Питер Брейгель Старший Безумная Грета 1562

безумная грета (Питер Брейгель Старший)

Не будь этих деталей, картину Брейгеля можно было бы счесть просто жанровой сценой. Художник в картине «Битва Масленицы и Поста» создает всеобъемлющую сцену народного веселья. Картина изображающая апрель-май, считается утраченной.

Но Брейгель видит в народе главное – энергию, трудолюбие, цельность мировосприятия – и находит в наблюдениях над его "трудами и днями" разрешение основных занимавших его проблем человеческого бытия. В серии картин "Месяцы" (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. Прозрачная сфера имеет множество символических значений, но в данном контексте, вероятно имеется в виду суетность жизни (известна фламандская пословица: Чтобы пройти сквозь мир, человек должен согнуться). Мимо этой «живописной» группы, не обращая на нее никакого внимания, медленно проходит некая таинственная особа в черном одеянии, с металлической миской в руках – похожей на ту, что обычно нищие выставляют для подаяний. Такова картина «Несение креста».

Питер Брейгель Старший 
«Безумная Грета» 
 (1562)

Питер Брейгель Старший «Безумная Грета» (1562)

Питер Брейгель Старший написал картину в 1556 году, в год иконоборчества. В серии картин «Месяцы» (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Сюжеты реальной жизни, получающие сатирическое или трагическое звучание, всегда претворяются у него в богатое, красочное зрелище. Оттенок некоторой идеализации и несвойственной Брейгелю мягкости имеет даже в себе привкус горького сожаления и доброй человечности -- качеств, которых не было в ясном и последовательном «Крестьянском танце». Человек занимает в мироздании скромное место, растворяется среди себе подобных. Особенно сейчас.

Ранняя церковь учила, что давным-давно в окружении Бога появился возгордившийся ангел, который был низвергнут в ад, превратившись в Сатану. 95 метров и высота около 100 метров. Она поняла, что мир будто перевернулся вверх тормашками. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Иллюстрации бревиария обнаруживают явное тяготение нидерландского искусства XVI века к показу реальной жизни. также Суета сует).

Питер Брейгель Старший 
Безумная Грета 1562

Питер Брейгель Старший Безумная Грета 1562

Мы уже упоминали о разностороннем характере собирательства Ф. Майер ван ден Берга. Благородные тона, небольшой размер, аллегория, кроющаяся за каждым цветком, сближают эти работы с «Обезьяньим пиром» – вторым произведениям Брейгеля Бархатного, представленным в экспозиции. Чтобы не путать художника с его сыном, его впоследствии окрестили «Мужицким» – то ли из-за того, что он происходил из семьи простого крестьянина, то ли из-за его любви к изображению сельского быта. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе И. Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных цельностью и монументальностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. Брейгель оказался свидетелем наиболее диких действий толпы. Картина «Сорока на виселице» или «Пляска под виселицей» -- последняя картина Питера Брейгеля.

Предметы, служащие детям для этих игр, – обычные вещи домашнего обихода. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, — обе в Музее истории искусств, Вена). В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Произведения Питера Брейгеля вплоть до ХХ века были скрыты в недрах частных коллекций. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. В картине «Охотники на снегу» (или «Декабрь», Вена, Музей истории искусств) метко схвачено своеобразие зимнего пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-серым небом, тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, далекими пространствами заснеженных полей и гор, теплом, веющим от человеческого жилья.

Изображённые Брейгелем персонажи не ужасаются, увидев виселицу, они давно к ней привыкли. Персонажи Брейгеля кроют крышу блинами, стригут свиней, роют себе могилу, садятся между двух стульев, бьются головой о стену, висят между небом и землей. Сама земля служит им мягкой постелью. Это видно даже по их прозвищам – старший брат, Питер Брейгель Младший, был прозван «Адским» – за то, что он, как уже было сказано, в начале своей художественного пути, обильно копировал мрачные картины своего отца, на которых были изображены дьяволы и другая нечисть (например, «Безумная Грета», «Падение ангелов», «Триумф смерти»), Да, простые люди у него напоминают властителей Ада: на выставке представлены картины, где можно увидеть мужичков с похотливыми лицами и выпирающими из штанов мужскими достоинствами. Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им.

Картина Безумная 
Грета Питера Брейгеля 
старшего

Картина Безумная Грета Питера Брейгеля старшего

Люди, жившие в этой стране, героически отвоевывали у природы каждый клочок земли. Природа – вот истинный герой творчества Брейгеля. Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им. В Триумфе смерти (ок. Питер Брейгель очень высоко ценил картину «Сорока на виселице» и завещал ее своей жене Мейкен Кук.

В конце своей жизни Брейгель еще раз – в пейзажной живописи – в картине Сорока на виселице (1568) заявит о своей привязанности и родстве со всем, что живет и умирает. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. На виселице сидит сорока. В этом музее есть одно произведение, единственно ради которого следовало бы прийти сюда. Впрочем, в музее имеется еще одна работа художника—«Двенадцать пословиц», любопытная характерным для Брейгеля тяготением к фламандскому фольклору и так часто встречающемся у него стремлением к образному живописному воплощению мудрости народных изречений, правда преподанных со свойственным художнику острым юмором.

  • Безумная Грета – картина Питера Брейгеля об ужасах войны
  • Безумная Грета (Сумасшедшая Мэг) — Питер Брейгель Старший
  • Описание картины «Безумная Грета»
  • БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ, ПИТЕР (, ) ЧАСТЬ 1

У Греты — тусклая кожа, беззубый разинутый рот, рваная юбка. Ад начинается в человеческом сердце.

1658) зритель ощущает, что художника увлекает именно их безликость. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Если вы сравните эту работу с «Кухаркой»в брюссельском музее, то станет ясной иная задача Артсена, здесь им решаемая.

  1. Фламандские миниатюры Безумная Грета
  2. Урок по истории искусств Питер Брейгель Старший (3 класс)
  3. Питер Брейгель Старший — Безумная Грета
  4. Художник Питер Брейгель Старший
  5. Питер Брейгель – Безумная Гретта

Он сдвигает их куда-то вбок, скрывает среди обычных людей. В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. Дулле Грит (Безумная Грета). Некоторые приемы босховской живописи – большой размер холста и мелкий – фигур, бесчисленное количество сюжетов характерны для ранних картин Брейгеля (Нидерландские пословицы, Игры детей, Безумная Грета, Битва Поста и Масленицы), представляющих собою картины-притчи на темы фламандского фольклора. Обитателей преисподней художник собрал также вокруг Безумной Греты (ок. Сидящий на крыше человек одной рукой придерживает на своей голове «корабль дураков», другой – ссыпает из мешка монеты, на радость одной из «безумных Грет», с готовностью подставляющей поднос.

Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. «Я скорее пожертвую ста тысячью жизнями, чем перестану преследовать еретиков». Но Брейгель видит в народе главное — энергию, трудолюбие, цельность мировосприятия — и находит в наблюдениях над его «трудами и днями» разрешение основных занимавших его проблем человеческого бытия.

Небо затягивается красным маревом, на землю выползают мириады диковинных и страшных тварей из развалин возникают головы, раскрывающие огромные глаза и в свою очередь порождающие безобразных чудовищ и люди уже не ищут спасения: зловещий гигант вычерпывает из себя нечистоты и люди давят друг друга, принимая их за золото («Безумная Грета», 1562 Антверпен, Музей Майер ван ден Берг). Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Падение завершилось. «В погоне за мифическим богатством люди часто оказываются нищими», – подводит итог Брейгель изображая на дальнем плане ту же семью в поисках приюта. Его особенно притягивал «эффект отчуждения», когда автор выражает множество эмоций одновременно, не высказывая при этом своего отношения к происходящему. Под видом "Переписи в Вифлееме" (1566) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в "Избиении младенцев" (1566) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. Художник создает образ дикой озлобленной женщины с фанатичным, куда-то устремленным взглядом, которая мчится вперед.

Брейгель сделал ее воплощением воинствующей скаредности. Картина Питера Брейгеля «Битва Масленицы и Поста» имеет непосредственное отношение к театральному жанру фарса. Слепота здесь символизирует слепоту разума. Во многих произведениях Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Зато там можно было увидеть четыре работы его сына.

  • Питер Артсен – Крестьяне у очага
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Наслаждайтесь – Питер Брейгель Старший
  • Первый в России фестиваль креативных индустрий 8
  • «Хочу пить сливочное пиво и устраивать дебаты Поттероманов»

Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Безумие во взоре, в этом разинутом рте. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, – обе в Музее истории искусств, Вена). В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. В 1552–1553 годах посетил Францию и Италию затем работал в Антверпене, сотрудничая с гравером и издателем И. Коком. На заднем плане открывается вид на чудесный пейзаж, погруженный в таинственную дымку.

Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Толпы живых устремляются в устрашающего вида лаз, на поднятой крышке которого тоже крест.

  • Открыта регистрация на Международный Форум ЕАЭС

Если вы сравните эту работу с «Кухаркой»в брюссельском музее, то станет ясной иная задача Артсена, здесь им решаемая. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564-1638) и Ян Брейгель (1568-1625), стали известными художниками. Около 1562 года, под впечатлением от национальной трагедии, Брейгель создает масштабное полотно «Триумф смерти». Молодая вдова похоронила его в брюссельском соборе Нотр Дам де Шанель. Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни. В 1567-1569 Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни (которым и обязан своим прозвищем) (Крестьянский танец, Крестьянская свадьба – обе в Музее истории искусств, Вена).

Безумная Грета – 
картина Питера Брейгеля 
об ужасах войны

Луки, где получил звание мастера (в это время ему было около 20 лет). Мир спокоен и вечен. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в картине Питера Брейгеля «Притча о слепых». За сражающимися стеной стоят полчища скелетов, прикрывающихся гробами, как щитами.

«Танцевать под виселицей» значит не бояться опасности. В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов: Триумф смерти (Мадрид, Прадо), Падение мятежных ангелов (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Безумная Грета (Антверпен, музей Майер ван ден Берг), Битва израильтян с филистимлянами (или Самоубийство Саула, Вена, Музей истории искусств). В картинах Битва поста и масленицы (ок.

Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Это все, что осталось от дерзкого Икара, воспарившего к самому солнцу. Все в этой картине не так, как должно быть.

Выросший в низинных землях Голландии, Брейгель увидел Альпы и это его потрясло. В фантасмагорических картинах Питера Брейгеля начала 1560-х годов «Безумная Грета» и «Триумф Смерти» появляется личный оттенок – осуждение человеческого безумия, алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим. Плачевный результат псевдонаучных изысканий алхимика был ясен с самого начала: лежащая перед изображенным слева мужчиной книга не случайно открыта на странице, озаглавленной «Alghe Mist» («Все потеряно»). «Слепые». Основатель династии, Питер Брейгель Старший, родился около 1525 года в городе Бреда или же в окрестной деревушке Брёгел в Нидерландах. Его младший брат, Ян Брейгель Старший, напротив, получил прозвище «Бархатный» – он тяготел к светлому, тёплому пастельному или насыщенному колориту, напоминающему расцветки бархатной ткани, натюрмортам или роскошным пейзажам. Питер Брейгель (Bruegel) Старший – нидерландский художник Северного Возрождения родился между 1525 и 1530 годами, в деревне Брейгель, близ Бреды, по другим сведениям, в самой Бреде (ныне Нидерланды), умер в 1569 году в Брюсселе.

В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года или Месяцы (1565) изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Безразличное отношение людей к трагедии – тема, которую Брейгель и раньше затрагивал в своем творчестве – вспомним «Падение Икара».

Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Брейгель показывает Икара уже тонущим в море: видны лишь его ноги, торчащие из воды. Знахарки, целительницы считались ведьмами их судили и сжигали на кострах инквизиторы. С мечом в руке она собирает тарелки, горшки и кастрюли.

Стены домов они украшали зеркалами и гирляндами цветов. Иллюзия нагнетания обстановки была достигнута благодаря использованию художником красных красок для неба, отображения дымки, размещения по всему фону разнообразных мистических существ, которые рождаются из пасти слева.

Хотя вряд ли это могло бы послужить успокоением для Греты осатаневшей от нищеты. Фоном для этой картины служит прекрасный и безмятежный южный пейзаж. Войны, зарева пожаров, разрушение и нищета обрушились на эту землю. БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок.

Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор. Каждая из этих картин и особенно «Игры детей», является ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.

С этого момента он начал проповедовать учение Христа, став апостолом Павлом. К одежде калек прикреплены лисьи хвосты. В картине «Игры детей» (из незаконченной серии «Четыре возраста человека») Брейгелем изображена улица, усыпанная играющими детьми, но перспектива ее не имеет предела, чем как бы утверждается, что веселые и бессмысленные забавы детей – своего рода символ столь же абсурдной деятельности всего человечества. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Брейгель оказался свидетелем наиболее диких действий толпы.

Во многих картинах мастера персонажи изображенные со всеми подробностями и красочно одетые имеют лишенные индивидуальности лица, напоминающие маски. И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности. По существу, Брейгель берет реальный факт. Питер Брейгель Старший родился в маленькой брабантской деревушке.

Не случайно философская система Спинозы, получившая название «пантеизм», в которой подобный взгляд на человека был сформулирован с железной логикой, возникла именно в Голландии. Работ Яна Брейгеля Старшего на выставке было представлено всего две. Притча о слепых Дурной пастырь Безумная Грета Разоритель гнезд Страна лентяев). В 1564 году у них рождается сын Питер и в 1568 году – Ян.

Фигура Христа, упавшего под тяжестью креста, теряется где-то в гуще толпы. Их тела образуют приятную для глаз гирлянду. Оригинальность трактовки Брейгелем этого евангельского сюжета -- как и других в его картинах -- состоит в том, что Святое Семейство совершенно растворилось среди толпы, явившейся на перепись. Картина полна покоя и умиротворения. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив Калек (1568).

Ни крестьянин, ни рыбак не обращают внимания на упавшего Икара. В фантасмагорических картинах Питера Брейгеля Мужицкого начала 1560-х годов «Безумная Грета» и «Триумф Смерти» появляется личный оттенок – осуждение человеческого безумия, алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим. Речь идет о картине великого нидерландского художника Питера Брейгеля Мужицкого «Безумная Грета».

В написанный на пергаменте латинский текст введены пять страниц на португальском языке. Выросший в низинных землях Голландии, Брейгель увидел Альпы и это его потрясло. Он малозаметная деталь в замечательном пейзаже. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.

Теперь их отдаляет от этого места огромное расстояние. Исчез в морской пучине, не успев даже (по Овидию) выкрикнуть имя отцово. 117, 4 х 162 см Музей Майер ван ден Берг, Антверпен, Бельгия В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений.

Безумная Грета (Маргарита) – героиня популярной в Нидерландах легенды, относящейся по времени возникновения к началу XV века Она являлась олицетворением дьявольской фурии. Безмятежный период творчества Питера Брейгеля (картины-притчи на темы фламандского фольклора) внезапно обрывается в 1561 году, когда художник создает сцены в картине «Триумф Смерти», своей зловещей фантастичностью далеко превосходящие Босха. Башня была гигантским олицетворением тщеты.

1559Удалось идентифицировать более сотнипословиц и идиоматических выражений (см. В картине "Охотники на снегу" метко схвачено своеобразие зимнего пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-серым небом, тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, далекими пространствами заснеженных полей и гор, теплом, веющим от человеческого жилья. В Безумной Грете (1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен) старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Художественно-исторический музей, Вена Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Трудно тебе идти против рожна».

Он ощущал себя одним из тех людей, которых изображал на своих картинах. Что ты гонишь Меня. » Он сказал: «Кто Ты, Господи. » Господь же сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. В статье «Эффект очуждения в сюжетных картинах Брейгеля Старшего» великий немецкий драматург пишет: «Если Брейгель и приводит в равновесие свои противоречия, он никогда их не сглаживает унего нет также разрыва между трагическим и комическим, трагическое несет в себе элементы комического, а комическое – оттенок трагизма». В написанный на пергаменте латинский текст введены пять страниц на португальском языке. Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже (особенно в изображении расстилающегося по сторонам от башни моря крыш -- небольших, стоящих порознь и вместе с тем тесно друг около друга, отливающих нежными тонами).

На полотне изображены две обезьяны, прикованные цепями в оконном проеме крепости. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. – воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках (Фламандские пословицы, 1559). «Кухня тощих» изображает, как к трапезничающим беднякам случайно забрел тучный гость. В его картинах появляются новые ракурсы и новое пространственное ощущение.

В 1567-1569 годах Питер Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни («Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба» -- обе в Музее истории искусств, Вена). За ним из рая были изгнаны его последователи. Во всех этих работах очевидно стремление преобразить небольшую по размерам картину в грандиозную панораму, таковы, например, «Неаполитанская гавань» (Рим, Галерея Дориа-Памфили), «Падение Икара» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), гравированные Иеронимусом Коком рисунки. В центре картины художник поместил символическое изображение собственно «торжества смерти» – скелета с косой, врывающегося в самое пекло боя на жуткого вида тощем коне.

Во многих произведениях Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). 1559), Детские игры (ок. Картина очень полно передает веселье участников. С мечом в руке героиня тащит с собой без разбора тарелки, горшки и кастрюли.

В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. О гигантской башне в Вавилоне также сообщали античные историки: Геродот (История 1, 181), Диодор Сицилийский (Историческая библиотека 2, 9) и Страбон (География 16, 1. 5). Одна из таких картин называется «Охотники на снегу». Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Прочитав название картины, зритель остается в недоумении.

1562), традиционной для Фландрии фигуры известной также как «Грета Брюзга», вечно ссорящаяся со своим мужем, или же, как «Черная Грета», которая назвалась королевой вместо собственной госпожи. Под видом «Переписи в Вифлееме» (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в «Избиении младенцев» (1566, Вена, Музей истории искусств) — нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. Cвою творческую деятельность Брейгель начал как график. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена).

Жениха за столом не видно. Некоторые приемы босховской живописи – большой размер холста и мелкий – фигур, бесчисленное количество сюжетов характерны для ранних картин Брейгеля (Нидерландские пословицы, Игры детей, Безумная Грета, Битва Поста и Масленицы), представляющих собою картины-притчи на темы фламандского фольклора. Рассмотрены такие известные работы мастера, как: «Падение Икара», «Нидерландские пословицы», «Битва Поста и Масленицы», «Вавилонская башня», «Слепые» и др. Картина «Падение мятежных ангелов» создана на основе известного библейского сюжета и также изобилует зловещими босховскими персонажами.

Их автор изобразил, следуя древнеримскому поэту Овидию: только у поэта они остолбенели, увидев «проносящихся вольно по небу» Дедала (его на этой картине нет) и Икара, приняв их за «неземных богов». И название Нидерланды переводится как «низменные земли». Впрочем, это всего лишь осколки истины, добытые с миру по нитке.

Голгофа более похожа на цирковую арену, нежели на место казни. Она забирает короля, кардинала, купца, простолюдина и спасения от нее нет.

Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни. Десятки километров земляных дамб были сооружены вдоль берега. 1480–1550). Таков гениальный Шутник до той поры, пока не решается завести семью.

Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Однако это довольно узкое истолкование произведения. Эта небольшая картина считается одним из шедевров Брейгеля. Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей (впоследствии знаменитых художников – Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Бархатного), получает от Совета города почетный заказ на увековечение торжественного открытия канала между Брюсселем и Антверпеном. С 1561 и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе. Местом рождения Питера была деревушка Брейгель, а сам он происходил из крестьянской семьи.

Согласно принятой классификации «Охотники на снегу» означают декабрь-январь, «Хмурый день» – февраль-март, «Сенокос» – июнь-июль, «Жатва» – август-сентябрь, «Возвращение стада» – октябрь-ноябрь. На следующий год художник умирает. В Триумфе смерти (ок.

В сравнении с современностью права женщины в XVI веке были чрезвычайно ограниченными. На переднем плане художник изобразил пятерых нищих калек.

Брейгелем восхищался Бертольд Брехт. Кроме того, Брейгель довольно часто посещал деревенские трактиры. Брейгелю же, видимо в связи с испанскими репрессиями, пришлось переехать в Брюссель. На заднем плане справа вздымается стена адскогопламени. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств).

«Танец под виселицей» – последняя картина Брейгеля. Влияние Иеронима Босха ясно чувствуется в творчестве Брейгеля. Один человек заставляет глобус крутиться на своем большом пальце (плясать под его дудку), а другой никак не дотянется от одной булки до другой — то есть с деньгами у него туго. На этом основании картину относят к аллегориям Перевернутого мира (см. Они заняты своим тяжелым трудом, который является каждодневным подвигом. Жизнерадостная феерия празднества наводит на мысли, не лишенные ни горечи, ни иронии.

И все это – результат огромного труда многих тысяч людей. 1485-1524). И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности. По всей видимости, Брейгелю удалось создать одну из самых своих лучших жанровых работ -- «Крестьянский танец».

От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе И. Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных цельностью и монументальностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. Притча о Безумной Грете была чрезвычайно популярна в Нидерландах XVI века. В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей.

