Плот Медузы Лувр

Как бы посетитель Лувра ни был утомлен и пресыщен впечатлениями, он наверняка остановится в 77-м зале галереи «Денон» перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Ну, а знаменитое полотно Жерико Плот Медузы в настоящее время находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре. Плот Медузы был защищен хранителем Лувра, графом де Форбеном, который купил его от наследников Жерико после его смерти в 1824 для музея, где живопись теперь доминирует над своей галереей.

Описание картины «Крушение плота «Медузы»»

Жерико делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казнённых. Ничто не отразило его. Плот Жерико был звездой в Салоне 1819:" Это ударяет и привлекает все глаза» (Le Journal de Paris). В словах одного из выживающих членов команды, «От бреда радости, мы попали в глубокое отчаяние и горе».

В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. Лондонская выставка была успешной и финансово— Жерико имевший право на треть выручки от продажи входных билетов, получил 20 тысяч франков. Низкое облако дублирует очертания волны, поглощающей «большую пирамиду», но сквозь тучи прорывается луч, на фоне которого вырисовывается «пирамида надежды». Выставка 2004 года в Институте Кларка Арта, Добрый день господин Курбе: Коллекция Bruyas от Музея Fabre, Монпелье, стремилась сравнить Реалистических живописцев 19-го века Курбе, Оноре Домье (1808–1879) и раннего Эдуарда Мане (1832–1883) с художниками, связанными с романтизмом, включая Жерико и Делакруа. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа.

Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей. Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица. Но до Канарских островов все-таки добрались благополучно. Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Но модус изображения был общепринятым. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался.

  • 15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
  • Какие тайны хранит знаменитая картина «Плот Медузы» Теодора Жерико
  • Плот Медузы: когда живые завидуют мертвым
  • Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
  • «Плот Медузы» картина Теодора Жерико
  • Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»

В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. И здесь начал жалобный спуск. «Медуза» и «Эхо» оторвались от остальных кораблей и ушли далеко вперед.

Это был взгляд несколько сверху. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Далее Жерико высмеивает стремление прессы в живописи видеть лишь желание художника утвердить ту или иную идею искать в любом произведении искусства политическую подоплёку. Плот Медузы является живописью 1818–1819 французским Романтичным живописцем и литографом Теодором Жерико (1791–1824). У живописи были пылкие поклонники также, включая французского писателя и искусствоведа Огюста Жаля, который похвалил ее политическую тему, ее либеральное положение (продвижение «негра», критический анализ ультрароялизма) и его современность.

Четыре дня спустя шлюпки с капитаном Дюруа де Шомареем и его друзьями благополучно добрались до сенегальского побережья бросив на произвол судьбы плот «Медузы» со 157 потерпевшими кораблекрушение. Работа представляет в словах Кристин Ридинг, «ошибка надежды и бессмысленного страдания и в худшем случае, основной человеческий инстинкт, чтобы выжить, который заменил все моральные соображения и погрузил цивилизованного человека в варварство».

Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». В 1817 г. они опубликовали записки об этих трагических событиях. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова».

Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов. Тяжелый парус, который вторит своим изгибом надвигающейся на плот волне, мачта, крепящие ее канаты и группа сомневающихся, еще не верящих в спасение людей, образуют композиционно «большую пирамиду», вершина которой клонится навстречу волне, в направлении, противоположном кораблю. Отметим, что сам Делакруа позировал в качестве одного из потерпевших кораблекрушение Медузы.

  • МУЗЕЙ ЛУВРА, ПЛОТ МЕДУЗЫ КРЫЛО ДЕНОН ЗАЛ 77
  • Самое интересное в виде мозаики
  • «Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание
  • Информация по экскурсии Аудиогид: Лувр
  • Объекты по экскурсии Аудиогид: Лувр
  • Предложения наших партнеров по Парижу

Шомарэ был слегка удивлен исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2. На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном.

Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Много тел замусорили передний план, ожидая, чтобы быть отметенными окружающими волнами.

