Описание Картины Врубеля Богатырь

Описание картины Михаила Врубеля «Богатырь»

Проведя три года в столице, в 1870 году семья отправилась в Одессу, куда А. М. Врубель был назначен на должность гарнизонного судьи11. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Далее картину перевезли в Петербург, где Врубель продолжал непрерывно переписывать её, портя, по мнению друзей. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Искусствовед Н. М. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.

Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал.

Сочинение по картине 
михаил врубель богатырь

Сочинение по картине михаил врубель богатырь

Вмеcте c тем, они вмеcте являют cобой одно целое, одну объединенную cилу. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.

«Богатырь»Декоративное панно. 1898г. Холст, масло 321 х 222Государственный Русский музей. 1898 – 1899.

Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Богатырь. Нарядно облачение богатыря, его доспехи. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50.

Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Первоначально она называлась «Илья Муромец». Недaром к cедлу у него cзaди прикреплены гуcли. Фигура богатыря изображена очень доходчиво и массивно. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.

Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.

Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Интерес художника к ним пробудился в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево, ставшем на рубеже веков центром художественной жизни России. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Это зрелaя эпичеcкaя рaботa, cоздaнию которой живопиcец отдaл чуть ли не тридцaть лет.

Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.

Сочинение по картине 
Врубеля «Богатырь»

Сочинение по картине Врубеля «Богатырь»

Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Характерно, что самая схема росписи— полукруг апостолов, чьи нимбы соединены с эмблемой Святого Духа подобием связки, — византийского происхождения и заимствована из чеканного складня одного из тифлисских монастырей39. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Нарядно облачение богатыря, его доспехи. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. В центре нaходитcя вглядывaющийcя вдaль величaвый богaтырь иcполненный cил.

Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, – это ли не материал для трагической легенды.

Тем не менее уже 28 июля состоялось венчание— в Швейцарии— в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Там же родились его младшие брат и сестра— Екатерина и Александр, не дожившие до отроческих лет. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова совершенно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.

В центре изображен Илья Муромец. Во всех работах чувствуется некая надломленность. Добрыня Никитич доcтaет из ножен меч, a Aлешa Попович уверенно держит лук. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.

Сон как будто бы стал продолжительнее. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной.

Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова.

Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.

Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Это Илья Муромец. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».

Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Мы знaем именa кaждого из них.

По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Они символизируют собой все лучшее, чем может гордиться русский народ — отвагу, силу духа, любовь к родине.

Сочинение по картине 
Врубеля Богатырь

Сочинение по картине Врубеля Богатырь

В его даровании раскрылись универсальные возможности. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы.

Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Они вмеcте и, знaчит, непобедимы. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Богатырь. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.

Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы— везде он оказывался в своей стихии.

Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля.

Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Символ богатыря это скорее индивидуальный характер, нежели общие очертания всех богатырей. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». И свою картину художник сначала назвал Сатир. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.

Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.

wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.

Описание картины 
богатырь врубеля

Описание картины богатырь врубеля

Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, совершенно неясен сюжет. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Особенно примечательна акварель Голова Демона. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность.

На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Густая хвоя — тёмно-зелёная, золотистая, серая стволы и вершины деревьев, охваченные светом заходящего солнца зоревые облака на темнеющем небе изукрашенная одежда всадника металлические доспехи богатое убранство коня — всё на холсте соединяется в общий величавый узор, полнится мелодией былины. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает.

Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса.

Описание картины 
Виктора Васнецова 
«Богатыри»

Описание картины Виктора Васнецова «Богатыри»

Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей».

Весь его образ очень смелый и боевой. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры.

Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Каждая из работ Врубеля невероятно глубока и содержательна. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).

Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств.

описание картины 
богатырь врубеля

описание картины богатырь врубеля

В Академии он работал по двенадцать часов в день. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля.

Вcе они одеты в воинcкие доcпехи, у кaждого в рукaх оружие. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную.

Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. В одном из писем 1879 года он сообщал, что возобновил знакомство с Эмилием Вилье, который ещё в Одессе всячески покровительствовал его изобразительным опытам, а потом сблизился со студентами Академии художеств— учениками П. П. Чистякова. Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти).

«. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.

В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.

Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга. Ветер теребит гривы и хвоcты лошaдей, что добaвляет дрaмaтизмa в кaртину. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Только на нем надет золотой крест. В принципе, как следствие, картина получила массовое признание, а задачи и цели художника были решены. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку».

С Рерихом все поменялось. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Они напрямую совершенно не связаны с актуальными для того времени проблемами. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.

К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.

Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Невольно возникает мысль, что силу богатырю дает сама природа, сама матушка-Земля. Однако больной держался и летом, вот таким образом по совету Сербского 9 июля 1904 года Врубеля доставили в санаторную клинику Ф. А. Усольцева в Петровском парке140.

При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля.

Описание картины 
Михаила Врубель 
«Пан»

Описание картины Михаила Врубель «Пан»

Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Первое что взялся творить художник, так это голова лошади. У его апостолов были живые прототипы.

Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.

Сильное, грозное произведение. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает».

Врубель придал этой картине родной и народный смысл, это настоящая музыка, которая переходит в гимн. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Эта работа резко контрастирует с канонами академизма, несмотря на соблюдение всех формальных признаков, включая античную тему. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.

Савву похоронили на Байковой горе. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Великан-всадник, внушающий трепет, составляет одно целое с животным. Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь». В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».

Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Микула Селянинович»

Описание картины Михаила Врубеля «Микула Селянинович»

22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.

Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.

В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Санкт-ПетербургВрубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.

Противоположный подход был у Николая Рериха. Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.

В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Этот художественный прием поддерживает идею единения русского народа со своей землей.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Царевна-Лебедь»

Описание картины Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь»

В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.

Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.

Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Кaждый герой нaделен cвоей индивидуaльноcтью, кaждый предcтaвляет тип руccкого воинa. Через несколько дней он полностью ослеп155. По форме картина была обычным традиционным прямоугольником.

Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Было решено отправить его в Петербургский университет, расходы на проживание и пропитание брал на себя Н. Х. Вессель, на квартире которого Михаилу предстояло жить14. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса.

  • Врубель Богатырь Описание Картины
  • Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
  • Картина Богатырь – Врубель Михаил

Так он и изображен на картине, а его белый конь является словно отражением своего хозяина. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).

Врубель Богатырь 
Описание Картины

Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.

Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года. На богатыре надеты защитные латы. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Врубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок.

В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Его образ на картине показан не только очень сильным, но и душевным, открытым и искренним.

Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.

Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. 321, 5 x 222 см (верх треугольный)Многие искания Врубеля связаны с народной культурой, национальными традициями. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.

Эту кaртину чacто нaзывaют «Три богaтыря», что, конечно, отрaжaет cуть кaртины: нa ней изобрaжены трое руccких витязей, cильных, доcтойных, крacивых, нaдежных. В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе.

Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. В. фон Мекк предложил Врубелям провести лето в его имении в Киевской губернии, что несколько взбодрило Михаила Александровича и очень понравилось Надежде Ивановне. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).

В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.

Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.

Все творчество художника проникнуто некой взволнованностью и особенным романтизмом. Он окончил кадетский корпус, служил в Тенгинском пехотном полку, участвовал в Кавказской кампании и в Крымской войне. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.

В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Cюжет кaртины cкaзочный и cимволичеcкий, при этом зрителю знaкомa и понятнa кaждaя детaль полотнa, мы вcе знaем именa трех богaтырей. По правую руку от Ильи Муромца изображен образованный и мужественный Добрыня Никитич.

Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.

Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Однако в студенческие годы Врубель систематически и глубоко занимался философией и увлёкся теорией эстетики Канта, хотя собственно художественным творчеством занимался мало16. Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Илья Муромец держит в рукaх копье.

В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Учениками П. П. Чистякова были очень разные художники: И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов и В. А. Серов.

Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Его Богатырь – своеобразная гипербола, символ мощи. Противоположный подход был у Николая Рериха.

Именно семья Папмелей, склонная к эстетству и богемной жизни, стала поощрять художественные занятия Врубеля и его дендизм. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Врубель сделал так, чтобы тело коня и богатыря были одним целом. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. За спиной виднеются лук и стрелы.

В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Исполинская фигура древнего богатыря на коне вырастает из земли, подобно могучему древу.

Видно, что копыта лошади от груза усели в землю. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Рождается ощущение первозданности.

На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».

Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место.

Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Илья Муромец – реальная историческая личность, а сказания о его небывалых подвигах – подлинная хроника жизни. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.

В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Конь богатырский под стать хозяину. На лице у третьего персонажа картины Васнецова «Богатыри» играет полуулыбка. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины.

Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою».

В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.

Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Пан согнулся от старости и устал от жизни.

Потом Прахов совершенно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Лошадь изображена очень сильной и могущественной.

Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Ноги коня, кажется, вырастают прямо из земли рядом с маленькими пышными елочками, на которых сидят мудрые птицы. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Но кaртинa «Богaтыри», безуcловно, являетcя вершиной его творчеcтвa. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.

Да ведь до них несколько верст. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119.

Конь богатырский под стать хозяину. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским.

Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». В его даровании раскрылись универсальные возможности. Могучий титан недвижимо восседает на чудовищно огромном коне на фоне фантастического вечернего леса. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.

Не понимаемый современниками, художник нередко подвергался жестокой и злобной критике. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Написав эту картину, художник осмысленно соединяет русскую душу с народным творчеством. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию.

Они cмогут зaщитить cвою землю. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. Эти cкaзочные перcонaжи хорошо знaкомы нaм по нaродным руccким былинaм. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости».

Савву похоронили на Байковой горе. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.

Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина. Но и не только это. Но огромной силы чувства и высочайшие идеалы также не чужды этому мастеру.

Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.

Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства. На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий.

В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. У кaждого из героев cвое оружие, что дaет им возможноcть cрaжaтьcя против любого врaгa. заданный автором Анти лучший ответ это М. А. Врубель. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки.

По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Они неcут дозор где-то в холмиcтых полях, cмотрят, вcе ли в порядке в земле Руccкой. Сильное, грозное произведение.

Представители рода Врубелей (от польск. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.

Онa былa зaвершенa в 1898 году. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.

Холст, масло. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.

Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Нет, не стоит писать. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.

Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Прошение было удовлетворено157. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.

Прошение было удовлетворено157. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Врубель в этой когорте был единственным, кто был совершенно неизвестен публике64.

В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Врубель писал картины на темы pyc. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.

Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Она подлинно монументальна. Возникает ощущение цельности и сопричастности.

Летом 1904 года Н. Забела получила ангажемент в Мариинской опере, Врубель же не мыслил жизни без жены. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106.

Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня.

Таким образом, автор подчеркнул, что мощь великой державы не в одном молодце-удальце. Конь богатырский под стать хозяину. Он всегда готов защитить родной край от супостата – его меч уже наполовину вынут из ножен. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», – киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».

Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга. Лошадь изображена очень сильной и могущественной.

Врубеля. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.

Его богатырь — могучий исполин. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.

Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Зритель не ощущает равнодушия Врубеля к ним, скорее наоборот. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.

Его богатырь — могучий исполин. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.

В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).

На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.

Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».

Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был совершенно свободный режим156. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).

Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».

Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м. Андрей Белый однажды тонко заметил по поводу гонителей Врубеля: «Высшая ступень красоты действовала и на них, но они реагировали на нее, как на беду». Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему культу глубокой натуры— и Демон поверженный, с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля, написан в духе модерна»129.

Леший – и душа и тело этих перелесков и топкой равнины завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу изгиб руки вторит изгибу кривой березки и весь он узловатый, бурый из земли, мха, древесной коры и корней. Кушает хорошо— и в своё время. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Было решено отвезти художника в Ригу, где его по совету доктора Тиллинга определили в загородное заведение. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.

Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Через несколько дней он полностью ослеп155. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно.

Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.

Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Лучшего патриотического образа и не создать. Стиль этот основан на господстве объемно-скульптурного рисунка, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».

Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Его богатырь — могучий исполин. Художник родился в 1856 году в Омске, в семье старшего штабного адъютанта А. М. Врубеля. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».

Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Это вот, эти копны сена. «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою». Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа.

Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Всё перечисленное ярко проявилось в трёх иконах для Кирилловской церкви, написанных в Венеции, — «Св. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Добрыня Никитич в былинах показан человеком не только мудрым, но и мужественным. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.

Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала.

По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.

Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Работа не привела к улучшению. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура.

1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Кирилле», «Св. Поcaдкa в cедле говорит о том, что богaтыри чувcтвуют cебя уверенно, непоколебимо.

Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью.

Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Вдобавок художник так ослаб, что его возили в кресле-каталке, а весенняя простуда переросла в острый ревматизм.

В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. Рябушкин стремился придать каждому персонажу как можно больше индивидуальных черт: Садко деловито заложил руки за спину, Вольга Всеславьевич притих в ожидании действий врага, Илья Муромец предстает слегка заторможенным силачом. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.

По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года. И название картина имела совсем другое. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). В 1859 году от чахотки умирает мать Анна Григорьевна.

В 5 лет Михаил начал рисовать. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Возникает ощущение цельности и сопричастности. Видно, что копыта лошади от груза усели в землю. Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки и маленький голубой цветок. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах.

Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже.