Перов Василий Чаепитие В Мытищах

Картина «Чаепитие в Мытищах» Василия Перова как раз из таких вещей. Картина Василия Перова Чаепитие в Мытищах, близ Москвы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина «Чаепитие в Мытищах» Василия Перова как раз из таких вещей.

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы, Перов, 1862

Последняя работа до сих пор по-настоящему не оценена. Автор – Василий Григорьевич Перов – здесь отказался от богатой палитры. Вмиг завертело, закружило и показалось даже, что «конец света» настал, а когда буря улеглась, то увидели крестьяне чудо: недалеко от дороги из земли на высоту трех метров бил самый настоящий фонтан. Местные жители предлагали паломникам свои услуги. – Говорить об искусстве в отрыве от Священного Писания.

В первоначальном «нищем» сильнее выражено его военное прошлое, силуэт с приподнятыми прямыми плечами более агрессивен, движение наступательно: он с силой опирается на плечо мальчика так, что у того подгибаются колени и получается невольный поклон. Нет, этого староста допустить никак не мог, а потому, на свой страх и риск, решил обратиться к «царице-матушке» с предложением отведать водицы из местного родника.

На нем — потрепаннаяшинель, один стоптанный и запыленный солдатский сапог. А, уж, грохот раздался такой, как будто Царь-пушка в Московском Кремле выстрелила. В «Чаепитии в Мытищах» вырабатывается перовский язык повествования, сочетающий элементы прямого текста (обличения, назидания) с подтекстом, ассоциациями, лишь постепенно открывающимися зрителю. Слева от него стоит сын. Пить чай в Мытищах считалось хорошим тоном из необычайно вкусной воды в источниках на территории Мытищ.

Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы». Но есть последствия и печальные. Слева гамма, включающая красное, розовое, зелёное справа аскетическая, монохромная слева доминантой является чёрное (силуэт монаха усиливается, продолжается в фигуре послушника) справа – тональные отношения светлого, усиливающиеся пятном неба.

Все его существование полностью зависит от милосердия окружающих. Дало в подходе. А что же сытый и довольный поп, который учит в своих проповедях любви.

Образ Достоевского удался благодаря мировоззренческой близости писателя и художника. Все они имеют антиклерикальную направленность.

Картина «Чаепитие 
в Мытищах»: особенности

Картина «Чаепитие в Мытищах»: особенности

В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль. И вообще, многие «светские» произведения искусства по сути являются гораздо более христианскими, чем бездарные романы о благочестивеньких девушках или ужасные сказки для детей, в которых звери беспрерывно молятся. Вокруг монаха, стремясь ему угодить, суетится девушка. Знаменитая картина Василия Перова «Чаепитие в Мытищах» была написана на рассвете его творческой карьеры, после окончания московского училища живописи и зодчества, в 1962 году. За столом расположилась дружная и большая семья.

И так далее. В то же время язык, образный строй картины, действительно, роднит её с притчевой, доходящей до прямолинейности, простотой метких, разящих высказываний на тему жадности, душевной чёрствости – «сытый голодного не разумеет». В детстве он получил прозвище Перов за успешное чистописание и утвердил впоследствии его как свою фамилию.

Чаепитие в Мытищах 
Василий Григорьевич 
Перов

Чаепитие в Мытищах Василий Григорьевич Перов

Композиция предельно ясна, что, вероятно и вызвало необоснованный и не очень понятный упрек в академичности. Интересна также композиция картины. Но Перов был уязвлён и ответил однозначно сатирической картиной – «Чаепитие в Мытищах». Персонажи Перова, — в том числе крестьянин «Фомушкасыч» (1868) или купец И. С. Камынин (1872 оба — там же), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского).

Рубашка мальчика оборвана. Высокомерно отвернулся. – Джон Фишер, американский психиатр, сказал замечательные слова: «Уже 2000 лет христианский мир держит в руках текст, в котором есть все без исключения ответы на смятенные и бесплодные вопросы человечества». Картина выдержана главным образом в невыразительных тонах. То ли он проходил мимо, то ли специально зашел сюда на чай —неизвестно. Важно отметить, что рука, которую протягивает гость за подаянием, направлена в пустоту. И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться.

Оказывается, в 1775 году на пути в Троице-Сергиевую Лавру императрице предложили утолить жажду в одном из многочисленных Мытищинских родников. Наконец, грустный «взгляд» слепого и сытый, не желающий видеть – смотрящей на него служанки. Неподалеку от дворцов, в строго определенных местах, ставили шатры, в которых коронованные особы могли передохнуть, попить чайку, принять, если это требовалось, важных сановников. Практически – никак не получается.

Что изображено на 
картине Перова «Чаепитие 
вМытищах»: маленькое

Что изображено на картине Перова «Чаепитие вМытищах»: маленькое исследование

Картина «Чаепитие в Мытищах» явно имеет сатирический оттенок. Для понимания перовского замысла важно утверждение Собко, что всё было взято прямо с натуры, а солдат с поводырём – «присочинён». Картина «Чаепитие в Мытищах» кроме прочих персонажей демонстрирует зрителю служанку. Любовь к анекдоту сохраняется у Перова и позже (картина «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, Третьяковская галерея, Москва). На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь. Пока вода нагревалась, старик ходил вокруг самовара, осматривая его со всех сторон.

Картина оказалась так хороша, что ее тотчас купил для своей галереи П. М. Третьяков. Есть в композиции «Чаепития» и другие «подтекстовые» противопоставления: просящие руки (солдата и мальчика) и две – подносящие блюдце ко рту (иеромонаха и послушника) крест за воинские заслуги на рваной одежде нищего и трижды повторённый крест – у попа и прислужницы щегольской саквояж монаха и солдатская фуражка у мальчика рука, поигрывающая ложечкой и рука, сжимающая костыль сверкающий ботинок, выглядывающий из-под сутаны и пыльный кирзовый сапог, босые ноги, «деревяшка». Отныне, практически, любое застолье, заканчивающееся чаепитием, «в народе», зовут не иначе, как «чаепитием в Мытищах». В ракурсах персонажей, а также в манере письма видны ирония автора, сарказм и сатира.

Это — попрошайки: мужчина и мальчик. Мужчина — бывший солдат, с костылем и без одной ноги. И совсем не обязательно, чтобы художник изображал Христа. Родник этот не простой, а «Святой» – так его величают в народе за то, что появился он не по человеческому хотению, а по «божественному промыслу». Тем дело и кончилось.

И только собака, как мы это видели и в «Тройке», немного оживляет печальную картину. Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку. В протянутую им шапку никто не кинет даже самую мелкую монету.

Боль и обличение, за которое мы должны быть только благодарны». Во-вторых, многочисленные богомольцы, совершавшие ежегодные пешие паломничества в Троицу, по примеру своей государыни, тоже стали останавливаться в селе Большие Мытищи, чтобы освежиться знаменитою «громовою» водой и размочить в ней свои дорожные сухарики. Автор – Василий Григорьевич Перов – здесь отказался от богатой палитры. А за столбами заставы – заснеженные поля. Василий Григорьевич Перов подсмотрел здесь сюжет для известной картины «Чаепитие в Мытищах». Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра.

А вот этому люди и не научены своими духовными наставниками. И предстают-то герои этой «притчи», как на сценическом помосте народного театра. В рисунке он проще, одномернее, напоминая агинского «Капитана Копейкина» или калеку, просящего милостыню на фоне безучастной, равнодушной толпы в рисунке И. Бугаевского-Благодарного. К тому же, по старинному обычаю, пройти его нужно было пешком. Вокруг стоят конфеты, печенье и яблоки.

И не в солее дело. Также виден раскрытый саквояж гостя, который готов принять дары. Поиски позитивного начала, начавшиеся в «Приезде станового», «Сцене на могиле», «Проповеди в селе», впервые получают здесь убедительное воплощение.

Справа же – в зоне «просящих» – более строгий, «бедный» пластический и фактурный модус. Картина «Чаепитие в Мытищах» Перова это обличительно жанровая картина, в которой, художник подробно старался описать действительные события того времени, как бы высмеивая сытую и зажравшуюся публику крепостной России. Наш не любит оборванной черни» – у Некрасова. Предприимчивые сыновья мытищинского старосты, получив в наследство от отца медный самовар из царского обоза, развернули во дворе своего дома настоящее самоварное производство и скоро, почти в каждом мытищинском доме, сиял и пыхтел свой самовар, на котором не хватало лишь фирменного клейма: «Сделано в Мытищах». Через десять минут слуги заправили большой медный самовар «громовою водицей».

На его полотнах изображены картины с живописным колоритом цветов и света. Но самое главное — нагруди мужчины приколот орден героя Крымской войны. Вот «Христос в пустыне» Крамского – а все ли видят, как построена картина. В её облике тупое, мещански активное неприятие чужого «неисходного горя» («счастливые глухи к добру»).

Могут рассказать о многом ордена, которые видны на шинели солдата изрядно изношенной. На полотне изображен священник, который игнорирует просьбу нищего инвалида. Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем». Пытаются понять, что говорит помещик, крестьяне. Здесь зритель видит чудесный летний день и семью, которая расположилась на террасе.

Но вот к столу подходятдвое. Есть в композиции «Чаепития» и другие «подтекстовые» противопоставления: просящие руки (солдата и мальчика) и две – подносящие блюдце ко рту (иеромонаха и послушника) крест за воинские заслуги на рваной одежде нищего и трижды повторённый крест – у попа и прислужницы щегольской саквояж монаха и солдатская фуражка у мальчика рука, поигрывающая ложечкой и рука, сжимающая костыль сверкающий ботинок, выглядывающий из-под сутаны и пыльный кирзовый сапог, босые ноги, «деревяшка». Он начищен до блеска. Когда чай был готов, государыня подозвала находчивого старика и предложила ему «откушать» чаю с «царского стола».

Посреди этого съестного изобилия царил кипящий самовар. Центральное место на столе занимает самовар. Например, шедевры мировой литературной классики всегда поднимают трудные вопросы.

Дача Третьякова, кстати сказать, находилась неподалеку от Мытищ, близ станции Тарасовская. И там и здесь она непримирима. То же самое мы можем сказать и об изобразительном искусстве. Но Перов «присочиняет» и, как показывает эскиз-набросок картины (из коллекции Государственной Третьяковской галереи), образ солдата-нищего удаётся найти не сразу. Её сняли с выставки и дели бы неизвестно куда, если б не Третьяков.

Русское чаепитие 
на картинах художников

Русское чаепитие на картинах художников

В то же время язык, образный строй картины, действительно, роднит её с притчевой, доходящей до прямолинейности, простотой метких, разящих высказываний на тему жадности, душевной чёрствости – «сытый голодного не разумеет». Иначе тогда не мог существовать человек. Не будь этого и мы имели бы ранний вариант «Монастырской трапезы», легко встающий в один ряд с «Возвращением с приходского совещания» Г. Курбе, карикатурами О. Домье на отнюдь не духовных служителей духа, с такими картинами, как «В жаркий день» Г. Седова, «Дьякон, провозглашающий долголетие» Н. Неврева, «Именины дьячка» Л. Соломаткина и более поздними «Поминками у купца» Ф. Журавлёва, «В монастырской гостинице» А. Корзухина – этими то более, то менее острыми типами монахов-чревоугодников, забавными «мелочами архиерейской жизни». Мастер решил привлечь внимание зрителя к различным противопоставленным элементам. Ученики мастеровые везут воду» (1866 обе — там же) крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой. За пристрастие к каллиграфии дьячок дает мальчику прозвище «Перов», которое впоследствии станет его полноценной фамилией.

Это первое дошедшее до нас народное преданье о «чаепитии в Мытищах» имело весьма значительные последствия для села. Да, а тогда скажите, пожалуйста, почему же его называют царем, пророком, псалмопевцем. Композиция находится в круге, который создан деревьями сада. И в светском искусстве много замечательного, важного, необходимого людям. Она обеспокоена появлением попрошаек и пытается прогнать их. Именно этот момент и тревожит живописца, вот таким образом он пишет такую яркую картину.

Здесь у самой дороги, на невысокой горке близ Владимирской церкви, царские слуги ставили шатры и ждали, когда «их величества» соизволят прибыть в Мытищи. 1885, картина с деревенскими детьми Игра в бабки. Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Перед нами изображение сцены из сельской жизни: священник читает проповедь на тему: «Нет власти, аще не от бога».

В «Чаепитии в Мытищах» вырабатывается перовский язык повествования, сочетающий элементы прямого текста (обличения, назидания) с подтекстом, ассоциациями, лишь постепенно открывающимися зрителю. При этом создавалась она по заказу городской управы. И предстают-то герои этой «притчи», как на сценическом помосте народного театра.

Какой-то персонаж уже лежит под крыльцом и баба льет на него воду из кувшина. Так вода из Мытищ стала популярной, а питье чая из этой воды превратилось в некийритуал. Вертикаль прочерчена дорогой, столбами, еле видной стайкой птиц справа.

Картина Перова "Чаепитие в Мытищах"

Ведь когда мы говорим о его нравственной составляющей – это уже разговор о христианстве. Тот же поппрезрительно отворачивается от просящих. В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа. Не случайно у художника в указанный творческий период были многочисленные неприятности, которые связаны с оценкой Священного синода целого ряда работ мастера.

В этом отношении Мытищи были прекрасной «натурой» для художников-реалистов. Один из таких дворцов находился в старинной царской вотчине – селе Тайнинском, следующий – в селе Братовщина, верст за тридцать пять. На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом. Подобное чаепитие происходило у него на глазах, когда он ходил к Троице-Сергиевой лавре. Что заставляет его, военачальника, выбрать мучения, но не отречься от Христа. И еще: по-моему, любое знание ценно и отказываться от него мягко говоря, странно.

Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе. На заднем плане видна суетливая торопливая фигура, принадлежащая монастырскому послушнику. А это уже – область духовная. Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. Заложив руки назад, выпятив живот, скрестив ноги, неудосужившись повернуться лицом, он смотрит на нее искоса. Человек не может называться образованным, не прочитав Библии. Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города.

Но Перов «присочиняет» и, как показывает эскиз-набросок картины (из коллекции Государственной Третьяковской галереи), образ солдата-нищего удаётся найти не сразу. Важно то, что ориентир, вектор этих произведений, во-первых, честный, а, во-вторых, направлен к Богу. Это очень печально. В запретном искусстве отвратительный цинизм, а у Перова – обличение. Это база, основа человеческой культуры, европейской и русской. На момент создания портрета писатель прошел гражданскую казнь, каторгу, написал великие произведения о трагическом мире «униженных и оскорбленных». Среди богомольцев встречались люди со всех концов России.

«Чаепитие в Мытищах»произвели огромное впечатление на прогрессивную публику того времени на выставках в Москве и Петербурге, современники называли Перова сатириком-жанристом, глубоко понимающим русскую жизнь. Фото обоих полотен приложены к данному материалу. Дело в том, что русские крестьяне до начала Х1Х-го века почти не употребляли чай, а многие даже считали «за грех» хранить и готовить его в своем доме. Впрочем, столь откровенно антиклерикальная работа так и не была принята.

Отсюда же – прямое столкновение руки просящей и руки отталкивающей, помещённых в оптическом центре холста, над пересечением диагоналей и являющихся композиционным «замком» изображения. В русской литературе мотив столкновения просящего и тех, кто «не видят и не слышат, живут в сём мире, как впотьмах» – один из важнейших. Теоретически, да, можно. Теперь вы знаете, что изображено в работе «На террасе», а также чему посвящена картина «Чаепитие в Мытищах». Сюжетом «Чаепития», так же, как и «Сельского крестного хода», послужили действительные происшествия, которые Перов наблюдал во время путешествия по окрестностям Москвы. Чудо-то, какое: сам варит, да еще и блестящий, словно зеркало. В её облике тупое, мещански активное неприятие чужого «неисходного горя» («счастливые глухи к добру»).

Чтобы понимать искусство, нужно знать Священное Писание. Вот приходит человек, он нищ и слеп. Здесь можно было увидеть самые разные человеческие типы. Его картины частенько выставлялись на всеобщее обозрение такие как, «Дети бегущие от грозы» «Посещение бедных» 1874 г, «Ожидание» 1875 г, Крах банка» (1881) в большинстве подобных выставках передвижников.

На темном фоне рельефно выделяется бледное лицо Достоевского. Вот таким образом, когда я слышу крики насчет того, что «мне всё равно, где в храме находится солея эта ваша несчастная. », мне жаль этих людей. С тех пор источник этот и зовется в народе «Святым» или «Громовым». На что Академия резонно ответила, что «последние шесть лет картина здесь не выставлялась».

Чаепитие в Мытищах, 
близ Москвы

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы

Выталкиваемый на улицу отец, станционный смотритель – у Пушкина «и кто-то камень положил в его протянутую руку» – у Лермонтова вынесенный «почти без движения» от «значительного лица» Акакий Акакиевич – у Гоголя «кто-то крикнул швейцару: Гони. В солдате нет ничего назойливого, в его лице природная доброта и стойкость характера, способность безропотно выносить не только «ужас войны», но и ужасы теперешней его жизни. Екатерина любила такие пешие «походы» и пока была молодой и не обремененной государственными заботами, частенько «прохаживалась» в Троицкий монастырь. Её сняли с выставки и дели бы неизвестно куда, если б не Третьяков. Императрица «благосклонно» выслушала рассказ старика и распорядилась принести воды из «Святого» ключа.

Они сознательно лишают себя и мировой и национальной культуры. После Саврасова Лирический пейзаж набрал пик популярности и у других художников. По преданию, он возник чудесным образом — от удара молнии. Лицо монаха лоснящееся и красное.

Серо-зеленоватые тона использованы, чтобы передать обычность ситуации и ее жизненность. А кот. От такого «прямого текста» – не вызывающая разночтений характеристика персонажей, общей ситуации. В этом отношении она близка фольклорному духу лубка, сатирическим картинкам И. Теребенева, едкой журнальной карикатуре – наиболее демократическим, свободолюбивым проявлениям «неофициальной» культуры. Не будь этого и мы имели бы ранний вариант «Монастырской трапезы», легко встающий в один ряд с «Возвращением с приходского совещания» Г. Курбе, карикатурами О. Домье на отнюдь не духовных служителей духа, с такими картинами, как «В жаркий день» Г. Седова, «Дьякон, провозглашающий долголетие» Н. Неврева, «Именины дьячка» Л. Соломаткина и более поздними «Поминками у купца» Ф. Журавлёва, «В монастырской гостинице» А. Корзухина – этими то более, то менее острыми типами монахов-чревоугодников, забавными «мелочами архиерейской жизни». Так, слева – в «зоне монаха» – плотные, лоснящиеся, округлые предметы, начиная от медного самовара, круглого чайника и до круглого же живота, надутых щек, обтянутого атласом клобука, красного глиняного кувшина с блестящими боками из которого служанка доливает воду в самовар.

Подобное чаепитие происходило у него на глазах, когда он ходил к Троице-Сергиевой лавре. Идея диалога рук, так полно реализовавшаяся в «Чаепитии», появилась у Перова в «Проповеди в селе» : хладнокровно, бесцеремонно слуга отталкивает глухую старуху. Живопись совсем не исключение. Властям картина показалась возмутительной. Н. Островский», 1871 «В. Если чаепитие, то непременно «в Мытищах». Идея диалога рук, так полно реализовавшаяся в «Чаепитии», появилась у Перова в «Проповеди в селе» : хладнокровно, бесцеремонно слуга отталкивает глухую старуху.

Описание картины 
«Чаепитие в Мытищах, 
близ Москвы»

Описание картины «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»

В связи с выставкой 1861 года он пишет, что у Перова «всё правда, та художественная правда, которая дается только истинному таланту». Ему не нужно ничего говорить, сама его поза свидетельствует об искренности его веры. За время, остающееся до поездки, Перов заканчивает «Сельский крестный ход на Пасхе» и пишет «Чаепитие в Мытищах» (1862). Это одно из самых обличительных полотен русской живописи. Однако, старик, взяв чашку, не спешил отведать «ароматного напитка».

Герои пьют чай. Слева гамма, включающая красное, розовое, зелёное справа аскетическая, монохромная слева доминантой является чёрное (силуэт монаха усиливается, продолжается в фигуре послушника) справа – тональные отношения светлого, усиливающиеся пятном неба. Таких обездоленных нередко можно было встретить на дорогах Руси. Есть множество примеров, когда христианство присутствует незримо в произведении.

В русском изобразительном искусстве, кроме «Нищих» и «Слепцов» И. Ерменёва и сатирической графики – у Перова нет предшественников. И. Даль», «М. Он ищет образ, который западал бы в душу.

Чаепитие в Мытищах, 
Перов – обзоры картин

Чаепитие в Мытищах, Перов – обзоры картин

Портрет Ф. М. Достоевского кисти Перова (1872, там же) считается лучшим живописным изображением писателя. Священное Писание недаром называется Книгой Книг. (1868).

А трудные вопросы – это те, которые говорят нам о человеческих страстях и преодолении их. Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни — в 75 лет. Мастера зовут Борис Кустодиев, а произведение его называется «На террасе». Оно волной накрывает и обучаемых ими людей. Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» — он коллекционировал предметы русского быта.

Описание картины 
Перова «Чаепитие 
в Мытищах, близ

Описание картины Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»

Лучшей в Большом Мытище (так произносили в старину название села) считалась вода из отмеченного особой часовней Святого (Громового) ключа. Видя замешательство старосты, Екатерина решила подбодрить старика: «Чай не пьешь, откуда сила. » На что находчивый мытищинец, со смирением в голосе, ответил своей государыне: «А у нас, в народе, говорят так: «Чай попил – совсем ослаб. » Но долго отказываться от предложения императрицы было неудобно и старик, перекрестившись и зажмурившись, «залпом» выпил чашку остывшего уже чаю. После того, как в Х1Х-м веке художник Василий Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах», это словосочетание стало нарицательным и общеупотребительным. Одна из известнейших — «За чайным столом». Между селами Тайнинским и Пушкино такая «дорожная гостиница» находилась в Больших Мытищах. И там и здесь она непримирима.

Мы беседуем с Марией Минаевой после прочитанной ею лекции «Библейские сюжеты в русской живописи». А протянутая в просящем жесте рука калеки так и не находит поддержки и опоры. По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за утренним самоваром гостей и хозяев дома: Елены Поленовой (сидит спиной), Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова.

Эту работу иногда путают с «Чаепитием в Мытищах». И эту особенность дарования Перова почувствовал Достоевский. Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, — говорит, — под яблонью глохнет». – Отвечу словами архимандрита Тихона (Шевкунова): «Чем отличается выставка запретного искусства от картины Перова Чаепитие в Мытищах. Последняя работа до сих пор по-настоящему не оценена. В русской литературе мотив столкновения просящего и тех, кто «не видят и не слышат, живут в сём мире, как впотьмах» – один из важнейших.

Чаепитие в Мытищах, 
близ Москвы — Василий 
Перов

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы — Василий Перов

В рисунке он проще, одномернее, напоминая агинского «Капитана Копейкина» или калеку, просящего милостыню на фоне безучастной, равнодушной толпы в рисунке И. Бугаевского-Благодарного. Так же грубо, беспардонно будет прерываться в репинском «Крестном ходе в Курской губернии» порыв калеки-горбуна. Мальчика Перов показывает почти со спины, но так точно, бережно написаны его растрёпанные волосы и щека, нежные складки шеи и напряжённо держащие фуражку руки, что мы угадываем выражение лица, выжидающий, терпеливый, чуть исподлобья и без малейшей искры надежды взгляд. Хорошо видны истощенность солдата и сытость монаха, ободранная рубашка и чистота невероятно дорогих сапог, начищенных до зеркального блеска. Он ищет образ, который западал бы в душу.

Все они имеют антиклерикальную направленность. С ним маленький босой мальчик, но и к нему нет сочувствия. 18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. И в картине мы видим нищего с мальчиком, не «объясняющих» замысел, а вызывающих эту трудно завоевываемую симпатию. Художник был очарован разнообразием сцен и типажей на Троицкой дороге и сам прошел пешком весь путь до монастыря (88, 7).

Использует Перов и чисто пластические, тонально-колористические «иносказания». О каждом произведении искусства можно сказать, что «внутри» оно шире, больше, богаче, чем кажется при поверхностном взгляде только и исключительно на его форму. Однако лица людей мало интересуют художника, главное для него — передать общее настроение летнего утра, легкого, спокойного и гармоничного. Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном. Давид – просто красивый человек. Местный староста, седовласый восьмидесятилетний старик, встречавший императрицу «у заставы» с традиционным русским «хлебом-солью» был удручен едва ли не больше всех. И в нем есть отсвет Божественной истины.

Главный герой при этом делает вид, будто к нему происходящее совсем не относится. Едва ли не каждый мытищинский дом предлагал проезжающим отдых в тени раскидистых деревьев у самовара, возле которого хлопотала приветливая «самоварница» – так в Мытищах называли молодых прислужниц, разливавших и подававших гостям ароматный напиток. Это способствовало быстрому развитию «сферы обслуживания». Многие эти полотна сыграли огромную роль в развитии русской национальной живописи.

Там отталкивающая рука противостоит глухому, здесь – слепому. Один занят разговором с пожилой женщиной, второй — попивает чай. Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты. Там и жил Перов в период работы над картиной. Есть на полотне и масса других не менее интересных деталей. Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне.

Во-первых, через несколько лет началось строительство первого Московского Мытищинского водопровода, который начинался от ставшего отныне знаменитым на всю Россию «Громового» ключа.