Поленов Грешница
За многие годы работы над темой, связанной с полотном «Христос и грешница», Поленовым было создано более 150 рисунков, этюдов, эскизов и вариантов картины. В настоящее время картина «Христос и грешница» выставлена в Государственном Русском музее, в зале 32 Михайловского дворца, где, кроме неё, находятся другие произведения Василия Поленова34. Она была посвящена картине Василия Дмитриевича Поленова «Христос и грешница» («Кто из вас без греха. »), созданной в 1888 году и отмечающей 130-летие со времени написания.
За многие годы работы над темой, связанной с полотном «Христос и грешница», Поленовым было создано более 150 рисунков, этюдов, эскизов и вариантов картины. Картина «Христос и грешница» — это одна из самых известных работ Поленова и, пожалуй, самое мощное произведение из его евангельского цикла с точки зрения психологических портретов персонажей. В настоящее время картина «Христос и грешница» выставлена в Государственном Русском музее, в зале 32 Михайловского дворца, где, кроме неё, находятся другие произведения Василия Поленова. За многие годы работы над темой, связанной с полотном «Христос и грешница», Поленовым было создано более 150 рисунков, этюдов, эскизов и вариантов картины15.
Христос и грешница (картина Поленова)
Перед аукционом, в октябре 2011 года, это авторское повторение экспонировалось в Третьяковской галерее на предварительном показе лотов. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882-1895). Писатель и публицист Владимир Короленко в своей статье «Две картины», опубликованной в 1887 году в «Русских ведомостях», подробно обсуждал образ Христа изображённого на картине Поленова. Занимался иллюстрацией. Академик Императорской Академии художеств (с 1876). По словам Фёдорова-Давыдова, подобная абстрактность и малосодержательность были «родственны формальному пониманию сюжета в академизме». Таким образом, в 1883—1884 годах Поленов продолжал работу над картиной в Риме.
Во время Великой Отечественной войны часть картин из собраний Государственного Русского музея была эвакуирована в Молотов (Пермь). Картины Поленова в Русском музее (Санкт-Петербург) висят в зале вместе со скульптурами Антокольского и самая большая из них – «Христос и грешница» является красочным композиционным центром всей этой экспозиции (см.
«Христос и грешница»: Любопытные факты о картине Василия Поленова
У него были пейзажные зарисовки, архитектурные этюды, но не хватало изображений людей20. Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года. Многие, быть может и не знают, кого ведут и за что будут бить. В Государственном Русском музее находятся 27 живописных этюдов для картины «Христос и грешница».
Оно и не мое и не соответствует евангельскому рассказу». Его можно предугадать, пожалуй, в красоте живописи кар тины. Предполагалось, что картина «Христос и грешница» будет представлена на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открывалась в Петербурге 25 февраля 1887 года. Тем не менее, сравнивая это полотно с картиной художника-академиста Генриха Семирадского «Грешница», Фёдоров-Давыдов писал, что произведение Поленова «серьёзнее, благороднее, содержательнее и художественнее».
«Христос и грешница»: как Поленов видел Спасителя
Одной из тем живописного наследия Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) являются его евангельские сюжеты. Иисус ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень. » – после чего молча продолжил писать на земле. Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10 м, на которые их наматывали.
Но никаких родственников среди идолов у Вс-вышнего не существует и потому вопрос измены с родственниками здесь просто отпадает. В частности, он похвалил выражение лица Христа, сказав, что издали «показалось, что он немного стар, но вблизи действительно чудесно». Христос сказал им известную фразу: «Кто из вас без греха пусть бросит первый камень». По словам Натальи Васильевны, «Савва очень мило отнёсся к его работе и разбирал его эскизы искренно и не пустословно», что «придаёт Василию нового рвения»23.
Описание картины Василия Поленова «Христос и грешница»
По первоначальному замыслу, название картины было иным – «Кто из вас без греха. ». 7:4 9:1 11:1). По легенде, к Иисусу в храм привели женщину, обвиняемую во греховном занятии – прелюбодеянии. Первые эскизы и этюды к будущей картине «Христос и грешница» были созданы в 1870-х годах. Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года.
По-вашему любовная связь с родными – это не прелюбодеяние, а что-то иное, а мое мнение противоположно - любая связь (вне своего мужа) есть прелюбодеяние. Первые шаги к написанию задуманной картины Грешница и Христос исполненной воспитательного значения, художник Поленов сделал во время учебных поездок за границу в начале 70-х годов (1872 и 1876). По словам писателя Владимира Короленко, это «человек, — именно человек, — сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника». эта женщина взята в прелюбодеянии а Моисей в законе заповедовал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь. Василий Дмитриевич впал в такое состояние, будто заболел он сам.
Предполагалось, что картина «Христос и грешница» будет представлена на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открывалась в Петербурге 25 февраля 1887 года. В композиции картины наиболее выразителен образ Иисуса Христа, олицетворяющий собой «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности».
Христос и грешница – художник Поленов
Наконец, он подошёл к полотну Поленова и долго рассматривал его, беседуя с художником. Он прорабатывал эскизы, а также создавал изображения итальянских евреев21. Тем не менее, он отмечал, что «изображение религиозного сюжета как сцены живой, реальной жизни становится, так сказать, самоцелью».
Александру III экспозиция понравилась и он приобрёл несколько картин. В декабре 1880 года тяжело заболела любимая сестра художника Василия Поленова Вера. Таков высокий флегматик, держащий преступницу за плечи и ведущий ее перед собою. Этюды к картине также находятся в ряде других музеев и в частных коллекциях12.
Моя личная оценка: замечательно и многообещающе. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Было решено, что он остановится у них. Поэтическое начало, столь сильное в пейзаже картины, помогает художнику придать всей сцене возвышенность и человечность. В зале 32 представлены и работы скульптора Марка Антокольского, вокруг имени которого «скрестились мечи» демократической критики и апологетов академизма. Потому так важно для него было ее название. Умирает его сестра Вера Дмитриева, с которой они очень дружили. Но цензоры позволили выставить картину при условии замены названия на «Христос и грешница».
Полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», находившийся в усадьбе Поленово, в 1941 году вместе с остальной коллекцией музея был эвакуирован в Тулу, а в 1942 году был возвращён обратно. В размеренный быт восточного города и вписан основной сюжет: толпа людей привели к Христу, беседующему с учениками, женщину, уличенную в грехе прелюбодеяния и спросили его: «Что же делать с ней. » – ведь Моисей учил таких грешников бить камнями. С одной стороны исходя из соображений исторической достоверности, Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма, так как во внутренний двор — так называемый «двор Израиля» — язычники и иностранцы не допускались под страхом смерти. В письме Илье Семеновичу Остроухову, другу Поленова, супруга художника описывала последние дни Василия Дмитриевича (художник умер в глубоко преклонном возрасте): как было страшно, с одной стороны, смотреть на муки близкого человека, но с другой, ее восхищало, что умирая физически, он продолжал мыслить и творить.
василий поленов христос и грешница
Но дело было не только в этом. Ещё четыре этюда принадлежат Третьяковской галерее. В основной своенй части она ничего не добавляет ибо нет разногласия в том, что термин «прелюбодеяние» в русских переводах Торы и ее комментаторов относится к незаконным связям именно замужней женщины (или хотя бы обрученной).
Мне жаль, что у Христа короткие волосы — вот с этим Вы, кажется, никак не соглашаетесь». Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м, на которые их наматывали. Вероятно, это та же самая картина, которая под названием «Кто из вас без греха. » (англ. Ибо Ваша миссия в веках Вам не понятна, но Вы служите по слову Того, Который сказал: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мк 13:31)». Он сел и учил их.
Реализм в картине Поленова главным образом сводится не к содержанию, а к форме, то есть к средствам изображения и именно вот таким образом «он мог уживаться с традициями академической исторической живописи»71. Им с Верой было по тридцать шесть. По словам искусствоведа Тамары Юровой, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями». Слева, освещая каменную стену храма, падают косые лучи заходящего солнца.
И, естественно, был напечатан каталог выставки, в который было включено это полотно. Бруни, Т. А. Библейский сюжет становится лишь частью жизни палестинского города две тысячи лет назад. Александру III экспозиция понравилась и он приобрёл несколько картин.
Мне жаль, что у Христа короткие волосы – вот с этим Вы, кажется, никак не соглашаетесь». 325 х 611 смКартина «Христос и грешница» представляет событие жизни Иисуса Христа, описанное в Евангелии от Иоанна. Мирно расположился Христос с учениками в тени раскидистого дерева у стены древнего храма. Взбудораженные горожане, приведшие преступницу на суд, готовы забросать ее камнями, однако сидящий в окружении своих адептов Христос мудрым взглядом озирает толпу разгневанных жителей и женщину, стоящую с видом загнанного зверька. Писатель и публицист Владимир Короленко в своей статье «Две картины», опубликованной в 1887 году в «Русских ведомостях», подробно обсуждал образ Христа изображённого на картине Поленова.
Автор картин на исторические и бытовые темы, пейзажей. В композиции картины наиболее выразителен образ Иисуса Христа, олицетворяющий собой «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности». Наталья Васильевна так описывала римский период деятельности Поленова в письме к его сестре Елене Дмитриевне: «Работает он очень много, но удачно ли, опять ужасно трудно сказать мне кажется, что слишком много и мало ищет в работе, а утомительно ужасно». Здесь Христос показан не Богом, он показан мудрым и бесконечно любящим людей человеком.
Такое рационалистическое решение темы вполне соответствовало этическим исканиям того времени, во многом определявшимся книгами Э. Ренана и религиозным реформаторством Л. Толстого (хотя сам писатель язвительно назвал поленовского Христа «полотером»). Он писал, что «с первого взгляда на картину вы как будто не замечаете её главной фигуры», но это лишь кажущееся впечатление, вызванное неожиданным ощущением несоответствия установившимся представлениям. Но можно ли ждать чуда нравственного преображения от толпы людей, обезображенных гневом. Иди и впредь не греши».
В целом созданный Поленовым образ создаёт впечатление усталости и погружённости в грустные мысли, чувствуется его мягкость, благородная осанка, «свобода жеста и позы», а также сложная душевная жизнь — всё это отличает Христа от его учеников, более скованных в своих мыслях, чувствах и движениях. Специально к этой дате в музее Поленова устроили выставку и большую ее часть составили репродукции евангельских картин «Из жизни Христа». В мае 1884 года Поленовы вернулись из Италии в Россию. Тот же покой, нравственная сила исходят и от образа Христа.
Христос и грешница (картина Поленова) — Википедия
По словам Короленко, в образе Христа он видел «замечательный успех художественного реализма». He that is without sin) была продана в ноябре 2011 года на русских торгах аукциона Bonhams в Лондоне за 04073250. 04 073 250 фунтов или примерно 05381742. 05 381 742 долларов (холст, масло, 118 239 см). А утром опять пришел в храм и весь народ шел к нему. Когда я занялась исследованием искусства Поленова, я долго думала, что может означать эта картина, почему он именно таким образом ее пишет — и почему так обстоятельно над ней работает.
Он писал, что «с первого взгляда на картину вы как будто не замечаете её главной фигуры», но это лишь кажущееся впечатление, вызванное неожиданным ощущением несоответствия установившимся представлениям. где твои обвинители. Драматургию сюжета составляет противостояние толпы и Христа. Крупноформатное полотно «Христос и грешница», предтеча будущей серии «Жизнь Христа», было завершено 1888 году в Москве и выставлено на передвижной выставке в Петербурге. Кто из вас без греха, первый брось в нее камень, — ответил Христос разгневанной толпе во главе с книжниками и фарисеями, ведущими охваченную страхом изобличенную в прелюбодеянии женщину, на вопрос, как поступить с ней, подлежащей по закону Моисея избиению камнями. И люди того поколения, к которому принадлежал Василий Дмитриевич Поленов, верили в это: не может быть ничего сверхъестественного. Торопился, чтобы успеть к ее выздоровлению завершить хоть первую часть.
Слева, освещая каменную стену храма, падают косые лучи заходящего солнца. Согласно Евангелию, люди, обличаемы совестью, разошлись. Несколько этюдов входят в коллекцию Музея-усадьбы В. Д. Поленова. В 1881 – 1882 годах Василий Поленов предпринял путешествие на Ближний Восток, которое в значительной степени было граничит с работой над картиной «Христос и грешница». Во время Великой Отечественной войны часть картин из собрания Государственного Русского музея была эвакуирована в г. Молотов (Пермь). Несколько этюдов входят в коллекцию Музея-усадьбы В. Д. Поленова. Для этого он воспользовался этюдами и впечатлениями от своей ближневосточной поездки, полагая, что природа «если и изменилась, то очень мало небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы, всё это осталось приблизительно тем же».
Она сообщала, что Поленов каждый день писал одну или две головы с натуры и говорила, что ей «было бы спокойнее на душе, если бы этюдов было наполовину меньше и больше по содержанию». Александр III заплатил за полотно 30 тысяч рублей, что было выше цены Третьякова. Когда его стали устанавливать в выставочном зале, выяснилось, что на выставке будет экспонироваться ещё одна крупноформатная картина на исторический сюжет, — «Боярыня Морозова» исполненная Василием Суриковым. Он прорабатывал эскизы, а также создавал изображения итальянских евреев.
Этюды к картине Христос и грешница
Спор же у нас только о том, входит ли в это понятие связь с мужчинами-родственниками. У Иванова никого не было в столице. Иордана (1859-1861), в Академии художеств учился у П. В. Постепенно люди стали расходиться и ни один камень не был брошен в женщину.
Мне жаль, что у Христа короткие волосы — вот с этим Вы, кажется, никак не соглашаетесь»42. слова из Йехезкеля, как буд-то бы свидетельствует в Вашу пользу – полюбовники грешницы именуются им как «чужие». Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Со слов Поленова и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру. Работу он на время отложил.
Недаром художник развернул действие на фоне повседневной жизни восточного города.
- ХРИСТОС И ГРЕШНИЦА ХУДОЖНИКА ПОЛЕНОВА
- Русский музей Дополненная реальность
- Василий Поленов Христос И Грешница
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- «Ваша миссия в веках Вам не понятна»
В 1881—1882 годах Василий Поленов предпринял путешествие на Ближний Восток, которое в значительной степени было граничит с работой над картиной «Христос и грешница». Басина, Ф. А. Полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», находившийся в усадьбе Поленово, в 1941 году вместе с остальной коллекцией музея был эвакуирован в Тулу, а в 1942 году был возвращён обратно33. Когда его стали устанавливать в выставочном зале, выяснилось, что на выставке будет экспонироваться ещё одна крупноформатная картина на исторический сюжет, – «Боярыня Морозова» исполненная Василием Суриковым. Сам Поленов не видел жизни вне творчества.
По крайней мере два этюда для этой картины находились в собрании Румянцевского музея, после расформирования которого в 1924 году один этюд («Христос», 1880-е, холст, масло, 114 75см) был передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств61, а другой («Голова старика», 1883, холст, масло, 27 22см) — в Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля62.
Поленов же изображает этот сюжет абсолютно иначе. Природа дышит покоем и умиротворенностью.
- «Религия — тот же творческий акт»
- О том, как время все расставило по своим местам
- Общественный центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке
Но Поленов не был доволен результатами. Тогда известный русский художник Василий Поленов сделал первые эскизы и зарисовки. Она написана столь правдоподобно, что исчезает всякая возможность предположить такое чудо. Поленов участвовал в создании нескольких храмов. Почему он это сделал.
Изображённый в правой части картины человек, едущий на осле, — это Симон Киринеянин, которому в будущем суждено нести крест для распятия Христа на Голгофу4553. Написанию картины предшествовала тщательная подготовительная работа.
И зритель тоже начинает воспринимать толпу как нечто «лишнее». Реакцию молодежи точно иллюстрирует оценка В. Вересаева: «Картина дает такого Христа, – писал он, – каким мы Его теперь только и можем мыслить, – не Бога, а человека с огромной душой». В основу сюжета картины было положено изречение Христа Кто из вас без греха. Некоторые критики видели неканоничность образа Христа в отсутствии длинных волос. По словам Натальи Васильевны, «Савва очень мило отнёсся к его работе и разбирал его эскизы искренно и не пустословно», что «придаёт Василию нового рвения».
Здесь Христос показан не Богом, он показан мудрым и бесконечно любящим людей человеком. Тем не менее, в целом результаты поездки не очень продвинули Поленова на пути реализации замысла картины «Христос и грешница», поскольку во время путешествия он практически не работал над эскизами и этюдами. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Тем не менее, в целом результаты поездки не очень продвинули Поленова на пути реализации замысла картины «Христос и грешница», поскольку во время путешествия он практически не работал над эскизами и этюдами.
По его мнению, среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной»10. Первые эскизы были сделаны во время пенсионерской поездки в 1873 и 1876 годах.
Летом 1885 года художник работал в усадьбе Меньшово, расположенной под Подольском, где он создал полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углём на холсте. Она сообщала, что Поленов каждый день писал одну или две головы с натуры и говорила, что ей «было бы спокойнее на душе, если бы этюдов было наполовину меньше и больше по содержанию». В частности, он похвалил выражение лица Христа, сказав, что издали «показалось, что он немного стар, но вблизи действительно чудесно».
Свои стремления к созданию духовного драматического полотна он воплотил в монументальной работе «Христос и грешница». Давайте посмотрим на работы Поленова из евангельского цикла: по хронологии событий первая из них — «Мария пошла в Нагорную страну». Возможно, она так и осталась бы незаконченной, если бы в 1881 году не случилось несчастье.
При этом, по признанию самого художника, в одной детали он нарушил «фотографическую точность» пейзажа: в правом верхнем углу картины изображён склон Елеонской горы, которая не могла быть видна от юго-восточного угла портика Иерусалимского храма — на самом деле, эта гора расположена как раз за спиной зрителя. В каталоге Государственного Русского музея упоминается ещё одно авторское повторение, 1907 года, которое в 1924 году экспонировалось на выставке русского искусства в США. Большинство толпы – равнодушные, повинующиеся только этому чувству, которое велит бить – будут бить, велит плакать – будут плакать, велит кричать «осанна. » и подстилать одежды – будут сами ложиться под ноги грядущего. Со слов Поленова и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком Александром Соболевым, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру. Чем же вызвала картина столь жаркие споры и неоднозначные мнения.
У художника Александра Иванова, автора картины «Явление Христа народу», не было возможности отправиться по местам жизни Спасителя, его пейзаж был написан в Италии — но тем не менее он показал нам духовную Палестину. В частности, он похвалил выражение лица Христа, сказав, что издали «показалось, что он немного стар, но вблизи действительно чудесно». Она сообщала, что Поленов каждый день писал одну или две головы с натуры и говорила, что ей «было бы спокойнее на душе, если бы этюдов было наполовину меньше и больше по содержанию»22. Мастерское изображение света и воздуха, будто марево в жаркий день, немного расплывчатые фигуры горожан и только красивое лицо Христа на картине художника Василия Поленова дано четким и сосредоточенным. В настоящее время картина «Христос и грешница» выставлена в Государственном Русском музее, в зале 32 Михайловского дворца, где, кроме неё, находятся другие произведения Василия Поленова. Пенсионер Академии в Германии, Франции и Италии (1872-1876), участвовал добровольцем в сербско-черногорско-турецкой войне (1876) и как художник-корреспондент в русско-турецкой войне (1877-1878).
Он прорабатывал эскизы, а также создавал изображения итальянских евреев. И только потом мы спускаемся ниже и видим Спасителя. По крайней мере два этюда для этой картины находились в собрании Румянцевского музея, после расформирования которого в 1924 году один этюд («Христос», 1880-е, холст, масло, 114 75см) был передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств, а другой («Голова старика», 1883, холст, масло, 27 22см) — в.
Затем следует десятилетний перерыв, а в 1881-1882 гг. Но Вы тем не менее — евангельский сын, который сказал: «не пойду», а сам пошел.
На что Христос ответил: «Если среди вас есть безгрешный, то пусть он бросит в нее камень». Но где же у Поленова Воскресший Господь. При этом, по признанию самого художника, в одной детали он нарушил «фотографическую точность» пейзажа: в правом верхнем углу картины изображён склон Елеонской горы, которая не могла быть видна от юго-восточного угла портика Иерусалимского храма – на самом деле, эта гора расположена как раз за спиной зрителя. Для этого ему недостает страстности. Не обращая внимания на другие картины, они сразу же прошли к «Христу и грешнице». Ещё четыре этюда принадлежат Третьяковской галерее59.
И, естественно, был напечатан каталог выставки, в который было включено это полотно9. Некоторые критики видели неканоничность образа Христа в отсутствии длинных волос. За несколько дней до открытия выставки представленные на неё картины были осмотрены цензором Никитиным. В композиции картины наиболее выразителен образ Иисуса Христа, олицетворяющий собой «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности». После этого Александр III продолжил осмотр выставки, а Поленов остался у своей картины.
Но цензоры позволили выставить картину при условии замены названия на «Христос и грешница». Слева от ступеней храма – Христос с учениками. По первоначальному замыслу, название картины было иным – «Кто из вас без греха. ».
Несколько этюдов входят в коллекцию Музея-усадьбы В. Д. Поленова. И Василий Дмитриевич Поленов тоже эту идею приветствовал. понятия "прелюбодеяние", на иные (не сексуальные) человеческие взаимоотношения. После этого Александр III продолжил осмотр выставки, а Поленов остался у своей картины. Александр III заплатил за полотно 30 тысяч рублей, что было выше цены Третьякова.
На Западе этот рассказ отсутствует в готском переводе и некоторых старолатинских рукописях (a, f, l, q). Со слов Поленова и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком Александром Соболевым, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру. Они подолгу разговаривали, когда он сидел с возле Вериной кровати. Поленов Василий Дмитриевич (1844, Санкт-Петербург – 1927, усадьба Борок Тульской губ. )Художник.
Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10 м, на которые их наматывали. Воплощение замысла далось непросто и заняло больше пятнадцати лет. В мае 1884 года Поленовы вернулись из Италии в Россию.
У Поленова есть картина «Среди учителей», которая хранится в Третьяковской галерее. Толпа передана художником живою. Некоторые критики видели неканоничность образа Христа в отсутствии длинных волос.
Последняя картина — «Возвестила радость плачущим», где уже Мария Магдалина, увидев, что гроб Христа отверст и пуст, возвещает плачущим: Христос Воскрес. Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Действие разворачивается на площадке перед величественным древним храмом. Но Поленова остановила цензура. По словам писателя Владимира Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника». Вера Дмитриевна была хрупкого здоровья. колорит Иудеи времен Христа.
Вс-вышнему, с «чужими», т. е. У него были пейзажные зарисовки, архитектурные этюды, но не хватало изображений людей. Поленов очень много рассуждал о религии, его интересовала ее история, для него была важна истина — но истину он понимал как научное открытие, ему нужны были доказательства (так думал не только он, но и многие другие, кто был сбит с толку стремительным развитием науки и веру подменял попыткой научного объяснения всех тайн мира). Летом 1885 года художник работал в усадьбе Меньшово, расположенной под Подольском, где он создал полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углём на холсте.
Александру III экспозиция понравилась и он приобрёл несколько картин. По крайней мере два этюда для этой картины находились в собрании Румянцевского музея, после расформирования которого в 1924 году один этюд («Христос», 1880-е, холст, масло, 114 75 см) был передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств, а другой («Голова старика», 1883, холст, масло, 27 22 см) – в Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. И ему удалось это сделать.
Таким образом, в 1883—1884 годах Поленов продолжал работу над картиной в Риме. А президент Академии художеств великий князь Владимир сказал: «Конечно, для нас картин интересная, но для народа она вредна». Безусловно, Поленова мучил вопрос, как объяснить, что этот «простой плотник» мог создать такое учение, которое на протяжении стольких столетий безотрывно держит людей.
Во многом опорой для них стала книга Э. Ренана «Жизнь Иисуса», где Спаситель предстал в образе обыкновенного человека, не наделенного божественным ореолом. (Иоан. 8:3-8). С внутренней сущностью Христа хорошо ассоциируется его белый хитон, который оттеняет бледность печального и утомлённого лица.
Слева, освещая каменную стену храма, падают косые лучи заходящего солнца. Слово «чужие» тут не означает «не родственники», а имеет только самое общее значение – все объекты поклонения, не являющиеся Вс-евышним и все. Иисус ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень». После этого Александр III продолжил осмотр выставки, а Поленов остался у своей картины.
Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. Только концовка приведенной цитаты, т. е. Но проповедь его прерывают иудейские священники – фарисеи. Прелюбодействующая парочка, если женщина при этом была замужней (естественно, за другим), действительно подлежала смерти.
Не обращая внимания на другие картины, они сразу же прошли к «Христу и грешнице». Уже на склоне лет Поленов с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною «Кто из вас без греха». Во время Великой Отечественной войны часть картин из собраний Государственного Русского музея была эвакуирована в Молотов (Пермь). Санх. Художники-реставраторы тщательно следили, чтобы при этом на красочном слое не появлялись морщины, поскольку это могло привести к повреждениям. В этом был ее смысл.
Восторженно рассказал об удивительном труде этого этого гениального художника. По словам Короленко, в образе Христа он видел «замечательный успех художественного реализма»69. На что Христос ответил: кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин 8:4-7). Художник вывел на первый план его человеческую натуру, оставив божественное и мистическое вне своего произведения. Так как считал, что лучше построить церковь, чем что-то увеселительное. Наталья Васильевна так описывала римский период деятельности Поленова в письме к его сестре Елене Дмитриевне: «Работает он очень много, но удачно ли, опять ужасно трудно сказать мне кажется, что слишком много и мало ищет в работе, а утомительно ужасно».
Название это показалось чиновникам неподходящим для каталога выставки.
Действительный член Академии художеств (с 1893). Окончательную версию картины Поленов писал в 1886 – 1887 годах в кабинете Саввы Мамонтова в его доме на Садовой-Спасской улице в Москве. 1888.
Летом 1885 года художник работал в усадьбе Меньшово, расположенной под Подольском, где он создал полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углём на холсте. По словам Короленко, в образе Христа он видел «замечательный успех художественного реализма». Она отвечала: никто, Господи. Этюды к картине также находятся в ряде других музеев и в частных коллекциях. Над этой картиной художник работал почти 20 лет.
В Государственном Русском музее находятся 27 живописных этюдов для картины «Христос и грешница». В своей усадьбе по просьбе крестьян он построил церковь. Осознанное внесение этой неточности можно было оправдать символическим значением и важностью Елеонской горы в контексте того периода деятельности Иисуса. В целом созданный Поленовым образ создаёт впечатление усталости и погружённости в грустные мысли, чувствуется его мягкость, благородная осанка, «свобода жеста и позы», а также сложная душевная жизнь — всё это отличает Христа от его учеников, более скованных в своих мыслях, чувствах и движениях.
Наконец, он подошёл к полотну Поленова и долго рассматривал его, беседуя с художником. Женщина, стоящая на ступенях храма, – евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит». Гуманность еврейской морали, зафиксированной в Талмуде, в другом – в принципиальном отказе от причинения человеку физических страданий, в т. ч. Работа в целом также была осуждена цензорами и определена как вредная для народа. и от садистских методов казни.
режиссер: Окунцов В. Ф. После написания в 1837-1857 А. А. Ивановым монументального полотна «Явление Христа народу» следующее поколение художников (к которому и принадлежал Поленов) по-своему переосмыслило Священное Писание. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя иди и впредь не греши». Наталья Васильевна так описывала римский период деятельности Поленова в письме к его сестре Елене Дмитриевне: «Работает он очень много, но удачно ли, опять ужасно трудно сказать мне кажется, что слишком много и мало ищет в работе, а утомительно ужасно».
Когда эта картину приобрел император Александр III для личного музея, то в нем она выставлялась под названием «Блудная жена». Но в целом обрядовую сторону религии он не соблюдал. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Тем не менее, сравнивая это полотно с картиной художника-академиста Генриха Семирадского «Грешница», Фёдоров-Давыдов писал, что произведение Поленова «серьёзнее, благороднее, содержательнее и художественнее».
Писатель и публицист Владимир Короленко в своей статье «Две картины», опубликованной в 1887 году в «Русских ведомостях», подробно обсуждал образ Христа изображённого на картине Поленова. Христос Поленова – спокоен и самоуглублен. Действие происходит у Иродова придела Второго Иерусалимского храма, широкая лестница которого уступами спускается вниз.
Совершил путешествия по Ближнему Востоку, Греции (1881-1882, 1899, 1909), побывал в Италии (1883-1884, 1894-1895). Нет, мораль, прописанная в Торе и Талмуде, вполне сурова к нарушителям заповедей. В мае 1884 года Поленовы вернулись из Италии в Россию23. Наконец, он подошёл к полотну Поленова и долго рассматривал его, беседуя с художником. Полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», находившийся в усадьбе Поленово, в 1941 году вместе с остальной коллекцией музея был эвакуирован в Тулу, а в 1942 году был возвращён обратно.
Христос Поленова очень красив, очень умен и очень спокоен. фото зала в конце статьи). Во время этих поездок он создал множество портретов, архитектурных и пейзажных этюдов. Перед аукционом, в октябре 2011 года, это авторское повторение экспонировалось в Третьяковской галерее на предварительном показе лотов4.
В целом созданный Поленовым образ создаёт впечатление усталости и погружённости в грустные мысли, чувствуется его мягкость, благородная осанка, «свобода жеста и позы», а также сложная душевная жизнь – всё это отличает Христа от его учеников, более скованных в своих мыслях, чувствах и движениях. Тем не менее, он отмечал, что «изображение религиозного сюжета как сцены живой, реальной жизни становится, так сказать, самоцелью». «Чем больше вы вглядываетесь в эту замечательную фигуру, с её физической крепостью, вместо аскетической полувоздушности, с её небрежно упавшей на колено рукой, со всей этой незамечаемой им самим усталостью утруждённого, но сильного человека и главное — с этим замечательным выражением лица, — тем больше первоначальное чувство заменяется удивлением, уважением, любовью».
Его нет. По словам писателя Владимира Короленко, это «человек, — именно человек, — сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника»41. Этюды к картине также находятся в ряде других музеев и в частных коллекциях. Работа вызвала жаркие споры. По его мнению, среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной».
По словам Натальи Васильевны, «Савва очень мило отнёсся к его работе и разбирал его эскизы искренно и не пустословно», что «придаёт Василию нового рвения». В 1881—1882 годах Василий Поленов предпринял путешествие на Ближний Восток, которое в значительной степени было граничит с работой над картиной «Христос и грешница». Толпа занимает на полотне правую сторону.
Интересная история названия картины. Работа в целом также была осуждена цензорами и определена как вредная для народа. То рисунок, то стихи В этот раз он стал писать симфонию. Ну и, понятное дело, устыдил этим тех евреев так, что они по-тихому разошлись, оставив в покое ту прелюбодейку. С 1917 жил в усадьбе Борок (ныне Поленово, Тульской обл., где с 1939 открыт музей-усадьба).
Он взят из Нового Завета и повествует о том, что как-то мимо Христа, сидевшего со своими учениками невдалеке от Храма, процессия евреев тащила на казнь (побиение камнями) молодую женщину, уличенную в прелюбодеянии. Со слов Поленова и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком Александром Соболевым, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру. Утром того дня, когда ожидался приезд Александра III, выставку осмотрел обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев, которого сопровождал градоначальник Пётр Грессер. Вот таким образом когда смотришь на евангельский цикл, то на одной картине Он сидит на коврике около открытой двери небольшого помещения, где читают Талмуд, на другой рано утром стоит на горе, любуется восходящим солнцем и, как наивно пишет Ренан, эта природа, это солнце так действовали на Него, что получилось такое красивое, гуманное учение.
Сюжетом этого полотна послужил известный евангельский эпизод о Христе и грешнице (Евангелие от Иоанна, глава VIII. ) Там говорится: «Иисус же пошел на гору Елеонскую. По крайней мере два этюда для этой картины находились в собрании Румянцевского музея, после расформирования которого в 1924 году один этюд («Христос», 1880-е, холст, масло, 114 75см) был передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств, а другой («Голова старика», 1883, холст, масло, 27 22см) — в Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Для этого он воспользовался этюдами и впечатлениями от своей ближневосточной поездки, полагая, что природа «если и изменилась, то очень мало небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы, всё это осталось приблизительно тем же»37. Несложно понять, что это заглавие противоречит первоначальному замыслу Поленова.
Кстати именно парочка, а в рассказе и, соответственно, в картине фигурирует приговоренной почему-то только женщина, но не будем ловить таких тараканов (коих тут и не один этот) ибо есть здесь вещи посущественней. Чистякова и Ф. И.
с идолами других народов. Брал уроки у П. П. Не обращая внимания на другие картины, они сразу же прошли к «Христу и грешнице».
У него были пейзажные зарисовки, архитектурные этюды, но не хватало изображений людей. Сын Божий ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень», на что люди, как говорится в Евангелии, «будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних». При работе над картиной Поленов совершил путешествие в Палестину, Египет, Грецию, присматриваясь к типам людей изучая архитектуру. С одной стороны исходя из соображений исторической достоверности, Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма, так как во внутренний двор — так называемый «двор Израиля» — язычники и иностранцы не допускались под страхом смерти. Изображённый в правой части картины человек, едущий на осле, — это Симон Киринеянин, которому в будущем суждено нести крест для распятия Христа на Голгофу. Его роль еще не началась.
Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года. Так название и осталось. никто не осудил тебя.
Через шесть недель после приезда в Россию, Иванов заболел холерой и внезапно умер. В их числе был и молодой художник Василий Поленов. По словам искусствоведа Тамары Юровой, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями»3. Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м, на которые их наматывали. На лестнице видны фигуры идущих людей, на уступах в равнодушных позах сидят нищие.
Некоторые заключения и выводы в ней звучат несколько наивно: «Я с давних времен интересуюсь историей религии посетил все страны, где она зарождалась: Египет, Грецию, Палестину и пришел к выводу, что религия — это тот же творческий акт человека». По словам искусствоведа, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями». У них было замечательное детство. И продолжил писать, не проронив больше ни слова. По словам искусствоведа Тамары Юровой, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями». В дальнейшем это помогло художнику достичь реалистичности в представлении евангельской истории.
И с тех пор Поленовы жили ожиданием приезда автора «Явления Христа народу» в Петербург. Тем не менее, он отмечал, что «изображение религиозного сюжета как сцены живой, реальной жизни становится, так сказать, самоцелью». Ещё четыре этюда принадлежат Третьяковской галерее. О благодати, о Божественной сущности Христа речи нет. Для него важна была эстетика и в какой-то степени традиции.
Утром того дня, когда ожидался приезд Александра III, выставку осмотрел обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев, которого сопровождал градоначальник Пётр Грессер. И, естественно, был напечатан каталог выставки, в который было включено это полотно. Мама занималась живописью и детской литературой.
Такое постановление привело к почти полному упразднению смертной казни. Холст, масло. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина. В нем не было ни напряженной драматичности Н. Н. Ге («Тайная вечеря», 1863), ни внутреннего борения И. Н. Крамского («Христос в пустыне», 1872), ни величайшего «томления духа» В. Г. Перова («Христос в Гефсиманском саду», 1879). Реализм в картине Поленова главным образом сводится не к содержанию, а к форме, то есть к средствам изображения и именно вот таким образом «он мог уживаться с традициями академической исторической живописи». Отец познакомился с ним в Италии. Сам Поленов говорил, что назвал работу «Кто из вас без греха. » – такова была основная, цементирующая идея картины. Женщина, стоящая на ступенях храма, — евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит».
В Государственном Русском музее находятся 27 живописных этюдов для картины «Христос и грешница»58. «Чем больше вы вглядываетесь в эту замечательную фигуру, с её физической крепостью, вместо аскетической полувоздушности, с её небрежно упавшей на колено рукой, со всей этой незамечаемой им самим усталостью утруждённого, но сильного человека и главное — с этим замечательным выражением лица, — тем больше первоначальное чувство заменяется удивлением, уважением, любовью». На лестнице видны фигуры идущих людей, на уступах в равнодушных позах сидят нищие.
И опять, наклонившись низко, писал на земле. Был он в ней и в ранних версиях основного полотна, но за несколько дней до первого публичного показа картины, уступая уговорам своей матери Марии Алексеевны, Поленов убрал шапочку. Как это возможно. И ему удалось это сделать. Христос у него – не Бог, а странник, мудрец, гуманист. Во время Великой Отечественной войны часть картин из собраний Государственного Русского музея была эвакуирована в Молотов (Пермь).
Эта работа художника «взламывала» существовавшую традицию изображения Христа. Поленов взял всю сцену, как она, по его представлению, должна была быть. Некоторые армянские рукописи и старогрузинские переводы тоже опускают это место. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили «Христос и грешница». Однако главное место в творчестве Поленова занимает огромное полотно «Христос и грешница (Кто без греха. )» (1888), в котором автор стремился рассказать библейскую историю как реальное жизненное событие. Тем не менее, сравнивая это полотно с картиной художника-академиста Генриха Семирадского «Грешница», Фёдоров-Давыдов писал, что произведение Поленова «серьёзнее, благороднее, содержательнее и художественнее». При этом, по признанию самого художника, в одной детали он нарушил «фотографическую точность» пейзажа: в правом верхнем углу картины изображён склон Елеонской горы, которая не могла быть видна от юго-восточного угла портика Иерусалимского храма — на самом деле, эта гора расположена как раз за спиной зрителя. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Народный художник РСФСР (1924). Родился в Петербурге. Этюды к картине также находятся в ряде других музеев и в частных коллекциях. Женщина, стоящая на ступенях храма, — евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит».
Приехал. «Чем больше вы вглядываетесь в эту замечательную фигуру, с её физической крепостью, вместо аскетической полувоздушности, с её небрежно упавшей на колено рукой, со всей этой незамечаемой им самим усталостью утруждённого, но сильного человека и главное – с этим замечательным выражением лица, – тем больше первоначальное чувство заменяется удивлением, уважением, любовью». В итоге сошлись на нейтральном – «Христос и грешница». Картина сочетала строгую архитектонику академизма с жанровым реализмом передвижничества. Знаменитое полотно Александра Иванова «Явление Христа народу» производило огромное впечатление на всех, кому доводилось увидеть его своими глазами.
Ещё четыре этюда принадлежат Третьяковской галерее. Но дело было не только в этом. Он писал, что «с первого взгляда на картину вы как будто не замечаете её главной фигуры», но это лишь кажущееся впечатление, вызванное неожиданным ощущением несоответствия установившимся представлениям.
По подсчету Маймонида, существуют 36 преступлений, караемых смертной казнью: преступления против нравственности (как кровосмешение и прелюбодеяние) преступления религиозные (как идолопоклонство, подстрекательство к нему, человеческие жертвы Молоху, колдовство, лжепророчество от имени Бога, пророчество от имени языческого божества, богохульство, нарушение субботнего отдыха) причинение родителям телесного повреждения, произнесение проклятий по их адресу, дерзкое ослушание неподчинение власти Синедриона убийство и похищение людей (ср. Он побывал в Константинополе, Александрии, Каире, Асуане, посетил Палестину и Сирию, а также заехал в Грецию. Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Справа от Христа изображён Иоанн, а слева — Иаков47, за спиной которого, облокотившись на посох, привстал Пётр48.
Вспоминали детские годы. По словам Фёдорова-Давыдова, подобная абстрактность и малосодержательность были «родственны формальному пониманию сюжета в академизме». Но было ли в самой картине ожидание такого разрешающего драматизм сцены исхода. Несколько этюдов входят в коллекцию Музея-усадьбы В. Д. Поленова60. На лестнице видны фигуры идущих людей, на уступах в равнодушных позах сидят нищие36.
Женщина, стоящая на ступенях храма, — евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит»4552. ». Александр III заплатил за полотно 30 тысяч рублей, что было выше цены Третьякова.
Очевидно, он вёл с ними беседу, которая была прервана шумом появившейся группы людей вместе с грешницей. В Государственном Русском музее находятся 27 живописных этюдов для картины «Христос и грешница». Тем не менее, в целом результаты поездки не очень продвинули Поленова на пути реализации замысла картины «Христос и грешница», поскольку во время путешествия он практически не работал над эскизами и этюдами19. С одной стороны исходя из соображений исторической достоверности, Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма, так как во внутренний двор – так называемый «двор Израиля» – язычники и иностранцы не допускались под страхом смерти. Вероятно, это та же самая картина, которая под названием «Кто из вас без греха. » (англ. He that is without sin) была продана в ноябре 2011 года на русских торгах аукциона Bonhams в Лондоне за 04073250. 04073250 фунтов или примерно 05381742. 05381742 долларов (холст, масло, 118 239см).
С 1881 года художник полностью отдается работе над полотном. Когда его стали устанавливать в выставочном зале, выяснилось, что на выставке будет экспонироваться ещё одна крупноформатная картина на исторический сюжет, — «Боярыня Морозова» исполненная Василием Суриковым726. Потом работа над картиной застопорилась, но в 1881 году, когда умирала сестра художника Вера Дмитриевна Поленова (близнец Василия Поленова), по мужу Хрущёва (Хрущова), она взяла с брата обещание возобновить работу над картиной и, более того, попросила, чтобы полотно было большого формата.
Но на самом-то деле – нет, не свидетельствует. А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что абсолютно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина.
По его мнению, среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной». Реализм в картине Поленова главным образом сводится не к содержанию, а к форме, то есть к средствам изображения и именно вот таким образом «он мог уживаться с традициями академической исторической живописи». По словам Фёдорова-Давыдова, подобная абстрактность и малосодержательность были «родственны формальному пониманию сюжета в академизме».
Предполагалось, что картина «Христос и грешница» будет представлена на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открывалась в Петербурге 25 февраля 1887 года78. Неффа (1863-1871). Вероятно, это та же самая картина, которая под названием «Кто из вас без греха. » (англ. He that is without sin) была продана в ноябре 2011 года на русских торгах аукциона Bonhams в Лондоне за 04073250. 04073250 фунтов или примерно 05381742. 05381742 долларов (холст, масло, 118 239см). Он писал не Бога, а мудрого странникафилософа, сосредоточившись главным образом на его человеческих качествах. И вопрос не просто в главном действующем лице этой картины – ведь у самого Антокольского есть скульптура «Христос перед судом народа» и стоит она в том же самом зале. То, что картина была куплена императором, фактически легализовало её, давало возможность экспонировать её на выставке, а затем и в музее.
Таким образом, в 1883 – 1884 годах Поленов продолжал работу над картиной в Риме. Он побывал в Константинополе, Александрии, Каире, Асуане, посетил Палестину и Сирию, а также заехал в Грецию517. Хотя проданная на аукционе картина датирована 1908 годом, о ней написано, что она участвовала в выставке 1924 года в Нью-Йорке, где была приобретена Чарльзом Ричардом Крейном65. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Они взяла с Поленова обещание закончить работу над картиной. Для этого он воспользовался этюдами и впечатлениями от своей ближневосточной поездки, полагая, что природа «если и изменилась, то очень мало небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы, всё это осталось приблизительно тем же». В семье был настоящий культ Иванова.
Поленовского Христа трудно представить себе «изгоняющим торгующих из храма». Старосирийский (Syrs, c) перевод и арабская редакция «Диатессарона» Татиана не обнаруживают знания этого отрывка, равно как его не содержит его и Пешитта. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, тема христианства, долгое время находившаяся под запретом для общества и не входившая в искусствоведческий оборот (многие искусствоведы не касались анализа произведений, связанных с христианством), становится наконец доступной. Поленов отказать сестре не мог и вначале 80-х вновь приступил к работе над этим сюжетом. Картина была закончена в 1887 году. Этот рассказ отсутствует в лучших греческих рукописях: p66, p75,, B, L, N, T, W, X,,, 33, 157, 565, 892, 1241, в семье 1424 и т. д. Кодексы A и C имеют в этом месте лакуну, но высока вероятность, что этой перикопы они не содержали, так как на утраченных листах для нее не хватило бы места. Но дело было не только в этом.
Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года32.