Пабло Пикассо Бомбардировка
Пабло Пикассо написал «Герника» в 1937 году после бомбардировки Герники — святого города Басков — во время гражданской войны в Испании.
К 80-летию бомбардировки Герники и создания одноименной картины
Позже он говорил, что оба животных означают жертву. Когда Дора узнала, что Пабло променял ее на молодую, с ней случился нервный срыв.
Над головой лошади фонарь или лампа в виде бычьего глаза. В 1900 году Пабло и Карлос Касагемас совершают путешествие в Париж – Мекку всех художников, центр всех искусств. Ранняя форма кубизма (1908–1912) называется аналитической. Ведь и жертва Христа статистически мала по сравнению с бойнями Аттилы или Чингисхана. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника видела в основном спины посетителей».
Очень хотелось бы в это верить. Однако друзей было больше.
- «Бомбардировка Герники» ( ») — испанский документальный фильм (2011)
- «Герника» Пикассо: описание и фото
- Пабло Пикассо: Чего только не довелось мне услышать о моей Гернике и от друзей и от врагов
- «Герника» — картина-легенда или аллегория войны
Действие перемещается внутрь комнаты — точнее, символического изломанного внутреннего пространства, — где сбоку открыта дверь, пол расчерчен (то ли плитка, то ли карта военных действий), а время застыло. Ролик — о самой бомбардировке и о картине Пикассо, который, как и всё остальное человечество, был шокирован зверской акцией фашистов, унесшей жизни свыше 2000 мирных граждан. Смысловое поле «Герники» вмещает все поиски Пикассо: «Авиньонских девиц» и сцены корриды, «Минотавромахию» и «Распятие», треугольные композиции голубого периода и острые углы кубизма.
В более зрелый период он склоняется к сюрреализму и постепенно из него открывает кубизм. Кроме того, ему сошла с рук реплика, ставшая знаменитой на весь мир. После налета Герника горела еще трое суток. Дали пишет, что мучился дурными предчувствиями и это «не просто монстры — призраки гражданской войны, а войны как таковой вообще». И все-таки средневековые схоласты соотносили «анагогическое», возвышенное, толкование текстов с надеждой. В ногах у лошади в неестественной позе лежит солдат, широко раскинув руки.
Но при всём впечатлении буйного хаоса композиция Герники строго и точно организована. Все образы картины переданы упрощенно, обобщающими штрихами. В 1891 году семья Пикассо переселилась в Корунью, где Пабло начал учиться в Школе изящных искусств. Он пишет его портрет – мертвый, в пронзительных сине-желтых тонах, Карлос с закрытыми глазами больше не желает видеть этот мир Так начался знаменитый «голубой период» в творчестве Пикассо, характеризующийся голубыми оттенками, печалью и меланхолией («Кто грустен, тот искренен», – считал Пикассо), образами старости, нищеты и смерти. Его живописные портреты начала 1920-х годов изящны и напоминают о графичности Энгра.
Это огромное полотно было написано с невероятной скоростью — всего за месяц. «Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин. Реальность и искусство сошлись в это мгновение. Предчувствие гражданской войны» и «Осенний каннибализм». «Художник это политическое существо, постоянно живущее потрясениями, страшными или радостными, на которые он должен дать ответ» – высказывается будущий коммунист. Фактически «земную жизнь пройдя до половины» (Данте считал «половиной» своего пути 35, цифры рифмуются), Пикассо создает свою главную картину.
Серию работ «Плачущая женщина» и других женских портретов Пикассо писал с Доры Маар, югославской женщины-фотографа, с которой Пикассо сблизился в 1936 году она запечатлела стадии работы Пикассо над «Герникой». Тем не менее, он продолжал работать. Но Пикассо оставался непреклонен. Цифры погибших колеблются от 200 человек до тысячи. «Герника» была написана Пикассо в 1937 году. Пресса восторженно писала о павильонах Германии и СССР (последний был увенчан «Рабочим и колхозницей»), а павильон Испании — построенный выдающимися архитекторами Луисом Лакасой и Хосе Луисом Сертом (последним знаковым проектом Серта станет Фонд Жоана Миро в Барселоне) — даже не был упомянут в каталоге «главных объектов выставки».
- Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
- Гражданская война глазами Пабло Пикассо и Сальвадора Дали
- Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937
- 75-летие картины Пабло Пикассо "Герника"
Там по проекту Сугасы должны были расположиться все три шедевра (тем более что «Сдача Бреды» для Салон-де-Рейнос и была написана). Время задает призму восприятия.
Персонажи этих полотен изображены за столиком в кафе. Война – это один из самых жесточайших и разрушительных феноменов, «бессмысленная и беспощадная», как часто пишут о ней. У Гойи война уже явлена как метафизическое зло. Её поза и взгляд выглядят так, будто она бьётся в агонии и вот-вот упадёт замертво. Самый популярный художник XX века (по опросу журнала Time), самый дорогой художник (в год его картин продается на сотни миллионов долларов), один из самых плодовитых – количество его работ исчисляется десятками тысяч (по разным оценкам, от тридцати до восьмидесяти). Пабло Пикассо написал «Гернику» — холст размером 3, 5 на 7, 8 м — за 33 дня.
- 25 интересных фактов о Пабло Пикассо
- Герника (картина) – Упоминания в других статьях
- Анализ картины Пабло Пикассо «Герника»
- «Легион Кондор» в помощь мятежникам
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- «Герника» картина Пабло Пикассо
Выбор черно-белой палитры, с одной стороны, передает хронологическую близость к газетной фотографии того времени, с другой — отражает безжизненный характер войны. «Герника» изображает страдающих людей, животных и здания, трансформированные под воздействием насилия и хаоса. Реакция многих была совсем не такой, на какую рассчитывал П. Пикассо. Из этого можно сделать вывод о том, что художник не ограничивает тематику (проблематику) картины определенным историческим периодом.
В 1953 году она забрала детей и ушла. Пабло никогда в жизни не бывал в этом городе. Детали эскизов варьируются. К концу 1908 года настроение «скорби последних дней» сменяется ясной созерцательностью. «Приправленная вареными бобами» — едой бедняков — и кусками мяса, угловатая конструкция плечевых костей, узловатых рук, жестоко (или страстно. ) сжатой груди, жил шеи «ломают друг друга в пароксизме безумия», опираясь на непредсказуемый (в символике Дали) шкафчик.
В настоящее время находится в Музее королевы Софии в Мадриде. 349 776 см. В 1946 году Пикассо по заказу княжеской семьи Монако выполнил для их замка в Антибе ансамбль из 27 полотен с говорящим названием «Радость жизни», а на следующий год отправился в знаменитый своим керамическим производством городок Валлорис на Французской Ривьере.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Исторические события, которые легли в основу картины «Герника»
- «Герника» Пикассо легла в основу сюжета фильма Эмира Кустурицы «Герника»
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
В центре композиции находится лошадь. Однако друзей было больше. Более того, прибывшие пожарные никогда не сталкивались со столь масштабными возгораниями, вот таким образом плохо представляли, как лучше поступить в подобной ситуации. Это на самом деле поразительно.
Увидев на столике открытки с репродукцией «Герники», мягко говоря, не самой приятной для фашистского режима картины, фицер спросил Пикассо: «Это вы сделали. ». Но его сияние не проливает свет на кромешную тьму общего фона.
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
Анализируя «Геранику» в терминах пластического искусства, видно, что картина закрыта снизу, ограничена по бокам и открыта сверху. Другие искусствоведы (например, Н. Д. В 1954 году он встретил свою последнюю музу, двадцатисемилетнюю Жаклин Рок. В самом деле современники считали подобные произведения некими «черными иконами», которые, хотя и составлялись из обычных хозяйственных предметов, но существовали исключительно для потребности художника в самовыражении.
Абсолютно другим художник предстает после написания «Авиньонских девушек» (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Вся его жизнь была связана с живописью. Типичным образцом подобных композиций можно назвать полотна «Ольга Хохлова» (1917, Музей Пикассо, Париж), «Сидящий Арлекин» (1923, Национальный музей современного искусства, Париж).
Пикассо выпросил в подарок окровавленную перчатку. Будущее, в котором нет ничего прекрасного, возвышенного, доброго, а только всепоглощающие ужас и хаос и корчащиеся в тяжелых мучениях люди. «Герника» была представлена в Испанском павильоне на выставке во Франции.
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
Это — каминная полка, где расположена сама компотница и визитная карточка художника. Нуазезы из «Герники». Он свободно меняет пропорции и ракурсы, в результате чего большие фигуры оказываются расчлененными на отдельные фрагменты («Женщины, бегущие по пляжу», 1922 «Флейта Пана», 1923, обе — Музей Пикассо, Париж). Герника – сердце Эускади.
Создавая «Гернику», Пикассо писал множество отдельных мотивов и сюжетов этой композиции в виде небольших рисунков и картин. В этой статье будет идти речь о Музее королевы Софии, вернее о ее гордости, картине «Гернике», которая принадлежит кисти Пабло Пикассо. В работах Пикассо того периода находят влияние Ван Гога и Гогена, Сезанна и Тулуз-Лотрека.
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- Культурный код: «Герника» Пабло Пикассо
- Гениальный человек, всегда загадка
Такова «Компотница с виноградной гроздью и грушей» (1914, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В искусствоведческих текстах о «Гернике» повторяется одна и та же ошибка: правительство республики не заказывало картину о трагедии Герники, заказ был получен за четыре месяца до бомбардировки и тема не оговаривалась. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». На первой фотографии в центре композиции акцентирован поднятый кулак раненого — но торжествующего — солдата, визуальная метафора республиканского лозунга «No pasarn» («Они не пройдут»). В целом, американец был невероятно придирчив к фактам и искал доказательств для каждой своей фразы.
Его олицетворяют их языки в форме острых кинжалов. Подобно Френхоферу, Пикассо не может завершить свой шедевр. Его ранние картины – например, «Портрет матери» или «Первое причастие» – сейчас можно увидеть в музее его имени в Барселоне: их непривычные для поклонников зрелого мастера чистые линии, сочные цвета и прекрасная техника были достойны старых мастеров. И она сама и вся её история не подарят вам приятных впечатлений, но такого рода «пессимистичный» или «мрачный» туризм тоже имеет право на существование и до сих пор люди едут увидеть места горя и скорби – по разным причинам. Здесь он стал работать на фабрике «Мадура»: увлеченный ручным трудом, он создает множество статуэток, блюд, кувшинов и декоративных тарелок: несколько архаичные по духу, они в то же время полны очарования и юмора.
Натюрморты этого времени легки и образуют несложную композицию («Горшок, рюмка, книги», Эрмитаж, Санкт-Петербург). 25 октября, в день столетия со дня рождения Пикассо, в Прадо открылась новая экспозиция — в Касон-дель-Буэн-Ретро, филиале музея: «Герника» и десятки эскизов. Этим течением он взорвал искусство, создал его заново, как демиург. Это еще одна загадка картины. Однако то, что предстало их глазам, смутило многих и вызвало самые различные споры.
Он нес им страдания и горе, сумасшествие и смерть, претворяя их слезы в краски и образы. Картина «Герника» представлена в жанре кубизма неслучайно, стиль помогает глубже прочувствовать и проникнуть в картину, донести до зрителя ее смысл, бедственное положение людей. Кубизм мыслился не как отражение реальности, но как ее пересоздание: «Искусство – это ложь, ведущая к правде», – говорил Пикассо. Условность предельная. В июне 1937 года картина была представлена на выставке во Франции. В контексте испанского искусства шедевр Пикассо встал в ряд со «Сдачей Бреды» Веласкеса и «Расстрелом 3 мая» Гойи.
Постепенно он и сам начал ощущать себя кем-то вроде Бога: «Бог – тоже художник вроде меня. Это огромное полотно было написано с невероятной скоростью – всего за месяц. Лампочка под потолком является символом лампочки в камере пыток.
«Портрет Абруаза Воллара» недаром всегда называли шедевром психологического реализма. 9 мая датирован первый эскиз всей композиции. Картина внушает неподдельный ужас и страх от происходящего, запредельный и безграничный. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Блаженны изобретатели велосипедов.
Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника» видела в основном спины посетителей». По его воспоминаниям, в детстве родители его баловали и никогда ничего не запрещали. Это «Коррида» (1934, частное собрание), «Коррида. В качестве любовных признаний Пикассо посвятил Еве несколько картин: ее саму на них увидеть невозможно ибо кубизм не предполагает портретного сходства даже в портретах, – но на них было написано «Я люблю Еву» и «Моя красавица». Однако друзей было больше.
Да и расположен этот бык-Минотавр совсем как Веласкес в «Менинах». Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением. «Мы видели, как Герника обрела потрясающую сдержанность, достойную монастырской сдержанности Эскориала, но погруженного в ужас хаоса», — вспоминал один из присутствовавших. Уже в 1914 году в некоторых полотнах Пикассо стал заметен вновь пробудившийся интерес к точным контурам и пластичным формам, который к 1917 году вылился в «неоклассицистический» период. Долорес Ибаррури, например, сразу высоко оценила картину Пикассо: «Герника» — страшное обвинение фашизму и Франко.
Все летит, бежит и рассыпается.
История создания полотна Причиной создания «Герники» Пикассо стала бомбардировка города страны басков – Герники. Явно замешана в аллегорическом хоре и личная жизнь Пикассо. Мрачное, драматическое настроение«Герники»подчеркивается использованием художником монотонных цветов — различные оттенки серого, черного и белого. Фигуры на картине корчатся, падают, кричат, наих лицах застыли выражения боли и отчаяния. Среди жертв находятся как люди, так и животные. На левой стороне изображения в отчаянии женщина, держащая в руках своего мертвого ребенка. Перед ней горы умирающих воинов (обратите внимание на цветок, который растет из сломанного меча), а выше вы можете увидеть ревущего быка. Фигуры на правой стороне изображения просят о помощи, раскинув руки в жесте ужаса, стоя на коленях и пытаясь облегчить темноту, держа свечу в руке. Все зря. В центральной части изображения является дикая лошадь. Над ее головой появляется предмет типа лампы, с глазами вместо лампочки. Возможно, это является символом падающих бомб или может глаза принадлежат неким сверхъестественным существам, которые смотрят на ужасающие сцены, но ничего не делают, чтобы остановить все это. Жаклин напоминала ему «Алжирских женщин» Делакруа: «можно подумать, что Делакруа встречался с Жаклин», – говорил Пикассо. Этот период является достаточно многогранным и разнородным: начиная с «розового» периода в его творчестве и заканчивая сюрреализмом, кубизмом и другими формами изобразительности.
Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержание картины только рамками конкретного события и видели в ней только изображение трагедии баскского народа. Опередившее время, тот метафизический ужас, который явит Вторая мировая, Хиросима, все те грядущие бойни и теракты, что неминуемо оказываются в поле притяжения «Герники». Множество обстоятельств послужило причиной написания данной картины. Прямой носитель зла в картине не персонифицирован, сами по себе диктатор Франко и Гитлер, эти всадники на свинье с вошью на знамени, слишком ничтожны, чтобы быть ее единственной причиной.
Начиная с 1936 года, кричат женщины — «матери скорби» — на множестве искаженных портретов. Это язык символов (а не фактов). Весной 1937 года Пикассо получает известие о бомбардировке мирного городка Герника, на который за три часа было сброшено более пяти тысяч бомб. Здесь можно прочитать сразу несколько смыслов. Это не кубизм и не сюрреализм: это хаос, это гибель самой материи.
Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна. Это работа, в художественной форме запечатлевшая факт. Но нельзя быть уверенными, что Дали вкладывал в свое творение именно этот смысл.
Герника — символ традиционных свобод баскского народа (под местным дубом короли Испании приносили клятву свободы эти уважать) — становится символов ужасов войны ХХ века. Один из критиков, знаменитый галерейщик Лео Польдес, писал: «Антигармоничный, психованный композитор пишущих машинок и трещоток, Эрик Сати ради своего удовольствия вымазал грязью репутацию «Русского Балета», устроив скандал, в то время, когда талантливые музыканты смиренно ждут, чтобы их сыграли А геометрический мазила и пачкун Пикассо вылез на передний план сцены, в то время как талантливые художники смиренно ждут, пока их выставят». Он писал: «Люди моего поколения хорошо помнят, как фашисты подвергли садисткой бомбардировке город Гернику во время гражданской войны в Испании. Две вещи могут стоять на пути художника: деньги и политика.
Ряды французов, убивающих мадридских повстанцев в «Расстреле 3 мая», сливаются в безликое многоногое чудовище. Художник видит в Минотавре разрушение, страх и смерть. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Все образы картины переданы упрощенно, обобщающими штрихами.
Но новость о его уничтожении повергла художника в шок. «Я не стал дожидаться разумного возраста, чтобы начать общаться с женщинами, – вспоминал Пикассо. – Если его дожидаться именно разум может помешать». «Предчувствие глобальной катастрофы, атмосфера грядущего смертоносного конфликта в человеческом обществе»присутствует у каждого. Она приучала Пабло к светской жизни изысканному обществу, балам и обедам, что так соответствовало ее врожденному аристократизму и воспитанию. Когда мир пережил ужасы Второй мировой, пророческий смысл «Герники» обрел новое звучание. Созданная на основе испанских событий, «Герника» выходила за конкретные исторические и временные рамки, предвосхищала события, которым тогда не было даже названия.
В июне 1937 года «Герника» была выставлена в испанском павильоне на Всемирной выставке в Париже и толпы народа сразу же устремились сюда. В 1935 году она родила дочь Майю и стала все чаще заговаривать о законном браке. Второе значение: свеча все-таки горит среди бела дня. В доме не было ни газа, ни электричества, водопроводный кран – один на всех, а единственная уборная не запиралась из-за отсутствия щеколды – по воспоминаниям одного из жильцов, задвижку не вешали, опасаясь, что ветхая дверь развалится под ее тяжестью.
Её значение и сила подтвердились в 2003 году в здании ООН. Это произведение «Голубого периода» передает испытываемое человеком острое одиночество во враждебном мире, где на искреннюю любовь способны только матери, дети и животные. Цветовая гамма в основном серая, зеленая, охристая. Напрасно взывает к нему и гений света: бык ничему не внемлет и готов все растоптать на своем пути.
В этом же доме Бальзак поместил действие своей повести Неведомый шедевр». Эпическая пьеса близилась к финалу. Пол в комнате напоминает карту боевых действий. Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей «Гернике» и от друзей и от врагов».
«Это сделали вы. » – задали мастеру риторический вопрос о картине. Художника привлекает женская нагота, простая, как само понятие «женщина». «Нет, – ответил он, – это сделали вы». А мадридский журнал «Сбадо грфикo» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. Дон Хосе дал сыну все, что мог: его техника была совершенна.
Мир еще не лишился целостности, война все еще достойна парадного портрета. На втором полотне существа, напротив, растекаются изящно поедая друг друга. Известно, что здесь не было сосредоточения войск, крупных штабов или соединений. В 1955 году Пикассо и Жаклин переселяются в Канны на виллу «Ла Калифорни», но там им постоянно мешали гости и просто любопытные, которые толпами наведывались в его дом, дабы выразить свое восхищение художником (а под шумок что-нибудь стащить, жаловался он).
С точки зрения туризма, «Герника» очень богата. Мы поможем вам расставить акценты во всем разнообразии шедевров испанских живописцев. Оценка работы Пабло Пикассо была неоднозначной. Удивительная атмосфера Барселоны тех лет надолго повлияла на будущего художника: удивительные, полные причудливой фантазии творения Антонио Гауди (мастерская Пабло находилась напротив одного из них) с их буйством красок и текучими линиями, музеи с картинами Эль Греко и Сурбарана, средневековые статуи в соборах и афиши в новомодном стиле ар-нуво. Про миссию художника.
Здесь элементами рисунка становятся плоские планы и полупрозрачные плоскости, которые при соединении превращаются в детали лица или одежды. «Ты уверяешь, что любишь меня, – возмущался Пикассо. – Вполне возможно, но любишь как кусок жареной курицы, стараясь обглодать его до кости». Его новую возлюбленную звали Марселла Умбер, но он называл ее Ева Гуэль. «Герника» изображает страдающих людей, животных и здания, трансформированные под воздействием насилия и хаоса.
Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Кубизм – новаторский стиль, необычный, разрушающий привычное понимание вещей и видение мира.
Баски первыми приняли на себя удар фашизма. Пикассо, как и прежде, предпочитал работать сериями: «Жаклин в профиль» (1959), «Художник и модель» (1963–1965), «Художник» (1964), «Мушкетер с трубкой» (1968). То есть, ее свет – это свет внутренний. Третий смысл, который, может быть и не закладывался Пикассо сознательно, но который все же присутствует в виде нечаянной аллюзий – это перифраз диогеновского фонаря. Луи Арагон сетовал, что чрезмерная склонность к авангарду лишила работу «семантической действенности соцреализма».
К тринадцати годам он уже освоил академическую программу. Про боль неуслышанности. Он был восхищен ее правильным «египетским» профилем и горящими глазами. Его слава давно переросла все пределы, о которых он смел мечтать. В 1950–1960-е годы мастер продолжал активно работать. Дали обвиняют в подчинении первому, Пикассо – второму. К тому же Пикассо иллюстрировал «Неведомый шедевр» Бальзака в 1927 году.
Речь сразу зашла о «Гернике». Трагически относительно. Разгорится ли этот огонек в мощное пламя, которое разгонит тьму, зависит от самих людей. Пишет Пикассо и свои излюбленные натюрморты с гипсовыми античными слепками, которые кажутся героями классических драм в модернизированных постановках («Натюрморт с античной головой», 1925, Национальный музей современного искусства, Париж «Мастерская с гипсовой головой», 1925, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Днем Пабло рисовал ее при свете керосиновой лампы (или при свечах, когда не было денег на керосин), а по вечерам гулял с друзьями по кабакам.
Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна. Причиной создания «Герники» Пикассо стала бомбардировка города страны басков — Герники. Надо сказать, что без лоббизма им было бы сложно приобрести всемирную славу. Ключевыми фигурами на картине являются бык и лошадь. Картина «Герника» была написана в 1937 году.
При всей тотальной новизне в «Гернике» можно найти отзвуки «Страшного суда» Микеланджело, «Комментария на Апокалипсис» Беата Льебанского, мозаик Равенны, романской живописи, картин Бальдунга Грина, «Распятия» Порденоне и «Ужасов войны» Рубенса (там и женщина с поднятыми руками и мать с мертвым младенцем и лежащий ниц мужчина и Венера, простирающая длань почти так же, как «маска» со светильником). Таковы картины «Две обнаженные» (1906, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Сидящая обнаженная» (1906, Национальная галерея, Прага), «Гертруда Стайн» (1906, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Поначалу Пабло экспериментировал с цветом, чередуя «голубые» и «розовые» периоды творчества. И если Пикассо негодует по поводу конкретного события, то Дали «показывает» всю Испанию и без политического контекста.
Скоро уже все родственники знали, что у Руисов растет юный гений. Это контраст страдания и равнодушия был в первых набросках к «Гернике» едва ли не главной опорой всего целого картины. Но по мере работы лобовые политические высказывания, язык плаката, уходят из картины.
Ему было тогда 55 лет. Но и этот жанр был изобретен художником не случайно. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. 5 февраля журналисты заметили, что репродукция была накрыта покрывалом.
Некоторые считают, что он, напротив, олицетворяет триумф Испании, а лошадь – её страдания. Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей Гернике и от друзей и от врагов». «Всего и особенно счастья, нам отмерено понемногу, – говорил художник Франсуазе. – И если любви суждено родиться, время ее жизни и течение определяются записью в невидимой книге». По одной из легенд их в январе 1936 года познакомил Поль Элюар, безнадежно влюбленный в Дору, – в надежде, что «Пабло сумеет укротить эту дикую кошку». Оказалось, что факт общеизвестный. Война – это уничтожение цивилизации, уничтожение разума.
Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением. Позже в семье родились еще две дочери, Долорес (Лола) и Консепсьон (Кончита), но Пабло – старший и единственный сын – был любимцем семьи.
У бегущей женщины с обнаженными ягодицами на первых этапах работы в руке был изображен кусок туалетной бумаги — эта физиологичность отсылала к серии гротескных сатирических гравюр «Сон и ложь Франко», которую Пикассо заканчивал в то же время. Изобретенная Пикассо техника коллажа впервые была применена в картине «Натюрморт с плетеным стулом». Ольга долго не сдавалась. Ольга Хохлова, все еще остававшаяся мадам Пикассо, была готова терпеть измены и издевательства мужа, но рождение у него внебрачного ребенка (а Пикассо не преминул привести ее к Мари-Терез и с гордостью указать на младенца: «Это произведение Пикассо. ») стало последней каплей.
За полгода до войны Дали пишет «Мягкую конструкцию с вареными бобами. Однако друзей было больше. Страшную, уродливую искалеченную женскую ногу. Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии павильона, писал: «Герника видела в основном спины посетителей, она казалась им отталкивающей». А также гонорар. Пикассо кричит.
Сальвадор («спаситель») предпочтет политике религию, разлагая распятие на атомы, обожествляя возлюбленную Галу, предсказывая новую войну. «В Гернике осталось лишь пять целых домов», «Не виданная миром трагедия» — подобными заголовками пестрят парижские газеты. Главная достопримечательность Герники – герникако арбола, легендарный дуб (или, как его еще называют, правительственное дерево). Вследствие бомбардировки и пожара было разрушено порядка 75 построек города. Неудивительно, почему Франко выбрал этот беззащитный городок мишенью бомбардировки.
Дмитриева) предположили, что, может быть, бык – не носитель злой воли, а только неведение, непонимание, глухота и слепота. А мадридский журнал «Сабадо графике» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. За четыре месяца художник, пребывающий в творческом кризисе, не пишет ничего. Сам Пикассо говорил, что писал эту работу в «состоянии транса», не останавливаясь, по 14 часов в день. Для павильона воюющей страны (главная задача которого — заявить о жизнеспособности республики и собрать средства для народной армии) участие Пикассо — важнейший козырь. Яков Тугенхольд так сказал об одном из натюрмортов Пикассо: «Бутылка на столе так же значительна, как религиозная картина». «Герника» явно заслуживает оптики Данте.
В течение нескольких столетий только для этого они специально приезжали в Гернику. У нечисти «Капричос» и солдат «Бедствий войны» один и тот же демонический оскал. История этого знакомства описана у многих биографов. И тут в историю вмешалась Герника, точнее — наоборот. Даже став любовниками, они из уважения еще очень долго обращались друг к другу на «вы».
Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей Гернике и от друзей и от врагов». Но раз в разговор вклинился Данте, вспомним о его идее «многомысленного» толкования поэзии из письма к Кангранде делла Скала: толкования исторического, морального, аллегорического и «анагогического» (возвышенного). «Герника» Пикассо — трагическое и невероятное прозрение — и предостережение человечеству.
«Пикассо заставлял меня жить настоящей затворницей», – признавалась Фернанда. В «Авиньонских девушках» Пикассо смело использует резкие деформации и жесткие изломы. 1 мая появляется первый набросок: бык, раненый конь, женщина со светильником в руке. Полотно представляет собой огромное (8Х3, 5 м) монохромное изображение, впервые выставленное в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. «Нет, — ответил он, — это сделали вы».
Много лет спустя на выставке детского рисунка признанный гений Пикассо скажет: «В детстве я рисовал как Рафаэль, но мне понадобилась вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисуют дети». Мадридский журнал «Сабадо графико» даже написал, что «Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Но мы уверены, что имеют место все упомянутые выше факторы. Неоднозначной была и реакция публики. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «"Герника" видела в основном спины посетителей». В это смутное для Испании и всего мира время Пабло Пикассо создает ряд картин из серии монстров: «Мечты и ложь генерала Франко» (1937), «Плачущая женщина» (1937), «Ночная рыбалка на Антибах» (1939).
А мадридский журнал «Сбадо грфикo» даже писал: «Герника – полотно огромных размеров – ужасна. С одной стороны – это указание на технологизацию эпохи (которая приводит к милитаризации), когда даже естественный свет солнца представлен электрической лампочкой. После Парижа «Герника» отправится в мировое турне по Англии, Скандинавии, США, а затем обретет временную резиденцию — «до наступления в Испании демократии», как завещал Пикассо, — в нью-йоркском MоMA. Интересны импровизации художника на темы старых мастеров и картин, ставших классикой мирового изобразительного искусства: «Алжирские женщины» (по Делакруа, 1954–1955), «Менины» (по Веласкесу, 1957), «Завтрак на траве» (по Мане, 1959–1961), «Похищение сабинянок» (по Давиду, 1961–1962), «Турецкая баня» (по Энгру, 1968). Всего за три часа на Гернику было сброшено несколько тысяч бомб.
Прямой носитель зла в картине не персонифицирован, сами по себе диктатор Франко и Гитлер, «эти всадники на свинье с вошью на знамени», слишком ничтожны, чтобы быть ее единственной причиной.
Он «руководит» музеем на расстоянии, но очень гордится титулом. После выставки полотно выставлялось в ряде стран (в основном в США).
В 1937 году, во время гражданской войны в Испании, Гернику контролировали республиканцы. «Я Пикассо, мы вместе совершим великие вещи. » – заявил он ей. Еще годы он пишет «эскизы» к законченной работе, бесконечных «Плакальщиц», «Рыдающих женщин», «Женщин с мертвым ребенком», еще более жестких и пугающих, чем персонажи «Герники». В восемь лет Пабло нарисовал свою первую настоящую картину маслом под названием «Пикадор» – с ней художник не расстанется до конца жизни. Интересны композиции «Три музыканта» (1921, Музей современного искусства, Филадельфия) и «Танец» (1925, Галерея Тейт, Лондон), где накладываются одна на другую цветные плоскости.
В этом году словно произошло перерождение Пикассо. После налёта город горел на протяжении трёх суток. Он полностью отверг реализм с его изобразительно-познавательной функцией. Реакция многих была совсем не такой, на какую рассчитывал П. Пикассо. Жаклин терпела его выходки и капризы, следила за его здоровьем и делами. Их челюсти злобно оскалены, а острые конечности угрожающе вскинуты вверх.
Возможно, это всего лишь красивая байка, тем более, что Пикассо после этого не арестовали и не отправили в застенки, но она очень хорошо передаёт смысл «Герники». С Франсуазой связан самый, пожалуй, счастливый и гармоничный период творчества Пикассо. «У меня теперь оригинал», – ответил художник. Что мы видим в правом углу «Герники». Она старалась изысканно одеваться сама и добилась, чтобы и Пабло сменил вечный комбинезон на костюмы от дорогих портных.
Но Пикассо не остановился на этом и в правой части картины (рядом с мужчиной, выбросившим руки вверх) вскоре появились два человеческих лица – встревоженных, напряженных, но с чертами неискаженными, прекрасными и полными решимости. Но франкистский режим отнял эту автономию. «Герника» была там представлена в виде гобелена и висела на стене комнаты, через которую дипломаты проходили на заседания Совета безопасности ООН.
Его роман с Дорой продолжался почти десять лет, он запечатлел ее на многочисленных полотнах в образе «плачущей женщины»: как говорят, Дора была очень нервной и нередко впадала в депрессию, а Пикассо старательно зарисовывал ее искаженное лицо, считая, что только так она выглядит по-настоящему красивой Впрочем, как бы ни ценил красоту своих женщин Пикассо их портреты никогда не были всего лишь изображениями красавиц. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо.
Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержанием картины только рамками конкретного события и видели в ней лишь изображение трагедии баскского народа. Сам же художник утверждал, что бык – это символ жестокости, а конь – это народ. Но для полноты картины просматриваю биографию Батая и вдруг невероятная деталь: тот самый чердак, «штаб» Contre-Attaque, был описан Бальзаком в «Неведомом шедевре».
Юстин Нассауский, губернатор Бреды, взятой испанцами после длительной осады (это была одна из немногих побед в череде множества поражений в войне с Нидерландами и «духоподъемная» роль события была первостепенной), вручает ключи от города главнокомандующему испанцев Амброзио Спиноле. Он по-прежнему создает натюрморты, только теперь они изображают не изобилие вкусов, а передают эпохальную безысходность, настроения смерти и разрушений, как картина «Натюрморт с бычьим черепом» (1942). Остается вглядываться.
Это история про бесконечность и незавершенность искусства. Работы Пикассо периода оккупации не отображают сами военные события, но передают глубокую трагичность происходящего.
За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Руис Пикассо. Классические мотивы претерпевают под кистью художника экспрессивные деформации. Фернанда позже говорила, что у Пабло «был магнетизм, которому я не могла сопротивляться». Однако то, что предстало их глазам, смутило многих и вызвало самые различные споры. Во-первых, весь ужас и безумие творятся при свете, не тайком (актуализация Минотавра) во-вторых, несмотря на «яркий свет» научно-технического прогресса, люди все равно погрязли во тьме неведения.
Но была ли эта победа полной. Пикассо соглашается, однако идей, которые он бы хотел воплотить и выразить, у него нет. После новаторских приемов в цвете, художник занялся поиском идеальной формы. Вместо академических классов Пабло посещает Прадо, где он часами простаивает перед полотнами Веласкеса, Эль Греко и Гойи, а отведенное на домашние штудии время проводит с друзьями в «веселых домах».
Пикассо был заворожен яркими красками и упрощенными линиями Матисса так же он был очарован работами самоучки-примитивиста Анри Руссо, которого он называл «последним художником Древнего Египта» за сходство его работ с яркими и плоскими египетскими фресками. Зато Пикассо, как и следовало ожидать, не согласился. Речь сразу зашла о «Гернике». Также бык отсылает нас к образу минотавра как символу разрушительного звериного начала. «Герника» началась, разумеется, в одноимённом городе, который и дал название полотну.
Долорес Ибаррури, например, сразу высоко оценила картину Пикассо: «Герника» — страшное обвинение фашизму и Франко. Эти образы сами по себе являются протестом против безжалостной агрессии. Однако не только простые посетители выставки не были подготовлены к восприятию картины, в такой своеобразной форме рассказывающей об ужасах войны. «Может ли художник быть человеком серьезным. » – выпытывала у Дягилева мать Ольги.
«Гернику» относят к зрелому периоду творчества Пикассо, который начинается с его переезда в Париж. В макете победившего в конкурсе проекта Нормана Фостера и Карлоса Рубио мечта директора Прадо (а также воля самого Пикассо, что неоднократно подчеркивал Сугаса) была воплощена. То из раны на боку коня вылетает крылатый Пегас, а сам конь корчится от боли, то он топчет копытами раненого воина, то превращается в понурую детскую лошадку (недаром именно в эти годы Пикассо мечтает «писать как ребенок»), то встает на дыбы с пугающим оскалом. К моменту их встречи Жаклин уже побывала замужем и родила дочь вВаллорисе, где пересеклись их пути, она работала в магазинчике при «Мадуре» и всегда искренне, хотя и несколько преувеличенно, восхищалась Пикассо. Испанцы победили, но Спинола не позволяет губернатору опуститься на колени.
Главная достопримечательность Герники — «герникако арбола», легендарный дуб (или, как его еще называют, правительственное дерево). Электрифицированное солнце на картине – тоже весьма полисемический образ. Испанский парижанин никогда не писал политических картин (голубь мира родится в 1949 году, «вылетев» как раз из «Герники»), но заказ принимает. Смерть тореро» (1933, Музей Пикассо, Париж).
Мы видим, что вполне реальное событие изображено в откровенной мифологической форме. Замечателен натюрморт Пикассо «Букет цветов в сером кувшине и рюмка с ложкой», где пышный букет напоминает о полотнах Руссо Таможенника: такая же вызывающая экзотичность и таинственность. «Не менее серьезным, чем балерина», – отшучивался тот.
Над обломками меча прорастает цветок. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Притча о том, что жизнь все равно побеждает смерть неизвестным науке способом. Расправа была осуществлена Легионом Кондор по личной просьбе испанского диктатора.
Работу над «Герникой» запечатлела для истории Дора Маар – новая любовь Пикассо, одна из самых знаменитых женщин-фотографов своего времени, воспитанная в Аргентине прекрасная дочь хорвата и парижанки. Накануне отъезда Ольга ушла из труппы. Не все были готовы воспринять тот ужас и хаос войны, описываемый автором. В этом смысле панно подымается все выше и выше и, хотя оно вытянуто по горизонтали, его физические пропорции психологически уравновешиваются и даже преодолеваются устремленностью картины вверх. Последняя картина стала второй после «Герники» крупной антифашистской работой мастера.
Правда, старая». Справа через открытое окно в комнату вплывает лицо, похожее на античную маску. Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна.
Говорят, едва став владельцем замка, Пикассо позвонил своему другу и галерейщику Даниэлю-Анри Канвейлеру: «Я купил себе сезанновскую Сен-Виктуар». Отвергнутый ею, он покончил с собой: смерть его глубоко подействовала на Пикассо. Про все главное в «Гернике». Атомная бомбардировка двух японских городов (почему-то этот инцидент забывают называть геноцидом и военным преступлением), кровавые войны в Корее, Вьетнаме, Ираке и Афганистане, садистские бомбежки Югославии, Южной Осетии, Сектора Газа Что это если не продолжение политики Гитлера и его приспешников. «Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин. Художник никогда не имел заранее намеченного плана. Так, осенью 1901 года Пикассо исполнил два знаменитых полотна — «Арлекин и его подружка» и «Любительница абсента».
В течение нескольких столетий только для этого они специально приезжали в Гернику. С начала 1970-х обсуждается возвращение картины. Картина была написана буквально за месяц – первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Такое «покушение на шедевр» породило скандал между музеями, король Испании заверил, что «Герника» не покинет Центр искусств королевы Софии, а Сугаса вскоре ушел в отставку. Такое совпадение не может быть случайностью.
Он подходил к холсту или листу бумаги и немедленно начинал на нем импровизировать. Там же происходили выступления перед прессой. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь. Например, каждое из 58 полотен «Менин» (все — Музей Пикассо, Барселона) представляет собой моментальный снимок, остановившийся на миг в непрерывно меняющемся сознании кадр, а также каждый раз новое прочтение художником великого Веласкеса.
На полотне отразилось впечатление мастера от события, потрясшего весь мир, — бомбардировки немецкой авиацией небольшого испанского города Герника. Всё действие картины происходит в комнате. С другой стороны, даже несмотря на то, что это некое «техническое соднце», оно все же выполняет функцию освещения.
В этом произведении сочетается аскетизм Сурбарана и условность византийской иконописи. Бесстрашный человек в белой рубахе вскидывает руки. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Кульминацией развития темы войны и разрушений стала картина «Герника» (1937).
Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника видела в основном спины посетителей». Изображенная на ней гора истерзанных, бездыханных тел символизирует пленников, перемолотых машиной смерти, погибших в немецких концентрационных лагерях. В 1937 году мирная Европа хотела видеть иное: прогресс, торжество техники, светлое будущее, еще не обернувшееся зияющими высотами, которые провидел в своей «Гернике» Пикассо. Как ни странно, последним аргументом в пользу Пикассо стал феерический провал балета «Парад» в парижском театре «Шатле».
Герои Бальзака видят в углу картины «кончик прелестной ноги, живой ноги» — «обломок, уцелевший от невероятного, медленного, постепенного разрушения», он возникает «как торс Венеры посреди руин сожженного города». Впрочем, дать развод она отказалась, объясняя, что все еще любит мужа. Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна.
Пабло не было и десяти, а дон Хосе уже доверял ему дорисовывать на своих картинах лапки голубей или листья цветов. Это событие было настолько неожиданным, что не могло никого оставить равнодушным. И к тому же сюрреалист – ведь он создал слона и жирафа». Невероятное, невозможное совпадение.
Офицер, увидев на столе фото «Генрики», спросил художника: «Это вы сделали. ». «Моя жизнь – сущий ад, – жаловался Пикассо в письме от 1915 года. – Ева все время болеет, в течение целого месяца она находилась в санатории и я вынужден прервать свою работу. » Через несколько месяцев она скончалась. За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо. Кажется, будто об этой картине Аполлинер писал в одной из своих поэм: «Маленький дух без признаков плоти — каждый подумал». На создание у художника ушло прядка месяца. Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением.
Все, конечно, относительно. Тогда он и начал писать свое произведение к Парижской выставке. Пикассо использует колорит, основанный на теплых, почти солнечных оттенках.
Мир балета не мог не оказать влияния на дальнейшее творчество художника. В «Восстании масс» Ортега-и-Гассет писал: «Европа утратила нравственность. Республиканцы говорят о «даре» Пикассо, которому всего лишь оплатили холст и краски.
Острие то попадало между пальцами, то впивалось в руку. Веласкес пишет не ужас бойни, а благородство истинной победы. Но Герника, как вспоминал Рафаэль Альберти, «сразила Пикассо, как удар бычьего рога». Пока жители ждали помощь из соседнего Бильбао, в Гернике практически не осталось домов, которые можно было бы спасти.
Публика орала: «Русские боши, долой русских, Сати и Пикассо боши. » и пока одни лезли на сцену бить танцовщиков, другие пытались сорвать занавес. Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержанием картины только рамками конкретного события и видели в ней лишь изображение трагедии баскского народа. На фасаде — мемориальная доска: «Пикассо жил здесь с 1936 по 1955 год. Первую половину 1901 года Пикассо провел в Барселоне, где он и его друг анархист Франсиско де Асис Солер основали журнал Arte J oven («Новое искусство»), умудрившись издать пять выпусков: Солер выпрашивал по знакомым статьи, а Пикассо делал иллюстрации, в основном мрачные карикатуры.
После долгих переговоров (дочь Пикассо требовала, чтобы в Испании сначала разрешили аборты и разводы) 10 сентября 1981 года «Герника» прибыла в Испанию на борту боинга «Лопе де Вега». Она стала катализатором, взрывом, выбившим Пикассо из кризиса — в работу. И вот какой путь избирает Пикассо, чтобы всесторонне изобразить разыгравшуюся трагедию. Цвет жив, но он скрыт под пепельно-черным ужасом разрушения. Значит, «Герника» была создана там, где Бальзак поместил действие повести, в которой в 1831 году предсказал рождение авангардной живописи, описав портрет «Прекрасной Нуазезы» — «беспорядочное сочетание мазков, очерченное множеством странных линий, образующих как бы ограду из красок хаос красок, тонов, неопределенных оттенков, образующих некую бесформенную туманность» — то, что осталось от шедевра, над которым персонаж Бальзака, гениальный художник Френхофер, работал 10 лет.
Теме корриды был близок образ чудовищного Минотавра, в котором Пикассо видел воплощение подсознательных инстинктов человека и стихийных разрушительных природных сил (офорт «Минотавромахия», 1935, Музей Пикассо, Париж рисунки и гуаши с изображением Минотавра (1935–1936). Так возникает атмосфера уютной, наполненной светом комнаты. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Здесь версии расходятся. Бык сдвигается из центра в угол, свернувшись полукольцом вокруг женщины с мертвым ребенком. Некоторые журналисты даже писали о «художнике-хамелеоне» и клеймили Пикассо за «откат назад».
Но есть среди этих мрачных образов и положительные, внушающие надежду. Холст, масло. В результате чего картина получает второй центр тяжести за пределами полотна.
«Герника» (исп. Он изображает Жаклин в десятках портретов, чаще всего в профиль, ею же, как считают некоторые исследователи, вдохновлена серия своеобразных кубистических вариаций на прославленные картины прошлого (от тех же «Алжирских женщин» и «Менин» Веласкеса до «Завтрака на траве» Мане и «Девушек на берегу Сены» Курбе). Пикассо вслед за Бодлером хочет «воспеть славных псов которых всякий гонит от себя, как заразу, кроме бедняка, цыгана и уличного акробата, которому они сотоварищи и поэта, который смотрит на них взглядом собрата». «Я была слишком самостоятельна для него – ему требовалась покорная ученица, а я вела несколько «мальчишеский» образ жизни», – вспоминала Франсуаза. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Завсегдатаями «Четырех котов» были, в частности, художники Рамон Касас и Сантьяго Русиньоль, композитор Исаак Альбенис и сам прославленный Гауди.
В период работы над «Герникой» он все еще женат на Ольге Хохловой, но юная Мари-Терез Вальтер только что родила ему дочь Майю, а новая муза Дора Маар активно участвует в работе над картиной. Впрочем, все могло сложиться иначе, если бы в городе была собственная пожарная часть. Реакция многих была совсем не такой, на какую рассчитывал Пикассо. Именно в этой «плавучей прачечной» – окна были увешаны постиранным бельем, которое больше негде было сушить, – знаменитой «Девочкой на шаре» начался так называемый «розовый период» творчества Пикассо. Одинаково показан поворот голов человека и животного, ритмы композиции синхронны. Экспонаты должны были быть посвящены теме современности.
«Друзья, бомбы уничтожают целые города. Этот город был полностью уничтожен за несколько часов в результате воздушной бомбардировки летчиков люфтваффе. Руки героини и, возможно, чересчур длинные хрупкие пальцы не нарушают гармонии облика.
Картина «Герника» это пророчество, которое грозит обществу, если оно не попытается измениться исправиться, понять, для чего оно действительно существует. В это время Пикассо увлекается натюрмортами и наделяет их глубоким философским значением. «Герника» кричит. Долорес Ибаррури, например, сразу высоко оценила картину Пикассо: Герника – страшное обвинение фашизму и Франко. В этой мастерской он написал Гернику.
Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника видела в основном спины посетителей». Это торжество распятия, но это торжество. Поза женщины несколько усталая, но ее нежный взгляд и бережное движение придают сцене ни с чем не сравнимую лиричность.
Быть может история потаенного цвета «Герники» — еще одна притча Пикассо. Так уж повелось, что испанская земля дала миру много гениальных имен. Но Пикассо не остановился на этом и в правой части картины (рядом с мужчиной, выбросившим руки вверх) вскоре появились два человеческих лица — встревоженных, напряженных, но с чертами неискаженными, прекрасными и полными решимости. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли.
Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей Гернике и от друзей и от врагов». А на месте обрубленного дерева (единственной прямой — и очень быстро исчезнувшей — отсылки к конкретике Герники) возникает угол стола с раненой птицей. Желтый, красный и синий — академическая «трехцветка» из которой рождаются все цвета радуги, все цвета мира. Мадридский журнал «Sbado Grfico» даже писал: «Герника— полотно огромных размеров— ужасна. Но, как это часто бывает, цели были откорректированы – основной удар «Легиона Кондор» пришёлся на местную рыночную площадь.
Самым страшным последствием атаки был пожар. В руке оно держит горящую свечу и в ужасе смотрит на происходящее. Журналисты рвали и метали, объявляя Дягилева со товарищи в том, что они деморализуют Францию в военное время. Администрация Джорджа Буша-младшего, чувствуя бессилие перед убедительностью антивоенного шедевра, настояла, чтобы работники ООН завесили «Гернику». «Нас связывало искусство. Астрологи утверждают, что над Испанией пересекаются мощные энергетические потоки.
О чём это. » и искал бы ответы и находил их. Сама материя мира жива, зло преходяще. Фрагмент «прекрасной Нуазезы» ХХ века. Художник ответил: «Нет, это вы сделали».
Они переехали из Вовенарта, который был для Жаклин слишком мрачным и неуютным, в городок Мужен на побережье, где Пикассо по ее просьбе купил виллу Нотр-Дам-де-Ви. Этому времени все так же присущ лейтмотив быка и смерти: «Натюрморт с бычьим черепом» (1942), «Утренняя серенада» (1942), «Бойня» (1944-1945), скульптуру «Человек с агнцем» (1944). Но кто же их будет возрождать из пепла. », — писал художник в письме своему другу.
А вот что на обороте холста. Титул «главного антивоенного шедевра ХХ века» звучит формально, но отражает суть.
А в 1907 году Пикассо пишет знаменитых «Авиньонских девиц», открывших период кубизма изобразив пять обнаженных женщин: изначально картина, навеянная любимым когда-то Пабло публичным домом в барселонском квартале Кале дАвиньон, называлась «Философский бордель», но друг Пикассо писатель Андре Салмон переименовал полотно в «Девиц». В это время самыми крупными его работами являются «Мастерская в Калифорнии» (1956, Музей Пикассо, Париж), «Весна» (1956, Национальный музей современного искусства, Париж), «Бухта в Канне» (1958, Музей Пикассо, Париж), «Утренняя серенада» (1965, Малый дворец, Женева), «Кавалер с трубкой» (1970, Музей Пикассо, Париж). Название «Герника» также возникло лишь в финале работы. Другим опекаемым Стайнами автором был Анри Матисс, чьи картины в стиле «фовизма» вызвали сенсацию на Осеннем салоне 1905 года.
Пикассо обещал: как только он разведется, он женится на Мари-Терез и признает дочь. Хотя Гийом Аполлинер, написавший вступительный манифест к балету, назвал «Парад» провозвестником нового искусства, то, что происходило на сцене, назвать искусством осмеливались только самые смелые. «Герника» написана в черно-белой гамме, но большинство зрителей вспоминают ее цветной. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Все зааплодировали. Как «Дон Кихот» родился из замысла пародийной повести, так и «Герника» должна была стать не более чем шедевром агитпропа. Пикассо до последнего пытался ввести в свою работу элементы цвета: приклеивал к лицам красные слезы из обоев и пестрой бумаги кроил платья трем женщинам (горящей, бегущей и рыдающей над ребенком).
В эту эпоху война — главное мужское дело. Однажды гестаповцы проводили обыск в доме Пикассо. Но мало кто помнит сюжет повести историю с абстракцией и еще одну важную деталь. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь.
Таковы «Сидящая купальщица» (1930, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Фигуры на берегу моря» (1931, Музей Пикассо, Париж). Понять, что для басков значит Герника, можно совершив небольшой экскурс в историю. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Она забрала сына и уехала.
В одной из них он держит цветок и обломок меча. Идет гражданская война. Пораженный художник и проводит у холста 12 часов, в этот день появляются основные образы «Герники» — мать с мертвым ребенком на руках, растерзанная лошадь, поверженный всадник, бык, человек со светильником.
На соборной площади городка Пикассо установил статую «Человек с ягненком», а в крипте храма поместил два живописных панно своей работы. Для «искусства встревоженного человечества» человек — нечто безликое, бесформенное: искаженное и рубленное (у Пикассо) или растекающееся (у Дали) человеческая личность в картинах утрачивает всякую нравственность, превращаясь в уродливую маску. Встреча двух шедевров — Бальзака и Пикассо — на улице Больших Августинцев, 7 не могла не состояться. После налета Герника горела еще трое суток. Так они познакомились с Дорой Маар.
Замечательно полотно «Мальчик с собакой» (1905, Эрмитаж, Санкт-Петербург). «Сдача Бреды» написана в 1635 году, за 300 лет до «Герники». Красно-золотое одеяние рыдающей переместилось в коллаж «Femmes leur toilette», который ныне украшает резиденцию посла Франции в Мадриде (глядя на эту работу, понимаешь, что дуэнде Герники уберег шедевр от дурновкусия). Пикассо начинает кричать политические лозунги. Многие не понимали его, боялись, но игнорировать не могли.
Фр. А мадридский журнал «Сабадо графике» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. Ужас и трагедию происходящего еще в большей степени усиливают и доводят до максимума специфичность форм кубизма. Фиаско с «Залом мира» было одной из причин. «Какую именно. » – поинтересовался собеседник, думая, что речь идет об одной из многочисленных картин, на которой запечатлена эта гора.
«Я не выпускал из рук кисточки, как республиканские солдаты — ружья», — признается он в одном из интервью. В этом заключается специфика и талант испанского художника. Вот таким образом налёт был вполне ожидаем. «Нет, это сделали вы», – ответил Пикассо. Мечтой Мигеля Сугасы, директора Прадо до марта 2017 года, было создание «Зала мира» в Салон-де-Рейнос, втором филиале музея, конкурс на реконструкцию которого недавно завершился.
В январе 1937 года художник начал работу над антифашистской гравюрой «Мечты и ложь генерала Франко», состоящей из девяти изображений. 11 мая Дора Маар, муза Пикассо времен «Герники», фотографирует первую композицию на холсте — в новой мастерской на Rue des Grands Augustin, 7.
Гестапо явилось не арестовывать художника, а для ознакомительного визита – «в гости». Весной он со своей собакой Фрикой поселился в знаменитом общежитии для нищих художников Бато-Лавуар (буквально «корабль-прачечная»): этот полуразвалившийся барак, бывшая фабрика пианино, был расположен на склоне холма Монмартр, вот таким образом с одной стороны был пятиэтажным, с другой же был виден только один этаж. Именно он, а не авиабомбы, уничтожил три четверти всех зданий, находящих в Гернике. Постепенно война в Испании забывалась и «Герника» стала символом протеста против любых войн.
В таком варианте, снабженном дополнительно рукописью яростного стихотворения самого художника, гравюра стала известна борющемуся со злом испанскому народу. По злой иронии судьбы, местное производство во время авианалета осталось почти целым и невредимым: ущерб, причиненный фабрикам, был крайне незначителен. Однако то, что предстало их глазам, смутило многих и вызвало самые различные споры. Жертвами бомбардировки, по разным подсчётам, являются от 120 до 300 человек.
Писал он их в реалистичной манере – на этом настояла сама Ольга, не любившая новаторства в живописи: «Я хочу узнавать свое лицо. » – говорила она. Чуть ниже – женщина в лохмотьях движется к центру, её взгляд направлен вверх. Вершиной аналитического кубизма считается «Портрет Амбруаза Воллара» (1909–1910, ГМИИ, Москва). Или от гитлеровской Германии позорная эстафета перешла к США и их союзникам. Франко, как утверждали, был не против.
Эта картина как нельзя лучше передает всю трагичность бессердечия людей. Описание «Герника» представляет собой полотно-фреску, написанную маслом в чёрно-белых тонах, 3, 5 м высотой и 7, 8 м длиной. Испанский художник по их мнению, был мастером, творившим «дегенеративное искусство». Апокалипсис без единого изображения солдата, самолета, разорвавшейся бомбы. После заказа полотна на тему разрушенной Герники, Пикассо сразу приступил к её написанию. Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержание картины только рамками конкретного события и видели в ней только изображение трагедии баскского народа. Другие искусствоведы (например, Н. Д. Дальнейшие события мировой истории отодвинули трагедию Герники на второй план.
С нею вместе он уезжает на юг Франции, где заново открывает для себя красоту солнца, моря и морского берега. 26 апреля, в понедельник, самолеты немецкого легиона «Кондор», союзники Франко, в течение трех с половиной часов бомбят мирный город. «Это сделали вы. » — задали мастеру риторический вопрос о картине. Последний изгнанник прибыл на родину». Неизвестно почему фашисты оставили этот ответ без последствий. Сама «Герника» представляет из себя полотно-фреску, написанную маслом в чёрно-белых тонах, 3, 5 м высотой и 7, 8 м длиной. Кто-то утверждает, что мастерскую Пикассо посетила делегация баскских политиков и один из них воскликнул: «Это же Герника. » Другие свидетели уверяют, что название предложил Поль Элюар, который как раз писал поэму «Victoire de Guernica» или Кристиан Зервос, главный редактор журнала Cahiers d39Art, по заказу которого Дора Маар фотографировала этапы работы.
В 1906 году лирический «Розовый период» сменяется монументальностью и обобщенностью мощных форм. Оказалось, что госсекретарь Колин Пауэлл, рассказывавший о необходимости войны в Ираке, говорил это на фоне «Герники», которая становилась зловещей иллюстрацией к его словам. Особо стойкие марксисты требовали убрать это «кубистское нечто». Далеко не все специалисты приняли «Гернику» : одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержанием картины только рамками конкретного события и видели в ней только изображение трагедии баскского народа.
Гойя презирал войну испытывая к ней глубокое отвращение. «Я не пишу с натуры, я пишу при помощи натуры», – говорил он. – «Я изображаю мир не таким, каким его вижу, а таким, каким его мыслю». О городе Герника в Стране Басков знает весь мир. Пикассо смеялся: «Ты выдумала себе религию. » – но ему это было лестно.
Пожалуй, одна из самых сложных для понимания картина «Испания» пишется Дали в 1938 году, когда война достигла кульминационного момента. Когда в ходе обыска его мастерской немецкий солдат, увидев фотографию «Герники» спросил художника: «Это ваша работа. » — Пикассо прямо ответил: «Нет, ваша». Это было время Гражданской войны в Испании. Она была для престарелого Пикассо всем: натурщицей и сиделкой, любовницей и секретарем. Прошу парижских друзей прислать фотографию дома. Не оставлял художник и манеры кубизма. В 1930-х годах в творчестве художника появились мрачные, тревожащие мотивы, что было связано не только с событиями мировой истории, но и с перипетиями в личной жизни Пикассо.
Пикассо немедленно начала ее рисовать, а затем пригласил в свою студию. Тревога и гнетущий страх исходит от картины «Причесывающаяся женщина» (1940), мотивами войны и смерти говорят полотна «Утренняя серенада» (1942), «Склеп» (1945). Пикассо никогда не мешала разница в возрасте: «Если я живу с юной, это помогает и мне оставаться юным», – говорил он. Работа продвигалась столь стремительно, что невольно складывалось впечатление, что он давно продумал картину в мельчайших подробностях и деталях.
От реальности первого плана к реальностям «высшего порядка». Тот отругивался: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по моему ощущению, это должно быть сказано». Однако друзей было больше. Все в этих композициях символично.
Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника» видела в основном спины посетителей. Подобные приемы уже говорят о переходе художника к кубизму. Понимание войны Пикассо отлично от других.
Вершиной творчества Пикассо стал кубизм. Матисс, весьма справедливо увидевший в «Девицах» влияние своих «Купальщиц», был в бешенстве, а Жорж Брак, новый друг Пабло, заметил: «Такое ощущение, что ты хотел накормить нас паклей или напоить бензином». «Герника» – это не просто исторический документ, фиксирующий хронику военной Европы. Про недостижимость идеала и воплощения, про глухоту к пророчествам.
Число жертв, по разным оценкам, достигает от нескольких сотен до 2 тысяч человек. Однако не только простые посетители выставки не были подготовлены к восприятию картины, в такой своеобразной форме рассказывающей об ужасах войны. Первые дни Пикассо стоял у мольберта по 12-14 часов. Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением. В 1992 году «Герника» переедет из Прадо в Центр искусств королевы Софии и станет его главным, знаковым экспонатом.
Примечательно, что нацисты не преследовали художника, не конфисковывали его картин (правда и выставлять их публично не позволяли), хотя стиль творчества Пикассо шел вразрез с представлениями фашистов об истинном искусстве. В основе сюжета картины лежит бомбардировка города Герника немецким «Легионом Кондор» в ходе гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года. И вот бык (чем-то напоминающий автопортреты Пикассо) взирает и на женщину, падающую из горящего дома и на женщину с ребенком и на «маску», освещающую путь. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». В июне делегация республиканского правительства инспектирует работу. Ныне два смотрителя неусыпно охраняют ее от фотографов.
Начнем с того, что данный период в творчестве П. Пикассо (1937 год), как он сам говорил об этом «худшее время в его жизни». Про угрожающий хаос. Она роняла его вертикально на раскрытую на столе ладонь. «крики детей крики женщин крики птиц крики цветов крики бревен и камней крики кирпичей крики мебели кроватей стульев штор горшков кошек и газет крики запахов царапающих друг друга крики дыма прокалывающего плечо крики которые тушатся в котле и дождь птиц которые наводняют море которые грызут кость и ломают себе зубы кусая вату которые солнце жадно глотает с тарелки которые прячут кошелек в карман и еще отпечаток который нога оставляет на скале» — ужасается Пикассо. Внутренние переживания автора символизируют девушка с профилем античной статуи, со свечой в руках, плачущая женщина, мать, прижимающая к себе ребенка, бык, умирающая лошадь и упавший с нее всадник. Став мадам Пикассо, Жаклин взяла его жизнь в свои руки.
Оно словно является откликом на стихотворение Бодлера: «Я воспеваю грязного пса пса-комедианта». В одной из последних версий «Герники» вместо нарисованной бумаги появляется кусок бумаги настоящей — приклеенный к левой руке. «Ищу человека. » – отвечал синопский киник на вопрос «что он делает с фонарем в руке при свете дня. ».