Портрет Анны Ахматовой Альтман
Одной из лучших картин Альтмана, написанных в дореволюционный период его творчества, является портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой. Портрет Анны Андреевны Ахматовой Н. И. Альтман написал в 1914 году.
12 портретов Анны Ахматовой – 12 попыток запечатлеть неуловимое: от беззаботности до обреченности
Успех превзошел все ожидания. Брак старшего сына Дмитрия, к огорчению Анны Ивановны Гумилевой, оказался бездетным. Родился он 10 (22) декабря 1889 в Виннице, в довольно обеспеченной семье торговца, но в четырехлетнем возрасте остался без отца, умершего от туберкулеза, а затем и без матери, сбежавшей за границу от нужды и страха погромов. Это был долгожданный ребенок.
Художник познакомился с Анной Ахматовой в 1911 году в Париже, а в 1913 году в Петербурге приступил к работе над ее портретом. В 1925 году съёмочная группа направилась на выбор натуры. Сосредоточенное и строгое выражение лица поэтессы говорит о серьёзности. В ту пору Анна Ахматова входила в группу поэтов-акмеистов. Но тогда ее увлеченно рисовал Модильяни.
В 1913 в «Бродячей собаке» – одном из таких артистических подвалов, художник встретил Анну Ахматову, в результате чего появился дружеский шарж, выполненный одним росчерком знаменитый портрет поэтессы будет написан Альтманом в 1914 и на нем Ахматова запечатлена в несвойственном ей образе, но так положительно всеми воспринятом. Его друзьями стали Марк Шагал, Осип Цадкин, Давид Штеренберг – те, которые входили в так называемую «монпарнасскую школу» и были светочами нового искусства. В любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия. Прожив 10 лет в Петрограде (1912-1921) в 1921 году Н. Альтман переехал в Москву, так как распоряжением Луначарского был назначен руководителем отдела ИЗО Наркомпроса.
Ее муза олицетворяет скорбь. Под левую ногу подставлен деревянный ящик-гроб, символ того, что народ вымирает. Во Франции его революционный, «левый» авангардизм смягчается, уступая — в духе европейской моды межвоенных лет — тенденциям «арт деко» в его творчестве теперь доминирует не «космос», а камерные, лирические, жанрово-бытовые или пейзажные темы. Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия.
Горенко (1889 – 1966) Художник показывает нам образ женщины твердый, угловатый, холодный, замкнутый. Альтман Натан Исаевич (1899, Винница Подольской губ. Почему-то все были уверены, что родится мальчик.
Натан Альтман, портрет Анны Ахматовой
Альтман родился 10 (22) декабря 1889 года в Виннице, в семье торговца. Через несколько лет Альтман встретился с Ахматовой в артистическом подвале «Бродячая собака» в Петербурге и был поражен ее обликом, который еще не определился в парижские времена: знаменитой челкой, неизменной шалью, воспетой Блоком и Мандельштамом и вообще великолепным уменьем нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное. Поскольку война ведется за собственность, то дубина народной войны под сиденьем табурета поделена на пять частей (пятерка – символ кулацкой собственности). Сказочно красив фон, который по своим формам напоминает драгоценные кристаллы. Свои новые работы Н. Альтман показывает на парижских выставках общества Молодая Европа (1932) и Ассоциации революционных писателей и художников (1934, 1935).
Такой увидел Анну Ахматову Осип Мандельштам. Однако наблюдений – Альтман видел Ленина дважды на митингах – не хватало. 1911 год. Это в определенной степени способствовало тому, что портрет Ахматовой получился гораздо глубже по характеристике, чем другие портреты исполненные Альтманом. Инна Эразмовна вместе с сестрой Анной Эразмовной жили почти без средств, натуральным хозяйством, к тому же сестры были немолоды. Альтман родился 10 (22) декабря 1889 года в Виннице, в семье торговца. Он был еще очень молод – 22 лет, нерадивый ученик художественного училища в Одессе. Сам художник говорил, что эта работа имела для него принципиальное значение. Столь же успешными были его опыты в скульптуре, графике (цикл «Еврейская графика» по мотивам надгробных рельефов, 1914) и сценографии – пьеса «Чудо святого Антония» М. Метерлинка в петроградском литературно-артистическом клубе-кафе «Привал комедиантов» (1916).
Автором титров был Исаак Бабель. Под левую ногу подставлен деревянный ящик-гроб, символ того, что народ вымирает. Синий цвет преобладает на этой работе Н. И. Живопись и Графика, ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА, АЛЬТМАН, НАТАН ИСАЕВИЧ. Через несколько лет Альтман встретился с Ахматовой в артистическом подвале «Бродячая собака» в Петербурге и был поражен ее обликом, который еще не определился в парижские времена: знаменитой челкой, неизменной шалью, воспетой Блоком и Мандельштамом и вообще великолепным уменьем нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное.
С этого времени Альтман все активнее выступает и собственно в сценографии, оформляя (в 1920—28) спектакли театра «Габима», а также Государственного еврейского театра (Госет) в Москве. Поскольку война ведется за собственность, то дубина народной войны под сиденьем табурета поделена на пять частей (пятерка – символ кулацкой собственности). Великая русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова была таким человеком. Это цвет войны, цвет насилия и зла, не случайно военная форма и военное знамя многих стран, в том числе и США именно такого цвета (цвет-адмирал).
Ленин разрешил Альтману работать в его кремлевском кабинете. Обостренный стилизм модели определил тяготение художника к композиционной монолитности и парадному, постановочному блеску Ахматова предстает здесь своего рода воплощением «женщины модерна». Пребывающая в состоянии хрупкого, тревожного покоя, печальная и молчаливая, Ахматова сидит, «словно фарфоровый идол, в позе, выбранной ею давно». Николай Степанович, узнав о беременности жены, повез ее в Италию от сырой весны, от пронизывающих балтийских ветров.
Это цвет войны, цвет насилия и зла, не случайно военная форма и военное знамя многих стран, в том числе и США именно такого цвета (цвет-адмирал). Натан Альтман – один из самых ярких представителей русского авангардного искусства. В 1911 году в Париже Н. И. Альтман мельком познакомился с Анной Ахматовой. Вторую половину июля и начало августа Николай и Анна провели в Слепневе. Впрочем, революционная патетика Альтмана постепенно обретала все более иронически-театральный характер (картина-эскиз (Петрокоммуна, 1921, Русский музей) к тому же он все активнее уходит и в сферу сценографии как таковой (оформление спектаклей театра Габима, а также Государственного еврейского театра в Москве, 1920-1928).
В синеве мудрых ахматовских глаз, в ее печали раскрыта духовная красота. Среди характерных его произведений этого круга – графические циклы Еврейская графика и Картинки Натана Альтмана (1914-1916), обложки альманахов Сборники Сафрут (1917) и нотных изданий Культур-Лиги (1918). Работы Альтмана этого периода идейно-выдержаны, наполнены романтикой и пафосом революции. Впрочем, революционная патетика Альтмана постепенно обретала все более иронически-театральный характер (картина-эскиз (Петрокоммуна, 1921, Русский музей) к тому же он все активнее уходит и в сферу сценографии как таковой (оформление спектаклей театра Габима, а также Государственного еврейского театра в Москве.
«Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти. С 1936 работал в Ленинграде. Здесь Альтман знакомится с Горьким, в его мастерскую приходят Бабель, Эренбург, Есенин. Но все относились к ней доброжелательно, оберегали, в буквальном смысле на руках носили. Работая, Альтман как бы спорил с очевидностью и старался переубедить себя.
Анна Ахматова: галерея портретов (ФОТО)
Использовал приемы супрематизма в цикле беспредметных картин (1919–1920). А С. Пушкина, 1954), эскизы костюмов к кинофильму «Дон-Кихот» (1955) иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, В. Бласко Ибаньеса, Э. Кастро, Э. Золя и др. По правой руке спускается большая часть желтой шали – капитал был сосредоточен в руках буржуазии, по левой же руке накидка спускается полумесяцем (финансовый беспредел и обман населения). Свадьбу они сыграли всего месяц назад и вдруг — любовное затмение. Если в Бежецк ты подолгу не можешь собраться, то тем паче в такую глушь не заедешь». Спасает его (как и некоторых других мастеров) сценография.
Публиковал статьи по вопросам искусства. Она предлагает дочери на Пасху съездить в Бежецк вместе, повидать Левушку. Тем не менее бабушка старалась порадовать внука, отправляла небольшие посылки. На его полотнах были портреты, пейзажи, натюрморты.
К осени 1912 года в семье младшего, Николая, ждали наследника. Осенью 1914 года она позировала художнице Кардовской. Но тогда ее увлеченно рисовал Модильяни. Черты характера и внешность Анны Ахматовой менялись, она чаще замыкалась в себе, образ становился трагическим, в нем чувствовалась какя-то скорбь, отрешенность от прошлого и решимость быть стойкой до конца.
Зато Инна Эразмовна Горенко мягко упрекала дочь. Художник показывает нам образ женщины твердый, угловатый, холодный, замкнутый. Особенно плодотворной была его деятельность в театре – спектакль Е. Б. Вахтангова по пьесе С. Анского «Гадибук» (театр-студия «Габима», 1921), сотрудничество с Государственным еврейским театром («Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1922 «Женитьба Труадека» Ж. Ромена, 1927). В 1928–1935 жил в Париже, где написал большое количество пейзажей и натюрмортов, в которых тонко и своеобразно возрождал традицию импрессионизма. И правда, где царскосельская осанка, смутность, скорбность.
Где «пенье и слезы Ахматовой» (Хлебников). Ведь ее ранняя поэзия в значительной своей части и посвящена конструированию собственного образа, не отделяемого от облика и судьбы «лирической героини». Она согласилась и вскоре начались долгие сеансы в мастерской-мансарде на Васильевском острове. Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевым поехала в Париж. Через несколько лет Альтман встретился с Ахматовой в артистическом подвале «Бродячая собака» в Петербурге и был поражен ее обликом, который еще не определился в парижские времена: знаменитой челкой, неизменной шалью, воспетой Блоком и Мандельштамом и вообще великолепным уменьем нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное. Такой предстаёт великая поэтесса и в портрете Натана Альтмана – одном из лучших произведений в творческом наследии мастера. Портрет появился под впечатлением стихов Ахматовой, а также личного знакомства молодого художника с поэтессой в 1911 году в Париже и последующих их встреч в петербургском кабаре «Бродячая собака».
Уравновешены цветовые массы интенсивных оттенков – желтый, синий, зеленый. Об этой поездке сведений почти не сохранилось, только маршрут: Генуя — Пиза — Флоренция. Поэтесса в опале и то, что Сарьян не побоялся пригласить ее к себе в мастерскую на улице Горького (напротив нынешнего здания мэрии), уже достойно огромного уважения.
Подтверждение тому, что война ведется захватническая – желтая накидка на плечах женщины. Все заботы о воспитании мальчика легли на плечи бабушки. Звание это ни к чему не обязывало, Впрочем, Бубнового валета (1916), а вот участие в выставках Мира искусства (1913, 1915-1916), 0, 10 (1915-1916), Союза молодежи (1913-1914), где представляли свои произведения все крупные мастера русского авангарда, закрепляет за ним прочное среди место ведущих мастеров русского искусства. Петрова-Водкина) это произведение – одно из лучших. Одно из самых известных 8212 портрет кисти Н. И. Альтмана, написанный в 1914 году.
Когда Альтман вернулся в Советский Союз, в годы строгой соцреалистической регламентации художественной жизни лучшим творческим прибежищем ему (как и ряду других российских мастеров схожего романтико-авангардистского темперамента) часто служила сценография. Нет и тени плакальщицы и вещуньи. Но её облик не создаёт ощущения холодности и суровости: поэтесса слегка улыбается. Художник не успел дописать руки поэтессы. В 1910–1912 работал в «Свободной русской Академии» (академия М. И. Васильевой) в Париже. Ахматова в данном «вещном» контексте – «роковая» дама из «Бродячей собаки», модная поэтесса, участница и героиня «действ» артистиче-ской богемы Серебряного века.
Этот образ, в сущности, отталкивается от поэзии Ахматовой. Ритму кристаллов пейзажа, на фоне которого изображена героиня, вторят изломы фигуры. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть. Эта скульптура стала первым портретом Ленина, который показывался за границей. Держалась она очень уединенно». К этому же времени Альтман обращается к скульптуре. Богатейшая в мире отечественная военная история знает немало имен военных деятелей.
Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. Объемы переданы только цветом и плотностью фактуры, светотень отсутствует. Его влекло в гущу художественной жизни и он начинает думать о переезде в Петербург. В обширной галерее портретов Ахматовой (от А. Модильяни до К. С. Но и в Виннице Альтман пробыл недолго.
Впрочем, революционная патетика Альтмана постепенно обретала все более иронически-театральный характер (картина-эскиз (Петрокоммуна, 1921, Русский музей) к тому же он все активнее уходит и в сферу сценографии как таковой (оформление спектаклей театра Габима, а также Государственного еврейского театра в Москве. Резкая поляризация вкусов, стилей, борьба художественных направлений. Писал тогда Альтман тщательно и добросовестно, но мало вдохновенно. Поездка не состоялась. Альтман вошел (подобно Шагалу) в число видных деятелей Еврейского ренессанса, – как принято называть проявившийся перед революцией художественный интерес к новому воплощению символов и мотивов иудейского религиозного искусства и фольклора. Анна Ахматова сидит в правом повороте, в длинном синем платье. В 1913 в «Бродячей собаке» – одном из таких артистических подвалов, художник встретил Анну Ахматову, в результате чего появился дружеский шарж, выполненный одним росчерком знаменитый портрет поэтессы будет написан Альтманом в 1914 и на нем Ахматова запечатлена в несвойственном ей образе, но так положительно всеми воспринятом.
Образ слагается не только из жизненных коллизий, но даже из атмосферы вещественной: «узкая юбка» и «лиловеющий шелк» в поэтическом преображении перестают быть «просто вещами», то есть чем-то случайным, но наоборот – становятся постоянными атрибутами, вехами индивидуальной биографии. Анна Ивановна Гумилева никогда не жаловалась, что Ахматова не навещала Леву. Запах на платье Анны Андреевны мужской (на правую сторону), у женщины мужской запах и вырез в форме римской цифры V означает финансовую несостоятельность. Свитшот «Анна Ахматова», по мотивам картины художника Натана Альтмана. Футуристические декорации преобразили исторический центр Петрограда, заслоняя и тем самым как бы разрушая архитектурные памятники царизма (так, подножие Александровского столпа было оформлено в виде гигантского костра).
Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)
Итальянское солнце казалось панацеей от телесных и душевных недугов. Принимал участие в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции (1918), в осуществлении плана монументальной пропаганды. Тяжелейшая политическая атмосфера, аресты, репрессии, допросы. В синеве мудрых ахматовских глаз, в ее печали раскрыта духовная красота. Среди его созданий той поры выделялись декорации к известным шекспировским пьесам, поставленным ленинградскими театрами – «Король Лир» (ГБДТ, 1941), «Отелло» (1944), «Гамлет» (Театр драмы им.
Тогда за Ахматовой внимательно наблюдала двенадцатилетняя Елена, внучатая племянница Анны Ивановны Гумилевой. Ярко-желтым пятном застыла на плечах модели знаменитая ахматовскя шаль, воспетая Блоком как «испанская», а Мандельштамом как «ложноклассическая». Ко времени создания портрета Анна Андреевна Ахматова (1889–1966) уже была прославленным поэтом. Впрочем, звание это ни к чему не обязывало, а вот участие в выставках Мира искусства (1913, 1915-1916), Бубнового валета (1916), 0, 10 (1915-1916), Союза молодежи (1913-1914), где представляли свои произведения все крупные мастера русского авангарда, закрепляет за ним прочное место среди ведущих мастеров русского искусства.
В последующие годы сосредоточил свои усилия на графике – станковой (серия портретов современных писателей, 1926–1927) и книжной. – 1970, Ленинград)Художник, график, скульптор, художник театра и кино. Родился в Виннице. Интенсивный, типично льтмановский контраст желтого и синего в одежде, оттеняет матовую бледность кожи героини:И кажется лицо бледней От лиловеющего шелка, Почти доходит до бровей Моя незавитая челка. Альтман, почти с натурной точностью запечатлел необыкновенный облик Ахматовой, столь поражавший современников и вместе с тем создал персонифицированный образ ее поэзии – отзвук мира «радости небывшей». Через несколько лет Альтман встретился с Ахматовой в артистическом подвале «Бродячая собака» в Петербурге и был поражен ее обликом, который еще не определился в парижские времена: знаменитой челкой, неизменной шалью, воспетой Блоком и Мандельштамом и вообще великолепным уменьем нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное.
Подтверждение тому, что война ведется захватническая – желтая накидка на плечах женщины. Альтмана, этот цвет по структуре образа – указатель войны. Он стал автором знаменитого портрета Анны Ахматовой (1914, Русский музей, Петербург), с натуры рисовал Ленина и Луначарского, работал в Еврейском театре с Михоэлсом, жил в Париже 1920-1930-х годов. В этом же году Альтман вместе с Александрой Экстер, Вадимом Меллером, Соней Терк и другими художниками из СССР участвовал в Международной Выставке Современного Индустриального и Декоративного Искусства (Арт Деко) в Париже.
Учился живописи и скульптуре в Одесском художественном училище (1903–1907). Галерея картин известных мастеров, художники, новости, публикации. Работал в промышленной и книжной графике, сделал ряд росписей по фарфору. Реально же, войны за передел мира начались двумя годами раньше (Первая и Вторая Балканские войны). В 1936 году Альтман вернулся в СССР, но как изменилась здесь жизнь за это время. Альтман увлекался новейшими течениями в живописи.
«Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)
И у них было много общего во взглядах на искусство, творчество, жизнь. Ее муза олицетворяет скорбь.