  1. ПЛОТ МЕДУЗЫ – ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Напишите отзыв о статье Плот «Медузы»
  4. Отрывок, характеризующий Плот «Медузы»

Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. они опубликовали записки об этих трагических событиях. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. В основе сюжета картины лежит реальное происшествие 1816 когда, когда фрегат «Медуза», курсирующий между Францией и Сенегалом, потерпел крушение в Атлантическом океане. Оппозиция обвинила в случившемся правительство.

15 малоизвестных 
фактов о скандальной 
картине Теодора

Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). На самом же деле фрегат ночью отнесло далеко к югу и курс был выправлен лишь утром 2июля. На ней художник размещал восковые фигуры, уточняя композицию будущей картины. В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации.

Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». Условие человека, которое в более ранних работах, возможно, было характеризовано надеждой или беспомощностью, повернулось к «угрюмому гневу». Начальник экспедиции, капитан «Медузы» де Шомарэ, был назначен на эту должность по протекции и его некомпетентность проявилась самым роковым образом. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. Чтобы максимально правдоподобно изобразить это трагическое событие, художник изучил все доступные ему документальные свидетельства, а также лично встречался с очевидцами. В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот.

Картина была закончена в июле 1819 года. Последние стали роптать (тем более что груз оказался слишком тяжел и плот погрузился так, что вода доходила им до лодыжек). «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту». Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами. Кроме них, в Сенегал направлялся так называемый Африканский батальон, состоявший из трех рот по 84 человека. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию.

Он назвал картины такого рода хоровыми. Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами. После лондонской выставки Буллок принесла живопись в Дублин в начале 1821, но выставки, там было намного менее успешным, в значительной степени из-за конкурирующей выставки движущегося обзора, «Авария Медузы» Маршальской фирмой братьев, которая, как говорили, была окрашена под руководством одного из оставшихся в живых бедствия.

Ученик Дэвида, Антуан-Жан Грос, как Дэвид, представлял «грандиозности школы, неисправимо связанной с проигранным делом», но в некоторых основных работах, он дал равное выдающееся положение Наполеону и анонимным мертвым или умирающим фигурам. Входившие в состав эскадры корабли обладали разным запасом хода и тихоходная «Луара» начала отставать от головных. Офицеры (по большей части молодые бонапартисты) очень быстро воспылали злобой к своему капитану, считая его старым амбициозным аристократом. Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз». На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации.

Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Плот Медузы плавит много влияний от Старых мастеров, от Страшного суда и потолка Сикстинской капеллы Микеланджело (1475–1564) и Преобразования Рафаэля, к монументальному подходу Жака-Луи Дэвида (1748–1825) и Антуана-Жана Гроса (1771–1835), к современным событиям. Он решил добраться до берега на шлюпках. «Медуза» потеряла из виду сопровождающие суда, а в ночь на 2 июля села на мель между островами Зелёного Мыса и побережьем Западной Африки. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Оппозиция обвинила в случившемся правительство.

На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. Гольфстрим (1899), американским художником Уинслоу Гомером (1836–1910), копирует состав Плота Медузы с поврежденным судном, зловеще окруженным акулами и угрожаемым водосточной трубой.

Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной.

Для хлеба насущного у экипажа плота было только мешок булочки судна (потребляемый в первый день), две бочки воды (потерянный за борт во время борьбы) и несколько бочек вина. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка.

Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке. Судно на расстоянии отражает Бдительного стража от живописи Жерико. Согласно историку искусства Ричарду Мутэру, есть все еще сильный долг Классицизму в работе. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился.

Он стоит в центре, он представляет собой ось картины. Это был бриг «Аргус». Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. 147 людей оказались обречены на смерть.

«Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал. В корпусе судна открылась течь и его решено было покинуть, но шлюпок на всех не хватило. Но ветер относит плот от корабля спасения.

Делакруа сказал, «Жерико позволил мне видеть свой Плот Медузы, в то время как он все еще работал над ним». Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Казалось, что «Плот Медузы» – первое крупное произведение многообещающего молодого художника, что, судя по его следующим работам – серии портретов душевнобольных и написанной в Англии картине «Скачки в Эпсоме» – Жерико ждет блестящее будущее. На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей).

Влияние живописи замечено в Делакруа Барк Данте (1822) и вновь появляется как вдохновение в более поздних работах Делакруа, таких как Кораблекрушение Дона Жуана (1840). Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Плот скитался в море в течении 12 дней. Историки говорят, что катастрофа плота Медузы в глазах людей XIX века была примерно тем же, что Титаник для века ХХ-го.

На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Старик держит три меча.

Никто не скажет, что годы, начиная с Великой Французской революции до утверждения империи Наполеона и поражения в его войне с Россией, были безмятежными. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34. В 1793 Дэвид также нарисовал важное текущее событие Смертью Марата. Он побывал на морском побережье Нормандии, чтобы пережить шторм и сделать наброски. Разразились политические споры, атмосфера становилась все хуже и хуже.

Но наблюдал, как изменяется оттенок мертвой плоти и переносил эти цвета на холст. Тяжелые волны вздымаются к небу, грозя вот-вот опрокинуть утлый плот. Ален Жобер снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико. Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле.

Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. 1 июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели. Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии.

Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на модели плота изучал с разных точек зрения композицию, может быть, прибегая к помощи камеры-обскуры. На четвертый день осталось менее половины человек и оставшиеся начали поедать человеческое мясо. Как ты можешь увидеть свободу. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле.

Правительственные круги и официальная пресса сочли живописца опасным бунтарем, сам король Луи XVIII язвительно поинтересовался: «Это, месье Жерико, – не то ли кораблекрушение, в котором утонет создавший его художник. » Напротив, противники режима увидели в картине обличительный документ. К 1815 Жак-Луи Дэвид, затем в изгнании в Брюсселе, был оба ведущим сторонником популярного жанра живописи истории, который он усовершенствовал и владелец Неоклассического стиля. Шомарэ был слегка удивлен исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. 40-орудийный морской фрегат.

(В Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас».

Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии».

Жерико был особенно впечатлен к 1804, рисуя Бонапарта, Навещающего Жертв чумы Яффы Гросом. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза».

Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. «Медуза» шла впереди «Эха». Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства.

В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы». Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент.

Памятуя об этом, Шомарэ решил позволить «Луаре» плыть в своем темпе, а остальным судам приказал двигаться как можно быстрее. 147 людей оказались обречены на смерть. Его должны были вести на буксире лодки. «Плот «Медузы»» стал последним из законченных произведений Жерико. В 1818 году, когда Жерико работал над этой картиной, положившей начало французскому романтизму, Эжен Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. В 491 см 716 см (1639 1-дюймовых 2339 6 дюймов), это – живопись сверхв натуральную величину, которая изображает момент от последствия крушения французского военно-морского фрегата Mduse, который работал на мели недалеко от берега сегодняшней Мавритании 5 июля 1816.

Живопись имеет в глобальном масштабе 491 716 см (193. 3 282. 3 дюйма), так, чтобы большинство предоставленных чисел было в натуральную величину и те на переднем плане, почти дважды в натуральную величину, выдвинутом близко к плоскости изображения и толпящийся на зрителя, который вовлечен в физические действия как участник. Он познакомился с Корреаром и Савиньи, беседовал с ними, даже, вероятно, написал их портреты. Сюжет данной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае.

В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36. «Пейзаж абсолютно меняет оптику. Чтобы сделать хорошее время, Mduse обогнал другие суда, но из-за плохой навигации это дрейфовало от курса.

«Плот Медузы» в Лувре. Решив продолжиться, он предпринял обширное исследование, прежде чем он начал живопись. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Жерико был материально независим и мог себе позволить писать свой «Плот Медузы» сколь угодно долго. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение.

Общественность была глубоко потрясена этим происшествием. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию».

Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро.

Мутэр замечает, что есть «все еще что-то академическое в числах, которые, кажется, достаточно не ослаблены лишением, болезнью и борьбой со смертью». В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. Рядом с живыми лежат тела мертвецов. Вскоре отстал и «Аргус».

Спасательных шлюпок на борту было недостаточно, чтобы вместить всех пассажиров. Согласно критику современного искусства и хранительнице Карен Вилкин, живопись Жерико действует как «циничный обвинительный акт неуклюжего злодеяния постнаполеоновского бюрократического аппарата Франции, большая часть которого была принята на работу от выживающих семей Ancien Rgime». Раннее исследование для Плота Медузы в акварели, теперь в Лувре, намного более явное изображая число, грызущее на руке безголового трупа. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера.

Их эмоциональные описания их событий в основном вдохновили тон заключительной живописи. В числе спасенных на плоту были офицеры Корреар и Савиньи. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения).

«Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. Но лишь 10 человек из 147, которые перешли на плот, в конечном итоге выжили. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. В его настойчивости при описании неприятной правды Плот Медузы был ориентиром в появляющемся Романтичном движении во французской живописи и «положил начало эстетической революции» против преобладающего Неоклассического стиля. Художник родился в Руане в 1791 году.

Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз. Цель живописи состоит в том, чтобы говорить с душой и глазами, чтобы не отразить». В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов».

Стилистически она еще принадлежит к классицизму это стиль, ориентированный на Античность и на первый взгляд эта ориентация у Давида сохраняется. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Трапп отмечает, что факт, что «100 грандиозных картин истории сам по себе, объявил щедрый правительственный патронаж», для кроме нескольких богатых конкурентов как Жерико, только одобренные крупнейшей комиссией могли предоставить издержки времени, энергии и денег, необходимых для обязательств этого вида.

м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены. 17 июня 1816 года в Сенегал направилась французская морская экспедиция, состоявшая из фрегата «Медуза» и еще трех судов. Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Это было приобретено Лувром вскоре после ранней смерти художника в возрасте 32 лет. Отдел сохранения университета предпринял восстановление работы.

Однако ему пришлось во всем подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море. Да и видно ли его. Именно «Плот Медузы» послужил началом становления французского романтизма. Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Запасшись в Санта-Крусе, столице острова Тенерифе, провизией, корабли продолжили путь. «Медуза» шла впереди «Эха». Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза».

7 июня 1816 года судно «Медуза» покинуло Францию и отправилось к берегам Сенегала (только что возвращенного Франции англичанами). Было очень мало заметного движения его тела или рук. Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491716 см.

Человек на переднем плане – это его конечное бытие. Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти. В самую первую ночь погибли двадцать человек. Nicolas Maillot. Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм. В настоящее время «Плот Медузы» находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре (INV.

Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1. В живых осталось лишь 15 человек. При очередном определении курса разница между замерами Шомарэ и Бетанкура составила 8долготы и 16 широты. 4884).

История плота «Медузы» вдохновила художника Теодора Жерико, который потратил год на то, чтобы написать удивительное полотно размером 5 на 7 метров. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона» – три роты по 84 человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы.

Утром 17 июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. «Мане – провокатор. Жерико был всецело поглощён работой. На четвёртый день в живых остались только 67 человек, многие из них, мучимые голодом, стали поедать трупы умерших.

Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал.

Само создание этой картины является исторически важным. Есть жертвы и есть убийцы. Каравелла Эхо, не отклоняясь от курса, утром обогнала Медузу. Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире.

Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Когда Жерико выставил «Плот «Медузы»» в Салоне в 1819 году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета. После смерти художника в 1824 году картина была выставлена на аукцион и приобретена его близким другом, художником Дедрё-Дорси, за 6000 франков, тогда как представители музея в Лувре не готовы были пойти дальше 5000. Клод Джозеф Вернет (1714–1789) создал много таких изображений, достигнув натуралистического цвета посредством непосредственного наблюдения — в отличие от других художников в то время — и, как говорили, связал себя с мачтой судна, чтобы засвидетельствовать шторм. Случилось это в 1816 году.

Справа устремляется вверх «пирамида надежды» с фундаментом из обессиленных тел и вершиной, на которой сгруппировались люди, пытающиеся привлечь внимание корабля. Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия. Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов».

Где изможденные высохшие тела, безумные лица, полуразложившиеся трупы. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). А на плоту положение стало ужасным. В результате этого детали в больших площадях работы могут едва быть различены сегодня. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой.

К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна. И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет. Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Картина была закончена в июле 1819 года.

Все, кто был на лодках, спаслись. В то время как Гюстав Курбе (1819–1877) мог быть описан как антиромантичный художник, его основные работы как Похороны в Ornans (1849–50) и Студии Художника (1855) должны долг Плоту Медузы. На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. В чем сущность романтического мировосприятия. Руки, ноги, головы обращены вниз, в этой части плота царит неподвижность мертвых и оцепенение живых – отца, застывшего над телом погибшего сына и сидящего рядом с ним безумца с пустым взглядом. Жерико делал эскизы в больницах и моргах, зарисовывал в лечебницах лица безумцев.

Далее Жерико высмеивает стремление прессы в живописи видеть лишь желание художника утвердить ту или иную идею искать в любом произведении искусства политическую подоплёку. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17. Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это. По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства.

А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Но смерть для него, верующего человека, – это обетование вечной жизни, про которую мы не знаем. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей».

Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». Освещение работы было описано как «Caravaggesque» после итальянского художника, тесно связанного с tenebrism — использование сильного контраста между легким и темным. Задуманное историческое полотно «Отступление французов из России в 1812 году», возможно, затмило бы «Плот Медузы», но ранний шедевр Теодора Жерико оказался его последней крупной работой. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм».

Из-за нехватки шлюпок на борту матросы построили плот. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21.

Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи. Несколько английских и американских картин включая Смерть майора Пирсона Джоном Синглтоном Копли (1738–1815) — также окрашенный в течение 2 лет после события — установили прецедент для современного предмета. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. В техническом плане произведение выполнено превосходно. Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду.

Опасаясь, что «Медузу» купит английский коллекционер, её приобрел близкий друг Жерико Дедрё-Дорси за 6005 франков. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего».

Законченный, когда художнику было 27 лет, работа стала символом французского романтизма. Две других диагональных линии используются, чтобы усилить драматическую напряженность.

Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. Согласно раннему британскому рецензенту, работа установлена в момент, когда «крушение плота, как могут говорить, полно».

Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус». На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Влияние живописи может быть замечено в работах Эжена Делакруа, Дж. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода.

Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Запасшись в Санта-Крусе, столице острова Тенерифе, провизией, корабли продолжили путь.

Сам плот почти упирается в раму картины. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Художник дал фигуры персонажей в двойном освещении: чтобы избежать силуэтного изображения на фоне светлого неба, вылепить объёмы человеческих тел, он залил плот диагональным потоком света от нижнего левого угла к верхнему правому, повторяя общее движение людей. Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море.

Быстроходная «Медуза» оторвалась от остальных судов флотилии и менее чем через месяц плавания села на мель близ островов Зелёного Мыса в 160 кмот берегов Западной Африки. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Факт, что большинство чисел почти голо, он написал, явился результатом желания избежать «неиллюстрированных» костюмов. Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане. Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто.

Судно, однако, прошло мимо. Веллингтон написал, что, «В то время как Жерико принес свой процентный доход в фактических деталях на грани поиска большего количества оставшихся в живых от аварии как модели, Делакруа чувствовал свой состав более ярко в целом, думал о его фигурах и толпах как типы и доминировал над ними символическим числом республиканской Свободы, которая является одним из его самых прекрасных пластмассовых изобретений». «Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк.

Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота3. В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. «Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк. 17июня 1816г. Двигателем становится народ.

Это был бриг «Аргус». Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка.

Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. Сюжетом для картины послужило событие, взволновавшее в ту пору всю Францию.

Мане историй не рассказывает. Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз». О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». «Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян. Возможно, были другие причины его популярности в Англии также, включая «степень национального самопоздравления», обращение живописи как аляповатое развлечение и два театральных развлечения базировалось вокруг событий на плоту, который совпал с выставкой и влез в долги от описания Жерико.

Копли также нарисовал несколько больших и героических описаний бедствий в море, которые Жерико, возможно, знал от печатей: Уотсон и Акула (1778), в котором темнокожий мужчина главный в действии и который, как Плот Медузы, сконцентрированной на актерах драмы, а не красивого вида на море Поражение Плавающих Батарей в Гибралтаре, сентябрь 1782 (1791), который был влиянием и на стиль и на предмет работы Жерико и (1790-е), у которого есть поразительно подобный состав. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1891-1924). Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. Всех охватила паника. Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы.

147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море. М. В. Тернера, Гюстава Курбе и Эдуарда Мане. Это первая ласточка политического либерализма в живописи, который касался пока еще очень далеких стран». Позади запертых дверей он бросился в свою работу. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». В некоторое время между американским художником 1830 года и 1826 года Джорджем Куком (1793–1849) сделал копию из живописи в меньшем размере, (130. 5 x 196, 2 см приблизительно 4 фута 6 футов), который показали в Бостоне, Филадельфии, Нью-Йорке и Вашингтоне, округ Колумбия толпам, которые знали о противоречии, окружающем кораблекрушение.

Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». «Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю.

Всего на «Медузе» было 245 пассажиров. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы». Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником.

«Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. Капитан Шомарей не придал этому никакого значения, а на следующий день, отвечая на вопросы экипажа, он сказал, что накануне они вроде как проплыли мимо чего-то похожего на Блан. Сам владелец приближался к своему концу и сосланный в Бельгии. : удивил меня так же как его интенсивная промышленность.

На борту было около 400 человек. Неопытность капитана быстро дала себя знать. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью.

В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Однако ему пришлось во всем подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море. Сюжет картины основан на реальной трагедии. 17 июня 1816 г. небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал. Таким образом, на холсте изображены подлинные участники разыгравшейся трагедии.

На этот же период приходится рождение полотна «Плот Медузы», которое было завершено в 1819 году. Ад на плоту продолжался 13 дней: люди терпели штормы, голод и жажду, сходили с ума, убивали друг друга, выбрасывали в воду раненых, вялили на солнце и ели человечину. Картине предшествовала огромная подготовительная работа. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой.

По мнению Батисье, Жерико не обращал внимания на критику, однако, как показывают обнаруженные позднее документы, он воспринимал негативные отзывы весьма болезненно. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мертвым сыном. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель.

Он нарисовал непосредственно на белом холсте, без грубого эскиза или любой подготовки любого вида, за исключением твердо прослеженных контуров и все же основательность работы была ничем не хуже для него. 147 людей оказались обречены на смерть.

Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами. Людовик XVIII посетил Салон за три дня до открытия и по сообщениям сказал»», свободно переведенный как «Господин Жерико, Ваше кораблекрушение не, конечно, никакое бедствие». 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот.

На пути корабли должны были пройти мыс Блан (Белый), но мыса с характерной белой скалой в назначенный срок не было видно. Маловероятно, что Жерико видел картину. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи «Денон» перед картиной «Плот «Медузы»» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Эти корабли везли нового губернатора колонии и чиновников с их семьями.

Вместо этого Жерико был награжден комиссией на предмет Святейшего сердца Иисуса, которое он тайно предложил (наряду со сбором) Делакруа, законченную живопись которого он тогда подписал как свое собственное. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу, однако при первых признаках непогоды канаты, связывающие шлюпки с плотом, лопнули (или были намеренно обрублены) и шлюпки уплыли. За это время большая часть людей погибла. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых, а потом— и всё оружие, чтобы не перебить друг друга. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота.

Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Как писал один из критиков, Жерико «показал на тридцати квадратных метрах картины весь позор французского флота». «Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много. А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. Но до Канарских островов все-таки добрались благополучно.

Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). Сенегала, людьми познавшими "сободу".

– как можно было разбазаривать государственное имущество. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. В числе спасенных на плоту были офицеры Корреар и Савиньи. Здесь Жерико по-новому увидел своё произведение и решил тут же переделать нижнюю левую часть, которая показалась ему недостаточно убедительной как основание для пирамидальной композиции.

В нем художник сообщал, что в какой-то момент перестал писать картину для короля и стал писать ее для себя и, в частности, решил делать ее не квадратной, как требовалось для Парижского салона, а прямоугольной. 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. Романтизм был полностью ориентирован на современность. Картина Сурикова здесь – яркое исключение. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Картина была закончена в июле 1819 года.

Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). Флагманским кораблем «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруаде Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции. Влияние Жака-Луи Дэвида может быть замечено в масштабе живописи в скульптурной натянутости чисел и усиленным способом, которым описан особенно значительный «плодотворный момент» — первое осознание приближающегося судна —. Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно.

А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мертвым сыном. Он внимательно прочитал их книгу, возможно, в его руки попало издание 1818 года с литографиями, достаточно точно передававшими историю пассажиров плота. В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв.

Это команда. Сюжет, легший в основу его полотна, был известен британской публике благодаря появившемуся в 1818 году английскому переводу книги Корреара и Савиньи. В1817г. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Жерико был очарован счетами широко разглашенного кораблекрушения 1816 года и понял, что описание события могло бы быть возможностью установить его репутацию живописца.

«Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус». Семнадцать членов команды решили остаться на борту основанного Mduse. «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise.

«Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас».

147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Когда наконец плот был замечен, в живых остались только 12 человек.

Капитан дал приказ всем покинуть корабль. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». Его выражение было абсолютно спокойно. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.

Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке.

Ветер с силою рвет парус, клонит мачту, удерживаемую толстыми канатами. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». Фигура переднего плана пожилого человека может быть ссылкой на Уголино от Ада Данте — предмет, который Жерико собрался рисовать — и, кажется, одалживает у живописи Ugolini Генри Фюзли (1741–1825), который Жерико, возможно, знал от печатей.

«XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем.

Картина была закончена в июле 1819 года. Продуктов у них не было. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Согласно историку искусства Джастину Винтлу, «единственный горизонтальный диагональный ритм нас от мертвых в нижней левой части к проживанию в вершине».

В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика. Это привело к скоропостижной смерти, когда Жерико было всего тридцать три года. Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы».

Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании. Он внимательно прочитал их книгу, возможно, в его руки попало издание 1818 года с литографиями, достаточно точно передававшими историю пассажиров плота. Жерико был всецело поглощён работой.

Так изобразил эту драму художник Теодор Жерико на своей картине «Плот Медузы» (1818–1819, Париж, Лувр). Ален Жобер снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико.

Эта картина потрясающе проста. Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра.

Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость».

Его боялись и избежали». Кто-то потерял рассудок, другие погружены в апатию. Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции. После кораблекрушения, французское общество возмутилось некомпетентностью капитана судна и явной недостаточностью попыток спасения жертв крушения.

Сильная рельефная моделировка, придающая фигурам скульптурность, высокая патетика образов, резкие ракурсы – всё это отсылает нас к образам «Сикстинской капеллы». Это был бриг «Аргус». Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824).

На плоту – изможденные, отчаявшиеся люди. Но более всего на художника повлиял любимый Микеланджело, о встрече с произведениями которого Жерико писал: «Я дрожал, я усомнился в себе самом и долго не мог оправиться от этого переживания». В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона» – три роты по 84человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы.

1июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели. Жерико, кажется, ссылается на это посредством заимствования от Фюзли. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Художник погружался в события, моделировал их, «ставил», как театральную пьесу, проходил по всем кругам этого ада, за что позднее его назвали в одной из газет «Данте в живописи».

Сюжетом для картины послужило событие, взволновавшее в ту пору всю Францию. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. В настоящее время полотно находится в Лувре. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.

«Плот «Медузы»» — картина французского художника Теодора Жерико, одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма. В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Не знаю насколько осознан был подход художника к выбору темы картины, но он в своём произведении ухватил весь трагизм событий происходивших во французском обществе. Ведь французы вкусили "свободу" (взятие Бастилии 14 июля 1789 года, революция, заработала гильотина). Так ли уж случайно (без проведения свыше) судно потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по КОЛОНИЗАЦИИ. Что соединяет эти две неравные части композиции. Чтобы их успокоить, все шлюпки соединили вместе и к последней из них привязали плот. После смерти художника в 1824году картина была выставлена на аукцион, представители музея в Лувре предлагали за неё 4—5 тысяч франков, хотя она оценивалась в 6000. Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать. Через три дня Шомарэ рассчитывал достичь Мадейры, но этого не произошло: сказалась ошибка при прокладке курса.

Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось). И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует». А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет». Флагманским кораблем «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруаде Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции.

«Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627. Тут нет человека, которого ты жалеешь. Гойя также произвел живопись бедствия в море, названный просто Кораблекрушение (неизвестная дата), но хотя чувство подобно, состав и стиль не имеют ничего общего с Плотом Медузы.