Плот Медузы Теодор Жерико

Картина французского художника Теодора Жерико Плот Медузы1819 г. привлекла меня прежде всего своим сюжетом и страшной трагедией, которая легла в её основу. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью, соединив в одной картине мертвых и живых, надежду и отчаяние. «плот Медузы» — одна из самых известных картин известного французского художника XIX века Теодора Жерико (1791-1824). Эскиз Теодора Жерико к картине «Плот Медузы».

Описание картины «Крушение плота «Медузы»»

Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза».

Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма.

Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». Работа над монументальным полотном истощила Жерико, он хотел поехать на Восток, чтобы отвлечься от болезни и невзгод в личной жизни, получить новые впечатления, однако друзья отговаривали его. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824).

Но лишь 10 человек из 147, которые перешли на плот, в конечном итоге выжили. Очень близкий друг. Эта вторая, нематериальная диагональная ось, – это ось судьбы.

  1. 15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
  2. Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
  3. Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
  4. «Плот Медузы» картина Теодора Жерико
  5. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  6. Какие тайны хранит знаменитая картина «Плот Медузы» Теодора Жерико
  7. «Плот Медузы», Теодор Жерико, 1818 — 1819
  8. ТЕОДОР ЖЕРИКО: БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ (Компиляция из различных источников)

В 1817 г. командующего «Медузы» судили и приговорили к трём годам тюрьмы и разжалованию. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21. Из-за нехватки шлюпок на борту матросы построили плот. Но это не единственная проблема, которой коснулся Жерико в своей работе.

Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра.

  1. Самое интересное в виде мозаики
  2. «Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание
  3. Общееколичествопросмотровстраницы
  4. Картина Теодора Жерико Плот Медузы
  5. О картине "Плот "Медузы" Теодора Жерико
  6. Теодор Жерико картина Плот Медузы

Эпизод каннибализма исчез, как будто его следы смыло морем. Есть жертвы и есть убийцы. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством.

Для начала 19 века это была катастрофа невероятных масштабов.

15 малоизвестных 
фактов о скандальной 
картине Теодора

Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. Это два приятеля, которые возвращаются домой и один поддерживает другого дружески и тепло. Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы. Все это безумный художник сохранял до полного разложения.

К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения). Жерико был всецело поглощён работой. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. В основе сюжета картины лежит реальное происшествие (.

У юноши две страсти: живопись и лошади. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. 40-орудийный морской фрегат. Ален Жобер снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико. «Эжен Делакруа принадлежал к той прослойке французской элиты, которая поднялась при Наполеоне и была оттеснена Бурбонами.

10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Спасательные шлюпки слишком малы, вот таким образом был собран плот, прозванный машиной. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Плот скитался в море в течении 12 дней. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.

В 1825 году де Форбену удалось найти нужную сумму и главное произведение Жерико заняло своё место в Лувре. В 1816 году Жерико принимает участие в конкурсе молодых живописцев, главным призом которого было бесплатное обучение в Италии. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1. Но модус изображения был общепринятым. На отмели Арген в 40 лье от африканского берега фрегат «Медуза» потерпел крушение. Ален Жобер снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико.

На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Но более всего на художника повлиял любимый Микеланджело, о встрече с произведениями которого Жерико писал: «Я дрожал, я усомнился в себе самом и долго не мог оправиться от этого переживания».

Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане. Огромная студия, которую он вынужден был снять в Фабурж дю Рул, чтобы установить громадный холст, превратилась в настоящий морг, образцы для которого он получал из близлежащего госпиталя Божон. И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует». Морское министерство, стремясь замять скандал, пыталось воспрепятствовать появлению информации о катастрофе в печати.

«Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой.

В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Таковы пять эпизодов, над которыми работал Жерико. Художник родился в Руане в 1791 году. Сто пятьдесят человек собралось на площади семьдесят на пять футов. Ходили слухи (весьма убедительные), что капитан получил это место по блату, будучи абсолютно некомпетентным моряком. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой.

Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Чтобы усилить пространственный эффект сцены, он располагает диагонально переполненный людьми плот, выбирает высокую точку зрения: это дает ему возможность с наибольшей естественностью показать противоречивое многообразие происходящего, выразить весь спектр чувств — от пассивного отчаяния отца, оцепеневшего над трупом сына, до активной борьбы со стихией и недоверчивой и робкой надежды на спасение Романтическое звучание полотна достигается благодаря цвету, а также игре светотени. Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно.

Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека). Как бы то ни было, если видимые следы были и вытерты, но все же картина пронизана скрытой болезненностью, которую можно даже почувствовать (что и вызвало комментарий журналиста) в молчаливых тонах и жутком освещении. Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат.

Из почти 150 человек в живых осталось десять. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.

Видимо, они попытались спастись, соорудив плот и в итоге этот плот через две недели подобрало судно «Аргус». А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле.

Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов. 1831 После кораблекрушения, французское общество возмутилось некомпетентностью капитана судна и явной недостаточностью попыток спасения жертв крушения. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1891-1924). «Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю. Он стоит в центре, он представляет собой ось картины.

Задуманное историческое полотно «Отступление французов из России в 1812 году», возможно, затмило бы «Плот Медузы», но ранний шедевр Теодора Жерико оказался его последней крупной работой. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей. Капитан дал приказ всем покинуть корабль. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля.

Бокал с розами увиден не под тем углом, под каким увидены все остальные предметы, стоящие на столике. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот».

Все, кто был на лодках, спаслись. Он собирает зарисовки персонажей и композиций (всего насчитано 108, но многие другие были уничтожены) и, в конце концов, выбирает сцену, когда потерпевшие крушение впервые увидели Аргус, когда трудно очертить грань между ужасом и надеждой, концом кошмарных испытаний, смешанным со всей патетичностью жестокости напрасной иллюзии (так как корабль уплывает). Всех охватила паника. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.

Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». Выжило лишь десять человек. Художник погружался в события, моделировал их, «ставил», как театральную пьесу, проходил по всем кругам этого ада, за что позднее его назвали в одной из газет «Данте в живописи». Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи «Денон» перед картиной «Плот «Медузы»» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно.

На борту было около 400 человек. Сюжет картины основан на реальной трагедии. Общественность была глубоко потрясена этим происшествием. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. Этот аморальный инцидент послужил причиной разбора поведения капитана, который, спасшись сам, не пожелал или не смог оказать помощь потерпевшим крушение. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось).

На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз. Барнс обращает внимание читателей на некомпетентность морских офицеров фрегата «Медуза», коррумпированность Королевского флота, бессердечное отношение представителей правящего класса к тем, кто находится рангом ниже. Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. Именно это придает картине полную эмоциональную силу. Работа над монументальным полотном истощила Жерико, он хотел поехать на Восток, чтобы отвлечься от болезни и невзгод в личной жизни, получить новые впечатления, однако друзья отговаривали его.

И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Плот был оставлен на произвол судьбы.

Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус». Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.

Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас. На четвёртый день в живых остались только 67 человек, многие из них, мучимые голодом, стали поедать трупы умерших. Где изможденные высохшие тела, безумные лица, полуразложившиеся трупы. Несколько человек сошли с ума.

А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). 147 людей оказались обречены на смерть. Он побывал на морском побережье Нормандии, чтобы пережить шторм и сделать наброски. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза».

А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. В 1816 году вся Франция ужасалась, читая газетные сообщения о крушении недалеко от островов Зеленого мыса фрегата «Медуза». Чтобы изображения умерших были реалистичнее, художник посещал местные морги, делая там зарисовки. Жерико был материально независим и мог себе позволить писать свой «Плот Медузы» сколь угодно долго. В том же году двое выживших – инженер Корреар и хирург Савиньи опубликовали книгу (тотчас же запрещённую), в которой рассказали о случившемся, не замалчивая деталей трагедии. Мане историй не рассказывает. «Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями.

Общественность более всего возмутило поведение экипажа и капитана, а также коррупционная составляющая истории. В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины).

– как можно было разбазаривать государственное имущество. Здесь нет никакой идеализации, а лишь полновесная аутентичность. Публика потрясена этой драмой имевшей немедленные политические последствия. Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей). Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной. Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно.

Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.

«Медуза» потеряла из виду сопровождающие суда, а в ночь на 2 июля села на мель между островами Зелёного Мыса и побережьем Западной Африки. Тела людей, проведших две недели почти без пищи и воды, должны были бы быть более измождёнными, однако художник написал прекрасных атлетов. Начальником всей экспедиции был Гуго Дюруа де Шомарей, который обманным путём взяточничества, по протекции, без должных знаний и квалификации, был назначен капитаном «Медузы». ), случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Утром 17 июня 1816 года в Сенегал отправилась французская экспедиция, состоявшая из фрегата «Медуза», каравеллы «Эхо», флюта «Луара» и брига «Аргус». Своей революционностью. «В основе огромной композиции (4, 91x7, 16 м), находящейся ныне в Лувре, лежит событие, которое потрясло Францию: крушение летом 1816 г. фрегата «Медуза». Все люди изображены в своеобразном клубке из сплетенных человеческих тел.

В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Сопровождаемая корветом «Эхо», флейтой «Луара» и бригом «Аргус», «Медуза» входила в состав флотилии, перевозившей в Сенегал губернатора и ответственных лиц из колониальной администрации. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. Сильная рельефная моделировка, придающая фигурам скульптурность, высокая патетика образов, резкие ракурсы – всё это отсылает нас к образам «Сикстинской капеллы». Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы».

Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия. Да и видно ли его. В техническом плане произведение выполнено превосходно. На самом деле это были просто люди разных национальностей, среди которых попадались и отчаянные сорвиголовы.

Жерико был всецело поглощён работой. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Есть на картине и ещё один друг Жерико. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. Продуктов у них не было.

Он решил добраться до берега на шлюпках. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу, однако при первых признаках непогоды канаты, связывающие шлюпки с плотом, лопнули (или были намеренно обрублены) и шлюпки уплыли. Когда стало ясно, что лодка не может вытянуть плот, поскольку он слишком тяжелый, было решено обрезать трос и оставить команду на произвол судьбы. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Современников произведение Жерико поразило отнюдь не классическим совершенством, а неслыханной дерзостью: история недавнего кораблекрушения годилась для газетных полос, но никак не для крупномасштабной многофигурной картины.

На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». И она действительно была для того времени революционна. В более широком смысле можно подразумевать действия людей, которые живут и выживают за счет других, вопреки благу других людей. Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse).

Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза».

149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно. Разумеется, выставленная картина произвела фурор. За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены.

Таким образом он достигает большей универсализации, поднимая частную драму до общечеловеческой трагедии. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества.

Картина была закончена в июле 1819 года. Это команда. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду.

Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. 147 людей оказались обречены на смерть. Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». Искусно работая с освещением, Жерико добился весьма интересного эффекта — потоки света как бы выхватывают из тьмы наиболее выразительные лица и позы людей. Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной».

Здесь прослеживаются традиции барокко. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. В Риме художник проводит целый год. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой.

А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. И они начали есть друг друга. Морское министерство, стремясь замять скандал, пыталось воспрепятствовать появлению информации о катастрофе в печати.

Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. Сначала правительство пыталось скрыть эту историю. И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии.

В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. В чем сущность романтического мировосприятия. За это время большая часть людей погибла.

Кроме них, в Сенегал направлялся так называемый «африканский батальон», состоявший из трех рот по 84 человека, по слухам из бывших преступников. В своей книге автор рассматривает ряд общечеловеческих проблем в философском аспекте. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. Здесь нет центрального героя, свой замысел художник раскрывает через действия и эмоции каждого пассажира плота14.

«Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».

Сюжет данной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае. Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто. Романтизм был полностью ориентирован на современность. Человек на переднем плане – это его конечное бытие. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа.

Однако, что же осталось из этих предварительных исследований на законченной картине. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Низкое облако дублирует очертания волны, поглощающей «большую пирамиду», но сквозь тучи прорывается луч, на фоне которого вырисовывается «пирамида надежды».

Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Его цель – визуализировать сцену, которой у него есть только описание, довольно классическая ситуация для художника.

Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова». Процесс быстро повернулся в сторону некомпетентности монархической власти: крушение французской законности – драма «Медузы» – мобилизовала либеральную оппозицию. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой.

Жерико, прибывший в Англию, получил то, чего ему не хватало на родине— признание его произведения зрителями и критиками. На её борту находились 400 пассажиров и членов команды ею командовал известный эмигрант Гуга Дюруа Шаморе, восстановленный в королевском флоте, хотя он не ходил в море 25 лет. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. Двигателем становится народ. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы.

«Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал. Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы». Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица. Следует провести реминисценцию с книгой Джулиана Барнса «История мира в 10, 5 главах», а именно с пятой главой этого постмодернистского романа второй половины двадцатого века (1989 г. ). О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот».

Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет. Их путешествие длилось не более четырех дней.

«Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость».

Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами. Как писал один из критиков, Жерико «показал на тридцати квадратных метрах картины весь позор французского флота». «Пейзаж абсолютно меняет оптику. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас». У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза».

Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это. 17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус». Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины. Нападая на современность, картина развивается в настоящее политическое событие. Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491716 см. При этом художник не драматизирует болезнь, но подчеркивает ее признаки, а лишь честно констатирует то, что видит.

«Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Старик держит три меча. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». А на плоту положение стало ужасным. Религиозная живопись патронировалась по особой программе и легко обошла доселе популярные мифологические сюжеты.

4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. «Плот Медузы» в Лувре.

Кто-то подает сигнал, кто-то лежит полумертвый в прострации, кто-то отупел от безысходности и ни на что не реагирует, кто-то пытается привести в чувство умирающего и удерживает его от падения с плота. Само создание этой картины является исторически важным.

Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Она проходит слабой нотой в изображении надежды, что делает ее хрупкой и иллюзорной.

Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз». м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи.

Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей. Динамичный контраст их сдержанности составляют люди, пытающиеся подняться и группа подающих сигналы. Никаких ран на мертвых телах: напротив, они молоды и прекрасны. В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы». Затем поднялся шторм.

«Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много. Как ты можешь увидеть свободу. Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц. Тут нет человека, которого ты жалеешь.

Иосиф Бродский в своей нобелевской лекции прекрасно сказал, что настоящая трагедия – это не когда гибнет герой, а когда гибнет хор». В первую же ночь было убито 20 человек. В результате своей неопытности, он посадил судно на мель, а когда ситуация стала критической, вместе с несколькими приближенными спасся в шлюпках, бросив пассажиров и матросов на погибающем корабле.

17 июня 1816 года в Сенегал направилась французская морская экспедиция, состоявшая из фрегата «Медуза» и еще трех судов. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2.

В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Начальник экспедиции, капитан «Медузы» де Шомарэ, был назначен на эту должность по протекции и его некомпетентность проявилась самым роковым образом. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года.

Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море. Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы.

В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». Чего нельзя сказать о жанре барокко, где эмоции выходят на первый план. Картина обращается скорее к телу и чувствам, нежели к разуму.

Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Он также размышлял на темы взаимного сосуществования людей в социуме.

В-третьих, у многих картина вызвала восторг.

Успех «Плот "Медузы"» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот.

Для того чтобы были видны все персонажи картины и полный вид моря, художник взял ракурс, позволяющий произвести весь обзор сверху. Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. «XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем.

Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти. Картина была закончена в июле 1819 года. Это был взгляд несколько сверху. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника.

Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Именно «Плот Медузы» послужил началом становления французского романтизма. Также стоит отметить цветовое решение, к которому прибегает автор на своем полотне. Картина была закончена в июле 1819 года. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества.

Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Здесь и началась ужасная одиссея. На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии.

Фрагмент картины Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись).

Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз». 147 людей оказались обречены на смерть. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. Он назвал картины такого рода хоровыми. Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю.

Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. В настоящее время полотно находится в Лувре.

Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. После кораблекрушения, французское общество возмутилось некомпетентностью капитана судна и явной недостаточностью попыток спасения жертв крушения.

Художник тем самым аллегорично показывает связь между жизнью и смертью, её неразрывность. Сам плот почти упирается в раму картины. Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию».

По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Живые и мертвые. Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала.

Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании. Композиция работы построена по принципу сдвоенной пирамиды и сама по себе может считаться шедевром. Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов».

Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов. Неопытность капитана быстро дала себя знать. Искусство может охватывать современные события, но должно ими и оцениваться: таким образом, значимость картины лежит в ее эстетичности и Салон 1819 г. доказывает это. 17 июля на горизонте показался парус исчез и вновь появился: «Аргус» пришёл на помощь несчастным безумцам.

Казалось, что «Плот Медузы» – первое крупное произведение многообещающего молодого художника, что, судя по его следующим работам – серии портретов душевнобольных и написанной в Англии картине «Скачки в Эпсоме» – Жерико ждет блестящее будущее. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12. Что соединяет эти две неравные части композиции. В некой разновидности аскетизма, в своем интимном морге, он отслеживал страдания, написанные на лицах, знакомился со смертью: как будто бы он пытался воссоздать в студии, перед все еще пустым экраном гигантского белого холста, реальность кораблекрушения.

По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). Nicolas Maillot. А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался.

Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами. Но ветер относит плот от корабля спасения. Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на модели плота изучал с разных точек зрения композицию, может быть, прибегая к помощи камеры-обскуры.

В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту».

По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. «Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины.

Случилось это в 1816 году. Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Из ста пятидесяти человек, остававшихся на «Медузе» после бегства капитана, в живых осталось только пятнадцать.

Это был бриг «Аргус». Справа устремляется вверх «пирамида надежды» с фундаментом из обессиленных тел и вершиной, на которой сгруппировались люди, пытающиеся привлечь внимание корабля. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему.

Тяжелый парус, который вторит своим изгибом надвигающейся на плот волне, мачта, крепящие ее канаты и группа сомневающихся, еще не верящих в спасение людей, образуют композиционно «большую пирамиду», вершина которой клонится навстречу волне, в направлении, противоположном кораблю. Экспедиция, которой командовал старый эмигрант Хюжес Дюрой де Шомарей, была послана колонизировать африканские земли. После кораблекрушения, французское общество возмутилось некомпетентностью капитана судна и явной недостаточностью попыток спасения жертв крушения. Его должны были вести на буксире лодки.

Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель. Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». На плоту начались драки за доступ к воде.

Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. И вот Делакруа, пожалуй, первый и как бы не единственный, кто, в общем, успешно с этой задачей справился: мы теперь знаем, как свобода выглядит». Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца.

Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17. Настолько близкий, что изображен на картине трижды. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». В корпусе судна открылась течь и его решено было покинуть, но шлюпок на всех не хватило.

Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать. Эта картина потрясающе проста. Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем.

После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Кое-кто пил морскую воду — и умирал. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. В самую первую ночь погибли двадцать человек.

Считая, что судно может разломиться, пассажиры и экипаж запаниковали и капитан принял решение немедленно покинуть его. Да, бледны, но их кожа не засохла, они не разлагаются. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина.

А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет». В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Правительственные круги и официальная пресса сочли живописца опасным бунтарем, сам король Луи XVIII язвительно поинтересовался: «Это, месье Жерико, – не то ли кораблекрушение, в котором утонет создавший его художник. » Напротив, противники режима увидели в картине обличительный документ. Оппозиция обвинила в случившемся правительство.

В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось).

2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега. В живых осталось лишь 15 человек.

После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Попытки снять корабль с мели были безуспешны. Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34.

В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. «Мане – провокатор.

Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). В относительной безопасности была только центральная часть плота. На ней художник размещал восковые фигуры, уточняя композицию будущей картины. Он настаивал на работе в этом склепе, где наиболее преданные и дерзкие его друзья едва могли выдержать вонь хоть короткое время (Шарль Клемен). Людовик XVIII во время визита в Салон сказал (даже несколько льстиво): «Господин Жерико, вы только что сделали кораблекрушение, которое не явилось таковым для вас».

Картина Сурикова здесь – яркое исключение. Мачта, левая половина паруса и веревка справа составляют вторую пирамиду. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился.

Но это не помешало экстремистской прессе отмечать так называемые недостатки картины: «Что касается выполнения, она имеет только один дефект – её забыли нарисовать» «Мы интересуемся, почему потерпевшие кораблекрушение совсем голы, почему они не бросают в море трупы, которые уже начали разлагаться и не могут использоваться больше для утоления голода». Хотел ли Жерико пощадить публику, расположения которой добивался и каковое могло бы улетучиться при виде слишком болезненной картины.

Быстроходная «Медуза» оторвалась от остальных судов флотилии и менее чем через месяц плавания села на мель близ островов Зелёного Мыса в 160 кмот берегов Западной Африки. Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них). Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Жерико делал эскизы в больницах и моргах, зарисовывал в лечебницах лица безумцев. 147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот.