Портрет Анны Ахматовой Петров Водкин
Сегодня в честь выставки Козьмы Петрова-Водкина, проходящей в Русском музее, рассказываем об одной из самых известных и удивительных работ художника: портрете Анны Ахматовой.
9 фактов о художнике Петрове-Водкине и его портрете Анны Ахматовой
Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия. Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. Именно в эти годы Кузьма Сергеевич пришел в своей живописи к системе трехцветия. Работая, Альтман как бы спорил с очевидностью и старался переубедить себя. Любил, сукин сын, сочинять в постели), врала и все выдумывала (привет Мандельштаму с его присвоенной античностью. ), ходила оборванкой (привет Марине Цветаевой.
На этот раз он вспомнил тревожные дни 1919 года, время гражданской войны. Натан Альтман – один из самых ярких представителей русского авангардного искусства. Такой, какой он её видел с точки зрения взгляда живописца, а именно человека творческого, глубокого, умного.
Еще более прямым откликом художника на реальные революционные события стала картина «После боя» (1923). Голубовского и А. Л. Сауленко. В синеве мудрых ахматовских глаз, в ее печали раскрыта духовная красота. «Интереснейшая у нее иконография», – писал Владимир Пяст.
Если ахматовки разыгрывали по ее стихам, как по партитурам, свою жизнь, смешивая «творческие сны» поэта с реальностью, то анти-ахматовки приступили к ревизии ее славы, обвиняя поэта во всех мирских грехах (будто поэт – мирской человек. ). Конечно, Гумилев (Ахматова всегда для него оставалась Музой), Блок, Мандельштам, Пастернак, Цветаева, Городецкий – всех не перечесть. Работа говорила уже не только о прекрасной природе и радости жизни. При этом мастер прекрасно понимал, что должен представить публике шедевр, вот таким образом возлагал на «Купание красного коня» большие надежды. Профессор. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников. Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906 «Берег», 1908 «Сон», 1910).
12 портретов Анны Ахматовой – 12 попыток запечатлеть неуловимое: от беззаботности до обреченности
Вторую половину июля и начало августа Николай и Анна провели в Слепневе. Поэтична и содержательна вторая картина — «Полдень. Приехав в Париж в 1906 году после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, молодой художник первое время еще пытался сочетать литературную работу (закончил пьесу «Жертвенные») с занятиями рисунком, но вскоре задачи, которые он себе поставил в овладении классически строгим и выразительным рисунком, настолько увлекли его, что не оставалось ни времени, ни сил, чтобы продолжать писать повести и рассказы. Сегодня, спустя без малого век, начинают появляться анти-ахматовки, глядишь, к тринадцатому году тоже собьют отряд.
Юридическим владельцем является В. В. Путин и пока он не решит забрать рисунок, тот экспонируется в вышеуказанном музее. «Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти. Держалась она очень уединенно». Впоследствии это стало причиной фактического прекращения ее брака. Ее замысел возник, так же как в картинах «Купание красного коня» и «Мать» из непосредственного наблюдения жизни волжан и на основе конкретных впечатлений, полученных во время длительных поездок в родной Хвалынск.
Это придало полотну большую силу. Она предлагает дочери на Пасху съездить в Бежецк вместе, повидать Левушку. В это же время он пишет картины «Юность» (1912) и «Играющие мальчики» (1911), целиком построенные на ритмическом движении фигур.
Нет и тени плакальщицы и вещуньи. Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы». Через несколько лет Альтман встретился с Ахматовой в артистическом подвале «Бродячая собака» в Петербурге и был поражен ее обликом, который еще не определился в парижские времена: знаменитой челкой, неизменной шалью, воспетой Блоком и Мандельштамом и вообще великолепным уменьем нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное.
Исследователи отмечают, в 1960-е г. г. Она общалась с Петровым-Водкиным, Малевичем, Лебедевым, Фаворским. Ахматова много общалась с искусствоведами и коллекционерами. И такие антологии уже имеются.
Сама мать, охраняющая своего ребенка, еще более раскрывает тревожное настроение сцены. Лето». Сегодня нет законченного портрета (ни в живописи, ни в поэзии) поэта да, наверное, еще долго не будет, а значит, не иссякнет интерес к такому явлению в культуре XX века, как Анна Ахматова. Первые наброски художник сделал на юге России, близ Камышина. И правда, где царскосельская осанка, смутность, скорбность. Тем не менее бабушка старалась порадовать внука, отправляла небольшие посылки.
В дальнейшем художник обучался у Серова в Москве, выезжал за границу – в Европу и Африку. Где «пенье и слезы Ахматовой» (Хлебников). Но эта «интереснейшая иконография», однако, до сих пор еще толком не собрана, не изучена и не соотнесена с теми представлениями, которые сложились у современников поэта и которые складываются сегодня.
Почему-то все были уверены, что родится мальчик. В частности, художник в поисках средств передачи некоей планетарности прибегал к наклонному изображению фигур на картинной плоскости, считая, что все вертикали на земле в конечном счете должны находиться в наклонном положении друг к другу. Нельзя не отметить и своеобразное провидение Петрова-Водкина, будто предсказавшего «красную» судьбу страны.
Анна Ахматова: галерея портретов (ФОТО)
Об этой поездке сведений почти не сохранилось, только маршрут: Генуя — Пиза — Флоренция. Подростка, сидевшего верхом, Петров-Водкин писал со своего племянника. Альтман писал женщину футуристической эпохи, которой сродни урбанистический ритм писал в ней уверенность в себе, здоровье, почти акробатическую гибкость фигуры. Его жизнь была насыщена событиями и во многом ему сопутствовала удача. Оно заключалось прежде всего в образно-колористическом звучании. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения). С 1908 участник выставок «Золотого руна».
Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933). поэтесса не раз составляла списки своих портретов. Более детально прорисованы узнаваемый профиль и сложная высокая прическа. Еще в 1922 году Петров-Водкин написал портрет Анны Ахматовой. В картине Петров-Водкин наиболее убедительно передал свое ощущение земли как планеты, построив композицию по принципу разработанной им «сферической перспективы».
От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу и в них – столько утрат. Первым таким произведением стала картина «1918 год в Петрограде» (1920). Это был долгожданный ребенок. Неожиданно почти полностью академическое направление работы было «поколеблено» придуманной самим художником в 1907 году трехмесячной поездкой в Африку. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси.
Зато Инна Эразмовна Горенко мягко упрекала дочь. Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918 «Голова мальчика-узбека», 1921 «Портрет Анны Ахматовой», 1922 и др. ). Поездка не состоялась. Лето», 1917, «Весна», 1935 и др. ).
Вот таким образом художник называл свою «сферическую перспективу» также и «наклонной». Впервые неизвестный еще Модильяни и недавно вышедшая за Николая Гумилева Ахматова встретились в 1910 г. в парижском кафе и сразу почувствовали особую связь. Он написал её такой, какая она к нему пришла для позирования.
В 1925 году в Ленинграде вышла первая антология «Образ Ахматовой», составленная историком литературы Э. Ф. Голлербахом и иллюстрированная портретами поэта, а в 1989 в Одессе – «Венок Ахматовой», антология Е. М. Недаром картина имеет и второе название — «Петроградская мадонна». Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). К осени 1912 года в семье младшего, Николая, ждали наследника. Первой картиной на этом пути стало его знаменитое «Купание красного коня» (1912).
Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)
Хотя эту наклонность реально увидеть невозможно, но тем не менее Петров-Водкин настойчиво утверждал право художника прибегать к ней, поскольку она всегда усиливала динамику в композиционном построении холста. В Петербурге его персональная выставка состоялась в 1909-м. Если в Бежецк ты подолгу не можешь собраться, то тем паче в такую глушь не заедешь». Он считал, что все колористическое богатство мира основано на трех главных цветах спектра — красном, синем, желтом и композиции из этих цветов разной тональности позволяют создавать наиболее сильные и чистые гармонии. Вот таким образом Петров-Водкин охотно берется за выполнение заказов по росписи новых церквей.
Недаром устроители выставки «Мир искусства» сразу поняли ее значение и поместили как знамя над входом своей выставки 1912 года. Чуть позднее Петров-Водкин создал картину «Играющие мальчики», где он во всей полноте применил трехцветную гамму – большинство работ в дальнейшем он писал красным, желтым и голубым. Только через двадцать пять лет он снова обратится к литературе и напишет две свои замечательные книги — «Хлыновск» и «Пространство Эвклида». Из Флоренции Николай Степанович один отправился в Рим и Сиену, потом вернулся и они с Анной посетили Болонью, Падую, Венецию. Путешествуя, Кузьма Сергеевич много наблюдал изучал мастеров.
Одновременно художник выполнял плакаты, оформлял журналы, делал иллюстрации. – «Все восхваляли. Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923 «Смерть комиссара», 1928). На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству. Среди остальных встречаются в его работах портреты известных людей и выдающихся личностей, в частности «Портрет Анны Ахматовой», написанный им в 1922 году, когда он впервые в жизни стал отцом. Эта поездка сыграла заметную роль в его творческой судьбе ибо когда он приехал в конце 1908 года в Петербург именно его этюды привлекли внимание известного критика и редактора организованного в 1909 году журнала «Аполлон» Сергея Маковского, который и выставил их вместе с парижскими работами в помещении редакции журнала.
Тогда и появился пылающий образ лошади, напоминающий коня Георгия Победоносца. В ходе исследования установлено, что художников-портретистов и поэтов-современников притягивала не только своеобразная красота модели (в молодости) известность (в старости), а загадка души как женщины, так и поэта Анны Ахматовой. Ее муза олицетворяет скорбь. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть.
Из всех видов искусств, кроме поэзии, наиболее близким была для Ахматовой живопись. Во время последовавших за этими событиями войн большая часть творений была потеряна, но это, самое любимое поэтессой, в 2008 г. вернулось в Россию. Но все относились к ней доброжелательно, оберегали, в буквальном смысле на руках носили. Это полотно стало важным этапом к его главному творению – «Купанию красного коня».
Взволнованное чувство любви художника к героям революции проявилось в полотне «Смерть комиссара» (1928), написанном к десятилетию Красной Армии. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878, Хвалынск Саратовской губ. По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918). Художник не успел дописать руки поэтессы.
В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. В этот же период сформулировал принцип трехцветия, в котором принимал за основные цвета только синий, желтый и красный, считая остальные производными от их смешения друг с другом. Но особенно с художниками.
Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. Его друзьями стали Марк Шагал, Осип Цадкин, Давид Штеренберг – те, которые входили в так называемую «монпарнасскую школу» и были светочами нового искусства. Итальянское солнце казалось панацеей от телесных и душевных недугов. В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. Создавала о себе мифы (вот новость.
Тревога» (1934). Еще более важной в творческом росте художника и в окончательном формировании его своеобразного индивидуального стиля стала картина «Девушки на Волге» (1915). В основном это были образы советской женщины тех лет. Какой поэт не создавал. ), валялась, лентяйка, днями в кровати (привет Пушкину. Появились тысячи рисунков, сотни этюдов и несколько картин. Они, как ключ в музыкальной пьесе: поставлен этот ключ – и слышишь, что говорят глаза, траур волос, черные четки на гребне».
Быть влюбленным, как и путешествовать, – профессиональное условие поэта, наставлял мэтр Гумилев своих учеников). Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918). Но тогда ее увлеченно рисовал Модильяни. Брак старшего сына Дмитрия, к огорчению Анны Ивановны Гумилевой, оказался бездетным.
«Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)
Анна Ивановна Гумилева никогда не жаловалась, что Ахматова не навещала Леву.