Плот С Медузы
Эти события явились сюжетом для масштабной картины художника, которая называется «Плот Медузы». «плот Медузы» (фр. Le Radeau de la Mduse)— magnum opus французского художника Теодора Жерико, одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма. Картину «Плот Медузы» художник создавал около года.
Искусствоведы считают, что техника передачи света и тени на картине Плот Медузы очень похожа на религиозные полотна итальянского художника 16 века. Тем временем капитан де Шомарей вспомнил, что на плоту «Медузы» остались три ьочонка с 90 000 франков золотыми монетами и очень расстроился. Ну, а знаменитое полотно Жерико Плот Медузы в настоящее время находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре. Полотно Жерико «Плот Медузы» является одним из важнейших творений художника, с которого началось его всеобщее признание.
Когда Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне в 1819году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета. Т. е., Плот Медузы размером с настоящий 7-метровый плот, который был построен моряками. - Мы не можем согласиться с названием «Плот «Медузы», – заключает председатель жюри. «плот Медузы» (фр. Le Radeau de la Mduse)— картина французского художника Теодора Жерико, одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма. Масштабность полотна, мелкие детали и подлинность истории заставляют многих искусствоведов считать, что Плот Медузы нужно классифицировать как исторический документ.
Жерико построил реплику плота с Медузы в своей мастерской и использовал ее в качестве наглядной модели. – Мы не можем согласиться с названием «Плот «Медузы», – заключает председатель жюри.
15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
они опубликовали записки об этих трагических событиях. В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами. В живых осталось лишь 15 человек. Каравелла Эхо, не отклоняясь от курса, утром обогнала Медузу. Живые и мертвые.
Тяжёлые волны вздымаются к небу, грозя вот-вот опрокинуть утлый плот. «Медуза» шла впереди «Эха».
Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
Вскоре отстал и «Аргус». Это был бриг «Аргус». Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. Но до Канарских островов все-таки добрались благополучно. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего.
Глава Департамента изящных искусств виконт де Ларошфуко, к которому обратился директор Лувра де Форбен, с просьбой приобрести полотно, предлагал за неё 4—5 тысяч франков, хотя она оценивалась в 6000. Ален Жобер снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза»— он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту ещё были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. Но зато, найдя наконец ключ к шифру Эстер, я в дальнейшем уже пользовался им без труда. Жерико был всецело поглощён работой. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом.
Описание картины «Крушение плота «Медузы»»
Само создание этой картины является исторически важным. «Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас.
147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот. Продуктов у них не было. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Это был бриг «Аргус». Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала.
Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу.
Владимир Стасов, пропагандист творчества передвижников и защитник русского реализма, написавший много лишнего про них, про Сурикова сказал очень хорошо. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21. Старик держит три меча. И эти убийцы с налитыми кровью глазами испанские патриоты, в общем, занимаются мясницким делом».
Она сделала единственное распоряжение (как знать, может быть, предвидела катастрофу. ), назначив меня своим душеприказчиком. Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать. Эта картина потрясающе проста. – горячился он.
4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы». Транспортировать громоздкий тяжёлый плот оказалось крайне сложно.
Под жалобные крики чаек вы умерли от страха
Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). Четыре дня спустя шлюпки с капитаном Дюруа де Шомареем и его друзьями благополучно добрались до сенегальского побережья бросив на произвол судьбы плот «Медузы» со 157 потерпевшими кораблекрушение. Его должны были вести на буксире лодки. Он назвал картины такого рода хоровыми.
В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36. Какая невосполнимая утрата, если эти драгоценные записи погибнут и никто их не обнародует. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. В чем сущность романтического мировосприятия. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном.
Чтобы максимально правдоподобно изобразить это трагическое событие, художник изучил все доступные ему документальные свидетельства, а также лично встречался с очевидцами. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Тянуть перегруженный плот стало практически невозможно. Мане историй не рассказывает.
Самое интересное в виде мозаики
«Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян. Картина была закончена в июле 1819 года. Чтобы их успокоить, все шлюпки соединили вместе и к последней из них привязали плот. Через три дня Шомарэ рассчитывал достичь Мадейры, но этого не произошло: сказалась ошибка при прокладке курса. Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на модели плота изучал с разных точек зрения композицию, может быть, прибегая к помощи камеры-обскуры. 17 июня 1816 г. небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал.
Из ста сорока семи человек только пятнадцать остались в живых. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас». Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации.
«Медуза» и «Эхо» оторвались от остальных кораблей и ушли далеко вперёд. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна.
«Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание
Плот был сильно перегружен, самостоятельно передвигаться он не мог, на нем не было продуктов и воды. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». В дальнейшем оно оказало немалое значение в становлении этого направления в европейской живописи XIX века. Само собой, я старался ничем не выдать своего страха, но невольно вцеплялся в сиденье, а она закатывалась смехом (она была по натуре жизнерадостна и смешлива), дружелюбно подтрунивая надо мной.
Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей». «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise.
Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. В зеркальном отражении эти бутылки стоят не на том краю стола, на каком стоят на переднем плане. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». Он стоит в центре, он представляет собой ось картины.
Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель. «Медуза» шла впереди «Эха». «Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента.
А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. «Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал. - Мы следовали кильватерной колонной из четырех кораблей, чтобы доставить новый французский гарнизон в Сен-Луи-дю-Сенегаль.
«Эжен Делакруа принадлежал к той прослойке французской элиты, которая поднялась при Наполеоне и была оттеснена Бурбонами. Таким образом, на холсте изображены подлинные участники разыгравшейся трагедии. Рядом с живыми лежат тела мертвецов. Шомарэ был слегка удивлен исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого.
Напишите отзыв о статье Плот «Медузы»
Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. 1июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели.
Так изобразил эту драму художник Теодор Жерико на своей картине «Плот Медузы» (1818–1819, Париж, Лувр). Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы. На плоту – изможденные, отчаявшиеся люди. Что соединяет эти две неравные части композиции.
- Плот Медузы: когда живые завидуют мертвым
- Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
- «Плот Медузы» картина Теодора Жерико
- Рецензии на книгу «Плот Медузы»
Это команда. Но наблюдал, как изменяется оттенок мертвой плоти и переносил эти цвета на холст. «Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом.
В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона» – три роты по 84 человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы. - Поймите же наконец. Кто-то потерял рассудок, другие погружены в апатию.
- ПЛОТ МЕДУЗЫ – ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ
- Словари и энциклопедии на Академике
- Отрывок, характеризующий Плот «Медузы»
- Отзывы о Джейн Веркор – Плот Медузы
«Медуза» шла впереди «Эха». В числе спасенных на плоту были офицеры Корреар и Савиньи. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов».
Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Впоследствии он все свои рассуждения и объяснения строил на том, что действительно видел этот мыс. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. Однако ему пришлось во всем подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море. После смерти Жерико картина была приобретена Лувром при посредничестве друга художника Дедрё-Дорси. Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова». Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Пока строили плот шириной 7 м и длиной 20 м, «Медуза» дала опасную трещину. Полуобезумевшие и обессиленные, они были найдены среди трупов своих погибших товарищей. Двигателем становится народ. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка.
На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. А на плоту положение стало ужасным. Он познакомился с Корреаром и Савиньи, беседовал с ними, даже, вероятно, написал их портреты. Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно.
Последние стали роптать (тем более что груз оказался слишком тяжел и плот погрузился так, что вода доходила им до лодыжек). Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». Здесь прослеживаются традиции барокко.
Запасшись в Санта-Крусе, столице острова Тенерифе, провизией, корабли продолжили путь. 4884). Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Каждая европейская нация создала себе историю в XIX веке и, конструируя историю, она, в общем, создавала свой портрет и планы на будущее.
Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость». Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море.
Художник родился в Руане в 1791 году. Сюжет картины основан на реальной трагедии. Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Разразились политические споры, атмосфера становилась все хуже и хуже. На плоту— измождённые, отчаявшиеся люди.
В настоящее время «Плот Медузы» находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре (INV. Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует». Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). История плота «Медузы» вдохновила художника Теодора Жерико, который потратил год на то, чтобы написать удивительное полотно размером 5 на 7 метров.
Романтизм был полностью ориентирован на современность.
Он не получил академического образования, но у него была мощная рука, очень цепкий взгляд и огромное честолюбие. Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. «Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк. Шомарэ не придал этому значения, а на следующий день, отвечая на недоуменные вопросы офицеров, промямлил, что накануне они вроде бы проплыли что-то похожее на мыс Блан. Для эвакуации пассажиров планировалось задействовать лодки фрегата, для чего понадобилось бы сделать два рейса.
Однако ему пришлось во всем подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Он, губернатор Шмальц и старшие офицеры разместились в шлюпках.
Однако я не мог допустить, чтобы погибли собранные ею сокровища. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы».
– На протяжении тринадцати суток несчастные носились на плоту в океане». Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства. На самом же деле фрегат ночью отнесло далеко к югу и курс был выправлен лишь утром 2июля.
Но модус изображения был общепринятым. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. Как ты можешь увидеть свободу. Но завещания не оставила. Опасаясь, что «Медузу» купит английский коллекционер, её приобрел близкий друг Жерико Дедрё-Дорси за 6005 франков. Случилось это в 1816 году.
Вот таким образом первым делом я предпринял трудоемкую работу по их классификации: на каждой папке с историей болезни значилось имя больного, а магнитофонные записи из соображений врачебной этики были безымянные и порядковые номера тех и других не совпадали. На борту было около 400 человек. - Капитан даже не знал, где мы находимся.
А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика. Шлюпок хватало максимум на две сотни человек. Картина Сурикова здесь – яркое исключение. Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины. Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду.
Утром семнадцатого июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. За это время большая часть людей погибла. Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы». Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мертвым сыном.
В техническом плане произведение выполнено превосходно. Но смерть для него, верующего человека, – это обетование вечной жизни, про которую мы не знаем. Когда «Медуза» села на мель Арген, он думал, что корабль в ста милях от нее. Нерешительность капитана сторицей передалась остальным. В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот.
Вначале шлюпки взяли его на буксир, но затем, не предупредив, обрубили канаты. Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз.
Их, как и капитана «Медузы», находившегося в одной из шлюпок, уже волновала мысль лишь о собственном спасении— вот-вот могла нагрянуть буря. В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона» – три роты по 84человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы. В 1817 г. они опубликовали записки об этих трагических событиях. Люди, страстно любящие жизнь, слишком любят ею рисковать.
Входившие в состав эскадры корабли обладали разным запасом хода и тихоходная «Луара» начала отставать от головных. Флагманским кораблем «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруаде Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции. В полдень он появился снова и на это раз взял курс прямо на плот. Запасшись в Санта-Крусе провизией, корабли продолжили путь. Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. «Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями. Рядом с живыми лежат тела мертвецов.
Паника охватила команду, пассажиров и солдат. В1817г. Он как будто бы приближает камеру, от панорамы он переходит к исключительно близкому плану, чего тоже не было в такой степени до него. В числе спасённых на плоту были офицеры Корреар и Савиньи.
В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы». Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв.
Художник тем самым аллегорично показывает связь между жизнью и смертью, её неразрывность. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу.
На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус». Человек на переднем плане – это его конечное бытие. Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Ничем не удерживаемые, шлюпки с капитаном и губернатором на борту устремились вперёд.
Эти корабли везли нового губернатора колонии и чиновников с их семьями. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Барнс обращает внимание читателей на некомпетентность морских офицеров фрегата «Медуза», коррумпированность Королевского флота, бессердечное отношение представителей правящего класса к тем, кто находится рангом ниже. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Кто-то потерял рассудок, другие погружены в апатию. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Тут нет человека, которого ты жалеешь. Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии.
Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Предполагалось построить плот, чтобы перенести на него груз с корабля и тем самым способствовать снятию судна с мели. Чего нельзя сказать о жанре барокко, где эмоции выходят на первый план.
Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20. А все капитан Шомаре. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми.
На плоту тут же началась драка. В 1816 году небольшая эскадра во главе с фрегатом «Медуза» отправилась из французского Рошфора в Сенегал, чтобы доставить в колонию нового губернатора Жюльена-Дезире Шмальца и воинскую команду. Все люди изображены в своеобразном клубке из сплетенных человеческих тел.
Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Скудная провизия быстро кончилась. Именно по его приказу плот с людьми был брошен не произвол судьбы. В 1817 году они опубликовали записки об этих трагических событиях.
17 июня 1816 года небольшая французская эскадра— фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус»— отправилась из Франции в Сенегал. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). Ничтожный и спесивый человек, он создал на борту «Медузы» невыносимую атмосферу: старый эмигрант-монархист, к тому же бездарный моряк, он пользовался любым поводом, чтобы унизить офицеров. За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены.
Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. Гребцы выбились из сил. И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет. В числе спасенных на плоту были офицеры Корреар и Савиньи.
Но до Канарских островов все-таки добрались благополучно. Буксировочные тросы натянулись, процессия отчалила от полузатонувшего фрегата. В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке.
Я уже тогда подумал: как с ними быть. Однако ему пришлось во всём подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море. Общественность была глубоко потрясена этим происшествием. Тяжелые волны вздымаются к небу, грозя вот-вот опрокинуть утлый плот. «Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк.
Все это безумный художник сохранял до полного разложения. На борту каждого из кораблей находилось немалое число пассажиров— солдат, чиновников колониальной администрации и членов их семей. В схватке погибли двадцать человек. Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Памятуя об этом, Шомарэ решил позволить «Луаре» плыть в своем темпе, а остальным судам приказал двигаться как можно быстрее.
Оппозиция обвинила в случившемся правительство. На борту находились 392 пассажира и члена экипажа. Флагманским кораблём «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруа де Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции. Командовать плотом было поручено гардемарину Кудену, с трудом передвигавшемуся из-за травмы ноги.
Сюжетом для картины послужило событие, взволновавшее в ту пору всю Францию. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода. Но по некоторым оброненным вскользь словам можно предположить, что они состояли в одном спортивном клубе – играли то ли в гольф, то ли в теннис (а может, занимались другим видом спорта). Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно.
Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти. Картина была закончена в июле 1819 года. Оппозиция обвинила в случившемся правительство.
К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34. Характерно, что интерес к полотну Жерико усиливался в годы политических кризисов и революций. Сам плот почти упирается в раму картины. Здесь Жерико по-новому увидел своё произведение и решил тут же переделать нижнюю левую часть, которая показалась ему недостаточно убедительной как основание для пирамидальной композиции. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1.
Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Шомарэ был слегка удивлён исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». 7 июня 1816 года судно «Медуза» покинуло Францию и отправилось к берегам Сенегала (только что возвращенного Франции англичанами). Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Есть жертвы и есть убийцы.
Морское министерство, стремясь замять скандал, пыталось воспрепятствовать появлению информации о катастрофе в печати. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане.
Я был уверен, что в один прекрасный день она вот так и погибнет – смеясь. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью.
Сюжет данной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае. Это первая ласточка политического либерализма в живописи, который касался пока еще очень далеких стран». (В Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений).
«Медуза» и «Эхо» оторвались от остальных кораблей и ушли далеко вперед. Вскоре отстал и «Аргус». В самую первую ночь погибли двадцать человек.
Гибель Эстер Обань на Южной автостраде в 1960 году потрясла нас всех, но не удивила. Вот почему я подавил некоторые соображения щепетильности и, решив утаить до поры до времени подлинное имя писателя и опустить кое-какие факты, в которых слишком легко угадываются действующие лица (по истечении подобающего срока я внесу необходимые разъяснения, которые позволят восстановить все факты и подлинные имена), стал приводить свою находку в порядок. «Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. Да и видно ли его. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра.
Следует провести реминисценцию с книгой Джулиана Барнса «История мира в 10, 5 главах», а именно с пятой главой этого постмодернистского романа второй половины двадцатого века (1989 г. ). В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. Офицеры (по большей части молодые бонапартисты) очень быстро воспылали злобой к своему капитану, считая его старым амбициозным аристократом. На четвертый день в живых осталось всего 67 человек. «Мане – провокатор. Это был бриг «Аргус».
Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31. По-видимому, Эстер не поддерживала с супругами дружеских отношений (во всяком случае, мужа она прежде не встречала), однако с женой, несомненно, была связана какими-то общими занятиями. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа. Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины.
2 июля «Медуза» прочно села на мель в 50 километрах от берега. Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании. Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи.
В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. «Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю. На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Но до Канарских островов всё-таки добрались благополучно. Памятуя об этом, Шомарэ решил позволить «Луаре» плыть в своём темпе, а остальным судам приказал двигаться как можно быстрее.
В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. Некоторые стали поедать трупы. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Именно «Плот Медузы» послужил началом становления французского романтизма.
В настоящее время полотно находится в Лувре. Все, кто был на лодках, спаслись.
Это был взгляд несколько сверху. Ветер с силою рвет парус, клонит мачту, удерживаемую толстыми канатами. Неясно, произошло ли это по чьей-то вине или просто канат не выдержал. Утром 17 июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду.
В море, во избежание новых убийств, полетело и всё оружие. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Плот скитался в море в течении 12 дней.
При высадке с корабля невероятная. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. 1 июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели.
Флагманским кораблем «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруаде Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции. Публикация эта имела самый широкий резонанс. Открытый гроб стоял посреди кабинета, где Эстер принимала своих больных и казалось, она по-прежнему царит в огромной фонотеке, среди дремлющих магнитофонных лент с записью исповедей ее пациентов. Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это. Где это видано, мосье Жерико, чтобы потерять из виду позади идущие корабли.
На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. Лондонская выставка была успешной и финансово— Жерико имевший право на треть выручки от продажи входных билетов, получил 20 тысяч франков. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза».
Также стоит отметить цветовое решение, к которому прибегает автор на своем полотне. Всего на «Медузе» было 245 пассажиров. Как художник и рассчитывал, слухи и письмо подогрели общественный ажиотаж, картине забронировали выгодное место на уже открывшемся Салоне.
Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами. Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции. Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2. Но это не единственная проблема, которой коснулся Жерико в своей работе. Входившие в состав эскадры корабли обладали разным запасом хода и тихоходная «Луара» начала отставать от головных. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона»— три роты по 84 человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы.
Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491716 см. В настоящее время «Плот Медузы» находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре (INV. Лично я никогда не садился без дрожи в ее открытый феррари. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь.
Решили соорудить плот и буксировать его шлюпками к африканскому побережью. Солдаты дрались прикладами, чтобы занять места раньше пассажиров. А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет». На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал.
м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. Ветер с силою рвёт парус, клонит мачту, удерживаемую толстыми канатами. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Через несколько часов на море началось волнение.
Страсть к рисованию именно лошадей привела его к преподавателю Клоду Верне, затем к Пьеру Герену. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством.
17июня 1816г. Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. Шомарэ был слегка удивлен исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на модели плота изучал с разных точек зрения композицию, может быть прибегая к помощи камеры-обскуры. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей.
У берегов Африки капитан «Медузы» Дюрой де Шомарей оторвался от остальных кораблей и, не имея надежной лоции, устремился в район изобилующий рифами и мелями. Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота3. Разразился и немалый политический скандал: в трагедии «Медузы» либералы поспешили обвинить королевское правительство, которое плохо подготовило экспедицию. «Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много.
Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия. 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море. Но ветер относит плот от корабля спасения. Людям пришлось покинуть фрегат, но боже, какой беспорядок царил при этом. 1 июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра.
На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». «Пейзаж абсолютно меняет оптику. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». В своей книге автор рассматривает ряд общечеловеческих проблем в философском аспекте.
Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Запасшись в Санта-Крусе, столице острова Тенерифе, провизией, корабли продолжили путь. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627. «Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк. Начальником всей экспедиции был капитан Медузы капитан 1-го ранга Жан Дюруа де Шомарэ – имя этого человека будут потом проклинать поколения.
По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нём пятнадцать истощённых до последней крайности, полумёртвых людей (пять из них впоследствии скончались). Он также размышлял на темы взаимного сосуществования людей в социуме. Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы».
Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мертвым сыном. Но, с другой стороны, я не чувствую себя вправе утаить мою находку от Истории. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. Франция была поражена, что её просвещённые граждане могли опуститься до каннибализма, поедания трупов и прочих мерзостей (хотя удивляться тут, пожалуй, особо нечему— ведь пассажиры «Медузы» росли и формировались в кровавую эпоху революции и непрерывных войн).
Герой, обуреваемый эмоциями, в большинстве случаев не контролирует себя, отсюда различные конфликты с социумом и просто окружающим миром. 147 людей оказались обречены на смерть. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. Сюжетом для картины послужило событие, взволновавшее в ту пору всю Францию. На пути корабли должны были пройти мыс Блан (Белый), но мыса с характерной белой скалой в назначенный срок не было видно. Капитан дал приказ всем покинуть корабль.
Всех охватила паника. Картина была закончена в июле 1819 года. Неожиданно канат, удерживавший на буксире плот, оборвался.
Спасательных шлюпок на борту было недостаточно, чтобы вместить всех пассажиров. «XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем.
Однако все это только предположения. Мое внимание тотчас привлекло одно имя – имя известного писателя, внезапная гибель которого совсем недавно потрясла литературный мир.