Питер Брейгель Вавилонская Башня
Вавилонская башня, картина Питера Брейгеля Старшего, стала одним из самых ярких и запоминающихся образов за всю историю изобразительных искусств. Многими исследователями древней истории было замечено, что Вавилонская башня, картина Питера Брейгеля, во многом навеяна реальной архитектурой Месопотамии. Картина «Вавилонская башня» наполнена десятками важных исторических фрагментов, которые лаконично изобразил Питер Брейгель-Старший. «вавилонская башня» (нидерл. De Toren van Babel)— известная картина художника Питера Брейгеля.
1 Известно, что два сына художника, Питер Брейгель Младший (1564-1635) и Ян Брейгель Старший (Бархатный) (1568-1625), в своем творчестве также обращались к теме строительства Вавилонской башни. Картина Питера Брейгеля-Старшего «Вавилонская башня» не единственная в своем роде.
История одного шедевра: «Вавилонская башня» Брейгеля-старшего
Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. Но нет гармонии и в самой башне. В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня» пользуется особым почётом. Прежде чем всмотреться в картины, вспомним библейское сказание о Вавилонской башне. Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». С помощью деревянных колотушек и зубил рабочие обрабатывают каменные блоки.
Тем самым Брейгель показывает, считает Кирилл Чупрак, «не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую определенный лимит размера постройку», уподобляя работу архитекторов работе политиков. С первого взгляда оценить масштаб города – невозможно. Башня делит средний и дальний планы картины на две части. Обычно именно водными путями, пишут Р. -М.
Картина Вавилонская башня Питера Брейгеля
Башня построена уже так высоко, что достигает облаков. В центре картины – все тот же ступенчатый конус со множеством входов. Башня окружена большим и массивным каменным ограждением. В одном из вариантов «Вавилонской башни» художник передал именно это ощущение.
Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Картина «Вавилонская башня» отображает бурлящую жизнь тех времен. Самая ранняя из них не сохранилась.
Картина Вавилонская башня: описание
Однако после 1500 года ситуа ция изменилась. Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни. Роттердамский вариант картины кажется более тяжелым и мрачным, чем вариант, хранящийся в Венском историко-художественном музее. Она имела мистический смысл и ритуальное значение – по ней люди поднимались к небесам. В качестве фона художник явно изобразил свою родную Голландию.
То там, то здесь появляются новые заплатки и свежие кирпичные вставки. Обращенная к морю сторона не достроена даже до третьего этажа. Однако после 1500 года ситуация изменилась.
Питер Брейгель Старший "Вавилонская башня": описание картины
Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания. Изображения Вавилонской башни всегда представляют наглядный образец строительной техники своего времени, при этом отображают деятельность различных ремесел. В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня» пользуется особым почётом.
Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Та часть Башни, которая обращена к городу, кажется, построена лучше всего. Вот уж где действительно было смешение языков: в первой половине XVI века, при Карле V, в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Вторая выполнена в меньшем размере и потому названа Малой.
Это замечают Р. -М. себе все достоинства первого и второго: он имеет стрелу и приводится в движение силою ног. Вокруг Вавилонской башни расположен целый город с многочисленными домами (одно- и двухэтажными), реками, мостами и огромными полями, площадями. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера.
В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене. Брейгель показывает развитие строительной техники в композиции своей картины по диагонали. «Трудолюбивые муравьи» вступают в гонку со временем, возводя новые и новые уровни, в то время как нижние этажи уже начинают подвергаться разрушению. Но они расположены в той же самой местности, что описана в Ветхом завете. По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней.
Есть лишь единственный намек в картине Питера Брейгеля на восточное происхождение царя. Нам кажется, что Брейгель в своих картинах умело объединяет многие из этих идей. У кого-то разбиты огороды, кто-то вспахивает землю, а кто-то занимается детьми. Однако после 1500 г. ситуация резко изменилась. Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей. Хубон с обшитыми золотым позументом полами и подпоясанный широким поясом, вместе с нагрудником – «сокращенным» вариантом рыцарских доспехов, также указывает зрителю, что он видит перед собой полководца. «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать».
Питер Брейгель Старший " Вавилонская башня" 1563
Именно её у искусствоведов принято считать первым из двух авторских вариантов этой работы.
Да и даже не одна. На венской и роттердамской картинах Брейгель дает свое монументальное видение архитектуры. «Вавилонская башня» – одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569). При этом из девяти этажей многие еще не достроены. Судя по картине, такой «забор» не менее 3 – 5 метров высоту, может и больше. Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио.
К их вершине ведёт такая же спиральная эстакада вдоль внешней стены. По их мнению, несколько хижин, размещенных на пандусе идущем по спирали к вершине Башни, отвечают требованию крупномасштабного строительства того времени, когда каждая гильдия или строительная бригада обзаводилась собственной «времянкой» на строительной площадке. и Р. Хаген, доставляли в Антверпен кирпич и камень. Эта стена своим чистым «фасадом» закрывает от жителей города безнадежно плачевное положение дел на другом конце Башни. К королевским регалиям относится и скипетр в правой руке.
Одна из возможных причин – экономический расцвет Голландии и урбанизация. Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами. Есть и другое объяснение. 4.
С этого момента нидерландские художники настолько попадают под влияние темы Вавилонской башни, что буквально полностью ее монополизируют. По его мнению, слова (Бытие XI : 8) Священного писания в условиях, когда именно в Библии черпали подтверждение правоты своего дела борцы за свободу Нидерландов, попали на благодатную почву. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале. ), принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Как тут не вспомнить библейский сюжет. Вся скрупулёзная проработка мельчайших деталей строго подчинена общему замыслу.
иностранцев, к которым относились с подозрением. Картина очень реалистична и повествовательна. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. Художник создал как минимум две картины на этот сюжет. СюжетВ основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Выше, на третьем этаже изображен тяжелогрузный кран – гигант, сочетающий в.
Картина очень реалистична и повествовательна. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Напротив, другие в гигантской Башне видят утопические черты некоего идеального города. Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло).
До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. В ее композиции отсутствует на переднем плане группа во главе с царем Нимродом. Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Различное членение дугообразных арок и окон вносит разнообразие в архитектуру Башни. Всё потому, что это полотно публикуется практически везде и всюду, начиная от книг библейского содержания и заканчивая учебниками для детей младших классов. Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды.
Описание картины «Вавилонская башня»
Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Реальность происходящего подчёркивают люди, работающие на строительстве. Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей. 3. Натолкнуть его на идею создания подобного рода архитектуры могли и гравюры римских руин антверпенских художников и издателя Иеронима Кока, который выпускал их в своем издательстве «Aux Quatre Vents».
Чуть левее – более мощный. Внимание полностью концентрируется на архитектуре. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли».
«Вавилонская башня» картина Питера Брейгеля Старшего
Так существовала ли в действительности Вавилонская башня. Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». цию своей Башни, больше ориентировался на Римский Колизей. Башня построена уже так высоко, что достигает облаков. Обратимся теперь к большой «Вавилонской башне». «Вавилонская башня» — одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569).
А на заоблачной вершине царит полный хаос. «Вавилонская башня» – известная картина художника Питера Брейгеля. В этом городе-«базаре» с крупнейшим морским портом проживало около 1 тыс. Мораль сей картины – бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом. По мнению Р. -М.
«Вавилонская башня» Брейгеля Старшего: Скрытые символы и политическая сатира, зашифрованные в библейском сюжете
Отождествляя испанцев с потомками Хама, проклятых Ноем, зритель картины Брейгеля видел тщету усилий по созданию испанской мировой державы ибо эти усилия шли вразрез с божественным провидением. Во время итальянского путешествия Брейгель некоторое время работал у Джулио Кловио в Риме. На переднем плане, в левом нижнем углу картины, Брейгель демонстрирует применение ручного труда.
Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. При этом, преувеличивая его достоинства, Брейгель мог видеть Колизей своими глазами. Это совпадение не может быть случайным.
Первая часть – это город и чистая освещенная часть башни. Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Во всяком случае, Брейгель вновь обратился к теме Вавилонской башни примерно через десять лет после возвращения из Италии: большая картина написана в 1563 г., малая – несколько раньше или чуть позднее. К середине XVI в. назревал конфликт между Испанией и Нидерландами.
В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене. После отречения Карла V, сторонника умеренной эксплуатации Нидерландов, эти провинции достались в наследство Филиппу II, который узкой «испанской политикой» восстановил против себя Нидерланды6. Второй вариант почти вдвое меньше первого. О скрытом антииспанском подтексте в работах Брейгеля пишет Ю. А. Тарасов7.
Вавилонская башня, Питер Брейгель Старший
По мнению Марины Аграновской искусствоведа из немецкого города Эммендинген, «похоже, что на картине Брейгеля строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд. » Также интересно, что у Брейгеля разрушает постройку не Бог, а время и ошибки самих строителей: ярусы положены неровно, нижние этажи или недостроены или уже рушатся, а само здание кренится. Чувство суеты, незащищенности и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов. Так образовалось «поликультурное» общество, где особенно ощущалась потребность в общении, прежде всего на религиозной почве.
Но нет гармонии и в самой башне. Ту, что представлена здесь, называют Большой Вавилонской башней. Город, где строилась башня и смешались языки и наречия, был назван Вавилоном. Вспомним библейское сказание. Здесь Брейгель попытался показать немного другую сторону неудачи строительства. Брейгель показывает нижнюю часть строения так, как если бы мы смотрели на нее сверху, а верхние этажи изображает снизу. Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства.
Художник дал ключ к подобной расшифровке сюжета (Венская картина), 39перенеся место действия из долины Сеннаарской на побережье Северного моря и нарядив в испанский костюм главного строителя Вавилона Нимрода, который, по Библии, «начал быть силен на земле» (Бытие X : 10). 2.
На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой. Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло). Картина больше похожа на фрагмент, что усиливает ощущение беспокойства и тесноты, 39 создаваемое Башней.
Однако в 1556 году Карл отрекся и это огромное государство, не выдержав собственной поликультурности и полиэтничности, начало распадаться на отдельные земли (Испания и Нидерланды достались сыну Карла V Филиппу II Габсбургу). Пропорции Башен, пейзажа и людей несоразмеримы между собой. Вторая половина – это недостроенная часть, граничащая с портом.
Подобным же образом в композиции картины «Пляска под виселецей» художник использует воображаемую диагональ для раскрытия программной мысли13. Ритмично по спирали закручивающаяся рампа слегка отклоняется от линии горизонта.
Вавилонская башня, Питер Брейгель Старший, 1563
В Европе подданный обычно опускался перед сюзереном лишь на одно колено. Оба варианта произведения были написаны масляными красками на деревянной основе.
Картина Питера Брейгеля Старшего в полной мере охватывает грандиозность задумки человека. Вопрос о Вавилонской башне играл большую роль на экзамене для каменщиков средневековья и Ренесанса12. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников.
Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена или большая (114х155см), самая знаменитая из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене. и Р. Хаген, современники находили параллели этой непривычной ситуации в библейском сказании о Вавилонской башне. лет назад. Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды.
Описать картинуВавилонская башня Питер Брейгель
1. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Эта находка выгодно отличает его работу от других. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу.
Принцип их построения идентичен башне с картины Брейгеля. Строители тратят много сил на поддержание здания-гиганта, но его разрушает время. Брейгель показывает нам в недостроенной верхней части внутреннее устройство Башни.