Портрет Брюсова Валерия
В 1905 году больной художник Врубель, находясьв психлечебнице в Петровском парке, в Москве, сделал портрет Валерия Брюсова. Валерий Яковлевич Брюсов написал стихотворение «Портрет» в 1912 году. Скульптурный портрет ВалерияБрюсова. В память о жизни и творчестве Брюсова Валерия Яковлевича на его могиле установлен монумент с портретом.
Анализ стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова Женский портрет
Тишина не может звучать, а у Брюсова она звучит. Он не хотел ни одну тему оставить обойденной. Но все-таки он переборол себя. магией искусства объединила бы всех собравшихся в одном порыве», — писал поэт.
И вот он продолжает, он углубляет эту фантазию. Ну и название «Творчество» подсказывает как мы должны читать это стихотворение. Среднее образование Брюсов получил в двух частных московских гимназиях: Ф. И.
Признание настигло его незадолго до внезапной смерти: молодые литераторы – участники журнала «Аполлон» объявили его своим учителем, он стал самым почитаемым поэтом старшего поколения. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей». На протяжении 1890-х годов поэт обращается к «крестьянской» теме всё чаще. Читать маленький Валера научился практически самостоятельно еще в четырехлетнем возрасте. Мне знакома каждая черточка этого лица, но какая перемена.
Поэзия Бальмонта не что иное, как «парфюмерный блуд», книги Леонида Андреева – «грязная слизь»: такими определениями будетляне, как называли себя первые русские футуристы, награждали творчество своих предшественников. Впечатления от этой незавершенной работы художника встречаются во многих мемуарных текстах. Сразу после отречения Николая II он пишет статью «О новом русском гимне», в которой призывает создать торжественную песнь.
Заслуживает внимания повесть «Обручение Даши», в которой автор изображает своего отца, Якова Брюсова, вовлечённого в либеральное общественное движение 1860-х годов. Потом пристрастился к морфию и Брюсов. Во время прогулки под ночным дождем сильно замерз, после чего занемог.
Добужинского, К. С. В 1909 году «Аполлон» сменил «Весы» и «Золотое руно». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. «Нужна краткая песнь, которая.
Скульптурный портрет Валерия Брюсова
В отрочестве Брюсов считал своим литературным кумиром Николая Некрасова, затем был очарован поэзией Семена Надсона. Вот он – отброшенный ключ. Дальше строфа: «И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне» Здесь необходимо одно уточнение сделать. К 1910 г. активность русского символизма как движения снижается. В мучительном желании вернуть зрение он «придумывал разные аскетические искусы, отказывался от пищи, по ночам целые часы простаивал перед кроватью говорил, что в награду прозреет и глаза его будут из изумрудов». На живопись Врубеля Дягилев, как говорится, делал ставку.
– В. М. ), Валерий Яковлевич живет почти безвыездно уже несколько лет. Что было с Брюсовым дальше. 27 марта 1903 года Брюсов читает лекцию, а потом это выходит статьей. Но как страшно он изменился. В 1897 году Валерий Брюсов женился. В 1908 году Валерий Яковлевич представляет роман «Огненный ангел», признанный одним из самых загадочных произведений своего времени. Об этом он говорит в предисловии к «Tertia Vigilia»: «Я равно люблю и верные отражения зримой природы у Пушкина или Майкова и порывания выразить сверхчувственное, сверхземное у Тютчева или Фета и мыслительные раздумья Баратынского и страстные речи гражданского поэта, скажем, Некрасова»22.
- Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова, Врубель, 1906
- Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова
- Описание работы «Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова»
- Интересные факты из жизни Брюсова Валерия Яковлевича
- Портрет Валерия Яковлевича Брюсова
Но он. В один из ноябрьских вечеров 1913 года Львова позвонила Брюсову и попросила приехать. Урбанистическая тема получает здесь большее развитие по сравнению с «Tertia Vigilia» поэт отдельными штрихами рисует жизнь большого города во всех её проявлениях: так, мы видим и чувства рабочего («И каждую ночь регулярно я здесь под окошком стою и сердце моё благодарно, что видит лампадку твою»34) и истинные переживания обитательницы «дома с красненьким фонариком». Особенно выразительна часть зала, представляющая фрагмент интерьера редакции журнала «Весы», находившейся в здании московской гостиницы «Метрополь». Его избранницей стала Иоанна Матвеевна Рунт, служившая гувернанткой сестер Валерия.
Как видим, это стихотворение не просто продуманное. Звуки, которые чертят. Это не случайно. Все время у меня на язык сегодня слова из современного лексикона. Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в зажиточной купеческой семье.
В его стихах все чаще звучала тема одиночества и самоубийства. Фигура стояла во весь рост и лицо было чуть более натуральной величины. Еще более трагичным оказался роман Брюсова с молодой поэтессой Надеждой Григорьевной Львовой, вспыхнувший в 1911 году. Характерной чертой поэтики Брюсова с этого периода становится стилевая всеохватность, энциклопедизм и экспериментаторство, он был ценителем всех видов поэзии (им посещаются «пятницы К. К. Случевского»), собирателем «всех напевов» (название одного из его сборников). Лечения как такового больше не требовалось, нужны были лишь постоянный медицинский уход и попечение близких. Брюсова и зарождения традиции Брюсовских чтений.
Здесь при чтении мемуаров Судейкина патриотичные сердца должны затрепетать. Эти стихи насыщены социальными мотивами, пафосом «научности» (в духе «научной поэзии» Рене Гиля, которой Брюсов интересовался ещё до революции: «Мир электрона», 1922, «Мир N-измерений», 1924), экзотическими терминами и собственными именами (автор снабдил многие из них развёрнутым комментарием). Брюсов здесь встает в один ряд с мистическими врубелевскими персонажами. Своего пика эти настроения достигли во время Первой русской революции они ярко выражены в брюсовской драме «Земля» (1904, вошла в сборник «Земная ось»), описывающей будущую гибель всего человечества затем— в стихотворении «Грядущие Гунны» (1905) в 1906 году Брюсовым была написана новелла «Последние мученики», описывающая последние дни жизни русской интеллигенции, участвующей в безумной эротической оргии пред лицом смерти. Он пишет серию рассказов «Земная ось», где предлагает читателю через призму характеров своих героев помочь ощутить некую земную ось, пронзающую бытие и являющуюся абстрактной гармонией этого противоречивого мира. Молодые Судейкин и Ларионов предварительно подновили врубелевского «Микулу Селяниновича» — это исполинское панно открывало показ. Поэт из «пустыни одиночества» возвращается в мир людей он словно бы вновь обретает «отчий дом» среда, которая взрастила его, разрушена и теперь на месте «полутёмных лавок и амбаров» вырастают сияющие города настоящего и будущего («Рассеется при свете сон тюрьмы и мир дойдёт к предсказанному раю»)32. Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы.
- Бесовские причуды Валерия Брюсова
- Сергей Малютин — Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1913
- Валерий Брюсов — Портрет женщины: Стих
- Мистика и трагедия Валерия Брюсова
- Георгий Адамович о Валерии Брюсове
Это замечательно показано на потрете главного художника-модерниста – на портрете Врубеля, которому Брюсов позировал: он вождь, он стоит в такой позе со скрещенными руками, как Петр I стоит «на берегу пустынных волн», создавая Петербург, вот Брюсов так же стоит, смотрит и мы можем представить как у его ног войска колышутся. Некоторые из них даже видели, как Валерий Яковлевич ходит по водам. Огненный язык, заключенный в теснящий футляр черного сюртука. Михаил Врубель иногда досадовал на возню Нюты со всякими «нищими», на эту филантропию в духе близких ей и чуждых ему идей нравственного подвижничества, но глубоко уважал и просто с детства любил свою «мамашечку».
Их потом выйдет еще несколько, а первый вышел в феврале 1894 года. Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. В это время появляется первая проза Брюсова. Он был рожден, может быть, для сверхрациональных стихотворений.
Впечатление зловещее, почти отталкивающее. Анненский известный такими стихотворными сборниками, как «Тихие песни» (1904) и «Кипарисовый ларец» (1910), вошел в литературу, будучи уже зрелым поэтом, позднее других писателей-символистов. Над проектом работал известный архитектор Владимир Чагин. Уже ночь. Брюсов видит в будущем лишь времена «последних дней», «последних запустений». Судейкина, Д. Д.
- Анализ стихотворения «Творчество»
- Коллективный сборник «Книга раздумий»
- «Громадные пакеты исписанной бумаги»
- Посвящение «Вечности и искусству»
- Корреспондент, переводчик, профессор
Они стали своеобразным манифестом отечественных символистов, показавших свое поэтическое лицо. Следует отметить рост патриотических настроений в лирике Брюсова 1914—1916 годов41. Уже в 13 лет он связывал свою будущую жизнь с поэзией. Да не потряс, конечно, Врубель ни Пикассо, ни других парижских новаторов. В 1896 году он написал еще одну книгу стихов, в которой господствует, в которой главным является другой символизм – не тот символизм иррациональный, который он пытается создавать в сборнике «Русские символисты», а символизм так называемого парнасского типа, то есть французские символисты и предсимволисты – очень важные для него поэты: Леконт де Лиль – холодный и более близкий, наверное, более органичный для самого Брюсова. Брюсов остаётся сотрудником журнала в качестве критика до 1914 года.
В общем, публика от Брюсова дурела и впадала в транс. Занимает она шесть залов, один из которых – Пушкинский. В начале 1900-х Брюсов увлекся оккультизмом и спиритизмом. Он успевает почти одновременно писать романы, повести, стихи, переводы, редактировать.
- Творчество поэта между двумя революциями
- Фото Брюсова Валерия одна из последних фотографий
- Фото Брюсова Валерия 1990-х годов
- Фото Брюсова Валерия 1910-х годов
- Фото Брюсова Валерия 1900-х годов
- Фото Брюсова Валерия начала 1910-х годов
Посетителя будто призывают воспринимать эти течения не изолированными друг от друга и предшествующей традиции, а, напротив, встроенными в историко-литературный контекст, перекликающимися и взаимосвязанными. Вот таким образом они отмечены исканиями вбольшей мере, чем конкретными выводами. Как почти всегда бывает в подобных случаях, «духовная дружба» переросла в нечто большее, причем со стороны Петровской. Особым пиететом наполнен сонет «К портрету Лейбница», в котором Брюсов отдает дань уважения любимому ученому. работа идет до самого вечера изо дня в день из года в год, вот уже 25 лет. Когда его сверстники играли в войну или мяч, Валера увлеченно разглядывал географический атлас и представлял себя «то изобретателем воздушного корабля, то астрономом, открывшим новую планету, то мореплавателем, достигшим Северного полюса».
В архиве РГБ, Российской государственной библиотеки сохранился архив Брюсова. «Огненный ангел» был посвящен Петровской. За всеми перипетиями государственной службы Валерий Яковлевич не забывал и о творчестве. И сам он говорил о себе, что он рожден быть вождем декадентства в России. Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам) и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др. ). В. Я. Брюсова) и до конца жизни был его ректором и профессором. Втомже 1894г.
- Фото Брюсова Валерия со своим воспитанником Колей Филипенко 1920-х годов
- Фото Брюсова Валерия гимназист 1885 год
- Поэт в России – больше, чем поэт
- Валерий Брюсов – биография, фото, личная жизнь, стихи, книги
- Описание картины Михаила Врубеля «Портрет Валерия Брюсова»
- Описание картины Михаила Врубеля «Портрет Валерия Брюсова» Картины художников
- Интересные факты из жизни Брюсова
Позже художница вспоминала: «Когда Брюсов упомянул об оккультной науке, мой муж заметил, что такой науки нет, а оккультизм есть дело веры: Вы верите, а я не верю. Унизительной фазы превращения в бессмысленное подобие человека он не допустил, февральской ночью простудил себя, как пишет его сестра, «умышленным стоянием под форточкой» и получил воспаление легких, которое перешло в скоротечную чахотку. И эти две строчки ему посвящены действительно в любой истории литературы. Только циклы «Из ада изведённые» и «Мгновения» посвящены любви. Вот Брюсов так не считал, а И действительно в Брюсове поражает разнообразие его тем. По Л. Каменеву Брюсов— «молотобоец и ювелир».
Катя догадалась похлопотать, чтобы с покойного художника сняли маску (это сделал Петр Бромирский), ездила в траурный магазин, заказывала место на кладбище, оттуда поспешила на панихиду в академической церкви. Она тут неслучайна. Именно в этом доме великий поэт и провел большую часть своей жизни. На следующий день гроб с телом Врубеля был установлен в церкви Академии художеств. Глаза с тяжелыми веками, упорно злые, не отрываясь, пристально смотрели на меня. Вы просто не знаете этой науки и потому не имеете права говорить, что ее нет.
Звуки нельзя чертить. Так продолжалось две-три минуты. Поэт же много говорил с ней о смерти и самоубийстве. Современники иронизировали, что ежемесячник Струве издаётся так, будто это «юбилейные номера русского символизма». Бурлюка, Н. С. В последней работе имеются новооткрытые и восстановленные тексты Пушкина-лицеиста)56.
Грустно и неловко за эту триумфаторскую легенду и ее восторженные тиражи. Такова была реакция деятелей русской культуры на геноцид армян 1915 года. В 1900 году выходит в свет третья книга поэта «Третья стража», после чего его стали называть поэтом с большой буквы. В рукописном журнале «Начало», выходившем в третьем классе гимназии Креймана, Валерий, его редактор, публиковал свои стихи, там же увидело свет и его первое фантастическое произведение – повесть «На Венеру», написанная в подражание Жюлю Верну. Свободен человек лишь на природе, — в городе он лишь ощущает себя узником, «рабом каменьев» и мечтает о будущем разрушении городов, наступлении «дикой воли».
В 1919 году Брюсов стал членом РКП (б). Длинный большой нос, высоко отросшие волосы, когда-то постриженные ежиком. Это потом окажет влияние на всех совершенно поэтов после Брюсова. Даже лекарства полумертвый Врубель ощущал эстетически.
Максим Горький называл его «самым культурным писателем России». При этом будущий поэт получил хорошее образование— он учился в двух московских гимназиях: с 1885 по 1889 год— в частной классической гимназии Ф. И. Креймана (был отчислен за пропаганду атеистических идей) и в 1890—1893 годах— в частной гимназии Л. И. Поливанова последний педагог оказал значительное влияние на юного поэта в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой15. Брюсов известен в широких кругах как талантливый переводчик.
В 1893 году он пишет письмо (первое из известных) Верлену, в котором говорит о своём предназначении распространять символизм в России и представляет себя как основоположника этого нового для России литературного течения20. Уже на втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый сборник «Chefs doeuvre» — «Шедевры». Когда закрывали гроб, Анна Александровна стала на колени, как всегда покорная». Следующую книгу — сборник стихотворений «Третья стража» с историко-мифологическими сюжетами — поэт посвятил Константину Бальмонту. Всего вышло три сборника (в1894—95гг. ), причём автором большинства стихов вовсех трёх был сам Валерий Яковлевич Брюсов, выступающий как под собственной фамилией, так ипод разными псевдонимами: М.,, З. Фукс, К. Созонтов, В. Даров (это лишь те изних, вотношении которых доподлинно известно, что ими пользовался Брюсов66). Брюсов очень умно вел политику издательства. Эти эксперименты были плодотворно восприняты младшими поэтами. Журнал «Весы» прекращает выходить в 1909 к 1910 активность русского символизма как движения снижается.
В 1895-м здание с участком приобрел тут купец-обувщик Кузьма Баев. В комнатах приглушали свет и вызывали «духов», которые двигали мебель и даже «писали» таинственные тексты — разумеется, чужой рукой. Ларионов и г-жа Гончарова. Однако упаднические настроения только усилились в последующие годы жизни поэта. Был заведующим Московского библиотечного отдела при Наркомпросе (1918 – 1919), председателем президиума Всероссийского союза поэтов (1919 – 1921), с 1919 года работал в Государственном издательстве, с 1921 года – заведующий литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе.
В нем находятся принадлежавшие поэту вещи. Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле. И уж конечно не явился Врубель зачинателем «всех основ кубизма, конструктивизма и сюрреализма». Неприметной, невеселой, волевой, на редкость образованной, чрезвычайно начитанной. При этом Брюсов всвоих ранних высказываниях нестолько боролся заидеи символизма идекларировал их, как это делают идеологи вновь возникающей школы, сколько пытливо присматривался кявлениям нового искусства (главным образом кфранцузской поэзии) и, как историк литературы, пытался– пока ещё робко– вывести генерализующие их принципы»67. Поэтесса звонила еще нескольким людям, но все были заняты.
Этим подчеркивалась преемственность между классической литературой и новым искусством. Двумя годами позднее вышел второй сборник — «Это — я». Символизм не должен претендовать на то, чтобы религиозно преображать мир. Он устраивается в журнал «Русский архив», где около двух лет проработает секретарем редакции.
Дальше он продолжал писать стихи, он продолжал свою деятельность. Брюсов говорит о том, что книга стихов – это абсолютно особый жанр. Схоже по духу с «Каменщиком» и стихотворение «Гребцы триремы» (1905). – Как вы можете говорить, что такой науки нет. Две стороны бытия, пожирающие друг друга, – какой-то потусторонний намек». В своих стихах он использует рваный синтаксис, футуристические конструкции сложения стихотворных строк, множество аллитераций, что позволило назвать эту манеру «академический авангардизм». Ночью 9 октября Брюсов потерял сознание.
И для Брюсова это стало важнейшим событием. И первый сборник, который он выпустил, который он подготовил, назывался «Русские символисты». В памяти Ольги Форш-Срезневской она осталась «прелестной старинной женщиной». Пушкина, бельгийского поэта-символиста Эмиля Верхарна, Ф. И.
Это все – подношения поэту признательных авторов. Самым интересным для нас будет разворот этого сборника «Русские символисты». И коммерчески, между прочим, «Скорпион» был довольно удачным издателем. В 1903 году в издательстве Скорпион выходит сборник Urbi et Orbi (Граду и миру). Одна этажерка здесь полностью отдана гению русской поэзии. В Петербурге жена и сестра художника квартировали теперь вместе.
Вот он их чертит и дальше возникает, продолжается та же самая игра – «в звонко звучной тишине». «По дороге, — пишет она, — я купила синих цветов с длинным стеблем, мне хотелось, чтобы были цветы, как на врубелевской картине» У гроба было столько букетов: розы, лилии, охапки сирени и такая масса венков, что «гробовщик стал уже беспокоиться, как их повезут ими была занята вся погребальная колесница». Сестра знала: Врубелю это было бы больнее всего. С другой стороны, он просто знакомил читателя с новейшей западной литературой. Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов пренебрёг «заветами» изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту»— «не живи настоящим», «поклоняйся искусству»11.
Но со временем Брюсов научился ладить с гимназистами. В связи с этим Брюсов прекращает выступать как деятель литературной борьбы и лидер конкретного направления, занимая более взвешенную, «академическую» позицию. Поэт вспоминал о детстве: «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали. Авангард неистово рвался вперед, а Врубель тормозил, дорожа строгой дисциплиной пластики. Она была готова умереть, чтобы Брюсов с нее мог написать смерть Ренаты. Уже в1894-м г. Брюсов насобственные деньги начинает издание сборников декадентских стихов, назвав их скромно, просто– «Русские символисты». С попыткой выйти из кризиса и найти новый стиль исследователи творчества Брюсова связывают такой интересный эксперимент поэта, как литературную мистификацию— посвящённый Надежде Львовой сборник «Стихи Нелли» (1913) и продолжившие его «Новые стихи Нелли» (1914—1916, остались не изданными при жизни автора).
На его страницах увидели свет статьи Вячеслава Иванова, повесть Андрея Белого «Серебряный голубь», драма Александра Блока «Незнакомка», многие стихотворения символистов. И, собственно говоря, участников этого сборника было двое. Ходасевич говорил, что все это выдумано, ничего этого не было, а это просто было заполнение ниши. Стилизации самых разных поэтических манер, русских и иностранных (вплоть до «песней австралийских дикарей»)— излюбленное занятие Брюсова, он готовил даже антологию «Сны человечества», представляющую собой стилизацию (или переводы) поэтических стилей всех эпох.
Оно сверхпродуманное, сверхрациональное. Опять это исходит, наверное, от рационального устройства его личности, он замечательно умел не просто говорить «это плохо», «а это хорошо», «а это не очень хорошо», а он замечательно умел расписывать, он умел объяснять почему это хорошо, а почему это плохо. На одной, на левой половинке в середине страницы была напечатана только одна строка. С рисунков и фотографий смотрят на нас «старшие символисты»: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский.
