремясь сделать его броским и ясно различимым на расстоянии. Примерами таких произведениий могут служить и созданный в первые месяцы войны героический плакат на тему о славных боевых традициях русской армии: Бьемся мы здорово, рубим отчаянно, внуки Суворова, дети Чапаева, где над идущими в атаку советскими воинами изображены устремленные вперед фигуры прославленных полководцев и одно из лучших Окон ТАСС Кукрыниксов – Долг платежом красен (Днем фашист сказал крестьянам: Шапку с головы долой. ) и карикатура в Правде – Арапские сказки немецкого верховного командования или Тысяча и одна ложь, где Гитлер был изображен калифом, а Геббельс – в облике Шехерезады (. В подобной стилистике часто работал и Б. Крюков.

Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». Их яркие плакаты воодушевляли людей в годы Великой Отечественной войны («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », 1941 и др. ). На пороге стояла пожилая женщина. Множество впечатлений сгустились в один крайне выразительный образ.

Художники Кукрыниксы: 
состав и биография 
коллектива, картины

Художники Кукрыниксы: состав и биография коллектива, картины

Комизм положения фюрера, как, впрочем и всех остальных фашистов, заключается прежде всего в том, что все эти «сверхчеловеки» с их бредовыми планами господства над миром трусливо забрались в толстостенное убежище и умирают от страха, в то время как там, наверху идет последнее, решающее сражение. В 1942 за политические плакаты и карикатуры художники были удостоены Сталинской премии. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка.

Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги. Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает картина «Конец» (1947—48 Кукрыниксы удостоены за нее Сталинской премии в 1949). Их творчество полностью отвечало духу времени и злобе дня. В выпученных глазах старика отчаяние преступника перед неминуемой гибелью. Все развороты книги просторны, четко организованы, ясны по смыслу. Кукрыниксы — действительные члены Академии художеств СССР (с 1947), народные художники РСФСР (с 1951).

Описание картины 
Кукрыниксы «Бегство 
фашистов из Новгорода»

Описание картины Кукрыниксы «Бегство фашистов из Новгорода»

Вот как, например, Кукрыниксы откликнулись на Сталинградскую битву. Свежесть. Особенности подхода графиков ОСТа к оформлению детских книг наглядно прослеживаются при сравнении с работами иллюстраторов других направлений, посвященными сходной тематике.

Даже бегающие оловянные глазки — все до мелочей знакомо нам. Как вспоминает Ю. Ганф, уже самые ранние выступления художника в печати поражали «. Воспрянет краса собора. Цветовые и тональные градации плавно моделируют объемы их тел. Мы знаем, что он необходим нам так же, как и мы ему. На задних лапках служат перед Гитлером две сабочонки – Муссолини и Антонеску.

Вместе с тем она так удачно оркестрована, что зритель сразу схватывает самое существенное. Не были забыты и так называемые язвы советского общества. Может быть, он бежал и где-то скрывается.

С тех пор я твердо усвоил эти две заповеди и никогда не позволяю себе даже в деталях идти вразрез с автором, опровергать его своими рисунками. Маршак считает, что напряжение, в котором мы живем, приносит свою пользу. Все идет прахом. Им было гораздо важнее показать, насколько наивно выглядит это открытие сегодня. Во всяком случае их иллюстрации лишь весьма отдаленно напоминают бесхитростный детский рисунок, зато в них можно найти немало цитат из «взрослого» искусства. В этом скрытом комизме — существенная особенность картины. Момент вынужденного ухода с исторической арены немецких фашистов раскрыт Кукрыниксами в полном соответствии с исторической правдой — трагикомически.

Плакат Беспощадно разгромим и уничтожим врага. Снега, снега.

С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем. Пятна яркого цвета и резких теней усиливают впечатление тревоги. Все в этой картине находится в состоянии неустойчивости. «Окна ТАСС» – небольшие плакаты, рассказывавшие в рисунках о положении дел на фронте. В то время студентам графического факультета Вхутемаса Михаилу Васильевичу Куприянову и Николаю Александровичу Соколову было по 21 году, а студенту живописного факультета Порфирию Никитичу Крылову – 22 года. Месяц, нескончаемый долгий месяц висел оледеневший труп героини.

Описание картины 
Кукрыниксы «Бегство 
фашистов из Новгорода»

Описание картины Кукрыниксы «Бегство фашистов из Новгорода» Картины художников

Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС». Бывает. Атлантический вал Геббельсовская пропаганда предпринимала огромные усилия, раздувая миф о неприступности атлантического вала (оборонительного рубежа, создававшегося вдоль атлантического побережья Западной Европы), якобы способного отразить вторжение любых сил с моря. Мы знали, что говорит он об этом искренне ибо действительно был скромного мнения о своих творческих достижениях.

В ряде карикатур Кукрыниксы создали образы огромной обобщающей силы. Разработали эскизы. Живопись пастозна, материальна, красива.

Еще один яркий пример отклика детской книги на злободневные события международной жизни— сказка в стихах С. Маршака «Акула, гиена и волк» (1938), графически интерпретированная Кукрыниксами. Сам художник признавался впоследствии, что, в отличие от Купреянова, в начале 1930-х гг. Около него чемодан, приготовленный загодя, когда еще можо было думать о бегстве. У Волги замкнулось кольцо окружения. Удачно найти сюжет – половина дела для мастера жанровой или исторической картины. Не может быть ни таланта, ни вдохновения без кропотливого труда.

Однако не психологические портреты сами по себе интересуют художников. Надписи были сделаны на немецком языке. Снова набросок, опять не то. Оттисками с картофельных клише рекомендуется украшать стенгазеты, плакаты, самодельные книги, обертки для тетрадей. Cуществует также старый советский анекдот про военрука, вразумлявшего студентов: «Пока вы тут смеётесь, в Америке кукрыниксы негров вешают. » — ну перепутал Ку-кры-никсов с ку-клус-кланом., и кресты, березовые кресты.

Для украинского искусства книги 1920-х гг. Суд истории близок. На этом фоне работы членов «Общества станковистов» резко выделяются простотой и естественностью языка, раскованной легкостью графического почерка. И в то же время уже в этой работе подспудно проявился преимущественно лирический характер пименовского дарования. «Воображение в искусстве не распыляет мысль художника, а делает ее плотнее, умнее и глубже, так как воображение свободно в усвоении нужного и в отсечении лишнего». Кукрыниксы плодотворно работали в жанре книжной иллюстрации (к «Даме с собачкой» А. П. Чехова, 1945–46 к повестям М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1937–39 стилизованные под лубок 19 в. иллюстрации к «Левше» Н. С. Лескова, к «Золотому телёнку» и «12 стульям» И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, 1967–69 и др. ).

И не только потому, что юность всегда кажется золотой сказкой. Например, в работах А. Брея встречаются убедительные, трогательные и в то же время лишенные манерности образы детей («Книжка эта про четыре цвета» Н. Саксонской, 1934). По сигналу тревоги с противогазами выходим во двор на свои посты. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка.

Только тогда художник. еще трудно узнать руку будущего прославленного иллюстратора русских народных сказок. Величественный Софийский собор, стены и купола которого испещрены выбоинами, гордо сияет за спиной отступающих немцев.

О том, как создавалась 
картина Конец Кукрыниксов

О том, как создавалась картина Конец Кукрыниксов

Хотя эти книги адресованы самым маленьким читателям, неискушенным в вопросах политической истории, в них нет «лобовых» решений, плакатной прямолинейности, художница использует достаточно острые и изощренные композиционные приемы, оригинальные колористические решения. Характеристика маньяка подчеркнуто экспрессивна и окрашена острым комизмом. Родилось это необычное содружество более 40 лет назад. Это он — Геринг».

Но от этой немногословности действие нисколько не теряет эмоционального накала. Следует отметить, что рисунки известных карикатуристов не только смешны изобретательны, полны забавных подробностей, но и изысканны по колориту (иллюстрации печатались в 8 красок. ). работе на печатном станке музея, дав простор своей природной тяге к изобретениям и эксперименту, — пишет исследователь. — Именно здесь родилась техника, наиболее близко отвечающая его чувству художественной формы, техника гравюры на картоне. Пожалуй, в стилистическом плане эти работы не слишком заметно отличаются от столь любимых читателями всех возрастов бесчисленных ротовских карикатур для «Правды» или «Крокодила». Они хотели прославить гордое мужество юной героини, заклеймить жестокость палачей. Поразительно, что черным здесь изображен как раз снег. Аналогичные приемы использует художник Д. Горлов при оформлении альбома «Зоопарк М. О. К. Х» (1931), однако он берется за обобщение фигур столь решительно, что желаемый результат не достигается. И все же противникам новаторов далеко не сразу удалось добиться своей цели и в эти годы, вопреки всем гонениям, продолжали появляться яркие, талантливые и оригинальные произведения. Пусть одобрение мира дает вам еще больше уверенности и силы», - писал художникам в год начала создания «Бегства фашистов из Новгорода» Рокуэлл Кент.

Определенное воздействие беглой, эскизной манеры «13» угадывается, например, в рисунках к «Повести о Рыжем Мотеле. » И. Уткина, созданных в разные годы Л. Зусманом (1931) и М. Горшманом (1933). Генерал на первом плане парализован страхом. Мечутся, трусливо пригибаясь, фашистские тати по чужой земле. Нередко сходство тематики и техники оформления делали похожими друг на друга произведения графиков разных групп и ориентаций.

  • Таня (Подвиг Зои Космодемьянской)
  • Образ Зои Космодемьянской в годы войны
  • Таня (Подвиг Зои Космодемьянской) — Кукрыниксы
  • Кукрыниксы «Таня», «Бегство фашистов из Новгорода»

Кукрыниксы напряженно работали в области газетной политической сатиры, в плакате и в «Окнах ТАСС», откликаясь на все важнейшие события военного времени, разоблачая звериную сущность фашизма, показывая его неизбежную гибель. Отстукивают секунды нервные пальцы эсэсовского убийцы. Названия этих работ говорят сами за себя: ««Гад-бюрократ засорил советский аппарат, гони его вон, рабочий отряд. ».

Молодые художники учились не только у своих непосредственных учителей, но и у «Окон РОСТА», тогда уже ставших историей и у великого художника-сатирика парижанина Оноре Домье. Видное место в детских изданиях 1930-х гг. Рисовали для газет «Правда», «Окна ТАСС», плакаты, листовки. Под колесами была земля, побывавшая в плену. Это он – Геринг». Например, на обложке книги Б. Жукова «Как вооружены капиталисты» (1931), помимо изображений военных кораблей и самолетов, помещены фигуры офицеров в противогазах— незамысловатая метафора обезличенности, бесчеловечности вражеских армий. Они вывешивались в витринах, распространялись как листовки. Безвольно повисла рука спящего пьяного офицера.

Необычайная актуальность тематики идейная направленность и доходчивость содержания, оригинальность и лаконизм художественного языка — эти ясно видимые каждому достоинства произведений Кукрыниксов делают их понятными самому широкому кругу советских зрителей и читателей. Затем так же внезапно «на пороге двери показалось нечто еще более страшное. Фашизм рушится на глазах — таково основное ощущение зрителя.

Куприянов, Крылов и Соколов с увлечением рассказывают, как они входили в роль действующих лиц, как одевались в мундиры и сообща искали выразительные позы и жесты. Но в то время ещё было неизвестно, что с Гитлером. В остроумных беглых набросках Т. Лебедевой (Мавриной) к «Песне о стройке» А. Барто (1931), «Разрушению Кентаи» Б. Лапина и другим изданиям 1930-х гг.

  • Картина художников Кукрыниксы «Конец» и её творческая история
  • О творчестве художников Кукрыниксы
  • Перейти к полному тексту работы
  • Смотреть полный текст работы бесплатно
  • Кукрыниксы (художники) Википедия
  • Война глазами кукрынистов – Живопись о войне – Искусство

Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел». Конец.

(а в колечке 22 дивизии)». Он состоит из круглой башни И пары пулеметных гнезд. Что же отличает Кукрыниксов как художников-карикатуристов. Они обречены. Рисунки Ротова можно было рассматривать без конца— в них жило и дышало все—персонажи, предметы, пейзажи. Равнина.

  • Карикатуры художниковКукрыниксов
  • ПлакатыВОВ в творчестве Кукрыниксов
  • Художественный метод Кукрыниксов
  • Значительные работы Кукрыниксов
  • Выставки и наследие Кукрыниксов
  • Творческий путь Михаила Куприянова
  • Творческая биография Николая Соколова

Организованная в музее небольшая группа ребят. Характеристики действующих лиц, чрезвычайно яркие и исчерпывающие, подчинены основной идее картины. Им принадлежат многие десятки графических листов, рисунков, картин.

найдет нужный графический язык, который сумеет сочетать ощущение правдивого, взаправдашнего, реального с фантастикой». В 1933 Кукрыниксы начинают регулярно работать в «Правде», публикуя карикатуры на международные и внутренние темы. Под рисунком едкая подпись: «Потеряла я колечко. Помимо создания подобных чисто игровых, экспериментальных книжек Кузнецов работал и в более традиционных жанрах и техниках, он внес свою лепту в оформление производственной и научно-популярной детской литературы. Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм.

Заимствование отдельных мотивов Р. Дюфи можно найти и в других работах Алфеевского и Лебедевой, в частности— в книжке-картинке «На якоре» (1931). потирает руки и притопывает ногами». Если у Порет толпа, «революционная масса» не расчленяется на отдельные фигуры, превращается в неуправляемый поток магмы, заливающий улицы, то Л. Попова, А. Петрова, Г. Туганов в иллюстрациях к «Октябрьским песенкам» (1927) берут на себя кропотливый труд, подробно прорисовывая фигурку каждого участника восстания, каждого красноармейца, марширующего на параде. Пастернак пишет о буйстве и удали павиана, а Купреянов изображает его спящим. Затем появлялся Гитлер после разгрома его армий в районе Волги.

  • Картина Таня (Подвиг Зои Космодемьянской) – Кукрыниксы
  • Суть времени – Ростовская область
  • БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КАРИКАТУРЫ
  • Работа коллектива художников – опыт Кукрыниксов

Они— авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Опуститься Лаваль не может: снизу торчит острие штыка с надписью Сражающаяся Франция. Около него чемодан, приготовленный загодя, когда еще можо было думать о бегстве.

В 1926 г. Ротов вместе со своим другом К. Елисеевым оформил книгу «Твои наркомы у тебя дома», где шаржи на ведущих российских политиков сопровождались эпиграммами Н. Агнивцева, в предельно доступной форме разъясняющими детям сферу деятельности того или иного представителя исполнительной власти. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. Так появилась знаменитая группа Кукрыниксы. Молотов», «И. В.

Возможно, в «Домашних животных» он следовал этому принципу чересчур прямолинейно, но, несмотря на сознательные самоограничения, ему удалось передать не только внешние черты, но и характеры упрямого осла, преданной человеку собаки, выносливого верблюда, задумчивого оленя. В 1935 Кукрыниксы создают для «Истории гражданской войны» ряд карикатур на контрреволюционеров интервентов, предателей в 1937 появляются их замечательные рисунки изображающие буржуазных горе-критиков советской Конституции («Скептики», «Правая, левая где сторона» и др. ). были объявлены вне закона и преданы анафеме. Иллюстрации Лидии Поповой к стихотворению В. Маяковского «Конь-огонь» (1928) и особенно к «Загадкам» С. Федорченко (1928)—возможно, наиболее явное в практике московских художников использование стилистических открытий лебедевской школы, здесь налицо повышенный интерес к фактурным и конструктивным особенностям предметов современного быта, поэтизация орудий производства, осознанная скупость эмоций и художественных средств.

Таня (Подвиг Зои 
Космодемьянской)

Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. «Героический» период российской детской книги закончился в середине 1930-х гг. Автор статьи: Дмитрий Фомин. Творческие группы существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало. Кукрыниксы обрисовали каждое действующее лицо, так или иначе помраченное животным страхом.

Порыв народа первой Страны Советов в стремлении к миру, стройке. Их объединяла не столько стилистическая (манера каждого мастера глубоко индивидуальна), сколько мировоззренческая общность, установка на воспроизведение новой действительности новыми (хотя и не радикально авангардистскими) художественными средствами. Собственно, вся книжка демонстрирует разнообразие возможных вариантов «печатания картошкой»: здесь есть и вполне нейтральные мотивы (ритмичное повторение одинаковых отпечатков становится изящным орнаментом) и неизбежная официозная символика (пятиконечные звезды, серпы и молоты, красные флаги, силуэты бодрых пионеров и красноармейцев) и приметы индустриализации — условные изображения паровозов и тракторов. не просто цвет— не окраска и не светотень, но две активные борющиеся между собой силы. Отступая, фашисты спилили ее.

Даже в карикатурах он не был столь страшен и жалок. «Книжка о зиме — и черная. «. К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец».

В картине воспроизведено бомбоубежище Гитлера в Берлине. Решили на месте событий сделать эскизы к картине «Таня». художники имели право голоса, могли отстаивать свои взгляды. Гораздо более условно, с почти детской непосредственностью животные изображены в альбоме Л. Поповой «Лакомки» (1930), выполненном под явным влиянием натюрмортов Д. Штеренберга. Кукрыниксы выступают и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя.

Позы, жесты, мимика, кисти рук характеризуют состояние персонажей. характерно было соперничество продолжателей традиций «Мира искусства» (главным образом учеников Г. Нарбута) и представителей радикального авангарда (объединившихся вокруг М. Бойчука). Эта же тенденция заметна в менее удачных рисунках (почти чертежах) Ф. Кондратова к «Плохому мастеру» (1930), где крохотные человеческие фигурки людей скромно ютятся на полях, а центральное место занимают показанные почти в натуральную величину нож, линейка и карандаш.

В 1930-е гг., да и во все последующие годы Советской власти, вплоть до горбачевской перестройки, выход такой книги был, конечно же, абсолютно немыслим.

Кукрыниксы обрисовали каждое действующее лицо, так или иначе помраченное животным страхом. Экспрессия рисунков усиливается тем, что на одном развороте сталкиваются изображения разных масштабов иногда даже детали одной композиции словно увидены с разных точек зрения. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ).

И многие другие. Но этот сознательный эклектизм не мешает восприятию книги, усиливает ее комический эффект. Глубокое проникновение в жизнь изображаемой эпохи, в содержание литературного произведения, тонкое понимание особенностей его формы с большой силой сказались в иллюстрациях Кукрыниксов к «Даме с собачкой» (1945—46). Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ("Поджидатели войны", тушь, 1953-57). Кухонька. В общем, художники стабильно работали в духе социалистического реализма.

В изданиях, посвященных временам года и путешествиям («Картинки зимние» В. Гвайты, 1927 «Весна» Л. Поповой, 1929 «Зима кругом» Л. Вольштейна, 1931 «Белый стадион» Б. Иноземцева, 1930 «Путешествие в Крым» Е. Сафоновой, 1929 и др. ), герои, как правило, также ведут себя естественно, они заняты играми, спортом, созерцанием природы, а не решением производственных проблем. Уже в оформительской практике начала 1930-х гг. Но наибольшее признание принесла художникам работа в области политической сатиры. Удачно найти сюжет — половина дела для мастера жанровой или исторической картины. Генерал на первом плане парализован страхом.

Вероятно, возможны и другие толкования неожиданного оформительского приема, но гораздо важнее то, что этот прием не вызывает ни малейшего эстетического протеста, он находит живой отклик в непредвзятом, еще не засоренном различными условностями детском воображении. 1902), Соколова Николая Александровича (р. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой», — пишут Кукрыниксы и отмечают: « то, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности».

Фашизм рушится на глазах – таково основное ощущение зрителя. Рисковое, порою безудержное желание творить. Ее достоинства становятся очевидными при сравнении с явно перенаселенными, сумбурно скомпонованными иллюстрациями А. Соборовой к «Городской улице» Л. Зилова (1929). Вероятно, эта игра увлекала читателей не меньше, чем сюжет сказки. Ревет яростное пламя, пожирая древние стены. В снегу хаотично разбросаны обломки монумента «Тысячелетие России», беспощадно и целенаправленно распиленного фашистами.

Смелость начинаний. С анималистическими работами Пименова в чем-то перекликаются иллюстрации Дейнеки к книге В. Владимирова «Про лошадей» (1928). С 20-х гг. И шьет ему костюм стальной Известный Крупп, мужской портной.

Особая напряженность возникала на скамьях подсудимых, когда слово брал Руденко. Художники понимали, что нужны народу и Красной армии и в срок исполняли все поручения. «Конец» является наиболее сильной реалистической картиной Кукрыниксов создавая эту картину, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи.

Работы соавторов вызывали неоднозначные оценки коллег и критиков. Например, несколько схематизированные, диагонально построенные композиции к «Центру тяжести» А. Абрамова (1931) наглядно демонстрируют читателям сущность законов физики. В 1951—52 Кукрыниксы возвращаются к работе над иллюстрированием произведений Гоголя («Портрет», «Шинель», «Мертвые души»), одновременно (1949—52) исполняют иллюстрации к «Дон Кихоту» М. Сервантеса. ", 1941). Живопись пастозна, материальна, красива. Но не это было главным.

