Перов Суд Пугачева Описание Картины

Картина Василия Перова Суд Пугачева: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Василия Перова Суд Пугачева: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Описание картины Василия Перова «Суд Пугачёва»

Сам Василий Григорьевич остался неудовлетворенным своим произведением и не завершил его. Ставка пугачевской вольницы расположилась в Бердской слободе близ Оренбурга. От редакции В дореволюционных альбомах действительно публиковалась фотография картины В. Г. Перова «Суд Пугачева» (или, как ее тогда подписывали, «Пугачевский бунт») – например, в издании обосновавшегося в Париже русского литографа И. С. Лапина «Сокровища русской живописи. После того, как Коровку увели, следователи сообщили Пугачёву, что вскоре ожидают прибытия и других людей, которых он называл в качестве заговорщиков-«раскольников». О дерзком ответе самозванца писал и первый историограф восстания П. И. Рычков.

19 (30)декабря1774 года манифест был подписан императрицей и направлен в печать в типографии Сената и Академии наук вместе с приложенным к нему «Описанием происхождения дел и сокрушения злодея, бунтовщика и самозванца Емельки Пугачёва»4142. Согласно тексту приговора, Пугачёв не имел изначально умысла «завладеть Отечеством и похитить монаршую власть», а лишь, спасаясь от преследования и видя мятежные настроения яицких казаков, подговаривал их к побегу на Кубань, чтобы «с готовою и отборною шайкою разбойничать и от казни за свои преступления укрываться».

Однако в Петербурге сочли, что Сургут недостаточно глухое место и указали новым местом ссылки заполярную Мангазею (Туруханск). Екатерину также интересовал вопрос личности мальчика или мальчиков, бывших при Пугачёве, которых называли «кандидатами» в великие князья. К новому месту ссылки бывший подпоручик прибыл лишь к началу осени. Трофим Пугачёв умер в начале 1819 года, младшая дочь Христина— в июне 1826 года. На срочный ремонт изрядно обветшавшего здания было выделено 3 тысячи рублей.

Описание картины 
Перова «Суд Пугачёва»

Описание картины Перова «Суд Пугачёва»

На заднем плане на зловещем фоне пожара вырисовываются силуэты виселиц. Образ Пугачёва яркий, чёткий. Так и случилось. Художник задумывает триптих: «Восстание», «Помещики и крестьяне», «Суд Пугачева». Всего было проведено 13 таких допросов, каждый из которых оформлялся отдельным протоколом.

По решению Сената от 9 января, десять осуждённых 6-го сорта вины, а именно яицкие казаки Т. Мясников, М. Кожевников, П. Кочуров, П. Толкачёв, И. Харчев, Т. Скачков, П. Горшенин, П. Ягунов, крестьянин А. Чучков и отставной солдат С. Оболяев (Ерёмина Курица), должны были после телесного наказания и вырывания ноздрей отправиться в ссылку, местом которой был выбран Кольский острог Архангелогородской губернии. Казанский губернатор Брандт выделил секретной комиссии здание духовной семинарии. Из задуманного художник смог осуществить только третью часть. 11 января 1775 года, на следующий день после казни Пугачёва, в Кремле с Красного крыльца Грановитой палаты было зачитано «Объявление прощаемым преступникам», к числу которых были отнесены пятеро казацких полковников— участников заговора, пленивших самозванца, а также четверо других яицких казаков, добровольно сдавшихся правительству.

Описание картины 
«Суд Пугачева»

Описание картины «Суд Пугачева»

Оставил ряд литературных очерков и воспоминаний. С тех пор большинство армии восставших составляли народы Приуралья и приписные крестьяне. В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа. Неумышленные ошибки и неточности касались описания событий, в которых Пугачёв не принимал личного участия, а рассказывал со слов своих сообщников. Однако Сенат в декабре 1782 года подтвердил, что все каторжане в Балтийском порту «должны там оставаться по смерть их»73.

Но, как говорится, всё возвращается бумерангом. В начале 1870-х годов Перов обратился к теме, посвященной крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева. В чём оно заключалось известно со слов П. С. Рунича, а также самого Пугачёва— на позднейших московских допросах он сознался, что оговорил многих людей, так как в Симбирске «стали его стегать» плетьми.

Сочинение по картине 
Василия Перова «Суд 
Пугачева»

Сочинение по картине Василия Перова «Суд Пугачева»

В Москве он держался этих показаний, «боясь уже показать разноречие». Картина наводит очень грустные, мрачные мысли. Художник тщательно готовился к осуществлению своего творческого замысла: много читал о Пугачевском восстании, ездил на Волгу и Урал, зарисовывал там типы ("Голова киргиза", "Голова татарина"), делал этюды для Пугачева.

Выписка была составлена Князевым, в её «церковной» части были приведены положения о божественной сущности власти и вытекающих из этого требованиях послушания ей как власти Божьей. Из Казани потребовали доставить одного из главных сообщников Пугачёва— Чику Зарубина26. В Оренбург с этой целью отправились Лунин, Маврин и Зряхин45. 11 января, на следующий день после казни на Болотной площади, последний из приговорённых к смерти Чика-Зарубин был отправлен из Москвы для казни в Уфе.

Сейчас ты на коне, а скоро можешь оказаться таким же несчастным. Несмотря на то, что палач вновь отрубил сначала голову и Перфильеву, что вряд ли могло произойти по «ошибке», много лет спустя и Н. Ф. Дубровин в 1884 году и М. Н. Покровский в 1926 году всё ещё рассматривали различные версии о случайном или злонамеренном нарушении палачом приговора суда. Из приведённых положений Воинского и Морского уставов и Соборного уложения 1649 года согласно пятнадцати подсудимые также подлежали смертной казни: намерение завладеть государством и быть государем «приход скопом и заговором» к царю и его приказным и воинским служителям с целью убийства и грабежа сожжение и разорение города, села, деревни, церкви участие делом и словом в бунте, возмущении или в иной измене и многие другие53. Новый комендант крепости граф Мендоза-Ботелло установил, что сына «она прижила чрез насилие от бывшего коменданта полковника Гофмана».

Сочиненин по картине 
Перова Суд Пугачева

Сочиненин по картине Перова Суд Пугачева

Шигаев, Подуров и Торнов были приговорены к повешению. Перов мастерски описал судный день. Из истории всем знакома судьба известного русского повстанца Емельяна Пугачёва, человека, сумевшего покорить тысячи сердец страхом, силой духа, ненавистью. В ходе допроса участвовали помимо Маврина капитан Крылов, взятый следователем себе в помощники и два канцеляриста, которым было поручено ведение протокола, — приехавший с Мавриным сотрудник Тайной канцелярии Пинчуков и сержант правительственного гарнизона Кучин. Вскоре это же место ссылки было определено ещё одному яицкому казаку К. И. Фофанову, осуждённому позднее остальных. Пламя крестьянского восстания охватило все Поволжье и грозило перекинуться в центр страны.

На крыльце помещичьего дома сидит Пугачев, окруженный толпой своих приближенных, разбойничьи лица которых чрезвычайно характерны. Очевидно, считая пугачёвцев, осуждённых губернским, а не «высочайшим» судом, менее виновными, ревельский вице-губернатор генерал-поручик Гротенгольм запросил Сенат, не распространяется ли объявленная амнистия на сибирских каторжников. 5 марта 1770 г. в стычке между бостонцами и солдатами погибло трое жителей города. От редакции В дореволюционных альбомах действительно публиковалась фотография картины В. Г. Перова «Суд Пугачева» (или, как ее тогда подписывали, «Пугачевский бунт») — например, в издании обосновавшегося в Париже русского литографа И. С. Лапина «Сокровища русской живописи. Кроме того, Волконский написал о разработанном порядке церемонии доставки Пугачёва по улицам города в подготовленную камеру как Пётр I провёз после взятия Азова изменника Якоба Янсена.

В Бостон для охраны таможни были присланы два английских полка. Были заданы вопросы: «Ты ли Зимовейской станицы беглой донской казак Емелька Пугачёв. Огромное количество взятых в плен участников восстания вызвало трудности в работе комиссии в плане установления наказаний. Накануне сюда же прибыли П. С. Потёмкин и И. И. Михельсон. Мысль назваться царём возникла в голове Пугачёва случайно, в ходе рассказа Пьянова о царицынском самозванце, а далее он лишь довыдумал детали своего спасения в ходе заговора 1762 года и о странствиях по России, Польше, Турции и Египту37.

Следствие и суд 
над Пугачёвым и 
его сообщниками

Следствие и суд над Пугачёвым и его сообщниками

Необходимо было выяснить происхождение знамени одного из голштинских полков Петра III, обнаруженного у восставших. Так, ещё в январе 1774 года генерал Панин докладывал Екатерине II, что по его приказу были повешены 326 захваченных в плен мятежников, а среди 1607 человек, наказанных кнутом, 399 пленных были также подвергнуты «урезанию ушей». Выбранные судом в комиссию для составления сентенции (приговора) сенаторы Д. В. Волков и И. И. Козлов обладали профессиональным опытом в подобных поручениях.

"Ставка" пугачевской вольницы расположилась в Бердской слободе близ Оренбурга. Вэтот период онписал полотна сосценками изжизни русской провинции— «Птицелов», «Охотники напривале», «Ботаник»— ипортреты. Приводили пример пугачёвского полковника Белобородова, обезглавленного в Москве в сентябре 1774 года, якобы «в народе отзывались, что оный казнён весьма лёгкою казнию». Компания попыталась убрать конкурентов-контрабандистов монопольными методами. Но им была написана только третья картина.

Комиссии была придана воинская команда для охраны и конвоирования заключённых. Всех пятерых приговорили «высечь кнутом, поставить знаки и, вырвав ноздри, сослать на каторгу и из них Долгополова содержать в оковах»56.

У англичан же колонизацией занимались члены сект пуританского толка. Его внимание, в частности, привлекли события Крестьянской войны (1773–1775) под предводительством Е. И. Пугачева. Наибольшее возмущение колонистов вызвал «Акт о гербовом сборе», который предусматривал, что любая печатная продукция колоний, в том числе и любые юридические документы, подлежит обложению пошлиной, об уплате которой свидетельствует наклеенная на них гербовая марка. В январе 1774 года, после первых военных успехов экспедиции Бибикова, количество пленных стало заметно расти. Возможно, что на действиях Потёмкина отразился пережитый им страх во время взятия Казани Пугачёвым (Потёмкин вместе с другими казанскими губернскими и военными начальниками находился в Казанском кремле, взять который восставшим не удалось).

Никто из детей Пугачёва не обзавёлся семьёй. Если же крестьяне деревни и впредь будут называть Пугачёва Петром III, оказывать сопротивление воинским командам, то «все в таковых селеньях без изъятия возрастные мужики будут казнены мучительнейшими смертями». Лишь в 1797 году генерал-прокурор Сената А. Б. Куракин впервые запросил у эстляндского губернатора А. А. Лангеля сведения о всех преступниках, содержащихся в губернии.

В первом протоколе судебного заседания было отражено решение о времени проведения казни— на следующий день 10 (21)января1775 года «пополуночи в 11 часов» на Болотной площади. Портрет был признан весьма точно отобразившим внешность предводителя восстания. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1871-1882). Автор жанровых полотен, портретов современников, видный художественный деятель. Принявший командование правительственными войсками после смерти Бибикова генерал Щербатов сообщал, что в переполненных тюремных помещениях Оренбурга содержится более 4 тысяч заключённых и в городе недостаточно продовольствия, чтобы обеспечить их минимальным питанием. Основные силы восставших двинулись по Каме на Казань, в районы помещичьего землевладения. В итоге пытки к Пугачёву не применялись, но согласно протоколу допроса «учинено было малое наказание». Были заново пристрастно допрошены все, кто имел дело к следствию и охране самозванца.

Очевидно, что Маврин не прибегал в ходе допроса к угрозам или пыткам. Как писал в «Истории Пугачёва» А. С. Пушкин со слов очевидцев, в такое бешенство Панина привёл дерзкий ответ Пугачёва, сказавшего генералу, назвавшему его вором: «Я не ворон (возразил Пугачёв играя словами и изъясняясь, по своему обыкновению иносказательно), я воронёнок, а ворон-то ещё летает». Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе.

Сегодня ты у власти, а завтра суд вершится над тобой. Первоначальный эскиз к картине "Суд Пугачева", вскоре уничтоженный, относится к 1873 году. На крыльце каменного здания на троне сидит сам Емельян Пугачев. На полотне мы видим людей, бунтарей, молчаливую толпу и главаря всей этой банды. Одет он в красный кафтан, на ногах у него сапоги. Крестьянская война только начиналась и восставшим нужен был такой портрет как своего рода агитационный материал: Пугачёв — подлинный царь Пётр Третий.

Сочинение-описание 
картины Перова «Суд 
Пугачёва»

Сочинение-описание картины Перова «Суд Пугачёва»

К моменту проведения следствия в Москве Екатерина II уже получила ответы на многие из волновавших её вопросов по поводу возможного участия иностранных держав либо кого-то из представителей российской знати в подстрекательстве или прямой поддержке восстания. Пугачев жил в самом лучшем в Бердах доме казака Ситникова, называемом «Золотой палатой». Ранее он уже имел беседы со Степаном Оболяевым, содержателем постоялого двора на Таловом Умёте и казаками Закладновыми, предлагая им бежать к некрасовцам на Кубань, но себя при этом он называл «цареградским купцом». Тут же развивался конфликт между правительством и яицкими казаками.

Несколько раз выступал в роли челобитчика от казаков и крестьян, за что был брошен в тюрьму и вскоре бежал на Урал (1773). В 1879 году появился еще один вариант картины, о котором говорилось ранее. 25 августа 1774 года Панин был вынужден издать приказ о том, что «заводчики» бунта, причастные к убийствам помещиков, священников и чиновников, должны быть казнены на месте, а если не удастся поймать главарей либо они не будут выданы, то по жребию должен быть казнён каждый третий, «а остальных всех возрастных пересечь жестоко плетьми».

Пугачёв также придерживался в ходе первоначального московского допроса многих своих измышлений и оговоров, данных изначально под пытками в Симбирске.

Во втором протоколе первым пунктом было записано об утверждении судьями проекта постановления, согласно которому публикация текста сентенции должна была сопровождаться текстом прилагаемого к ней «Описания, собранного поныне из ведомостей разных городов, сколько самозванцем и бунтовщиком Емелькою Пугачёвым и его злодейскими сообщниками осквернено и разграблено Божиих храмов, а также побито дворянства, духовенства, мещанства и прочих званий людей, с показанием, кто именно и в которых местах». Во втором пункте давались распоряжения генерал-губернатору Москвы Волконскому и обер-полицмейстеру Архарову по охране и оцеплении места казни и мерам по обеспечению порядка в ходе казни и экзекуций. Разгневанные чаеторговцы присоединились к борцам за независимость.

Но закрепиться в этом районе повстанцам не удалось. В то же время ещё в 1834 году Пушкин записал в «Истории Пугачёва»: «Палач имел тайное повеление сократить мучение преступников». 1775 год, 10 января — Пугачев был казнен на Болотной площади в Москве. П. С. Потёмкин же, как руководитель следствия, лучше всех знал обстоятельства событий восстания и каждого из подсудимых именно его записка о «Различии важности преступления способников злодейских» и стала основой при составлении текста сентенции.

К Пугачеву присоединились отряды Юлаева и Белобородова. В январе 1834 года на одном из балов в Петербурге император Николай I сообщил об этом Александру Пушкину, занятому написанием «Истории Пугачёва»: «Жаль, что я не знал, что ты о нём (Пугачёве) пишешь я бы тебя познакомил с его сестрицей, которая тому три недели умерла в крепости Эльсингфорской».

Остальных осуждённых сковали попарно и выстроили за санями. Нет под приговором и подписи генерал-прокурора Вяземского60. После этого уже и четвертование для Пугачёва показалось слишком лёгкой мерой, многие из судей настаивали его «живова колесовать, дабы тем отличить ево» от Перфильева. Альбом избранных картин Третьяковской галереи» (Париж, предположительно 1910–1912 годы). Приговорённых к повешению Шигаева, Подурова и Торнова подвели к приготовленным для них виселицам, приговорённых к телесным наказаниям— к так называемым «козлам».

По распоряжению протоиерея Петра Алексеева, в камеры осуждённых на казнь отправились протопоп ближайшего к Монетному двору Казанского собора, причастивший их, а также несколько священников, которые должны были сопровождать каждого из осуждённых к месту казни. Одноименный первоначальный вариант картины 1875 г. находится в ГИМ, два эскиза к нему — в ГТГ. Емельян Иванович Пугачев (1740/42–1775) — выходец из донского казачества. Он же провёл первые допросы Пугачёва в Яицком городке после его пленения. Существует несколько вариантов картины Василия Перова «Суд Пугачева» или «Пугачевский бунт». Маршрут имел следующие промежуточные пункты стоянки Уральск— Мосты— Коспорье— Симбирск.

Сочинение по картине 
Перова «Суд Пугачева»

Сочинение по картине Перова «Суд Пугачева»

В результате все дальнейшие события восстания были изложены лишь схематично. Практически такое же наказание полагалось и виновным 5-го сорта— яицкому казаку и атаману повстанцев Илье Ульянову и секретарям пугачёвской «военной коллегии» Ивану Почиталину и Максиму Горшкову их приговорили высечь кнутом, вырвать ноздри и сослать на каторгу, но без простановки клейма на лбу и щеках56. Разгневанные чаеторговцы присоединились к борцам за независимость. Учился в Арзамасской школе живописи у А. В.

В проекте приговора, подготовленном 31 декабря, к смерти должен был быть приговорён и мещеряцкий старшина Канзафар Усаев, которого предполагалось повесить в Челябинске, но в последний момент генерал-прокурор Вяземский самолично без согласования с судьями отнёс Усаева к обвиняемым четвёртого сорта. Родственников Пугачева поместили в Кексгольмской крепости. Но им была написана только третья картина.

Екатерина II проинформировала, что по окончании изучения экстрактов из допросов пугачёвцев отправит в Москву генерал-прокурора князя А. А. Вяземского «с моими повелениями о образе суда, как в подобных случаях с государственными преступниками в обычае есть». 20 марта генерал-губернатор Ю. Ю. Броун распорядился со слов ссыльных переписать состав их семей, которые необходимо было доставить из Уральска, таковых насчитали 40 человек, но по каким-то причинам распоряжение не было исполнено.

Однако после пленения Пугачёв признался во всех преступлениях, принёс раскаяние и «очистил душу свою совершенным покаянием перед Богом и ея императорским величеством и перед всем родом человеческим». казаков, татар и русских крестьян. 28 сентября 1800 года Дитмар доложил в эстляндское губернаторство: «Сего месяца 26-го числа помре каторжный невольник Салават Юлаев». Несколько раз выступал в роли челобитчика от казаков и крестьян, за что был брошен в тюрьму и вскоре бежал на Урал (1773). С Горским поступили ещё проще: учитывая факт того, что сразу при аресте его подвергли телесным наказаниям, то судьи решили, что вследствие этого он фактически уже утратил депутатское достоинство и «не может быть депутатом»50. В нем В. Г. Перов изобразил среди вечернего деревенского пейзажа вооруженных повстанцев, приближающихся к помещичьей усадьбе, в которой их вождь чинит суд и расправу.

Сочинение по картине 
Перова «Суд Пугачева» 
Помощь по литературе

Сочинение по картине Перова «Суд Пугачева» Помощь по литературе

Перов Василий Григорьевич (1834, Тобольск – 1882, Москва)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1866). Родился в Тобольске. Для перевозки Пугачёва к Монетному двору была подана специально подготовленная «позорная колесница»— сани с высоким помостом, выкрашенным в чёрный цвет, запряженные четвёркой лошадей. Осужденные в качестве виновных 3-го сорта Максим Шигаев, Тимофей Подуров и Василий Торнов были приговорены к повешению в Москве, в день казни Пугачёва. Портрет и картина не завершена, но она этим и привлекает зрителя. Этот дом и запечатлен на картине.

Однако из всего замысла более-менее удалось осуществить только последнюю часть. Однако судьи вступили в спор вокруг меры наказания для Афанасия Перфильева, настаивая, что его вина слишком велика, чтобы ограничиваться «лишь» отсечением головы. Пробили его пиками, порубили саблями. В состав комиссии включили также духовных лиц и переводчиков с татарского языка. Согласно указу и манифесту Екатерины II от 14 декабря 1764 года об учреждении комиссии и объявлении «Обряда выбора», её депутаты имели гарантии неприкосновенности: «Во всю жизнь свою всякой депутат, в какое бы прегрешение не впал, освобождён: 1) от смертныя казни, 2) от пыток, 3) от телесного наказания». Однако из всего замысла более-менее удалось осуществить только последнюю часть.

Медали были изготовлены мастерами-серебрениками в Алатыре из старинных монет с профилем Петра I, к которым приделывали ушко. Местные власти рапортовали Броуну, что «сии казаки— весьма ленивые люди, никакого попечения о доставлении себе пропитания не имеют, только праздно шатаются и для покупки съестных припасов и обуви деньги требуют». Между тем Перфильев, «немалого росту, сутулый, рябой и свиреповидный, стоял неподвижно, потупя глаза в землю». Они были арестованы до начала выступления и потому не принимали участия в восстании, но судьи считали, что, как «первые разгласители», они достойны смертной казни, но затем всё же согласились «наказать их на теле» и сослать затем на каторгу. Основные силы восставших двинулись по Каме на Казань, в районы помещичьего землевладения. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный. ».

После его допросов в послании императрице от 21 мая следователи сообщили, что иностранного участия в восстании они не обнаружили67. Не остались в стороне и подчинённые генерала Панина, заказавшие копии и для себя. Он сидит с очень важным видом и наблюдает за происходящим.

18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В письме брату Панин признался, что Пугачёв «отведал от распалённой на его злодеяния моей крови несколько пощёчин, а борода, которой он Российское государство жаловал, — довольного дранья». В ответе Сената, полученном в январе 1778 года, указывалось, что место отбывания каторги части пугачёвцев определённо «высочайше», а потому следует «не отлучая оных колодников из Балтийского порта для употребления в городовые работы (в Ревеле), содержать их с надлежащею осторожностию в том месте, где им быть назначено».

Но из всего триптиха ему удалось написать только третью картину – "Суд Пугачева». Распределение по сортам Потёмкин сопроводил весьма субъективными личностными характеристиками, никак не укладывавшимися в юридические обоснования вины: Перфильев— «не дурак, свойства самого злейшего» Зарубин— «великий плут» Подуров— «весьма неглуп», Оболяев— «прост, но великий плут» и так далее. Для второй картины автор имел лишь наброски и рисунки отдельных фигур и сцен.

От покаяния отказались Перфильев и Шигаев63. В своих посланиях в Оренбург Потёмкин упрекал Маврина и Лунина в чрезмерной мягкости их действий: «Когда страждает целое Отечество, должно правосудие забывать иногда и жалость, нужную в другое время». К Пугачеву присоединились отряды Юлаева и Белобородова. Впрочем и сама Екатерина не скрывала этих обстоятельств в переписке со своими зарубежными корреспондентами69. Как писал Вяземский императрице, затем при решении участи подсудимых, отнесённых к последующим классам вины, «затруднения большого уже не было»49.

Коллекция Государственного 
Русского музея

Коллекция Государственного Русского музея

Про Софью и сына Пугачёва Волконский написал, что жена самозванца «человек самый подлой и, видно, тихой», а мальчишка «также ничего лутче матери не обещает». Как же всё уже одумано и положено нами, то и не думаю, чтоб оная долго замедлилась сочинением»51. Бибиков в наставлении советовал назначенным следователям проявить всю возможную изощрённость для работы в этом направлении: «Нужна будет вся ваша способность и искусство, чтоб кстати и у места употребить тихость и умеренность или самую строгость и устрашение, дабы узнать представленного пред вас свойство и коварных, тож и отчаянных и упорных привести на стезю откровенности». Среди них – старики, женщины, которые плачут.

Их образы вызывают в памяти персонажей повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина (пожилая женщина, прижимающая свою плачущую дочь, напоминает мужественную Василису Егоровну Миронову, а молодой офицер, целующий руку Пугачеву, — предателя Алексея Швабрина). Имеешь ли чистосердечное раскаяние во всех содеянных тобою преступлениях. » На всё Пугачёв ответил утвердительно, добавив после: «Каюсь Богу, всемилостивейшей государыне и всему роду христианскому»47. Ты ли содержался в Казани в остроге. Я читал, что Перов хотел написать 3 картины на эту тему. 25 сентября конвой переправился через Волгу у Сызрани20. Ревельскому генерал-губернатору П. А. Голштейнбеку было предписано содержать каторжников «с возможною осторожностию, дабы иногда не сделали утечки, а сверх того никогда и никаких от них доносов не принимать».

Далее следовали 33 виновных в той или иной мере, а также 11 человек, причисленных к «9 сорту», то есть признанных непричастными к каким-либо преступлениям и которых по приговору суда можно было оставить без наказания. Ссутулившись иобхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит вугол комнаты. Сергей Пугачев пытается отбиться от судебных исков и уголовного преследования, позиционируя себя как «жертву политического преследования»: еще в июне 2015 года «Новая» сообщала о том, что Пугачев заключил контракт с лондонской международной консалтинговой компанией BGR Gabara Limited, специализирующейся на управлении политическими кампаниями и медиакоммуникациями (среди клиентов BGR Gabara Limited в разные годы были президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Украины Петр Порошенко, премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили.

  • Русский музей Дополненная реальность
  • Картина Суд Пугачева Василия Перова
  • Василий Перов — Суд Пугачева, 1875
  • «Суд ПУГАЧВА» В изображении русских художников

Их образы вызывают в памяти персонажей повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина (пожилая женщина, прижимающая свою плачущую дочь, напоминает мужественную Василису Егоровну Миронову, а молодой офицер, целующий руку Пугачеву, — предателя Алексея Швабрина). Про 65-летнего Емельяна Тюленева было сказано, что он «дряхл и почти ослеп», а 75-летний Юлай Азналин— также «дряхл» и страдает от ран на ногах, вызванных цингой. В 1879 году появился еще один вариант картины, о котором говорилось в начале страницы.

Вернувшись, протоиерей Пётр Алексеев доложил Самуилу, что Пугачёв, Подуров, Зарубин и Торнов «с сокрушением сердечным покаялись в своих согрешениях перед Богом», а потому «властию пастырскою вашего преосвященства чрез меня, недостойного, разрешены от церковной анафемы». Генерал-прокурор Вяземский огласил вопросы, которые он предложил задать Пугачёву и, получив согласие судей, приказал доставить в зал заседания суда Пугачёва. Кроме того, даже были предприняты репрессивные меры: положен конец Запорожской Сечи, крепостное право распространилось и на Украину (много украинцев принимало участие в восстании Пугачёва). Само имя бунтовщика было под запретом.

  • Василий Перов «Суд Пугачёва», 1879
  • Картины — Перов, Василий Григорьевич
  • Деятельность Секретных следственных комиссий
  • Следствие над Пугачёвым в Яицком городке и Симбирске
  • Судебный процесс над участниками восстания
  • Особенности организации войска Пугачёва
  • «Клятва Горациев» Жака Луи Давида

По замыслу художника в первой части триптиха он хотел показать причины восстания (тяжелая жизнь крестьян под властью помещиков), во второй – изобразить само восстание, в третьей – передать расправу с помещиками. На этой картине показано очень большое количество людей. Зарубин был доставлен в Уфу 22 января, следующий день ушёл на возведение эшафота. Скотти, А. Н. При этом весь ход следствия предписывалось хранить в условиях строжайшей секретности1.

Всего, по примерным подсчётам историка Овчинникова: «Если принять во внимание, что Панин был полновластным сатрапом в поволжских губерниях ещё в течение семи месяцев, то число репрессированных по его приговорам достигает, вероятно, двух десятков тысяч человек». Первую «секретную комиссию» для проведения следствия над участниками восстания Екатерина II предписала учредить в Казани генерал-аншефу А. И. Бибикову, одновременно с назначением его командующим войсками против Пугачёва в ноябре 1773 года. На заднем плане на зловещем фоне пожара вырисовываются силуэты виселиц. На очной ставке с ними Пугачёв заявил, что казаки знали, что он был в действительности донским казаком. Тем временем конвой Суворова после переправы через Волгу 26 сентября был встречен Венгерским гусарским полком во главе с полковником И. Древицем, высланным Паниным для усиления отряда.

Завоевание земель англичанами в корне отличалось от колонизаторской политики испанцев. Помилование, тем кого оно касалось, должно было быть объявлено днём позже в Кремле, а кроме того, было предписано огласить его текст по городу, «а после и пропечатать в газетах».

  1. «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа
  2. «Расстрел повстанцев» ФрансискоГойи
  3. «Возрасты жизни» Каспара Давида Фридриха
  4. «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова
  5. «Похороны вОрнане» ГюставаКурбе
  6. «Бар в Фоли-Бержер» ЭдуардаМане
  7. код для вставки на сайт или в блог

Однако при виде Михельсона самозванец отвернулся к стене, демонстрируя, что не хочет говорить с ним, а когда Михельсон направился на выход, Пугачёв глухим голосом произнёс ему в спину: «Попросить бы мне у него шубу, много их ему досталось», намекая на то, что его офицеры изрядно поживились за счет мятежников, после множества поражений на Волге25. Затем обер-полицмейстер Архаров громко обратился к Пугачёву: «Ты ли донской казак Емелька Пугачёв. », на что Пугачёв так же громко ответил: «Так, государь, я— донской казак Зимовейской станицы Емелька Пугачёв. » Священники и судейские чиновники спустились с эшафота. Этими медалями на шёлковых лентах Пугачёв награждал атаманов отрядов.

В 1782 году было объявлено об амнистии в честь 20-летия вступления на престол Екатерины II. Очевидцы казни единодушно отмечали, что, несмотря на славу душегуба и разбойника, во внешности самозванца «не было ничего свирепого, на взгляд он был лет сорока, роста среднего, лицом смугл и бледен глаза его сверкали» (И. И. Дмитриев), он выглядел «совсем не соответствующим таким деяниям, какие производил сей изверг» (А. Т. Болотов). Художник создал достоверный и яркий образ народного мятежа и беспощадного суда. Пугачёв заявил, что чеканку монет он никогда и никому не поручал, «а естли б и захотел, то б велел наделать и серебряных». В черновике вычеркнута фраза «а голову оставить на коле»— видно, Вяземскому было непросто отстаивать всякую попытку отойти от средневековых ритуалов.

Одновременно с Пугачёвым были повешены и Шигаев, Подуров и Торнов. Ступина (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у М. И. Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы». Для перевозки пленников были специально сбиты две телеги с деревянными клетками. Предводителю восстания противопоставлена гордая, властная помещица, с гневом взирающая на «Емельку». «Суд Пугачева», по общему признанию, не принадлежит к числу шедевров В. Г. Перова, поскольку должной монументальности обобщения автору в нем достичь не удалось.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. Записки профессора Преображенского

Сколько людей собрал он воедино и смог создать сюжет. Признались в своих преступлениях и все прочие его сообщники и также принесли покаяние52. Народ оттеснён верными Пугачёву людьми на задний план. Взгляд его полон решимости.

Пугачев жил в самом лучшем в Бердах доме казака Ситникова, называемом «Золотой палатой». В ходе начавшегося бунта, он «обольщал слабомысленных людей несовместными обещаниями», чем привлёк к себе множество сторонников, противников же «приводил в страх и ужас». Дольше других прожила старшая дочь самозванца Аграфена, умершая в апреле 1833 года. На них опирались в своих картинах и иллюстрациях художники многих последующих поколений24.

Императрица сообщала, что в помощь в Москву прибудет П. С. Потёмкин, а также обер-секретарь Тайной экспедиции Сената С. И. Шешковский, чей опыт поможет «вывести плутни от корени, дабы не осталось ни в чём сумнения». В начале 1760-х годов Англия победоносно завершила войну с французами. Генерал-прокурор Вяземский писал Г. А. Потёмкину позднее: «При казни было такое людство, какого давно не видано, даже благородные женщины с маленькими детьми и очень много». Он смог правдами и неправдами стать «псевдоцарём», но в итоге поплатился за это жизнью. Часто говорят, что жестоким был великий царь Иван Грозный, но Пугачёв ему не уступал.

Путь до Москвы занял десять дней29. На полях докладных записок Екатерина дала свои комментарии, в основном основанные на желании не затягивать процесс, то есть начинать в условленную дату, не дожидаясь прибытия всех назначенных членов суда, обсудить все вновь вскрывшиеся обстоятельства и «ежели неважно, то не останавливаться», а по поводу депутатов— уточнить, были ли «у каких проэктов подписки» и в случае отсутствия их подписей под законопроектами— депутатами их не считать. Их лица несут столько оттенков чувств от страха до ликования, что этот эмоциональный «беспорядок» участников и свидетелей происходящего, передает зрителю неприятную внутреннюю напряженность и оценочную тревогу, внушает состояние тяжелой обреченности и безнадежности.

Следующими пунктами судьи приняли решение о смертной казни для Чики-Зарубина, Шигаева, Персианинова (Торнова), Канзафара (Усаева) и Подурова. Сведения Пугачёва были подтверждены допросами его атаманов Перфильева и Творогова34. Но из всего триптиха ему удалось написать только третью картину – "Суд Пугачева». (1868).

Перов поставил перед собой сложную задачу – написать триптих, в котором предполагал развернуть историю Пугачевского восстания. На эти положения 25-й статьи и сослались судьи в тексте отдельного протокола, касающегося приговора Подурову: «по депутатству ни в чём не упражнялся Оного Подурова по злодеяниям его из депутатов исключа, в сентенции депутатом не именовать».

Предводителю восстания противопоставлена гордая, властная помещица, с гневом взирающая на «Емельку». Совершенствовался в Париже, где был пенсионером Академии художеств (1862-1869). Этот эскиз лег в основу картины «Суд Пугачева» (1875), Государственный исторический музей.

Из задуманного художник смог осуществить только третью часть. Идет церемония присяги, которую производит жалкий, несчастный, трясущийся от страха священник. На ней изображено беспорядочное движение людей.

Художник тщательно готовился к осуществлению своего творческого замысла: много читал о Пугачевском восстании, ездил на Волгу и Урал, зарисовывал там типы (Голова киргиза, Голова татарина), делал этюды для Пугачева. Лангель в ответе Куракину доложил, что все подопечные ему 27 каторжан отбывают ссылку в Балтийском порту, среди них шестеро осуждённых из числа «пугачёвской сволочи»: 62-летний мещеряцкий сотник Канзафар Усаев, 71-летний купец Астафий Долгополов, 47-летний яицкий казак Иван Почиталин— «биты кнутом, ноздри вырваны и заклеймены», Долгополов, сверх того, «особо в оковах», «болезней не имеют», как и 45-летний Салават Юлаев.

Русский музей Дополненная 
реальность

Козлов курировал от лица Сената Юстиц-коллегию, Экспедицию о колодниках и Уголовную экспедицию, был знатоком уголовного законодательства. Наибольшую известность из них получил Е. И. Пугачев, предводитель Крестьянской войны (1773–1775). На троне восседает Пугачёв, на его глазах совершается казнь, но его лицо невозмутимо. А Антон Коровка дождался монаршей милости— в 1809 году ему всё же даровали свободу80.

Р. В. Овчинников предположил, что Пушкин мог получить эти сведения от И. И. Дмитриева, с которым он беседовал в ходе сбора материалов для «Истории Пугачёва» в 1833 году (Дмитриев занимал пост министра юстиции в 1810—1814 годах и мог быть знаком с материалами секретных архивов судебного ведомства). Четверо виновных 7-го сорта, среди них отставной унтер-офицер М. Т. Голев игумен старообрядческого скита в Мечетной слободе Пахомий (Баусов), саратовский купец Ф. Ф. Кобяков и бывший саратовский городской голова М. Д. Протопопов, были приговорены к телесному наказанию: «первых троих бить кнутом, а четвёртого высечь плетьми»56. В архиве сохранился рапорт генерал-поручика А. В. Суворова графу П. И. Панину от 2 февраля 1775 года: «Генерал-майор и кавалер Фрейман от 24-го минувшего месяца доносит мне, что вследствие высочайшей конфирмации совместнику злодея Пугачёва, казаку Чике, он же и Зарубин, смертная казнь в определённом месте при городе Уфе предозначенного числа учинена»71.

Вяземскому пришлось пойти на «уступку»— дать согласие на то, что после четвертования части тела Пугачёва «положить на колёсах, которые до прибытия вашего величества сожжены быть могут». Не затронула судьбы членов семьи самозванца и широкая амнистия по поводу вступления на престол Павла I в 1796 году, по которой получили свободу, в частности, Радищев и Костюшко81. Это мы можем увидеть на картине. Завершив допрос, Волконский и Потёмкин решили, что все требуемые сведения уже получены и что следствие можно признать завершённым38.

В донесении императрице Волконский писал про Пугачёва: «Он человек, нельзя никак сказать, чтоб был великого духа, а тем меньше— разума». В связи с наступившими холодами Пугачёва поместили в закрытой «зимней кибитке», конвой передвигался лишь в светлое время дня. В августе 1777 года ревельский губернатор И. Сиверс докладывал в Сенат, что строительство каменного мола в Балтийском порту прекращено и что каторжане «живут праздно, без всякой работы», запрашивая разрешения перевести хотя бы часть из них на строительство артиллерийского форта в порту Ревеля. Свидетельства обстоятельства организации данной «ошибки» хранятся в донесениях Вяземского императрице. Художник тщательно готовился к осуществлению своего творческого замысла: много читал о Пугачевском восстании, ездил на Волгу и Урал, зарисовывал там типы ("Голова киргиза", "Голова татарина"), делал этюды для Пугачева.

Но из всего триптиха ему удалось написать только третью картину – Суд Пугачева». Разница в подходах заметна по количеству вынесенных смертных приговоров: в Оренбурге были казнены 4 человека (Толкачёв, Хлопуша, Каргин, Волков), в то время, как в Казани— 38 человек (среди них— Белобородов и Губанов).

Ему принадлежит эта богатая усадьба. Этот дом и запечатлен на картине. Между тем полотно очень ярко показывает всю трагичность сложившейся ситуации. Серия этих симбирских портретов Пугачёва остаётся главным художественным свидетельством его облика, несколько подлинных симбирских копий сохранились в музеях Москвы, Ростова, Таллина. Сам Василий Григорьевич остался неудовлетворенным своим произведением и не завершил его.

Таким образом, Вяземский озаботился наличием высочайших инструкций на все возможные обстоятельства будущего процесса, несмотря на то, что сама Екатерина в переписке со своими зарубежными корреспондентами подчёркивала своё полное невмешательство в «судебную комедию с маркизом Пугачёвым»4143. Компания попыталась убрать конкурентов-контрабандистов монопольными методами. Сенат в своём решении определил переселить их вместе с семьями в Новороссийскую губернию, генерал-губернатором которой был в то время Г. А. Потёмкин.

Это вы первый сломали мне рога у Татищевой». Так, в ответ на расспросы Панина о его здоровье, Пугачёв отвечал: «Ночей не сплю, всё плачу, батюшка, ваше графское сиятельство». Не думал он, не гадал, что его ожидает та же участь. Миг славы не вечен.

Не знал тогда ещё об этом Пугачёв и вершил суд над беднягой. В 1766 г. «Акт о гербовом сборе» был отменен. В помощь членам комиссии Вяземским были направлены вице-президент Юстиц-коллегии А. М. Колошин и обер-секретарь Межевой экспедиции Сената А. Т. Князев.

Вскоре сюда же прибыли другие осуждённые по делам бунта— яицкий казак Толкачёв и раскольник Антон Коровка (сын Осипа Коровки уже после поражения восстания подбивал знакомых крестьян бежать за Урал— к государю-батюшке). Потому и пошедшие против власти навлекли на себя гнев Божий и подлежат наказанию вплоть до смертной казни. Всё течёт, всё меняется.

Этот эскиз лег в основу картины «Суд Пугачева» (1875), Государственный исторический музей. Уже на следующий день, 6 декабря, Екатерина II в своём ответе, несмотря на выраженное недовольство тем, что на главный мучивший её вопрос— кто «выдумал самозванство: сам ли злодей или иной кто»— она не усмотрела ясного ответа, тем не менее, выразила желание, «чтобы дело его (Пугачёва) скорея к окончанию приведено было». Пугачёв Емельян Иванович — донской казак известный как предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов, которая произошла в правление императрицы Екатерины II. Физически сильный, авторитетный среди казаков, он имел опыт военных действий, так как был участником Семилетней и русско-турецкой войны 1768-1774годов. Было принято решение готовить для императрицы лишь экстракты из дел и приговоров. Сам Василий Григорьевич остался неудовлетворенным своим произведением и не завершил его.

Это полотно, приглашающее созерцателя стать свидетелем Пугачевского суда. Часть пути от Мостов до Коспорья Пугачёв и его сын были привязаны к телегам, другую часть отвязаны (на этом отрезке пути с Пугачёвым подрался старшина Мартемьянов из числа конвоирующих казаков).

Их лица несут столько оттенков чувств от страха до ликования, что этот эмоциональный «беспорядок» участников и свидетелей происходящего, передает зрителю неприятную внутреннюю напряженность и оценочную тревогу, внушает состояние тяжелой обреченности и безнадежности. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. На его глазах палачи, взобравшись по лестнице к вершине столба, воткнули на спицу голову Пугачёва, а отрубленные руки, ноги и окровавленное тело— на колесо. В самом центре картины, на одной линии пространства, противоборствующими силами видятся фигуры народного освободителя-бунтаря и его сломленных жертв.

В январе 1775 года саратовский воевода в рапорте астраханскому губернатору Кречетникову просил о разрешении захоронить останки казнённых бунтовщиков: «злодеи ж, повешаны на виселицах, а протчие положены на колёсы, руки и ноги их воткнуты на колья, кои и стоят почти всю зиму В случае на город ветров, будет вредный дух, чем время далее, то оное умножатца будет более»1415. Стремясь избежать дальнейших истязаний и возможных пыток, Пугачёв решил пойти на вымышленные показания на тех людей, чьи имена он помнил. Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи.

Интересны перипетии создания этой картины. В 1870-х годах Перов заинтересовался исторической тематикой. Перед выездом в Москву для организации судебного процесса генерал-прокурор Сената Вяземский направил Екатерине докладные записки с просьбой дать указания по некоторым вопросам: можно ли использовать для заседаний Большой Кремлёвский дворец ожидать ли прибытия всех членов Сената, в том числе находящихся в отпуске что делать, если в ходе судебных заседаний откроются новые обстоятельства, пропущенные следствием а также— как поступить с теми сообщниками Пугачёва, что являются депутатами Уложенной комиссии и по закону «от казней освобождаются».

В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль. Говоря о массовых казнях дворян в ходе похода по Волге после поражения у Казани, Пугачёв заявил, что они были вызваны по «остервенению их душ», но также и «с таким намерением, чтобы дворяне не мешали умножать его толпы и чрез то б и крестьяне, всех их великое множество, не имели в том от господ своих страха»35. Этот момент стал кульминацией крестьянской войны. Втомже году Перов написал еще одну картину сосхожим сюжетом— «Сельский крестный ход наПасхе». Этот эскиз лег в основу картины «Суд Пугачева» (1875), Государственный исторический музей.

С наступлением периода разлива рек всякие передвижения этапов были полностью прекращены. Перов мастерски описал судный день. Сегодня ты у власти, а завтра суд вершится над тобой. Был проведён также ритуал гражданской казни М. Шванвича, символизировавшей перевод его в «подлое сословие», — над его головой переломили шпагу6468. Все его мысли после таких поражений были направлены на восстановление числа своей армии, для чего он «обольщал крестьян выгодами, думая, что такие для их лестные выгоды больше прилежит их». Мокрицкого, С. К.

Сына Пугачёва Трофима поселили в крепостной солдатской гауптвахте. Его внимание, в частности, привлекли события Крестьянской войны (1773 – 1775) под предводительством Е. И. Пугачева. Охраной Пугачёва в Симбирске командовал капитан гвардии Галахов.

В 1773 году Пугачёв объявляет себя императором Петром III, останавливается в Яицком городке и готовит восстание, одно из самых мощнейших в России. Сам художник не был удовлетворен своим произведением и оно осталось незаконченной. Агентов компании заставили покинуть все порты колонии.

Емельян Иванович Пугачев (1740/42–1775) — выходец из донского казачества. Таким образом, содержание их мало отличалось от тюремного. Главное действующее лицо – Емельян Пугачев, который вершит суд над помещиками.

Непосредственная охрана Пугачёва, а также его первой жены Софьи и сына Трофима, возлагалась на Бородина, затем, после его присоединения к отряду, — на премьер-майора графа К. Меллина. В части приговора главному обвиняемому Емельяну Пугачёву это привело к некоторому логическому противоречию в тексте: «судьи, сообразуяся беспримерному ея императорского величества милосердию, зная ея сострадательное и человеколюбивое сердце и, наконец, разсуждая, что закон и долг требуют правосудия, а не мщения» приговорили Пугачёва «четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырём частям города и положить на колёса, а после на тех же местах сжечь»54. Изначально художественный замысел предполагал создание трех полотен связанных одной сюжетной идеей.

«Суд Пугачева», по общему признанию, не принадлежит к числу шедевров В. Г. Перова, поскольку должной монументальности обобщения автору в нем достичь не удалось. В докладе Оренбургской следственной комиссии императрице от 21 мая 1774 года следователи сделали выводы, что Пугачёв «не имеет, кажется, постороннего, а паче чужестранного руководствования и споспешествования, но споспешествовали ему в злодейских его произведениях, во-первых— яицкие казаки, а во-вторых, народное здешнего края невежество, простота и легковерие, при помощи вымышленного обольщения их расколом, вольностию, льготою и всякими выгодами Что касается до заводских крестьян, то они были всех протчих к самозванцу усерднее, так как и им от него также вольность обещана, тож и уничтожение всех заводов, кои они ненавидят». К 1801 году, когда по распоряжению молодого императора Александра проводилась ревизия дел расформированной Тайной экспедиции Сената, в Кольском остроге оставались живы лишь пятеро из ссыльных пугачёвцев: Кочуров, Харчев, Скачков, Горшенин и Оболяев и Александр распорядился слегка облегчить их участь, дав указание освидетельствовать их здоровье и для тех, «кои окажутся пришедшими в таковую изнеможения их старость, что пропитать себя работою не в состоянии», назначить «к содержанию их со стороны казны некоторого пособия»76. Перов поставил перед собой сложную задачу – написать триптих, в котором предполагал развернуть историю Пугачевского восстания. Часто говорят, что жестоким был великий царь Иван Грозный, но Пугачёв ему не уступал.

Священники не оставляли при этом попыток уговорить Перфильева и Шигаева раскаяться и принять причастие, но, по донесению Вяземского Екатерине, оба «толиким суеверием и злобою заражены», что и перед самой смертью «не согласились приобщиться»67. По её распоряжению им было определено новое место жительства в Рижской губернии. 5 (16)декабря1774 года руководители генерального следствия над пугачёвцами М. Н. Волконский и П. С. Потёмкин доложили Екатерине II о том, что в результате проведённых в предшествующие недели допросов детальная картина преступления составлена и что дальнейшие допросы не способны добавить что-либо к уже полученным сведениям. Однако в тексте обряда была включена оговорка, на которую и указала Екатерина Вяземскому перед началом процесса: дарованные выгоды и привилегии касаются лишь только тех депутатов, «кои действительно при сём деле трудились и коих имена в подписке тоя или другия части проэкта найдутся».

Этот эскиз лег в основу картины «Суд Пугачева» (1875), Государственный исторический музей. Уже после поражения Перфильев говорил бывшим с ним казакам, что «лутше живым быть зарыту в землю, нежели отдаться в руки» правительству. По распоряжению Екатерины для обустройства каждому ссыльному (в официальных бумагах их именовали «переведенцами») была выделена значительная сумма в сто рублей. Ожесточенное сражение закончилось поражением восставших.

Смерть Петра III породила множество легенд и спровоцировала появление самозванцев. 2 июля к ним присоединились четыре предводителя восстания в Западной Сибири— атаманы крестьянских отрядов Е. Тюленев, С. Новгородов, Т. Бурцев и Я. Ощепков, а 29 ноября— Салават Юлаев с отцом Юлаем Азналиным, осуждённые к каторге в Уфе 16 (27)марта1775 года. 17 ноября Пугачёва подробно допросили о происхождении серебряных «царских» печатей и медалей. Зарянко (1853-1861).

Такая продуктивная внутренняя работа созерцателя над данным произведением доказывает истинное мастерство художника Перова В. Г., а его полотну «Суд Пугачева» дает абсолютное право называться шедевром. Кроме того, Панин не возражал против посещения самозванца всеми заинтересованными дворянами и офицерами. В Симбирске Суворов передал пленников Панину21. По замыслу художника в первой части триптиха он хотел показать причины восстания (тяжелая жизнь крестьян под властью помещиков), во второй – изобразить само восстание, в третьей – передать расправу с помещиками.

В Казани их пути разошлись, Шванвич был доставлен в Тобольск на исходе января 1775 года. И не можно ли чрез них отыскать прямое начало сего смятения и замешательства». В Бостон для охраны таможни были присланы два английских полка. Второй, переписанный набело, был двумя частями— 8 и 13 ноября— отправлен Екатерине II32. Императрица проинструктировала Волконского начать допрос Пугачёва с самого момента его рождения, при этом воздержаться «от всякого рода пристрастных распросов, всегда затемняющих истину»31.

По воспоминаниям И. И. Дмитриева, Пугачёв сделал ещё несколько крестных поклонов во все стороны, а затем обратился к окружавшей эшафот толпе: «Прости, народ православный, отпусти мне в чём я согрубил пред тобою, прости, народ православный. » Палачи торопливо «бросились раздевать его, сорвали белый бараний тулуп, стали раздирать рукава шёлкового малинового полукафтанья. Смерть Петра III породила множество легенд и спровоцировала появление самозванцев. Колонисты же расценили указ как пренебрежение их правом занимать западные земли. Воспоминания о разговорах с Пугачёвым сохранились в мемуарах Рычкова, Державина, Рунича, Повало-Швейковского и других. Наибольшее возмущение колонистов вызвал «Акт о гербовом сборе», который предусматривал, что любая печатная продукция колоний, в том числе и любые юридические документы, подлежит обложению пошлиной, об уплате которой свидетельствует наклеенная на них гербовая марка.

На ней изображено беспорядочное движение людей. Он много читал о Пугачеве, ездил на Волгу и Урал, зарисовывал местные типы (эскизы «Голова киргиза», «Голова татарина»). Между тем полотно очень ярко показывает всю трагичность сложившейся ситуации. И как бы ни старалась Екатерина II стереть из памяти и имя Пугачёва и всё, связаннее с восстанием (был сожжён дом Пугачёва, перенесена на другое место его родная станица Зимовейская уже под другим названием- Потёмкинская, а река Яик переименована на Урал), память о Пугачёве народ бережно хранит в сказаниях, песнях об этом человеке.

Народ заставлял сборщиков пошлины отказываться от должностей, а марки уничтожались. В основе первой – причины бунта, второй – народное восстание и третьей – суд над помещиками.

От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра. Под ударами царских войск Пугачев отходил на юг, он стремился пробиться на Дон или Яик. Любопытные зрители даже вспрыгивали на козлы и запятки карет и колясок»6364. Последних пытались лишить их давнего права на беспошлинные промыслы, резко ограничивали казацкое самоуправление. Обер-полицмейстер Архаров со своими помощниками отдавал распоряжения о пропуске ближе к эшафоту «благородной публики» и недопуске «подлого народа». Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.

К виновным 8-го сорта были отнесены офицеры, в разное время принявшие присягу Пугачёву и служившие в его армии: секретарь «военной коллегии» и атаман солдатского полка подпоручик М. А. Шванвич, приговорённый к лишению чина и дворянского достоинства прапорщик И. Г. Юматов, приговорённый к лишению чина казачий сотник Волжского войска и депутат Уложенной комиссии В. В. Горский, лишённый звания и депутатского достоинства56. В приговоре было определено их «от всякого наказания освободить», как раскаявшихся в своих преступлениях и оказавших власти содействие, в том числе участием в выдаче Пугачёва56. Смуглое лицо его худощаво, взгляд вполне бодр. Предводителю восстания противопоставлена гордая, властная помещица, с гневом взирающая на «Емельку». Казанский архимандрит Платон Любарский писал своему знакомому Н. Н. Бантыш-Каменскому: «Сколько преступлений совершает Секретная комиссия и днём и ночью, об этом ни говорить, ни писать нельзя».

Он много читал о Пугачеве, ездил на Волгу и Урал, зарисовывал местные типы (эскизы «Голова киргиза», «Голова татарина»). Выполняя поручение Екатерины, Волконский и Шешковский провели подробный «исторический допрос» Пугачёва в течение десяти дней, с 4 по 13 ноября. В 1766 г. «Акт о гербовом сборе» был отменен. Сам Василий Григорьевич остался неудовлетворенным своим произведением и не завершил его.

После последнего заседания суда, во второй половине дня 9 января протоиерей Архангельского собора Пётр Алексеев по поручению епископа Крутицкого и Можайского Самуила отправился в камеры заключённых в Монетном дворе, чтобы объявить Пугачёву, Чике-Зарубину, Перфильеву, Шигаеву, Подурову и Торнову о вынесенном им смертном приговоре и принятии исповеди и причащении тех, кто выразит в этом желание (яицкие казаки были убеждёнными приверженцами старой веры). Ненависть, непоколебимость – всё на что он способен.

На этой картине показано очень большое количество людей. Василий Перов родился до заключения официального брака его родителей, вот таким образом ему дали фамилию своего крестного отца – Васильев. Дважды в день Галахов был обязан рапортовать Панину о состоянии Пугачёва. Некоторые из них уже казнены, а для тех, кого еще не постигла эта участь, зловещим символом конца является виселица на фоне огненного «заката» изображенная в левом верхнем углу композиции.

Трудолюбие, скромность, честное зарабатывание денег считались у них наивысшими добродетелями. Но из всего триптиха ему удалось написать только третью картину – Суд Пугачева». На крыльце каменного здания на троне сидит сам Емельян Пугачев.

Эта незавершённая картина была написана мастером маслом на холсте в 1875 году. Екатерина II повелела особые усилия приложить к розыску источников так называемых «немецких» указов Пугачёва. От московского генерал-губернатора Волконского Максютов получил секретный ордер комендантам почтовых станций безотлагательно выделять конвойной команде 22 лошади и 20 подвод, «чтобы оные злодеи как наискорее в назначенное место были привезены». Заключённые приступили к работам по возведению каменного мола в порту.

В результате Пугачёв встал на колени и сознался, что выдумал большую часть сведений о своих скитаниях по старообрядческим поселениям в 1772 году, что первые эти сведения он дал под пытками в Симбирске и далее продолжал свои выдумки из опасения, что пытки будут продолжены. Всего через допросы всех секретных комиссий прошло 12 438 человек. Уже в донесении от 31 декабря Вяземский писал императрице: «Теперь спешим сочинением и как скоро оное поспеет, то прежде подписания (судьями) на высочайшее вашего величества усмотрение пришлю с нарочным курьером. Предосторожности не были излишними, путь отряда лежал через местность, где активно действовали казахские отряды, после одного из столкновений с таким отрядом Суворов доложил, что «одного ближнего при мне убили и адъютанта ранили». Он смог правдами и неправдами стать «псевдоцарём», но в итоге поплатился за это жизнью. Судьи заслушали доклад комиссии, опрашивавшей подсудимых, постановив приобщить его к следственному делу.

Одет он в красный кафтан, на ногах у него сапоги. Наибольшую известность из них получил Е. И. Пугачев, предводитель Крестьянской войны (1773 – 1775). В 1879 году появился еще один вариант картины, о котором говорилось в начале страницы. Интерес Потёмкина к Пугачёву не ограничивался только следствием. Для борьбы с этим актом лидеры колонистов создали тайные организации «Сыны свободы», которые нередко прибегали к насилию.

Естественными были также ошибки в хронологическом порядке тех или иных событий. Большая часть башкир вернулась на родину. Все чаще звучало возмущение «налогообложением без представительства».

Взятие им Саранска, Пензы, Саратова не изменило положения. Еще более серьезные последствия имела новая финансовая политика британского правительства. С ноября 1774 года генеральное следствие над Пугачёвым и его главными сообщниками проводилось в Москве при деятельном участии Екатерины II, контролировавшей и управлявшей его ходом. Такая продуктивная внутренняя работа созерцателя над данным произведением доказывает истинное мастерство художника Перова В. Г., а его полотну «Суд Пугачева» дает совершенное право называться шедевром.

Композиция же не была осуществлена она представлялась художнику в виде стремительно несущейся на зрителя массы разноплеменных всадников: казаков, татар и русских крестьян. Конвоиры ввели Пугачёва в зал заседания и заставили встать на колени. И как бы ни старалась Екатерина II стереть из памяти и имя Пугачёва и всё, связаннее с восстанием (был сожжён дом Пугачёва, перенесена на другое место его родная станица Зимовейская уже под другим названием- Потёмкинская, а река Яик переименована на Урал), память о Пугачёве народ бережно хранит в сказаниях, песнях об этом человеке. Позднее, когда Пугачёв уже будет отправлен в Москву и туда же отправится и Панин иконописец изготовит ещё несколько десятков копий портрета пленённого самозванца. По ранее принятому решению, судей должны были назначить из числа проживавших в Москве военных и статских чинов 2-го и 3-го классов (генерал-аншефов и генерал-поручиков, действительных тайных и тайных советников), всего таких было 22 человека, а также 13 чиновников из числа президентов и вице-президентов правительственных коллегий и руководителей высших московских правительственных учреждений. Первые месяцы казаки многократно просили изменить им место поселения, так как они не могут прокормиться в здешних местах рыбной ловлей, не могут заработать и наёмным трудом, так как не знают «как немецкого, так и чухонского языков».

Художник задумывает триптих: «Восстание», «Помещики и крестьяне», «Суд Пугачева». Из Москвы Шванвич отбыл в одном конвое с Чикой-Зарубиным, которого везли к месту казни в Уфу. Художник тщательно готовился к осуществлению своего творческого замысла: много читал о Пугачевском восстании, ездил на Волгу и Урал, зарисовывал там типы (Голова киргиза, Голова татарина), делал этюды для Пугачева.

Среди приговорённых 9-го сорта вины были пугачёвские полковники, принявшие участие в заговоре против Пугачёва и выдавшие его правительству: атаман илецкого полка и судья «военной коллегии» И. А. Творогов, командующий пугачёвской артиллерией Ф. Ф. Чумаков, И. П. Федулёв и И. С. Бурнов, а также другие яицкие казаки, сдавшиеся добровольно после поражения у Чёрного Яра, — В. С. Коновалов, К. Т. Кочуров, Я. Ф. Почиталин, С. М. Шелудяков, П. А. Пустобаев. Вяземский доложил о соображениях Головцына Екатерине, но та неожиданно дала ссыльным «дозволение кормиться звериным и рыбным промыслом» и не предпринимать особого за ними надзора, так как даже если те «вздумают учинить побег», то тем избавят государство от «предерзких людей»75.

К 1-му и 2-му «сортам» были отнесены те, кто, по мнению Потёмкина, должны были быть преданы смертной казни: Пугачёв, Зарубин, Шигаев, Перфильев, Подуров, Торнов, Канзафар Усаев. Этот эскиз лег в основу картины «Суд Пугачева» (1875), Государственный исторический музей. Основная их масса была приписана к заводам и несла тяжелую повинность заводской барщины. Конструкция заговора «раскольников», выстроенная по результатам допросов в Симбирске, рассыпалась. В то же время Пугачёв заявил, что в ходе восстания он никаких сомнений не имел и «естли б сообщники не отстали» и не предали его, «то он покусился бы иттить на Москву», что ни разу, после всех своих поражений, он не имел никакого «разсположения в злой своей душе», чтобы прекратить сопротивление и сдаться властям.

Сам Василий Григорьевич остался неудовлетворенным своим произведением и не завершил его. По замыслу художника в первой части триптиха он хотел показать причины восстания (тяжелая жизнь крестьян под властью помещиков), во второй – изобразить само восстание, в третьей – передать расправу с помещиками. Это полотно, приглашающее созерцателя стать свидетелем Пугачевского суда. Художник тщательно готовился к осуществлению своего творческого замысла: много читал о Пугачевском восстании, ездил на Волгу и Урал, зарисовывал там типы (Голова киргиза, Голова татарина), делал этюды для Пугачева.

Но «приметив в одних склонность ко всякому злодеянию», а в прочих— «простоту и легковерие», Пугачёв решил присвоить себе имя «в Бозе почивающего государя императора Петра Третьего». Их образы вызывают в памяти персонажей повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина (пожилая женщина, прижимающая свою плачущую дочь, напоминает мужественную Василису Егоровну Миронову, а молодой офицер, целующий руку Пугачеву, – предателя Алексея Швабрина). К донесению были приложены выписки из протоколов допросов Пугачёва и прочих 49 участников восстания с краткой характеристикой степени участия каждого из подследственных в «злодейских деяниях», а также заключение П. С. Потёмкина, озаглавленное им как «Различие важности преступления способников злодейских, примеченное каждого раскаяние по свойству их», фактически являвшееся проектом распределения обвиняемых в будущем приговоре по девяти «сортам» (степеням) вины.

Альбом избранных картин Третьяковской галереи» (Париж, предположительно 1910 – 1912 годы). Желавшие смягчить свою участь, казаки, ещё недавно державшие в осаде правительственный гарнизон, кричали, что самозванец «околдовал их и принудил пить человеческую кровь». Остальные восемь казаков были под конвоем отправлены в Ригу, куда их доставили 18 марта77. Возле него стоят приближенные к нему люди. 1 декабря 1774 года Волконский получил записку Екатерины II с требованием направить усилия следствия на поиск истоков восстания в свете новых выявленных обстоятельств: «Буде никак от злодея или сообщников его узнать невозможно, кто выдумал самозванство Пугачёва, то хотя бы и сие из него точно выведать можно было: когда в нём мысль сия поселилась и от от котораго времени он имя сие на себя принял и с кем, во-первых, о сём речь у него была».

Во всё время чтения приговора Пугачёв крестился на купола московских соборов и кланялся. Кто-то им восхищался, кто-то любил, кто-то дико ненавидел. Наконец, недовольны были лишением прав представители нацменьшинств. Перовская картина весьма созвучна «Капитанской дочке» Пушкина. Согласно этому же решению надлежало «жён самозванца содержать в Кексгольме, не выпуская из крепости и давая только в оной свободу для получения себе работой содержания и пропитания».

Пугачёва предали свои и его ожидала та же участь – казнь. Автор картины пытается показать нам, что власть эта не вечна и мы не сможем забрать её в мир иной. Некоторые свидетели казни писали в воспоминаниях, что палач сам после казни был бит кнутом.