Пейзаж Лесной Шишкин

Картина Ивана Шишкина Лесной Пейзаж С Цаплями: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Современники называли его царем леса и не случайно, ведь среди творений Шишкина можно найти немало картин с изображением лесных пейзажей. Картина Ивана Шишкина Лесной пейзаж.

Современники называли его "царем леса" и не случайно, ведь среди творений Шишкина можно найти немало картин с изображением лесных пейзажей. Данный лесной пейзаж, как и большинство картин Шишкина, написан маслом на холсте.

Шедевры Ивана Шишкина: Самые известные картины великого русского пейзажиста

Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны.

В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ».

Потом он поступает в Петербургскую Академию художеств, где продолжает обучение у пейзажиста С. М. Воробьева. На косогоре (1880). В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством. Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину.

Большую часть картины занимают серые облака. В период ученичества Шишкин с интересом изучал прежде всего гравюры Калама, особенно после того, как в 1857 году Академия художеств купила пятьдесят восемь литографированных пейзажей швейцарца, служивших, как и его методические руководства по рисунку, учебным пособием в художественных школах. И здесь, как в Дубовой роще, легкие прозрачные тени скользят по деревьям, падают на ярко освещенную поляну. Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства.

Утро в сосновом 
лесу Картина маслом 
Иван Шишкин копия

Утро в сосновом лесу Картина маслом Иван Шишкин копия пейзаж

Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Дело в том, что в России в начале 60-х годов XIX в. началась эпоха Великих реформАлександра II – было отменено крепостное право, проведены другие реформы, молодёжь того времени жаждала изменений: «Мы ждём перемен», как пел Виктор Цой.

С 1857 продолжил образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. За присланную в Санкт-Петербург картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» Шишкин получил звание академика. Многие из них хотели изображать милую их сердцу русскую природу, а не вымышленные пейзажи из прошлого. Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65). Природа может облагородить человека и непосредственно и в воспроизведении ее искусством.

– взволнованно ответил художник. Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива. Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы. Мерикюль (1894) – тихий, словно погруженный в летнюю дрему лесной уголок с извилистым ручьем (мотив, часто встречающийся у Шишкина), вдоль которого разрослись высокие липы. Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием.

Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Третьяков считал, что «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. Автор словно утверждает значительность темы. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.

Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Рожь. Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой.

Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи. Божия Благодать. «Работать.

Описание картины 
«Пейзаж с лесным 
озером»

Описание картины «Пейзаж с лесным озером»

С названиями художник был прост, но одновременно оригинален: он не выбирал эпитеты и метафоры из-за которых смысл полотна был бы двояким. Это дерево навсегда стало символом русской земли. Благодать. – спросила она. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин.

Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче. Это послужило свою роль в его карьере, как художника.

И в этом уже проявляется своеобразие художника. Это довольно большая по размеру картина: 139213см. И еще новое – приближенность изображения к зрителю. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте.

Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2.

Однако исполненное гармонии произведение вызывает скорее чувство спокойного умиротворения. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь.

Зимние пейзажи выдающихся 
художников

Зимние пейзажи выдающихся художников

Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857).

Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ).

Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений. В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве.

Вот таким образом так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (Пруд в старом парке, 1890-е гг. ). С несомненным артистизмом в тонких градациях зеленого цвета исполнен этюд Опушка лиственного леса (1895). Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.

Описание картины 
Ивана Шишкина «Лесной 
пейзаж»

Описание картины Ивана Шишкина «Лесной пейзаж»

Вот таким образом не столь уж важно доискиваться влияния на него таких, например, чем-то близких ему современных живописцев, как К. Ф. Лессинг, Р. Коллер, И. В. Ширмер, Г. Г. Крола, а гораздо существеннее иметь в виду то неизгладимое впечатление, которое неизбежно оставляли в его творческой душе классики мирового искусства, особенно им ценимые и восхищавшие его в Дрезденской галерее Х. Рембрандт, А. Ван Дейк, Б. Э. Мурильо и, конечно, Я. Рейсдаль. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. К этим картинам глаз привыкал и уже не искал в них чего-то особенного. И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальность.

Таковым является Иван Иванович Шишкин. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов. Первое место занимает Шишкина Рожь1. На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец.

  • Лесная природа в картинах Ивана Шишкина
  • Картины — Шишкин, Иван Иванович
  • Самые знаменитые картины Шишкина
  • Художник Шишкин Иван Иванович: картины и их описание
  • Художник Иван Иванович Шишкин и его картины «Утро в сосновом лесу», «Дубовая роща» и другие

Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Благодать. Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе. В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии.

Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.

  1. ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ ЧАСТЬ 1- ИВАН ШИШКИН
  2. Картина Сосновый лес, Шишкин, 1889
  3. Смотреть галерею Шишкина Ивана Ивановича
  4. Шишкин Иван, Утро в сосновом лесу
  5. Описание картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Богатырского роста, сильный, здоровый, вечно работающий – таким запомнился он своим друзьям. В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу. Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины. Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева.

Автор настолько глубоко постиг натуру, что ему достаточно двух верно положенных мазков, чтобы передать характер того или иного предмета, например, пня на переднем плане. Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель. Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском.

  • Пейзажи Шишкина – «Утро в сосновом лесу»
  • Картина Лесной Пейзаж С Цаплями Ивана Шишкина
  • Художник Шишкин: картины с названиями
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Вид вокрестностях Дюссельдорфа, 1865

От этого пронзительная любовь художника к русской природе уходила в тень.

За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством. Шишкин сдержан и величественен. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса и вместе с тем представляет некое исключение ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте.

Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). «С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего». На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.

  • Сосны, освещенные солнцем, 1886
  • Самостоятельная практика Шишкина
  • «Полдень в окрестностях Москвы»
  • Описание картин Шишкина и его художественного стиля
  • Самые известные полотна Шишкина
  • Полотно Шишкина «Утро в сосновом лесу»
  • Как найти по фамилии участника ВОВ в современных архивах

И действительно, сравнение литографий обоих художников несмотря на встречающуюся близость мотивов говорит о стремлении Шишкина идти своим путем избегать красивости и трафаретности приемов. В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев. Удивительный старик этот Шишкин. К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем. 1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина.

Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство. Условность и некоторая декоративность цветового решения соседствуют здесь с тщательной проработкой деталей, с тем пристальным всматриванием в натуру, которое станет отличительной чертой всего дальнейшего творчества мастера.

Вид на острове Валааме (1860). Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве. Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883). По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт.

Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Сиверская (1883. ). Мастер смело экспериментировал. Картина написана, как всегда у Шишкина, крепко, уверенно. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы. Получив временную свободу от Академии, Шишкин снова возвращается к этому поэтическому истинно русскому мотиву.

Вторая половина восьмидесятых годов стала для Шишкина временем особенно высокого творческого подъема. Все полно жизни. И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало». Что может быть лучше природы – отмечает он там же2. Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма. Не на землю обетованную – желанную когда-то для русского пенсионера Италию, – а в Париж или в Германию устремлялись академисты шестидесятых годов, так как здесь бил ключ живого современного искусства, здесь можно было понять тенденции его развития, проверить себя, сопоставить свои работы с произведениями западных художников, расширить профессиональные знания.

Легкие тени скользят по коре, падают на землю. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи.

В природе нет для него крупного или мелкого. Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман. Но вернёмся к картине. Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869).

  • Кляр для рыбы: пошаговые и простые рецепты
  • Секреты клавиатуры: как писать символами, которых нет на клавиатуре
  • До скольки можно шуметь в квартире по закону РФ
  • Гироскутер: что это такое, как выбрать и правильно им управлять
  • Как избавиться от укусов комаров за 5 минут
  • Как отследить местоположение телефона: реальные методы
  • Самое интересное в виде мозаики
  • О жизни и творчестве выдающихся художников

Однако трактованы они с большей живописной свободой. Окончив 5 классов гимназии, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Этот человек был по-настоящему влюблен в леса, рощи, реки и озера России, вот таким образом прорабатывал их до мельчайших деталей в своих работах. Это обусловило и дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. Эта картина – очень светлая и яркая.

  • Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох

Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь. В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе.

В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость.

  1. Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  2. Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  3. Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
  4. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  5. 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  6. Самые красивые города в вечернем освещении

В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира. Солнечный день (1895) – тоже одна из удачных работ Шишкина позднего времени, когда он достигает поразительной виртуозности в передаче форм, не прибегая к дробной выписанности деталей.

Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей.

Ее иногда называют картиной-завещанием. По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень. Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола.

Величественная русская природа, служившая источником поэтических образов в фольклоре и литературе, действительно, долго не изображалась так ярко в пейзажной живописи. Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала. Сейчас эти мечты стали явью. В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты.

  • Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
  • Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  • Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  • Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  • : музыка, которую можно увидеть
  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов

Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека. К этим картинам глаз привыкал и уже не искал в них чего-то особенного. » «Нет, я вышел под дождь.

Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. Но облачное небо уже начинает светлеть. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника.

В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа.

  • Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  • Все Картины Ивана Шишкина по алфавиту
  • Иван Иванович Шишкин: картины с названиями, расположенные в Третьяковской галерее

Он кропотливо изучает натуру. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. В 1861 году он отправился в Мюнхен, в 1863 перебрался в Цюрих, затем – Дюссельдорф. – один из самых пространственных пейзажей русской живописи. В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен».

Лесная природа в 
картинах Ивана Шишкина

Так писались и «Сосновый бор. Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859). О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов.

Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864). Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность. Какая необычайная картина.

Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. На переднем плане — небольшой водоем, дерево, поваленное где-то в начале лета, так как с него еще не опала засохшая листва, куст болотного цветка.

Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов. Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника. Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера.

Шишкин умел изображать национальные черты русского пейзажа. Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел.

Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии.

Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Работать ежедневно, отправляясь на эту работу, как на службу. Одно из них – Сосна. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу.

В период обучения в Академии художеств продолжало активно формироваться мировоззрение Шишкина, которое складывалось под воздействием освободительных идей, широко распространявшихся в русском обществе. Спустя семь лет после того оказавшись за границей, он мечтает вернуться сюда для натурной работы.

Композиционной доминантой является группа деревьев в центре. В окрестностях Москвы. Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым. Домотканово (1888).

Лесной пейзаж кажется необъятным. В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже.

На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы.

Правда их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства. На всем словно лежит серый налет.

Например, в картине «Рожь» объединены два мотива: поле с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны, которые критик Владимир Стасов, современник художника, сравнивал с колоннами древнерусских храмов. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли.

Решенный в условном коричневом тоне этюд тем не менее отличается большей свободой, уверенностью исполнения, чем другие известные нам произведения Шишкина тех лет. Шишкин знал русскую природу ученым образом (И. К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А.

Этому способствуют золотистые солнечные лучи, пробивающиеся сквозь густые ветви и озаряющие свежий зеленый мох. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Элегическим настроением пронизана картина Вечерняя заря (1895).

Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве. Успешно занимаясь в Академии, Шишкин все же жаловался Мокрицкому на тревожное состояние души, на передрягу в мыслях и чувствах, вызванных неясностью творческих задач. Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь. В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1. В решении колористических задач Шишкин уступал Куинджи, но зато был сильнее его как рисовальщик.

Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне.

Его называли «царем леса». От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи. На ней экспонировалась прекрасная задушевно-лирическая картина А. К. Саврасова Грачи прилетели.

В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон.

Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1. Окрестности Москвы.

Величественная русская природа, служившая источником поэтических образов в фольклоре и литературе, действительно, долго не изображалась так ярко в пейзажной живописи. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Среди них выделяется Лесное кладбище (1893) – произведение большой поэтической выразительности. В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину. Их он стремился передать как можно конкретнее. Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров.

Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик».

Рожь. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. Последнюю свою работу он так и не закончил. За день в поисках впечатляющей натуры пейзажист исхаживал десятки километров.

Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность. Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче. Каждое из них вызывало интерес зрителей. Один из самых совершенных – Берег моря.

Русское богатство. Подобного рода тональные рисунки представляют собой одну из вершин в развитии его графического мастерства. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе.

Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности.

Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания. В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы.

Его картина поет. Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года.

Лучшей вещи он не писал1.

Вариант того же мотива мы находим в картине Омского музея изобразительных искусств Старые липы (1894). В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Правда, трактует он его спокойно и сдержанно.

Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи.

Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. Его восхищение природой с годами не притупляется. Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище, – записал он несколько позже в дневнике1. В девяностые годы были организованы две выставки работ Шишкина. — взволнованно ответил художник. До сих пор исследователи спорят о том, для каких целей Шишкин брал с собой «на работу» топорик. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков.

С 12 лет обучался в 1-й казанской гимназии.

В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры. Шишкин родился в 1832 году в г. Елабуге, среди нетронутых и величественных лесов Прикамья, которые сыграли огромную роль в формировании Шишкина-пейзажиста.

Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Никакой приблизительности в изображении природы – такова основополагающая установка Шишкина. Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень. Хочу запомнить и свет и цвет и линии» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма.

Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Думается, что можно. Большую часть картины занимают серые облака. Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком. Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала.

Обычно художник брал с собой большую сумку с едой не только для себя, но и для животных. Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения. Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед. Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью.

В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными.

К этому же стремился и сам Шишкин. И Шишкин не останавливался на достигнутом.

В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года. Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев. Ведь даже сейчас, когда наступила эпоха фотографии, написанный от руки пейзаж волнует больше, так как фотография бесстрастна, она сохраняет отдельный миг, а в картине художника всегда – его душа, его мысли, его чувства.

Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Ближе всего к зрителю – просторное поле. Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887). «Иван Иванович. Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова. Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль.

Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя.

И только на пейзажах Шишкина она заговорила множеством оттенков и звуков. Натурализм поднялся здесь до своих вершин.

После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Наоборот, Шишкин умел и любил компоновать детали разных пейзажных видов в одну композицию. Работать ежедневно, отправляясь на эту работу, как на службу. Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане. Воздух словно напоен теплом. Это была ювелирная работа.

«Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа. Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником.

8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Шишкин же впервые выступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).

Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Этой же школой для начинающих художников, конечно, являлся и сам Шишкин, его опыт, его знания, его непосредственные занятия с ними. – Вы тоже попали под дождь. Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу.

Лучшим этюдным работам Шишкина исполненным в пору высокого творческого подъема, не уступают многие его рисунки. В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Ее лирико-эпический строй характерен для творчества Шишкина поздних лет. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины.

Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития. Картина находится вКиевском государственном музеерусского искусства. В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя. Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне.

Порывы ветра словно доносят шум их ветвей. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Это довольно большая по размеру картина: 139213см. Процесс отбора идет даже на этой стадии.

Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. Другие убеждены, что живописцу такого масштаба «подчищать» натуру не было необходимости. Но детали не нарушают целостности общего впечатления. В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно.

Разнообразно проложенными мазками передано ощущение легкости листвы. И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальное восприятие природы было чуждо И. Шишкину. Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма.

Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский). Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.

Недаром его называли швейцарским Поттером. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства.

Картина "Лесной пейзаж", созданная в 1890 году, — одна из поздних работ художника. Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность. В 1866 году Шишкин вернулся в Петербург досрочно, он очень скучал по родине и решил более не затягивать свою поездку. Так писал о Шишкине Илья Ефимович Репин.

Естественна вот таким образом его дружба с В. Г. Перовым, который подарил ему эскиз своей самой смелой по силе обличения картины шестидесятых годов Сельский крестный ход на Пасхе. Взору открываются огромные массивы лесов. Всё это, конечно, способствовало его широкой известности. Несмотря на довольно широкую манеру письма, художник внимательно прослеживает детали, добиваясь конкретности, точности характеристик.

Этот прием будет характерен для него и в позднее время. Сложную и многообразную жизнь леса раскрывает Шишкин в исполненной широкой кистью картине Бурелом, созданной в 1888 году после поездки в вологодские леса. Художник заставляет зрителя любоваться тонким сочетанием темных силуэтов стволов, молочно-серой пелены дождя и серебристых приглушенно-серых оттенков зелени. В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию. С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог.

Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье. Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин. Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань.

Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами. Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.

В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень. Русское богатство". Шишкин был не только зачинателем исследовательского подхода к природе, но и эпического ее истолкования. Шишкин добивается строгой завершенности пейзажного образа и любит устойчивые состояния природы.

И. Крамской называл Шишкина не иначе как человек-школа. Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах.

По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива. Валаам (1858, 59.

Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Чувствуются глубина оврага, глушь. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень.

Мери-Хови. В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881). Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета.

Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна. Он суров, величествен, но доступен. Картина также находится вКиевском музее русского искусства.

Созданный художником образ величавой, полной торжественного покоя русской природы возвышен и вместе с тем в основе своей конкретен. По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными.

Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте.

Весной 1863 года Шишкин отправляется в Цюрих, чтобы поступить в мастерскую Рудольфа Коллера, где намерен, в частности, поупражняться в изображении животных. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. В картине 1867 года В церковной ограде. Но ведь кроме добросовестного следования натуре для творчества Венецианова характерна особая тихая поэзия. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.

В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Ближе всего к зрителю – просторное поле. В годы творческой зрелости Шишкин, несомненно, смог по достоинству оценить достижения французских мастеров, но какого-либо непосредственного влияния на художника их искусство не оказало. Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места. На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее.

Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии. Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель И темный лес.

Вместе с большой золотой медалью он получил право поехать за границу. Похоронили великого живописца в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре. Привлеченный, как и ряд других художников, к работе над иллюстрациями для издания сочинений М. Ю. Лермонтова, Шишкин выбрал два стихотворения поэта. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Художник Шишкин, как ни кто другой видел в природе леса все потаенные красоты в диких заросших местах куда редко ступала нога человека.

И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало». Нечего ждать пресловутого вдохновения. Знаменательна стала она и для развития пейзажа. Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности. В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Путники около костра, пустая телега, распряженная лошадь привносят в офорт элемент обыденности.

Рожь. В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой.

– Гроза застала меня дома. Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Все сковано морозом и погружено в тень. Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1.

В Мерикюле создан, в частности, пейзаж Солнечный день. В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника.

Природа насыщена сырым воздухом. Окрестности Москвы. Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Самыми знаменитыми его картинами, которые знают практически все – это Утро в сосновом лесу, над которой он трудился вместе с К. Савицким, Сосновый лес, Бурелом и многие другие.

Этюд Полдень. Дело в том, что в России в начале 60-х годов XIX в. началась эпоха Великих реформАлександра II – было отменено крепостное право, проведены другие реформы, молодёжь того времени жаждала изменений: «Мы ждём перемен», как пел Виктор Цой. Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо. Первая (1891) носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски являлись замечательной школой работы с натуры.

Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). 60. ). Он носит романтический характер. Само название картины, казалось бы, должно настраивать на грустный лад.

Особое внимание привлекает стоящая слева сосна с частично отпавшей корой изображая которую художник, по-видимому использовал прекрасный живописный этюд Кора на сухом стволе (1889 – 1890). В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую.

Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега.

Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года. Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875).

Тем не менее при всей заметной в картине условности, в ней налицо внимательное наблюдение натуры и даже душевная теплота. Все вокруг погружено в зимний сон. В окрестностях Москвы» (1869).

«Сосновый бор. Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса».

Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Здесь его привлекали красивые окрестности Нарвы – смешанные леса в Шмецке и Мерикюле, просторы Удриаса. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Но по сравнению с ними, при всей измельченности штрихов, он лишен какой-либо засушенности, в нем больше чувствуется красота чеканных линий, богаче светотеневые контрасты. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса и вместе с тем представляет некое исключение ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.

Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции. Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее.

Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. По мере удаления в глубь изображения изменяется цвет: сочно-зеленые, коричневато-песочные первого плана переходят в зеленовато-бурые, которые потом постепенно блекнут, становятся все более легкими, холодными, голубоватыми и в конце цонцов сливаются с голубой дымкой, окутывающей холмы. Эта картина – очень светлая и яркая. Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией.

Одна из этих деталей – прислонившийся к сосне старый покосившийся крест – создает определенный элегический настрой. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим. Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий.

Богато нюансирован цвет. То, что художник, создавая картину, основывался на живых, конкретных впечатлениях, сообщает ей особую убедительность. В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). Например, в картине «Рожь» объединены два мотива: поле с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны, которые критик Владимир Стасов, современник художника, сравнивал с колоннами древнерусских храмов. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща».

Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив. Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878). Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов.

Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер.

Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина.

Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга. Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.

Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева). Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь.

Художник их штудировал прямо в лесу. Шишкин знал русскую природу ученым образом (И. Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. И вместе с тем произведение не носит камерного характера.

Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись.

Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. В 1861 году он отправился в Мюнхен, в 1863 перебрался в Цюрих, затем – Дюссельдорф. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. Пронизывая сетку мелкого дождя, висящую над дубовой рощей, с неба льется серебристый свет, он отражается серо-стальными бликами на мокрых листьях, серебрится поверхность черного намокшего зонта, мокрые камни, отражая свет, приобретают пепельный оттенок.

Картина находится вКиевском государственном музеерусского искусства. При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано. Не разрешалось писать картины на собственный сюжет. Это было время тесной дружбы двух художников. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов.

Картина «Корабельная роща» считается одной из вершин творчества художника. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает. Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор. От этого пронзительная любовь художника к русской природе уходила в тень.

С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы). «Утро в сосновом лесу» постоянно экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа. Густые кроны бросают на них тень. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора.

Но у Шишкина его голос всегда совпадал с голосом природы. В окрестностях Москвы (1866 и 1869). Едва ли не половину жизни Шишкин провёл в одиночестве в лесу, работая над своими этюдами.

И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Все вокруг погружено в зимний сон. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Что касается Шишкина, то в его более обыденном по мотиву, однообразном по цвету, несколько плоскостном по сравнению с саврасовским этюде ощущается спокойное созерцание художника, который увлечен растительным миром и ищет в чуждой ему природе не живописного выражения оригинальной присущей ей красоты, а созвучия своему влечению к лесному пейзажу. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Среди долины ровныя. Каждый день он возвращался к работе в одно и то же время и работал без устали иногда простаивая у мольберта от рассвета до поздней ночи, забывая даже о еде.

Саврасова, прирожденного живописца, склонного к поэтизации натуры, захватило величие Альп, торжественная красота сверкающей белизной заснеженной вершины, открывающейся между темными склонами гор. Колорит здесь играет решающую роль. В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.

В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений. Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891). Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни.

Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений. Существует предположение, что авторским повторением другой одноименной конкурсной картины 1860 года является литография Шишкина Трущоба. Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии. Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Картина писалась после совершенной художником в 1877 году поездки в Елабугу.

Картина Хвойный лес. Темные стволы мягко вырисовываются на светлом фоне, чуть выступают очертания задних деревьев. Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия.

Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает. Раздолье, простор, угодье. Работа над картиной происходила в 1889 году. Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки. Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака.

Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника. Последняя картина художника – «Корабельная роща». Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1.

С его картин на нас смотрят живые, могучие, богатырские сосны и дубы. К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2. Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище. Пейзаж носит пространственный характер.

К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля. К этому же стремился и сам Шишкин. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.

Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень. В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом.

Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо. Мачтовый лес в Вятской губернии". Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Член-учредитель ТПХВ (см. Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы. В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно.

Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса.

Линия у него становится еще более подвижной и гибкой, подчас плавной иногда упругой и сильной, нередко легкой, волнистой. Приближается страшная гроза. По контрасту с погруженной в тень дорогой, появившейся из-за рощи и словно устремленной в сторону зрителя, ярко золотится край огромного, уходящего в даль поля.

Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович.

Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин.

1. Правда их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства. Изображена Кама близ Елабуги. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.

А на самом деле Шишкин не облагораживал природу на своих картинах, а показывал её такой, какой видел. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно. Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны. Подобного рода работы отвечали эстетическим взглядам юного Шишкина, которые формировались первоначально под влиянием журнальных статей по вопросам искусства. Высокие достижения богатого и разнообразного искусства восьмидесятых годов требовали совершенствования средств выражения.

В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе. А их было немало. Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина.

К ним относятся Уголок заросшего сада. Они давали богатый натурный материал. В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).

Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года. Последняя работа автора является наиболее известной. Все они были написаны под Петербургом. Справа темнеет непроходимая чаща леса.

Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ. Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой.

Обычно художник брал с собой большую сумку с едой не только для себя, но и для животных. Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины. Картина «Корабельная роща» считается одной из вершин творчества художника.

Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью. Понятна и дружеская близость Шишкина с В. И. Якоби – видным в то время жанристом обличительного направления, с Г. Н. Потаниным – вольнослушателем Петербургского университета, входившим в группу молодежи, которая примыкала к революционно-демократическим кругам, понятно и его знакомство с прогрессивным общественным деятелем А. П. Пыпиным, двоюродным братом Н. Г. Чернышевского. Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель. Лаконично, с большой экспрессией изображен пустынный берег и гнущиеся под ветром, резко чернеющие на фоне облачного неба голые ветки. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня.

Картина эта называется «Первый снег» (1875). Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Впереди художника ждали новые достижения.

Современники прозвали Шишкина «лесной царь» : он как никто другой умел и любил рисовать лес. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне.

Известно, как восторженно описывал И. Е. Репин исполненные им на собраниях Артели рисунки, которые на глазах у всех словно чудом делались все изящней и тоньше. Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность. Все необычно точно по ощущению, даже невольному осязанию изображенных хлябей, тяжелого, обмякшего снега, проступающей воды, не принимаемой землей, серого, сумрачного неба и неверного света, вносящего беспокойство в панораму поздней осени.

Он критикует их за бездушный, сухой рисунок. Но за год до поступления Шишкина в Академию почтенный профессор скончался и теперь на его должность был назначен С. М. Воробьев – художник академического толка, который оказался неспособным отойти от архаических методов преподавания. Повествовательный характер пейзажей дюссельдорфцев, композиционная построенность, при этом своеобразная интерьерная замкнутость в решении пространства, романтическая живость мотивов, точность деталей импонировали Шишкину, отвечали его собственным поискам, что отчасти позднее сыграло роль в выборе им места своего заграничного пребывания. Они находили у дюссельдорфских художников более близкие себе изобразительные средства, чем у барбизонцев, у которых главную роль играли чисто живописные задачи, пленэр.

В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Это одно из самых совершенных произведений художника. Вдохновение – это сама работа. » – говорил художник.

В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева. Несмотря на обилие деталей в трактовке образа нет измельченности. Ее иногда называют картиной-завещанием. Русское богатство. Шишкин неоднократно ездил в Прибалтику. Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма.

Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье. Часто они сразу же начинают играть роль эскиза. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком.

В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие. Судьба ее в настоящее время неизвестна. В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор. Два накренившихся дерева по краям как бы сосредоточивают внимание на центральной части картины, где изображены вывороченные с корнями, падающие ели.

Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо. Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин. Шишкин же был пока что на пути к этому. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины.

Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа. Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре).

Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане. В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований. Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало).

Шишкин умел изображать национальные черты русского пейзажа. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века.