произведения Чехова (1940-46 Государственная премия СССР, 1947), "Жизнь Клима Самгина" (1933), "Фома Гордеев" (1948-49 Государственная премия СССР, 1950) и "Мать" (1950 Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса (1949-52) – все чёрная акварель. Работая по отдельности, они постоянно генерировали новые агитплакаты тех времен. И вот вошел Шехерезад и прочитал ему доклад. ). Множество впечатлений сгустились в один крайне выразительный образ.

«С увлечением отдается художник. Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький. Правда, в них трудно выделить единый стилистический вектор: впечатлительный график легко попадал под влияние то «мирискусников», то лебедевской школы, то сатириков «Крокодила», то средневековых японских граверов один из рецензентов даже упрекал его в отсутствии «ярко выраженного индивидуального лица». Однако не психологические портреты сами по себе интересуют художников.

Сходным образом, но несколько более монотонно П. Кондратьев оформляет «Парижскую коммуну» Я. Ипатьева (1931). Кампания по «борьбе с формализмом», развязанная безграмотными функционерами, сломала жизни многих лучших художников и писателей, заставила их уйти из профессии (а иногда и из жизни) или приспосабливаться к унылым канонам социалистического реализма. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ).

В новых условиях диалог с властью был совершенно невозможен. Встретились, чтобы затем не расставаться на протяжении многих десятилетий. Конечно, не всегда ребенок изображался в книгах 1930-х именно таким образом. Картина «Конец» — свод жизненных наблюдений ее авторов, в котором отлились характерные черты их творчества, определился высокий уровень достигнутого ими мастерства. Узкая тропинка привела нас в маленький дом.

изживает себя. На Украине в оформлении детской книги наблюдались тенденции, схожие с российскими. В 1949—50 они создали иллюстрации к роману Горького «Мать», в которых с большой силой и жизненной правдой обрисовали образы Павла Власова, Ниловны и др., показали мужественную революционную борьбу русских рабочих их идейную чистоту и благородство. чем сбиться с ритма».

В картине это фигура трагикомическая, Гитлер судорожно хватается за стену, чтобы не упасть, за ворот мундира, чтобы не задохнуться. Например, рисунки к книге «Андре Марти» (1930) убедительно доказывают, что мастер мог быть не только едким сатириком, но и проникновенным романтиком. В последние годы жизни мастер (он трагически погиб в 1933 г. ) преподавал, постоянно ездил в творческие командировки. Среди иллюстрированных ими произведений: "12 стульев" (тушь, 1933 и 1967) и "Золотой телёнок" (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, "Господа Головлёвы" и др. При этом каждый художник творит и самостоятельно. И вот они спускаются в подземелье рейхсканцелярии идут ее мрачными коридорами, видят своими глазами воронки от снарядов, выбивавших зверя из логова.

Свободное рисование пером теснит гравюру, живая непосредственность на лету схваченных впечатлений противостоит угловатой схематичности кубизированных фигур». Роскошная ковровая скатерть сползла со стола, дорогие картины на стене висят криво, книги, бумаги сброшены на пол, телефонная трубка повисла на шнуре. Страсть к изобретению остроумных деталей была характерна и для А. Каневского.

Час возмездия близок, бои идут на улицах Берлина, бежать некуда. Художники яростно спорили и неустанно искали пути для отражения наступившей нови. И вот таким образом вхутемасовцы получили заряд, которого каждому хватило почти на всю жизнь.

Колорит картины – насыщенный, мрачный преобладают серо-зеленые и темнокрасные тона. Статус нейтралитета оказался вынужденным. Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. Картина «Конец» – свод жизненных наблюдений ее авторов, в котором отлились характерные черты их творчества, определился высокий уровень достигнутого ими мастерства.

И когда задумаешься и представишь себе этих трех высокоодаренных живописцев, рисовальщиков, которые при всем умении создавать буквально все — от пленэрного пейзажа, реалистического портрета, сложнейшей станковой картины до превосходной книжной иллюстрации к творениям мировой и отечественной классики — прежде всего находили в себе энергию и время отдавать свой дар борьбе со злом и неправдой в карикатурах, плакатах, «Окнах ТАСС», то становится ясно, какую высочайшую этическую задачу ставили перед собою мастера. Ее мрачный колорит богат. Главным было – дерзание.

Ее мрачный колорит богат. Уже много лет мы являемся свидетелями необычайного явления в искусстве. Она разительно отличается от большинства изданий сходной тематики, например, от «Реки» Е. Сафоновой (1930) или «Волги» Н. Свиненко (1930) с их широкими и масштабными панорамами, четкими изображениями кораблей, мостов, подъемных кранов импрессионистически трактованными пейзажами. Карикатуры Кукрыниксов были впервые напечатаны в 1926 в журнале «Комсомолия». Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска.

Ощеренные крыши изб. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Около каждого – заметенная вьюгой каска. Творчество Кукрыниксов многообразно.

В 1958— 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. Дейнека, Ю. Пименов, А. Гончаров, Н. Шифрин (некоторые их работы уже рассматривались в предыдущих главах), многие студенты и выпускники ВХУТЕМАСа. получил широкое распространение жанр «книжки-игрушки». В ней показан конец кровавой авантюры гитлеризма, разгромленного Советской Армией. сочетание страшного и выдуманного было в этой фигуре, оказавшейся Гессом». Записки американского пионера» (1932) убедительно доказывают, что так называемый «стиль 13-ти» был не настолько камерным, как это может показаться на первый взгляд, ему было подвластно эмоциональное и убедительное изображение массовых сцен, панорам большого города. Общее количество детских книг, оформленных художниками «Общества станковистов» и «13», сравнительно невелико.

Карикатура на фюрера была нарисована и на танке «Беспощадный», который мы купили с С. Маршаком, С. Михалковым, Н. Тихоновым и В. Гусевым. Лидеры объединения советовали своим единомышленникам рисовать «. Надо всегда стараться больше увидеть своими глазами, делать зарисовки, писать этюды с натуры, чтобы явственно представить себе, как все происходило в жизни, а это лежит в основе убедительности картины.

Никто не встал, даже не обернулся, когда Гитлер появился в дверях. Нескончаемыми казались извилистые завьюженные тропы. В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике. Вмиг перед глазами предстала глухая декабрьская ночь. С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям.

произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), "Дама с собачкой" и др. В 1930 г. в ОСТ вступили В. Алфеевский и Т. Лебедева (Маврина). Сталин и В. М. Красноречивые детали соподчинены друг другу и главной теме.

В послевоенные годы Кукрыниксы находятся в первых рядах борцов за мир (триптих «Враги мира», 1951 и мн. Трогательно-домашние, как бы прирученные фантазией ребенка образы кораблей появляются и в альбоме «Парк культуры и отдыха» (1930). Мы постучали в одну из изб.

Думали, что приближение к детским представлениям о действительности облегчит детям понимание окружающего их мира. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов. Например, в ряде оформительских работ А. Порет («Как победила революция», 1930 «Тринадцать октябрей», 1930 «Гражданская война», 1930) события недавнего прошлого подвергаются талантливой мифологизации. И лишь когда газета «Правда» опубликовала записки немецкого офицера с подробным описанием последних минут Гитлера и обстоятельств его гибели, мы решили взяться за эту тему. В годы «большого террора» дружеские шаржи на членов правительства стремительно исчезли и из взрослых газет и журналов.

Вероятно, под этими словами подписался бы и И. Малютин. ясность сюжета, заразительный комизм положений и поступков веселых и комически-страшных героев. К сожалению, партия и правительство придерживались иного мнения.

Уже в Москве написали полную картину «Таня». В рисунках Усто-Мумина (А.

за оформление детских книг. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Немало смутного и наносного сопровождало эту зарю рождения новой красоты.

В их состав входило три художника— КУприянов, КРЫлов и НИКолай Соколов, то есть «Кукрыниксы»— не что иное как коллективный псевдоним. Работаем ночами, дня не хватает. «А что вы можете нарисовать. » – спросил Жаров. Художники 1920-1930-х гг. Мы рисуем карикатуры для «Правды», во фронтовые газеты, маленького размера—для упаковок концентратов и пачках с махоркой. Маршак читает только что написанные строчки: «Посмотри—у русских каша, будем кашу есть.

Животные, наделенные человеческими характерами (например, падающие в обморок слабонервные герои «Тараканища» или пляшущие и музицирующие насекомые на свадьбе Мухи), выглядят здесь абсолютно органично, они живут в этом уютном сказочном мире на равных правах с уморительно-серьезным Айболитом, морским разбойником Бармалеем, любознательными и находчивыми детьми. В общем, писали все как бы с натуры. Первые дни 1944 года. Мы прислали танкистам трафарет и они смогли восстановить рисунок. Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Детские издания тех лет оперативно откликались на события кинематографической жизни.

Карикатура—искусство чистого представления. В 1941 Кукрыниксы создают иллюстрации к рассказам А. П. Чехова. КуКрыНикСы были рады помочь своей стране и сразу принялись за работу.

Он при последнем издыхании. В картине «Конец» Кукрыниксы показали конец фашизма как воплощение мечты многомиллионных народных масс, героически боровшихся против империалистических захватчиков. В 1940–60-е гг.

Однако, в начале 1930-х гг. Он вспоминает, что важную роль в деятельности «Культуры» играл художественный редактор А. Бутник-Сиверский, служивший по совместительству заведующим кабинетом детского творчества в Академии наук УССР. За ним маячит чуть видно голова Геббельса. Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. А главное – бескомпромиссность и честность всех начинаний.

Правда, не каждому дано быть бойцом. Можно было бы привести в качестве примеров и множество других рисунков, где тема раскрывается так же ясно, точно, доходчиво. центральными фигурами выступают не люди, а незыблемые творения русского зодчества. В поэме А. Барто «Первое мая» (1930), как и во многих других книгах тех лет, кульминацией сюжета становится парад на Красной площади. Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь.

Все остальные стилистические направления в середине 1930-х гг. На одном листе соседствуют многократные изображения одного персонажа в разных состояниях иногда фазы движения кадрируются, разграничиваются белыми линиями иногда сливаются в одну композицию то фигура носорога включается в пространственную среду, то вырезается из нее по контуру. Удачную попытку пластически передать самоощущение ребенка в современном мире предпринимает и А. Дейнека в рисунках к «Кутерьме» Н. Асеева. Яркость. Лаконичная, немногословная манера изображения животных заставляет вспомнить иллюстрации Н. Тырсы к «Снежной книге» В. Бианки (1926).

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). В пименовских экспрессивных рисунках к «Зоосаду у воды» С. Федорченко (1928) образы зверей решены несколько иначе, чем в «Домашних животных»: они более объемны, выпуклы, фактурны. С некоторыми работами «Общества станковистов» перекликаются иллюстративные циклы Б. Земенкова.

И в то же время в изданиях 1930-х гг. Через коридор между протянутыми веревками он не проходил, а величественно шествовал. Он был из числа тех художников, которые искренне и взволнованно погрузились в жизнь».

Немало пустозвонов и смутьянов сокрушали «старое», опрокидывали каноны, не предлагая, по существу, ничего взамен. Но в то же время мы стремились, чтобы характерность каждого «портрета» была выражена предельно, будь то жестокость, хитрость, тупость игра в безразличие, развенчанность при сохранившейся привычке принимать позы «вождя» чтобы, глядя на рисунки, зритель поверил в правдивость изображения даже таких деталей, как руки, как одежда. Позы, жесты, мимика, кисти рук характеризуют состояние персонажей. Увидев макет «Парка культуры. », Н. Купреянов пошутил: «Отлично, очень похоже, длинно и скучно». В 1920-х гг.

Кукрыниксы запомнили, как «фюрер, задыхаясь в бесконечных речах, рвется к власти, как, захватив ее, неистово торжествует, лихорадочно строит планы разгрома мира. Графиков группы «13» занимали пластические задачи, во многом близкие установкам ОСТа. Вот некоторые названия работ Кукрыниксов, сделанных в 30-е годы: «Уборка урожая — грозный удар по врагу», «Уничтожим кулака как класс». Наибольшую же известность получили их карикатуры. Нельзя научить человека быть остроумным, веселым. без поправок, без ретуши.

В сущности, громоздкий заводской антураж, производственная коллизия нужны здесь лишь для реализации нехитрой, но грозной социальной метафоры: из-за нерадивости одного несознательного «винтика» может остановиться работа всей гигантской государственной машины. На основе личных впечатлений создано полотно «Бегство фашистов из Новгорода» (1944–46). А на холсте началось все сначала. Разумеется, трудоустройство состоялось. Всякие были разговоры. – выводит томный Франко.

«Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. Например, А. Дейнека, как отмечает исследователь, «. Оформление детских изданий график считал прекрасной «школой трезвости и ясности», помогающей избавиться от излишней манерности и усложненности пластического языка.

В своих карикатурах Кукрыниксы показали истинное лицо поджигателей новой войны — империалистов, преемников немецких фашистов («В боннском ателье «Американка», «Очередные бесноватые», «Однобокая экономика» и др. ). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ).

Три мастера живописи и графики плодотворно трудились вместе на протяжении более шестидесяти лет. Листовки служили л пропуском для сдачи немецких солдат в плен. ее не надо искать в непосредственном зрительном опыте». 1903) — составленный из частей их фамилий и имен. конструктивистский культ техники уже постепенно изживает себя, акцент чаще всего делается теперь не на технологической составляющей, а на «человеческом факторе» производства.

Когда началась Великая Отечественная война, Кукрыниксы в числе первых пришли работать в «Окна ТАСС». В одном из тяжелых боев немцы угодили в карикатуру и оторвали Гитлеру ноги. В них художники использовали приемы народного лубка, поговорки и песни.

«Завод» А. Громова (1930) представлял собой простейший вид конструктора, развивающего комбинаторное мышление. Никто не встал, даже не обернулся, когда Гитлер появился в дверях. В Нюрнберге на суде демонстрировались фильмы, в которых действовал Гитлер и его подручные.

Митчель (1930) смотрится в новом контексте уже несколько старомодно, кажется неизбежной данью технократическим утопиям 1920-х гг. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. Даже Геринг просил о помиловании. Юный герой предается естественным для его возраста и весьма похвальным занятиям: мастерит модель самолета, сажает деревья, принимает душ (что считалось в те годы важным завоеванием социализма).

Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением. Даже бегающие оловянные глазки – все до мелочей знакомо нам. Надо полагать, что эта внезапность появления военных преступников одного за другим на пороге зала суда отложилась в сознании художников и подсказала найденное в «Конце» внезапное появление Гитлера. Они – авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947 – 1948), «Старые хозяева» (1936 – 1937).

Тупик. Петрищево. Он при последнем издыхании. Все это питало воображение художников, а мысль работала в определенном направлении. По-своему трактовал анималистические сюжеты Ю. Пименов. «Уже к концу 20-х годов характер и направление развития книжной графики заметно меняется.

В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе» : западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. ».

В тексте говорится всего лишь о девочке, любившей плакать по любому поводу. Жители выходили нам навстречу из землянок. помогала ему в его экспериментах, заряжаясь энтузиазмом печатника».

Вспомним, что у первого издания «Мойдодыра» К. Чуковского был подзаголовок «Кинематограф для детей». Хоть в уборную, но пройтись туда фюрером. Они нарисовали фюрера в черной шали старухи-гадалки, горюющего у карты России. Но особенно органичным было обращение художника к фольклорным образам, о чем свидетельствуют литографии к сборнику народных песенок «Держись, не отставай» (1929). Из сугроба торчал остаток виселицы.

Молодой питомец Гитлера опустошил бутылку и погрузился в спасительный сон. Художники прибегали даже к гриму, чтобы лучше войти в роль они вылепили фигурки из пластилина и пользовались ими в поисках наиболее выразительного решения светотени в композиции. Они обращаются к историческим сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны ("Таня", 1942-47, Третьяковская галерея). Это было суровое, порою голодное время.

Процесс взаимовлияния различных творческих концепций не ограничивался Москвой и Ленинградом, он измерялся, как любили говорить в те годы, «во всесоюзном масштабе». Скрип снега под босыми ногами Зои. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). Даже в пределах одного разворота Земенков использовал разные стилистики: Монгольфье изображен в карикатурной, но по-своему изысканной манере, обстановка его лаборатории воспроизводится с реалистической основательностью, дома и любопытные прохожие словно нарисованы ребенком, недавно научившимся держать в руках карандаш. Святыня Руси, собор, семь столетий назад осенивший стяги Александра Невского на ратный подвиг и встретивший могучим звоном колоколов великую победу. Московские художники С. Боим и Б. Суханов в иллюстрациях к книге К. Пискунова «Комсомольское племя» отчасти используют те же приемы, однако их работа кажется более вялой и прямолинейной, ей недостает динамики.

Ими выполнены рисунки пастелью— «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905г», «Чкалов на острове Удд» и других. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева» иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет. Особенности его подхода к интерпретации детской литературы отчетливо видны уже в одном из первых иллюстративных циклов— в рисунках к «Девочке – ревушке» А. и П. Барто (1934). Одна из бронзовых фигур с протянутой рукой выдвинута на передний план, взывая к отмщению. потирает руки и притопывает ногами». Художники очень зло и остроумно высмеивали незадачливых завоевателей.

И еще одна деталь, вызывавшая у нас удивление: художник мерил сантиметровой линейкой высоту лица каждого из нас и установленный размер точно переносил на холст. др. ). Может быть, потому, что черное и белое.

Но сам Купреянов редко бывал доволен сделанным и продолжал начатые поиски, у современников создавалось впечатление, что он рисует всегда и везде. Они умели находить грани бытия, в которых наиболее зримо предстает уродство зла. Дрожащий свет фонарей. С вожделением, высунув языки, ждут они подачки, но находят в протянутой им разбитой плошке только железные кресты – единственную награду за усердие (Выслужились).

В детской книге периодически работали такие художники этого круга, как В. Милашевский, Т. Лебедева (Маврина), Д. Даран. В годы войны он становится настоящим оружием против врага. Юный герой «Октябренка-постреленка» (1925) попадает в компанию персонажей народных сказок, невероятные приключения ожидают и детей из книги «В защиту трубочиста» (1926), без должного почтения относившихся к представителю почтенной пролетарской профессии. Например, в нескольких изданиях, оформленных К. Вяловым, энтузиазм по поводу разнообразных технических новаций выразился в предельно жесткой и четкой, на первый взгляд лишенной эмоций стилистике иллюстраций. Затем появлялся Гитлер после разгрома его армий в районе Волги.

В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Чтоб в работе рисовальщика, как и в работе акробата, чувствовался темп. Введение принципиально важного для авангардистской эстетики приема коллажа не только придает всему изданию фактурное разнообразие (в сочетании с рисунками и традиционно набранным текстом), но и прекрасно подчеркивает условный игровой характер персонажей. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. Вероятно, в этом цикле график использовал зарисовки, сделанные с натуры. Нет. Звонкие голоса юного Советского государства.

Активное, волевое, конструктивное искусство. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. Карикатуристы—художники абсолютно особого склада.

В 1948—49 они иллюстрируют «Фому Гордеева» Горького, воссоздавая яркие горьковские образы. В более сдержанной, но не менее выразительной манере оформлен «Зверинец» Б. Пастернака (1929). В снегу хаотично разбросаны обломки монумента «Тысячелетие России», беспощадно и целенаправленно распиленного фашистами. Вскоре Кукрыниксы стали самыми известными и востребованными карикатуристами в СССР — их работы печатались в самых «главных» советских газетах, даже в «Правде». Художники Кукрыниксы – это уникальное явление в мировой культуре. В издательской практике начала 1930-х гг. Безнадежность и страх животный, тупой охватил этих недавних вершителей судеб.

Но. он «. Идеолог объединения Милашевский часто иллюстрировал произведения современной социальной тематики особой популярностью пользовались его рисунки к книге дрессировщика В. Дурова «Мои звери» (1927) и «Кара-Бугаз» К. Паустовского (1932). В этом — подлинная народность картины и ее грозное предупреждающее значение для новых «претендентов» на мировое господство. Мы к этому привыкли, нас это устраивает.

И никакие фразы, никакая ложь не оправдают чудовищных злодеяний фашизма. рисунки такого рода очень часто появлялись во взрослой периодике, но отнюдь не в изданиях для детей — юмористический (пусть и вполне дружелюбный, благонамеренный) акцент в изображении «вождей» считался недопустимым с педагогической точки зрения.

Десятки вариантов, сделанных по памяти, не заменят одного, сделанного с натуры». занимала политическая тематика, в особенности— разоблачение пороков империализма. В выпученных глазах старика отчаяние преступника перед неминуемой гибелью.

А началось все в двадцатые годы в стенах ВХУТЕМАСа. В 1930 г. художники задумали книгу, в которой типажи представителей власти дореволюционной России — царя, фабриканта, помещика, городового, жандарма и т. д. — были бы представлены в виде смешных и нелепых «старых кукол». Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»2). Вероятно, это объясняется не только прямым влиянием, но и общей атмосферой времени, во многом определявшей характер художественных решений.

На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. «Ведь стрела, —говорит он, —только тогда попадает в цель, когда тетива натянута туго». Например, обращение к жизни далеких экзотических стран объединяет литографии москвича Л. Вольштейна («Наблюдательность» К. Ушинского, 1930) и ленинградцев Е. Сафоновой («Ленин в Индии», 1931) и Ю. Петрова («Мистер Смит» Ю. Варшавского, 1931). Но развить, воспитать. Эта тенденция прослеживается и в очень многих детских изданиях 1930-х гг.

Он обращался к производственной теме («Гончары» (1930) изображал сцены из жизни современных подростков («Колькина биография» Д. Чепурного (1930). И как на негативе идут по нему мягко вылепленные кистью светлые силуэты. Наборный шрифт постоянно чередуется с рукописным. Иные воспевают красоту пейзажа и тем отрицают уродство.

«А что вы можете нарисовать. »—спросил Жаров. В таком наряде ходит дома Немецкий фюрер в дни приема. Но почему же так убедительны эти заиндевевшие силуэты на черном снегу.

Безупречно владея печатным станком, он пробовал делать монотипии, оттиски с картошки, листьев, бумажных вырезок, добиваясь интереснейших эффектов печати. Внимание художника привлекают и типажи посетителей зверинца.

— изумился Жаров, — что можете. ». Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в виде плакатов и листовок. Работали, как обычно, коллективно и слаженно, без перерывов. Совместно обсуждались темы их изобразительное решение, содержание и характер подписей.

Здесь изверги измывались над Зоей. При малейшей возможности мы работали. Если из ленинградских сатириков на этом поприще серьезных успехов добился, пожалуй, только Н. Радлов, оформивший произведения М. Зощенко, Д. Хармса, К. Чуковского, первое издание «Волшебника изумрудного города» А. Волкова (1939), то московская редакция еженедельника «Крокодил» подарила детской книге целую плеяду замечательных графиков. Ей было всего 18 лет, а она боролась как настоящий герой. Воет лютый пожар. Затем так же внезапно «на пороге двери показалось нечто еще более страшное.

Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » появился на улицах страны уже в июне 1941 года. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Все в этой картине находится в состоянии неустойчивости. И восстанет из пепла Новгород. Ходит ходуном, горит земля над головами злодеев.

Они— авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Во всяком случае, эта работа не выдерживает сравнения с одухотворенными, полными высокой поэзии литографиями Л. Гальперина к «Самолету» Ю. Владимирова (1931), где при всей условности графического стиля и геометризации форм панорама города представляет собой волнующее изысканное, эмоционально насыщенное зрелище, а не сухую схему архитектурной застройки. В картине изображен хаос, кошмарный по чудовищности акт разрушения. В 1941, на второй день после вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР, появился превосходный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. ».

Коллеги называли его «Моцартом карикатуры». Дается даже проект стенгазеты, посвященной борьбе с вредителями (правда, судя по рисунку, речь идет не о троцкистах и бухаринцах, а всего лишь о грызунах). По очереди одевались в костюм Гитлера и в мундиры его офицеров. Он виртуозно работает пером и кистью, простейшими средствами достигая удивительного разнообразия фактуры рисунка: второстепенные персонажи намечены лишь тонкими контурными линиями, фигуры главных героев проработаны артистичной штриховкой, с помощью заливок тушью расставляются важные ритмические и смысловые акценты.

Партийный функционер мог стать героем карикатуры лишь после того, как был разоблачен и объявлен «врагом народа». Ими выполнены рисунки пастелью— «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905г», «Чкалов на острове Удд» и других. Так, обложка Вялова к «Небоскребу» Л. -С. И, между прочим, довольно трудно выдумать что-нибудь смешное из головы.

Даже в карикатурах он не был столь страшен и жалок. Упал стул. За ним маячит чуть видно голова Геббельса. Его рисунки к повести Г. Айзмана «Хаусорн.

В Нюрнберге на суде демонстрировались фильмы, в которых действовал Гитлер и его подручные. Где-то вверху, куда обращен безумный взгляд Гитлера (важный мимический и сюжетный штрих. ), громыхает советская артиллерия. В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре – политического плаката. Николаева) к книге «Два Первомая» (1930) также используются оригинальные ракурсы, но подчас целостному восприятию зрительного ряда мешает излишняя детализация массовых сцен.

Результаты этого погружения ощутимо сказались и в купреяновской книжной графике для детей. В книге «Я печатник» (1932) газетные листы присутствуют уже в качестве фона.

Никто (кроме него самого) никогда не видел, как он создает свои картины, хотя иногда попытки проникнуть в тайну его творчества предпринимались и досужие фоторепортеры пытались изобразить этот колдовской процесс. они исполняли карикатуры главным образом на литературные темы. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. И тут своего рода толчком послужила корреспонденция П. Лидова о подвиге Зои Космодемьянской, напечатанная в «Правде» 27 января 1942 года. Нет, нет и еще раз нет.

Низко стелются зловещие клубы дыма. Отрицать и утверждать. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс.

Площадь. брошена телефонная трубка. В этом отношении очень показательно творчество К. Кузнецова. Где-то вверху, куда обращен безумный взгляд Гитлера (важный мимический и сюжетный штрих. ), громыхает советская артиллерия.

Русская печь. Их плакаты и карикатуры всегда ожидались с нетерпением.

Однако стилистические поиски этих мастеров повлияли на деятельность очень многих иллюстраторов (причем не только московских), формально не входивших ни в какие группы, но заинтересованных в том, чтобы сделать книжную графику для детей более энергичной, раскованной, непосредственной, внести в нее лирические и иронические ноты, освоить новые, современные темы и художественные приемы. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Побывав в убежище Гитлера, мы решили написать картину «Конец». Лицо серое изможденное.

Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. Отточенное острие художественной сатиры. Форма рождается из памяти. «Все трое.

Вольштейн изображает картины из жизни индейцев весьма лаконично и немногословно, безжалостно отсекает все детали, но при этом явно ориентируется на каноны архаического искусства (что заметно прежде в патетических позах фронтально развернутых к зрителю персонажей). И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности. Жутко, страшно было повторять этот путь. чувство юмора необходимо. Вместе с тем она так удачно оркестрована, что зритель сразу схватывает самое существенное.

Молодой питомец Гитлера опустошил бутылку и погрузился в спасительный сон. Так, книга Т. Шишмаревой и Е. Шварца «Кино-загадки» (1930) раскрывает некоторые секреты кинопроизводства, речь идет прежде всего о технологии съемки самых эффектных трюков. Среди опустошения и смерти, глушащей все живое, мы как бы слышим слова: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет» – такова историческая правда, звучащая в этом полотне, так найдены масштабные соотношения, композиционный строй этого огромного холста, такова сила веры в победу, заложенная в это произведение. Действительно, в альбоме «Домашние животные» (1931) можно найти и достаточно схематичные композиционные решения и свидетельства увлечения «едкой и вычурной остротой» экспрессионистской графики. Например, в рисунках Л. Гамбургера к «Пятилетке» Б. Евгеньева (1930) узнаются некоторые графические приемы А. Дейнеки, в оформлении другой производственной книжки, «Тракторобуд» Н. Забилы (1933), свободный эскизный рисунок в духе Н. Шифрина сочетается с конструктивистским монтажом фотографий. Таковы Гойя, Домье, Хогарт, Федотов, Перов.

Красноречивые детали соподчинены друг другу и главной теме. Кроме того, каждый из Кукрыниксов работает и индивидуально, создавая талантливые пейзажи, портреты, рисунки. И посреди всего этого адова хаоса – София. По инициативе Горького в 1932 была организована первая выставка Кукрыниксов, к открытию которой Горький напечатал в «Правде» специальную статью.

Эти слова многое объясняют в последующем творчестве мастера. Отсутствие опыта дебютанты стремились компенсировать обращением к наследию своих любимых западных мастеров. В 20-е гг.

Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Правда, первые обращения графика к детской литературе не отличались самостоятельностью, нетрудно заметить в них попытки подражания корифеям «Мира искусства».

В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В руках бандитов – чадящие факелы. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ).

Но гораздо более выразительны и изобретательны его рисунки к сказке «Носорог» (поэтическому переложению киплинговского сюжета). Одна из его бесспорных удач в книжной графике — оформление «Необычайной истории об изобретении воздушного шара. » Г. Владычиной (1927). На военной машине мы проехаги 3400 километров по изувеченной, вытоптанной врагами земле.

Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению.

Сотрудничество Кукрыниксов с С. Маршаком продолжилось в годы Великой Отечественной войны они вместе создавали «Окна сатиры ТАСС». Иногда срочную работу заканчиваем в бомбоубежище. Меняли освещение. Это было очень нужно для работы, но всё же не давало для картин необходимых живых, образных впечатлений.

Конец бесславный, позорный и жалкий. Сам он может и не работать, но его присутствие, его слово помогают работе. Пока один спит, второй дорисовывает, третий готовит обед и так по кругу. Смята, сдернута скатерть. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Еще посверкивают железные кресты, блестят погоны, кокарды с орлами – остатки пустого, зловещего маскарада.

Как и в России, смелые эксперименты художников вызывали неприятие и вражду педагогов. Надо полагать, что эта внезапность появления военных преступников одного за другим на пороге зала суда отложилась в сознании художников и подсказала найденное в «Конце» внезапное появление Гитлера. Пустые, зияющие глазницы окон.

В 1958 – 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. Тра-та-та-там.

Другое дело—развить то, о чем пишет автор иди даже чего нет, но подразумевается в книге». К их числу можно отнести «Три песенки» О. Колычева (1933) с иллюстрациями А. Гончарова. Однако наследие лучших мастеров «золотого века» обладает такой мощной энергетикой, таким неисчерпаемым потенциалом новаторских художественных идей, что многие поколения создателей детской книги неизбежно обращались и будут обращаться к нему в поисках «утраченной правды искусства».

Простейший способ искусственного взросления юных героев предложен В. Добровольским в иллюстрациях к «Ребячьему городу» Н. Агнивцева (1929): улыбающиеся детские физиономии словно вклеены в чужие, взрослые фотографии два румяных мальчугана в шинелях и буденовках принимают парад Красной армии вместо реальных военачальников. В данной главе представлены главным образом публикации киевского издательства «Культура» начала 1930-х гг. Здесь свершилась казнь. Известны их картины, эскизы театральных декораций, шаржи.

Буревые зори двадцатых годов.

Волшебные картинки» (1929) и «Синие загадки — красные разгадки» (1929), следовало вооружиться цветофильтрами и поочередно накладывать их на страницы. Скрипнула дверь. Все это питало воображение художников, а мысль работала в определенном направлении. Картина «Конец» (1948) написана в новаторском жанре сатирической исторической картины. с детскими издательствами.

В дни войны, занятые повседневной напряженной работой над сатирическими рисунками, Кукрыниксы, естественно, не могли уделять много времени живописи. «. Не снежная, с оттеняющими белизну черными силуэтами.

И это в декабре, в самые морозы. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Так, чрезмерная политизация детской литературы в 1930-е гг.

Я слышу этот Древний благовест, слышу клики народа, голос Невского. Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », 1941) иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»). - Машина шла на запад. На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников.

Они кричали, плакали, упирались, симулировали сумасшествие. В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Я здесь пою. В 1924 г. в студенческой стенной газете Вхутемаса (Высшие государственные художественно-технические мастерские) впервые появились шаржи и карикатуры, подписанные странной фамилией Кукрыниксы.

На протяжении долгой совместной работы у нас выработалась своя внутренняя конституция. Конечно, неизбежная в искусстве тех лет тема торжества «нового быта» занимала мастеров ОСТа не меньше, чем анималистические эксперименты. сочетание страшного и выдуманного было в этой фигуре, оказавшейся Гессом». Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Все идет прахом.

Именно эти элементы должны быть обязательно в рисунках для детей. Здесь предпочтительнее ошибаться.

Молодого художника поддерживал великий пролетарский писатель. «Мы принялись за работу с отвагой первооткрывателей, — пишет начинающий художник об оформлении фантастического рассказа М. Гершензона «Товарищ Метр» (1930). — Нам тогда нравился французский художник Дюфи с его красочной жизнерадостностью, с него и начали. 1903), Крылова Порфирия Никитича (р. Однако в начале десятилетия произведения такого плана еще не задавали тон в детской книге, они были скорее исключением, чем правилом. Тупик.

Врагу не сгубить славу России. Однако ни «пролеткульты», ни иные свергатели Рафаэля и Пушкина не одержали конечной победы. «Вы стали всемирно известной силой в международной солидарности людей, в их общей ненависти к фашизму и борьбе за его разгром.

Многие из «Окон ТАСС» и плакатов, нарисованных Кукрыниксами, стали очень популярны. Живопись отошла на второй план и мы не знали, когда сможем к ней вернуться. Новгород.

Подобные претензии высказывались и раньше, но в культурной ситуации 1920-х гг. Пустыри, Пожарища, Обугленные черные головешки.

Этот цикл очень своеобразен и по интонации и по технике исполнения (белая гуашь на черной бумаге), мастер смело ломает сложившиеся стереотипы. Именно там волею случая встретились три молодых человека, одержимые страстью к творчеству. Так, в «Зинкиных картинках» (1930) все герои и предметы вырезаны из старых газет причем используются не готовые рисунки и фотографии, а текстовая часть газеты. Час возмездия близок, бои идут на улицах Берлина, бежать некуда. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись.

Без него жизнь теряет половину своего обаяния». По-своему интересна книга Н. Агнивцева «Винтик-шпунтик» (1925) с иллюстрациями В. Твардовского. Ими выполнены рисунки пастелью – «И. – гудит ему в ответ Усатая любовница-германка, Закутанная в плащ-нейтралитет.

Вхутемасовцы.