Попков Шинель Отца

Описание картины Виктора Попкова «Шинель отца»

Он был художником широкого диапазона, с равным успехом работавшим в разных жанрах, оставившим нам блестящие пейзажные полотна и натюрморты, портреты и многофигурные композиции, которые по привычке продолжают рассматривать, следуя сложившимся стереотипам и тем самым приземляя его уникальный талант, гуманистическую и художественную значимость произведений. Таким образом как бы приоткрывается еще один образный нерв 60-х годов – итальянский неореалистический кинематограф. Последней работой художника стала тонкая и лиричная вещь «Осенние дожди» (1974), посвященная А. С. Пушкину. Поводом для картины послужила шинель отца его жены — художницы К. И. Калинычевой. Депрессивный колорит ещё больше подчёркивает безотрадность бытия.

Так, мальчики от сохи, выучиваясь и обретая силу рифм, красок, цифр, становились типичными чеховскими интеллигентами с их терзаниями и утраченными надеждами на совершенствование мира. Северная светлая ночь. Бытовые сцены превращались у него в бытийные. Как такое могло произойти.

Однажды к ней пришли гости, такие же пожилые женщины, как и она. К сожалению, художник не успел дописать эту картину. Автопортрет художника «Шинель отца» (1972) стал одной из работ, олицетворяющих творчество Виктора Попкова. Однако по-человечески он пронес этот груз через всю жизнь, живя в изгнании. Сам ее силуэт, внутренне очень схожий с дивной (черной в дождь) деревянной церковью, послужил поводом для картины Одна. «Шинель отца» ярко иллюстрирует душевное состояние человека, произносившие эти слова, отражает позицию художника и его мироощущение на тот момент его жизни. Герой картины, примеряя шинель, пребывает в глубокой задумчивости, ведет внутренний диалог с самим собой, размышляет о взаимоотношениях приватной истории частного человека с беспощадной и трагической историей его страны, с памятью и временем, войной и миром, жизнью и смертью. То как написана фигура, руки, выражение лица отражает сосредоточенность и важность мгновения, художник будто застыл в своих размышлениях.

Жил в Москве. В 1950—1960-е годы художник много путешествовал по стране.

(Напомню, что одиозный и неоднозначный социалистический реализм включал в себя ряд направлений и ответвлений ибо сам по себе являлся не стилем, но методом). Урбанистическая красота неоново-нейлоновых 1960-х полиняла и оказалась пустышкой. Вместе с тем, его работы не были надуманными, «изобретенными» в мастерской, каждая тема была взята из жизни, каждую предваряли десятки, сотни натурных этюдов и рисунков. Съемки продолжались. Акимова, А. И.

Самые интересные из них «Мой день» и «Шинель отца». Посмотрите на Строителей Братска Виктора Попкова – это жёсткие и весьма хмурые люди, которые явно не умеют говорить красивые слова на собраниях. Экспозиции эти, приуроченные к 40-летию со дня гибели художника, послужили основой для многих эпизодов в новой 39-минутной ленте. Защитился отлично, некоторые из его работ были даже приобретены Третьяковской галереей.

Краткое описание 
картины шинель отца

Краткое описание картины шинель отца

Он увлекал за собой то, что живо, неравнодушно, дерзновенно и направлено к постижению тайн природы и души человеческой». Пройдя уже достаточный творческий путь, в возрасте 40 лет Виктор Ефимович Попков пишет свой автопортрет, которому дает название «Шинель отца». Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948—1952) и МГАХИ имени В. И. Сурикова (1952—1958) у Е. А. Кибрика. Смыслы- разные, фон- един.

Надо сказать, что такой проблемы для Попкова не существовало.

Виктор Попков «Шинель 
отца» Своеобразный 
автопортрет художника

Виктор Попков «Шинель отца» Своеобразный автопортрет художника

Точнее, усталость, смешанная с гордостью. Он не всходил на вершины искусства медленно, тяжело, он скорее низвергался вниз. Ежели что, Стеша, помни мой наказ: замуж не выходи — четверо у тебя их.

И всё это – на русском, деревенском исконно-посконном фоне. Осенью Тутунов еще раз позировал Попкову, но «холст был уже решен и дополнительные рисунки лишь уточняли, "заканчивали" портрет». К этой теме художник относился с огромной серьезностью и уважением. Все началось с обсуждения картины Строители Братска (1960 – 1961), которая находится в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу. Урбанистическая красота неоново-нейлоновых 1960-х полиняла и оказалась пустышкой.

  1. Виктор Попков: апология духовности
  2. Первые шаги на творческой стезе
  3. Записки переводчика с Андреем Десницким

Все портреты – Старость, Ожидание, Одна и др., написанные в конце 60-х – начале 70-х годов, звучат особой, полной боли и трагизма нотой. У Попкова была сломана правая рука, но тем не менее Тутунов «случайно, за разговором, заметил, что Виктор, приспособившись, рисует меня здоровой левой рукой в альбоме». Так первая тень шинели была моей. Большое внимание уделял мастер деталям и предметам антуража, которые под его кистью то превращались в некие магические символы и знаки, то становились «одушевленными».

Виктор Попков: апология 
духовности

Художника по нелепой случайности убил инкассатор, посчитавший, что стреляет в нападающего грабителя. А советское правительство, стремясь замять скандал, поспешило присудить художнику, которого не очень-то жаловало, Государственную премию СССР (посмертно). Как и все шестидесятники, Виктор Попков много ездил по стране.

Все было как в страшном сне или неправдоподобном детективе. Сам художник объяснял сюжет так: «Художник — это я, написавший за последнее время картины о старости — «Воспоминания» и о молодости — «Двое», картины, которые уже ушли от меня. С метаниями от агрессивного атеизма до истовой веры в Бога. Однако же – сон, переутомление, депрессия.

Надо сказать, что такой проблемы для Попкова не существовало. Особое место среди них принадлежит «Северной часовне», вносящей некую новую эмоцию в попковский «северный полиптих». Именно вот таким образом столь популярной в те годы оказалась Болдинская тема в биографии поэта. К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики.

Он побывал на восхитительных, грандиозных производственных стройках, осознал весь колоссальный масштаб работы, зафиксировал множество обыденных, рутинных сюжетов, которые впоследствии опоэтизировал и прославил. Так мы приступили к этапу съемок. Попков неповторимо передавал в пространстве холста состояние тревожно звучащей тишины, эмоционального напряжения, в котором концентрировалась всеобъемлющая духовная энергия, что особенно чувствуется в его автопортретных работах «Мой день», «Работа окончена», «Шинель отца».

Морозов, В. С. Депрессивный колорит ещё больше подчёркивает безотрадность бытия. Здесь проблема метафорического образного обобщения решена на высочайшем уровне профессиональной культуры. Впрочем, красивую жизнь они тоже, скорее всего, никогда не видели, разве что в кино.

Многие исследователи обращали внимание на глубинную связь творчества Попкова с древнерусской иконописью, с образами, созданными Дионисием, с традициями мастеров «Бубнового валета», с тем, что духовно озаряло и нравственно вдохновляло целую плеяду блестящих художников «шестидесятников». Работа окончена – одна из таких картин. Образ поэта в ней далек от навязанных штампов. Возможно, что и Государственная премия, данная художнику посмертно, была не случайна.

Этот автопортрет Попкова можно отнести к жанру «философской лирики». Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи. Надо сказать, что такой проблемы для Попкова не существовало.

В этой связи представляется любопытной, знаковой картина Майский праздник- девочка в красном пальтишке самозабвенно прыгает со скакалкой, а фоном- образы старых провинциальных городков и деревень, но главное- храм. С двенадцати лет Виктор ходил в изостудию, потом поступил в художественное училище, а после его окончания — в Суриковский институт к академику Е. А. Кибрику.

И, наконец, Америка – вечное притяжение и отторжение. Виктор Попков, как и его великие современники в литературе – Ю. Трифонов, В. Распутин, В. Шукшин, В. Белов – отстаивал в творчестве высокую нравственную позицию, выступал против бездуховности, равнодушия, мещанства. Он всегда создавал сложные, многослойные по цвету, по нюансам и фактуре живописные партитуры своих картин, наполняя их рожденными воображением музыкальными парафразами, о которых чуткий и заинтересованный зритель только догадывался, мелодию которых безмолвно воспроизводил в памяти. Тогда он подошел к стоящей неподалеку Волге, чтобы попросить подвезти его к Киевскому вокзалу.

Резоны и страхи, устремления и вкусы советского интеллигента-шестидесятника. И при чем здесь ключ. Картина светлая и какая-то обещающая.

Поводом для картины послужила шинель отца его жены – художницы К. И. Калинычевой. Самые значительные коллекции его работ представлены в Государственной Третьяковской галерее в Москве и Государственном Русском музее в Петербурге. Манин, Г. А. Он по-особому понимал интуитивно ощущал незримую связь времен, преемственность поколений и традиций. И, наконец, Америка- вечное притяжение и отторжение. Виктор Попков родился в 1938 году в Москве, куда его семья переехала из деревни.

В картине выражены сокровенное личное переживание, благодарная память об ушедших, неразрывная связь и духовное родство поколений. Тема последствий войны не оставляла художника и в этой картине он задает вопрос своему поколению: достойно ли оно подвига отцов, по плечу ли его современникам эта солдатская шинель. Некоторые искусствоведы видят в «Шинели отца» отголоски былых споров о связи поколений. Мы тут – первые. Такое стремительное движение в глубину не было обвалом, уничтожающим все на своем пути. Карл Фридман вспоминал, как однажды Попков пришел к нему в этой шинели и сказал: «Знаешь, я сегодня рисовал и плакал». Хорошего человека с четырьмя не найдешь, а с плохим намаешься.

Здесь она отождествляет что-то вечное, не подвластное ни мировым катаклизмам, ни временному разрушению, ведь «всё приходящее, а музыка вечна». Этот автопортрет отражает не позицию одного человека, пережившего личную трагедию, а демонстрирует чувства и переживания целого народа, преодолевшего одно большое горе, а художник как раз является частью этого народа. Ее имя – Елена Качелаева и мне удалось побеседовать с ней. Пушкин. Отец его погиб на Великой Отечественной войне, мать одна воспитывала троих детей.

Машина с убийцей сразу же скрылась с места преступления. Родился 9 марта 1932года в Москве в семье рабочего. Попков Виктор Ефимович (1932-1974) – русский художник и график. Уже многие годы художник бережно хранит его шинель, как память о близком человеке. Созданные им картины – «Двое», «Строители Братской ГЭС», «Сентябрь на Мезени», «Мой день», цикл полотен «Мезенские вдовы», «Работа окончена», «Шинель отца», «Осенние дожди. И всё это- на русском, деревенском исконно-посконном фоне.

Выучи детей, если сможешь». Герой этого портрета оставил любопытные воспоминания о том, как работал над ним Попков. Каменский, Л. И. Виктор Попков, как и Пушкин, был стремительно-вдохновенным и очень эмоциональным. Однако же- сон, переутомление, депрессия.

Пушкин у Виктора Попкова тоже одинок – последняя работа носит знаковое название Осенние дожди. Как сумеешь, так детей и расти. Он до боли любил Россию, ее бескрайние просторы и душевных, открытых людей. Тут же, лежа на полу, скомпоновал линейный эскиз.

Вдовы. Мальчик застыл в дверях часовни — и видит что-то, чего не видим мы. Творческая деятельность В. Е. Попкова началась в период «оттепели». На одном из них осталась фраза: Трагичность радостная.

Его искусство рассматривали и анализировали в разных социально-культурных контекстах и традициях, чаще всего проводя аналогии с произведениями писателей- «деревенщиков» Федора Абрамова, Василия Белова, Валентина Распутина, Василия Шукшина, оставляя в стороне такие явления отечественной культуры, как проза Василия Аксенова или фильмы Андрея Тарковского, в которых философское, нравственное осмысление времени выходило за пределы чисто национальных представлений и сопереживаний, обретая общечеловеческое значение. «Мой день» — картина-загадка. Кто они, почему вместе, чем связаны. 1970-е годы- эпоха любования осенью, эстетизация печали и грусти.

Как такое могло произойти. Три сюжета на лоскутном одеяле. Его произведения полифоничны и многоассоциативны, в них присутствуют общечеловеческие представления о красоте и духовности. Художник открыто выражал своё личное отношение к миру и человеку.

Он обладал редким даром видеть то, что временем сокрыто. Однако начать мне хочется всё же с Лоскутного одеяла – с вещей и символов.

1970 – 1972Холст, масло, 178 х 119Государственная Третьяковская галерея» (1972) стал одной из работ, олицетворяющих творчество Виктора Попкова. Будучи арестованным, он тупо повторял, что действовал по инструкции. Наиболее очевидны подобные аналогии в портрете-картине «Шинель отца», где за спиной художника, словно примеряющего на себя груз нравственной ответственности своего поколения перед памятью отцов и дедов, высвечиваются силуэты старух, персонажей картин из цикла «Мезенские вдовы». Смыслы – разные, фон – един.

Космос, Гагарин, Вселенная- гордость. Карл Фридман вспоминал, как однажды Попков пришел к нему в этой шинели и сказал: «Знаешь, я сегодня рисовал и плакал». Это было удобным обстоятельством. «Через день, — вспоминал Тутунов, — Виктор попросил этюдник, картонку и написал крынку с цветущей ивой, стоящую на столе». С метаниями от агрессивного атеизма до истовой веры в Бога. Поводом для картины послужила шинель отца его жены.

Его ведь обвиняли в том, что он оставил товарища, ушел с места трагедии. Однако начать мне хочется всё же с Лоскутного одеяла- с вещей и символов. После гибели В. Е. Особенно вдохновляла его Сибирь, где он был в Братске и на Иркутской ГЭС и целина. В ней уже чувствуется переход к следующему, последнему, периоду в творчестве мастера.

В каждой картине – характер и судьба. Попков тормознул на улице Горького инкассаторскую машину, приняв её за такси Шёл 1974 год. Виктора Попкова всегда восхищал графически четкий язык А. Дейнеки и сам он, создавая в начале 60-х свои картины На работу, Строители Братской ГЭС, стремился передать ритм жизни в выразительных, динамичных силуэтах искал оригинальные ракурсы, контрастные сочетания цветов и чаще всего поэтизировал действительность. В картинах 1963-1966 годов Студенты на практике, Полдень и других искусствоведы увидели живописное переосмысление традиций русского лубка и палехского стиля.

В ноябре 1974 года инкассатор выстрелом в упор убил художника Виктора Ефимовича Попкова. Работа окончена- одна из таких картин. Попков тормознул на улице Горького инкассаторскую машину, приняв её за такси Шёл 1974 год. Далее все эпизоды должны были быть просто вставлены согласно замыслу.

Так это сейчас модно- во всём винить режим. Именно вот таким образом столь популярной в те годы оказалась Болдинская тема в биографии поэта. О нем писали самые авторитетные искусствоведы того времени: А. А. 1970-е годы – эпоха любования осенью, эстетизация печали и грусти.

Взлетом в творчестве Виктора Попкова считается цикл Мезенские вдовы. Космос, Гагарин, Вселенная – гордость. Они вспоминали молодость.

Немало у Попкова и портретов и автопортретов. (Напомню, что одиозный и неоднозначный социалистический реализм включал в себя ряд направлений и ответвлений ибо сам по себе являлся не стилем, но методом). В картине выражены сокровенное личное переживание, благодарная память об ушедших, неразрывная связь и духовное родство поколений. Тема последствий войны не оставляла художника и в этой картине он задает вопрос своему поколению: достойно ли оно подвига отцов, по плечу ли его современникам эта солдатская шинель. Некоторые искусствоведы видят в «Шинели отца» отголоски былых споров о связи поколений. Но и мы видим нечто, недоступное его взгляду: ангелов с алыми крыльями, своей «огненной экспрессией» напоминающих ангелов Феофана Грека, а бесплотной вытянутостью фигур — росписи Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создает собирательный образ современника («Шинель отца», 1970—1972).

Три сюжета на лоскутном одеяле. Так это сейчас модно – во всём винить режим. В картине выражены сокровенное личное переживание, благодарная память об ушедших, неразрывная связь и духовное родство поколений. Тема последствий войны не оставляла художника и в этой картине он задает вопрос своему поколению: достойно ли оно подвига отцов, по плечу ли его современникам эта солдатская шинель. Некоторые искусствоведы видят в «Шинели отца» отголоски былых споров о связи поколений.

В Москве о нем почти никто не знает. Пушкин.

Повествование в его картинах разворачивается как бы «от первого лица». Пили бражку, чай, заедали лепешками.

Концепция была ясна. Среди них одно из центральных произведений «сурового стиля»— «Строители Братска» (1960—1961 также известна как «Строители Братской ГЭС»234). Новые герои были без пафоса, без красивых жестов и античной стати. И далее в этом же контексте говорится о картине В октябре.

Ему, как и Пушкину, хорошо писалось осенью. К этой теме художник относился с огромной серьезностью и уважением. Работая над этой картиной, Попков признался:«Знаешь, я сегодня рисовал и плакал». Я лермонтовский возраст одолел, И пушкинского возраста предел Оставил позади и вот владею Тем возрастом, в котором мой отец, Расчёта миномётного боец, Угрюмо бил по зверю и злодею.

Мы тут- первые. Резоны и страхи, устремления и вкусы советского интеллигента-шестидесятника. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок.

Весь замысел без изменений вошел в картину Воспоминания. На похоронах рядом с гробом стояла неоконченная картина Виктора Попкова Осенние дожди (Пушкин). «Замысел фильма назревал давно и у многих.