В работе «Крестьянская свадьба» празднество происходит в амбаре. В его картинах угадываются зловещие силуэты виселиц и кострищ, ставших в те годы столь же неотъемлемой частью голландского пейзажа, как мирные мельницы и колокольни. Где Икар. Одна из таких картин называется «Охотники на снегу». Ведь если в Италии человек сравнивается со Вселенной и уже Пико делла Мирандола в своем трактате «De hominis dignitate» называет человека «микрокосмом», т. е. В этом произведении закладываются основы миропонимания, которое получает развитие в дальнейшем творчестве Брейгеля.

Картина Питера Брейгеля «Страна лентяев» является примером острой сатиры, направленной Брейгелем на нидерландское общество предреволюционных шестидесятых годов. Реальность их -- в необычайно непосредственном ощущении духа времени. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Неизвестно, сколько картин первоначально входило в цикл. Это ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают Брейгеля одним из величайших мудрецов в искусстве Нового времени.

Питер Брейгель Старший родился в маленькой брабантской деревушке. Ведь если в Италии человек сравнивается со Вселенной и уже Пико делла Мирандола в своем трактате «De hominis dignitate» называет человека «микрокосмом», т. е. Он же сознательно упрощает не только выбор предмета изображения, но и его трактовку. Вероятно, по заказу Николаса Йонгелинка, около 1565 Брейгель создает знаменитую серию картин, объединенных под названием Месяцы или Времена года, Охотники на снегу (Январь), Хмурый день (Февраль), Возвращение стад (Ноябрь) (все – Музей истории искусств, Вена), Сенокос (Июль) и Жатва (Август). Женщина решила вернуть себе недоданное жизнью – то, чем она жертвовала для мужа и детей, не получая за это никакой благодарности.

Композиции всех его картин вписаны в излюбленный художником ландшафт-панораму с высокой линией горизонта, показанный как бы «с птичьего полета». В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. Брейгель как бы говорит: таинство изображаемого акта понятно лишь посвященному. Картину очень интересно рассматривать. В прославленных "Слепых" (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной.

Дедал давно скрылся из вида. Художник имел обыкновение посещать подобные празднества. Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года или Месяцы (1565) изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года.

Художник создал несколько картин на этот сюжет. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, — обе в Музее истории искусств, Вена). Для закрепления пройденного материала предусмотрено небольшое тестовое задание. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Башней – отбрасывающей тень – вопреки всем законам природы – не на землю, а на небо Брейгель писал "Вавилонскую башню" по крайней мере три раза. Сохранились Вавилонская башня (1563) и "Малая" Вавилонская башня (ок. 1563). В двух картинах – Избиение младенцев (ок.

Человек для Брейгеля уже не космическая пылинка, как некогда в Падении Икара. Десятки километров земляных дамб были сооружены вдоль берега. Да и одеты слушатели как современные Брейгелю нидерландцы. Они бредут по дороге мимо деревни. Посещавшие этот город итальянцы признавали, что по красоте, богатству и роскоши Антверпен превосходит даже саму Венецию. В трактовке образов богоматери и Гавриила заметно влияние Герарда Давида.

Музей Майер ван дер Берг, Антверпен. Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел» (Деяния святых апостолов 9, 3 – 8). Жизнь идет своим чередом. Вот таким образом с приходом нового искусства живопись в первую очередь обращается к изображению личности.

Неподалеку от неё, на мосту, происходит драка между женщинами. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Как известно искусство Артсена надломилось именно в эти годы. Полная противоположность этим картинам – Крестьянский танец (1568). История знает тому немало примеров.

Улица, в конце ее – церковь, слева – таверна, в дверях которой стоит парочка. Скорее, его заслуга и немалая, в том, что он прокладывает новый путь в искусстве. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Из угощений только суп и каша. Кажущийся адом мир пылает, охваченный пожаром.

Под фигурами крупными буквами по-фламандски написано: Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах (предполагается позднейшее происхождение надписи). Что касается скупости, то в данном случае косвенный намек на нее – скорлупа от орехов. В залах музея находятся произведения современника Брейгеля— Питера Артсена. Человечество перед лицом Смерти предстает как бессильная множественность слепых частиц в царстве бессмыслицы, жестокости и всеобщей гибели. В Королевском музее изящных искусств в Брюсселе находится одна из самых замечательных работ Брейгеля, которая называется «Падение Икара» (1558). Картина «Крестьяне у очага» датирована 1556 годом и 15 апреля, как если бы художник запечатлел событие, действительно имевшее место в его жизни.

Таким образом примерно и была установлена дата рождения Питера Брейгеля Старшего.

Семь небольших миниатюр расположены на листах с текстом и изображают католических святых. В прославленных «Слепых» (1568, Неаполь, Национальный музей Каподимонте) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Фоном для разворачивающейся трагедии является чудовищный пейзаж выжженной пустыни, «украшенный» виселицами и другими орудиями казни. Таинственна жизнь и судьба Брейгеля.

1560) изображена толпа на деревенской площади. Далее в «Деяниях апостолов» повествуется: «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Единственный взрослый человек – женщина в боковых дверях дома на дальнем плане: она обливает водой из ведра двух дерущихся сорванцов. Ад начинается в человеческом сердце.

Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. По выражению Карела ван Мандера, «озлобленные деревенские бабы, которые грабят брошенный хозяевами дом, доказывают, что ад начинается в человеческом сердце, а его источник – эгоистическое сознание или же безумие». Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха.

На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы. Скептицизм, сарказм ирония, фарс.

Участники этой процессии реагируют только на следствие ослепления – падение Савла. Они обручились за шесть лет до смерти Брейгеля. Картина «Искушение св. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Рядом с этой саркастически выписанной, рафинированной ночной обезьяньей «потехой» или пышными букетами в дорогих вазах грубоватый бурлеск «Крестьянского праздника» в исполнении старшего брата, Питера Адского, выглядит жизнелюбивой деревенской сагой. Ключом к пониманию идеи произведения является держава (шар, символ земного мира, увенчанный крестом), но изображена она крестом вниз, т. е. 1525-1569), последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах.

Они же привели приблизительные данные о размерах этого сооружения: квадратное основание 95. Различные пороки — скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. — воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках («Фламандские пословицы», 1559, Берлин-Далем, Картинная галерея). Брейгель изображает в центре архангела Михаила в золотых доспехах. Младший сын художника перенял эту традицию – у него можно найти картины, где Адам и Ева резвятся позади райских животных, («Рай земной»), на которых Авраам и Ицхак кажутся маленькими палочками на фоне вековых деревьев, («Лесной пейзаж» с Авраамом и Ицхаком, 1599).

Продолжая тему противостояния протестантов католической Священной Римской Империи, нужно сказать про работу Питера Брейгеля Младшего, также копию работы его отца, – «Проповедь Святого Иоанна Крестителя в пустыне», которую можно увидеть на выставке. Он был приобретен в 1898 году на аукционе в Лондоне за 35 500 франков. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Природа – вот истинный герой творчества Брейгеля. Данная работа стала подробным путеводителем по детским играм XVI век. Впрочем, в музее имеется еще одна работа художника—«Двенадцать пословиц», любопытная характерным для Брейгеля тяготением к фламандскому фольклору и так часто встречающемся у него стремлением к образному живописному воплощению мудрости народных изречений, правда преподанных со свойственным художнику острым юмором. На первом полотне изображена веселая деревенская пирушка.

И здесь фантазия художника не знает пределов. Картина «Перепись в Вифлееме» -- яркий пример того, как старые мастера часто использовали евангельские тексты, приспосабливая их к реалиям своего времени. Его отсутствие можно объяснить старинной фламандской пословицей: «Беден тот, кто не присутствует на собственной свадьбе». Они спят, дремлют или просто отдыхают, грезят, устремив мечтательный взгляд в облака.

Это мир, где все наоборот, где разрушен божественный порядок. Небо затягивается красным маревом, на землю выползают мириады диковинных и страшных тварей из развалин возникают головы, раскрывающие огромные глаза и в свою очередь порождающие безобразных чудовищ и люди уже не ищут спасения: зловещий гигант вычерпывает из себя нечистоты и люди давят друг друга, принимая их за золото («Безумная Грета», 1562 Антверпен, Музей Майер ванден Берг). В 1567 г. в произведении «Обращение Савла» художник обратился к истории апостола Павла. Изображение показывает искаженную интерпретацию поведения людей во время войны.

Но это не спасение: огромный ящик – словно мышеловка Смерти. У работ этого цикла имеются подписи.

Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы («Сумрачный день», Вена, Музей истории искусств) и напряженный ритм жаркого летнего дня («Жатва», Нью-Йорк, музей Метрополитен). В этом принципиальное отличие Северного Возрождения от итальянского Ренессанса. Около 1552 отправился в традиционное для европейских художников путешествие в Италию.

Фигура эта еще более причудлива, нежели Грета. В мировой и отечественной живописи нет семьи равной семье Брейгелей. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. На первый взгляд кажется, что художник изобразил ад. Работы его старших современников Иоахима Поттинира «Отдых на пути в Египет» (1518–20 гг. ) и Иоахима Бейкилара «Се человек» (1561) – яркие тому примеры.

Так, в Несении креста многочисленной толпе, глумящейся над несущим крест Христом, противопоставляется незаметная его фигура, подлинный центр и смысл человеческой истории. К сожалению, Питер Брейгель Мужицкий ничему не успел научить своих сыновей. Нидерландские пословицы. Двадцать девять листов заполнены миниатюрами с различными сюжетами, взятыми из Ветхого и Нового завета и из «Жития святых».

Даже год его рождения, 1525, взят довольно условно. Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в Притче о слепых (1568, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Возможно это нотариус, скрепивший своей подписью брачный союз. Простая бедная женщина по имени Грета потеряла все: семью, дом, нехитрый скарб.

У Греты — тусклая кожа, беззубый разинутый рот, рваная юбка. В результате в картине присутствует абсолютно необычная панорамная перспектива. Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни. Надо сказать, что для этого времени вообще характерно прямое уподобление людского общества природным явлениям и обратно (например, один крупный ученый считал Землю и прочие небесные тела живыми существами, а людей и зверей – насекомыми, паразитирующими на их коже).

Настоящим завещанием стали его картины. Как и все его картины, она очень яркая и жизнерадостная по колориту. Эта картина является ключом к пониманию всего творчества Брейгеля.

Изображение показывает искаженную интерпретацию поведения людей во время войны. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны.

В прославленных Слепых (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Они очень много трудились и высоко ценили свой труд. Причем мысль о безумии человеческого существования в условиях «перевернутого мира» присутствует почти в каждой работе автора. В этом музее есть одно произведение, единственно ради которого следовало бы прийти сюда. Церковь требовала от женщин покорности и молчаливого послушания более совершенным творениям Господа — мужчинам (как известно, Бог создал их первыми) и всем им :- меняла в вину грех Евы вечной соблазнительницы.

Он изгоняет с Небес недостойных, на его стороне ангелы в белых одеждах. Но для Брейгеля смена времен года — прежде всего свидетельство не «божьего промысла», а всемогущества природы, находящейся в процессе непрерывного становления и обновления, щедро приносящей человеку свои дары. Jagers in de Sneeuw) — картина Питера Брейгеля Старшего. Традиционно Вавилонская башня считается символом гордыни. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. картина Безумная Грета, 1562.

Вы хотите это сделать в будущем. Башня была гигантским олицетворением тщеты. Все это рано или поздно исчезнет.

Даже год его рождения, 1525, взят довольно условно. Жившие здесь люди старательно мыли не только свои дома, но и тротуары перед ними. Источник сюжета -- Евангелие от Матфея (15, 12-19). Детские игры являются для Брейгеля лишь предлогом лишний раз подчеркнуть человеческую глупость. Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок.

1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. Искусство великого художника из Гертогенбосха породило много последователей. Брейгель заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). Картина «Морской бой в гавани Неаполя» или «Неаполитанская гавань». По этой причине все, что касается жизни мастера, остается тайной. Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер (около 1525/30–1569), нидерландский художник и рисовальщик. Но было бы неверно видеть в серии картин «Времена года» жизнь одной природы.

117, 4 х 162 см Музей Майер ван ден Берг, Антверпен, Бельгия В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. Полотно Брейгеля «Безумная Грета» основано на народных сказаниях. Рядом беззаботно танцуют, не обращая на нее никакого внимания, крестьяне.

В его картинах собран богатейший материал, характеризующий жизненный уклад и обычаи нидерландского народа в середине XVI в. Алхимик проводит свои очередные опыты по превращению «неблагородных» металлов в золото. Время создания рукописи — 1500—1510-е годы. Как и все его картины, она очень яркая и жизнерадостная по колориту. Однако нельзя не заметить, что связь между строителями уже потеряна: где-то строительство идет полным ходом, а где-то башня уже успела превратиться в руины.

И так скромна, так застенчива эта Царица Небесная, что нет сомнения: художник желал, чтобы его модель была узнана. Двенадцать миниатюр иллюстрируют календарь изображая как религиозные темы, так и жанровые. Отсюда эпическая широта повествования.

Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. И все это – результат огромного труда многих тысяч людей. Он в трепете и ужасе сказал: «Господи. В этой работе Брейгель осуждает одержимость алхимика, его алчность и равнодушие к близким. Но величайшее мастерство Питера Брейгеля заключается еще и в том, что у него впервые пейзаж становится не фоном, на котором разворачивается действие, а самостоятельной частью картины, которая помогает почувствовать настроение и понять замысел художника. К «шляпе» этого чудовища привязан стеклянный шар, в котором можно заметить обнаженные фигуры любовников – этот символ разврата уже использовал в своих произведениях Иероним Босх.

Обращался Брейгель и к новозаветным сюжетам. Иосиф, эта второстепенная фигура евангельской истории, в отличие от Марии, показанной анфас изображен со спины, причем так, что большая шляпа с широкими полями (необычная для жителей северных широт) совершенно закрывает его лицо. На таких картинах, как «Шествие на Голгофу», «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь Иоанна Крестителя», «Обращение Павла», «Рождество», на гравюре «Успение Богоматери» библейские персонажи присутствуют среди современников Брейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь, библейские сцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских пейзажей. Можно предположить, что это намек на нидерландскую поговорку «судиться из-за фундука». Картина «Крестьяне у очага» датирована 1556 годом и 15 апреля, как если бы художник запечатлел событие, действительно имевшее место в его жизни.

Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы (Сумрачный день) и напряженный ритм жаркого летнего дня (Жатва). С 1561 года и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе. Двадцать девять листов заполнены миниатюрами с различными сюжетами, взятыми из Ветхого и Нового завета и из «Жития святых». По окончании обучения его принимают в антверпенскую гильдию художников. Все это рано или поздно исчезнет.

Схожая тенденция прослеживается и в изображении библейских персонажей. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. Питер Брейгель в своей картине «Калеки» создает не аллегорию, не отвлеченный философский образ мироустройства, а в жестокой манере показывает трагедию отдельных людей, как назидание всему человечеству.

Они являются репликой-аллюзией на знаменитые «Фламандские пословицы» его отца. Именно эту смену парадигмы отразил Брейгель в своей картине. Чтобы придать ей облик сумасшедшей, художник изобразил её с вытаращенными глазами и бессмысленно раскрытым ртом. Из-за плохо читаемых последних трех цифр надписи картина датируется от 1562 до 1566 года. Питер Брейгель, говорят, умел молчать.

Это «Падение Икара». На заднем плане справа вздымается стена адскогопламени. Эти идеи Брейгель развивает в картинах «Фламандские пословицы» (1559 Берлин) и «Битва Масленицы и Поста» (1559 Вена, Музей) и особым образом в картине «Игры детей» (1559 Вена, Музей). Борьба феодализма и католицизма. «малым миром», то в нидерландской культуре в целом и в нидерландской живописи в частности человек мыслится как неотъемлемая часть Вселенной, часть Божественного бытия.

А невеста с картины «Невеста Духова дня» так похожа на невесту с «Крестьянской свадьбы» Питера Мужицкого. Грозно движется сплоченная когорта воинов, вздымается лес копий, трагичны образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой, беспощадной силы. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Полная противоположность этим картинам – "Крестьянский танец" (1568). Остро схвачена характерность фигур, жестов, телодвижений и мимики, но индивидуальное в изображении крестьян уступает выявлению типического. Очерченные обобщенными контурами фигуры вырастают в масштабах по отношению к дальнему пространству, выдвигаясь к переднему плану.

Одна из таких гравюр известна под названием «Большие рыбы пожирают маленьких» (внизу рисунка подпись на латинском языке: «Grandibus exigui sunt pisces piscibus esca», то есть дословно «Маленькие рыбы служат пищей для больших рыб»). Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода (Проповедь Иоанна Крестителя Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Обращение Савла Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель Несение креста) с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания. вверх ногами (слайд 17). «Страна лентяев» -- сказочная страна, страна с молочными реками и кисельными берегами, широко распространена во многих сказках стран Европы. Море давало им возможность расширять свои земли, отвоевывая у воды каждый метр. Крестьянин довольствуется простой одеждой жнеца.

Что повелишь мне сделать. » И Господь сказал ему: «Встань и иди в город и сказано будет тебе, что тебе надобно делать». Персонажи обеих кухонь действуют в равной степени отталкивающе. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Торговой столицей мира становится Антверпен. Мир изменился – из маленького замкнутого пространства он превратился в необъятный космос. Простая бедная женщина по имени Грета потеряла все: семью, дом, нехитрый скарб. В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья.

Одна из таких гравюр известна под названием «Большие рыбы пожирают маленьких» (внизу рисунка подпись на латинском языке: «Grandibus exigui sunt pisces piscibus esca», то есть дословно «Маленькие рыбы служат пищей для больших рыб»). Искусство великого художника из Гертогенбосха породило много последователей. В Безумной Грете (1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен) старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. Большинство исследователей рассматривают «Игры детей» как отражение мира взрослых. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли.

И только задавшись этим вопросом, мы замечаем уходящую под воду хрупкую фигурку Икара. Неподалеку от неё, на мосту, происходит драка между женщинами. Герцог Альба вошёл во главе испанских войск в Нидерланды.

Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Брейгель, Питер. Длинный стол накрыт не слишком богато.

У подножия дерева спят блаженным сном школяр, подложивший под голову чистые листы бумаги (рядом с которыми лежит и книга), крестьянин с цепом, солдат с длинным турнирным копьем. Однако влияние Брейгеля куда шире. Больше всего на свете эти люди ценили труд и понимали значимость труда. Представители сельских низов оказываются главными героями его работ. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. Массы людей, показанных на картине, ведут себя совершенно одинаково, так как атмосфера войны, по мнению художника, опускает всех людей на низменный уровень, либо просто сводит с ума.

В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть -- преисподнюю лишь бы насытить свою жадность -- олицетворение алчности и порока. Как и в «Переписи в Вифлееме», Брейгель вводит в картину герб Габсбургов: он изображен на груди всадника, прибывшего оповестить жителей об уготованной им участи. В 1568 г. мастер создал «Крестьянский танец» и «Крестьянскую свадьбу». Именно эту историю и живописал Питер в своей картине, добавив в нее много дополнительных деталей. Выдающийся кинорежиссер Андрей Тарковский для своего фантастического фильма «Солярис» из всех мировых шедевров земного художественного пейзажа выбрал именно эту картину.

Мы уже упоминали о разностороннем характере собирательства Ф. Майер ван ден Берга. Картина «Безумная Грета» появилась в собрании Майер ван ден Берга в 1894 году, будучи куплена через аукцион в Кёльне из коллекции Кристиана Хаммера в Стокгольме как произведение старшего сына художника Питера Брейгеля Адского, но уже в 1897 году была идентифицирована с работой самого великого Брейгеля, о которой в 1604 году упоминает в своей «Книге о художниках» нидерландский художник и писатель Карель ван Мандер. Но, увы, подобные испытания не проходят даром: Грета лишилась остатков разума. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. Но из-за своего масштаба миниатюра была неспособна уделять внимание личности человека.

Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Сохранилось лишь пять из шести работ цикла. Но что значат два-три родственника-художника по сравнению с целым потомством живописцев.

Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок. На огромном пространстве художник размещает большое количество многофигурных сцен, связанных между собой образом Смерти, которая настигает людей повсюду – и в бою (в центре картины) и на пиру и на любовном свидании (в правом нижнем углу) и в поле за работой (на переднем плане, внизу). Тяжело ступая, бродит Грета ищет, кудабы сложить свои награбленные«сокровища». Она поняла, что мир будто перевернулся вверх тормашками. Несмотря на одну alma mater, братья пошли совсем разными путями.

Автор погружает нас в яркий, шумный, жизнерадостный мир детей. Известно, что Брейгель с 1551 года входил в объединение художников, которое называлось Гильдией Святого Луки, членами которого становились люди, достигшие 25-летнего возраста. В картинах Битва поста и масленицы (ок. Море давало им возможность расширять свои земли, отвоевывая у воды каждый метр.

Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. В Королевском музее изящных искусств в Брюсселе находится одна из самых замечательных работ Брейгеля, которая называется «Падение Икара» (1558). К тем же выводам приводят следующие картины художника «На пути в Египет» «Самоубийство Саула» и «Путь на Голгофу». Тот же принцип в основе картины Игры детей (в незаконченной серии Четыре возраста человека): перспектива улицы, усыпанной играющими детьми, не имеет предела их веселые и бессмысленные забавы – своего рода символ столь же абсурдной суеты всего человечества. В 1551-1552 годах молодой художник совершил путешествие в Италию, после чего жил в Антверпене, затем в Брюсселе. Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. Группа охотников, уходящих от переднего плана вглубь, вносит энергичное движение в заснувшую, затихшую природу.

Женщины рвутся к деньгам, валтузят друг друга кулаками. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками. Взгляд художника оказывается на одной оси с заходящим солнцем. С 1561 и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе. В этой картине рождается конкретный по своему методу бытовой крестьянский жанр. В XVI веке у него было немало последователей, в том числе Питер Хейс (ок.

Вместе с ними над бревиарием работал Ян Провост (1465—1529). Новая ступень в искусстве Брейгеля начинается с 1559 года, когда он создал картину «Битва Масленицы и Поста», представляющую площадь фламандского городка, всю кишащую маленькими суетящимися, подвижными фигурками ряженых, нищих, гуляк, монахов и торговок. В серии картин Месяцы (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. В статье «Эффект очуждения в сюжетных картинах Брейгеля Старшего» великий немецкий драматург пишет: «Если Брейгель и приводит в равновесие свои противоречия, он никогда их не сглаживает унего нет также разрыва между трагическим и комическим, трагическое несет в себе элементы комического, а комическое – оттенок трагизма».

Для этого необходима была лишь решимость, а ее у Греты ее было с избытком. Слово «зиккурат» происходит от аккадского слова «zigguratu», что означает «пик», «высокое место». Все здесь – безумие. Данная работа в некоторой степени превосходит фантасмагорию в творчестве Иеронима Босха. Удается ли это ему сделать—это спорный вопрос.

Безмятежный период творчества Питера Брейгеля (картины-притчи на темы фламандского фольклора) внезапно обрывается в 1561 году, когда художник создает сцены в картине «Триумф Смерти», своей зловещей фантастичностью далеко превосходящие Босха. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. В 1562 году Питер Мужицкий и переезжает в Брюссель, где встречается с дочерью своего бывшего учителя Марией, которая в 1563 году становится его супругой. Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода (Проповедь Иоанна Крестителя Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Обращение Савла Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель Несение креста) с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания. Некоторые ранние гравюры Брейгеля представляют собой вариации на темы картин Босха. Тощий говорит: «В кухне тощих тощая еда и множество забот о пище кухня тучных – вот место для меня с помощью хитрости я войду туда».

Известный во всем мире «Роскошный часослов герцога Беррийского» работы братьев Лимбургов удивителен по красоте и виртуозности исполнения. Неизвестно, послушалась ли рассудительная Майкен – но скорее всего – да.

Евангелисты сходятся в том, что местом рождения Иисуса является Вифлеем. Вот таким образом в искусстве объектом пристального внимания становится не только человек, но и его дом, семья, быт, материальные ценности. Интересно, что практически на всех работах Брейгеля Младшего можно найти собаку. А это почти одно и то же: портрет Яна Младшего «Большой букет из лилий ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированный изображениями Амфитриты и Цереры» выполнен в тех же самых тонах, что и картина его отца «Букет из нарциссов ирисов, тюльпанов, роз и рябчиков». Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега.

Пейзажист Пётр Петрович Верещагин и Василий Петрович Верещагин (Василий Васильевич Верещагин, баталист и автор знаменитого «Апофеоза войны» их однофамилец) – братья, вышедшие из семьи иконописца. О чем свидетельствует масса народных пословиц: похитить сковороду из ада, быть в своих латах, взять судьбу в железные рукавицы и ринуться в преисподнюю со шпагой наголо. Хозяева всеми силами стараются завлечь его к себе, чему тот всячески противится, пытаясь вырваться за дверь. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы. Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина «Падение Икара» (1555-1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств).

Но где же здесь Икар. Но где же здесь Икар. Реальность их – в необычайно непосредственном ощущении духа времени. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив «Калек» (1568, Париж, Лувр). Строители не смогли понять друг друга и работа не была завершена. Смерть присутствует повсюду. Биограф Брейгеля Карель ван Мандер в своей «Книге о живописцах» дал простодушно-наивное истолкование сюжета: Своей жене он отказал картину изображающую сороку, сидящую на виселице, где под сорокой он разумел сплетниц, которых обрекали на виселицу. У них очень грустный вид.

Их укачивает легкий ветерок сиесты. Люди заняты своими делами и пребывают в каком-то хаотичном движении. Он делает ее безучастной к человеческой драме. 1519— 1581). Известно, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме.

По этой причине художника стали называть «Мужицким». Брейгель сделал ее воплощением воинствующей скаредности.

Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками. Но из-за своего масштаба миниатюра была неспособна уделять внимание личности человека. На груди блестят латы, на голове — подобие шлема. Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (от Матфея, 15, 14). О том, что это брачный пир, мы догадываемся по брачному венцу над головой невесты. Влияние Иеронима Босха ясно чувствуется в творчестве Брейгеля.

Такое композиционное решение, а также огромное количество представленных в этом «фрагменте» фигур, усиливает впечатление беспорядка и неразберихи. «Калеки» – это символ дегенерации человека, оказавшегося во власти дьявола. («Бобовый король», «Крестьянский праздник», «Крестьянский свадебный танец»). Сохранились Вавилонская башня (1563) и Малая Вавилонская башня (ок. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств).

«Охотники на снегу» (нидерл. Земля спокойна и величава в своем белоснежном убранстве. Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. - воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках ("Фламандские пословицы", 1559). Майкен (Марию), дочь своего учителя живописи, он полюбил еще девочкой, когда носил ее на руках. Те же, что отпали от Бога, превращаются во всевозможных уродливых тварей.

В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). Отсюда эпическая широта повествования. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы ("Сумрачный день") и напряженный ритм жаркого летнего дня ("Жатва"). И название Нидерланды переводится как «низменные земли». Наставником мальчиков была бабушка со стороны матери, жена учителя Питера Мужицкого. Как известно искусство Артсена надломилось именно в эти годы.

Море для нидерландцев было не только источником новых торговых связей и добычи рыбы. Картина «Безумная Грета» появилась в собрании Майер ван ден Берга в 1894 году, будучи куплена через аукцион в Кёльне из коллекции Кристиана Хаммера в Стокгольме как произведение старшего сына художника Питера Брейгеля Адского, но уже в 1897 году была идентифицирована с работой самого великого Брейгеля, о которой в 1604 году упоминает в своей «Книге о художниках» нидерландский художник и писатель Карель ван Мандер. Раскрыты содержание и смысл каждой представленной работы. Словом, Грета решила объявить войну своей судьбе. Его картины, наряду с прекрасными пейзажами и видами далей, содержат символы, обличающие человеческие пороки.

Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив "Калек" (1568). Последние произведения великого живописца свидетельствуют не только об углублении его драматургического таланта – особой утонченности достигает в них и его живописное мастерство, претворяющееся в нежных тональных переливах красочного слоя. В конце своей жизни Брейгель еще раз – в пейзажной живописи – в картине "Сорока на виселице" (1568) заявит о своей привязанности и родстве со всем, что живет и умирает. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. Народное веселье предстает не частным жанровым эпизодом, но наглядным обобщающим утверждением жизнелюбивой энергии, таящейся в глубине крестьянских масс и в «смеховой культуре» (по известному термину М. М. Бахтина), прорывающейся наружу наперекор силам социального и национального угнетения. Корни нидерландской живописи, без сомнения, нужно искать в нидерландской миниатюре, поскольку голландцы были непревзойденными мастерами миниатюрного письма. Так образовалось «поликультурное общество», где особенно остро возникали проблемы общения, прежде всего на религиозной почве.

Брейгель многолик: он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова был истинно северным художником и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием. Первые уроки мастерства Брейгель получил у известного антверпенского живописца Питера Кука ван Альста (1502 – 1550), придворного художника императора Карла V. По утверждению историка искусства Клода-Анри Роке, Брейгель часто совершал поездки по стране и «во время путешествий много и с удовольствием общался с крестьянами». Движения их полны природной силы, непринужденности, достоинства. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. Два высоких дерева, выходящие за рамки картины и обрамляющие передний план кулисами – композиционный прием, который будут заимствовать у Брейгеля многие художники.

На скалистом плато установлена виселица. Его источник – эгоистическое сознание или безумие. Земля кишит странными созданиями, которые проделывают нелепейшие движения. Брейгель хорошо знал его работы, применив этот метод «опредмечивания» в «Стране лентяев» из Мюнхенской Пинакотеки. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: «Савл, Савл. Представлены краткие сведения биографии художника.

Питер Брейгель Старший «Безумная Грета» (1562) Дерево, масло. На всех этажах громадного сооружения кипит работа. Художник изобразил вереницу слепых нищих, цепляющихся друг за друга. «О калеки, можете ли вы быть счастливы. » – вопрошает Брейгель на обороте своей картины.

Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Земля кишит странными созданиями, которые проделывают нелепейшие движения. Он делает ее безучастной к человеческой драме. Четкие формы арок и столбов ничуть не более долговечны, чем формы облаков, проплывающих мимо амбразур.

О ней пели в народных песенках – шванках, представляли в фарсах, рассказывали детям в сказках, а так же показывали в сериях рисунков в кунсткамерах. Здесь изображено более двухсот тридцати фигур. Особенно – кража сковороды.

Он был приобретен в 1898 году на аукционе в Лондоне за 35 500 франков. «Охотники на снегу» (нидерл. Картина представляет собой иллюстрацию евангельской притчи о слепых, в которой говорится: «.

В 1563 году Брейгель переселился в Брюссель, где были созданы лучшие из его поздних работ, в том числе картины «Перепись в Вифлееме» (1566 год, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) и «Избиение младенцев» (около 1567 года, Хемптон-корт, Лондон). Они заняты своим тяжелым трудом, который является каждодневным подвигом. Солнце на картине уже зашло, следовательно, Икар взлетел очень высоко, а его падение продолжалось долго. Весь мир Брейгель показывает именно так – вверх тормашками, как одну большую глупость.

1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 -в Брюсселе. Jagers in de Sneeuw) — картина Питера Брейгеля Старшего. В других работах Брейгеля драматические события современности находят непосредственное отражение. Брейгелю же, видимо в связи с испанскими репрессиями, пришлось переехать в Брюссель. Около 1564г, Антверпен. В его картинах появляются новые ракурсы и новое пространственное ощущение.

В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Последний год кажется наиболее вероятным для времени ее появления. По сравнению с величием и гармонией природы жизнь людей кажется мелочной. Если вам удастся побывать на выставке, обязательно обратите внимание на две маленькие работы Питера Адского из цикла «Нидерландские пословицы», спрятанные в застеклённом столе. 1563).

В фантасмагорических картинах Питера Брейгеля начала 1560-х годов «Безумная Грета» и «Триумф Смерти» появляется личный оттенок – осуждение человеческого безумия, алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим. И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности. На мосту происходит бессмысленное избиение друг друга охваченных тем же инстинктом женщин. Брейгелем восхищался Бертольд Брехт. В итоге он не просто популяризировал творчество своего отца (количество копий некоторых работ иногда превышает дюжину. ), но и создал целую галерею разных образов одной и той же картины (к примеру, «Переписи в Вифлееме»), вдохнув в них новую жизнь. Брейгель заложил основы развития национального нидерландского пейзажа.

В творческом наследии Брейгеля известна только одна картина на античный сюжет. Фигуры словно вырастают, преувеличиваются в своих масштабах и значительности. На горизонте за пастухом (в котором можно увидеть намек на Доброго пастыря) видна ветряная мельница -- символ Фортуны. Он любил жену Майкен и своих сыновей. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Изображение крайнего справа бородатого мужчины в черном считается автопортретом Брейгеля.

В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов: «Триумф смерти» (Мадрид, Прадо), «Падение мятежных ангелов» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), «Безумная Грета» (Антверпен, музей Майер ван ден Берг), «Битва израильтян с филистимлянами» (или «Самоубийство Саула», Вена, Музей истории искусств). Реальность их – в необычайно непосредственном ощущении духа времени. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты.

Информация подана интересно и доступно, подкреплена презентацией. Картина «На пути в Египет» или «Пейзаж с бегством в Египет». Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив Калек (1568, Париж, Лувр). Тот же принцип в основе картины Игры детей (в незаконченной серии Четыре возраста человека): перспектива улицы, усыпанной играющими детьми, не имеет предела их веселые и бессмысленные забавы – своего рода символ столь же абсурдной суеты всего человечества. Все было дико, несправедиво, неправильно. Особенно сейчас.

И хотя Брейгель находит в нем истинную красоту (не случайно тонкое живописное решение картины), его маленькие герои столь же занятны, сколь и ничтожны, в такой же мере жизненны, как и гротескны – между человеческим лицом и маской карнавального шута разницы порой не существует. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Еще одна работа, отражающая жизнь голландцев XVI столетия, – «Детские игры». БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок.

Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. В картинах Брейгеля человек представлен в природном окружении не одним лишь своим присутствием, но связан с ним деятельным единством своих трудов и дней, единством судьбы – жизни и смерти. Именно там Христос, наконец, окажется в центре внимания. Брейгель перенес действие из библейских времен в свою эпоху и поставил башню в Антверпене (фоном для башни служит панорама города).

Все происходит в полном соответствии со старинной нидерландской пословицей: «Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает». Из гостей выделяется пожилой господин на стуле со спинкой, тогда как все остальные гости сидят на простых длинных скамьях. О судьбе Питера Брейгеля Старшего известно очень мало.

Сопоставляя противоположности – «тощих» и «тучных», – сам художник не проявляет расположения ни к одной из сторон. Семь небольших миниатюр расположены на листах с текстом и изображают католических святых. Но на картине нет ни мифических существ, ни чертей, ни демонстрации людских страданий. Этот жанр требовал очень большого мастерства и точности.

Художник не оставил после себя ни дневников, ни писем, ни путевых заметок. Как и во всей нидерландской живописи XVI века, произведения Питера Брейгеля Старшего очень дидактичны. Они спят в мире и покое -- вокруг дерева, на буйно разросшейся траве. Название деревни стало его прозвищем, а к его детям оно перешло уже как фамилия.

Кроме того, рассказывают, что он очень любил облачаться в бархатные одежды. Вся процессия направляется туда, где толпа зевак образовала круг, – это и есть Голгофа.