Поклонение Волхвов Босх
Иероним Босх создал несколько триптихов на библейские темы, одним из последних является «Поклонение волхвов». И. босх создал несколько триптихов на библейские темы, одним из последних является «Поклонение волхвов». Иероним Босх создал несколько триптихов на библейские темы, одним из последних является «Поклонение волхвов».
Поклонение волхвов (триптих Босха)
Он появляется в окружении молодняка, как и «папа римский» в вертепе окружен своими приспешниками. Еретики-бегины иногда называли папу римского «дикий кабан»56. Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. – Тело Христово.
Он остается в пределах римской (языческой) веры так же, как его рана — в стеклянном ковчеге. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). При ближайшем рассмотрении становится очевидно, что триптих «Поклонение волхвов» в целом демонстрирует неканоническую интерпретацию этого библейского мифа. Скорее всего, это было граничит с расово-колористическими стереотипами.
Реставраторы музея Прадо – о триптихе Босха Поклонение волхвов
На одной из многочисленных гравюр с его астрологическими детьми мы видим нищего в язвах, паломника-калеку на деревяшке, колодника и иудея (его можно узнать по специальному знаку – кружку, пришитому к одежде). В обеих ягодах исследователи Босха чаще всего видят олицетворение земных искушений и радостей плоти Одно из первых упоминаний «Сада земных наслаждений» принадлежит испанскому монаху Хосе де Сигуэнсе, который видел его в монастыре Эскориал. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. В Средневековье существовало представление о том, что хижина, где родился Христос, была построена на руинах дворца Давида в Вифлееме Оно возникло под влиянием пророчества, которое звучит в ветхозаветной Книге пророка Амоса (9:11): «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю и устрою ее, как в дни древние». В композиции Босха ангелы отсутствуют, а в церковные одеяния облачены волхвы.
Таким образом, картина выражает негативное отношение к мессе, а не восхваляет ее. Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоминает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары. Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс — пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» — неиудеи — признали в младенце истинного Мессию.
2 и 4). 2, 3., после гибели своего господина он стал враждовать с наследником престола Давидом. hostia – «жертва», «жертвенное животное») – хлебец из пресного теста, который используется на литургии. На заднем плане раскинулась привольная мирная долина, купающаяся в горячих лучах солнца. нами и бесами.
А что именно Босх изображает как объект поклонения для верующих христиан. В латинском переводе Нового Завета они названы «магами» и первые христианские богословы на волне полемики с язычеством порой описывали их как чародеев, прорицателей и обманщиков. Как бы то ни было, но в середине XIII века доминиканский монах Монета из Кремоны писал, что для современных манихеев рана была признаком греховности45.
При этом в самих армиях, сходящихся под Иерусалимом, нет ничего особого зловещего В некоторых вариациях на тему «Поклонения волхвов», написанных учениками или имитаторами Босха, зловещая природа «турецкого» войска порой становится заметнее. И стоит допустить ошибку в начале пути, как следующие толкования повисают в воздухе. Гибсон сравнил их фигуры с культовыми изваяниями41. Однако в дверях хлева видна странная фигура полуобнаженного человека, бесцеремонно снявшего корону с головы Каспара. Напротив, станет очевидно, что он был еретиком.
Иероним Босх «Поклонение волхвов»
Однако его язык настолько индивидуален, что целые поколения историков спорят о значении этих образов, выдвигая множество конкурирующих, а иногда и прямо противоположных интерпретаций. За ней мужчина и женщина, на которых напали волки. Три волхва – намек на этих трех царей.
В частности, они напоминают сосуды, стоящие на печи. В пустынном пространстве между яслями, где родился Иисус и Иерусалимом сосуществуют христианские (придорожные кресты) и языческие символы. Она лежит у подножия скалы из которой растет мертвое дерево. Их действия обличают в них приспешников дьявола. Однако мир, который изобразил Босх, вовсе не радостен и наполнен смутным ощущением угрозы. Во времена Босха, когда вся Европа со страхом следила за стремительной экспансией Османской империи, в наступлении турок часто видели Божью кару за грехи христианского мира или прямо отождествляли их с Гогом и Магогом На гравюре в одном из печатных «антижитий» Антихриста, опубликованном в 1495 году, отряды Гога с Магогом стоят по обе стороны от престола, на котором сидит Сын погибели.
Поклонение волхвов — Иероним Босх
ил. Потому в средневековой иконографии они часто предстают в коронах. Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии – маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это – предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте.
Возможно, это демонические воинства Гога и Магога, которые по зову Антихриста выйдут «на широту земли» и окружат «стан святых и город возлюбленный» – Небесный Иерусалим Откр. В своей «Истории ордена Святого Иеронима» (1605) он писал, что ягоды клубники – чей вкус и запах проходят так быстро – олицетворяют мимолетность суетных радостей. Мы этого точно не знаем.
Что не так с этим «Поклонением волхвов»
Также красные ягоды в огромном количестве встречаются на центральной створке «Сада земных наслаждений», где сотни нагих фигур предаются странным играм и любовным утехам. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги.
Эта традиционная свита волхвов изображена Босхом как символ безрассудства и греховности. 16:14., которые в конце времен соберутся, «чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его», то есть с Христом и его Церковью» Откр. На одной из многочисленных гравюр с его астрологическими детьми мы видим нищего в язвах, паломника-калеку на деревяшке, колодника и иудея (его можно узнать по специальному знаку – кружку, пришитому к одежде). Конструируя самых невообразимых монстров Флорентиец Лодовико Гвиччардини в своем «Описании Нидерландов» (1567) назвал Босха «удивительным создателем фантастических фигур и странных вещей»., соединяя в одном существе элементы живого и неживого, создавая пространства, где иллюзия переплетается с реальностью, Босх был ни на кого не похож и удивительно изобретателен.
ил. Позже, однако их репутация была восстановлена. Типологически оба сюжета относятся к Поклонению волхвов. Иисус стоит на холме, словно заключенный в тюрьму.
Ссылки на Поклонение волхвов (триптих Босха)
Сами тернии, возможно, пародия на терновый венец Христа. Потому палачей Христа, то есть римлян или иудеев, чтобы подчеркнуть их злобу, порой представляли черноликими Несмотря на то что в католическом пантеоне встречались чернокожие святые (например, мученик Маврикий), черный долго оставался цветом враждебной инаковости: иных рас и иных вер. Идентификация мессы и Рождества также присутствует в алтаре Пор-тинари (1475) Хьюго ван дер Гуса и в «Рождестве» (1515) Жана де Бира (Бирмингем). По их гипотезе, Босх изобразил «царей земли всей вселенной» Откр. Нагрудник второго волхва – Мельхиора – украшен резным изображением ещё одной сцены из Ветхого Завета – посещения царя Соломона царицей Савской. Например, в Малом часослове герцога Беррийского (ок. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги.
Сова как ночная птица в средневековых бестиариях и других аллегорических сочинениях регулярно выступала как олицетворение различных сил тьмы (от еретиков до иудеев). В этом заключается значение странных символов, которыми Босх окружил трех волхвов. В центре овца, оставленная без присмотра «нерадивыми пастухами», которые вскарабкались на крышу, чтобы поглазеть на Младенца (цв. Возможно, это демонические воинства Гога и Магога, которые по зову Антихриста выйдут «на широту земли» и окружат «стан святых и город возлюбленный» – Небесный Иерусалим Откр. Этот фрагмент иллюстрирует слова Иисуса: Истинно истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник.
ил. И Босх активно использовал эту символику – например, в «Искушении святого Антония» сова сидит на голове демонического музыканта со свиным рылом.
Поклонение волхвов (триптих Босха) Информацию О
Возможно, такая трактовка позднее перешла к катарам. Пастухи увидели Иисуса в сочельник, но на посвящённых поклонению волхвов картинах XVв. Легенда о мессе Св. В качестве примера классической трактовки мифа приведем произведение неизвестного художника, отнесенного Панофским к ранним фламандцам («Ранняя голландская живопись».
Манихеи и катары называли своих священников «агнец света», а их врагов — волками, собаками или дикими зверями57. В отличие от других триптихов Босха, которые читают от слева направо, этот – от центра. Неслучайно искусствовед Эрвин Панофский, который в 1953 году выпустил масштабное исследование по истории нидерландской живописи XIV – XV веков, признавался, что не готов посвятить Босху отдельную главу. Скорее Босх противопоставляет двух первых (белых, благочестивых) магов их третьему спутнику – экзотическому язычнику, который, возможно, действительно связан с Иродом или Антихристом Неслучайно у обоих на одежде изображены тернии и оба носят идентичные жемчужные серьги: только у волхва украшение вставлено в ухо, а у загадочного старика – в ногу.
Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристическое чудо – видение израненного Христа, восстающего из гробницы. Еще дальше – беспечный погонщик мула, которого оседлала обезьяна. Также красные ягоды в огромном количестве встречаются на центральной створке «Сада земных наслаждений», где сотни нагих фигур придаются странным играм и любовным утехам. Еще одна сова выглядывает из дыры в стене высоко над головой чернокожего волхва. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»).
Золото означало любовь, ладан – молитву, а смирна – умерщвление плоти. также цв. А вот второй волхв одет в ортодоксально-христианском духе. Босх использует традиционные символы религиозных догм, но тонкие (или не очень тонкие) нюансы показывают его не совсем почтительное отношение к этим догмам.
- Какие подарки волхвы принесли младенцу
- Как выглядит хижина, в которой родился Иисус
- Что происходит на дальнем плане
- Вся история музыки в 65 карточках
- Словари и энциклопедии на Академике
- – ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ ТРИПТИХ БОСХА
Волхвы греховны, так как поклоняются ложным идолам ложной религии. 2, см. Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс— пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока»— неиудеи— признали в младенце истинного Мессию. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы.
Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). Бык, представляющий христианство и Новый Завет, находится внутри. Один из них, стоящий в профиль, явно монах. В этом заключается значение странных символов, которыми Босх окружил трех волхвов. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии – маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это – предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. 6). Престарелый кормилец Святого семейства (за его спиной висит топор – орудие его плотницкого ремесла) заботливо сушит над костром пеленки Младенца. По мнению Балдасса, уже внешние створки на тему мессы святого Григория (цв. Взгляд его насторожен.
1) не соответствуют канону40. Потому палачей Христа, то есть римлян или иудеев, чтобы подчеркнуть их злобу, порой представляли черноликими Несмотря на то что в католическом пантеоне встречались чернокожие святые (например, мученик Маврикий), черный долго оставался цветом враждебной инаковости: иных рас и иных вер. И так далее. Скорее всего, этот алтарный триптих был изготовлен специально для них около 1510 года. На ней изображена вереница «атлантов» с шарами в руках – они очень похожи на жаб. Она предположила, что Босх представил их как «царей земли», которые в последние времена будут искушены Антихристом и обрушатся на христианский мир. Потому центральная панель «Сада», расположенная между раем на левой створке и адом на правой изображает человечество, погрязшее в грехах.
2 и 4). Однако мир, который изобразил Босх, вовсе не радостен и наполнен смутным ощущением угрозы. ил. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Пастухи увидели Иисуса в сочельник, но на посвящённых поклонению волхвов картинах XV в. они часто появляются в качестве зрителей. 9). Вокруг похожего на чалму шлема старика обернуты тернии.
Раненая нога для еретиков (и даже в некоторых случаях для христиан) является символом греховности. То есть христианство заключено в тюрьму — «синагогу Сатаны» — так же, как Христос ограничен в рамках алтаря мессой святого Григория. Связь Босха с этой ересью будет исследована в следующей главе. Похожие плоды с птицами появляются у Босха и в других работах: в «Саде земных наслаждений» и «Иоанне Крестителе в пустыне».
Так, скульптура Исаака буквально стоит на рептилиях. Раненая нога для еретиков (и даже в некоторых случаях для христиан) является символом греховности. Взгляд его насторожен.
Это касается не только самых загадочных картин, таких как «Сад земных наслаждений» (мы даже точно не можем сказать изобразил ли он на центральной панели царство плотских грехов или, наоборот, утопический мир безгрешности), но и более традиционных сюжетов. Возможно, это Авенир – полководец царя Саула. Скорее Босх противопоставляет двух первых (белых, благочестивых) магов их третьему спутнику – экзотическому язычнику, который, возможно, действительно связан с Иродом или Антихристом Неслучайно у обоих на одежде изображены тернии и оба носят идентичные жемчужные серьги: только у волхва украшение вставлено в ухо, а у загадочного старика – в ногу. На заднем плане написано войско, готовящееся перейти реку. Это, конечно, не маленький Вифлеем, где родился Иисус, а Иерусалим.
В Средневековье существовало представление о том, что хижина, где родился Христос, была построена на руинах дворца Давида в Вифлееме Оно возникло под влиянием пророчества, которое звучит в ветхозаветной Книге пророка Амоса (9:11): «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю и устрою ее, как в дни древние». Наконец, дар Мельхиора в виде сферы, увенчанной пеликаном (что символизирует искупление Христом первородного греха), декорирован сценой возвращения трех героев к царю Давиду с виноградной лозой. Волхвы изображены на фоне находящегося на переднем плане вертепа. А что именно Босх изображает как объект поклонения для верующих христиан. В средневековой культуре черный цвет ассоциировался с дьяволом (не случайно бесов называли «эфиопами») и воспринимался как знак внутренней греховности и черноты души.
Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс – пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» – неиудеи – признали в младенце истинного Мессию. «Папа римский» на картине Босха находится в окружении группы людей в фантастических одеяниях.
У чернокожего волхва по нижнему краю белоснежного одеяния вышиты птицы. Внутренние створкиНа боковых створках изображены коленопреклоненные донаторы (заказчики) бюргер Питер Бронкхорст и его жена Агнесса со своими святыми покровителями Св. И стоит допустить ошибку в начале пути, как следующие толкования повисают в воздухе.
Как уже было сказано, над разваливающимися воротами кувыркается жаба. Для этого требуется сначала разобраться в значении отдельных деталей. Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс – пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» – неиудеи – признали в младенце истинного Мессию. hostia – «жертва», «жертвенное животное») – хлебец из пресного теста, который используется на литургии. Ересь в том, что у Босха волхвы поклоняются «культовым изваяниям».
На правой ноге старика Босх изобразил круглую рану, которая заключена в стеклянный сосуд. Ниже, видимо, жертвоприношение, которое совершили Маной и его жена, когда ангел им возвестил, что у них родится долгожданный сын (Самсон). Так, скульптура Исаака буквально стоит на рептилиях. Петром и Св.
Валтасар в молитвенной позе преклонил колена. В своей «Истории ордена Святого Иеронима» (1605) он писал, что ягоды клубники – чей вкус и запах проходят так быстро – олицетворяют мимолетность суетных радостей. Но почему они принесли именно такие подарки.
Перед Богоматерью с младенцем три царя: Валтасар, Каспар и Мельхиор. Самый загадочный персонаж – это человек, стоящий в дверях хлева позади волхвов. На мессу указывает жертвоприношение Исаака, а также звезда из соломы под кровлей вертепа (об этой «звезде» речь пойдет позже).
В этих известных работах художники изображают пшеницу (евхаристический хлеб) и ангелов в церковных одеяниях42. Кроме того, возникла идея, что один из них был стариком, второй – средних лет, а третий – юношей (волхвы таким образом воплощали три возраста человека). 2, см. По мнению Балдасса, уже внешние створки на тему мессы святого Григория (цв. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды.
в ушах и т. д. ) максимально экзотичен. Возможно, такая трактовка позднее перешла к катарам. По преданию, оно было явлено над алтарем, когда папа Григорий Великий (590 – 604) служил мессу в римской церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме.
На символическом языке Босха он становится не столько ветхозаветной синагогой, сколько «синагогой Сатаны» — так катары называли Римскую церковь. Так же сделал и Босх, но у него скромная хижина обрастает зловещими деталями. Босх использует традиционные символы религиозных догм, но тонкие (или не очень тонкие) нюансы показывают его не совсем почтительное отношение к этим догмам. В дверном проеме виден осел, традиционный голландский символ иудаизма и Ветхого Завета. Имя Иеронима Босха (около 1450 – 1516) ассоциируется с загадкой и эта репутация более чем оправданна.
Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. 4).
20:8. Такая типичная для Босха трактовка образа будет подробно рассмотрена в главе 5. Такая эсхатологическая трактовка «Поклонения волхвов» подразумевала, что Босх заложил в этот радостно-триумфальный сюжет мощный антиеврейский посыл. В средневековой культуре черный цвет ассоциировался с дьяволом (не случайно бесов называли «эфиопами») и воспринимался как знак внутренней греховности и черноты души. На центральной панели вдали возвышается город с башнями и храмами самых причудливых форм. Объясняя иконографические аномалии, которые отличают «Поклонение волхвов» Босха от тысяч версий того же сюжета историки часто приходят к различным теориям двойного дна, однако они не всегда работают.
В средневековой астрологической теории, которая приписывала различные физические и психические свойства влиянию конкретных светил, считалось, что евреи, для которых так характерна алчность, духовная слепота и меланхолия, – дети зловещей планеты Сатурн, которую в позднее Средневековье часто изображали в облике хромого или одноногого старика. Потому на панели «Се человек» («Ecce homo») на первом плане изображена толпа иудеев, которые требуют у Пилата распять Христа, а вдалеке над иерусалимской «ратушей» реет красное знамя с полумесяцем. Выше: что вы искали. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. В частности, Антихрист привлечет на свою сторону иудеев, которые признают в нем мессию, обещанного ветхозаветными пророками и вместе с другими иноверцами развернут гонения против христиан.
Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс – пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» – неиудеи – признали в младенце истинного Мессию. В алхимической метафорике того времени печи и сосуды называли «домами», в которых ингредиенты «живут» в ходе трансмутации, а процесс появления философского камня уподобляли Рождеству Христа. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды.
Типологически оба сюжета относятся к Поклонению волхвов. Связь Босха с этой ересью будет исследована в следующей главе. Иаков Ворагинский в популярнейшей «Золотой легенде» (около 1260) привел множество разных трактовок. Все это дает нам ключ к дальнейший разгадке образа.
Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристическое чудо – видение израненного Христа, восстающего из гробницы. ил. Это — страдающий Спаситель, охваченный силами зла. Мы исходим из того, что человек в вертепе указывает на присутствие Антихриста, воплощенного в «папе римском» и окруженного духовенством. В центре овца, оставленная без присмотра «нерадивыми пастухами», которые вскарабкались на крышу, чтобы поглазеть на Младенца (цв.
вы можете запросить все в системе с коробкой. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Центральная часть «Рождение Христа» (цв. Так что рана на ноге Антихриста, возможно, своего рода антигостия, антитело Христово. Известны также трактования этого образа, авторы которых видели в обнажённом персонаже царя Давида и отлучённого от церкви пророка Валаама.
В алхимической метафорике того времени печи и сосуды называли «домами», в которых ингредиенты «живут» в ходе трансмутации, а процесс появления философского камня уподобляли Рождеству Христа. Вряд ли он собирался изобразить антипоклонение волхвов. Манихеи и катары называли своих священников «агнец света», а их врагов — волками, собаками или дикими зверями57. Ее символика далека от обычного благочестия. Это, конечно, не маленький Вифлеем, где родился Иисус, а Иерусалим. Босх придал многим зданиям странные (похожие на перевернутые колокола или полусферические) формы Такая же фантастическая архитектура у него встречается и на других работах, например в «Искушении святого Антония» и «Мученичестве святой Вильгефортис».
Его дар, повествующий о жертвоприношении Исаака, лежит у ног Богоматери. В этом эпизоде христианские богословы видели один из типов грядущего Рождества Христова. Внизу по обе стороны от проема изображены жестикулирующие или танцующие фигуры, а сверху установлена небольшая статуя в длиннополой одежде и остроконечной (еврейской) шапке. Конструируя самых невообразимых монстров Флорентиец Лодовико Гвиччардини в своем «Описании Нидерландов» (1567) назвал Босха «удивительным создателем фантастических фигур и странных вещей»., соединяя в одном существе элементы живого и неживого, создавая пространства, где иллюзия переплетается с реальностью, Босх был ни на кого не похож и удивительно изобретателен.
Из-под красного плаща старика свисает зеленоватая лента с колокольчиком на конце. Рядом изображена пара сирен: мужчина и женщина с телами птиц. Если перед нами действительно Антихрист, эта веточка напоминает об одном из его пагубных чудес: чтобы соблазнить род человеческий, он заставил зацвести мертвое дерево Эту историю можно найти в иллюстрированных «житиях» Антихриста, которые неоднократно печатали во второй половине XV века. Вертеп — традиционный христианский символ еврейской синагоги.
Это касается не только самых загадочных картин, таких как «Сад земных наслаждений» (мы даже точно не можем сказать изобразил ли он на центральной панели царство плотских грехов или, наоборот, утопический мир безгрешности), но и более традиционных сюжетов. Босх изображает человека с раной на правой ноге, то есть этот человек (по символике Данте) невежествен или не обращен в христианство. Они приносят дары Мадонне и Младенцу, застывшим в безжизненных позах (цв. А такая символика выглядела не слишком благочестиво. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Гог – под флагом с полумесяцем и звездой, а Магог – под флагом с драконом. В композиции Босха (правая часть триптиха) изображен кабан, выходящий из леса (цв.
Их стали считать благочестивыми мудрецами, которых вовсе не стоило путать с колдунами на службе демонов Часто трех волхвов – вслед за раннехристианским богословом Тертуллианом (около 160 – 230) – называли королями тех далеких земель, откуда они пришли за звездой. ил. В пустынном пространстве между яслями, где родился Иисус и Иерусалимом сосуществуют христианские (придорожные кресты) и языческие символы. Как уже было сказано, над разваливающимися воротами кувыркается жаба. Так, если старик, стоящий в дверях ветхой хижины, – это Антихрист, то восточные армии, собирающиеся под Иерусалимом, действительно могут символизировать не свиту волхвов, а Гога с Магогом. По преданию, оно было явлено над алтарем, когда папа Григорий Великий (590 – 604) служил мессу в римской церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме.
Под крышей в черной дыре сидит сова, а рядом с ней внутрь заползает ящерица. ил. Ряд образов центральной части этого триптиха повторяются и в его правой части (цв. Босх пошел еще дальше.
В Евангелии от Матфея, единственном, где упоминаются волхвы их число не указано. Вероятно, это Святой Иосиф, занятый сушкой пелёнок младенца Христа. Как рассказывается во Второй книге Царств 2 Цар. При этом в самих армиях, сходящихся под Иерусалимом, нет ничего особого зловещего В некоторых вариациях на тему «Поклонения волхвов», написанных учениками или имитаторами Босха, зловещая природа «турецкого» войска порой становится заметнее.
Перед Богоматерью с младенцем три царя: Валтасар, Каспар и Мельхиор. Во времена Босха, когда вся Европа со страхом следила за стремительной экспансией Османской империи, в наступлении турок часто видели Божью кару за грехи христианского мира или прямо отождествляли их с Гогом и Магогом На гравюре в одном их печатных «антижитий» Антихриста, опубликованном в 1495 году, отряды Гога с Магогом стоят по обе стороны от престола, на котором сидит Сын погибели. Из-под красного плаща старика свисает зеленоватая лента с колокольчиком на конце.
Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. С XI века за тремя магами окончательно закрепились имена – Каспар, Мельхиор и Бальтазар. В Евангелии от Матфея, единственном, где упоминаются волхвы их число не указано.
Если так, то волхвы с их странными атрибутами тоже могут быть с ним как-то связаны. Чернокожий волхв держит в левой руке белый шар со смирной. Они клюют зерна, вываливающиеся из плодов. они часто появляются в качестве зрителей. ил.
Босх придал многим зданиям странные (похожие на перевернутые колокола или полусферические) формы Такая же фантастическая архитектура у него встречается и на других работах, например в «Искушении святого Антония» и «Мученичестве святой Вильгефортис». 5). Таким образом, картина выражает негативное отношение к мессе, а не восхваляет ее. Символы Страстей Христовых изображены над алтарем. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии — маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это — предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Католическая церковь учит, что в таинстве евхаристии он пресуществляется в Тело Христово (а вино – в его кровь).
Так что рана на ноге Антихриста, возможно, своего рода антигостия, антитело Христово. При ближайшем рассмотрении становится очевидно, что триптих «Поклонение волхвов» в целом демонстрирует неканоническую интерпретацию этого библейского мифа. На заднем плане написано войско, готовящееся перейти реку. По облику самих воинов, кто они и зачем явились, определить, к сожалению, невозможно.
По их гипотезе, Босх изобразил «царей земли всей вселенной» Откр. Христианская живопись традиционно представляла положительные образы волхвов. Босх изображает человека с раной на правой ноге, то есть этот человек (по символике Данте) невежествен или не обращен в христианство. Пастухи наблюдают сцену Поклонения из-за спины Богоматери.
В композиции Босха (правая часть триптиха) изображен кабан, выходящий из леса (цв. Им было обещано, что он спасет Израиль от филистимлян Суд. 19:19. Григория, рассказывающая о чуде евхаристии, связывалась в эпоху позднего Средневековья с именем папы Григория Великого. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии – маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это – предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Т. 2). Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс — пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» — неиудеи — признали в младенце истинного Мессию.
Он остается в пределах римской (языческой) веры так же, как его рана — в стеклянном ковчеге. Его ересь представляла собой средневековую форму древней дуалистической традиции, которая (как мы видели во введении) прослеживается от самых ранних мифов. 13:2 – 24. Он появляется в окружении молодняка, как и «папа римский» в вертепе окружен своими приспешниками.
В манихейских псалмах четвертого столетия, обнаруженных в Фаюмском оазисе в Египте, встречаются метафоры «раны моих грехов», «тяжелая рана беззакония»44. – Тело Христово. Еще одна сова выглядывает из дыры в стене высоко над головой чернокожего волхва. ил. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»).
Их мощи, как считалось, сначала хранились в Милане, а в 1164 году император Фридрих Барбаросса передал их в Кёльн, где культ трех королей приобрел особый размах. Полумесяц – это, конечно, символ ислама и прежде всего османской угрозы. Там люди вгрызаются в колоссальные ягоды клубники – здесь черный волхв держит в руках «брелок» в форме клубничины. Композиция картины необычна, но сама по себе не является еретической.
Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. Тем не менее в христианской традиции со времен греческого теолога Оригена (около 185 – 254) считалось, что их было трое. Поклонение волхвов (триптих Босха) «Поклонение волхвов» (Триптих Бронхорст-Боссюйсе) – последний из триптихов Иеронима Босха, названный по сюжету центральной части. Если перед нами действительно Антихрист, эта веточка напоминает об одном из его пагубных чудес: чтобы соблазнить род человеческий, он заставил зацвести мертвое дерево Эту историю можно найти в иллюстрированных «житиях» Антихриста, которые неоднократно печатали во второй половине XV века. И для святого волхва, видимо, казался неуместен.
И для святого волхва, видимо, казался неуместен. В латинском переводе Нового Завета они названы «магами» и первые христианские богословы на волне полемики с язычеством порой описывали их как чародеев, прорицателей и обманщиков. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Такая типичная для Босха трактовка образа будет подробно рассмотрена в главе 5. Она предположила, что Босх представил их как «царей земли», которые в последние времена будут искушены Антихристом и обрушатся на христианский мир.