Пленники Микеланджело

Здесь находятся шедевры Микеланджело: «Пленники Рабы», «святой Матфей» и знаменитый на весь мир гигант «Давид». Здесь находятся шедевры Микеланджело: «Пленники Рабы», «святой Матфей» и знаменитый на весь мир гигант «Давид».

«Рабы» («пленники») ("") – цикл скульптур Микеланджело

Так, например, проживавший во Флоренции племянник Микеланджело писал ему около 1547 года, что Козимо крайне недоволен проживанием Микеланджело в 1544 году в римском Палаццо Строцци, принадлежавшем злейшему политическому врагу Медичи. Ивсеже онтак инепереехал изэтого убогого жилища вдали отцентра папского двора. Ева послушно следует слову творца. Он был вторым сыном.

170. 174. Циничный дон Винченцио Боргини сразу догадался, как только узнал обагонии, что смерть мастера предоставит прекрасную возможность, чтобы улучшитьто, что мысегодня назвалибы «имиджем» флорентийского академического сообщества иего покровителя Козимо I. «Примите вовнимание, что явам скажу: порой злопыхательство завистников чужой добродетели порождает вещи, приносящие более славы тем, кто ихделает, чем тем, для кого они сделаны. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение.

Илл. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. Илл.

это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Илл. Посути этого ждали. Однако и здесь царит дух отчужденности.

«Рабы» («пленники») 
 () – цикл скульптур 
Микеланджело

«Рабы» («пленники») () – цикл скульптур Микеланджело

Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. 135, 139. Композиция Микеланджело, насколько позволяет судить гризайль Бастиано да Сангалло, выделялась своим абсолютно необычным характером.

Илл. В действительности оно так и получилось. Круглый мраморный барельеф изображает сидящую Деву Марию с маленькими Иисусом и Иоанном Крестителем.

Мраморная статуя 
раба или пленника 
Микеланджело на

Мраморная статуя раба или пленника Микеланджело на, Флоренсе, Италии Италии

Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Илл.

Сыновья его Лоренцо и Джулиано унаследовали целый музей, а после смерти Джулиано Лоренцо решил привести этот музей в порядок и создать в нем школу для молодых талантов. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса.

Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Учитель внимательно рассмотрел набросок и сказал: «Да, этот знает больше меня». Он терял свою свободу и превращался в придворного мастера, полностью зависевшего от прихоти тех, кому он служил. Скоротечная болезнь, сразившая его, обрушилась внезапно. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа.

  1. Восставший раб и Умирающий раб Микеланджело
  2. Раб восставший и раб умирающий Микеланджело Буонаротти
  3. Скульптуры Микеланджело в Риме: история, описание, где посмотреть
  4. Самые известные работы Микеланджело

Это предназначенные для украшения гробницы Св. Пейзаж пустынен и гол. 86-88. Гробница Юлия II наглядно показывает, сколь губительным было для искусства прямое воздействие на него контрреформационных идей и вкусов. 3, 4. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров.

К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. 21, 22.

  1. Микеланджело, биография, фрески, живопись, картины
  2. Скульптуры Микеланджело Буонарроти их фото и описание
  3. Снимки рисунков Микеланджело из тайной комнаты опубликовал
  4. Идущий через века (о Микеланджело Буонарроти)
  5. Становление формы как переживание прекрасного в произведениях Микеланджело
  6. Интересные факты о Микеланджело Буонарроти
  7. Пленник невольничий Микеланджело,, Флоренс, Италия

А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole). Почти девяностолетний Микеланджело все еще продолжал работать. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. В деловой Флоренции не так просто было нарушить контракт и, что еще важнее, у Медичи не легко принимали незваных, но на этот раз, по утверждению Вазари инициатором перехода Микельанджело в сады Медичи был не кто иной, как сам Лоренцо.

Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Фигура погружается в сон. Статуя Моисея была предназначена для второго этажа гробницы, где она должна была быть размещена над правой нижней нишей.

И этой своей гранью эстетика Фичино и его единомышленников прежде всего импонировала Микеланджело, которого уже с юных лет привлекало все по-настоящему значительное и нравственно чистое. В таком толковании космической катастрофы уже не остается места для героя и героического деяния, не остается места и для милосердия. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность.

В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. 36.

130.

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Скульптурные шедевры Микеланджело
  • Микеланджело «Битва кентавров» или «Бой Геркулеса с кентаврами») (около 1492)
  • Микеланджело «Умирающий раб» (около 1513)
  • Напишите отзыв о статье Рабы Микеланджело
  • Отрывок, характеризующий Рабы Микеланджело
  • Три скульптуры гробницы Юлия работы Микеланджело

Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Леонардо понял, что лучшей службой, которую онмог сослужить своему синьору КозимоI, былобы вывезти воФлоренцию хотябы тело дяди. И в ней мастер смело порывает с традицией. 119, 111. В рельефе Мадонна у лестницы он вкладывает совсем новое содержание в традиционный образ Марии. Несоизмеримо более оригинально и абсолютно другое произведение первого римского периода – Пьета.

В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Власть теперь могла свободно распоряжаться его останками илегендой. Было ли это изменение предусмотрено самим Микеланджело или оно явилось результатом корректива, внесенного Джакомо делла Порта – об этом и спорят ученые. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). 48-55.

  • Скульптура Микеланджело: Христос делла Минерва
  • Пьета: самая знаменитая скульптура Микеланджело
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  • Зимние пейзажи выдающихся художников
  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии

И он неизменно подкупал своих друзей величайшей человечностью, скромностью и высоко нравственным внутренним обликом. В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного. 33, 34.

Вофлорентийском доме оставались пробные варианты «Пленников» истатуя «Победы» для гробницы Юлия II. Илл. Его гений искал более широкого поля деятельности. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Оннедоверял никому, даже банкам, всегда боялся обмана, преследования, мошенничества.

  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  • Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  • Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  • Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»

Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Лишь при таком синтетическом решении становилось возможным сделать из фасада зерцало всей Италии. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе.

В 50-е годы к нему обратились проживавшие в Риме члены флорентийской колонии, чтобы он помог им построить церковь Сан Джованни деи Фьорентини. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Стояла сильная жара, раздевшиеся воины, отложив в сторону оружие, отдыхали, либо купались в Арно.

При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Илл.

  • Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  • 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  • Самые красивые города в вечернем освещении
  • Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
  • Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи

Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора.

Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. Отпроизведений, нескольких рисунков итрех начатых скульптур, неосталось иследа. Иобстоятельства его смерти были характерны для изгнанника, несмотря навсеобщее признание.

Эти распалубки, вместе с четырьмя угловыми парными распалубками, выполняют конструктивную роль, облегчая сочетание зеркального свода со стенами. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. 37.

  1. Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  2. Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  3. : музыка, которую можно увидеть
  4. Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  5. Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»

Илл. А воля художника была поистине безмерна. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св.

Конечно импришлось довольствоваться ресурсами, намного более ограниченными, чем уримлян, ноизобретательность позволила импреодолеть это препятствие исделать ограниченность основой для творческих поисков. Его узнали, нонеосмелились окликнуть. Илл.

Илл. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. 161.

Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti).

  1. Микеланджело: последние новости

Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Но этим роль античного наследия не была исчерпана.

Восставший раб и 
Умирающий раб Микеланджело

Эти рисунки, выполненные в необычайно тщательной манере сангиной либо итальянским карандашом, призваны были служить образцами для учившегося рисовать Кавальери, который был страстным поклонником античного искусства и обладателем первоклассной коллекции антиков. Это два составных звена единой архитектурной концепции. И результаты были самыми плачевными.

С Лоренцо Бертольдо был близок с давних пор, как это видно из интимного письма его к правителю города от 29 июня 1479 года. Илл. Например, деревянная модель собора св.

Что представляли собою мальчики в детстве, мы не знаем. Любая архитектурная форма мыслилась им в расчете на движение зрителя и он никогда не отрывал ее от окружающей воздушной и световой среды. 175, 176. Тысячи людей вслезах тихо проходили, одетые втеже черные поношенные накидки, теже потертые кафтаны, которые, согласно скрупулезной описи, были обнаружены ивплатяном шкафу Микеланджело.

Петра, которую онвоспринимал как обет, данный непосредственно Богу. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни.

Илл. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой.

Человеку, обожествленному уже при жизни, возможно, стоилобы преподнести своей публике иную смерть, чем медленное имучительное угасание охваченного страхом, страдающего старика, который, как ивсе, допоследнего цеплялся зажизнь. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Микеланджело изобразил святое семейство в рост, чего обычно избегали кваттрочентистские художники. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии).

Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. При подобном толковании абсолютно непонятными остаются оковы, тактично замененные скульптором тугой перевязью. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника.

179-181. Вазари прямо пишет:.

На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Илл. Содной стороны, сам мастер рассеивает миф онем. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции.

И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. В них Микеланджело воплотил два полярно противоположных характера, которые полностью раскрываются и обретают свой глубокий внутренний смысл лишь при сопоставлении друг с другом. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений.

Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма. 92, 93, 94. Илл. Илл. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов.

К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. Статуя апостола Матфея, оставшаяся незаконченной мастером, представляет совсем особый интерес, так как она бросает свет на метод работы Микеланджело. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке.

Но и они не сломили его. Этот жест символизирует молчание. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению.

И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Эскизный характер фигуры Крестителя, едва намеченная правая рука Марии и местами совсем сырые части фона не оставляют сомнения в том, что мы имеем здесь незаконченное произведение Микеланджело. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Последняя была предназначена для хора старого собора св.

Прошло уже неменьше столетия стех пор, как папская власть направила урбанистическое «возрождение» Рима впротивоположную сторону, визлучину, образованную Тибром между замком Св. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Илл.

Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий.

И в этом сказалась сила его характера, с ранних лет не привыкшего останавливаться перед трудностями. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Петра, с чем папа был полностью согласен. 134.

Петра. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). 86-91. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. И тогда полностью раскрываются ее красоты.

На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Это помогало ему сохранять чувство целого.

89-91. Они дополняют друг друга и вестибюль, с его учащенным, тревожным ритмом, служит подготовительной ступенью для читального зала, в котором царят спокойствие и тишина. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). На Капитолийский холм ведет широкая лестница. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. И в элиминированной форме его тяжелые переживания могли как-то преломиться в отдельных образах, тем более что сама тематика фресок в распалубках и люнетах во многом к этому предрасполагала.

Именно Даниэле даВольтерра было поручено закрасить наиболее «непристойные» части обнаженных тел в«Страшном Суде». 80. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. Илл. Микеланджело полностью подчиняет его форме.

В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Илл. Смерть Микеланджело унесла одного изпоследних представителей «спиритуалов», группы, которая впредыдущие годы пыталась провести рискованное примирение спротестантской реформой. Повернутая в профиль голова, выдвинутое вперед правое и сильно отведенное назад левое плечо, прямая правая и согнутая в колене левая нога – все это пронизывает фигуру движением, в основу которого положен сложный контрапост.

Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Илл. 162.

По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи). 39. Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению.

Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Особенно выразительна правая фигура. Фигура коренастая, сильная, мужественна.

Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. 23, 24.

И это приводит к трагической разобщенности образов. Они называли Микеланджело divino (божественным). Они утратили волю.

Поначалу Микеланджело начал обрабатывать глыбу для композиции иного типа, зафиксированной на одном рисунке в Оксфорде. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. Его показали Гирландайо. Онпопытался взобраться насвою вороную лошадку ипоехать верхом, как делал всегда, когда позволяла погода ивпал впанику, поняв, что ему больше несуждено оседлать коня. Креститель протягивает щегленка сидящему на коленях Марии Христу, который резко отпрянул в сторону.

159. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию.

Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Илл. 99, 101, 102. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств).

И всюду Микеланджело выходил победителем. 136. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев.

Как свидетельствуют все старые источники, никакого специального архитектурного образования он не получил. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Илл.

Все время приходилось ему преодолевать препятствия. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. С иврита слово можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи». В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе).

Он только и мечтал о том, чтобы поскорее взяться за карандаш и краски. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Он вытягивает всю композицию по вертикали и довольно равномерно насыщает плоскость стены фигурами, ограничиваясь небольшими разрывами между ними.

Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. 110, 112. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Как можно обвинить втирании подобного человека.

Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Три года напряженнейшей работы пропали даром. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Илл. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой).

И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. Посчастью, зима оказалась крайне суровой ипрах хорошо сохранился.

Это были тяжелые годы. Следовательно, всю фразу можно перевести как «так как излучала кожа его лица». Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. Вера, которую Микеланджело «иллюстрировал» спомощью мрамора икистей всамом сердце христианского мира, была переполнена еретическим духом, нотеперь, сего кончиной, официальная Церковь могла начать свою ретуширующую миссию.

Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб».

97, 98. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. Отсюда его равнодушие к земным благам, его пуританский, порою даже аскетический образ жизни.

Она напоминает мощную лавину. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам.

По словам Варки, он предпочитал изучению грамматики в школе посещение церквей, где он копировал картины часто он убегал из школы, чтобы посмотреть, как работают художники и он охотнее проводил время с теми, кто рисует, нежели с теми, кто учится. 10, 11, 12. 5, 6. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом.

Кандидатура старого Бертольдо в качестве руководителя школы выдвигалась сама собою. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Когда он умер в 1491 году, один современник оплакивал его смерть такими словами: «В Тоскане, а быть может, во всей Италии, не было другого художника, обладавшего столь благородным дарованием и мастерством в этой области».

Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Но все усилия напрасны. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Никого он так не пестовал, как поэтов и гуманистов.

В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Старше него был Лионардо, моложе — еще трое: Буонаррото, Джовансимоне, Джисмондо. Отсюда рождается трагизм этого образа, по духу своему близкого к флорентийской статуе апостола Матфея и к позднейшим статуям рабов.

7, 8. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. Вот почему он приравнивал часто постройки не к идеальным пропорциям человеческого тела, как это делали кваттрочентисты, а к его функциям. У ног Христа, справа, восседает на облаке св.

Илл. Сигналы о неотвратимо надвигавшемся кризисе культуры Возрождения становились все более явственными, уже вырисовывались контуры грядущей феодальной реакции. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. Здесь, в окружении замечательных произведений живописи и пластики, Микеланджело обучался скульптуре под руководством Бертольдо ди Джованни. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу.

Обнаженная фигура Христа дана в окружении глубоких складок плаща Марии, от чего она приобретает особую пластическую выразительность. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию).

Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери.

Последние годы он жил y Медичи и умер в чудесной вилле Лоренцо в Поджо а Кайано. Илл. Но роспись обладает и другим аспектом. Во Флоренции в то время было принято при излишке ртов одного-двух сыновей отдавать церкви.

Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. Илл.

Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. Илл. 107, 108. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема.

И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности.

В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Интересна судьба первой версии скульптуры Микеланджело.

Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Петра (Музео Петриано). Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Илл. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет.

Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи. Илл. Илл. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. Это, конечно, не так.

Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Этому его научила скульптура. 167. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело.

Илл. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Коллекционирование предметов искусств членами семьи Медичи началось давно.

Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Илл. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына.

56-71). Если несчитать всего этого, квартал Воронья Бойня был, мягко говоря, довольно скромным. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии.

Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини.

Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. 114, 115. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы.

Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. Новсе было напрасно. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Илл. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. В этом же году Микеланджело выполнил глиняную модель купола, а между 1558 и 1561 годами – его деревянную модель, относительно которой идут не затихшие и по сей день научные споры.

Илл. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Фигура, представленная в сильнейшем контрапосте, рвется вперед, пытаясь освободиться от приковывающих ее к дереву гвоздей.

Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы. 17, 18, 19, 20. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие.

Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Илл. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. Напротив, как и другим ученикам, он раскрывал все, чем владел и в рисунке и в красках. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна.

Петра. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. 166, 167. 184.

Но школярская учеба не привлекала мальчика. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти.

На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. Жизнь Микеланджело была трудной. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. И здесь бог изображен в активном действии.

Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Тут столкнулись два сильных характера. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы.

Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Илл. Скульптура была искусством, освященным лучшими традициями древности. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа).

Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. 30), довольно точно передающая ее общий вид.

Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. Но созванная 25 января 1504 года комиссия, состоявшая примерно из тридцати человек, решила поставить статую перед стеной палаццо Веккио, где находилась Юдифь Донателло. Микельанджело был слишком молод, чтобы обратить на себя внимание настоящих мастеров.

Илл. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых.

Таков, несомненно, был его основной замысел. Таким представил его и Микеланджело. Илл. Результаты поразительны.

Вместо портретно трактованных лиц он дает героизированные типы, в которых нет ничего индивидуального, вместо одетых в современные ему костюмы фигур – либо прекрасное нагое тело, либо античного характера драпировки, ниспадающие спокойными, благородными складками. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция.

Илл. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться.

Илл. Илл. Рисунки античных руин, выполненные путешественниками иисследователями, дают нам очень четкое представление отом, как выглядели втегоды форумы, накоторые выходили окна жилища художника: дикая пустошь, где торчали остовы величайших памятников античности. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад.

Даже царственный герцог несдержался ипроизнес резкую фразу, узнав оподобной решимости: «Нас удручает танеприятность, что оннеоставил ниодного изсвоих рисунков: сожжение ихпоказалось нам поступком, недостойным его». Илл. Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. Распятого головой вниз апостола окружают палачи, солдаты и ближайшие его ученики и последователи.

Его искусство учило многому. Слева изображены разверзшиеся могилы и восстающие из них мертвецы, выше – устремляющиеся вверх души, еще выше – праведники, на самом верху, слева и справа, – несущие орудия мучений Христа ангелы, справа – опять праведники, ниже их, справа же, – восставшие титаны, еще ниже – Ахерон с ладьей, в которой стоит гонящий грешников в ад Харон. Возможно, всилу подлинного почитания этого человека иего «тосканского» духа, но, несомненно, для того, чтобы угодить герцогу, Вазари потратил много сил.

Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя.

Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. Онвелел сжечь бумаги, закоторые Козимо Iзаплатилбы любую цену. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции).

Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Здесь с особой силой сказалось глубокое противоречие, заложенное в самом творческом методе Микеланджело: всякий раз, когда ему приходилось создавать многофигурные живописные композиции, пластическое мышление скульптора воздвигало столь непреодолимые преграды, что это мешало успешному решению поставленной им перед собой задачи. Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы.

Но и четверых оставшихся Лодовико нелегко было поставить на ноги. 75-78. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой.

Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. Илл. Но как раз этого не произошло.

При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). В сцене изгнания Ева имеет жалкий вид украдкой оглядываясь, сжавшись вся от холода, стыда и страха, она покидает райский сад, в котором некогда царила.

Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Хитон и плащ Марии, ложащиеся красивыми складками, оттеняют наготу беспомощного, хрупкого, тонкого тела Христа. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки).

Четыре года спустя Лодовико женился на Лукреции Убальдини (1485). Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. 140, 141.

Илл. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу.

Она оставалась там, судя по записям ботаника и натуралиста Улисса Альдовранди (Ulisse Aldovrandi), до 1556 года и была продана на антикварном рынке ценителю искусства маркизу Винченцо Джустиниани в 1607 году для его коллекции древних статуй. Об утраченном шедевре вновь напомнил в 1973 году итальянский историк Алессандро Паррончи. Ниодин изэтих дворцов, ниодна изэтих улиц ненаходились близ дома Микеланджело. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане.

Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Моисей восседает в торжественной позе.

Илл. Кроме Микеланджело. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. ИвРиме многие вздохнули соблегчением. Илл.

Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья.

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в небольшом городке Капрезе, неподалеку от Флоренции. Инекарандашом, арезцом идолотом.

В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Нацерковном дворе его узнал испочтением приветствовал еще один флорентиец, Миньято Питти, впоследствии описавший старого мастера как человека, который «ходит сгорбленный иструдом поднимает голову». Илл. 164. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. 2.

Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. В Мадонне Дони Микеланджело с редкостной последовательностью реализовал свое понимание живописи, которое он четко сформулировал в ответе на запрос гуманиста Варки: Я говорю, что живопись, как мне кажется, считается лучше тогда, когда она больше склоняется к рельефу и что рельеф считается лучше, когда он больше склоняется к живописи. Внезапно раздался крик: мы пропали. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи.

150. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый.

По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). Илл. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор.

185, 186.

Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Вот таким образом искажены гримасами их лица, вот таким образом так безнадежны все их, даже самые энергичные, движения, напряженные и конвульсивные. Сильное, волевое лицо отражает внутреннее напряжение, энергично вытянутая правая рука дает приказ светилам явиться на небосклоне. Илл.

И здесь его постигает страшный удар. 13, 14, 15. В этих фигурах мы наблюдаем мучительную борьбу между стремящейся к счастью и полному раскрепощению силой и тяжелой, аморфной, ревниво оберегающей свои права массой камня. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года.

Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. 41.

Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Микельанджело же по своей. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон.

Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Петра. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом.

Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). 25, 26. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал.

Однако погороду сразуже распространился слух оприбытии останков мастера. 158, 159.

46. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. 151. 109-112, 116-119.

Предпринятые впрошлом столетии попытки систематизации этого материала, необходимые иважные при любом подходе канализу творчества художника, позволили появиться новым интерпретациям, основанным набесчисленном множестве документов, нопри этом сделали творчество Микеланджело доступным лишь для узких специалистов. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера. «Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с рожками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход».

Илл. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Микеланджело отказывается от контрастной светотени, от четких контурных линий, от бурных контрапостных мотивов. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. В правой части фрески он ограничивается унылой горизонталью пустыни, подчеркивая тем самым, что этот пейзаж служит местом горестного изгнания. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб.

По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Все это придает его архитектуре величественный характер.

И этой же цели служит цвет.

32. К сожалению, до нас дошло лишь около 10-12 моделей Микеланджело, а в свое время они исчислялись многими сотнями и их чрезвычайно ценили художники и коллекционеры XVI-XVII веков. Сгодами его достаток возрос иположение вобществе упрочилось. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело.

В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния.

Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой.

Возвращаясь к художественной деятельности Микеланджело в 30-х годах, следует прежде всего упомянуть одну его скульптурную работу, явившуюся откликом на убийство Лоренцино де Медичи герцога Алессандро. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа.

Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Но созданные ими образы, если их сравнивать с микеланджеловскими, лишены подлинной монументальности и внутренней динамики. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Когда сын племянника Леонардо, Микеланджеломладший (1568 – 1647), публиковал его сонеты, тоонизменил мужской род наженский, чтобы отдалить отдяди тревожную тень питавшей его гомосексуальной страсти.

Илл. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию.

Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Столь же статуарны и фигуры юношей на втором плане, навеянные Микеланджело известным тондо Синьорелли в Уффици. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье.

38. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура.

Илл. Трудность своего характера осознавал и сам художник. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Ионнезахотел уезжать изРима, даже когда избрание Павла IVКарафы стало угрожать его жизни.

Илл. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути.

Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Илл. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок).

Его рука сгибается к плечу. 81-84. Как только стало известно окончине великого мастера именно они немедленно принялись задело, чтобы преобразить его смерть, очистив ееотвсякого рода шероховатостей истраданий, «скормить» старого маэстро зарождающейся флорентийской мифологии, вподдержку политического замысла, отличающегося большим размахом идальновидностью.

Онжил подобно нищему икопил деньги вдеревянном сундуке. Художник охотно принял это предложение.

174. Илл. Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. 171. Действительность не оправдала их надежд.

И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Его мировоззрение приобретает трагический характер. 173. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника.

Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. е. уважением классической традиции).

73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Здесь все построено на контрастах. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса.

В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Слева мы видим райский сад. В борьбу включился и Микеланджело. Широко использованный беловато-серый цвет хорошо сочетается с желто-коричневыми, серовато-фиолетовыми, зелеными, серовато-лиловыми, оранжево-коричневыми и серовато-синими красками, превосходно выявляющими пластику формы.

Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера.

Но какой ценой. Боли, говорилон, недают ему покоя.

Квартал Воронья Бойня был расположен между форумами исклонами Квиринала. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает.

Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши.

Недаром его любимым материалом была бронза. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. Илл.

В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. Старик ислышать нехотел отом, чтобы остановиться передохнуть.

В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. После краткого пребывания в Венеции, он поехал в Болонью, где жил в доме местного патриция Джан Франческо Альдовранди с осени 1494 до конца 1495 года.

Их он терпеть не мог и не щадил. Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. По исключительной тщательности отделки деталей и по характеру полировки мрамора данная вещь близка к Пьета. Это был Франческо Граначчи, ученик Доменико Гирландайо. 16.

Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Проведенные твердой рукой линии не ограничивают плоскость, а выявляют объем и без того достаточно сильно выявленный светотеневой моделировкой. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным.

Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Полон подлинного трагизма также образ Иосифа Аримафейского – идеальный автопортрет художника. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. В ней чувство трагического получает такую полноту раскрытия, равную которой мы не найдем ни у одного ренессансного мастера.

Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Цикл библейских сцен в среднем поясе завершается изображением первого дня творения мира – Отделением света от тьмы. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. 116-119.

Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Как нипытались впоследствии висториографической литературе создать миф оМикеланджело Буонарроти, будтобы «прирученного» величием князей, которым онслужил, обстоятельства его смерти, педантично описанные свидетелями, повествуют ожестком инепримиримом конфликте художника совсем остальным миром. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него.

Илл. Отец и дядья не одобряли его увлечения, а так как, очевидно, уговоры и увещевания помогали мало, то мальчику приходилось испробовать и более увесистые «аргументы». Нотеперь, когда старый упрямец Микеланджело был мертв, никто более немог сдерживать требования ипроекты сильных мира сего, которые несумели сломить его при жизни. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Ангела иостровом Тиберин.

Вскоре после рождения Джисмондо умерла их мать Франческа деи Нери. В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Вот таким образом скульптура больше говорила гуманистическому сердцу Лоренцо, чем живопись. Мысль, возможно, была подсказана ему старым скульптором Бертольдо ди Джованни, учеником Донателло, который был, очевидно, директором музея и профессором скульптуры, а не только «стражем и хранителем» музея, как говорит Вазари.

126. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного.

Илл. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными.

Карниз среднего пояса, непосредственно покоящийся на этих пилястрах, получил раскреповку, что позволило поставить на нем кубической формы седалища для фигур юношей. Тем не менее в мастерской Гирландайо он смог пройти хорошую школу рисунка и в совершенстве изучить перспективу и анатомию – эти азы ренессансного реалистического искусства. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67).

182, 187, 188, 189. Это человек действия (vir activus). Тем самым ей отводится центральное место. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Илл.

В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). Карло Борромео немедленно издал приказ прикрыть нарисованными уродливыми набедренными повязками обнаженные тела из«Страшного Суда» ив1565 году эта работа была выполнена. Он побежден. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. 109, 111.

Чтобы вызвать у зрителя впечатление богатства и пышности райского сада, художник изображает лишь несколько покрытых листьями веток и намечает волнистой линией землю. Однако следовало действовать быстро ирешительно. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. 155, 156. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело.

Но Микеланджело упорно отклонял все приглашения, прибегая к различного рода деликатно замаскированным отказам. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Мастер страдал от старческой бессонницы и, чтобы как-то себя развлечь брал посреди ночи молоти резец и принимался за работу при свете свечи, укрепленной на сделанном из картона головном шлеме. На вопросы искусства у него имелись свои взгляды.

Этот проект существовал в нескольких вариантах.

Илл. И это понимает только один человек – апостол Петр. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Ренессансным художником он оставался и на первом и на втором и на третьем этапе своего творческого пути. Ученик Донателло, Бертольдо был страстным поклонником античного искусства и он привил эту любовь своему ученику. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью.

Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному.

Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. 47. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Дошедшие до нас рисунки юного Микеланджело ясно показывают, куда устремлены были его взоры.

Петра со стороны апсид. Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы.

И этому оно учит и нас. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Поначалу борьба со строптивым отцом.

Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Илл.

Зато вид группы справа мало удачен. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. 183. 163.

Илл. Илл. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции.

Между фигурами нет внутренней связи, они разобщены и каждая из них как бы обречена на тяжелое одиночество. Он должен думать о смерти. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Он стал уже высекать статую св. Илл. Но плата за обеспеченность художника была дорогой.

И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Поиски общения с художниками, конечно, не могли привести сразу к серьезным связям. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет.

Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. В доме Буонарроти эта участь выпала на долю первенца: Лионардо в восемнадцать лет (1491) был увлечен Савонаролою и сделался доминиканским монахом. И ничто не говорит нам о том, что Гирландайо ревниво скрывал от Микельанджело свои знания.

По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах.

В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым ().

Не менее ярким примером контрреформационного фанатизма может служить закон от 1566 года, согласно которому врач не имел права лечить больного, отказавшегося от исповеди. Эта архитектура настраивает на героический лад и при взгляде на нее ощущается не только прилив сил, но укрепляется также вера в непреходящее значение высоких интеллектуальных ценностей. По-видимому, это была статуя Вакха. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане.

Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. На самом же деле между ними лежала бездна. Когда вся его мастерская работала над знаменитыми фресками в капелле Торнабуони в Санта Мариа Новелла (без этих фресок Доменико были бы невозможны ни плафон, ни «Страшный суд» Сикстинской капеллы), Микельанджело в отсутствие учителя сделал набросок всей арматуры, сооруженной у высокой стены капеллы: лесов с работавшими там учениками, столов с разложенными на них инструментами, кистями, красками — быстрый этюд с натуры.

А из пространственных искусств на последнем месте была живопись. Илл. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. В плане Микеланджело все части подчинены главному, основному, от чего внутреннее пространство кажется отлитым как бы из одного куска.

В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). Илл. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу.

Недаром они украшали пилястры. В целях максимального выявления рельефа стены Микеланджело широко прибегает к раскреповкам.

Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. В стансах особенно ясно видно, что Микеланджело, хотя он стал в зрелые годы богатым человеком и хотя он вращался в самых высоких кругах патрицианского общества, никогда не порывал с народом, который был в его глазах великой и чистой силой. В 1506 году Микеланджело начал писать фреску, но заказы папы Юлия II отвлекли его от этой работы и он принужден был отказаться от мысли довести ее до конца. Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко.

По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Илл. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью.

146-148. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела.

Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). И он сумел объединить в этом аспекте все наиболее выигрышные для данной скульптуры точки зрения. Всегда скольких-нибудь из них не хватает». Этот план подсказали податливому племяннику Леонардо сразуже после кончины мастера идаже отказ сына Бандини отдать статую «Пьеты» незаставил Вазари отступиться отсвоих намерений.

Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей.

И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. 145. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы.

Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Илл.

106, 113. Эта церковь была воздвигнута на средства Медичи и в крипте, под куполом покоилось тело Козимо Медичи. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой.

160. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. Илл. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533).

Он прежде всего был поэт, очень даровитый, порою гениальный поэт и ученый гуманист.

Он действует только словом. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. На новом месте Микельанджело освоился необыкновенно быстро. Илл.

Статуя осталась незаконченной. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). 155.

177, 178. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках.

Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля. И он стал работать с величайшим увлечением. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода.

Илл. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом.

Онпостоянно соблазнял мастера разного рода предложениями, вособенности привлекая выгодами для наследников, зная, сколь чувствителен Микеланджело кэтому вопросу. Илл. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Открытие архивов Святой палаты (инквизиции. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии).

169. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби.

149. Этот принцип цикличности, новый для ренессансного искусства, уже намечен в фигурах рабов в статуях гробниц он получает дальнейшее развитие. 79, 142.

Даже «Моисею», наиболее рассматриваемой изего статуй, потребовались реставрация ианализ, чтобы выявитьто, что могбы увидеть глаз, менее ослепленный предубеждениями иочем указывалось водном важном документе, аименно, что Микеланджело полностью переделал статую назавершающем этапе работы над ней исвоей жизни. Чтобы сделать эти проекты еще более действенными, погребальная месса была поручена Бенедетто Варки, республиканскому изгнаннику сбольшим авторитетом ипрестижем, вернувшемуся воФлоренцию задвадцать лет дотого под давлением Козимо, который сэтого поступка начал политику восстановления связей имирных отношений среспубликанской оппозицией (покрайней мере, стеми еепредставителями, которых оннеуничтожил руками своих наемных убийц). Это гимн во славу человека и его безграничных творческих возможностей, это прославление его духовной мощи, это неиссякаемый родник физической энергии. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто.

Петра. Он избегает детализированной характеристики места.

131, 132. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель.

Он даже не дотрагивается до нее. 122-125. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). Илл. Расположенные под колоннами консоли настолько легки, что они не в силах поддерживать антаблемент и опирающиеся на него колонны.

Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка.

Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. При этом движение лишено всякой скованности.

По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. Последняя привлекала к себе всеобщее внимание и вокруг нее шли непрерывные споры между представителями разных художественных направлений. Илл. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви.

Эту постыдную работу продолжали и позднее. Он победил. Микеланджело прикрывался необходимостью завершить работу над собором Св.

Илл. Пространственные искусства у Лоренцо занимали менее важное место. Илл. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Его отдали в школу одного из многочисленных уже в то время педагогов, обучавших детей грамматике, то есть итальянской грамоте, арифметике да кое-каким начаткам латыни.

Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию.

Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге.

Действительно, мастер решительно порывает с классическими канонами, с тем, что Витрувий называл decorum (т. Илл.

Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко.