Подавление Индийского Восстания Англичанами Верещагин
Многие видели репродукцию знаменитой картины художника-баталиста Василия Верещагина Подавление индийского восстания англичанами (1884), по легенде теми же англичанами выкупленной и уничтоженной. Батальное полотно Василия Васильевича Верещагина «Подавление индийского восстания англичанами» довольно широко известно.
Подавление индийского восстания англичанами
Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. Известен такой факт: в 1909 году, когда британские колонизаторы в Индии обрушили жестокие репрессии на участников национально-освободительной борьбы издававшаяся в Нью-Йорке индийской демократической эмиграцией газета «Фри Хиндустан» воспроизвела вместо передовой статьи репродукцию с картины «Подавление индийского восстания англичанами», снабдив ее надписью: «Скопирована с оригинала великого русского художника Верещагина».
Да, с одной стороны, долгое время практически монопольно владеющая страной Британская Ост-Индская компания вводила жестокие налоги и повинности, проводила непопулярные в народе земельные реформы. Особенно хорош «Мусульманин-слуга». Он писал этюды-пейзажи и этюды-портреты.
Описание картины «Подавление индийского восстания англичанами»
Завоевав Чечню, Российская империя запретила набеги, торговлю рабами и кровную месть. Пусть колонизаторы окажутся у позорного столба. Из таких вот пушек такие вот солдаты колониальной армии расстреливали повстанцев. И выглядит он намного симпатичнее, привлекательнее тех, кто его «подставил». Четыре года спустя Третьяков купил еще две картины — «После атаки (Перевязочный пункт под Плевной)» и «Побежденные (Панихида по убитым)». Если упомянуть о слове, данном иноверцу и инородцу, то у Толстого в его «Хаджи-Мурате» получается так, что именно из-за нарушения вернее из-за невозможности россиян выполнить данные ими обещания и погибает Хаджи-Мурат.
В этом же году для английских военнослужащих, принимавших участие в борьбе с повстанцами, а также для сипаев, сохранивших верность короне, была учреждена медаль «Индийский мятеж». Кастовая разобщенность, различные кастовые правила, рассказывал художник, всего более проявлялись, у них при приготовлении кушанья. Оживленнее стало в порту, появились новые вывески британских деловых фирм. По диагонали полотна от правого нижнего угла уходят вглубь поставленные в ряд пушки. Это была своего рода нравственная пытка. На недавней выставке или каталоге её не было.
К дулу пушек привязаны мятежники. Он решил отойти от классицизма. «В Индии меня считают (большинство) за агента русского правительства, а русское правительство и в особенности сам (имеется в виду царь АлександрIII. — Л. Д. ), считают меня за агента революционеров и поджигателей, недостает только, чтобы заподозрили во мне английского агента, несмотря на мою национальность», — писал Верещагин. В письме из Парижа от 27 сентября художник жаловался Стасову: «Лихорадки трясут меня с необыкновенной силой при всяком удобном случае и думаю, что организм мой крепок, если еще не совсем расшатался». Его привлекала возможность поездки по просторам России, по северным рекам например. Европейцу трудно понять ужас индийца высокой касты при необходимости только коснуться собрата низшей: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца.
Их привязывали к жерлам орудий. Попытки обнаружить следы картины, что-либо узнать о ее участи оказались безрезультатными. Правящие круги Великобритании встретили верещагинскую картину откровенно враждебно, упрекая художника в том, что он якобы воспроизвел частный, не типичный случай. Через подставных лиц его купили и, вероятнее всего, уничтожили. Все, что заготовлено, оказалось недостаточным.
Написанное в 1884 году, полотно известно теперь лишь по фотографии. Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи. Если упомянуть о слове, данном иноверцу и инородцу, то у Толстого в его «Хаджи-Мурате» получается так, что именно из-за нарушения вернее из-за невозможности россиян выполнить данные ими обещания и погибает Хаджи-Мурат.
Как писал Верещагин Стасову, «кажется, здесь озлились на мою цену — пять копеек. «Крамольное» полотно решили убить. Несмотря на грабительский характер правления англичан в Индии, всё же их присутствие здесь ни шло ни в какое сравнение с выжиманием всех соков из покорённых территорий, как это было принято делать, например, во времена Чингисхана.
В начале 1857 года эти капсюльные ружья добрались до Индии. Перед нами человек неглупый, с волевым, энергичным характером, знающий себе цену. Цель этой политической акции заключалась в том, чтобы установить более тесные и непосредственные связи между британской короной, выступавшей в роли наследницы Великих Моголов и индийскими князьями. Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества.
Зато росли промышленные центры Англии, росли за счет упадка мелкого индийского производства, обнищания и деклассирования индийских ремесленников. Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски. На своем веку художнику пришлось испытать немало незаслуженных обид. Она была опасна своей силой воздействия, обличительной силой вскрывающей отнюдь не цивилизованную начинку английского пребывания в Индии. Один из высокопоставленных британских офицеров прямо заявил корреспонденту лондонской газеты, что «всех пленённых мятежников надлежит на месте расстреливать, как бешеных собак».
Легкий наклон головы придает выражению лица некоторую настороженность, сосредоточенность. А ссора с Крамским вообще носила анекдотичный характер. И вдруг тишина, царившая вокруг, была нарушена клятвами и криками тех, кто вот-вот умрет. Но этим ограничивалось ее вмешательство в жизнь завоеванного народа.
В Индии Верещагин встретил много старых знакомых. Через подставных лиц его купили и, вероятнее всего, уничтожили. Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов». «Мусульманин-слуга» и другие этюды-портреты, написанные художником в пору зрелого мастерства, наглядно опровергают подобные упреки критиков и свидетельствуют об обратном.
Исчезнувшая картина Верещагина Подавление индийского восстания англичанами
Каждый старался уйти подальше, укрыться от взора соседа, оскверняющего пищу. Основную часть вывоза Индии составляли продовольствие и колониальное сырье. Примечательно в этом письме, что художник не скрывает своего чувства глубокого удовлетворения от посещения выставки трудовой, «мастеровой» публикой.
Так родился план вторичного путешествия в Индию. На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть. Быть может, слуга ожидает распоряжения от своего господина. За две поездки в Индию, Верещагин успел написать ряд картин, посвящая их, культуре, природе и быте ее народов. Верещагин реалистично передает в своем изображении национальные наряды, архитектурные здания, памятники и многие другие мелочи, которые привлекают к себе внимание. Одной из его задумок, было создать серию картин, рассказывающую о том, как англичане покоряли Индию, но, к сожалению, задумка не удалась и вместо серии картин, художник нарисовал всего несколько полотен, одним из которых стало полотно под названием «Подавление индийского восстания англичанами», созданное в 1884 году. Но разве генералам было до этого дело.
Выразительное лицо передает муки и страдания. Речь идет о Стасове, Третьякове, Крамском и некоторых других лицах. И это отозвалось благоприятным резонансом среди индийской общественности. Их общая протяженность перевалила за десять тысяч километров. Сюжет картины «Казнь заговорщиков через повешение в России» (1884–1885), находящейся в настоящее время в ленинградском Музее революции, был заимствован из реальных событий российской действительности.
Картина оказалась бомбой и наделала много шуму в Европе. Печальной оказалась, например, судьба картины «Подавление индийского восстания англичанами». Своими картинами он протестует против низких чувств фанатиков веры их невежества и жесткости, против ужасов войны. Павел Михайлович приобрел сначала три балканские картины — «Под Плевной», «Перед атакой» и «Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой)».
Описание картины Верещагина «Подавление индийского восстания англичанами»
Здесь художник находился, судя по датам на его письмах Стасову, почти весь сентябрь. Весь замысел осуществлялся в течение 1884–1887 годов. Чеченцы не были подданными Российской империи, а были завоеванным народом.
Намдхари, насчитывавшие около 50 тыс. Боевой офицер Толстой, воевавший с чеченцами, признает их достоинство их честь, относится к ним очень уважительно.
Его заветным желанием было передать всю ее целиком в руки Павла Михайловича Третьякова. К их жерлам привязаны крестьяне-повстанцы в белых одеждах с тюрбанами на голове. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. Попытки обнаружить следы картины, что-либо узнать о ее участи оказались безрезультатными.
И в период длительного разрыва со своим другом Владимир Васильевич пристально следил за развитием его творчества, выставками, выступал в печати в его защиту, гневно громил клеветников из суворинского «Нового времени». При этом приезжие миссионеры получали полный карт-бланш на обращение индусов и мусульман в христианскую веру. От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса.
И он написал — красками на холстах. Все дальше в глубь огромной страны врезались железнодорожные магистрали. Надо отдать справедливость Стасову, оказавшемуся выше мелочных обид. Рядом с каждой из пушек стоят навытяжку английские солдаты, ожидающие команды дать залп.
Но среди слуг у Верещагина был посыльный-раджастханец, очень высоко стоявший в кастовой иерархии и смотревший на своего «сахиба» сверху вниз. Эта идея вылилась в конкретный замысел — воспроизвести на полотне расправу английских карателей с индийскими повстанцами. У большинства приговоренных к казни головы опущены на грудь.
Сочиненин по картине Верещагина Подавление индийского восстания англичанами
Без видимых причин он ссорится с близкими ему людьми, сделавшими для него немало доброго, порывает с ними всякие связи, переписку. Руководившие казнями британские офицеры-каратели не делали из этого секрета, а порой даже с самодовольным бахвальством и откровенностью говорили о своих кровавых «подвигах». Тем более не были военнослужащими России.
Возвратившись из Индии в Париж, Верещагин вскоре выехал в Россию. Натура эмоциональная, впечатлительная, легкоранимая, он воспринимал обиды болезненно. Художник сделал к ней необходимые эскизы и зарисовки. На самых общих основаниях он мог поехать за границу, получив российский паспорт, накапливать богатства, сделать карьеру. И бывал резок, неуживчив и болезненно обидчив.
Полотно русского баталиста «Расстрел индийского восстания англичанами» таинственно исчезло почти сразу после написания
Печальной оказалась, например, судьба картины «Подавление индийского восстания англичанами». В одном из писем Стасову из Парижа художник вспоминал, что во время его пребывания в Петербурге у дома, где он жил, был поставлен часовой. Разрыв с П. М. Третьяковым был вызван тем, что Павел Михайлович отказался выслать по просьбе художника для петербургской выставки картину «Перед атакой», которая была приобретена для его московской коллекции.
будучи, в прямом смысле, собранным из кусков своего тела. 1955 года издания. В этот период художник совершает, казалось бы, труднообъяснимые поступки.
Василий Васильевич Верещагин (1842 – 1904) увековечил придуманный англичанами для пленённых сипаев особый способ казни, когда без долгих разбирательств приговорённых военно-полевыми судами к расстрелу людей привязывали к дулам артиллерийских орудий. В то время художник много работает над психологическими портретами. Европейские сахибы — господа — считались как бы за людей высокой касты.
Описание картины Василия Верещагина «Подавления индийского восстания англичанами»
Из воспоминаний Верещагина. В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника. Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. Обосновывая свою правоту, художник писал в своей статье «Реализм» (статья была впервые опубликована на английском языке в Нью-Йорке в 1891 году в виде приложения к каталогу верещагинской выставки): «Я утверждаю, что этот род казни не только постоянно был в ходу в течение вышеупомянутого восстания, когда сипаев взрывали из пушек тысячами, но он был в употреблении у британских властей в Индии много лет до и после восстания сипаев (в 1858 году) Это пугало употреблялось английским правительством и будет употребляться им, пока оно будет страшиться потерять свои индийские владения». На этот раз Верещагин выбрал не Петербург, а Москву.
Когда через несколько лет произошло примирение Верещагина с Третьяковым, Павел Михайлович, не тая зла на неуравновешенного художника, продолжал приобретать его картины для своей галереи. Впоследствии секта намдхари подверглась жестоким репрессиям, а Рам Сингх был отправлен в пожизненную ссылку в Бирму. Но многие английские чиновники, не утруждая себя изучением местной специфики издавали законы, запрещающие некоторые местные религиозные обычаи и ритуалы как «варварские». Чеченец пользовался теми же правами, что и любой другой подданный.
Находясь в Индии, художник не столько отдыхал и лечился, сколько работал. После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. И вот теперь, шесть лет спустя, художник возвратился к своему замыслу. Верещагин решил откликнуться на политические перемены в России своей «Трилогией казней». «Вся нынешняя выставка является торжеством великого таланта, согретого и просветленного идеями гуманности и справедливости», — писал «Русский курьер».
Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя». Не ради новых гималайских пейзажей и этюдов-портретов ехал Верещагин вторично в Индию. Все эти выступления народных масс были жестоко подавлены. Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». По-видимому, к числу его работ, написанных в результате второго индийского путешествия, можно отнести два портрета — «Мусульманин-слуга» и «Мусульманин-чиновник», превосходные по технике исполнения и глубоко психологичные. Отношение художника к казненным народовольцам было неоднозначным.
- Как русский художник Василий Верещагин предсказал ужасающие зверства красных кхмеров в Камбодже
- Изощренные и жуткие виды казни прошлого
- Верещагин: послание человечеству
- Лев Дёмин – С мольбертом по земному шару
- Идеологическое оружие — картина Верещагина, уничтоженная за правду
- О русском рабстве, грязи и «тюрьме народов»
- Не учите сипаев винтовку чистить
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
Прошло всего около шести лет, как художник покинул Индию после первого своего индийского путешествия, но сколько перемен. Но в нем нет ни забитости, ни раболепной покорности.
Религиозная сторона легенды не интересовала художника. «Несмотря на эти промахи, он все-таки гениальный художник. «Подавление индийского восстания англичанами» по своей выразительности, драматизму и мастерству исполнения одна из лучших работ в творческом наследии Верещагина. Секта установила связи с сикхами, служившими в синайских частях колониальной армии. Первой завершенной картиной трилогии оказалось «Подавление индийского восстания англичанами». Так почему исчезла картина Верещагина.
- Василий Верещагин – художник батальных сцен
- Кого казнят англичане на картине Верещагина
- Самое интересное в виде мозаики
- Указывать местоположение в твитах
- 10 самых страшных картин художника
- Словари и энциклопедии на Академике
- Дьявольский ветер расы белых господ
- Евроинтеграция – Далеко и близко
В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов. Это происходило достаточно часто, поскольку «дьявольский ветер» являлся массовым видом казни. Далее Верещагин писал, что у него побаливает шрам от дунайской раны и немеет левая нога. Ни один не соглашался выполнять работу другого и не из лености, а из кастовых различий. Им регулярно выплачивалось более чем солидное жалованье.
В то время многим казалось, что привычному мироустройству ничего не угрожает. «Листки из записной книжки» дают представление лишь о некоторых впечатлениях их автора, сложившихся во время двух поездок. Картина исчезла. По мнению искусствоведов, это одна из лучших портретных работ художника. Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки.
Но именно «чудо-оружие», которое отлично послужило армии Её Величества в ходе Крымской кампании, явилось поводом к восстанию. Данный сюжет давал ему возможность показать жестокость римских поработителей Палестины. Он работал над бытовой исторической, портретной и пейзажной живописью.
- Общееколичествопросмотровстраницы
Он мог поселиться в Петербурге, учить детей в тех же гимназиях, что и русские или, скажем, армяне и казанские татары. В 1883 году он опубликовал большой очерк о жизни и творчестве художника. Написанное в 1884 году, полотно известно теперь лишь по фотографии. В своей книге «Листки из записной книжки», созданной под впечатлением путешествий, Верещагин отмечал: «Управление англичанам обходится дорого и масса народа бедна, причем властители края за их гордость и надменность сильно нелюбимы» Художник писал о сохранении в Индии таких традиционных обычаев, доведенных до нелепых крайностей, как, например, обожествление коровы: «Нам, европейцам, смешно смотреть, когда корова, забравшаяся на зеленый базар, начинает без церемонии уплетать овощи на выбор, а индусы, хозяева лавок, не смея гнать ее публично, стараются потихоньку ущипнуть, уколоть или ткнуть, чтобы спровадить к соседу, где повторяется та же история». «Крамольное» полотно решили убить.
В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать». На смену убитому царю пришел еще худший — его наследник. Композиционное решение картины таково. В туркестанской серии есть такой стержень — «Апофеоз войны», в балканской серии это «Побежденные (Панихида по убитым)» — символическое обобщение войны, ее жестокости и бессмысленности. В результате выстрелов их тела оказывались растерзанными на кровавые куски. Как справедливо пишет А. К. Лебедев, «нервный издерганный травлей, полной опасности жизнью, расстроенными планами сохранения в России своих картин неразрозненными сериями, Верещагин становился все более нетерпимым и колючим в отношениях с людьми, в том числе и с друзьями».
Пройдет всего два года и 28 декабря 1885 года в Бомбее соберется учредительный съезд Всеиндийского национального конгресса, который через некоторое время станет массовой и влиятельной партией индийской национальной буржуазии, а также выразительницей и общенародных чаяний. Более того, она давала полную возможность «встроиться» в жизнь империи: служить в ее армии, например.
Впервые в истории Индии мусульмане и индусы объединились для борьбы с общим врагом. Зато много такой войны, о которой не принято говорить.
Теперь с сегодняшнего дня начинают появляться и завсегдатаи выставок». Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле. Секта была вот таким образом поставлена под бдительный надзор полиции. Осталось несколько леденящих кровь свидетельских описаний того, как, покончив с мужчинами, сипаи добивали штыками их женщин и детей.
Он не одобрял террористических методов борьбы с самодержавием, понимая, что индивидуальный террор, даже против царствующих особ, не приведет к демократическим переменам в стране. Чеченцы не были подданными Российской империи, а были завоеванным народом. Тогда повстанцы прибегли к хитрости. Вот так у нас относятся к покаянию и свободе творчества на Западе.
Именно в этот период И. Е. Репин пишет известные картины «Не ждали» и «Отказ от исповеди». Художник в своей книге отметил, что кастовая система очень сильна в Индии и постоянно дает знать о себе. В последующем, англичане учли эту ошибку, но это было потом.
Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878). Долговое рабство в конце XIX века еще широко практиковалось в Индии. Была надежда в первую очередь на П. М. Третьякова, а также на Д. П. Боткина и других богатых московских коллекционеров. В 1879 году крупное восстание охватило маратхские земли (ныне штат Макараштра). У англичан был минимум провианта и боеприпасов и, тем не менее, они не сдавались, хорошо понимая, что их ждёт в случае капитуляции.
Пхадке был осужден на пожизненную каторгу. Одной из его задумок, было создать серию картин, рассказывающую о том, как англичане покоряли Индию, но, к сожалению, задумка не удалась и вместо серии картин, художник нарисовал всего несколько полотен, одним из которых стало полотно под названием «Подавление индийского восстания англичанами», созданное в 1884 году.
Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. Выставки эти, устроенные в комнатах без дневного света, увешанных странными чужеземными предметами и уставленных тропическими растениями, производили ужасный, непреодолимый эффект. Нам ясно помнится, как толпилась перед ярко освещенными электричеством громадными картинами непроницаемая, все растущая масса народа. Дешевизна прислуги дает возможность европейцам держать их огромный штат.
Как ни свежи были в его памяти обиды, родина влекла его. «Трилогия казней» должна была состоять по замыслу художника из картин «Распятие на кресте у римлян», «Подавление индийского восстания англичанами» и «Казнь заговорщиков через повешение в России». Крымский триумф англичан и их союзников над доселе непобедимой русской армией не в последнюю очередь обеспечили новейшие дальнобойные винтовки «Энфилд». Индуисты верили в переселение душ.
Империя не мстила. Этой награды удостоились 290 000 человек. Потому её судьба была предопределена.
Лечение на водах не принесло полного выздоровления. Его слабые старческие ноги подогнулись в коленях. Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края. Какова была цель этой, казалось бы, бессмысленной жестокости.
Эти звуки не были произнесены людьми, боящимися смерти ибо они показывали самое стоическое безразличие, но были давно подавленными высказываниями умирающих душ, которые в горечи своих сердец проклинали тех, кто осудил их на эту позорный конец. Смазка винтовки и пропитка картонных патронов содержали в себе животные жиры верхушку патрона (с пулей) надлежало надкусить при заряжании ружья (из картонной гильзы в ствол насыпался порох, сама гильза использовалась как пыж, сверху шомполом забивалась пуля). На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям.
Многих индийцев в те дни одурманил этот горький воздух свободы. И выглядит он намного симпатичнее, привлекательнее тех, кто его «подставил». Собирая материал для будущей картины, Верещагин расспрашивал живых очевидцев казней. Вот таким образом-то не просто складывались отношения Верещагина и с близкими друзьями.
Была преобразована на европейский манер и система управления. «На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу.
Вспомним, как на большом полотне «Перед атакой», на котором зритель вообще не видит лиц большинства солдат, обращенных к нему спиной, Верещагин сумел создать с помощью тревожной драматической ситуации, мрачного осеннего пейзажа и напряженных поз выразительный образ солдатской массы. Однако дальнее путешествие пришлось отложить. Но системный конфликт между белыми господами и коренным населением колоний был неизбежен. Тем более не были военнослужащими России.
Наряду с работами, демонстрировавшимися на последней петербургской выставке, здесь были представлены и новые, написанные позже, в том числе картины «Перед атакой», «После атаки» и некоторые другие.