Плот Медузы Жерико
«плот Медузы» (фр. Le Radeau de la Mduse)— картина французского художника Теодора Жерико, одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма. Картина французского художника Теодора Жерико Плот Медузы1819 г. привлекла меня прежде всего своим сюжетом и страшной трагедией, которая легла в её основу. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью, соединив в одной картине мертвых и живых, надежду и отчаяние. Потому и напишет Жерико «Плот Медузы». Жерико построил реплику плота с Медузы в своей мастерской и использовал ее в качестве наглядной модели. На полотне Жерико «Плот Медузы» нет героя, зато увековечены безымянные люди, страдающие и достойные сочувствия. В этой картине Жерико первым поднял перед романтиками тему человечности и продемонстрировал исключительную реалистичную манеру живописи.
Ну, а знаменитое полотно Жерико Плот Медузы в настоящее время находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре. «плот Медузы» — одна из самых известных картин известного французского художника XIX века Теодора Жерико (1791-1824). Когда Жерико выставил «Плот Медузы» вСалонев1819году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета. Когда Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне в 1819году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета.
Полотно Жерико «Плот Медузы» является одним из важнейших творений художника, с которого началось его всеобщее признание.
Описание картины «Крушение плота «Медузы»»
Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». Если это литература, то соединение стихов и прозы, трагедии и комедии. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей.
«Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями. Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке. Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза».
- Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
- 15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
- Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
- «Плот Медузы» картина Теодора Жерико
В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36. При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. Этот постулат романтизма замечательно сформулировал Пушкин: «Судить художника по тем законам, которые он сам над собой поставил». В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. Здесь – сложная амальгама чувств. Художник тем самым аллегорично показывает связь между жизнью и смертью, её неразрывность.
В техническом плане произведение выполнено превосходно. «Медуза» шла впереди «Эха». Значение этого полотна для искусства и культуры того времени сложно переоценить, ведь благодаря нему появилось целое направление – романтизм в живописи XIX века. Входившие в состав эскадры корабли обладали разным запасом хода и тихоходная «Луара» начала отставать от головных. Все люди изображены в своеобразном клубке из сплетенных человеческих тел.
«Кружево песков» 151 извилистые линии, выведенные ветром на песчаных откосах, ярко вырисовываются. Остальных решено было погрузить на сколоченный из частей фрегата плот — 20 метров в длину и 7 метров в ширину. Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом. 17 июня 1816 года в Сенегал направилась французская морская экспедиция, состоявшая из фрегата «Медуза» и еще трех судов.
Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему. «Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). На плоту – изможденные, отчаявшиеся люди.
Цифровые матрицы более капризны и чувствительны к перепадам температур, конденсату. Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). На самом же деле фрегат ночью отнесло далеко к югу и курс был выправлен лишь утром 2июля. И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи.
На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. Ходили слухи (весьма убедительные), что капитан получил это место по блату, будучи абсолютно некомпетентным моряком. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды.
- Плот Медузы: когда живые завидуют мертвым
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- помогите с описанием картины Жерико Плот Медузы
- «Плот Медузы», Теодор Жерико, 1818 — 1819
- Самое интересное в виде мозаики
- «Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание
Жерико был всецело поглощён работой. А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика.
В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов. Живопись романтизма и в целом романтическое искусство – это интерес к человеку не только в состоянии разума (как у классиков), романтики интересуются человеком в пограничных состояниях между сном и бодрствованием их интересует человек с помутившимся рассудком. Сильная рельефная моделировка, придающая фигурам скульптурность, высокая патетика образов, резкие ракурсы – всё это отсылает нас к образам «Сикстинской капеллы». Но более всего на художника повлиял любимый Микеланджело, о встрече с произведениями которого Жерико писал: «Я дрожал, я усомнился в себе самом и долго не мог оправиться от этого переживания».
О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Как писал один из критиков, Жерико «показал на тридцати квадратных метрах картины весь позор французского флота».
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Словари и энциклопедии на Академике
- О картине "Плот "Медузы" Теодора Жерико
Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Ветер с силою рвет парус, клонит мачту, удерживаемую толстыми канатами. За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены. При низком солнце 151 ранним утром и к вечеру 151 пустыня выглядит особенно красочно.
17июня 1816г. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. Тяжелые волны вздымаются к небу, грозя вот-вот опрокинуть утлый плот. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34. Запасшись в Санта-Крусе, столице острова Тенерифе, провизией, корабли продолжили путь.
Памятуя об этом, Шомарэ решил позволить «Луаре» плыть в своем темпе, а остальным судам приказал двигаться как можно быстрее. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Гротеск как способ художественного отображения был открыт романтиками и с этого времени утвердился в искусстве.
Затем поднялся шторм. Это был бриг «Аргус».
Здесь прослеживаются традиции барокко. Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. Романтики решительно отрицают чистоту жанра. Сначала правительство пыталось скрыть эту историю. По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега.
2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега. Дело приобретает политическую окраску: Дюруа де Шомаре, бывший эммигрант, некомпетентный офицер — быстро становиться олицетворением отсталого, коррумпированного и неэффективного режима Реставрации. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. «Мане – провокатор.
Низкое облако дублирует очертания волны, поглощающей «большую пирамиду», но сквозь тучи прорывается луч, на фоне которого вырисовывается «пирамида надежды». На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства.
В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза». По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Попытки снять корабль с мели были безуспешны. На плоту начались драки за доступ к воде. Холмы и барханы рельефны, затененные склоны резко отделяются от освещенных. Этот аморальный инцидент послужил причиной разбора поведения капитана, который, спасшись сам, не пожелал или не смог оказать помощь потерпевшим крушение. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза».
Другой философ подчеркивал, что если в душах людей и сохраняется какая-то энергия, то только новое несчастье может вывести их из вялости. В самую первую ночь погибли двадцать человек. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады.
Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Проблема была в том, что шлюпок было всего шесть и в них помещалось только 233 человека из 392. Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». Его должны были вести на буксире лодки.
Капитан Шомарей не придал этому никакого значения, а на следующий день, отвечая на вопросы экипажа, он сказал, что накануне они вроде как проплыли мимо чего-то похожего на Блан. Кто-то на этом плоту уже отчаялся, у кого-то теплится надежда, кто-то умирает. Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31.
До 18 века пейзаж в основном был представлен ведутой (городским пейзажем). Эти корабли везли нового губернатора колонии и чиновников с их семьями. Впрочем, здесь надо сделать скидку на то, что он все же писал художественное произведение, а не документировал реальные события и главным для него было показать величие человека в борьбе с разбушевавшейся стихией – вполне романтический посыл. Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы».
Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. Образы людей, страх, смерть и гнев на их лицах изображены очень правдоподобно и атмосферно. Он стоит в центре, он представляет собой ось картины. На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду. Казалось, что «Плот Медузы» – первое крупное произведение многообещающего молодого художника, что, судя по его следующим работам – серии портретов душевнобольных и написанной в Англии картине «Скачки в Эпсоме» – Жерико ждет блестящее будущее. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником.
И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует». Но это не единственная проблема, которой коснулся Жерико в своей работе. Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491716 см. Та же ситуация и с пленочными камерами 151 пока не рассыпалась пленка и «не замерз» лентопротяжный механизм, можно смело снимать, не задумываясь о сбоях техники. В первую же ночь было убито 20 человек.
На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Чего нельзя сказать о жанре барокко, где эмоции выходят на первый план. «Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента. Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании. Для начала 19 века это была катастрофа невероятных масштабов. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать.
Сюжетом для картины послужило событие, взволновавшее в ту пору всю Францию. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. Эти люди на переднем плане – маленькие, корявые, не очень привлекательно написанные – своим ритмом повторяют ритм парусника, как пианист повторяет музыку сфер.
Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане. Картина Сурикова здесь – яркое исключение. «Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал. Капитан дал приказ всем покинуть корабль. Картина Жерико«Плод Медузы» – в основе реальные события, гибель фрегата, несколько пассажиров спаслись на плоту, в течение двух недель их носило по океану, многие умерли, но. Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Для живописи это имело очень существенные последствия. Случилось это в 1816 году.
Он внимательно прочитал их книгу, возможно, в его руки попало издание 1818 года с литографиями, достаточно точно передававшими историю пассажиров плота. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения). Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20. Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». Справа устремляется вверх «пирамида надежды» с фундаментом из обессиленных тел и вершиной, на которой сгруппировались люди, пытающиеся привлечь внимание корабля.
В чем сущность романтического мировосприятия. Аналоговые же камеры оснащены более простым процессором: им не надо «упаковывать» считанную картинку в числа, они просто пишут сигнал, вот таким образом и морозы для них менее опасны. Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова». Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. Плот был оставлен на произвол судьбы. Быстроходная «Медуза» оторвалась от остальных судов флотилии и менее чем через месяц плавания села на мель близ островов Зелёного Мыса в 160 кмот берегов Западной Африки.
Очень близкий друг. А в 1824-м выступил с картиной Резня на Хиосе изображающей этническую чистку, когда греческое население острова Хиос во время греческой войны за независимость было депортировано и уничтожено. Барнс обращает внимание читателей на некомпетентность морских офицеров фрегата «Медуза», коррумпированность Королевского флота, бессердечное отношение представителей правящего класса к тем, кто находится рангом ниже. Жерико не был психически болен, но он был одержим живописью и таким необычным способом пытался найти оттенок цвета, наиболее характерный лицам умирающих.
При очередном определении курса разница между замерами Шомарэ и Бетанкура составила 8долготы и 16 широты. Своей революционностью. Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины.
А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет». Но ветер относит плот от корабля спасения. Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы». Да и видно ли его. Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. Отсюда очень многие постулаты романтического искусства.
Все, кто был на лодках, спаслись. Возможно, впрочем, что первоначально цвета были более интенсивны, а позднее краски сильно потемнели. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле.
Художник погружался в события, моделировал их, «ставил», как театральную пьесу, проходил по всем кругам этого ада, за что позднее его назвали в одной из газет «Данте в живописи». Старик держит три меча. Если живопись, то тоже резкие контрасты. В итоге капитан, губернатор со свитой и старшие офицеры разместились в шлюпках, а 150 матросов и солдат пересели на плот, сооруженный под руководством инженера Александра Корреара. Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. Несколько человек сошли с ума.
Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия. Не знаю насколько осознан был подход художника к выбору темы картины, но он в своём произведении ухватил весь трагизм событий происходивших во французском обществе. Ведь французы вкусили "свободу" (взятие Бастилии 14 июля 1789 года, революция, заработала гильотина). Так ли уж случайно (без проведения свыше) судно потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по КОЛОНИЗАЦИИ. Это целая эпопея. Именно «Плот Медузы» послужил началом становления французского романтизма.
Он также размышлял на темы взаимного сосуществования людей в социуме. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». В живых осталось лишь 15 человек. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью.
Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось). Романтики отрицают канон и какую-либо нормативность, выдвигая личность художника в качестве критерия творчества. Когда «промерзает» цифра, то не знаешь, чего от нее ждать: то ли она отработает свои «нули 151 единички», то ли нет, а результат будет виден только при просмотре материала. Так ли уж опрометчиво капитан отдал приказ обрезать веревки, обрекая 147 человек на гибель.
«Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1. Стоит отметить, что на картине есть портретные изображения действительных участников событий – врача Савиньи и инженера Корреара.
В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). Романтики ставя. Это был бриг «Аргус». По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов».
В1817г. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре.
Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. Он решил добраться до берега на шлюпках. Но до Канарских островов все-таки добрались благополучно.
На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. Сюжет данной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае. съемке пустынных ландшафтов огромную роль играет время съемки.
На пути корабли должны были пройти мыс Блан (Белый), но мыса с характерной белой скалой в назначенный срок не было видно. Так изобразил эту драму художник Теодор Жерико на своей картине «Плот Медузы» (1818–1819, Париж, Лувр). В своей книге автор рассматривает ряд общечеловеческих проблем в философском аспекте.
Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). «Свобода на баррикадах» Делакруасоздана под впечатлением Июльской революции в Париже. Что соединяет эти две неравные части композиции. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы».
После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. А девушка в зеркале выглядит не совсем так, как та девушка, которая смотрит на нас: она поплотнее, у нее более округлые формы, она склонилась к посетителю. Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627. Видимо, они попытались спастись, соорудив плот и в итоге этот плот через две недели подобрало судно «Аргус».
Она изрезана черными провалами промоин и рытвин. Сам плот почти упирается в раму картины. Художник был поражен сюжетом и эффектами, отсюда некоторая театральность картины. Ален Жобер снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико.
«XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем.
Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв.
м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. на открытом воздухе. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. Это не картина.
Двигателем становится народ. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость».
В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. Также стоит отметить цветовое решение, к которому прибегает автор на своем полотне. – как можно было разбазаривать государственное имущество. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро.
Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей. Ее замысел возник под впечатлением оперы Пачини «Последний день Помпеи». На первом плане 151 старик, держащий на руках умершего сына. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей.
Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы». В корпусе судна открылась течь и его решено было покинуть, но шлюпок на всех не хватило. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы».
Наступают предвечерние часы и снова все прочерчивается тенями, снова расцветает. Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем. Само создание этой картины является исторически важным. Как ты можешь увидеть свободу.
Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. «Последний день Помпеи» Брюллова- крупнейшее произведение романтизма. Независимо от места и времени действия персонажи облачались в современные одежды. Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины. «Медуза» и «Эхо» оторвались от остальных кораблей и ушли далеко вперед.
Редкая растительность хорошо видна и отделяется от фона. Неопытность капитана быстро дала себя знать. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Настолько близкий, что изображен на картине трижды. Во время шторма десятки людей погибли в борьбе за наиболее безопасное место в центре у мачты, где хранились скудные запасы провизии и воды, либо были смыты волной за борт.
Композиция развивается по диагонали и на втором плане – люди, увидевшие вдалеке корабль. Правительственные круги и официальная пресса сочли живописца опасным бунтарем, сам король Луи XVIII язвительно поинтересовался: «Это, месье Жерико, – не то ли кораблекрушение, в котором утонет создавший его художник. » Напротив, противники режима увидели в картине обличительный документ. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Мы снова видим вторящие друг другу движения рук, тянущихся вперед, к едва заметной точке на горизонте.
Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту».
Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной. Например, «Портреты в доме умалишенных» позднего Жерико. первый план и приобретает гиперболизированное значение.
147 людей оказались обречены на смерть. Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз. в конце концов их подобрал проходящий корабль. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу.
Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции. Однако ему пришлось во всем подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море. Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. Романтизм был полностью ориентирован на современность. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины.
Флагманским кораблем «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруаде Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции. Плот скитался в море в течении 12 дней. Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины.
Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию.
«Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю. Переделке подверглись две перекладины в центре плота, а сам плот был удлинён слева— таким образом создавалось впечатление, что люди сгрудились на той части плота, что ближе к зрителю.
Один из критиков говорил: Да, это безобразие, но это безобразие провинции, а у Парижа свое безобразие. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас».
В 1816 году вся Франция ужасалась, читая газетные сообщения о крушении недалеко от островов Зеленого мыса фрегата «Медуза». Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот.
«Медуза» потеряла из виду сопровождающие суда, а в ночь на 2 июля села на мель между островами Зелёного Мыса и побережьем Западной Африки. Ален Жобер снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико. Ведь именно в необычном, экстраординарном состоянии человек лучше всего раскрывается.
Это первая ласточка политического либерализма в живописи, который касался пока еще очень далеких стран». Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это. Это был взгляд несколько сверху. Сенегала, людьми познавшими "сободу". В настоящее время полотно находится в Лувре.
«Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк. Тяжелый парус, который вторит своим изгибом надвигающейся на плот волне, мачта, крепящие ее канаты и группа сомневающихся, еще не верящих в спасение людей, образуют композиционно «большую пирамиду», вершина которой клонится навстречу волне, в направлении, противоположном кораблю. Из ста пятидесяти человек, остававшихся на «Медузе» после бегства капитана, в живых осталось только пятнадцать. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Продуктов у них не было. они опубликовали записки об этих трагических событиях.
Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824).
Романтики первыми начинают работать на пленере, т. е. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу, однако при первых признаках непогоды канаты, связывающие шлюпки с плотом, лопнули (или были намеренно обрублены) и шлюпки уплыли.
Их путешествие длилось не более четырех дней. А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. Рядом с живыми лежат тела мертвецов. На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами. Всех охватила паника.
В числе спасенных на плоту были офицеры Корреар и Савиньи. Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека). Мане историй не рассказывает.
«Пейзаж абсолютно меняет оптику. Жерико был материально независим и мог себе позволить писать свой «Плот Медузы» сколь угодно долго. Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас.
Кроме того, вечерняя пылевая дымка значительно ослабляет свет. Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них). Общественность была глубоко потрясена этим происшествием. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона» – три роты по 84человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы.
Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей). В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». Рядом со Свободой – мальчишка с пистолетами, прообраз Гавроша. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. Разумеется, выставленная картина произвела фурор. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего.
Это команда. Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто. В этом смысле европейскую историческую живопись XIX века страшно интересно изучать, хотя, на мой взгляд, она не оставила, почти не оставила понастоящему великих произведений. На ней художник размещал восковые фигуры, уточняя композицию будущей картины. Жерико воссоздавал события через изучение доступных ему документальных материалов и встречаясь со свидетелями, участниками драмы.
Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы». Один из основных приемов в искусстве романтизма, который и позволяет передавать эти контрасты – гротеск. Сюжет картины основан на реальной трагедии.
Сквозь дым видны фигуры участников штурма. Есть жертвы и есть убийцы. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Вскоре отстал и «Аргус». Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. В пейзажной живописи в период романтизма произошли очень существенные изменения.
Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. «Эжен Делакруа принадлежал к той прослойке французской элиты, которая поднялась при Наполеоне и была оттеснена Бурбонами. Но модус изображения был общепринятым.
Следует провести реминисценцию с книгой Джулиана Барнса «История мира в 10, 5 главах», а именно с пятой главой этого постмодернистского романа второй половины двадцатого века (1989 г. ). Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус». В-третьих, у многих картина вызвала восторг.
Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21. Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра. И появляется историческая живопись. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов.
Живые и мертвые. Из почти 150 человек в живых осталось десять. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера.
небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот.
В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2.
Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц. Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна. Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Это открытие предопределило начало импрессионизма.
Художник хочет достоверно воспроизводить живопись, а не условно. Он назвал картины такого рода хоровыми. Показанный катастрофизм произвел настоящий фурор. Тут нет человека, которого ты жалеешь. 1июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели. Жерико был всецело поглощён работой.
За это время большая часть людей погибла. Он побывал на морском побережье Нормандии, чтобы пережить шторм и сделать наброски. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1891-1924).
А на плоту положение стало ужасным. Картина была закончена в июле 1819 года. В дальнейшем оно оказало немалое значение в становлении этого направления в европейской живописи XIX века. Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа.
Кто-то потерял рассудок, другие погружены в апатию. Картина была закончена в июле 1819 года. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. В относительной безопасности была только центральная часть плота.
Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы. Человек на переднем плане – это его конечное бытие. Иосиф Бродский в своей нобелевской лекции прекрасно сказал, что настоящая трагедия – это не когда гибнет герой, а когда гибнет хор».
Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. До Давида классицизм при всей своей ориентации на Рафаэля и Грецию не смог найти такого сурового, простого мужского языка для выражения гражданских ценностей. В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. И она действительно была для того времени революционна. На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей). Кое-кто пил морскую воду — и умирал. Все это безумный художник сохранял до полного разложения.
Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. Шомарэ был слегка удивлен исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз».
Есть на картине и ещё один друг Жерико. Художник родился в Руане в 1791 году. Каравелла Эхо, не отклоняясь от курса, утром обогнала Медузу. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». – писал Вальтер Скотт. Мировоззрение романтиков – трагическое, пропитанное духом катастрофизма.
После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. Где изможденные высохшие тела, безумные лица, полуразложившиеся трупы. И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет.
Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. И они начали есть друг друга. Пытается вжиться в историю, собирая разнообразные материалы для своего произведения.
Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». 147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот. Задуманное историческое полотно «Отступление французов из России в 1812 году», возможно, затмило бы «Плот Медузы», но ранний шедевр Теодора Жерико оказался его последней крупной работой. Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. Эта картина потрясающе проста. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра.
Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Жерико делал эскизы в больницах и моргах, зарисовывал в лечебницах лица безумцев. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества.
Начальник экспедиции, капитан «Медузы» де Шомарэ, был назначен на эту должность по протекции и его некомпетентность проявилась самым роковым образом. «Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много. То есть, даже в пейзажной живописи надо сохранить субъективные переживания художника. 17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус». Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода. Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель.
Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи. Архитектурные сооружения, площади. «У Делакруа получается здесь то, чего почти никогда не получается у художников XIX века, все более реалистически мыслящих.
И вот этот принцип романтики переносят и на другие жанры, например, на пейзаж. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома».