Питер Брейгель Старший Вавилонская Башня Описание Картины

Картина Вавилонская башня: описание

Принцип их построения идентичен башне с картины Брейгеля. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды. Но не тут-то было.

У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Она до сих пор популярна в Австрии и Германии. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. «Вавилонская башня» — известная картина художника Питера Брейгеля.

К их вершине ведёт такая же спиральная эстакада вдоль внешней стены. Художник создал несколько картин на этот сюжет. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников.

Картина Вавилонская 
башня Питера Брейгеля

Картина Вавилонская башня Питера Брейгеля

Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. 2. Башня представляет единый яркий архитектурный образ, предельно дерзкий по своему замыслу и убедительный по инженерному воплощению на практике.

История Вавилонской башни (как у Самоубийство Саула) был интерпретирован как пример гордости наказали и что нет сомнений в том, что Брейгель хотел, чтобы его картины, чтобы иллюстрировать. По мнению Марины Аграновской искусствоведа из немецкого города Эммендинген, «похоже, что на картине Брейгеля строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд. » Также интересно, что у Брейгеля разрушает постройку не Бог, а время и ошибки самих строителей: ярусы положены неровно, нижние этажи или недостроены или уже рушатся, а само здание кренится. Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Каждая сделка (каменщики, плотники, штукатуры, каменщики, растворосмесители, жестянщики) имеет свой собственный отдельный на месте объекта и Брейгель, когда-либо юморист, показывает рабочие сады и их белье висит на просушку.

Питер Брейгель Старший 
"Вавилонская башня": 
описание картины

Питер Брейгель Старший "Вавилонская башня": описание картины

А чтобы лучше это понять, напрягите немного зрение и вглядитесь в детали, которые выписаны меленько-меленько (кстати, здесь каждый из элементов показан подробно). Башня построена уже так высоко, что достигает облаков. Картина Вавилонская башня запечатлела строителей до того момента, когда разгневанный Всевышний Творец своей волей остановил воплощение их проекта в жизнь. У подножия башни расположился город с оживлённым портом.

В строениях и пейзаже угадываются современные художнику Нидерланды. В картине Охотники на снегу (илиДекабрь, Вена, Музей историиискусств) метко схвачено своеобразиезимнего пейзажа с прозрачным морознымвоздухом, зеленовато-серым небом, тонкиморнаментом хрупких ветвей деревьев икустарников, далекими пространствамизаснеженных полей и гор, теплом, веющимот человеческого жилья – а всемогуществаприроды, Но для Брейгеля смена временгода – прежде всего свидетельство небожьего промысла, красоту сезонных измененийего облика, находящейся в процессенепрерывного становления и обновления, щедро приносящей человеку свои дары. Художник создал как минимум две картины на этот сюжет.

У кого-то разбиты огороды, кто-то вспахивает землю, а кто-то занимается детьми. С первого взгляда оценить масштаб города – невозможно. Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло). «Трудолюбивые муравьи» вступают в гонку со временем, возводя новые и новые уровни, в то время как нижние этажи уже начинают подвергаться разрушению.

При Карле V в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Оба варианта произведения были написаны масляными красками на деревянной основе. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду – дань происхождению притчи. С первого взгляда оценить масштаб города – невозможно. Судя по картине, такой «забор» не менее 3 – 5 метров высоту, может и больше.

1. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена или большая (114х155см), самая знаменитая из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене. Таким Вавилоном был и Антверпен, ставший в те годы одним из крупнейших экономических центров Европы. Как тут не вспомнить библейский сюжет.

В красной кирпичной пыли продолжается неустанная работа. Увлечение Брейгеля с движением привели его, чтобы исследовать падение фигуру изобразительную концепцию, которая находит свое окончательное выражение в притче о слепых (1568). Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». По мнению Марины Аграновской искусствоведа из немецкого города Эммендинген, «похоже, что на картине Брейгеля строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд. » Также интересно, что у Брейгеля разрушает постройку не Бог, а время и ошибки самих строителей: ярусы положены неровно, нижние этажи или недостроены или уже рушатся, а само здание кренится. «Вавилонская башня» – знаменитая картина художника Питера Брейгеля.

В центре картины – все тот же ступенчатый конус со множеством входов. Малая Вавилонская башня выполнена в мрачных цветах и при полном отсутствии людей, так как стройка уже приостановлена. Одна из возможных причин – экономический расцвет Голландии и урбанизация. В зрелой юности его буквально огорошил Босх. Питер Брейгель СтаршийВавилонская башня (Вена). Здесь Брейгель попытался показать немного другую сторону неудачи строительства.

Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами. Контекст Брейгель очень любил легенду о Вавилонской башне. Картина Питера Брейгеля Старшего в полной мере охватывает грандиозность задумки человека. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Сооружение выглядит как нагромождение уровней и элементов. «Вавилонская башня» — одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569).

Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. Это не просто изображение эпохи Возрождения, а красочный графический рассказ не о библейской притче, а о жизни людей 2 тыс. Реальность происходящего подчёркивают люди, работающие на строительстве. Но нет гармонии и в самой башне. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале. ), принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Однако после 1500 года ситуация изменилась. Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии.

История одного шедевра: 
«Вавилонская башня» 
Брейгеля-старшего

История одного шедевра: «Вавилонская башня» Брейгеля-старшего

В Нидерландах эпохи Брейгели «вавилонское столпотворение» служило аллегорией людской глупости и греховной самонадеянности, но содержание его картины к этому отнюдь не сводится. Картина Питера Брейгеля-Старшего «Вавилонская башня» не единственная в своем роде. А на заоблачной вершине царит полный хаос. В строениях и пейзаже угадываются современные художнику Нидерланды. Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами.

Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки имевшие, видимо, политический характер). У подножия башни расположился город с оживлённым портом. На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой. Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастиеи т. д. – воплощаются в образах живыхлюдей их конкретных поступках (Фламандские пословицы, 1559, Берлин-Далем, Картинная галерея). Вспомним библейское сказание.

Описать картинуВавилонская 
башня Питер Брейгель

Описать картинуВавилонская башня Питер Брейгель

В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене. Но они расположены в той же самой местности, что описана в Ветхом завете. Мощное цилиндрическое тело башни вздымается над плоским побережьем. По преданию, Евстафий был римским военачальником.

По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Однако после 1500 года ситуа ция изменилась. Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. 11, 4-8).

Отсюда эпическая широта повествования. Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного».

Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже (особенно в изображении расстилающегося по сторонам от башни моря крыш – небольших, стоящих порознь и вместе с тем тесно друг около друга, отливающих нежными тонами). «Вавилонская башня» – одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569). Украшением Антверпена были многочисленные церкви с колокольнями и монастыри. Несмотря на сравнительно небольшой размер (60X74, 5 см) она поражает мощью художественного языка, особой широтой воплощенного в ней взгляда на мир. Вся скрупулёзная проработка мельчайших деталей строго подчинена общему замыслу. Именно её у искусствоведов принято считать первым из двух авторских вариантов этой работы.

Это совпадение не может быть случайным. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Однако после 1500 года ситуа ция изменилась. Вокруг Вавилонской башни расположен целый город с многочисленными домами (одно- и двухэтажными), реками, мостами и огромными полями, площадями. Что такое Вавилонская башня – символ единства людей всей планеты или знак их разобщенности. Однако в 1556 году Карл отрекся и это огромное государство, не выдержав собственной поликультурности и полиэтничности, начало распадаться на отдельные земли (Испания и Нидерланды достались сыну Карла V Филиппу II Габсбургу).

Оба варианта произведения были написаны масляными красками на деревянной основе. лет назад. Автор 2010.

Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды. Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло). Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже (особенно в изображении расстилающегося по сторонам от башни моря крыш – небольших, стоящих порознь и вместе с тем тесно друг около друга, отливающих нежными тонами).

«Вавилонская башня» 
картина Питера Брейгеля 
Старшего

«Вавилонская башня» картина Питера Брейгеля Старшего

Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. Она имела мистический смысл и ритуальное значение – по ней люди поднимались к небесам. 28 см Вероятно, картина была левой створкой небольшого триптиха на тему Страстей. Современники находили параллели этой непривычной ситуации как раз в библейском сказании о Вавилонской башне». Ту, что представлена здесь, называют Большой Вавилонской башней. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. И рассеял их Господь оттуда по всей земле и они перестали строить город» (Быт.

Башня окружена большим и массивным каменным ограждением. Вторая выполнена в меньшем размере и потому названа Малой. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Во-первых, это аллюзия на Метаморфозы Овидия.

Описание картины 
«Вавилонская башня»

Описание картины «Вавилонская башня»

Отсюда эпическая широта повествования. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей. Вспомним библейское сказание.

Сыновья чтили память отца, копировали его работы, варьировали его темы. Вавилонская башня (столп) считается олицетворением гордыни, а ее строительство — столпотворение — символом многолюдия и хаоса. Подробнее: Речь идет не только про Дедала и Икара. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу.

Вавилонская башня, Питер Брейгель Старший, 1563

Самая ранняя из них не сохранилась. Чувство суеты, незащищенности и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов. Так существовала ли в действительности Вавилонская башня.

Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио. Картина очень реалистична и повествовательна. Вспомним библейское сказание. В качестве фона художник явно изобразил свою родную Голландию.

предварительный просмотр Изображение данных Информация Вавилонская башня1563Масло на дубовой панели, 114 х 155 смХудожественно-исторический музей, Вена Вавилонская башня (подробно)1563Масло на дубовой панелиХудожественно-исторический музей, Вена Вавилонская башня (подробно)1563Масло на дубовой панелиХудожественно-исторический музей, Вена Вавилонская башня (подробно)1563Масло на дубовой панелиХудожественно-исторический музей, Вена Вавилонская башня (подробно)1563Масло на дубовой панелиХудожественно-исторический музей, Вена Вавилонская башня (подробно)1563Масло на дубовой панелиХудожественно-исторический музей, Вена Вавилонская башня (подробно)1563Масло на дубовой панели, ширина детали 7 смХудожественно-исторический музей, Вена Вавилонская башня (подробно)1563Масло на дубовой панели, ширина детали 7 смХудожественно-исторический музей, Вена Вавилонская башня (подробно)1563Масло на дубовой панели, ширина детали 7 смХудожественно-исторический музей, Вена Вавилонская башня (подробно)1563Масло на дубовой панели, ширина детали 7 смХудожественно-исторический музей, Вена Вавилонская башня (подробно)1563Масло на дубовой панели, ширина детали 7 смХудожественно-исторический музей, Вена Вавилонская башня (подробно)1563Масло на дубовой панели, ширина детали 7 смХудожественно-исторический музей, Вена Вавилонская башня (подробно)1563Масло на дубовой панели, ширина детали 7 смХудожественно-исторический музей, Вена Вавилонская башня (подробно)1563Масло на дубовой панели, ширина детали 7 смХудожественно-исторический музей, Вена Вавилонская башня (подробно)1563Масло на дубовой панели, ширина детали 7 смХудожественно-исторический музей, Вена Вавилонская башня (подробно)1563Масло на дубовой панели, ширина детали 7 смХудожественно-исторический музей, Вена Вавилонская башня (подробно)1563Масло на дубовой панели, ширина детали 7 смХудожественно-исторический музей, Вена Вавилонская башня (подробно)1563Масло на дубовой панели, ширина детали 7 смХудожественно-исторический музей, Вена Вавилонская башня (подробно)1563Масло на дубовой панели, ширина детали 7 смХудожественно-исторический музей, Вена Вавилонская башня (подробно)1563Масло на дубовой панели, ширина детали 7 смХудожественно-исторический музей, Вена Вавилонская башня (подробно)1563Масло на дубовой панели, ширина детали 7 смХудожественно-исторический музей, Вена Вавилонская башня (подробно)1563Масло на дубовой панели, ширина детали 7 смХудожественно-исторический музей, Вена Вавилонская башня (подробно)1563Масло на дубовой панели, ширина детали 7 смХудожественно-исторический музей, Вена Вавилонская башня (подробно)1563Масло на дубовой панели, ширина детали 7 смХудожественно-исторический музей, Вена Маленький Вавилонская башнягр. Ведите познание от химии и истории к человеку. В основе этой работы лежит библейское иносказание о человеческой гордыне. Нимрод был жесток и горд.

Питер Брейгель Старший 
" Вавилонская башня" 
1563

Питер Брейгель Старший " Вавилонская башня" 1563

Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Мы как будто слышим грохот молотков, звон цепей, скрип канатов. Уже вранних исполненных с натуры рисункахи акварелях (1552-1553) изображающихграндиозные панорамы Тироля, Альп, видыродной страны, Брейгель проявил себякак новатор пейзажа, обнаружив целостноеорганическое чувство жизненных силприроды в единстве и бесконечномразнообразии ее проявлений.

Два рабочих в человеке с питанием от крана напрягают, чтобы превратить гигантский протектора колеса таким образом, чтобы поднять огромный каменный блок (Klein подсчитал, что двое мужчин могли бы поднять 1 тонну сляба 50 футов в 2, 5 мин) 2, Все торговцы кажутся весьма трудолюбивым и аккуратным, как пчелы в улье (против), но при ближайшем рассмотрении их работа несогласованные и никогда шансов на успех, четкую ссылку на потомков Ноя, которые после наводнения построили большую башню в качестве защиты от второго наводнениями и прославлять себя (Бог наказал их спесь с смешении языков и полученный в результате хаоса в связи оказали строительные работы не способны быть законченный) 3. Картина очень реалистична и повествовательна. В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». 4. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода – легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считавшегося руководителем строительства вавилонской башни и его свиты в левом нижнем углу картины.

Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания.

Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды. Первая версия (в настоящее время утрачены), очень маленькие и окрашены в цвета слоновой кости, упоминается в описи Кловио, знаменитый миниатюрист, которого Брейгель познакомился и сотрудничал с в Риме в 1553 году Вторая версия была картина на панели, которая датированный 1563 и в настоящее время в музее истории искусств в Вене, а третий был меньше живописи, в настоящее время в музее Boijmans Ван Бёнинген в Роттердаме. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Да и даже не одна.

Описание картины 
Питера Брейгеля 
«Вавилонская Башня»

Описание картины Питера Брейгеля «Вавилонская Башня»

Картина «Вавилонская башня» отображает бурлящую жизнь тех времен. «Трудолюбивые муравьи» вступают в гонку со временем, возводя новые и новые уровни, в то время как нижние этажи уже начинают подвергаться разрушению. В центре картины – все тот же ступенчатый конус со множеством входов. Однако в 1556 году Карл отрекся и это огромное государство, не выдержав собственной поликультурности и полиэтничности, начало распадаться на отдельные земли (Испания и Нидерланды достались сыну Карла V Филиппу II Габсбургу).

Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. 3.

Картина очень реалистична и повествовательна. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду — дань происхождению притчи. В1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихсяисторических катаклизмов: Триумфсмерти (Мадрид, Прадо), Падениемятежных ангелов (Брюссель, Королевскиймузей изящных искусств), БезумнаяГрета (Антверпен, музей Майер ванден Берг), Битва израильтян сфилистимлянами (или СамоубийствоСаула, Вена, Музей истории искусств). Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни. Существует доказательство того, что Вавилонская башня действительно существовала.

Так называемая Большая (по размеру полотна 114155 см) Вавилонская башня хранится в Музее истории искусств, Вена. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания. Теперь величественная башня уже не подавляет людей – строителей, снующих по ступеням.

Вся скрупулёзная проработка мельчайших деталей строго подчинена общему замыслу. Оно поднялось уже выше облаков. Брейгель вернулся к этой теме в нескольких различных работ: в Охотники на снегу (1565, Художественно -исторический музей, Вена), например, он передает идею, что человек является бессильной лицом, не имеет значения, кто находится во власти природных сезонов и ритмы года. Преббл L. В сериикартин Месяцы (1565) сменяющие другдруга времена года неразрывно объединеныс сезонным трудом крестьян.

«Вавилонская башня» 
Брейгеля Старшего

«Вавилонская башня» Брейгеля Старшего

Прерывисто-неравномерныйритм движения фигур развивают темунеминуемой гибели. Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. Это творение человеческого разума, человеческих рук. В картине «Вавилонская башня» Питера Брейгеля легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена или большая (114х155см), самая знаменитая из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Дети на картине, вероятно, забавляются зимней голландской игрой кольв.

В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня» пользуется особым почётом. В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня» пользуется особым почётом. Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Она имела мистический смысл и ритуальное значение – по ней люди поднимались к небесам. Мало того, что бог устроил языковой хаос, он еще и рассеял людей по миру. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию.

В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале. ), принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней.

На вывеске нарисован олень (так как гостиница называется Dit is inden Hert – У оленя) и святой, стоящий перед ним на коленях. Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал языки людей, в результате чего они перестали понимать друг друга и строительство не могло продолжаться дальше. Тем самым Брейгель показывает, считает Кирилл Чупрак, «не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую определенный лимит размера постройку», уподобляя работу архитекторов работе политиков. Одна из возможных причин – экономический расцвет Голландии и урбанизация.

«Вавилонская башня» 
Брейгеля Старшего: 
Скрытые символы

«Вавилонская башня» Брейгеля Старшего: Скрытые символы и политическая сатира, зашифрованные в библейском сюжете

В левом переднем плане, тучный мастер – строитель (нувориши Антверпена) представляет собой группу сжимаясь, выработавших каменщиков (покоренные граждан Антверпен) до больше, чем жизнь короля (тиран Нимрод псевдонимом Филипп II Испании) и его окружения. Так же как и пейзажной живописи, его религиозные картины имеют ряд обычных библейских сцен (Избиение младенцев, шествие на Голгофу), включая притчах Христа (Притча о слепых), а также мифологические сюжеты (Пейзаж с Падение Икара) и поговорки изречения (Нидерланды Притчи). Вспомним библейское сказание. При изучении картины было выяснено, что за основу Вавилонской башни Брейгель взял Колизей в Риме, который он видел во время одной из своих поездок. Это совпадение не может быть случайным.

Интерпретация Вавилонской башниОдин из нескольких панельных картин, посвященных религиозному искусству, эта картина (по заказу коллекционер произведений искусства в Антверпене Niclaes Jonghelinck и теперь в Художественно – исторический музей, Вена) был вторым из трех версий библейской Вавилонской башни, написанный Питера Брейгеля. Второй вариант почти вдвое меньше первого. К их вершине ведёт такая же спиральная эстакада вдоль внешней стены. Тем самым Брейгель показывает, считает Кирилл Чупрак, «не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую определенный лимит размера постройку», уподобляя работу архитекторов работе политиков. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Башня построена уже так высоко, что достигает облаков.

Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. Башня окружена большим и массивным каменным ограждением. Известно, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме. Кстати, у Питера Мужицкого была одна дочь Мари.

22 детали, которых 
мы не замечали на 
Вавилонской башне

22 детали, которых мы не замечали на Вавилонской башне Брейгеля

Люди находят смысл в искании единства исторического процесса, нужно преодоление той «разнообразной жизни», которая не могла быть приведена к единой истине и морали, единая история, цельный процесс. Характерно, что в картине, написанной на тот же сюжет ранее («Малая Вавилонская башня» Роттердам), башня абсолютно подавляла человеческое начало. И Ясперс создает нежданную дефиницию: «мыслящий человек сам находился в развитии, которое и есть история» – эта искомая цельность тоже миф, смысл в процессе, так происходит и неизбежное «преодоление истории», она не принадлежит к абсолютному – к безусловным вещам. Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Глава 11 начинается с рассказа о башне, однако с 10-го стиха возобновляется прерванная тема родословной: «вот родословие Сима».

Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. Так существовала ли в действительности Вавилонская башня.

Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. Можнодо бесконечностинаблюдать за связями на столь глобальной стройке и тем, как еще более высокие рампы наслаиваются на уже имеющуюся конструкцию. Вот уж где действительно было смешение языков: в первой половине XVI века, при Карле V, в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Обратимся теперь к большой «Вавилонской башне». 12.

В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня» пользуется особым почётом. Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». И это не оставляет ни малейших сомнений в том, что подобное сооружение реально могло быть построено.

Блудный сын» («Путник», «Странник», «Пилигрим») — картина нидерландского художника Иеронима Босха. Картина «Вавилонская башня» наполнена десятками важных исторических фрагментов, которые лаконично изобразил Питер Брейгель-Старший.