Полдень Картина Пластов

Не зависимо от времени года и красоты пейзажа, художнику удавалось с особой любовью передать нам и. Изумительная картина Аркадия Пластова "Полдень" демонстрируется в эти дни в Испании, в филиале Русского музея, который действует в Малаге.

Пластов Аркадий Александрович картины

Пока ее бабушка отдыхает, она занялась перебиранием ягод. Портрет напоминает фотографию с документа из личного дела (не хватает только изображения в профиль). Во-вторых, – сознательное ограничение исходной цветовой палитры, когда используются практически три-четыре, максимум пять красок.

Война как народная трагедия, как посягательство на естественные и священные законы бытия – Фашист пролетел (1942). Его палитра становится здесь еще более яркой. Не случайно в названиях многих из них есть нечто обобщающее.

Уши у нее от жары висят, как два лопуха. Часто заметно наличие акцента: света на руке, книге или белом воротнике. Дервиз с ребенком», 1888 – 1889, ГТГ), Эдуарда Мане, Эжена Делакруа («Автопортрет», 1837, Лувр). Стоит сказать, что за период его обучения, преподавателями художника были Ф. Ф. Федоровский, А. М. Корин, А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, А. С. Степанов и другие.

Описание картины 
Пластова «Полдень»

Описание картины Пластова «Полдень»

На мужчине простая одежда – майка, брюки и кепка. Перед нами открывается как бы особый мир обжитой, щедрой земли, труд, который в радость душевно сильным людям. Среди работ Аркадия Пластова также выделяется и картина Весна (1051).

Пластов Аркадий Александрович (1893, село Прислониха Симбирской губернии – 1972, село Прислониха Ульяновской области)Художник, график. А сам родник является образом жизни и обновления. Художник говорил:,, Я люблю эту жизнь.

Рядом с девочкой лежит собака. И ощущается, что про свои обязанности сторожа не забывает. Все мне казалось, что каждый, кто увидит их, поднимет губу с презрением. Я торопливо шел по улице, чуть-чуть не плача от счастья.

Описание картины 
Аркадия Пластова 
«Родник» (Полдень)

Описание картины Аркадия Пластова «Родник» (Полдень)

На картине художника А. А. Пластова изображен знойный летний полдень. Поиски собственного живописного языка были тогда главной заботой художника. Он познал всю меру признания. Пластов – природный реалист.

Судя по всему, это мама с дочкой. Отец и дед его были иконописцами, занимались и церковной архитектурой. Еще страшно болели раны и время не притупило горечь утрат ушедшей войны. Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца.

Начинающий художник вернулся в родную Прислониху. Сюжет ее, как всегда у Пластова, прост, выхвачен из жизни. Развернувшиеся события отодвинули учебные заботы. В 1925 году, бросив «всякие секретарства» и заработав денег за выполнение ряда живописных и скульптурных работ для Ульяновска, Пластов едет в Москву, куда уже давно «тянуло неодолимо». Главная героиня картины была прозвана «Северной Венерой», как олицетворение самой России. «Автопортрет в розовой косоворотке» (середина 1930-х, собрание семьи А. А. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках румянец.

В «Автопортрете в черном пиджаке» – та же сдержанная и вместе с тем словно трепещущая живописная ткань, тот же счастливый повод написать свою палитру так, чтобы чистые, открытые цвета не выпадали из общей колористической системы произведения. Опять она передо мной, вот опять я в Третьяковке и точно не было семи лет разлуки. Она очень устала от длительной ходьбы. Автопортрет исполненный в первой половине 1920-х, (собрание семьи А. А. Пластов – чародей.

Под густыми ветвями белоствольной березы расположились грибники, а с ними – собака. Они связаны с ощущением холода и обычно вызывают чувство грусти, печали, тоски. Так, желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называются в живописи теплыми. Почти черный, монохромный, контрастный к лицу фон, классический светлый акцент на воротнике (явно подсмотренный в произведениях старых мастеров) создают живописную напряженность, некоторую тревогу, что, по-видимому, соответствовало настроению художника. Пластов предстает здесь в обычном, естественном «прислонишенском» облике. Молодая девушка, выбежав из деревенской баньки, заботливо одевает маленькую девочку.

Сочинение по картине 
Пластова «Полдень»

Сочинение по картине Пластова «Полдень»

Яркая, горькая, сочная и терпкая, какая она есть. Для его новой техники характерны короткие упругие движения кисти поверх чуть-чуть подсохших крупных формообразующих протирок. Девочка сидит на траве, рядом с корзинкой. По-видимому, многие из них создавались без какого-либо особого сюжета (в отличие, например, от автопортретов Петра Кончаловского).

Сегодня девочку ждет вкусный ужин с грибами. Приехав осенью 1917 года заканчивать училище, молодой художник «наткнулся абсолютно неожиданно на баррикады и стрельбу на улицах». Мне мерещатся формы и краски, насыщенные страстью и яростью, чтобы рядом со всей слащавой благопристойностью они ревели и вопили бы истошными голосами» 11. Человек и природа предстают здесь в неразрывной связи. В Москве, куда привела юношу тяга к искусству, ему не удалось сразу поступить в Училище, живописи, паяния и зодчества.

Мастерски написанное лицо поражает жестким, напряженным выражением. Ее молодость, солнечный свет делают ее прекрасной. Несмотря на то, что картина называется «Родник», центральное место занимает молодая и крепкая деревенская девушка, которая в яркий солнечный день отправилась к роднику, чтобы набрать воды. По этому пути шли Александр Шевченко, Александр Куприн, Натан Альтман, Борис Григорьев, на определенном этапе он был органичен и для Пластова. Босые ноги девушки уверенно стоят на старых бревнах, которыми обустроен колодец. Она тоже устала, прилегла и задремала.

В середине 1930-х годов Пластов начал выставлять свои произведения. Изображенные люди воспринимаются в неразрывном единстве с природой. Все тягости и радости испытал Аркадий Александрович Пластов. В 1940-х и 1950-х они спокойны и уравновешенны.

Сочиненин по картине 
Пластова Полдень

Сочиненин по картине Пластова Полдень

На ней нарисовано целых три героя. Действительный член АХ СССР (1947). Он жил и умер в ней, навсегда оставшись с теми, о ком пел среди бескрайних просторов России.

А когда из года в год видишь ее. Под березками отдыхают двое людей. Описание картины «Летом» Пластова может занять много времени.

Великая Октябрьская социалистическая революция застала Пластова па третьем курсе. Меткостью передачи натуры и живописно-пластической силой образов отличаются написанные художником портреты колхозников, колхозниц, деревенских мальчиков и девочек Девушка с велосипедом (1955-1956), Девушка с граблями (1957), Ванюшка Репин (1958) и др. Зенит дня, зенит жизни природы – зенит человеческой жизни. Самый яркий элемент у нее – это рука, которой бабушка закрылась от солнца. Каждого, кто видел картину, охватывало острое, щемящее чувство боли за родную землю, поруганную врагом.

Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении начинающего. Глаз, пронзительно острых, порою лукавых, порою гневных. Стадо (1938), Купание коней (1938) принесли ему известность. Вневременная тема искусства. Бабушка крепко спит.

Соединяя традиционные классические приемы (Караваджо, Жоржа де Латура) с открытиями современных течений, Пластов создает абсолютно неожиданный образ. Великая Октябрьская социалистическая революция застала Пластова па третьем курсе.

Брюллова и Венецианова, Аркадий Пластов раскрывает в «Полдне» идею гармоничного слияния человека и природы. Параллельно учился живописи. Мастер был прост и внешне доступен.

Мотоцикл находится недалеко от родника. Автор желает показать, что молодость, шум воды не знают предела, они вечны. В противоположном углу на мягкой травушке-муравушке сидит девочка лет семи, в светлом сарафане и ярко-алом платке, вытянув босые ножки. Вот такая необычная и прекрасная картина, показывающая всю прелесть летнего пейзажа изображено на его полотне «Родничок», которая была создана выдающимся мастером кисти и красок в 1952 году. Вся мощь и темперамент живописца отныне реализуются в картинах: трагических военных – «Немцы идут» (1941, Тульский музей изобразительных искусств), «Защита родного очага» (1942, местонахождение неизвестно), «Фашист пролетел» (1942, ГТГ), триумфальных, победных – «Жатва», «Сенокос» (обе – 1945, ГТГ) и мирных, утверждающих жизнь, – «Ужин трактористов» (1951, Иркутский областной художественный музей авторское повторение – 1963, ГТГ), «Весна» (1954), «Лето» (1959-1960, обе – ГТГ), «Полдень» (1961, ГРМ), «Родник» (1952, Национальная картинная галерея Армении, Ереван).

1961. Рядом с родником раскинулось большое дерево. Они, наверное, ходили в лес по грибы и ягоды. С внезапно похолодевшим сердцем я воочию увидел, как много, страшно много надо работать, чтобы выполнить свои юношеские наметки. Во-первых, как и в портретах 1920-х годов, в них наблюдается соединение различных (разновековых) традиций и стилей, теперь главным образом западноевропейских – старых и современных. В-третьих, здесь присутствует особая последовательность работы – движение от теплого, живого подмалевка (сиена, умбра) к холодным формообразующим мазкам, от внутренней абстрактной константы – к реальному пленэрному восприятию (рефлексы, прозрачные тени).

Открытость искренность, даже какая-то мольба читаются во взгляде. Она одета в синее платье и такой же платок.

Сочинение по картине 
«Родник» Пластова

Сочинение по картине «Родник» Пластова

Это время отдыха, новых впечатлений, новых открытий. Осенним вечером 1935 года он впервые показал свои работы «Стрижка овец», «Сенокос» и «Колхозная конюшня» на заседании художественного совета «Всекохудожника» (Всероссийского союза кооперативных товариществ работников изобразительного искусства). Продолжая традиции русского романтизма XIX века и, прежде всего Брюллова и Венецианова, Аркадий Пластов раскрывает в «Полдне» идею гармоничного слияния человека и природы. Для выставки «Индустрия социализма» он тоже написал картину под названием «Колхозный праздник» (1937), в котором «красочно передал новый быт социалистической деревни». На заднем плане — залитая полуденным солнцем полянка, за которой начинается лес. Начинающий художник вернулся в родную Прислониху. Некоторое время занимался в мастерской И. И.

Синий, фиолетовый, серый – это холодные цвета. В феврале 1932 года он впервые получил предложение участвовать в Москве в создании живописных панорамных полотен на темы «Сенокос» и «Животноводство». Это было больше, чем могло вместить мое бедное сердце. И впоследствии в лучших своих работах Пластов удержал достигнутый уровень: Родник (1952), Юность (1953-54), Весна (1954), Лето (1959-60), Ужин трактористов (1951). На девочке изображено белое платье и красная косынка.

Так, художник прекрасно показал полдень яркого солнечного дня. Народный художник СССР (1962).

Сочинение по картине 
Пластова «Летом»

Сочинение по картине Пластова «Летом»

По картине не совсем ясен возраст женщины, вот таким образом можем только предполагать. Рядом еле заметный в густой траве пенечек. И как награда – радость чистого цвета на развернутой к зрителю палитре. Пластова) несомненно имел особое значение для художника. Теплый приятный летний день.

О, милый Сенокос мой, вот ты и не поруган, вот и не один я ласкаю взглядом и огрехи твои и достоинства» (из вышеупомянутого письма жене). Бабушка с внучкой решили сходить в лес за грибами, в лесу жарко, солнце светит ярко, Долго они ходили по разным полянкам и собирали грибы, набрав целых две корзины грибов, они ощутили усталость. Нам видны нижние части стволов двух березок и несколько веточек с зелеными листочками. Федоровский. Я сейчас с особой силой ощущаю в себе брожение вот этой дикой стихийной силы, потребность как-то физически это выразить.

Произведения Пластова отличаются стремлением к безыскуссности и простоте. Из-под платочка виднеются темные волосы. «Не отступиться от лица» – не потерять его в самые драматичные и трагические моменты своей жизни, вплетенной в жизнь страны, в историю. Теплый приятный летний день. Для русской интеллигенции «быть живым» означало не просто физическое выживание, но «думать, чувствовать, любить, свершать открытья» и, главное, сохранить себя для творчества, ради которого призваны на землю поэт и художник. Видно, какая она большая, смуглая и натруженная. - Цвет в картине имеет большое значение. он смог вернуться к профессиональной художественной работе.

0 Пластов Аркадий 
Александрович картины

0 Пластов Аркадий Александрович картины

А что же еще изображено на полотне. Пластов. В галерее автопортретов Аркадия Александровича есть один акварельный портрет (1939 – 1940, собрание семьи А. А. В основном это портреты односельчан. Никогда не забыть его открытого лица.

Картина Сенокос была написана художником летом 1945 года. В них всегда чувствуется большой живописный талант художника. Одних портретов – несколько сотен.

Описание картины 
Лето (1959-1960) 
Пластова: материалы

Описание картины Лето (1959-1960) Пластова: материалы для сочинения

На заднем плане – залитая полуденным солнцем полянка, за которой начинается лес. Сенокос Пластова – это возвышенная ода родной земле, народу победителю, выстоявшему в кровавой схватке и одолевшему жестокого врага. Просто изобразил людей и природу, соединив их воедино. Длинные волосы выбиваются из-под яркого платка. Родился Пластов в селе Прислониха, бывшей Симбирской губернии.

Нам видны нижние части стволов двух березок и несколько веточек с зелеными листочками. Хотя поза немного напряжена. Но еще сорок лет неустанного труда – и число его произведений приблизилось к 10 000. Хорошо прослежена градация тона. При всем разнообразии и непохожести (порой кажется, что они представляют не одно, а множество лиц) эти работы имеют определенные общие черты и приемы написания, закономерности, отражающие пути исканий художника. Сказать, что девушка отличается красотой, нельзя.

Описание картины 
Пластова «Летом»

Описание картины Пластова «Летом»

Как и «Автопортрет в шляпе», эта работа построена на подчеркнуто выявленных плоскостях. На одном из автопортретов отца он именно в этой рубашке» 9. Поэтическим ощущением жизни веет от этого полотна.

Это девочка со своей бабушкой и собачка. Рядом еле заметный в густой траве пенечек. В картине Полдень вибрирует и дышит каждый мазок, насыщенный цветом и светом. Он жил в мире и любовался его красотой.

Описание главных героев картины

По-своему столь же уникальная серия, как и Русь уходящая П. Д. Ему не хватало там, на чужбине, аромата прислонихинских лугов и полей. К таким картинам относятся, например, Лето (1958) и Полдень (1961). Вспоминались слова поэта: Други, дружно гребите во имя прекрасного против течения» 5.

Он был по-мужицки основателен и трудолюбив, вот таким образом ненавидел щелкоперов и верхоглядов. Как видим, в картине «Летом» зеленый цвет ближе к желтому, – значит, это теплый цвет. Она без платка, так как он лежит рядом. Главная заслуга Аркадия Пластова – летопись жизни страны: в его работах отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъем («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954). Коровина. При любом шорохе готова вскочить и защищать своих людей от любой опасности.

1930-е ознаменовали в судьбе Аркадия Александровича значительные перемены. «Вот она Москва. Они набрали полные корзины грибов и присели в тень отдохнуть. Он презирал ложь. Враг безделья, он воспел в своих картинах труд крестьянина. Труд тяжелый, от зари до зари, труд, радостный плодами своими.

В жизни Пластова-живописца произошел триумфальный взлет. Чувства мастера в момент показа были противоречивы: «Я не знал, куда деться с своими бедными полотнами. Колористические поиски Пластова ясно ощущаются и в полотне Ужин трактористов (1951). Но страна возвращалась к мирной жизни, тяжело поднимаясь из руин.

Ее можно считать началом целой галереи крестьянских портретов Пластова середины 1930-х исполненных с помощью тех же приемов («Федор Тоньшин», «Николай Шарымов (Назаров)» и другие). Вместе с другими работами художника они были сохранены его первым учителем рисования Дмитрием Архангельским. Невозможно остановить и победить естественное течение жизни. С юности мечтал стать живописцем. Так же широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна».

«Быть живописцем и никем больше» – эта клятва, данная 15-летним подростком в церкви, построенной и расписанной дедом, Григорием Гавриловичем Пластовым, стала девизом всей его жизни. 174 x 231 см «Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря». В корзине лежат разные грибы, здесь и белые грибы и лисички. Автопортреты 1930-х (их более 17) – почти всегда живописные эксперименты, дальнейшее формирование своего художественного языка. Подлинная слава пришла к художнику в годы Великой Отечественной войны, когда на выставке в Третьяковской галерее появилось его полотно Фашист пролетел (1942). До пожара 1931 года он висел в сельском доме Пластова.

Глядя на такую руку, можно понять, что человек работал всю свою жизнь. Ведь и эта Россия должна была исчезнуть в горниле социалистического строительства. Не надо писать красиво, надо писать правду и она будет прекраснее любых фантазий. Работа писалась в несколько сеансов, была частично соскоблена и осталась неоконченной.

Краткое описание 
картины Пластова 
Летом

Краткое описание картины Пластова Летом

Мало у кого в истории живописи найдешь такое слияние природы и человека. Иными словами, это соединение технологии и законов «старого» портрета (Караваджо, Рибера, Жорж де Латур, Веласкес, Хальс, Рембрандт) с открытиями импрессионистов. Лауреат Ленинской (1966) и Сталинской премии первой степени (1946). Глядя на эту картину, хочется говорить о ее целостном образе.

Крестьянки пришли в лес ни одни, с ними пришел их верный друг – старенький пес. Только во второй половине 1920-х гг. «Среди пресных прочих вещей, от моего, например, Сенокоса (несмотря на кучу его недостатков, по моей исключительно лени и расхлябанности) веяло какой-то удивительно крепкой свежестью и целомудрием, какой-то щемящей правдой, очарованию которой поддались сразу все, точно на всех набежала хрустальная волна. Копировать заставлял почти каждый день» 2.

Никогда не создававший натурных заказных портретов, «убогих натурщиков с деревянными жестами, с лицами, безличными как дно ведра» избегавший банальной красивости искавший в портрете выразительности и характерности, художник по большей части писал стариков, на лицах которых запечатлены следы пережитого и детей – эти ростки надежды с приметами будущей жизни. Подумай только. Женщина в белом простеньком платье и туфлях. Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле – Сенокос (1945).

Но как она прелестна. Картина изображающая один маленький момент из деревенской жизни, «тихую охоту» в лесу, не только утверждает трудолюбие, но и обращается к теме преемственности поколений. Безмолвно и сурово наступает она на преграды. Проучившись в нём с 1912 по 1914 годы, Пластов поступил в МУЖВЗ на скульптурное отделение.

Мальчиком Аркадий Пластов был отдан в духовное училище, затем он перешел в семинарию. Картина отличается светлыми тонами и оттенками. Пришлось пойти учиться в Строгановку, в скульптурную мастерскую.

Рядом с крестьянками прилег отдохнуть их верный пёс, но он не может спать. «Караваджийское» освещение, абрис франтоватой шляпы, определенная условность колорита оставляют впечатление некой игры, роли, принятой на себя молодым художником, что, вероятно, объясняется осознанием следования новой для него живописной манере. Пройдя обучение в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912–1914) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1914–1917) Пластов вернулся в родную деревню Прислониха Симбирской губернии (ныне – Ульяновская область) и посвятил свое творчество ее жителям. Одна девочка сидит и не спит. Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Аркадия Пластова в области иллюстрации («Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова, 1948 «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1948—1949 произведения Л. Н. Толстого, 1953 рассказ А. П. Чехова, 1954 и др. ), пейзажа, сельскохозяйственного плаката.

Все зависит от того, какую краску добавляет художник в зеленую: желтую или синюю. Пластов, Аркадий Александрович (1893-1972)-советский художник, «певец советского крестьянства». Сюжетная линия сочетает в себе простоту и сложность. Оно было одним из самых сильных среди полотей советских живописцев в ту пору. И мне необычайно было жаль все-все, что было граничит с этими вещами и что вот сейчас было обнажено перед, казалось мне, чуждой, равнодушной, более того, враждебной толпой», – писал он жене 26 октября 1935-го.

Напряженный путь поисков своего живописного языка в автопортретах был, кажется, завершен. Это и лилово-голубые колокольчики и лесные красавицы ромашки, немного поникшие от жары и отцветающая пастушья сумка. Фу, черт, скажешь себе, сколько жизни. Художника всегда интересовала пластическая сторона живописи (недаром он учился на скульптурном отделении), но прежде всего живопись сама по себе как некая материальная субстанция, с помощью которой можно передать реальность истинной, природной материи. Трагедия войны здесь скрыта, она – в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих рядом с пожилым крестьянином. Мать девочки или бабушку, сморило и она уснула.

  • Картина Пластова Полдень демонстрируется в Испании
  • Русский музей Дополненная реальность
  • Пластов Аркадий Александрович (1893-1972)
  • Пластов Аркадий Александрович (1893-1972) (145 работ)
  • Аркадий Александрович Пластов (1893 – 1972)
  • Комментарии (1) добавить комментарий

Вторая часть картины — это пейзаж. Учился в Симбирской духовной семинарии (1908–1912) у Д. И. Архангельского вольнослушатель Строгановского центрального художественно-промышленного училища (1912–1914) занимался живописью, пользуясь советами Ф. Ф. Федоровского учился на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914–1917) у С. М. Волнухина посещал живописные мастерские Л. О. Пастернака, А. Д. Корина, А. М. Васнецова, А. С. Степанова. Пластов-скульптор выбирает выгодную свето-теневую границу освещенности на форме. «Копировали с разных репродукций, с картин, портретов (но в рисунке).

думаешь, что надо об этом поведать людям. Интерес русских мастеров к французам, прежде всего к Сезанну, видится в стремлении перенести акценты на саму живописную сущность, на четкое выявление конструкции предмета как организации объемов и плоскостей (в том числе цветовых). Неторопливо отрывая веточки, она складывает спелую и сочную малину в кружку, стоящую у нее на коленях. Ее глаза опущены вниз, тонкие брови немного подняты вверх.

  • Военный и послевоенный период творчества
  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самый ранний портрет маслом (очень похожий, судя по известным фотографиям тех лет) написан в студенческие годы. Продолжая традиции русского романтизма XIX века и, прежде всего. Похоже на жизнь. В 1931 г. у Пластова сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени.

Здесь на уроках рисования и выявились впервые его художественные способности. Ясная античная пластика лица достигается не резкой отчетливой геометрией плоскостей, но неуловимыми, «подробными», растворяющимися друг в друге мазками, заставляющими вспомнить трепещущую плоть поздних творений Тициана.

Корина. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Интересны и иллюстрации Пластова к произведениям русских поэтов и прозаиков.

После обучения Аркадий Пластов решил не оставаться в Москве и вернулся в родное село, где и прожил до конца своей жизни (умер в 1972 году). Например, зеленый цвет может быть теплым и холодным. Бабушка прилегла отдохнуть и незаметно для себя уснула, девочка не стала ее тревожить. Тут надо не спорить, надо писать – и так, чтобы было похоже.

Две полные корзины грибов и целый кувшин с малиной.

Его можно считать началом серии портретов-экспериментов, проб кисти. На картине «Летом» художник показал знойный летний день. Она не даст упасть духом, сникнуть в ипохондрии или погрузиться в схоластические споры о живописной манере и форме. Сбоку изображена собака.

Во второй половине 1930-х были написаны «Праздник урожая» (авторское название «Колхозный праздник»), «Купание коней», «Стадо». Архипова, Ф. А Малявина, К. А. Холст, масло.

Буйство природных красок придает особый лиризм произведению. Развернувшиеся события отодвинули учебные заботы. Бессмысленность трагически оборвавшейся жизни маленького пастушонка была особенно впечатляюща па фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну. В 1945 году Аркадий Пластов написал картину Сенокос, которая прозвучала как красочный гимн наступившей мирной жизни, радости народа, с честью и славой вышедшего из тяжелых испытаний войны. Они очень близки по мировосприятию его картинам.

Картина «Полдень», написанная в 1961 году, прекрасна естественной обыденностью самого мотива. Крупное лицо в характерном излюбленном Пластовым ракурсе – в полуобороте на зрителя – на небольшом вытянутом холсте (взятом, по-видимому из того, что было под рукой) представляет собой один из лучших живописных экспериментов художника. Практически все картины Аркадия Пластова посвящены жизни крестьян. Все зазывали к себе как охотнорядцы в свою лавку, на все надо было оглянуться, оценить, познать, услыхать самого себя» 1.

Картина Пластова 
Полдень демонстрируется 
в Испании

Связь с Москвой прервалась. Долгие восемь лет он безвыездно жил в родном селе Прислониха, «заделался пахарем, косцом, жнецом», на правах самого грамотного человека избирался в «комбед» и «помгол».

Это надо уметь видеть, замечать. В картине На колхозном току (1949) художник утверждает поэзию коллективного труда. Хороший урожай они собрали. Четкий мазок представляет собой самостоятельную живописную ценность.

Но это полотно нельзя однозначно отнести ни к одному жанру. Участник выставок с 1921. Импрессионистическое цветовое решение, построенное на темных тонах (земляные пигменты), особая структура живописной «кладки» создают эффект живой гармонии жизни и как бы двойной перспективы, когда при взгляде на полотно планы изображения меняются местами. По воспоминаниям его сына, косоворотки были излюбленной одеждой художника в довоенный период: «Косоворотки черные, белые, тускло-кобальтовые и очень мне нравящаяся коричнево-красная (глухой капут-мортуум с лиловым) косоворотка с подоплекой была доношена на моей памяти в тридцатые годы, выгоревшая на плечах и спине до тускло-розового.

Только летом так сочна зелень у деревьев и так ярки солнечные лучи. Уже скоро нужно будет возвращаться домой. При несомненном колористическом аскетизме (использовано всего пять-шесть цветов: темный краплак, охры, кость, сиена жженая) портрет обладает поразительной живописностью. Он написан в Немчиновке или в Москве.

А на обратной дороге они устали и присели отдохнуть прямо на траве. В портретах этих лет можно увидеть две тенденции, два способа изображения, которые он тогда осваивал: продолжение линии «Автопортрета в шляпе» (с четким обозначением свето-теневых границ, переломов формы) и иная «кладка», когда мазки теряют четкие границы, создавая трепещущую живописную ткань. Пластов был, наверное, как никогда далек от исполнения своего главного предназначения. Лето – любимое время года для многих из нас. В этом произведении художник достигает свободы своего любимого Хальса.

Одна из первых значительных работ «Купание коней» была им дополнена для выставки «20 лет РККА». Бабушка прилегла отдохнуть и незаметно для себя уснула, девочка не стала ее тревожить. Виктор Киселев, занимавшийся у Пластова в 1920-е годы, вспоминал, что важнейшим этапом обучения было копирование работ (в том числе портретов) Хальса, Рембрандта, Милле, Ван Дейка, Серова. И нерушимость этих законов, нерушимость основ народной жизни – классически сдержанная и прекрасная Жатва (1945). На тугом и могучем хребте вешних вод раздаются в стороны тусклые лохмотья льда. Она дремлет, положив на лапу голову.

Тонкий стан девушки напоминает плакучую иву. Картины Колхозный праздник (1937). На переднем плане картины изображена девочка в белом платьице и красном платочке. Именно они способствуют возникновению настоящей бури чувств, они теплые и нежные.

Словно специально для художника, художнику на радость. Ценители творчества Пластова называют его мастером жанровых стен. Народный художник СССР (1962).