В 1907-1908 годах Брюсов писал исторический роман «Огненный ангел». Поляков, увлеченный символизмом, основывает издательство «Скорпион», которое быстро объединило на своей площадке творцов «нового искусства». Они очень четко просчитывали, чтобы тираж все-таки продавался. Настроения Брюсова подчас противоречивы они без переходов сменяют друг друга.
В нём мы видим слияние трудно сочетаемых качеств. Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю» в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (см., например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923)— в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только русский»)39. Однако первой публикацией Брюсова стала вполне обыденная статья — в 13 лет он выступил на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку тотализатора на скачках. Критики восприняли стихи скептически, в том числе из-за громкого названия книги. То есть Брюсов попытался создать ощущение, что вот и у нас в России тоже есть символизм. В 1917 году Брюсов пробует себя на ниве либеральной публицистики.
В последнем великолепно отображена психология описываемого времени (Германии XVI века), точно передаётся настроение эпохи по мотивам «Огненного ангела» Сергей Прокофьев написал одноимённую оперу50. Он. Крестьянские образы возникают ещё в ранний— «декадентский»— период брюсовской лирики. Строгие поформе, отличаются они также своей сжатостью иточностью формулировок.
Стояла, не шевелясь и пристально, злобно-насмешливо смотрела на меня. Вних нет особого лирического настроения, которое моглобы превратить их впоэтическую прозу. Действительно, только ленивый не прошелся с критикой по опубликованным в сборнике стихам. Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом Новой жизни» Брюсов стать так и не смог.
В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»). Как же писать теперь, если свое состояние я могу определить только словом «блаженство». Всегда должен был быть вот этот фон. Мы очень часто читаем глазами сегодняшнего человека. В его коллекции есть переводы произведений Гете, Метерлинка, Байрона, По. Также он пишет неопубликованные при жизни пьесы футурологического характера «Диктатор» и «Мир семи поколений». Чагин блестяще справился с поставленной перед ним задачей.
Статья в «Вестнике Европы» была опубликована в 92 году и уже через год, 4 марта 1893 года Брюсов вносит в свой дневник еще одну запись, где он говорит о том, что его путеводной звездой в тумане будет отныне являться декадентство. Причем в каждом из этих поэтов можно угадать на кого Брюсов ориентировался. Оригинальные новеллы Брюсова, построенные на принципе двоемирья, составили сборник «Земная ось» (1907).
Брюсов, происходивший из русского крестьянства, находившегося под «барским гнётом», был хорошо знаком с сельской жизнью. Пушкин и русская литература Серебряного века». В дни болезни художница увидела перед своим окном силуэт странного человека. И, таким образом, Брюсов решал две задачи. Валерий Яковлевич умер от сильнейшей простуды.
Здесь расположена та самая историко-литературная экспозиция «А. С. И даже в период поклонения городу у Брюсова иногда возникает мотив «бегства» с шумных улиц на лоно природы. Брюсов на следующий день сбежал «по делам» в Петербург, затем в Ригу, э искренне любящая Иоанна Матвеевна сделала все, чтобы это дело как можно скорее замяли. Но за его глубоким интеллектом и умением безупречно себя подать окружающие видели порой некую сущность «без лица и названия».
В период с 1894 по 1895 он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника Русские символисты, куда вошли многие из его собственных стихов (в том числе под различными псевдонимами) большая их часть была написана под влиянием французских символистов. Их роману предшествовала сложная интрига. Во время Первой мировой Валерий Яковлевич отправился на фронт, где работал корреспондентом одного из петербургских изданий «Русские ведомости». Мы уже с вами говорили о том что такое декаданс, декадентство. Ученице, которой Анна Александровна давала уроки немецкого языка, она запомнилась строгой и суховатой «фрау».
Пастернака, С. А. Значительного внимания критики удостоилась и повесть «Последние страницы из дневника женщины»52. Брюсов сам ощущает себя рабом буржуазной культуры, культуры города и его собственное культурное строительство является сооружением той же тюрьмы, что представлена в стихотворении «Каменщик».
Надо сказать, Брюсов был страшно обижен на эту пародию. Однако позже Брюсов сблизился с другими юными любителями чтения, вместе они начали издавать рукописный журнал «Начало». После его смерти этот дом на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира) перешел по наследству сыну Ивану, для которого в 1910 году и был перестроен.
И осталось понять что такое эмалевая стена. За окном луна. бойких фельетонистов».
Эта часть экспозиции включает также конверты издательства «Скорпион» и журнала «Весы» с логотипами, выполненными художником Николаем Феофилактовым, рукописи Брюсова и Блока. Среди его руководителей оказался «Валерий Яковлевич. И предположим перед ним растение – латания в горшке. Работа не клеилась. С другой стороны, у «Скорпиона» была, даже если смотреть по сегодняшнему дню, очень хорошая серия зарубежных книг.
В назначенный час перед трепещущими хозяевами появлялись с таинственным видом приближенные поэта – так называемая «свита». К. Д. Баеву принадлежали еще несколько домов на Мещанской. В нём ярко расцветает гражданская лирика Брюсова, начавшая проявляться ещё в сборнике «Urbi et Orbi». Он начал отдаляться от Петровской и в роли ее утешителя оказался Брюсов. Брюсов писал и фантастические произведения— это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» (1904—05)51.
Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. При этом сразу нужно отметить одну вещь, на которую можно смотреть двояко. Поклонникам все это нравилось. Это потому, что они были неделями счастья.
Были слезы, конечно. В 1894 году, в конце лета Брюсов делает второй выпуск «Русских символистов», в котором уже десять авторов печатают по пять стихотворений. Разница в возрасте была велика. Наделенные юмором современники отзывались об этом так: «Поза напыщенная, неестественная и для театра совсем уж неуместная» Театралы справлялись друг у друга с улыбкой: «Что означает этот курносый господин. » – так как в лицо Брюсова многие не знали.
Причем их направленность носила ярко выраженный материалистический характер, вот таким образом Брюсов с малых лет был знаком с теорией Дарвина, биографиями Кеплера и Ливингстона, а также стихами Н. Некрасова. Тогда он «жестоко страдал, горько жаловался жене и сестре на судьбу и плакал, что не может их видеть». На самом деле опять восемь авторов были созданы самим Брюсовым. В другой раз он давал другое какое-то объяснение. На стенах картины: Радимов, Феофилактов, Бакст, а рядом с ними.
Он читает лекцию, которая называется «Ключи тайны», где он объясняет что такое символизм в его понимании. Начались оккультные сеансы. Окончание редакторства Брюсова произошло в конце 1912 года. Интересны брюсовские работы по стихосложению («Основы стиховедения» и др. ). Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве. Есть много выдающихся людей, которые признают оккультизм наукой изучают его.
Брюсов сочувственно относился к творчеству пролетарских поэтов, что выражено в его статьях «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», «Синтетика поэзии». Одним из первых русских поэтов Брюсов в полной мере раскрыл урбанистическую тему (хотя элементы «городской лирики» можно встретить ещё задолго до Брюсова— например, в пушкинском «Медном всаднике», в некоторых стихотворениях Н. А. Некрасова). Креймана (1885-1889 годы) и Л. И. В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» — именно тогда символизм и стал сформировавшимся литературным течением. В 1920 году вступил в Коммунистическую партию. В 1917 – 1919 годах он возглавлял Комитет по регистрации печати (с 1918 года – отдел Российской книжной палаты).
Ему нужно было их впечатлить и обезоружить. Это была традиция, с которой они могли работать. Но это сработало. Кнесчастью Кнесчастью, – я несовсем символист.
Отзывы 1916—1917 годов (писавшая под псевдонимом Андрей Полянин София Парнок, Георгий Иванов и др. ) отмечают в «Семи цветах радуги» самоповторения, срывы поэтической техники и вкуса, гиперболизированные самовосхваления («Памятник» и др. ), приходят к выводу об исчерпанности брюсовского таланта4344. В студенчестве, в 1897 году, Брюсов женился. Привели они, между прочим, к ситуации, которую не кто-нибудь, а сам Пабло Пикассо определил так: «Живопись кончилась, а художники остались». Специально для театра В. Комиссаржевской он представил русскоязычные версии множества произведений, среди которых «Амфитрион» Мольера, «Лилюли» Р. Роллана, «Елена Спартанская» Э. Верхарна, «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда и другие. Работал в Государственном издательстве, заведовал литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, был членом Государственного учёного совета, профессором МГУ (с 1921) с конца 1922 года— заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором. Основу «Русских символистов» составили произведения самого Брюсова, которые он подписывал различными псевдонимами (Даров, Созонтов, Фукс и другие). Они издают этот сборничек «Русские символисты» – сборник, который вызвал переполох в литературной среде, сборник, после которого некоторое время Брюсова, рациональнейшего человека, будут сопровождать обвинения в сумасшествии: забрать в желтый дом идиот.
Что Брюсов делает во второй строфе. Вообще, фигура Брюсова действительно стоит несколько особняком оттого «лагеря», чьё право насуществование Брюсов отстаивал. На нем – конверты с логотипами книгоиздательства символистов «Скорпион», а также искусно оформленная книга «Поэзия Армении».
Показательны не только книги, но и картины, украшающие стены кабинета. Валерий Брюсов скончался от воспаления легких в Москве 9 октября 1924 года. Брюсов молодился, написал книгу в духе Игоря Северянина и посвятил ее Наде.
«Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — отмечал поэт в дневнике26. Зал акмеизма открывает портрет Иннокентия Анненского – поэтического учителя Николая Гумилева и Анны Ахматовой. Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известны его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина (работы по стихосложению Пушкина, «Письма Пушкина и к Пушкину», «Пушкин в Крыму», «Сношения Пушкина с правительством», «Лицейские стихи Пушкина». Издательская деятельность поэта будет продолжена в начале XX века, когда он принял участие в создании альманаха символистов «Северные цветы».
Нередко здесь проходили модные в те годы спиритические сеансы. Однако вскоре наметились трения между Струве и Брюсовым: декабрьский номер «Русской мысли» 1910 года был арестован за порнографию. Эта тема была не затронутой и вот Брюсов ее заполнял. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»).
Коровина, В. Э. «Песни» написаны жизненно, в «лубочной» форме они привлекли к себе большое внимание критики, отнёсшейся, однако, к этим произведениям большей частью скептически, назвав «фальсификацией» «псевдонародные частушки» Брюсова13. В них была угрюмость и злоба. Это были другие авторы, это был Метерлинк. Сейчас поэт увлекается римскими поэтами. Мне почти стыдно делать такое признание, но что же.
Родители мало занимались воспитанием Валерия и мальчик был предоставлен самому себе большое внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма», вот таким образом Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу («От сказок, от всякой чертовщины, меня усердно оберегали. С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 года— Московское отделение Российской книжной палаты) с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее). С начала 1910-х годов он уделяет значительное внимание прозе (роман «Алтарь победы»), критике (работа в «Русской мысли», журнале «Искусство в Южной России»), пушкинистике31. В 1894 году выходит главная книга Поля Верлена, может быть, самого лучшего, самого интересного среди символистов, «Романсы без слов», переводит которую тоже Брюсов. Эта черта творчества Брюсова вызывала наиболее поляризирующие критику отклики сторонники его (прежде всего символисты, но и такие акмеисты-ученики Брюсова, как Николай Гумилёв) видели в этом «пушкинскую» черту, «протеизм», знак эрудиции и поэтической мощи, критики (Юлий Айхенвальд, Владислав Ходасевич) критиковали такие стилизации как знак «всеядности», «бездушия» и «холодного экспериментаторства»32. Свою миссию в качестве литературного редактора Брюсов видел в продолжении традиций «Весов».
Оно выпускало их книги, а также альманах «Северный вестник». Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, «вольный стих» в духе Верхарна, разрабатывал «длинные» размеры (12-стопный ямб с внутренними рифмами: «Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра // ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра», знаменитый 7-стопный хорей без цезуры в «Конь блед»: «Улица была как буря. Знаменитый манифест «Пощечина общественному вкусу», содержащий призыв «сбросить Пушкина с парохода современности», – организующий центр зала русского футуризма, наиболее ярко отражающего художественные и идейные споры того времени. Валерий Брюсов стал одним из основоположников русского символизма. Какой она была.
Сам Брюсов, немножко играя, объяснял, что речь идет о ногах Христа. «Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине» Собственно говоря, Брюсов уже начал из мира реального – латаний – творить свою фантазию – «лопасти латаний на эмалевой стене». Они Её слышат. По мнению Брюсова, отрыв от действительности губителен для художника13.
Опять же, конечно, это были книги модернистов. Статьи Брюсова, вбольшей части информационно-аналитичны. В 1923-1924 годах выходят два его последних сборника — «Дали» и «Меа», в которых перед читателем предстает абсолютно иной Валерий Брюсов. После организации издательства Скорпион, которое стало выпускать новую литературу (произведения модернистов), Брюсов принимал активное участие в организации альманахов и журнала Весы (1904 – 1909), ставшего рупором русского символизма. Это замечательно сделано. стихотворение «Младшим»: «Они Её видят. Какой.
Об этом сразу стали говорить. Вот, например, разместившийся в центре комнаты дубовый стол. В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира, способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру, «рабом» которой поэт считал себя ранее теперь же он может «возродить жизнь». Но, конечно, самое главное для Брюсова было здесь подразнить гусей, раздразнить читателя.
А потом «снова забывал о слепоте, бредил о великих замыслах и уверял, что перед новыми картинами все созданное им раньше покажется ничтожным». Потом – чик и все пропало. Действительно, Брюсов очень многих рекрутировал в русский символизм. Именно там, впереди, он видел социальные и культурные перспективы общества. Зал символизма открывают графические портреты Александра Блока (работы Татьяны Гиппиус, сестры знаменитой поэтессы, 1925), Андрея Белого (Леона Бакста, 1906) и Юргиса Балтрушайтиса (Леонида Пастернака, 1912). Эти стихи написаны от лица увлечённой модными веяниями «шикарной» городской куртизанки, своего рода женского соответствия лирического героя Игоря Северянина, поэтика обнаруживает— наряду с характерными приметами брюсовского стиля, благодаря которым мистификация была скоро разоблачена— влияние Северянина и футуризма, к появлению которого Брюсов относится с интересом1345.
Позднее Брюсов с горестью вспоминал, что «стал героем мелких газет и. Он лежал совсем низко и говорил вполголоса: нужно изящно страдать». Лет в восемь он начал писать стихи и с их подборкой и письмом в редакцию в 1884 году Валерий дебютировал в детском журнале «Задушевное слово». В 1899 году Брюсов заканчивает университет и с головой окунается в творческий процесс. Здесь мы видим самые разнообразные издания на многих языках: алхимические трактаты эпохи Возрождения, религиозную литературу, труды по математике, географии, философии и, конечно же, художественные произведения и поэтические сборники.
др. )13. Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик». Борисова-Мусатова, С. Ю. В нем можно увидеть факсимильные листы рукописей поэта (это издание 1911 года было подготовлено великим князем Олегом Константиновичем, писавшим стихи, увлекавшимся музыкой и живописью он умер совсем молодым от раны, полученной в одном из сражений Первой мировой), прижизненные издания произведений Пушкина и копию знаменитого портрета работы Ореста Кипренского.
В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши. », 1924) он радикально обновляет свою поэтику используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы (вновь, как в эпоху «Стихов Нелли» используя опыт футуризма) Владислав Ходасевич, в целом критически настроенный к Брюсову, не без сочувствия оценивает этот период как попытку через «сознательную какофонию» обрести «звуки новые». Тут же и первые издания «новых поэтов»: сборник «Русские символисты» (1894), журналы «Северный вестник», «Новый путь», книга стихов Бальмонта «Под северным небом» (1894). Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству». «В первое мгновение я подумала, что вижу сатану. Еще раз повторяю. Заботы о похоронах взяла на себя свояченица Михаила Врубеля.
С небольшими перерывами для обеда, чая и т. п. В качестве организаторов выступали в том числе Бенуа и Бакст, бывшие «мирискусники». Главным редактором появившегося в 1904 году ежемесячника «Весы» был сам Брюсов.
Малевича, В. В. Брюсов поёт «гимн славы» «грядущим гуннам», прекрасно понимая, что они идут разрушить культуру современного ему мира, что мир этот обречён и что он, поэт, — его неотрывная часть. В 1918 году Брюсов издал сборник «Опыты», не ставивший творческих задач и специально посвящённый самым разнообразным экспериментам в области стиха (сверхдлинные окончания строк, фигурная поэзия ит. п. ). Работа самая разнообразная. Сидит поэт.
Гончаровой, В. Е. Перед рассветом на вопрос, что у него болит, Врубель ответил: «Ничего» Умер он тихо. Может быть, он сидит в полусне некотором: «Колыхаются во сне». Зато об идеях Дарвина и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножать», — вспоминал Брюсов14) но при этом других ограничений на круг чтения юноши не накладывалось, вот таким образом среди «друзей» его ранних лет были как литература по естествознанию, так и «французские бульварные романы», книги Жюля Верна и Майн Рида и научные статьи— словом «всё, что попадалось под руку»14.
Причина— повесть Брюсова «Последние страницы из дневника женщины»59. У него было свойство, которое редко бывает у критиков. Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году, когда отбирал стихи начинающих поэтов (таких же, впрочем, как и он сам) для первого сборника «Русские символисты»55. Вернулся в столицу, но болезнь прогрессировала. Татлина, театральные эскизы М. В. Сам в своем дневнике он говорил позже: «Это было целое откровение для меня».
один поэт, другой третий, четвертый, пятый. Тютчева, И. С. В числе изданных работ «Скорпион» выпустил в свет ряд сборников Брюсова, в том числе «Зеркало теней», «Пути и перепутья». Вскоре владелец текстильного предприятия С. А. Никто никогда не заговаривал с ним первым.
Толпы проходили // Словно их преследовал неотвратимый Рок») использовал чередования строк разного метра (так называемые «строчные логаэды»: «Губы мои приближаются // К твоим губам»). Зато. В нем переплетается автобиография поэта с мистическими мотивами и историей.
Этот зал – нарочито эпатирующий, кричащий, провозглашающий полный разрыв с традицией. Поливанова (1890-1893 годы). », 1903)38. Он очень умело действовал. В 1894-1895 годах Валерий подготовил три поэтических сборника под названием «Русские символисты» изданные в виде трех тонких брошюрок.
Он даже пообещал Нине магическую помощь в возвращении возлюбленного. Однако говорить о нем, как о живом явлении, наверное, не приходится. Следующим сборником Брюсова стал «» («Венок»), написанный во время самых ожесточённых революционных событий 1905 года (вышел в декабре 1905) сам поэт считал его вершиной своего поэтического творчества («Венок завершил мою поэзию, надел на неё воистину венок», — пишет Брюсов36). Анна Александровна не захотела говорить о менее красивых деталях немощи, заставлявшей ее брата мучиться и ворчать «хоть бы яду дали. ». Без него справились. Не таяло постепенно, нет, а исчезло вдруг, сразу, словно захлопнулась какая-то заслонка».
Опыт Брюсова-редактора был учтён Струве, когда тот пригласил поэта редактировать литературный отдел старейшего московского журнала «Русская мысль» в 1910 году. И в 1900 году вместе с богачом, своим другом Сергеем Поляковым он создает главное символистское издательство «Скорпион», которое располагается в Москве и которое печатает два потока книг. Нозамной идут другие»69. Вот как описывает это «демоническое» ощущение от портрета Нина Петровская, жена и помощница владельца издательства «Гриф» Сергея Соколова, хозяйка литературного салона, принимавшая живое участие в богемной жизни начала ХХ века: «Чуть наклоненная вперед фигура поэта отделяется от полотна испещренного иероглифами.
Завершив книгу, писатель стал охладевать к Нине. Это становится одним из главных текстов раннего символизма. Наиболее полным сборником критических статей Брюсова является «Далёкие и близкие». Петровская была замужем за издателем Сергеем Соколовым (Кречетовым), но состояла в своеобразной -духовной дружбе» с поэтом Андреем Белым.
Маяковского, О. В. Он разбогател, обзавелся семьей. Может быть в силу своей некоторой холодности он умел быть объективным. Он был гениальным, замечательным менеджером. Недаром акмеисты потом попытаются сделать его своим союзником.
Цветаевой, Б. Л. Наиболее известны исторические романы Брюсова «Алтарь победы», описывающий быт и нравы Рима IV века н. э. 49 и— в особенности— «Огненный ангел». Вскоре Брюсов, помимо беллетристики, стал курировать библиографию и критику журнала. В 11 вечера она застрелилась. Он пишет большую повесть из римской жизни – Юпитер поверженный (окончание Алтаря победы), повесть из русской жизни Обручение Даши, статью об Атлантиде, переводит Энеиду Вергилия, печатает второй том своего собрания сочинений, небольшую книжку мелких заметок о современной литературе, четыре книги (второе издание) Французских лириков XIX века, редактирует сочинения Каролины Павловой и т. д.
В сборниках «Зеркало теней» (1912), «Семь цветов радуги» (1916) нередкими становятся выдающие этот кризис авторские призывы к самому себе «продолжать», «плыть дальше» ит. п. изредка появляются образы героя, труженика. Можно употребить такое слово «менеджер». Такая позиция позволила ему занимать ряд важных должностей. Его избранницей стала Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестер поэта.
Тогда же он написал свое первое литературное произведение – комедию «Лягушка». Брюсов изучал творчество Николая Гоголя (что выразилось в его речи «Испепелённый»), Баратынского, Фёдора Тютчева (Брюсов фактически открыл творчество этого талантливого поэта для русского общества), Алексея Толстого. Даже стихотворения о природе, которых в сборнике немного, звучат «из уст горожанина» («Месячный свет электрический» ит. п. ). Вот собрание сочинений Поля Верлена на французском языке, модернистские журналы «Весы» и «Мир искусства», оккультная литература – этими книгами XVII–XVIII веков пользовался Брюсов при написании наиболее известного его романа «Огненный ангел». Начинались мучительные гадания хозяев: «будет – не будет» и, когда наконец виновник торжества объявлялся, все уже лежали по углам в полуобмороке.
Так есть». В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей». Любовь Белого так и не вернули, но зато между Валерием и Ниной вспыхнула роковая страсть. По Брюсову, революция была неминуема.
Но Брюсов был знаменитым поэтом, вот таким образом так легко сдаваться не желал. Владевшее Брюсовым «стремление кнеограниченному расширению своего творческого кругозора иприобщению ктрадициям классического искусства непрестанно выводили его загоризонт литературной школы, ккоторой он принадлежал, побуждали его стечением времени () преодолевать её ранее сложившиеся каноны»70. «Северные цветы» подготовили почву для появления на свет собственного журнала символистов «Весы» (1904). В 1916 году Брюсов издал стилизованное продолжение поэмы Пушкина «Египетские ночи», вызвавшее крайне неоднозначную реакцию критики. В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова— Елена Краскова— скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 189327 ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892—1893 годов). Периоды полного бесстрастия сменяются у Брюсова лирикой неутолённых болезненных страстей («Я люблю в глазах оплывших», 1899 «В игорном доме», 1905 «В публичном доме», 1905 и мн.
Скажем, о Хлебникове и Маяковском он пишет высоко и хвалит их стихи. Сборник вышел в 1916 году в Москве под редакцией Брюсова. В художественной витрине зала представлены обложка для «Мира искусства», созданная Марией Якунчиковой, акварели Сергея Судейкина и Василия Милиоти, карандашные автопортреты Мстислава Добужинского и Леона Бакста. Она была посвящена коллеге и единомышленнику К. Бальмонту. Розановой, скульптурные бюсты М. И. Это строка «О закрой свои бледные ноги», которая вызывала немедленно вой критики, кучу подражаний.
На протяжении 5 лет до 1909 года Брюсов будет работать над его редактированием. Может быть именно вот таким образом ему как раз и удалось более-менее объективно вспомнить о вкладе Брюсова в поэзию. Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм»37. Благодаря этому у него были хорошо развиты пытливость и любознательность. Мы еще будем об этом довольно много говорить.
Я думаю мы сейчас с вами легко это поймем. Поэт публиковал свои произведения во многих московских и петербургских журналах, работал в московском издательстве «Скорпион». Открыла, например, поэту Владимиру Пясту, а через него — Александру Блоку ошеломившую их книгу Августа Стриндберга «Одинокий». И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то— отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»)37. Писать Брюсов начал рано, еще ребенком, сочиняя стихи и рассказы.
После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность. Его отец был довольно преуспевающим торговцем. Увлёкшись скачками, отец просадил всё состояние на тотализаторе он заинтересовал скачками и сына, первая самостоятельная публикация которого (в журнале «Русский спорт» за 1889 год) представляет собой статью в защиту тотализатора13.
Один был русским Малларме, другой – русским Рембо, третий – русским Верленом. Он писал для них стихи. Редакции журналов и издательств играли значимую роль в литературной жизни того времени.
В «Третьей страже» помещены также несколько переводов стихотворений Верхарна, восхищение творчеством которого последовало за восхищением музыкой и «нечёткими образами» поэзии Верлена. «О, придут не китайцы избиваемые в Тяньцзине, а те— более страшные, втоптанные в шахты и втиснутые в фабрики Я зову их ибо они неизбежны», — пишет поэт четырём символистам в 1900 году, после «Трёх разговоров» Владимира Соловьёва13. Это касается самых-самых разных областей. Все формы вытянулись и углубились.
Если для многих символистов характерен тематический монологизм (соборность, «дионисийство» Иванова, «неохристианство» Мережковского ипр. ), то темы иидеи статей Брюсова меняются вместе савтором, меняются лозунги, которые он выдвигает. Одной из причин был отказ Струве печатать роман Андрея Белого «Петербург», считавшего роман творческой неудачей— на печатании романа настаивал Брюсов. Иван Кузьмич затевает перестройку старого дома и поручает его строительство архитектору Владимиру Ивановичу Чагину. Как и «Мир искусства» когда-то, журнал «Аполлон» объединил писателей и художников, в редакции устраивались не только литературные, но и музыкальные вечера с участием Игоря Стравинского, Александра Скрябина, Сергея Прокофьева, проводились и художественные выставки. Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистов (см.
Еще в детстве он начал читать очерки, биографии и научные труды знаменитых ученых. Настроение «Земли» (произведения «предельно высокого», по определению Блока) в целом пессимистическое. Несмотря на трагический финал, в пьесе изредка всё же встречаются вселяющие надежду нотки так, в финальной сцене появляется верящий в «возрождение человечества» и в Новую жизнь юноша по нему— лишь истинному человечеству вверена жизнь земли и люди, решившиеся умереть «гордой смертью», — только заблудившаяся в жизни «несчастная толпа», ветвь, оторванная от своего дерева. В 1895 году вышла первая книга стихотворений Брюсова – Chefs duvre (Шедевры), в 1897 году – сборник стихов Me eum esse (Это – я) о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм. Можно сказать, что этот журнал впервые объединил приверженцев символизма. Есенина, шаржи и фотографии. Сайт музея.
Поленова, К. А. «Захотелось получить род аттестаций от Парижа, явилась потребность как-то экспортировать то, чем была духовно богата Россия», — пояснял идею выставки принимавший участие в ее формировании Александр Бенуа. В четыре года Брюсов научился читать и буквально поселился в родительской библиотеке.
Великодержавное настроение времён Русско-японской войны 1904—1905 годов (стихотворения «К согражданам», «К Тихому океану») сменились у Брюсова периодом веры в непременную гибель урбанистического мира, упадок искусств, наступление «эпохи ущерба». Адамович, с которого мы начали, учился у Брюсова как критик. У психиатра Усольцева относительно Врубеля вывод: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми».
Эмалевые стены были у печей. Вообще, корректное чтение предполагает, что мы забываем все современные значения слов и за значением каждого слова лезем в словарь того времени, так как вот слово «киоск», которое привычно для нас как киоск, в котором продают, например, газеты – газетный киоск, в то время не имело этого значения или оно было периферийным, а главным значением слова киоск было «беседка». Еще в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию — «Лягушка». Именно в это время он встретил писательницу и литературного критика Нину Петровскую. Согласно характеристике Андрея Белого47, Валерий Брюсов— «поэт мрамора и бронзы» в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу»22.
Поэт писал в дневнике: «Недели перед свадьбой не записаны. Впрочем, довольно долгом начальном периоде. В резком отрицании преемственности они ничуть не уступали футуристам итальянским. Поэты и писатели устраивали литературные встречи в кружке Гиппиус, на «средах» у Брюсова, а также у его друга Александра Миропольского (Ланга). Наш поэт «курносым» быть не привык и очень на Петербург сердился и негодовал.
так как зубки прорезались. Анна Александровна отметила, что «с потерей зрения, как это ни кажется невероятным, психика брата стала успокаиваться». Уже сборники конца 1900-х годов— «Земная ось» (прозаический сборник рассказов, 1907), «Все напевы» (1909)— оценивались критикой как более слабые, чем «Stephanos», в основном они повторяют прежние «напевы» усиливаются мысли о бренности всего сущего, проявляется духовная усталость поэта (стихотворения «Умирающий костёр», 1908 «Демон самоубийства», 1910).
Вот, собственно говоря, что мы видим в первой строфе. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала Русский архив. Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы искусства и языкознания первый том вышел уже после смерти Брюсова)46. В это время в мастерскую вошел супруг Анны Петровны и разговорился с поэтом. Брюсов являлся и членом Моссовета39. Это страшно.
Собрание это красноречиво говорит о широте интересов Брюсова. И вдруг я узнала – да ведь это Брюсов. В нем появились урбанистические исторические и научные мотивы. Это был Пикассо».
Теперь он уделяет значительное внимание прозе (роман «Алтарь победы»), критике (работа в «Русской мысли», журнале «Искусство в Южной России»), пушкинистике. В 1913 г. поэт переживает личную трагедию, вызванную мучительным для обоих романом с молодой поэтессой Надеждой Львовой и её самоубийством. Это считалось неприличным. И это сработало, так как поэты, которые начали писать стихи, ознакомившись с этим сборником «Русские символисты», получили образцы, которым они могли подражать. Он отказался.
Живы одни глаза – провалы в дымно-огненные бездны. Она же едва ли не осью жизни сделала преданность «Мишуреньке». Стихотворения «Кинжал» (1903), «Довольным» (1905)— стихотворения «песенника» растущей революции, готового встретить «приветственным гимном» её свержение13. Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Мориса Метерлинка («Пеллеас и Мелезанда», «Избиение младенцев»), Виктора Гюго, Расина, Авсония, Мольера («Амфитрион»), Байрона, Оскара Уайльда («Герцогиня Падуанская», «Баллада Рэдингской тюрьмы»).
Любовь к «Тале» Дарузес Брюсов испытывал до 1895 года. И слова Адамовича, с которых я начал, справедливы. Врубель хотел созерцанием красоты и тайны «будить душу», а лидеры авангарда усомнились в ее наличии у толстокожих зрителей и действовали сильными средствами в обстановке, когда, как писал Дали, «всё, что тише взрыва, не доходит до слуха». Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной», дабы изведать тайны «жизни мудрой и простой». Он вписывал себя и символистов в западный фон. И движение это не угасает. Но Львова не могла примириться с тем, что Валерий был женат.
«В последний сознательный день, перед агонией, — пишет Анна Александровна, — он особенно тщательно привел себя в порядок (сам причесался, вымылся с одеколоном), горячо поцеловал с благодарностью руки жены и сестры и больше уже мы с ним не беседовали: он мог только коротко отвечать на вопросы и раз только ночью, придя в себя, сказал, обращаясь к человеку, который ухаживал за ним: Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». Молодым в «родовом гнезде» выделили отдельную квартиру, которая превратилась не только в семейный очаг, но и в место сбора поэтов-декадентов. Перед нами изображения А. С. В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам» представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательно.
И, что не часто с ним случалось, прогадал. Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову»13. Брюсов же не давал о себе знать. история от самой древности. Дальше мы увидим, что младосимволисты как раз делали ровно противоположное.
Эта наука имеет в своей истории ряд доказательств. Трудно восстановить ее образ. В своих критических статьях Брюсов не только раскрывал теорию символизма, но и выступал с высказываниями о зависимости формы от содержания в литературе поэзии, как считает Брюсов, «можно и должно» учиться ибо она— ремесло имеющее важное воспитательное значение. В 1890-е годы параллельно с Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал тонический стих (дольник— термин им и введённый в русское стиховедение в статье 1918 года), но, в отличие от Гиппиус и впоследствии Блока, дал мало запоминающихся образцов и в дальнейшем к этому стиху обращался редко: наиболее известные дольники Брюсова— «Грядущие гунны» (1904) и «Третья осень» (1920)48.
Несколько статей («Пушкин и крепостное право», статья о стихотворной технике Пушкина и др. ) написано Брюсовым для собрания сочинений великого русского поэта (издание Брокгауза). он писал: «Я символист. В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие— любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», вот таким образом стремление к смерти стоит превыше всего самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). Переступая порог, посетитель тут же погружается в атмосферу Серебряного века.
Врачи чудом вернули ее с того света. Михаил Александрович Врубель, когда работал над портретом поэта, сказал, что глаза Брюсова похожи на «провалы в дымно-огненные бездны». Это были очень разные авторы. Он был весьма заметной фигурой на литературном небосклоне.
В связи с этим Брюсов прекращает выступать как деятель литературной борьбы и лидер конкретного направления, занимая более взвешенную, «академическую» позицию. В новеллистическом цикле «Ночи и дни» Брюсов отдаётся «философии мига», «религии страсти». Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре, как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения37. Они считали, что весь мир должен быть религиозно преображен с помощью языка. При жизни В. Я. Брюсова ходили слухи, что он как-то связан родством с шотландскими Брюсами, сам же он в автобиографиях всегда подчеркивал свое происхождение от костромского крепостного крестьянина. Источник Владимир Воробьев Святая дорога.
Довольно простой оксюморон. По Брюсову это не есть задача символизма. В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (впоследствии ВЛХИ им. И за его внимание продолжали бороться начинающие поэты.