Павел Андреевич Федотов Свежий Кавалер
Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик)
Успех Федотова – это успех передовых идей его времени. Кроме того, эта замедленность во времени может объясняться и самим сюжетом «Игроков». Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа и в 1851—1852 годах написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину.
Но эта жалкая подачка, быть может, помогает сохранить герою разум. Насыщенность деталями, как обычно у Федотова, превращает картину в «живописный текст», который следует внимательно читать6. Ну, прямо (читайте текст на картинке). Так родился замысел серии Нравственно-критических сцен из обыденной жизни исполненных в технике сепии: Первое утро обманутого молодого, Житие на чужой счет, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант, Модный магазин, Мышеловка Болезнь и смерть Фидельки, Крестины (1840-е, ГТГ). И психологически и социально она глубока и содержательна. Словом, преобладающий элемент этих работ — карикатура.
Наверху, на комоде личные вещи вдовы, которые закон «охранил», как ее неотъемлемую собственность. В 1844 году Федотов оставил военную службу. Разумеется, я отвечал, что не смел беспокоить его в болезни.
Он вышел в отставку в звании штабс-капитана. У ордена Белого Орла была только одна степень, а у Станислава– четыре. Каждое лицо изображено с полным портретным сходством. Словно это даже и не люди, а какая-то нежить. Низкая, душная, едва освещенная комната. Их все знают со школы.
Лишенное всякой идеализации лицо вдовы проникнуто глубоким страданием. Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор. Федотов сочинял басни, элегии, альбомные пьесы, солдатские песни (будучи офицером), сочинял романсы и перекладывал их на музыку. Так что на самом деле, если это и кавалер, то совсем не свежий, раз после 45-го года такого награждения произойти не могло. Таким образом выходит, чтостолкновение названия «Свежий кавалер» с устройством русской тогдашней жизни позволяет раскрыть исвойства личности, здесь изображенной и отношение самого художника к теме и герою своей работы. Да, представившаяся глазам сценка должна поучать.
Тощий беспородный кот терзает обивку стула. Сатира художника актуальна всегда. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. В 1846 году он создал свою первую значительную картину – «Свежий кавалер».
В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры. Как военнослужащий он посещает класс батальной живописи профессора А. И. Зауэрвейда. в месяц». Да и маленькие по размеру полотна Павла Андреевича полны сарказма. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона. Федотов оказался на пороге нужды. На их лицах, когда трусят они утром в департамент, запахнувшись в ветхие шинелишки, отражается одна служебная забота, боязнь выговора и вместе с этим какое-то довольство собой.
И во всем, что ему в этом военном заведении полагалось делать, он достигал больших успехов, так что закончил в числе четырех лучшихучеников. Однако в Цензурном комитете тиражировать и делать гравюры с его картины ему не разрешили. Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф. Разумеется, я отвечал, что не смел беспокоить его в болезни. и в юмористическом и в трогательном и в каком угодно ином.
Неслучайно у Майкова возникла мысль, что накартине изображены и тараканы. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. А награды здесь ни при чём. Но вернёмся к картине «Свежий кавалер». Вы смотрите на натуру своим глазом.
Что касается композиции, то нагромождение предметов в «Свежем кавалере» их необычайно тесное расположение (отмеченное как отрицательное качество еще Брюлловым) обусловлено тем, что каждый предмет должен был дополнить рассказ о жизни героя. Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. О том, что федотовские чувства по отношению к своему герою не могут ограничиться лишь обличением, говорит также способ своеобразной «маскировки», который он избирает для защиты сюжета «Свежего кавалера» от нападок цензуры. Но больше всего Федотов любил рисовать.
– командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще. Картины «Сватовство майора», — «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста» были приняты академиками на ура. Публикуемое произведение представляет собой четвертый вариант решения темы: это неоконченная переработка одноименной картины (версия с зеленой комнатой), находящейся в Государственной Третьяковской галерее.
Что вас давно не видно. Вероятно, «Кадриль», судя по ее незаконченности, следует считать первоначальным эскизом, без натуры сочиненным художником. Но не мог найти того, что мне хотелось. Благодаря К. Брюллову, а еще больше своим достоинствам, работы Федотова доставили ему от Академии звание кандидата в академики и позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину Сватовство майора (1848)и денежное пособие для ее исполнения. О чем эта картина.
Сюжетные эпизоды развертываются параллельно временная последовательность не соблюдается. Там он впервые начал рисовать. Однако в возрасте 33 лет совет Академии художеств признал Павла Андреевича академиком. Так или иначе, все поздние работы носят автобиографический характер.
Его современнику, чиновнику Поприщину из гоголевских «Записок сумасшедшего», никогда в жизни не имевшему и такого поощрения, остается вообразить себя испанским королем и сделать королевскую мантию из нового вицмундира. Однако в Цензурном комитете тиражировать и делать гравюры с его картины ему не разрешили. У Федотова колористическое решение переосмысляется на принципиально иной основе.
Описание картины «Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик)»
Будьте здоровы и держите себя в руках. Стасов горячо приветствовал искусство Федотова как новое слово, обращенное к будущему. Многому бы народ научил, да цензура мешает — писал художник в те годы.
На портрете маслом Флуг держит в руках лист бумаги, которым заслоняет яркую свечу. Короткая, но полная и яркая жизнь настоящего художника. Павел Андреевич хорошо знал химию и математику. Но суть картины не исчерпывается живостью изображения сцены. Он оказался в психиатрической больнице.
Сочинение по картине Федотова Свежий кавалер
rhinocros– носорог) шкуры не дрогнет». Здесь его привлекало, что «на экзамене номера ставят не по чинам. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Он обладал хорошим слухом, пел, музицировал, сочинял музыку. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1).
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Анкор, еще анкор. Успех Федотова – это успех передовых идей его времени. А Федотов был уже слишком взрослый, ему так исказал сам Брюллов.
Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. Федотов был изумлен, а незнакомец сказал, что приехал только за тем, чтобы выразить ему свой восторг. Всё это подаётся скорее с мягким юмором, чем с уничижительнымсарказмом. Тема картины – брак по расчету.
Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие». По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. Тема картины – брак по расчету. Денег хватает только на еду и краски.
Картина Федотова «Свежий кавалер»: описание
Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. В 1830 году он был сделан унтер-офицером, в 1833 произведён в фельдфебели и в том же году окончил курс первым учеником, причём его имя, по заведённому обычаю, внесено на почётную мраморную доску в актовой зале корпуса.
Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Непонятно, как в этой суете появилась кошка и клетка с птичкой. Словно это даже и не люди, а какая-то нежить.
Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве. Он вырабатывает занимательную форму живописного развертывания сюжета. Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза.
Основная тема творчества Федотова – судьба маленького человека. Но почему-то и сладко (в этом особенная пикантность картины), как бывает сладко в мутных сновидениях горячки, когда непрестанно все тонет, вянет и умирает и лишь что-то вздорное, ненужное и мелкое, как этот пудель, суетится, толкается, шумит, мучительно мешая забыть о жизни. Однако обо всём по порядку.
В литературе его подхватил Гоголь, в живописи – Федотов. Главный герой не обращает внимания на ее слова. Брак, превращенный в коммерческое предприятие, брак, поруганный корыстолюбием, циничная проза, не прикрытая никаким поэтическим флером, одна обнаруживающая низменность, бессердечие людей. Видно, что кухарка нисколько не боится своего «грозного» хозяина, она смотрит на него с насмешкой и показывает ему дырявые сапоги. В чем сюжет картины. (1851) – на картине изображён офицер, квартирующий в деревне. В 1847 году «Свежий кавалер» был представлен на суд публике и вызвал настоящий фурор, принеся славу своему создателю. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.
В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры. ассигнациями в месяц». Но они тоже дополнили интерьер тесного помещения. Хотя полотно «Вдовушка» и принадлежит к позднейшим произведениям Федотова, но она в значительной мере уступает первым двум картинам: в ней чувствуется какой-то сентиментализм. Сам Федотов так описал свою картину: «Утро после пирования по случаю полученного ордена.
Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату. Тут надо рассказать немного о системе орденов, существовавшей на тот моментв России. Быть может, в «Игроках», где Федотов изображает не только себя в роли хозяина дома, но также и своего верного слугу и натурщика Коршунова, художник в той или иной степени осуществил свое представление о том, что «портрет должен быть исторической картиной, в которой изображаемое лицо было бы действователем: тогда только в нем будет смысл, жизнь и виден характер того, с кого пишут». Он работал лихорадочно быстро. Под стулом лежит раскрытая книга— это популярный социально-нравоучительный5 роман Ф. Булгарина «Иван Выжигин».
И вскоре в больнице «Всех скорбящих» Федотов скончался. Однако симпатичная крепостная девка на картине – явно в более выигрышной позиции. Он нарисовал акварелью самого себя вместе с отцом и сестрой.
Так что на самом деле, если это и кавалер, то совсем не свежий, раз после 45-го года такого награждения произойти не могло. Тут не только сам кавалер с кухаркой, тут и клетка с канарейкой, и собака под столом, и кошка на стуле везде объедки, валяется селедочная головка, которой полакомилась кошка. Представ перед зеркалом босиком в позе римского вельможи, новоиспеченный кавалер горделиво напоминает кухарке о своем «триумфе». То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана). На столе мы можем видеть оставшуюся с вечеринки колбасу, лежащую не на тарелке, а на газете и непростой, а на «Ведомостях Санкт-Петербургской городской полиции». Тощий беспородный кот терзает обивку стула. Она внутренне сосредоточена и серьезна.
Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Еще мы видим кошку, раздирающую обивку стула. Под стулом лежит раскрытая книга— это популярный социально-нравоучительный5 роман Ф. Булгарина «Иван Выжигин».
Федотов Павел Андреевич, «Свежий кавалер (утро чиновника, получившего первый крестик)»
Это не просто сценка, вырванная из гущи жизни. Картины Павла Андреевича Федотова «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» вскоре после своего появления стали широко известны и принесли художнику заслуженную (но к сожалению — недолгую) славу. Никогда ничего не показывали. В 1848 году было написано не менее знаменитое «Сватовство майора». Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды.
Живёт он бедно, на пенсию. В 1848 году П. Федотов пишет картину Сватовство майора (Поправка обстоятельств женитьбой). А служанка всё видит и внутренне, да и открыто, надсмехается над своим хозяином. В подготовительных рисунках к «Игрокам» художник часто пользуется манекенами и с пронзительной силой преодолевает неподвижность, «деревянность» своих «моделей». Жизнь в полку была трудной, а здоровье — слабым. Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста».
Сватовство майора (1848) – знатность женится на богатстве – майор (дворянин) сватается к богатой купеческой дочке. Таким образом у него могло оказаться изображение, которое можно было тиражировать. К стулу прислонена гитара с порванными струнами, на спинке этого стула висит форменный мундир со значком «За 15 лет беспорочной службы». Здесь, в Петербурге, другой дух — столичный. По сравнению со «Свежим кавалером» «Сватовство майора» написано шире и колоритнее, особенно второй вариант, находящийся в Государственном Русском музее. Об этом полотне художника долгое время ничего не было известно. Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю.
Несколько человек жмутся под навесом. Вот он красуется перед своей служанкой. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. В картине нет статистов, все живут – каждый своею и вместе общей жизнью. Безусловно, Федотов испытал на себе в какой-то мере своеобразный «гипноз» брюлловского артистизма.
Открытка (плейкаст) «Свежий кавалер»
Иной общественный слой и иную ситуацию представляет «Разборчивая невеста», в которой с такой силой показаны характеры действующих лиц. В картине нет статистов, все живут – каждый своею и вместе общей жизнью. Замалчивая Игроков, близкие живописца искренне думали, что оказывают ему (вернее, его памяти) добрую услугу. Павел Андреевич Федотов, можно сказать, зачинатель жанра в русской живописи. Свежий кавалер.
Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста». Он сидит в состоянии, близком к умопомешательству. Отношение Федотова к собственному творчеству было похоже на мировосприятие актера народного театра, который, согласно замечанию современного исследователя, стремится прежде всего создать «театр для себя, в котором слиты исполнитель и зритель».
Глушь, о которой идет речь в картине, — не географическая, она простирается от Петербурга до Ельца и от Москвы до Иркутска и нелепейший плеоназм, составляющий название картины (encore по-французски и означает еще), — сам по себе словесная находка, удивительно выражающая идиотизм всеобъемлющей российской провинциальности. Начатое и надолго оставленное рукоделие тщательно закрыто бумагой. Препятствием послужил орден на халате героя – свежего кавалера. Первым законченным произведением Федотова, написанным маслом, явилась картина Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый орден (1846, ГТГ). Друг Федотова писатель Дружинин вспоминает о необыкновенно кропотливой работе мастера по собиранию материала для «Сватовства»: «Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал и оставался недовольным. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск).
Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». Худой жалкий кот царапает и без того потертый стул.
Федотов рисовальные классы посещает «прерывисто». Самые известные работы Федотова, кроме «Свежего кавалера», конечно, «Завтрак аристократа», «Сватовство майора», «Разборчивая невеста» и другие. Ее не устаешь рассматривать и все время находишь в ней новые штрихи. Для того чтобы добыть средства для писания этой картины, Федотов повторил «Сватовство майора» и получил за него очень почтенный куш, но все эти деньги он истратил без толку, на всякий вздор и на подарки своей невесте.
Насыщенность деталями, как обычно у Федотова, превращает картину в «живописный текст», который следует внимательно читать6. На стуле в глубине комнаты стоит горящая свеча. Биография Павла Андреевича Федотова нетипична и полна драматизма. Рисунки Федотова являются своеобразным дневником художника. Это уже не упрек.
Видим, что повалиласьпосуда со стола, бутылки. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ.
У стола валяются скелеты селёдки и черепки разбитой посуды. Человека со своими пороками и слабостями, что художник, разумеется, не преминул подчеркнуть. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Гогарта. Вдовушка (1851-1852) – появление трагических ноток в живописи. основной фонд моего дарования.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище7 в мундире капитана лейб-гвардии Финляндского полка1. Доходило чуть не додемонизации. О них вполне можно было бы поведать и в мирно-жанровом тоне. Названия его произведений звучат, как басни или пословицы. За последнюю картину художника удостоили званием академика. Федотов отказывается от карикатурного решения, как более простого.
Сочинение по картине Федотова «Свежий кавалер»
Впрочем, Федотов не придавал большого значения своим стихам и не пускался с ними в печать, позволяя их списывать только приятелям и близким знакомым. «Где завелась дурная связь, там и великий праздник – грязь». После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Картина имела большой успех на выставке. Изображает из себя древнеримского императора. Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ.
К тому же не естественно ли, что там, где постоянно скудность и лишения, там выражение радости награды дойдет до ребячества носиться с нею день и ночь». Отрешённость, горечь утраты и покорность судьбе в фигуре молодой женщины, ждущей ребёнка. Фигуры остальных игроков имеют в себе что-то неподвижное, нечеловеческое. Таким образом выходит, чтостолкновение названия «Свежий кавалер» с устройством русской тогдашней жизни позволяет раскрыть исвойства личности, здесь изображенной и отношение самого художника к теме и герою своей работы. Но не мог найти того, что мне хотелось. Настроение картины: скука, бессмысленность бытия, безысходность.
Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. Ноона еще наполнена и запахами. То есть праздник был очень шумным. Ну, написал художник картину и, допустим, ее продал. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона.
Что вас давно не видно. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. «Поздравляю вас, — сказал он Федотову. Ни указ она ему.
«Свежего кавалера» и «Разборчивую невесту» Федотов посылает своему кумиру Брюллову. Анкор, ещё анкор. Кошка вообщечасто встречается у Федотова, например, в его картине«Сватовство майора». В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик). В 1848 году П. Федотов пишет картину Сватовство майора (Поправка обстоятельств женитьбой). Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет.
Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки. Первым законченным произведением Федотова, написанным маслом, явилась картина Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый орден (1846, ГТГ). Так Федотов сам описал картину. – был первый вопрос Брюллова.
Описание картины «Свежий кавалер»
Под столом спит собака, под потолком – клетка с канарейкой, признак мещанства. Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Что тоже мне не чуждо. Взгляд Федотова язвителен – но и только. Этим он все сказал.
Это суровое обвинение, жестокая критика. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. И в изображении людей Федотов также постоянно прибегал к работе с натуры. Нельзя не заметить, что это вынужденное оправдание звучит более чем убедительно. И всегда отличником. Все они идут на фоне зданий казарменного типа (может быть — кадетский корпус), нарядные и довольные.
Я — начальник. Я перепутал. Где завелась дурная связь, там и великий праздник — грязь».
«Подавай мне сапоги начищенные. Следовательно, картина наполнена звуками. Интерьер купеческого дома художник подсмотрел в одном из трактиров. Взгляд Федотова язвителен – но и только. Ни одной из этих ранних работ до нас не дошло. И поздравляю вас, я от вас ждал, всегда ждал, но вы меня обогнали Отчего же вы пропали-то.
Мол, выпендривайся-выпендривайся, придёт время — и надо будет отвечать по делам сделанным. Любое проявление критической мысли преследовалось. Все действующие лица крепко связаны друг с другом.
Описание картины Павла Федотова «Свежий кавалер»
Он был военным. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Смотри, мол, какой я. «Машину мне с мигалкой подавай. » Нет, не то. Эта слитность помогала Федотову «выстраивать» в собственном творчестве своеобразные сценические подмостки, где он мог также разыгрывать эпизоды из собственной жизни, представляя, что с ним происходит или может произойти. Павел Андреевич Федотов, можно сказать, зачинатель жанра в русской живописи. Равнодушным к всеобщему переполоху остаётся только кошка, занимающая самый первый план картины и беззаботно умывающаяся на паркете купеческой гостиной. Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась Сватовство майора (1848, ГТГ).
В каком-то смысле «Свежий кавалер» – двоюродный брат гоголевского Хлестакова. Но содержание картины становится шире ее темы, сила художественного обобщения превращает обыденное в типическое. За столом в центре – проигравший (его Федотов писал с самого себя). Тем не менее до нас дошло несколько его оригинальных работ в этом роде. Но его мечты расходятся с действительностью.
Все это очень напоминает атмосферу «Анкор, еще анкор. ». Две книги, вероятно, молитвенник и Библия, в типичных переплетах. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.
Едва проснувшись, он накинул халат и прицепил к нему орден. Маленький комод красного дерева, который так старательно и любовно писал художник, должно быть, тоже опустошен кредиторами на это намекает неплотно задвинутый ящик (деталь, настойчиво повторяющаяся во всех вариантах картины). Другие источники света не играют столь важной роли в этой картине. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона.
- Федотов Павел Андреевич (1815-1852)
- Федотов Павел Андреевич (1815 – 1852)
- Федотов Павел АндреевичКартины и биография
- Федотов Павел Андреевич Свежий Кавалер
- Картины — Федотов, Павел Андреевич
- Русский художник и график Павел Андреевич Федотов
И психологически и социально она глубока и содержательна. Владимир Стасов известнейший критик и вдохновитель передвижников, красноречиво клеймил злобность, чванство, бездушие и «боготворение ордена»: «. А в 17 лет фельдфебелем.
И те и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому. Это значит, чтораздался стук падающей мебели. Получив орден он загордился.
На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Проживший совсем недолго, но успевший стать знаменитым Павел Андреевич Федотов (1815-1852) впервые в русском бытовом жанре попытался дать критический анализ повседневности. Рассказы на холсте.
- Описание главного героя картины
- Последние комментарии (всего 4)
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Словари и энциклопедии на Академике
С ранних лет он предавался созерцанию. к. сам служил), мещан. Этот натюрморт, великолепно написанный художником, таит в себе глубокую и скорбную иронию. И те и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому.
Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена как наивысшего и безапелляционного аргумента, вконец опошлившаяся жизнь — все это присутствует на этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника». Публика была в восторге от творчества Федотова, его имя стало известно всей столице, а за тем и по всей России. Федотовский кавалер красуется, подобно некоему герою, который удостоен необычайно высокой награды. Девушка изображена за игрой на клавесине. Рядом гитара. Сатирическая острота в рисунках: Квартальный чиновник, Начальник и подчиненные, Озябшие и продрогшие, Как люди садятся (ГРМ) и другие. Интересная деталь: некоторые исследователи предполагают.
Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Что касается композиции, то нагромождение предметов в «Свежем кавалере» их необычайно тесное расположение (отмеченное как отрицательное качество еще Брюлловым) обусловлено тем, что каждый предмет должен был дополнить рассказ о жизни героя. Он успел побывать у больного Брюллова незадолго до его последнего путешествия за границу. Художник изобразил девушку в национальном костюме и прекрасно передал всю его красоту. На этот раз картины ждал восторженный прием.
Итак, перед нами картина. Если в первом варианте «Сватовства майора» в единое целое слито и ощущение неудовлетворенности окружающим миром и острый интерес к образам и характерам и любование предметами, то эта целостная гармония нарушается в повторении этой картины (1850— 1852, ГРМ). что в центральной, самой большой раме, находится зеркало. Героем, мол, ты только кажешься, а по сути ты мелок и смешон. Они сильно отзываются влиянием Хогарта.
Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. Федотов так компоновал картину, так насыщал ее деталями, чтобы можно было читать ее как повествование о жизни этого человека, повествование обстоятельное и как бы уводящее зрителя в глубь картины, чтобы зритель проникся самой атмосферой происходящего, чтобы почувствовал себя очевидцем — как будто ненароком дверь к соседу открыл — и вот что представилось его глазам. (1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851). Николаева) ОЛМА Медиа Групп, Москва 2011 г., Импрессионизм (история, эстетика, мастера, шедевры), Габриэле Крепальди, М. :Омега 2008г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А. А. Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. ассигн. На служанку это не производит впечатления и она с насмешливой улыбкой подаёт ему единственные, да и то стоптанные и с протёртыми подошвами, сапоги. Вообще несовершенный в технике, Федотов-портретист значительно уступал Федотову-жанристу.
Он-де унижает слабого – свою кухарку (считается, что в картине есть и намёк на их сексуальную связь, житейское для своей эпохи дело). И рисовал всё время. Игроки (1852) – картина как порождение кошмара, с которым борется и сам художник. А Федотов был уже слишком взрослый, ему так исказал сам Брюллов. И поздравляю вас, я от вас ждал, всегда ждал, но вы меня обогнали Отчего же вы пропали-то.
В возрасте 37 лет у художники обнаружились признаки психического расстройства. Почти все вещи осквернены казённым сургучом. Анкор, ещё анкор. Сладко недостаточному и без связей человеку попасть туда, где каприз фортуны нипочем. Но посмотрите на самого кавалера, он тоже очень неопрятный.
Кроме того, он был поэтом. Дорога открыта всякому». Сначала ими награждали только поляков, позднее стали награждать и русских. Друг Федотова писатель Дружинин вспоминает о необыкновенно кропотливой работе мастера по собиранию материала для «Сватовства»: «Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал и оставался недовольным.
Герой стоит в ложно классической позе, драпируясь, как в тогу, в свой грязный халат. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа и в 1851—1852 годах написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину. В последние годы жизни Федотов пишет портретов, лучшим из которых является портрет Н. П. Жданович (1849).
Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Не стало и богатства федотовских красок. А что потом.
Это заманчиво и вместе с тем поучительно. «Павел Андреевич Федотов» (отдельный оттиск из журнала «Пчела» за 1878 год), П. П. Гнедич «История искусств» М. : Молодая гвардия, 1980, Ф. И. Булгаков. Интересная деталь: некоторые исследователи предполагают. Последовательные этапы работы Федотова над вариантами «Вдовушки» отразили эволюцию его творчества последних двух лет. Ивообще – оказался невероятно талантливым человеком.
Для полотен первых лет характерны ирония и острота сюжетов, а в дальнейшем Федотов овладел и искусством психологической драмы, примером тому его поздние картины «Вдовушка» (1851) и «Игроки» (1852). Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Казармы Финляндского полка находятся недалеко от Академии художеств. Так как хотя вообще орден, конечное, многое значит в жизни чиновника, но только не в жизни этого человека. А. Заурвейда. На нем драный халат, но запахнул он его, как римский сенатор –тогу.
Художник верил, что он может исправлять нравы, влиять на человеческие души. И все-таки Федотов старательно и много работал и в результате его первая законченная картина маслом (до этого были акварели, небольшие эскизы маслом) сразу привлекла к себе внимание ио ней много писала критика. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
На этом маленьком полотне мы видим гордого собой «Наполеона», получившего орден накануне и бурно отметившего с друзьями это событие. Это настоящее «темное царство». На нем драный халат, но запахнул он его, как римский сенатор –тогу. Не стало и богатства федотовских красок. Этот автобиографический момент усилится после «Сватовства майора», а пока публика с восторгом принимала «призывы» Федотова, содержавшиеся в «рацее» : «Честные господа, пожалуйте сюда».
На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. В «Первом утре обманутого молодого» одновременно происходят несколько событий: «молодая» на коленях умоляет мужа о прощении, грузчики выносят мебель, некто передает в окошко записку для недавней невесты, горничная убирает постель, а муж в отчаянии заламывает руки. До этого художник неоднократно решает эту тему на разный лад — одна из его графических работ сопровождалась надписью: «Эх, русская барыня, напоказ живешь. » Быть может, герой «Завтрака аристократа» пробивает себе в жизни дорогу более нечестными путями, чем действующие лица предшествующих ранних произведений, например, «Свежего кавалера».
Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848). Художник верил, что он может исправлять нравы, влиять на человеческие души. В любом случае это гибнущий человек — любой из нас, такой же, как мы. В тот период все своё время Федотов посвящает живописи. Он пробует писать акварелью жанровые сцены из полковой жизни: «Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка», «Бивуак лейб-гвардии Павловского полка» (1841–1842). Здесь же – гитара с оборванными струнами. На стуле – с вечера небрежно брошенный мундир. Федотова называют Гоголем в русской живописи.
Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. Приходилось, отложив в сторону новозатеянные композиции на неопределённый срок, добывать деньги менее серьёзными работами — писанием дешевеньких портретов и копированием своих прежних произведений. В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой.
Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения. Вы смотрите на натуру своим глазом. Что еще мы видим. Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. Где завелась дурная связь, там и великий праздник — грязь».
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. В картине нет ни одного положительного персонажа. в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников.
К стулу прислонилась гитара с оборванными струнами. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Дорога открыта всякому». Однако нет подобных материалов и для «Анкор, еще анкор. ».
Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Вскоре закрыли журнал Современник, в котором сотрудничал и Федотов. Но страсть к живописи, к рисованию победила все остальное. rhinocros– носорог) шкуры не дрогнет». В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. В его первой картине русская живопись, смеясь, расставалась с академизмом.
Между тем никакого жесточайшего обличения в «Свежем кавалере» нет. И Павел Андреевич туда обратился после написания Свежего кавалера. Федотов работал над «Свежим кавалером» на протяжении почти целого года, хотя сюжет со всеми его подробностями был уже решен в сепии. Это орден Станислава третьей степени.
Но картина – не начало распада, а блистательный финал, апофеоз федотовского дарования. Пяльцы заботливо обёрнуты тряпицей и напоминают о мирных семейных досугах. К стулу прислонена гитара с порванными струнами, на спинке этого стула висит форменный мундир со значком «За 15 лет беспорочной службы».
Отсюда их предельная конкретность — даже книга, валяющаяся на полу, не просто книга, а весьма низкопробный роман Ф. Булгарина «Иван Выжигин», награда — не просто орден, а орден Станислава и т. д. Свет падает на молодого человека, который получив накануне орден, веселился, да так, что его комната напоминает теперь убогую лачугу пьянчужки. Еще мы видим кошку, раздирающую обивку стула. В 1848 году было написано не менее знаменитое «Сватовство майора». Особое, красноватое, освещение создаётся благодаря свече, стоящей за бутылкой.
Этот счастливый майор, конечно. Федотов рисовальные классы посещает «прерывисто».
Федотов изобразил здесь «последствия пирушки по случаю получения первого ордена» – обычную житейскую сценку из чиновничьего быта, проникнутую незатейливым юмором. Это так называемая жанровая живопись. Здесь еще раз проявляется важное отличие Федотова от следующих поколений жанристов, рассматривающих красоту искусства старых мастеров их любование миром как «десерт, без которого можно обойтись». Потомон мог пойти кзнакомому граверу и заказать емугравюру со своей картины. Уже в 15 лет унтер-офицером. Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург. Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см.
Тогда он вовсе не знал еще масляной живописи. Для полотен первых лет характерны ирония и острота сюжетов, а в дальнейшем Федотов овладел и искусством психологической драмы, примером тому его поздние картины «Вдовушка» (1851) и «Игроки» (1852). Тем не менее и сделанного им достаточно для того, чтобы его имя осталось навеки одним из самых славных имен в истории русского искусства. Художник оказался в трудном материальном положении, без средств к существованию.
Летом 1837 года великий князь, вернувшись в Санкт-Петербург из поездки за границу для леченья, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили его шумной овацией. Но дело в том, что за разрешением нужно было преждеобратиться в Цензурный комитет. И в изображении людей Федотов также постоянно прибегал к работе с натуры. Сватовство майора (1848) – знатность женится на богатстве – майор (дворянин) сватается к богатой купеческой дочке. Это говорит о состоявшейся накануне пирушки по случаю получения награды. За столом в центре – проигравший (его Федотов писал с самого себя).
Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург. Так было с картиной «Вдовушка», где в предварительном рисунке в гусаре отсутствовали автопортретные черты, так было и с последней картиной Федотова «Игроки» (1851— 1852, Киевский музей русского искусства), когда подготовительные рисунки для центрального персонажа не предполагали того сходства с художником, которое появилось в самой картине. Обстановка вокруг также показывает контраст между отношением кавалера к себе и суровой реальностью.
Обстоятельство это по-разному трактуется исследователями. В начальных вариантах там были изображены еще клубочки цветной шерсти в корзиночке. Вы смотрите на натуру своим глазом. Первые наброски будущего шедевра появились ещё в начале 1840-х годов. Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих баталических сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф. И довольно часто они не заслуженны.
На задней стене виднеются картины в рамах и кинжал кавказского типа. С. 296., «Популярная художественная энциклопедия» Под ред. А что потом.
Судьба «маленького человека» далеко выходила за рамки жанровой картины. В 1830 г. он стал унтер-офицером, в 1833 г. произведен в фельдфебели и в 1833 г. окончил курс первым учеником. В конце 40-х годов Россию охватила реакция. Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение.
За акварель «Встреча великого князя Михаила Павловича в лагере лейб-гвардии Финляндского полка 8 июля 1837 года» (1838) ему был пожалован бриллиантовый перстень. И все-таки Федотов старательно и много работал, и в результате его первая законченная картина маслом (до этого были акварели, небольшие эскизы маслом) сразу привлекла к себе внимание ио ней много писала критика. Первоначальные работы Федотова носят характер дилетантский. На ней официальные лица грели сургуч. Под стол упали объедки, повсюду разбросаны черепки от разбившейся посуды и пустые бутылки. Как они садятся в гостях, берут стул, как разговаривают с дворником, как расплачиваются с извозчиком — по всем манерам, жесту можно было угадать и их чин и возможное продвижение по службе.
На переднем плане выступает мелкий чиновник, днем раньше получивший награду. Друг Федотова писатель Дружинин вспоминает о необыкновенно кропотливой работе мастера по собиранию материала для «Сватовства»: «Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал и оставался недовольным. Владимир Стасов известнейший критик и вдохновитель передвижников, красноречиво клеймил злобность, чванство, бездушие и «боготворение ордена»: «.
Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии. Летом 1837 года великий князь, вернувшийся в Санкт-Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили князя шумной овацией. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.
Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство.
Тут надо рассказать немного о системе орденов, существовавшей на тот моментв России. Вся комната усеяна, как конфетти осколками битой тарелки, частями сломанного стула. Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу.
Колбаса лежит на газете, а не на тарелке. Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Родоначальник критического реализма в русской живописи. В этой картине художник отразил явления, характерные николаевской России.
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Образы художника попали в точку – уже в конце 1840-х годов появилось немало живописцев, подражавших Федотову. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. За акварель «Встреча великого князя Михаила Павловича в лагере лейб-гвардии Финляндского полка 8 июля 1837 года» (1838) ему был пожалован бриллиантовый перстень. в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк. Гоголь в «Ревизоре», был, пожалуй, порадикальнее в обличениях, чем художник Федотов.
Иногда обстановка, как в «Модном магазине», определяет поведение действующих лиц иногда ничтожный по существу повод взбудораживает огромное количество людей, как в «Смерти Фидельки», где самая ничтожность происшествия представляет комический контраст с трагической жестикуляцией и гримасами действующих лиц. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. К стулу прислонена гитара с порванными струнами, на спинке этого стула висит форменный мундир со значком «За 15 лет беспорочной службы». Федотов придал ему оттенок комичности, недаром он вспомнил в связи с картиной мудрое народное изречение: «на брюхе шелк, а в брюхе щелк». А. И. Сомов.
Между созданием первого и второго вариантов «Сватовства майора» проходит время, отделяющее зрелый период творчества Федотова от позднего. По совету баснописца Ивана Андреевича Крылова Федотов решил развить сюжет и переработать наброски в полноценное полотно. Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. Свое земное существование он закончил в лечебнице для душевнобольных.
Отец русского художника, Андрей Илларионович Федотов, был чиновником – титулярным советником. Она называется «Свежий кавалер».
Жизнь Федотова завершилась трагически. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». «Свежий кавалер» – картина, после которой Павел Федотов проснулся знаменитым. Но как жили художники в то время. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Его искажённое идущим снизу светом лицо выглядит почти смешным – оскаленный рот, недокуренная папироса в нём, – и одновременно трагичным.
не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. Отсюда их предельная конкретность — даже книга, валяющаяся на полу, не просто книга, а весьма низкопробный роман Ф. Булгарина «Иван Выжигин», награда — не просто орден, а орден Станислава и т. д. Желая быть точным, художник одновременно дает емкую характеристику небогатого духовного мира героя. Все это делает картину и очень натуральной и необыкновенно занимательной. А. Заурвейда.
И в изображении людей Федотов также постоянно прибегал к работе с натуры. То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана).