Плот Медузы Теодора Жерико
«плот Медузы» (фр. Le Radeau de la Mduse)— magnum opus французского художника Теодора Жерико, одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма. «плот Медузы» — одна из самых известных картин известного французского художника XIX века Теодора Жерико (1791-1824).
Описание картины «Крушение плота «Медузы»»
Если мы мысленно уберем все, что их окружает, мы ни за что в жизни не сможем предположить, что этого человека ведут на казнь. На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды. А на плоту положение стало ужасным. Следует упомянуть, что романтики, как и представители барокко, в отличие от классицистов, обращаются к крайним проявлениям эмоций.
Утром 17 июня 1816 года в Сенегал отправилась французская экспедиция, состоявшая из фрегата «Медуза», каравеллы «Эхо», флюта «Луара» и брига «Аргус». Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Живые и мертвые.
На борту было около 400 человек. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». «Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями.
- 15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
- Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
- Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
- Плот Медузы: когда живые завидуют мертвым
- «Плот Медузы» картина Теодора Жерико
- Картина «Плот Медузы» Теодора Жерико: интересные факты
Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Также стоит отметить цветовое решение, к которому прибегает автор на своем полотне. Нападая на современность, картина развивается в настоящее политическое событие. Во время шторма десятки людей погибли в борьбе за наиболее безопасное место в центре у мачты, где хранились скудные запасы провизии и воды, либо были смыты волной за борт. Кое-кто пил морскую воду — и умирал.
В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. Для начала 19 века это была катастрофа невероятных масштабов. Настолько близкий, что изображен на картине трижды. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза».
- ТЕОДОР ЖЕРИКО: БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ (Компиляция из различных источников)
- «Плот Медузы», Теодор Жерико, 1818 — 1819
- Какие тайны хранит знаменитая картина «Плот Медузы» Теодора Жерико
- 15 фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
- Самое интересное в виде мозаики
- «Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание
Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». 147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Из 140 в живых осталось 15 человек, которые вынуждены были есть мясо других погибших пассажиров, чтобы выжить.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Но уже сама глубина темы и работа над картиной вывели ее за рамки политического памфлета. В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза». Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника.
Морское министерство, стремясь замять скандал, пыталось воспрепятствовать появлению информации о катастрофе в печати2. Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов.
Плот был оставлен на произвол судьбы. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Мачта, левая половина паруса и веревка справа составляют вторую пирамиду.
Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. У юноши две страсти: живопись и лошади. Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему.
Эта вторая, нематериальная диагональная ось, – это ось судьбы. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы».
- Картина Теодора Жерико Плот Медузы
- Теодор Жерико картина Плот Медузы
- О картине "Плот "Медузы" Теодора Жерико
В 1816 году вся Франция ужасалась, читая газетные сообщения о крушении недалеко от островов Зеленого мыса фрегата «Медуза». В том же году двое выживших – инженер Корреар и хирург Савиньи опубликовали книгу (тотчас же запрещённую), в которой рассказали о случившемся, не замалчивая деталей трагедии. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Сюжет картины основан на реальной трагедии.
В-третьих, у многих картина вызвала восторг. На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус». Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью.
Прежде он вёл интенсивную светскую жизнь, но теперь не выходил из дома и даже обрезал волосы, чтобы и не пытаться вернуться к прежнему времяпровождению1. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). Да и видно ли его. Ему интересно соединение цветов и фактур, а логическое сопряжение предметов и людей – дело десятое.
По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился.
В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей).
Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов. Процесс быстро повернулся в сторону некомпетентности монархической власти: крушение французской законности – драма «Медузы» – мобилизовала либеральную оппозицию. 4884). Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз. Сюжет данной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае. Его должны были вести на буксире лодки.
Жерико был всецело поглощён работой. На пути корабли должны были пройти мыс Блан (Белый), но мыса с характерной белой скалой в назначенный срок не было видно.
Картина была закончена в июле 1819 года. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы».
Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21. Из ста пятидесяти человек, остававшихся на «Медузе» после бегства капитана, в живых осталось только пятнадцать. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика.
На плоту начались драки за доступ к воде. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица.
Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат. Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Эта картина потрясающе проста. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Здесь нет центрального героя, свой замысел художник раскрывает через действия и эмоции каждого пассажира плота.
И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. Ален Жобер снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико. Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31. Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна. Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека). Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала.
Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот.
В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. Картина Сурикова здесь – яркое исключение. В 1817 г. командующего «Медузы» судили и приговорили к трём годам тюрьмы и разжалованию. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мертвым сыном. Именно «Плот Медузы» послужил началом становления французского романтизма. Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них).
Дюруа де Шомаре решил срезать, спрямить путь — отклоняясь при этом на 160 километров от намеченного маршрута. Но ветер относит плот от корабля спасения. «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise.
Романтизм был полностью ориентирован на современность. Сопровождаемая корветом «Эхо», флейтой «Луара» и бригом «Аргус», «Медуза» входила в состав флотилии, перевозившей в Сенегал губернатора и ответственных лиц из колониальной администрации. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы.
На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей. За работу художник принимается с увлечением, напряженно читает и перечитывает книгу Корреара и Савиньи, по многу раз останавливается на эпизодах, наиболее поддающихся художественному воплощению. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. О ней писали все газеты, о картине появились отдельные брошюры, поэты слагали о ней стихи.
«Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. Ему удается найти плотника, сколотившего плот для пассажиров Медузы. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы».
Несколько шлюпок достигли пустынного африканского берега — их пассажиры направились через пустыню на юг и были спасены через две недели караваном, который возглавлял переодетый в мавра французский офицер несколько человек погибло во время марша через пустыню. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Опасаясь, что «Медузу» купит английский коллекционер, её приобрел близкий друг Жерико Дедрё-Дорси за 6005 франков.
Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море. Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Старик держит три меча. Характерно, что интерес к полотну Жерико усиливался в годы политических кризисов и революций. Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова». 147 людей оказались обречены на смерть. В нем художник сообщал, что в какой-то момент перестал писать картину для короля и стал писать ее для себя и, в частности, решил делать ее не квадратной, как требовалось для Парижского салона, а прямоугольной.
Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. Случилось это в 1816 году. Он познакомился с Корреаром и Савиньи, беседовал с ними, даже, вероятно, написал их портреты. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу.
Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов».
Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался.
Картина Теодора Жерико Гибель Медузы сразу же стала сенсацией. Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа. Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза».
А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. Капитан дал приказ всем покинуть корабль. Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет.
Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12. За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены. Попытки снять корабль с мели были безуспешны. В самую первую ночь погибли двадцать человек. Историческая живопись XIX века, ориентированная на внешнее правдоподобие, обычно рассказывает об одном герое, который направляет историю или терпит поражение. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось). Выжило лишь десять человек.
«Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627. «Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю. В Риме художник проводит целый год. Само создание этой картины является исторически важным. Ходили слухи (весьма убедительные), что капитан получил это место по блату, будучи абсолютно некомпетентным моряком.
В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет». Он собирает зарисовки персонажей и композиций (всего насчитано 108, но многие другие были уничтожены) и, в конце концов, выбирает сцену, когда потерпевшие крушение впервые увидели Аргус, когда трудно очертить грань между ужасом и надеждой, концом кошмарных испытаний, смешанным со всей патетичностью жестокости напрасной иллюзии (так как корабль уплывает). Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины.
По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра.
«Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много. Он назвал картины такого рода хоровыми. Сам плот почти упирается в раму картины.
Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. Разумеется, выставленная картина произвела фурор. Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491716 см.
Следует провести реминисценцию с книгой Джулиана Барнса «История мира в 10, 5 главах», а именно с пятой главой этого постмодернистского романа второй половины двадцатого века (1989 г. ). Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. В противоположном лагере журналист-бонапартист, прослезившись, предлагал дать орден Почётного легиона отцу агонизирующего ребенка.
Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Такое искусство, которое скорее хвалит, которое скорее услаждает, как правило, находит очень большой спрос. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует».
Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Возможно, впрочем, что первоначально цвета были более интенсивны, а позднее краски сильно потемнели. Двигателем становится народ. В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична.
Но лишь 10 человек из 147, которые перешли на плот, в конечном итоге выжили. «Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал. Есть жертвы и есть убийцы. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы».
По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Художник родился в Руане в 1791 году. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). Но это не помешало экстремистской прессе отмечать так называемые недостатки картины: «Что касается выполнения, она имеет только один дефект – её забыли нарисовать» «Мы интересуемся, почему потерпевшие кораблекрушение совсем голы, почему они не бросают в море трупы, которые уже начали разлагаться и не могут использоваться больше для утоления голода». Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти. Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот.
Всех охватила паника. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34. Людовик XVIII во время визита в Салон сказал (даже несколько льстиво): «Господин Жерико, вы только что сделали кораблекрушение, которое не явилось таковым для вас». Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Молодой человек отлично ездит верхом, обожает длительные конные прогулки, для которых выбирает самых норовистых лошадей.
Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. Все это безумный художник сохранял до полного разложения. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины. Оппозиция обвинила в случившемся правительство.
Фрагмент картины Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Здесь и началась ужасная одиссея. Здесь Жерико, кажется играет в жестокую игру, чтобы уловить крайний предел, где касаются надежда и отчаяние.
Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на модели плота изучал с разных точек зрения композицию, может быть, прибегая к помощи камеры-обскуры. Сюжет, легший в основу его полотна, был известен британской публике благодаря появившемуся в 1818 году английскому переводу книги Корреара и Савиньи28.
Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия. Публика потрясена этой драмой имевшей немедленные политические последствия. 2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега. Да, бледны, но их кожа не засохла, они не разлагаются. На отмели Арген в 40 лье от африканского берега фрегат «Медуза» потерпел крушение.
Все, кто был на лодках, спаслись. На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. Он настаивал на работе в этом склепе, где наиболее преданные и дерзкие его друзья едва могли выдержать вонь хоть короткое время (Шарль Клемен). Сначала правительство пыталось скрыть эту историю. Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства.
Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей». Чего нельзя сказать о жанре барокко, где эмоции выходят на первый план. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. За это время большая часть людей погибла. Тела людей, проведших две недели почти без пищи и воды, должны были бы быть более измождёнными, однако художник написал прекрасных атлетов.
Мане историй не рассказывает. Динамичный контраст их сдержанности составляют люди, пытающиеся подняться и группа подающих сигналы. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. В основе сюжета картины лежит реальное происшествие (. Он разрушил все представления о живописи и вызвал большие волнения среди любителей, ценителей живописи и самого художественного сообщества.
Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем. Фрегат сбился с курса и сел на отмель Арген. Барнс обращает внимание читателей на некомпетентность морских офицеров фрегата «Медуза», коррумпированность Королевского флота, бессердечное отношение представителей правящего класса к тем, кто находится рангом ниже. Художник тем самым аллегорично показывает связь между жизнью и смертью, её неразрывность.
В 1817 году он начал работу над своей новой грандиозной картиной, при этом в числе других художник попросил позировать двух переживших трагедию человек — инженера Корреара, под чьим руководством пассажиры «Медузы» и соорудили спасительный плот и хирурга Анри Савиньи. Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи «Денон» перед картиной «Плот «Медузы»» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Но это не единственная проблема, которой коснулся Жерико в своей работе. И художник едет в Гавр, где на месте изучает эффекты неба и моря. Таким образом он достигает большей универсализации, поднимая частную драму до общечеловеческой трагедии1.
Эти корабли везли нового губернатора колонии и чиновников с их семьями. Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). Общественность была глубоко потрясена этим происшествием. В настоящее время полотно находится в Лувре. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма.
Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. Хотел ли Жерико пощадить публику, расположения которой добивался и каковое могло бы улетучиться при виде слишком болезненной картины. При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля.
Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это.
Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Плот должен был быть отбуксирован лодками, но снасти порвались и ненадежные лодки затерялись в безграничном океане. Трагедия, каннибализм, множество трупов Он подошел к делу крайне серьезно: кроме подготовки множества набросков и этюдов, он лично общался выжившими после крушения, тщательно выяснял все детали. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Она проходит слабой нотой в изображении надежды, что делает ее хрупкой и иллюзорной. Он стоит в центре, он представляет собой ось картины. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома».
Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Но 2 июля путешествие трагически окончилось кораблекрушением на Аргуинских рифах возле мыса Бланк. 147 людей оказались обречены на смерть. Продуктов у них не было. 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Картина была закончена в июле 1819 года. Есть на картине и ещё один друг Жерико. Морское министерство, стремясь замять скандал, пыталось воспрепятствовать появлению информации о катастрофе в печати. В первую же ночь было убито 20 человек.
Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». Тонкий колорист Жерико, в отличие от остальных своих работ, сделал ставку на тёмные монохромные оттенки, подчёркивающие трагическую атмосферу.
О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником.
У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». Начальником всей экспедиции был Гуго Дюруа де Шомарей, который обманным путём взяточничества, по протекции, без должных знаний и квалификации, был назначен капитаном «Медузы». ), случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации.
На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра.
Картина обращается скорее к телу и чувствам, нежели к разуму. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Кроме них, в Сенегал направлялся так называемый «африканский батальон», состоявший из трех рот по 84 человека, по слухам из бывших преступников. Картины из этой серии не были предназначены для продажи.
Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. Именно это придает картине полную эмоциональную силу. Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане.
Спасательные шлюпки слишком малы, вот таким образом был собран плот, прозванный машиной.
«В основе огромной композиции (4, 91x7, 16 м), находящейся ныне в Лувре, лежит событие, которое потрясло Францию: крушение летом 1816 г. фрегата «Медуза». В настоящее время «Плот Медузы» находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре (INV. Впоследствии он все свои рассуждения и объяснения строил на том, что действительно видел этот мыс. Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно. Как ты можешь увидеть свободу. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу.
Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. 17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус».
Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов. Их путешествие длилось не более четырех дней. И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет. В техническом плане произведение выполнено превосходно. Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз».
Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Правительство не захотело приобрести произведение идейно направленное против него. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Краски подобраны великолепно, композиция как нельзя лучше подходит для демонстрации сюжета. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа.
В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели.
Несколько человек сошли с ума. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Как бы то ни было, если видимые следы были и вытерты, но все же картина пронизана скрытой болезненностью, которую можно даже почувствовать (что и вызвало комментарий журналиста) в молчаливых тонах и жутком освещении. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. И она действительно была для того времени революционна. Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции.
Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины).
Никаких ран на мертвых телах: напротив, они молоды и прекрасны. На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». «Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян. Своей революционностью.
Из почти 150 человек в живых осталось десять. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. (В Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв.
В своей книге автор рассматривает ряд общечеловеческих проблем в философском аспекте. Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2. Картина была закончена в июле 1819 года.
И они начали есть друг друга. Каравелла Эхо, не отклоняясь от курса, утром обогнала Медузу. «Гойя действительно изображает момент начала атаки – тот первый удар навахой, который начал войну. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником.
Это команда. Из-за нехватки шлюпок на борту матросы построили плот. Он также размышлял на темы взаимного сосуществования людей в социуме. Плот скитался в море в течении 12 дней.
Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. Очень близкий друг. Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1.
«Эжен Делакруа принадлежал к той прослойке французской элиты, которая поднялась при Наполеоне и была оттеснена Бурбонами. Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы». Видимо, они попытались спастись, соорудив плот и в итоге этот плот через две недели подобрало судно «Аргус». Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море.
В относительной безопасности была только центральная часть плота. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Эпизод каннибализма исчез, как будто его следы смыло морем. Сто пятьдесят человек собралось на площади семьдесят на пять футов.
Что соединяет эти две неравные части композиции. «Пейзаж абсолютно меняет оптику.
Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость». В чем сущность романтического мировосприятия. Затем поднялся шторм. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом.
17 июля на горизонте показался парус исчез и вновь появился: «Аргус» пришёл на помощь несчастным безумцам. Здесь прослеживаются традиции барокко. Тут нет человека, которого ты жалеешь. В зеркальном отражении эти бутылки стоят не на том краю стола, на каком стоят на переднем плане. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно.
Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца. Однако, что же осталось из этих предварительных исследований на законченной картине. 40-орудийный морской фрегат. В живых осталось лишь 15 человек. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы. Следует подчеркнуть, что художника интересовала ситуация борьбы человека со стихией и героическая победа над ней.
В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы». Это был взгляд несколько сверху.
И Жерико умножает этюды с натуры, работает в госпитале, где неутомимо пишет больных и умерших. «Мане – провокатор. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Успех «Плот "Медузы"» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Таковы пять эпизодов, над которыми работал Жерико.
«XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем. Все эти настроения, сильные страсти, волновавшие всю страну, впитал в себя юный Теодор, который потом будет их воплощать в своих полотнах. Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду.
Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас». Здесь нет никакой идеализации, а лишь полновесная аутентичность. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего».
Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель. Но модус изображения был общепринятым. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Человек на переднем плане – это его конечное бытие. В частности, с Делакруа Жерико пишет фигуру юноши, лежащего на досках плота головою вниз.
Все люди изображены в своеобразном клубке из сплетенных человеческих тел. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года.