Портрет Блока Сомов

Статья на тему "Анализ портрета Александра Блока Константина Сомова" для 8-9 классов может быть использована на уроках МХК и истории России как пример анализа художественного произведения. Свой портрет Блока Сомов делал с натуры. У Константина Сомова есть удивительный портрет Александра Блока. Облик Блока на портрете Сомова открывает его "надмирность", отделенность от сущего.

Александр Блок: портрет, описание

Соединяет дам желтая лента, на которой скорописью обозначено название фирмы: «Издательство Шиповникъ». Художник предпочитал работать с красками на водной основе, акварелью и гуашью. При этом надо отметить, что стиль его книжной графики заметно меняется. Литературовед П. Н. Медведев (февраль 1920): «Как сильно изменился его внешний облик.

Сомову не удалось уравновесить «натуральность» внешности выявлением сущности. В 1907 году Сомов создает изображения Л. А. Блока и Е. Е. Лансере, в которых ему удалось наконец найти искомую портретную «формулу». Версаль.

Это исключительно круг интеллигентской элиты. «Безразличные» штрихи в изображении фигуры и костюма идут от позднеакадемического рисунка и напоминают натурные штудии самого Сомова, выполненные во время учения в мастерской Репина в середине 1890-х годов. Третьяковская галерея), Д. М. Карповой (1913, Пермская гос. Весь лист обложки «Театра» заполнен крупными фигурами, среди которых мы видим и смерть-скелет в траурной фате и двух таинственно улыбающихся дам в масках и обнаженного юношу — Эрота с крыльями за спиной и колчаном в руке и отвратительного, обросшего шерстью не то сатира, не то просто дьявола с рожками.

Скорее в них можно усмотреть следы самого пристального изучения французского карандашного портрета (с применением сангины) конца XVI и особенно XVII века (работ Дюмустье-младшего, Ланьо), хотя портреты Сомова ни в коей мере не являются прямым подражанием. И действительно через год произошла революция, за которой последовал якобинский террор. В этом "зрелищном понимании биографии" портрет занимал особое место.

Таким вошел Блок в сознание современников. ». В 1894 году впервые участвовал в выставке Общества русских акварелистов. Остроумовой».

Эта противоречивость была не только личным качеством Сомова. Увлекался изысканной живописью французского рококо. Портрет представляет собой карандашный рисунок, чуть тронутый гуашью и белилами. Блока задачей своей точно поставил выявить, подчеркнуть эту восковую маску «до ужаса недвижных черт» его лица». Капризных бровей залом. «Художник, способный так увлекаться отдельными линиями, 151 писал о Сомове Александр Бенуа, 151 такой художник должен фатально обладать уменьем и комбинировать их, созидать из них новые творения, не встречающиеся в природе, 151 иначе говоря, орнаменты, украшения, словом все то, что принято называть декоративным искусством»8. Но вместе с тем он одним из первых начал насыщать экслибрисы изобразительными элементами.

В центре белого поля делалась надпись. Немало в первых его произведениях формального косноязычья, того самого, что продолжало его самого мучить, в чем он видел свидетельство своей пресловутой бездарности, того самого, что он с особенным рвением старался в себе искоренить (до чего Сомову хотелось обладать свободой и непогрешимостью старых мастеров. ). В 1897 и 1898 годах занимался вАкадемии Колароссив Париже. Третьяковской галерее) Сомов стремится к предельной лаконичности. Автор островыразительных живописных и графических портретов А. П. Остроумовой (1901, ГРМ), "Дама в голубом платье" (портрет Е. М. Мартыновой, 1897-1900), А. А. Блока (1907), М. А. Кузмина (1909, все – в ГТГ) и др.

В отличие от портрета Е. М. А родители Константина Сомова были состоятельными людьми. В портретах Блока и Лансере (оба — в Гос. Гоголя, поэму А. С. Быть нелюбимым – вот горчайший рок.

Русский музей) — и терпит жестокую неудачу. Любящий Вас К. Сомов». В экслибрисе для С. П. Зенгер художник изобразил лежащую на кушетке даму. И ни один из сидевших тогда за праздничным столом не выжил.

долларов в 2007 году. Акварель, заливающая фигуры, становится плотной и густой. Гораздо им ближе и известнее Дюфи, Пикассо, Шагал, Матисс. Через некоторое время он пишет ей же: «Сейчас Сомов показал нам мой рот и нижнюю часть лица – очень мне нравится». Вот таким образом он восторженно воспринял и революцию 1905 года.

Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. У Сомова другая история. Он вспоминал в статье «Литературные итоги 1907 года» «прелесть сомовского фронтисписа» имея в виду альманах «Северные цветы» за 1901 год.

Книжный знак, нарисованный им для А. Н. Бенуа, как бы делится на две части: левая (сравнительно небольшая) 151 шрифтовая с надписью «Изъ книгъ Александра Бенуа», а правая (раза в четыре большая) 151 натюрморт, где чего только нет: кукла, корзина с цветами, венок, веер, нарядная шкатулка. С детства мечтал стать живописцем. Мастерство Сомова словно «эмансипируется», отделяется от предмета и его смысла, приобретает самоценность. Человек нежной и деликатной души, обладавший исключительным богатством духовного мира, он нередко прятался за своеобразную защитную оболочку — был на людях горд, замкнут, сдержан. И был, действительно, – и знамена нес и участвовал в демонстрациях.

Книгу стихов Вячеслава Иванова выпустило в 1911 году издательство «Скорпион», основаное в 1899 году Сергеем Александровичем Поляковым (18741511903), но фактическим его руководителем был поэт Валерий Яковлевич Брюсов (18731511924). Бывал молодой Сомов, который пел старинные итальянские арии». Правда, состояние его здоровья уже внушало друзьям известное беспокойство. Сомова называли «певцом радуг и поцелуев». Гораздо меньше известно об отношении художника к поэту. Таких портретов не было у него раньше, не будет и в будущем.

Третьяковская галерея). Они еще раз возвращаются к «маэстрии этого рисунка, одного из самых блистательных в графике Сомова». выходя из «фокуса» своего, менял он наружность, как никто.

А там это были просто костюмированные постановки. Почему накануне революции 1905 года, накануне Первой мировой войны и, наконец, революции 1917 года появляется такая абсолютно, казалось бы, странная поэзия и живопись. Многие из них отмечали и в жизни присущую Блоку «восковую недвижность черт». Общались ли они. Какие-то дамы, кавалеры сомовские, какие-то праздники, маскарады.

я увидел в лице его какую-то «восковую недвижность черт», точно восковую маску забралом он опустил на лицо». член Союза русских художников. От былой «картинности» не осталось и следа. Послушаем других.

Сомов охотно занимался и книжным знаком, экслибрисом. Чистый лист, ставший фоном портрета, воспринимается как духовное пространство, наполненное ровным предвечным светом. Вскоре Сомов уезжает в Париж, где и остаётся до самой смерти. Осенью 1897 года Сомов отправляется в Париж, а в 1899-му возвращается в Петербург. Влиятельный искусствовед Николай Радлов, одним из первых в России заинтересовавшийся тем, что он называл «книжной графикой», писал, что Константин Сомов «во многом прямая противоположность» Александру Бенуа и называл его «виньетистом»9.

У ног ее кукла и другие игрушки. Я вижу вас всех без голов». Если сравнить его наиболее существенные работы периода первой русской революции, как, например, обложку «Театра» А. Блока (1908, Гос. Любил затейливый курсив, украшенный завитушками.

В каком портрете 
Блока художник отметил 
такие его черты,

В каком портрете Блока художник отметил такие его черты, которые ему самому в себе не нравятся

Традиции французского карандашного портрета претворены Сомовым до неузнаваемости. В феврале 1910 г. Сомов писал сестре: «Заказы мне и теперь все время предлагают и все тузовые: 4 тысячи, 10 тысяч. 7 апреля Блок в письме к матери замечает: «Сомов уже подкрашивает меня». Искусством книги здесь и не пахло ибо коллективизм убивает единство стиля. Пушкина "Граф Нулин". Константин Сомов и его друзья – Сергей Дягилев, Лев Бакст и Александр Бенуа – организовали кружок живописцев, позднее ставший основой художественного объединения «Мир искусства».

Он много писал и много работал, были и удачные картины, например портрет С. В. Все построение картины откровенно уподобляется театральной сцене.

В целом «Книга маркизы», несмотря на многолетний труд, вложенный в нее Сомовым, производит безрадостное впечатление. Человек без кожи. Снизу венок, в котором указан год создания поэмы 151 «1825». Как бы то ни было, Сомову не удалось до конца сладить со столь своеобразной моделью.

Современники сравнивали лицо Блока с ликом греческого бога – Аполлона Мусагета. Однако больше всего известны портреты и пейзажи работы Сомова. Может быть, вот таким образом он предпочитал впоследствии для портретирования людей, чей внешний и внутренний облики больше совпадали и были более устойчивыми.

Лицо темное, в морщинах. Портрет может вызвать резкое эмоциональное неприятие. Париж. Его спокойствие было лишь кажущимся. В отличие от Серова, создавшего в это же время блестящие по художественной концепции и выполнению парадные портреты (особенно портрет О. К. Орловой, 1911), Сомов не решил проблему парадного портрета. И Блок чувствовал эту несвободу.

  1. Портрет Александра Александровича Блока
  2. Описание работы «Портрет Александра Александровича Блока»
  3. Глава 12 Константин Андреевич Сомов
  4. ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ: КОНСТАНТИН СОМОВ
  5. Мир искусства и Константин Сомов
  6. Оригинальное творчество талантливых и увлеченных людей

Как бы то ни было, работы его поэт знал. После встречи на вечеринке «Нового пути» А. Блок и К. Сомов встречались весьма часто, Сомов бывал в доме Блоков не только когда рисовал его, но и просто в гостях и, принимаясь весной 1907 года за портрет Блока, художник рисовал человека, которого давно знал. А в заставке из 1-2 «Мира искусства» под сенью лиственно-цветочной арки изображена девочка, явно пришедшая из галантного XVIII века. Жанр становится именно жанром — чем-то слишком осознанным и слишком наперед известным. Мне же кажется, что это совсем не так и когда я это утверждаю, то силу убежденности я черпаю отчасти и в том, какое волнение вызывало творчество Сомова и до чего оно меня поражало своей несомненной подлинностью и это тогда, когда и мне Париж был уже издавна знаком — и знаком в бесконечно большей степени, нежели он знаком для нынешних граждан Монпарнасса и Монмартра.

Рисунок был выполнен тушью и акварелью. Блока, одного из самых известных поэтов символизма, вошел в эту серию. К этому периоду относятся такие его картины, как «Портрет Н. Ф. Наверное, другим поэт быть не может.

  • Великий русский художник Константин Сомов картины
  • Общееколичествопросмотровстраницы

В целом портреты давались Константину Андреевичу нелегко. Фигуры в глубине подобны второстепенным персонажам. По только что приведенному высказыванию самого оригинала, такое двуединство нарушено.

Глаза тусклые». Сомов в этом портрете отметил такие мои черты, которые мне самому в себе не нравятся». Мартыновой ("Дама в голубом") изображение Блока не имеет никакого отношения к излюбленному Сомовым ретроспективному жанру.

Портрет Александра 
Александровича Блока

И Октябрьскую революцию тоже принял, за что страшно его «били» собратья по перу. В дневнике 1913 года мы находим неожиданную для тридцатитрехлетнего, еще полного сил человека, печальную запись: «Лицо мое старится скоро». Можно сказать, что он теперь специализируется на двух указанных жанрах. А так как все его дамы, все его Коломбины, Арлекины, все эти утонченные свидания, эти тайные поцелуи, свидания на скамейках – это тот пир, который происходит во время чумы. Рябушинской, 1910 — 1911, Гос. Ну да, спокойно. Тепло ли. В этом же году он стал действительным членом Академии художеств.

Портрет Иванова явно относится к переходному периоду в творчестве Сомова. Почему. Даже волосы, даже уши стали другие». Острой контурной линией намечен на белой бумаге силуэт фигуры.

Однако тенденция, легко прослеживаемая, грустна. Поэзия Сомова окажется для всех понятной, близкой и дорогой, подобно тому, как постепенно познается всем миром общечеловеческая ценность Пушкина и Чайковского. Это были пляски накануне трагических событий, накануне катастрофы. И вдруг встает человек по имени Жак Казот. Но вот суждение специалиста, Н. Лапшиной: «Сомов в своем портрете возвел в абсолют.

Лирические драмы». В ней он изображает любовную пару в современных костюмах посреди елового леса. И далее: «Художник К. Сомов в своем портрете Ал. Первое время портрет нравился поэту, но тяготил его. Обложка к сборнику В. Иванова не столь пестра, как обложка «Театра» 151 она решена в приглушенных желтых тонах.

Устало-снисходительная нотка явственно звучит в подцвеченном сангиной портрете Федора Сологуба (1910, музей Института русской литературы Академии паук СССР). А в добавление к нему подвёрстывается цитата из воспоминаний Е. Иванова: «. В разрешении этой проблемы можно привести слова Б. В. Шапошников (в сборнике «Искусство портрета»): «Когда сравнивают оригинал и портрет, то сопоставляют степень соответствия индивидуальной внешней формы оригинала с этой же формой, окрашенной «идеей» художника. Обер», «Дорога на даче», «Весной.

Итак, проблема сходства. Сомов в каждом произведении как будто выискивает «всё сызнова», не пользуясь умением навыка, которым обыкновенно злоупотребляют опытные рисовальщики. В картине еще многое близко его живописи конца 1890-х — начала 1900-х годов, когда Сомов с темпераментным и острым переживанием натуры передавал то мокрую от прошедшего дождя листву, блестевшую на показавшемся из-за уходящих туч солнце, то тени от облаков, скользящие по зеленому лугу, то радугу, весело засверкавшую над рощами, то лиловые вечерние тени над уставшей землей. Точной даты знакомства Блока с художником нет.

Рахманинова (1925) и менее удачные. Сомов стал чем-то таким, чему суждено остаться в истории русского искусства. Блока, одного из самых известных поэтов символизма, вошел в эту серию. Мартыновой («Дама в голубом») изображение Блока не имеет никакого отношения к излюбленному Сомовым ретроспективному жанру. Пожалуй, несколько отличается от них портрет М. В. Добужинского (1910, Гос.

» Константин Сомов исповедовал эту истину на протяжении всей жизни 151 до последнего вздоха. слова» о действительности. Такое непосредственное чувство природы еще есть и в «Осмеянном поцелуе», где Сомов представил уголок омытого дождем парка в теплый солнечный летний день. В 1923 г. выехал за границу, с 1925 г. жил и в 1939 г. умер в Париже.

Сомов Константин Андреевич (1869 – 1939), художник и график. В отношении Сомова к задачам портретирования проявилась та двойственность, которая вообще была присуща его мироощущению, особенно в последнее предреволюционное десятилетие. Мартышкино» (все – 1896), «Портрет А. И. Тому были, конечно, основания в облике модели: Андрей Белый упоминает о «мужиковатости» во внешности Иванова, но отнюдь не в духовном его облике. Сын А. И. Сомова, хранителя Эрмитажа и редактора «Вестника изящных искусств». Петербургскую Академию художеств.

Сомов также иллюстрировал книги, в частности делал обложки для стихотворных сборников К. Бальмонта «Жар-птица» и В. Иванова «Cor ardens», для книги А. Блока «Лирические драмы». Все такое с гримасами, Арлекин, Коломбина – все более чем странное. Ю. Подкопаева и А. Свешникова не исключают эту сомовскую работу из его серии «блестящих по маэстрии, сходству и оригинальных по толкованию портретов деятелей русской культуры». Иванова.

«Мирискусники» – Бенуа, Лансере, Добужинский – и многие, многие другие. Учился в Академии Художеств у И. Репина, преподавал там же, академик с 1914 г. Ещё в гимназии тесная дружба связывала его с А. Бенуа, Д. Философовым, позднее – с С. Дягилевым – организаторами общества «Мир искусства». На создание одного из его самых знаменитых произведений, «Дамы в голубом», он потратил три года. Но, в конце концов, мы легче всего заблуждаемся, когда отзываемся сами о себе. Где бег коня без уздечки. Он вообще как человек был удивительно восприимчив.

Так как здесь, в России, со своими дамами и арлекинами он был провидцем. А поскольку иллюстрации Сомова к Гоголю опубликованы не были, а иллюстрации к «Графу Нулину» забылись, то в глазах современников художник нередко представал как орнаменталист и только. Блок позировал Сомову у себя на квартире на Лахтинской улице в Петербурге. Третьяковская галерея), который ударился в другую крайность и дал уже декоративную «маску» рафинированного интеллигента, обесплотившую конкретного человека. Сердечно Ваш К. Сомов». Кроме того, эротизм изломанных фигур по контрасту с «натуральным» лесом производит особо неприятное впечатление. Сеансы начались в конце марта. Первая персональная выставка работ К. Сомова прошла в Петербурге, в 1903 году.

Эту серию выпускало петербургское издательство Брокгауза и Ефрона, прославившееся знаменитым энциклопедическим словарем. С. Маковский так писал о технике К. Сомова: «Загадочный рисунок у Сомова. «Какое богатство наблюдения открываетсяв застывшем, энигматическом (загадочном) взоре Блока», — полагал С. Эрнст. Третьяковская галерея, «Портрет А. П. Остроумовой», Гос. Слово «космополитизм» в ту пору имело положительное звучание. Очень тронут Вашей постоянной ко мне добротой и милой памятью обо мне.

Нервный был ребенок. Впрочем, запомнив эти автосвидетельства, не будем делать только из них поспешных выводов. Портреты помещены в медальоны, соединенные цепью. Другим главным интересом Константина Сомова была книжная иллюстрация, вернее даже, особая оформительская концепция для книг, в которой все элементы – шрифт, обложка иллюстрации, заставки, обрез – должны были выполняться в продуманном, едином, гармоничном стиле. В России воспитанникам гимназии Мая было тесно.

Он создаёт свой особый «сомовский» мир. Надо сказать, что оплачивали парадные портреты щедро. Но его натура была противоречивой и многогранной. Мастерство Сомова-рисовальщика ярко проявилось в обложках, виньетках, концовках для журнала «Мир искусства», коих он сделал немало.

Не яркий, не быстрый, но какой-то особенно живой и вкрадчивый. Блок показался мне тогда таким поблекшим и старым. о, боже мой, Совсем другие стены, Когда я пришел домой.

Однако впечатляющие успехи Сомова в области иллюстрирования были еще впереди. К этому периоду относятся такие его полотна, как «Осень в Версальском парке» (1898), «В детской» (1898), «Дама в голубом» (1900), «Портрет А. П. И очень быстро, к сожалению, пришло страшное разочарование, надломленность. В 1903-1910 гг.

Можем прибавить еще один как будто бы веский аргумент, выдвинутый Г. Чулковым: «. Он мучился, сомневался, переписывал, но в конце концов создавал шедевры. В сентябре 1907 года Блок писал: «Обложка Сомова к драмам восхитительно пестра (красная, желтая, черная)»11.

Первой ему заказала портрет Гиршман, после чего Сомов вошел в Москве «в моду» и на него посыпались заказы. Иванов представлен в портрете Сомова сидящим в фас перед зрителем. Как нетрудно увидеть, разными словами, в разной тональности мемуарист и искусствовед говорят об одном и том же. Блок характеризовал свое отношение к России такими словами: «У меня ненавидящая любовь к России». Реальный Блок «выламывается» из очерченной Сомовым схемы. К типографским шрифтам Сомов обращался неохотно.

Сделанный на бумаге акварелью и белилами, небольшой по размеру (144 x 144 мм) портрет этот явно предназначался для книжного воплощения, но не вошел в трехтомник издательства А. И. Мамонтова, а был воспроизведен полиграфически лишь 16 лет спустя 151 в 1915 году 151 в сочинениях А. С. Пушкина, вышедших в составе парадного большеформатного издания «Библиотеки великих писателей» издававшейся под редакцией известного литературоведа Семена Афанасьевича Венгерова (18551511920). Образ, конечно же, узнаваем, но далек от традиции. Какой же гений налепитНа слово точный ярлык. Портрет А. А. Третьяковская галерея), Е. П. Олив (рожд. Туда вошли собрания сочинений Дж. Байрона, Ж. Б. Мольера, Ф. Шиллера, У. Шекспира.

Белое поле отсутствует вовсе. На иллюстрациях к пушкинской поэме представлены ее кульминационные моменты: «В спальне Натальи Павловны» и «Отъезд графа Нулина». Иногда в гирлянду, обычно вверху, вводился медальон с силуэтом или декоративные фигуры.

Шрифтовые элементы обложек и титульных листов рисованные. Над лужайкой, на которой видны фигурки играющих в волан, поднялась в небе радуга. Но нет никаких сведений о том, что они действительно дружили.

Указанный портрет Пушкина Константин Сомов вписал в круг. 1788 год. Физическое сходство портрета несомненно и подтверждается отзывами современников. Едва ли можно отнести «Книгу маркизы» к лучшим произведениям мастера. «В 1920 году, — пишет Н. Г. Чулкова, — я видела Блока в последний раз в Москве.

Во взгляде умных, внимательных глаз ощущается типично художническая зоркость. Сидящая под деревом дама в затейливой шляпке что-то говорит лежащему у ее ног молодому человеку. В отличие от портрета Е. М. Харитоненко, 1914, Гос.

Но в то же время оно может придавать непосредственную содержательность форме. И всё же в жизни талантливого художника присутствовала трагическая нота. Впрочем, в первой «книжной» работе художника влияние это еще не чувствуется, а к тому же работа делалась в Париже, хотя и предназначалась для русского издательства.

В повороте и наклоне головы художник очень тонко передал «воспитанность» Добужинского, будто прислушивающегося к невидимому собеседнику. В области книжной графики мэтрами Сомова были англичанин Обри Бердслей (о котором мы уже рассказывали читателям) и немец Теодор Томас Гейне (Thomas Theodor Heine, 18671511948), рассказ о котором впереди. Все несущественные детали отбрасываются. В январе 1914 года получил статус действительного члена Академии художеств.

Спокойно ли. В. К. Арсеньева, Владивосток), Е. П. Носовой (рожд. Обосновывается, впрочем, не в Америке, а в Париже.

Соглашаясь с чеховским героем, что «в человеке все должно быть прекрасно», мирискусники полагали, что прекрасными обязаны быть и окружающие человека вещи и интерьеры. Он видит в нем не «победу духа над стихией», а жалкого паяца, отравленного иронией мертвеца, побежденного этой стихией. художественная галерея).

Крепко жму Ваши руки. Две дамы в черных масках на обложке к «Театру» одеты одна в черное, а другая в красное платье. В 1900-е годы Сомов достигает в живописи и графике изысканности и высокого мастерства. Для издательства «Скорпион» Сомов сделал и удивительно красивую обложку альманаха «Северные цветы» за 1901 год, где окружил название и сведения об издательстве, месте и годе издания нарядным венком. В этом смысле характерна его картина «Осмеянный поцелуй» (1908, Гос.

Третьяковская галерея) и в написанном гуашью портрете поэта М. А. Кузмина (1909, Гос. Жесткий, обглоданный, с пустыми глазами, как будто паутиной покрытый. Блок начал писать стихи с пяти лет. Совсем иначе строится оформление «Театра» Блока или сборника стихов В. И. Иванова. И в самой последней книге о художнике Е. Журавлева решительно утверждает: «Портрет Блока принадлежит к числу лучших графических портретов Сомова», хотя и признает, что «в действительности Блок был сложнее, романтичней» и что поэт «не был так замкнут и внутренне обособлен, как изобразил его Сомов». О, быть покинутым – какое счастье.

Русский музей) и ищет совсем новые пути в изображении современника. Впрочем и в те годы художник порой выходил за пределы чистой орнаментики. Лоб поэта несколько великоват.

Со своей стороны, И. Пружан, соглашаясь с тем, что «Сомов не стремился дать всестороннюю исчерпывающую характеристику поэта», отмечает: «художника привлекало в нем прежде всего то, что отвечало его собственному мироощущению. Современники видели его в те же годы и почти прежним. Стремясь представить Иванова во всей характерности его физического склада, Сомов неожиданно делает этого представителя петербургской «элиты» похожим на деревенского «батюшку».

Вместо кудрей — жидкие, прилизанные волосы. С 1894 года Сомов несколько лет работал в мастерской Ильи Ефимовича Репина. Поколенное изображение, бытовой жест руки, как это было в портрете Иванова, уступают теперь место погрудному (в портрете Лансере) и даже оплечному (в портрете Блока) изображениям. То, что в скором времени закончится катастрофой. Все утонченное, все костюмированное, бальное. Картина необычна для Сомова своим большим форматом (114 X 142 см).

Более десяти лет Сомов работал над своей «Книгой маркизы», первое издание которой вышло еще в 1908 году в Мюнхене на немецком языке, а последнее — в издании Голике и Вильборга в Петрограде в 1918 году на французском, причем количество и текста и иллюстраций было значительно расширено. Думается, что Бенуа несколько преувеличил значение серии Сомова. Это никак не было кокетством, вообще не свойственным Блоку, хотя нервность и способствовала некоторому преувеличению происходящего с ним. И когда в 1923 году он везет в Америку российскую выставку, он остается за границей. Так, в заставке, помещенной в 20 журнала «Мир искусства» за 1899 год, в традиционном венке помещены изображения трех человеческих фигур. Приспущенные набрякшие веки лишают это — и в самом деле — «опаленное» лицо живого взгляда.

»4. Первое мое впечатление определялось одним словом: опаленный. ». Оценка Блоком своего портрета двойственна: «Мне портрет нравится, хотя и тяготит меня». Такое количество поэтов талантливых – Блок, Бальмонт, Мережковский, Зинаида Гиппиус. Прежде всего круг его моделей слишком узок для того, чтобы сказать «полные. Через четыре года запись повторяется с не оставляющей сомнений определенностью после сообщения о рисунке Миклашевского следует приписка в скобках: «как же я стар». » Некоторые из дам, например Генриетта Леопольдовна Гиршман, стали друзьями художника. Сомова» (1897).

И что удивительно – покинув родину, Сомов не кончился как художник. Художник передает цветными карандашами холодный, «зимний» взгляд серо-голубых глаз Блока, розоватость полуоткрытых губ, белилами — вертикальную складку, прорезающую гладкий лоб. Двоюродный брат, Г. П. Блок (1920): «Огромная перемена произошла в его наружности за двенадцать лет. Черты душевного холода, усталости, скептицизма привнесены художником во все портреты, продолжающие этот обширный графический цикл. За спиной одной из дам 151 Амур с луком и стрелами, за другой 151 рогатый черт, а в центре 151 Смерть в виде черного скелета.

Время написания этого портрета – Серебряный век. Блок и Сомов могли бы быть друзьями.

Цвет здесь господствует и вызывающе контрастирует. В том же году, что и рисунки к «Графу Нулину», он исполнил поясной портрет великого поэта. Он столь же, если не более, «элегантен» по форме, как и портреты Блока и Лансере. Любовь Дмитриевна, жена Блока, описывая зиму 1901 года, замечает: «Прибавились встречи (с Блоком) у Боткиных.

После «Арлекина и дамы» Сомов пытается написать картину из современной жизни — «В лесу» (1914, Гос. Существует исторический анекдот. Весь рисунок выполнялся тонкой контурной линией иногда очень деликатно, нежной прозрачной акварелью вводился цвет, как, например, в голубых колокольчиках альманаха «Северные цветы». в глазах Блока, таких светлых и как будто красивых, было что-то неживое — вот это, должно быть и поразило Сомова».

Третьяковская галерея), где красочность гаммы, построенной на сопоставлении смуглого, шафранно-желтого лица восточного типа с насыщенным цветом синей поддевки и малиново-красного галстука, не заслоняет от зрителя устало-насмешливого выражения лица и потускневшего взгляда из-под тяжелых век. Русский музей). Иначе говоря, необходимо гармоническое двуединство. Видимо, вот таким образом портрет вопиюще непохож на позднейшее изображение Вячеслава Иванова, выполненное Н. Ульяновым (Гос. Так мог сказать только Блок – «ненавидящая любовь». Третьяковская галерея) или фронтиспис к сборнику стихов Вячеслава Иванова «Соr ardens» (1907, Гос. Иллюстраторами и оформителями книги были почти все художники объединения «Мир искусства» 151 и Александр Бенуа и Лев Бакст и Мстислав Добужинский и Дмитрий Митрохин. Художники объединения «Мир искусства» огромное значение придавали графике, выступив новаторами оформления книги и журнальной графики в русском искусстве.

Ах, верен я, далек чудес послушных, Твоим цветам, веселая земля. Границы империи были прозрачными 151 имелись бы средства. Весь цикл этих портретов не может считаться удачей художника. Конечно, они встречались и портрет написан с натуры.

Вот откуда берутся «сомовские кавалеры». Портрет поражал современников сходством. В 1919 году состоялась его юбилейная персональная выставка, вТретьяковской галерее. В те годы, когда искусство воспринималось в отражении поэзии, а поэзия внушалась искусством, портрет являлся своеобразным двойником, с которым обращались как с поэтическим образом ("Когда твое лицо в простой оправе передо мной сияло на столе"). Но все же он не смог подняться до своего прежнего уровня. Характер образа абсолютно иной.

Приведенные в ней тексты Шодерло де Лакло, Вольтера, Ретиф де ла Бретона, Парни и других французов XVIII века поневоле напоминают современную им графику Дебюкура, Моро-младшего и других мастеров, чье громадное мастерство, безупречный вкус даже при изображении рискованных сцен заставляют сделать сравнение не в пользу Сомова. Лицо Блока, обрамленное шапкой густых вьющихся волос, напоминает застывшую маску. В свое время серия карандашных портретов Сомова вызвала восторженную оценку Бенуа, который писал: «Постепенно из года в год, подобно галерее Уотса, складывается галерея Сомова и эта с виду невзрачная коллекция головок на лоскутках будет говорить о пашем времени такие же полные и верные слова, как говорят рисунки Гольбейна о дворе Генриха VIII, а пастели Латура о днях Помпадур». Третьяковская галерея) с такими работами конца 1890-х — начала 1900-х годов, как обложки журнала «Мир искусства» (1900) или альманаха «Северные цветы» (1901), то можно увидеть существенную разницу. Все эти рисунки для «Мира искусства» были стилистически близки к обложкам и орнаментике альманахов пушкинской поры 151 стилизация, несомненно, сознательная.

Но, судя по портрету, любви и восхищения не было. Художник отказывается здесь от «ретроспективной» композиции, которая была присуща циклу его лучших портретов конца 1890-х годов — начала 1900-х годов («Дама в голубом», Гос. Самой дорогой из проданных на аукционах картин Сомова является пейзаж «Радуга». Такой подход получил дальнейшее развитие в футуризме, а затем в конструктивизме.

Ну, конечно, прежде всего семья – родители Блока разошлись рано, когда Саше было три года. За примерами подобных возвращений не далеко ходить — ими полна история искусства. Символизм, модернизм, такое обилие талантливых людей, такое обилие талантливых художников. Портрет А. А. По самая суть заключается, разумеется, не в этом. В написанном Сомовым портрете Блок видит выявление в его облике иронического «арлекинства».

За сценой с интересом наблюдает сидящая неподалеку девочка. Прямо как из рога изобилия. «Милый и дорогой Александр Александрович, — писал он 12 ноября 1908 года, — Я был очень обрадован, получив Ваш подарок, книгу «Земля в снегу» с милой, чудесной подписью.

Это его надломило, он впал в депрессию и вскоре умер. Художественная концепция Сомова приобретает здесь особую законченность. Художник так и поступал: раскрасил, например, два бесспорных шедевра 151 обложки для сборника стихов Вячеслава Иванова «Cor ardens» («Пылающее сердце») и сборника Александра Блока «Театр. Художник обыгрывает название сборника 151 «Пылающее сердце», причем сердце на рисунке не красное, а тоже желтое, как и вырывающийся из него столб пламени.

Как от милой, детской печки, Веет родным теплом. Широки и спокойны струи, Как судоходный Дунай.