Пан Врубеля

Картина Врубеля Михаила Пан: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «пан»— картина российского художника Михаила Врубеля. Пан персонаж греческой мифологии изображённый, правда, Врубелем под влиянием русского фольклора который он тогда так любил.

«пан»— картина российского художника Михаила Врубеля. Таким образом, подводя черту своим предположениям, я считаю, что Пан Врубеля — это, конечно, не буквальный портрет Толстого, а схожее с ним изображение в сказочном обличье. «пан»— картина российского художника Михаила Врубеля. Картина Врубеля Михаила Пан: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. И тут мне вспомнилась картина Михаила Врубеля Пан.

Быть может, сидя за мольбертом, Врубель, обладавший великолепной музыкальной памятью, вспомнил тот вечер в марте 1898 года в доме Римского-Корсакова, где его жена Забела и певец Мариинского театра Гавриил Иванович Морской исполняли сочинение хозяина дома на слова А. Майкова Спит великий Пан. В «Пана» Врубель вложил много и своего. Картина М. Врубеля «Пан» принадлежит к серии картин, которые критики называют сказочными или фольклорными ноктюрнами. Картина Врубеля «Пан» совершенно по-иному представляет зрителю древнегреческого полубога, бунтаря, дебошира и сладострастника Сатира. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др.

Так что же можно найти схожего у врубелевского Пана с Толстым. Вероятно, Сабашникова уже видела врубелевского Пана и находившийся перед нею Толстой невольно ассоциировался с этим изображением. Они такие и у врубелевского Пана. Демон, по выражению Врубеля, был страждущей душой мира, Пан – его тело, только старое.

У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». В 1899 г., вдохновлённый рассказом «Святой сатир», Михаил Врубель написал картину под названием «Пан всего за несколько дней изобразив удивительное, будто бы общающееся со своим зрителем при помощи глаз мифическое существо, наполовину человека, наполовину козла.

Сочинение по картине Врубеля пан

Сущность хтонического (связанного со стихией земли, растений, плодородия) божества подчеркивает наличие за его спиной дерева – символа жизни, метафора которого – рождение и смерть, рост, становление, при опоре на землю, стремление ввысь, в небо. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются.

Но когда посмотреть на его туловище, то оно абсолютно не принадлежит дедушке. Небольшая речка, которая выглядывает из-за высокого берега. Это непростое одиночество очень близко художникам эпохи Модерна. Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Флейта ритмически очень связана с пальцами Пана.

  • История создания картины Врубеля Пан
  • Картина Пан, Михаил Врубель, 1899
  • Описание картины Михаила Врубеля «Пан»
  • Сочинение по картине Врубеля «Пан»
  • Пан (картина Врубеля) — Википедия
  • Михаил Врубель, «Пан» : описание картины
  • Словари и энциклопедии на Академике

В 1899 г., вдохновлённый рассказом «Святой сатир», Михаил Врубель написал картину под названием «Пан всего за несколько дней изобразив удивительное, будто бы общающееся со своим зрителем при помощи глаз мифическое существо, наполовину человека, наполовину козла. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Экспрессивно-драматичны и портреты (К. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Одновременно ночь у него здесь становится уже типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию. Эта картина считается одной из самых лучших работ Михаила Врубеля. Синий, – ответил бы Врубель. После обеда Врубель позвал меня смотреть портрет.

Если первого писать с маленькой буквы, то получится одно и то же. Чаще, однако, он занят другим. Композиция картины Стыки весьма напоминает композицию врубелевского Пана: верхняя часть картины так же заполнена российским пейзажем, такими же тонкими кривыми березками, как у Врубеля ниже пейзажа — фигура Толстого, напоминающая Пана взлохмаченной седой шевелюрой и густой бородой, широким носом, только герой сюжета Стыки сидит на темном фоне не со свирелью, а с пером в руке.

  1. Напишите отзыв о статье Пан (картина Врубеля)
  2. Отрывок, характеризующий Пан (картина Врубеля)
  3. Пан (картина Врубеля) Информацию О
  4. Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910)
  5. «Действительный студент» Михаил Врубель

В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Огромные, словно выделанные из крепких древесных пород руки натружены тяжёлой работой. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. Однако, воображение Врубеля создало свой неповторимый образ эллинистического существа, придав ему традиционно русские черты характера и внешности. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Панно «Принцесса Греза» размером семьдесят квадратных метров должно было украсить торец одного из павильонов.

Убегая, она превратилась в болотный тростник из которого потом Пан и сделал себе флейту. Картина Врубеля «Пан» абсолютно по-иному представляет зрителю древнегреческого полубога, бунтаря, дебошира и сладострастника Сатира. Это непростое одиночество очень близко художникам эпохи Модерна. На этот счет точных данных не существует. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Торс атлета принадлежит человеку.

  • «Дивная патетическая симфония» Врубеля

Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Зрителям чудятся в нём образы знакомых с детства героев сказок — Лешего, Лесовика, воплощённых в поверьях русского и иных славянских народов. На картине у Пана лицо старика-крестьянина из русской или украинской деревни. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. В 1886 году для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, по заказу Мамонтова, который был ее художественным руководителем, Врубель написал две картины: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» — самое монументальное и самое скандальное свое творение. Когда мертвая и бесцветная атмосфера уходит в даль, она необъяснимым (что бы ни говорил мой учебник физики) образом становится синим небом, оживляющим фантазию. Во всяком случае, в Летописи жизни и творчества Л. Н. Толстого таких сообщений нет.

Нижнюю часть туловища покрывает темная длинная шерсть и даже видны копыта вместо ног. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Премьера состоялась 21 декабря. Я видел ее только на картинках.

История создания 
картины Врубеля 
Пан

Почти нематериальный и часто непобедимый, он состоит из воздуха и движения. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности.

В «Пана» Врубель вложил много и своего. Они были, дикими, страстными и необузданными. вы можете запросить все в системе с коробкой. Считается, что врубелевское обращение к теме ночи произогило не без влияния живописи Н. Те (к тому времени покойного), с семейством которого он породнился, женившись на Н. Забеле.

Над лесом встает луна и своим светом озаряет далекий лесок, гладь озера, три тонких деревца за спиной Пана и его самого. Но при этом задний фон абсолютно реален и замечательно изображен. Чтобы прийти к нему искусству понадобился компромисс между орнаментом и притчей.

Он мастер играть на тростниковой свирели, с которой никогда не расстаётся. Пан, написанный Врубелем, не слишком похож на греческого бога, несмотря на козлиные ноги, рога и свирель. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. У этого рассказа был другой сюжет – не отличавшийся от символа. Ночью мы знаем то ли меньше, то ли больше, чем днем, но никогда – столько же. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. В образе Пана, больше напоминающего русского Лешего, художник пытался уловить национальные черты мифического существа и создал своего собственного, неповторимого и колоритного персонажа. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Тонкие белокурые березки, развивающиеся на ветру.

Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Но он не может умереть, пока жива эта чахлая природа. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Картина М. Врубеля «Пан» принадлежит к серии картин, которые критики называют сказочными или фольклорными ноктюрнами.

После окончания академии Михаилу повезло. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».

Собственно, на холсте именно это мы и видим – на первый взгляд.

Занимается Михаил у П. П. Чистякова, который оказал большое влияние на становление русского живописца. Кажется, что Пан крепко врос в нее или как будто вырастает прямо из земли. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин).

Персонаж и природа вокруг него слиты воедино. Вот таким образом так дорог Врубелю иной – неверный – свет луны. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. В качестве декораций художник выбрал российский лес. Могучая фигура состоит из противоречий.

Большие седые волосы. В живописи такой паритет – и самое ценное и самое сложное. Это одиночество души, способной отдавать все, ради созидания. Ноги с раздвоенными копытами от ляжки до ступни поросли густой шерстью.

Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Главное, не забыть потом отвязать, – закончил он, косясь на собеседника. Со второго начинаются чудеса. В его ярких бирюзовых глазах стариковская отрешённая задумчивость. На широком лбу – торчащие черные рога, внизу – обличье козла. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Это весёлое и проказливое божество стад, лесов и полей.

Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».

Это одиночество души, способной отдавать все, ради созидания. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. Пан сидит на земле и витает в облаках. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Руки, ноги и голова пришиты друг к другу, но так, что швов не видать. Прежде всего — глаза. Ветер гонит тучи, сгибает деревья, навевает сны и кошмары.

Большие массивные плечи, накачанные руки, которые от локтя к пальцам покрыты волосами. Усталость, но бесконечная отдача. Курносое лицо обрамляла белая борода, сквозь которую виднелись наросты на шее. Именно картина известного русского художника Врубеля Михаила Александровича «Пан» как нельзя лучше показывает его талант к сочетанию реального и чудесного миров на одном полотне. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.

«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Заметим, что сам Врубель в качестве главной причиной появления этой работы называл впечатление, произведенное на пего рассказом А. Франса «Святой сатир». В живописи такой паритет – и самое ценное и самое сложное. Врубель потрясает нас. Теперь о руках. Как от нас, вред от него очевиден, но ограничен. Для этой картины художнику никто не позировал.

Оно напоминает лицо старого дедушки. При свете луны мы четко видим лицо создания. Курносое лицо обрамляла белая борода, сквозь которую виднелись наросты на шее. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Промежуточное звено между зверем, богом и человеком, Пан обитает в безнациональном раю.

Сама Н. Забела приходилась племянницей Н. Ге, а ее сестра была замужем за сыном художника. В одном из томов французского писателя Анатоля Франса (а он читал в подлиннике) его заинтересовал рассказ Святой Сатир, где описано видение монаху Мино возле гробницы святого Сатира — козлоногого белобородого старца с телом, обросшим волосами. Флейта Пана – Сиринга инструмент из тростниковых трубочек, связанных в один ряд. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву.

О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». Книгу из которой я почерпнул эти сведения, Синявский надписал мне с лешачьим приветом. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.

Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Огромные, словно выделанные из крепких древесных пород руки натружены тяжёлой работой. Не такие ли руки у врубелевского Пана: большие, некрасивые, узловатые. Пан – персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел» и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор.

Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом. Демон, по выражению Врубеля, был страждущей душой мира, Пан – его тело, только старое. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета.

В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Особенно ночью, когда голубое оказывается фиолетовым, а сны – явью.

Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. А Михаил Александрович создал эскизы костюмов и декораций. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Другое дело, что его дом был и моим.

Голубыми добрыми глазами он наблюдает за всем, что происходит вокруг. Этот контраст наличия в одном теле увядающего и жизненно-крепкого тоже показывает разрыв между двумя полюсами (рождение — смерть). Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Мои сомнения удивили Синявского. Другими, принадлежащими Аверинцеву, словами, символ – это равновесие формы и содержания. Пан – персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел» и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор.

Или Демона, про которого Лермонтов так и написал: Синело предо мной пространство. Гостивший там Врубель уже написал окрестный пейзаж для портрета жены. Они такие и у врубелевского Пана. Невидимый и бесспорный, он, как судьба, обнаруживает себя, меняя поведение окружающего.

Но и Толстой не воспринимал своего противника. Собственно, ему, пространству, не остается ничего другого. В качестве декораций художник выбрал российский лес.

Подобное соскабливание бывало не однажды. Выше: что вы искали. «Царевна-Лебедь» — один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных Врубелем. На широком лбу – торчащие черные рога, внизу – обличье козла. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. И тут мне вспомнилась картина Михаила Врубеля Пан.

Тогда он переехал в Москву. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Лучшая из них – Пан. Со второго начинаются чудеса.

А лик стоящей среди апостолов Богородицы — это лицо молодой фельдшерицы Марии Ершовой. В эти годы он вновь писал демонов. Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) – русский художник рубежа 19 – 20 веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Пан1899 г. В Древней Греции сатиры считались лесными божествами плодородия, проводившими время в забавах и охоте и составляли свиту Диониса. Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом.

Герой будто собой, своим телом заменяет (частично закрывает) стволы деревьев. В этих заметках есть такие строки: обтрепанный, маленький, невзрачный, предстал я благодаря тому широкому гостеприимству, которым отличался хозяин Скучной Поляны, пред угрюмые пронзительные волчьи голодные очи маститого, родового, но все же мужика моя фигура возбуждала брезгливость. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. По легенде, Сиринга – наяда, спутница Артемиды, которую преследовал Пан.

У сатира не может быть истории, только антропология. Заметим, что сам Врубель в качестве главной причиной появления этой работы называл впечатление, произведенное на пего рассказом А. Франса «Святой сатир». «Не сама ли это Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, плещет лебедиными крылами на синем море перед днями великих бедствий. » — говорили о ней те, кто видел картину.

Жесткие волосы покрывали его грудь. Волосатые мослы с копытами вросли в родную стихию – землю. Так что же можно найти схожего у врубелевского Пана с Толстым.

Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Тростник также встречается и в изображениях Осириса. С годами выяснилось, что без водки я могу обойтись дольше, чем без музеев. Немного затуманенное небо с красиво виднеющимся молодым месяцем.

С приходом христианства прежние боги стали демонами. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Выполнили фотографию в Москве мастера Шерер и Набгольц в 1885 году. Но он не может умереть, пока жива эта чахлая природа.

Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. P. S. Жесткие волосы покрывали его грудь. Летом 1897 года Врубель жил на хуторе Н. Ге в Черниговской губернии, работал в его мастерской – видимо, это географическое и «родственное» сближение со своим старшим современником, мастером ночного колорита, не осталось без последствий. У Пушкина и Римского-Корсакова Царевна-Лебедь дневная, светлая.

Леший, например, мало чем выделяется. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Но бес его попутал и художник соскоблил любимую женщину, чтобы уступить холст сатиру. Он – ее дух, она – его плоть, вместе они называются родиной. В опере «Сказка о царе Салтане», поставленной в 1900 году в Москве на сцене мамонтовского театра, партию Царевны-Лебеди пела Надежда Ивановна Забела — жена Врубеля. Эта картина считается одной из самых лучших работ Михаила Врубеля.

«Царевна-Лебедь» — один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных Врубелем. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Ноги с раздвоенными копытами от ляжки до ступни поросли густой шерстью. «пан» Михаила Врубеля появился благодаря сильному впечатлению, которое получил художник после прочтения рассказа Анатоля Франца (французского писателя) «Святой Сатир».

Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. И сидит он на пне на фоне деревьев. Книгу из которой я почерпнул эти сведения, Синявский надписал мне с лешачьим приветом. Он взял у меня краски: желтую, черную, зеленую и киноварь. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным.

Так когда же Врубель мог лично встречаться с Толстым. Ветер выдает метафору. Пан был написан без модели и в такой спешке, что картина кажется зафиксированной галлюцинацией. За ту немалую часть жизни, что мне удалось провести в музеях, я понял одно.

Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Врубель вычитал его у Анатоля Франса: На седеющем темени торчали притупившиеся рожки.

Подрамника с чистым холстом под рукою не оказалось и тогда, по свидетельству молодого композитора Б. К. Яновского, приехавшего с супругами в Хотылево: Врубель на моих глаза соскоблил начатый портрет жены и на месте его принялся писать Пана (сам он называл его Сатир). Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Древним он – бог, нам – леший. Однако специально присланная из Петербурга комиссия Академии художеств забраковала и «Грезу» и «Микулу Селяниновича» -- как «нехудожественные». Зачахший сатир одной ногой (той, что нам не видна) уже в могиле. Эта картина открывает серию «ноктюрнов» Врубеля (в нее вошли также «Царевна-Лебедь», «Сирень», «К ночи»). Мощь его тела выдает в нем явный гигантизм (излюбленный прием Врубеля, говорящий о явном проявлении божественной силы персонажа), это не тело старика, не смотря на дряхлость лица.

В русском искусстве ближе всех к этому идеалу подошел Врубель. Где. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Как мы видим, старец не совсем обычный.

Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. «Что за озлобленная ругань и ненависть и проклятия сыпались на бедную голову Михаила Александровича. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Ветер гонит тучи, сгибает деревья, навевает сны и кошмары. А лик стоящей среди апостолов Богородицы — это лицо молодой фельдшерицы Марии Ершовой. Это придает персонажу большей загадочности. С тех пор я так и делаю, но мелкая нечисть не попадается мне на глаза.

На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. В свободное время он с удовольствием пользовался книгами богатой тенишевской библиотеки. Свирель не звучит, спина не разгибается, шерсть вылезла, про наяд и думать нечего. Куда устремлены, что увидели его пронзительные синие глаза. Как все мы, он зависит от среды: на поляне леший ниже травы, в роще – выше деревьев.

Действительно, происхождение «Царевны-Лебеди» было скорее от Девы-Обиды «Слова о полку Игореве», чем от героини пушкинской «Сказки о царе Салтане» или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Подрамника с чистым холстом под рукою не оказалось и тогда, по свидетельству молодого композитора Б. К. Яновского, приехавшего с супругами в Хотылево: Врубель на моих глаза соскоблил начатый портрет жены и на месте его принялся писать Пана (сам он называл его Сатир). Пан – один из них. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года.

В 1906 художник ослеп. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Все это никак не вяжется со странным, освещенным лунным светом существом. Но каков настоящий цвет кентавра. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Это довольно смелая, еще никем не высказанная мысль глубоко засела в моей голове и я стал искать этому подтверждение. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Пан в древнегреческих мифах — козлоногое существо с рожками и телом, покрытым шерстью.

«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. И добрые, немного грустные глаза. После премьеры была выпущена серия открыток с изображением Царевны-Лебеди и эти открытки послужили Врубелю поводом к написанию картины «Царевна-Лебедь». Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном.

Автору нельзя не верить. В 1886 году для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, по заказу Мамонтова, который был ее художественным руководителем, Врубель написал две картины: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» — самое монументальное и самое скандальное свое творение. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Дерево всегда показывает связь между прошлым, настоящим и будущим.

Чем дольше мы вглядываемся в картину, тем больше подозрений она вызывает ибо все твердое, земное, вещественное растворяется в синем свете умирающей луны. Цветная фотография, – говорил Гоген, – наконец представит нам правду – настоящий цвет неба, дерева, всей материальной природы. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. И отчего так тревожен выползающий из-за чёрного леса красновато-жёлтый серп месяца. Длинная и густая борода и усы. После окончания академии Михаилу повезло.

Мощь его тела выдает в нем явный гигантизм (излюбленный прием Врубеля, говорящий о явном проявлении божественной силы персонажа), это не тело старика, не смотря на дряхлость лица.