Пан Картина Врубеля
Картина Врубеля «Пан». Сопоставьте общую атмосферу стихотворения Блока «Русь» и картины Врубеля «Пан». «пан»— картина российского художника Михаила Врубеля. «пан»— картина российского художника Михаила Врубеля.
Картина М. Врубеля «Пан» принадлежит к серии картин, которые критики называют сказочными или фольклорными ноктюрнами. Картина Врубеля «Пан» совершенно по-иному представляет зрителю древнегреческого полубога, бунтаря, дебошира и сладострастника Сатира. Картина Врубеля Михаила Пан: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др.
История создания картины Врубеля Пан
Пан сидит на земле и витает в облаках. И добрые, немного грустные глаза. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Книгу из которой я почерпнул эти сведения, Синявский надписал мне с лешачьим приветом. На широком лбу – торчащие черные рога, внизу – обличье козла. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).
Свирель не звучит, спина не разгибается, шерсть вылезла, про наяд и думать нечего. Курносое лицо обрамляла белая борода, сквозь которую виднелись наросты на шее. Герой будто собой, своим телом заменяет (частично закрывает) стволы деревьев. Но этот портрет не был бы врубелевским, если бы в образе Арцыбушева не чувствовалась внутренняя динамика, подобная скрученной пружине. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.
На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Он взял у меня краски: желтую, черную, зеленую и киноварь. По легенде, Сиринга – наяда, спутница Артемиды, которую преследовал Пан. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Но каков настоящий цвет кентавра.
Ноги с раздвоенными копытами от ляжки до ступни поросли густой шерстью. Летом 1897 года Врубель жил на хуторе Н. Ге в Черниговской губернии, работал в его мастерской – видимо, это географическое и «родственное» сближение со своим старшим современником, мастером ночного колорита, не осталось без последствий. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Он не прочь поиграть с заблудившимися путниками, но выйти из своих владений он всегда поможет. Жесткие волосы покрывали его грудь.
Курносое лицо обрамляла белая борода, сквозь которую виднелись наросты на шее. Заметим, что сам Врубель в качестве главной причиной появления этой работы называл впечатление, произведенное на пего рассказом А. Франса «Святой сатир». Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. За ту немалую часть жизни, что мне удалось провести в музеях, я понял одно. В этих заметках есть такие строки: обтрепанный, маленький, невзрачный, предстал я благодаря тому широкому гостеприимству, которым отличался хозяин Скучной Поляны, пред угрюмые пронзительные волчьи голодные очи маститого, родового, но все же мужика моя фигура возбуждала брезгливость.
Или Демона, про которого Лермонтов так и написал: Синело предо мной пространство. Мощь его тела выдает в нем явный гигантизм (излюбленный прием Врубеля, говорящий о явном проявлении божественной силы персонажа), это не тело старика, не смотря на дряхлость лица. Но и Толстой не воспринимал своего противника. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Герой будто собой, своим телом заменяет (частично закрывает) стволы деревьев.
Описание картины Михаила Врубеля «Пан»
Поскольку при создании этой картины никто не позировал, то не помогла ли ему при завершении образа Пана какая-либо фотография и, быть может, даже фотография самого Толстого, которых в то время было опубликовано предостаточно. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Но он не может умереть, пока жива эта чахлая природа. Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом. Заметим, что сам Врубель в качестве главной причиной появления этой работы называл впечатление, произведенное на пего рассказом А. Франса «Святой сатир». В качестве декораций художник выбрал российский лес.
Промежуточное звено между зверем, богом и человеком, Пан обитает в безнациональном раю. Могучая фигура состоит из противоречий. Главное, не забыть потом отвязать, – закончил он, косясь на собеседника.
Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Флейта Пана – Сиринга инструмент из тростниковых трубочек, связанных в один ряд. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. Сильное, грозное произведение. В умозрительном плане дерево часто делят на три части: корни, ствол и крона, где корни – это подсознание, ствол – стремление, выражающееся физической жизнью, а крона – выход на уровень сознания и сверхсознания. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами.
Выполнили фотографию в Москве мастера Шерер и Набгольц в 1885 году. Как все мы, он зависит от среды: на поляне леший ниже травы, в роще – выше деревьев. Теперь о руках. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Большие массивные плечи, накачанные руки, которые от локтя к пальцам покрыты волосами.
После окончания академии Михаилу повезло. Все это никак не вяжется со странным, освещенным лунным светом существом. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. Пан – один из них.
Конечно, Врубель писал не просто портрет. Куда устремлены, что увидели его пронзительные синие глаза.
У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Так когда же Врубель мог лично встречаться с Толстым. Но при этом задний фон абсолютно реален и замечательно изображен. Ничего внешнего, бросающегося в глаза.
Эта картина открывает серию «ноктюрнов» Врубеля (в нее вошли также «Царевна-Лебедь», «Сирень», «К ночи»). По легенде, Сиринга – наяда, спутница Артемиды, которую преследовал Пан. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. В его ярких бирюзовых глазах стариковская отрешённая задумчивость.
Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Но бес его попутал и художник соскоблил любимую женщину, чтобы уступить холст сатиру. Спрятанное в густой седине лицо возвращает портрет к ветреному пейзажу с развевающимися ветками жидких березок. Дробящийся, переливающийся цвет в полотнах Врубеля и их кристаллическая фактура родственны эффектам мозаики.
Сочинение по картине Врубеля пан
Не живую женщину из плоти и крови писал художник, а фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Пан в древнегреческих мифах — козлоногое существо с рожками и телом, покрытым шерстью. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1. Не такие ли руки у врубелевского Пана: большие, некрасивые, узловатые. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники.
Вот таким образом так дорог Врубелю иной – неверный – свет луны. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Это одиночество души, способной отдавать все, ради созидания. Высшее образование М. Врубель получил в Петербургском университете, а после окончания поступил в Академию художеств. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Это непростое одиночество очень близко художникам эпохи Модерна. Пан – персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел» и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. Большие седые волосы. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Синий, – ответил бы Врубель. Длинная и густая борода и усы.
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. Во всяком случае, в Летописи жизни и творчества Л. Н. Толстого таких сообщений нет. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. А лик стоящей среди апостолов Богородицы — это лицо молодой фельдшерицы Марии Ершовой. После обеда Врубель позвал меня смотреть портрет.
Михаил Врубель, «Пан» : описание картины
Чтобы прийти к нему искусству понадобился компромисс между орнаментом и притчей. Со второго начинаются чудеса. Летом 1897 года Врубель жил на хуторе Н. Ге в Черниговской губернии, работал в его мастерской – видимо, это географическое и «родственное» сближение со своим старшим современником, мастером ночного колорита, не осталось без последствий. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. В свободное время он с удовольствием пользовался книгами богатой тенишевской библиотеки.
Тонкие белокурые березки, развивающиеся на ветру. Немного затуманенное небо с красиво виднеющимся молодым месяцем. В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Этот контраст наличия в одном теле увядающего и жизненно-крепкого тоже показывает разрыв между двумя полюсами (рождение — смерть).
Это весёлое и проказливое божество стад, лесов и полей. Подрамника с чистым холстом под рукою не оказалось и тогда, по свидетельству молодого композитора Б. К. Яновского, приехавшего с супругами в Хотылево: Врубель на моих глаза соскоблил начатый портрет жены и на месте его принялся писать Пана (сам он называл его Сатир). Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Чаще, однако, он занят другим. Небольшая речка, которая выглядывает из-за высокого берега.
Напишите отзыв о статье Пан (картина Врубеля)
Торс атлета принадлежит человеку. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Невидимый и бесспорный, он, как судьба, обнаруживает себя, меняя поведение окружающего. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
При свете луны мы четко видим лицо создания. Если первого писать с маленькой буквы, то получится одно и то же. Оно напоминает лицо старого дедушки. Сущность хтонического (связанного со стихией земли, растений, плодородия) божества подчеркивает наличие за его спиной дерева – символа жизни, метафора которого – рождение и смерть, рост, становление, при опоре на землю, стремление ввысь, в небо.
Другими, принадлежащими Аверинцеву, словами, символ – это равновесие формы и содержания. Порождение светлой и тревожной ночи, какими они и бывают на Севере летом, Пан явился с заболоченных берегов Десны, где, посредине Брянщины, располагалось поместье Хотылево. Одновременно ночь у него здесь становится уже типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию. И тут мне вспомнилась картина Михаила Врубеля Пан. Волосатые мослы с копытами вросли в родную стихию – землю. Тростник также встречается и в изображениях Осириса.
Отрывок, характеризующий Пан (картина Врубеля)
У сатира не может быть истории, только антропология. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Другое дело, что его дом был и моим.
В одном из томов французского писателя Анатоля Франса (а он читал в подлиннике) его заинтересовал рассказ Святой Сатир, где описано видение монаху Мино возле гробницы святого Сатира — козлоногого белобородого старца с телом, обросшим волосами. Я видел ее только на картинках. Чем дольше мы вглядываемся в картину, тем больше подозрений она вызывает ибо все твердое, земное, вещественное растворяется в синем свете умирающей луны. Цветная фотография, – говорил Гоген, – наконец представит нам правду – настоящий цвет неба, дерева, всей материальной природы. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.
С приходом христианства прежние боги стали демонами. Флейта ритмически очень связана с пальцами Пана. Ветер выдает метафору. Как и другие евангельские сказания, сюжет Сошествия имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Как от нас, вред от него очевиден, но ограничен. Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне.
Описание картины Михаила Врубель «Пан»
Он – ее дух, она – его плоть, вместе они называются родиной. И отчего так тревожен выползающий из-за чёрного леса красновато-жёлтый серп месяца. И сидит он на пне на фоне деревьев. В русском искусстве ближе всех к этому идеалу подошел Врубель. Гостивший там Врубель уже написал окрестный пейзаж для портрета жены.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». P. S. Где. Ветер гонит тучи, сгибает деревья, навевает сны и кошмары. Собственно, на холсте именно это мы и видим – на первый взгляд.
Врубель Михаил Пан описание картины, анализ
Собственно, ему, пространству, не остается ничего другого. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Выполнили фотографию в Москве мастера Шерер и Набгольц в 1885 году. Когда мертвая и бесцветная атмосфера уходит в даль, она необъяснимым (что бы ни говорил мой учебник физики) образом становится синим небом, оживляющим фантазию.
Но когда посмотреть на его туловище, то оно абсолютно не принадлежит дедушке. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. Автору нельзя не верить. У этого рассказа был другой сюжет – не отличавшийся от символа.
В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. Природу этих широт я знаю памятью клеток, вот таким образом она отзывается во мне даже тогда, когда я вижу ее на картине, но только такой, какой получилась у Врубеля. Почти нематериальный и часто непобедимый, он состоит из воздуха и движения. А вместе с тем он абсолютно фантастичен, он лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
И свою картину художник сначала назвал Сатир. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Со второго начинаются чудеса. Подобное соскабливание бывало не однажды. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».
Именно картина известного русского художника Врубеля Михаила Александровича «Пан» как нельзя лучше показывает его талант к сочетанию реального и чудесного миров на одном полотне. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Прежде всего — глаза. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).
Пан (картина Врубеля) — википедия фото
Экспрессивно-драматичны и портреты (К. В живописи такой паритет – и самое ценное и самое сложное. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Руки, ноги и голова пришиты друг к другу, но так, что швов не видать.
Усталость, но бесконечная отдача. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. Чтобы окончательно развеять их, он заодно объяснил мне, как отыскивать пропавшие вещи, привязывая домового к ножке стула. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.
Пан (картина Врубеля) — Википедия РУ
Голубыми добрыми глазами он наблюдает за всем, что происходит вокруг. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Удивительно, что при таком жизнеутверждающем сюжете, сохраняется сугубо авторское восприятие обреченности, тоски и одиночества. Одновременно ночь у него здесь становится уже типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию. Зачахший сатир одной ногой (той, что нам не видна) уже в могиле. Леший, например, мало чем выделяется.
Они изображают Бога как старого человека проповедуют не веру, а суеверие — и далее: Я смотрела в глаза Толстого, сверкающие сквозь брови, как глаза Пана сквозь лесную чащу: мудрые, как сама природа. В своем творчестве художник иногда прибегал к фотографиям, считая при этом, что ими можно пользоваться, но не рабски, а сознательно, выбирая только самое характерное. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Дерево всегда показывает связь между прошлым, настоящим и будущим.
Считается, что врубелевское обращение к теме ночи произогило не без влияния живописи Н. Те (к тому времени покойного), с семейством которого он породнился, женившись на Н. Забеле. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). В 1906 художник ослеп. Это придает персонажу большей загадочности. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы.
Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.
Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. С тех пор я так и делаю, но мелкая нечисть не попадается мне на глаза. Как мы видим, старец не совсем обычный. С годами выяснилось, что без водки я могу обойтись дольше, чем без музеев. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1.
За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Считается, что врубелевское обращение к теме ночи произогило не без влияния живописи Н. Те (к тому времени покойного), с семейством которого он породнился, женившись на Н. Забеле. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. Нижнюю часть туловища покрывает темная длинная шерсть и даже видны копыта вместо ног. Все эти произведения религиозного содержания, написанные по вдохновению, были так же под вдохновением безжалостно замазаны и на их месте появилась очаровавшая в это время художника великолепная цирковая наездница Анна Гаппе, которую он называл женственной женщиной. Древним он – бог, нам – леший.
Пан (картина Врубеля) — Википедия (с комментариями)
Так что же можно найти схожего у врубелевского Пана с Толстым. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Для этой картины художнику никто не позировал. Лучшая из них – Пан. На этот счет точных данных не существует.
Демон, по выражению Врубеля, был страждущей душой мира, Пан – его тело, только старое. Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий грани кристаллической формы. вы можете запросить все в системе с коробкой. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Сама Н. Забела приходилась племянницей Н. Ге, а ее сестра была замужем за сыном художника. Ночью мы знаем то ли меньше, то ли больше, чем днем, но никогда – столько же.
Пан (картина Врубеля) Информацию О
«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Сущность хтонического (связанного со стихией земли, растений, плодородия) божества подчеркивает наличие за его спиной дерева – символа жизни, метафора которого – рождение и смерть, рост, становление, при опоре на землю, стремление ввысь, в небо. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. Как все мы, он зависит от среды: на поляне леший ниже травы, в роще – выше деревьев. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь.
Мои сомнения удивили Синявского. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Теперь о руках. Убегая, она превратилась в болотный тростник из которого потом Пан и сделал себе флейту.
Пан – персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел» и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. Огромные, словно выделанные из крепких древесных пород руки натружены тяжёлой работой. Особенно ночью, когда голубое оказывается фиолетовым, а сны – явью. В одном из томов французского писателя Анатоля Франса (а он читал в подлиннике) его заинтересовал рассказ Святой Сатир, где описано видение монаху Мино возле гробницы святого Сатира — козлоногого белобородого старца с телом, обросшим волосами. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Выше: что вы искали.
Пан (картина Врубеля) Информация о
Врубель вычитал его у Анатоля Франса: На седеющем темени торчали притупившиеся рожки.