Описание Картины Сватовство Майора
Описание картины Сватовство майора было разъяснено самим художником, даже выпущено в стихотворной форме.
Картина Сватовство майора: описание картины
В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. П. А. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора.
Федотов вводит нас в купеческий дом. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Павел Андреевич Федотов (1815-1852) родился в Москве в семье бедного чиновника. / Ой, стыд какой.
Вопрос спорный. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности». Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста.
В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить. / По-старинному— в сизом платочке. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Сюжет и расположение персонажей в целом сохранены— как и в первой версии, во втором варианте присутствуют те же восемь действующих лиц и кошка.
Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. Наверняка, это и есть невеста, которую сватают майору. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку.
Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46.
Вечные брачные архетипы с поправкой на старомосковский колорит. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847). А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное.
А картины. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться.
Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения». Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием.
Описание картины Сватовство майора
Продолжатся (или не продолжатся) две династии – военная и купеческая. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. 58, 375, 4. / Нет, в светлицу уйду. »46. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА.
/ Ой, стыд какой. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. осталась незавершенной.
Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Герои картины Федотова — это живые люди, со своими достоинствами и слабостями. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака.
В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты». Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Ведь на столе наготовлены разные угощения.
Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848
Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.
Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать. А мы как-то писали (11-2012): само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. Ж-4521). Отдали её за другого.
Описание картины Федотова «Сватовство майора»
Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени».
Но купец-то искренне полагает, что печётся о счастье дочери — став женой дворянина, она повысит свой социальный статус, войдёт в круг «благородных», куда купцам, несмотря на богатство иного пути нет. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака».
Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. / Никогда с ними я не бывала». Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей. Такие браки по расчёту, а также связанное с ними сватовство, неоднократно описывались в русской литературе 1830-х и 1840-х годов. Это излюбленный приём Павла Федотова.
По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года», датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года). Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента.
стоили. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Сразу же заметным центром композиции, является милая девушка в нарядном, шитым из шелка, кажущемся воздушным, платье. Служанки шушукаются. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки».
История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Скорее всего, ее слово в семье и является главным в решении любого вопроса. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Старик был очень строг по службе и часто, когда он возвращался домой из должности, за ним шел сторож с одной, а иногда с двумя парами сапог в руках. Подобных вопросов возникает множество.
Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать. У него горделивая осанка, напыщенныйвид. ассигнациями в месяц». И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени. Вот, кстати и он – в смежной комнате. Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника.
Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице».
«Сватовство майора» картина Павла Федотова
Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. 5. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора» (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году.
Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. Возможно, переживает, чтобы всё сладилось – подкручивает свои гусарские усы. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов.
ассигнациями в месяц». Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41.
Тогда круг их становится обширнее они достигают наконец до того, что женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепияно, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни»25. И мундир надел с эполетами, а мог бы ведь по-простому, по-граждански – сюртук.
/ Никогда с ними я не бывала». В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Возможно, лента тут служит указанием на доблестное участие члена семейства – отца или деда ополченцем/партизаном в войне с Наполеоном (. ).
Помогите описать картину Сватовство майора
Что ж «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840х. Еще не вошёл в залу. Что можно сказать про этого персонажа. Кроме одного.
Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка. В юности «забрили лоб». По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика.
На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Рядом с купцом стоит сваха. Матьсемейства расценивает замужество дочери скорее как удачную сделку, нежели каклюбовный порыв. Жених уже стоит в дверях при полном параде. Только наверняка он «происхождения тёмного».
Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря». Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира.
Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника». Про нее писали вгазетах. Он пел играл на гитаре, сочинял песни и романсы. Сын был гордостью и надеждой семьи.
Описание картины «Сватовство майора»
В свободное время также много рисовал, В основном портреты сослуживцев и знакомых. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста».
Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его. Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. В ней борются противоречивые чувства. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Увлёкся рисованием, стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха.
В ту пору, будучи офицером, Федотов получал жалование 300 руб. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.
А дальше можно предполагать. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат. А росписи на потолке. » Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней.
Ведь он жених. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. Подобные браки случались тогда повсеместно. Но не всё так однозначно. Грустная история.
Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора». Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Подобные браки случались тогда повсеместно. Ярчайшим образцом творчества стала картина Федотова «Сватовство майора», созданная в 1848 году. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». И здесь – важный момент. Им предстоит родиться благородными они избегут рекрутской повинности, никто не забреет им лоб.
/ По-старинному— в сизом платочке. Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. «Особенности национальной женитьбы» в середине XIXвека. Армейский майор – это, как правило, командир батальона.
По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать». В ней борются противоречивые чувства.
Георгиевская лента и Сватовство майора
Дом, несомненно, богатый – одна люстра чего стоит. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором». Но награждения лиц, не имевших чина и права получить армейскую награду, были очень редки. Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62.
Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26.
Картина «Сватовство майора»: описание картины
А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное. Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная. Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово.
Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) сам был сыном «бурбона». Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Именно благодаря этой произведению ему было назначено почетное звание академика. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Ему нужно деньги, которые он и получит у своего тестя-купца.
Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»
Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера». В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво». Своих же персонажей, по отзывам близких людей художника, он любил. Все не столь однозначно с Купцом. Долгое время считалось, что художник высмеивает персонажей «Сватовства майора», а вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворянства.
На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. В 11-летнем возрасте был определён в воспитанники Первого Московского кадетского корпуса. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери.
В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста». Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей».
Все присутствующие ждали этого события. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809 – 1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2.
Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. На ее лице читаются властность ирасчетливость.
Описание картины "Женитьба майора"
Браки по расчёту вообще самые крепкие. Образ купца долго не давался художнику, который упорно искал подходящий типаж во время своих прогулок по Апраксину и Гостиному дворам. Люди свободных состояний в 1812 году могли добровольно поступить на службу в ополчение или внести свою долю пожертвований, либо совершить тот и другой патриотические шаги. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852.
В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы». — стыд какой. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника». По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность.
О знаменитой картине Сватовство майора
Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35.
По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке. Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар.
Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. А как тонко передал Федотов ощущение домашнего уюта. чужой. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Купец явно подготовился к встрече будущегозятя.
У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора. — стыд какой. Возникнет (или не возникнет) новая семья. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза». Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе.
О набожности хозяев свидетельствуют лежащие на столике слева Псалтырь и Библия, а также стоящие на полочке иконы с лампадами. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. / Нет, в светлицу уйду. ».
Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.
С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Ей, ей, за весь успех мой обязан. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними.
Сватовство майора и шутовство художника
Чего только не сделаешь ради очередной удачной сделки. Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором.
Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Так что «Сватовство майора» — не просто усмешка, забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только чёрного и белого, где все полутона и игра света. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».
По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи». Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445.
С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика.
Мы видим на картине Федотова высшую точку этой напряженной неопределённости и то, как каждый из акторов (действующих лиц) её переживает. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Не аристократический (мира аристократов выросший в Замоскворечье художник изнутри знать не мог), а именно купеческий. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319.
Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты.
А невесту – в неискренности чувств, если будущий брак сулит ей дворянство. Ведь они не виновны в падении нравов современности. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Стерпится – слюбится. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Кроме одного.
Со вчерашнего дня Ее нет для меня. А переливчатые ткани на платьях. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха».
Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь». Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом. Полотно Сватовство майора принесло отставному лейб-гвардии капитану Павлу Федотову (1815-1852), не имеющему официального художественного образования, звание академика живописи. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37.
В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены».
Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)
Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк. Естественно, что о каких-либо чувствах речь здесь и не идет. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.
Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. чужой.
В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность». Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста.
Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены».
Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать.
Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Вот-вот состоится (или не состоится) свадебный сговор. получали то, что хотели, становились счастливыми. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров. Для большего не хватало грамотности, связей.
В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Получив офицерское звание, переселился в Петербург. Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова), который согласился позировать в женском платье. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23.
Ж-4521)8910. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора.
По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. На полу— кошка, «намывающая» гостей. Сваха одета в нарядную парчовую кацавейку и тёмную юбку, на голове у неё повязан тёмный платок в мелкий цветочек.
По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа.