Портрет Четы Арнольфини Яна Ван Эйка
» Портрет четы Арнольфини » показывает замечательное умение Яна ван Эйка прописывать детали и использовать светотень используя монохромный цвет. Цель данной работы – провести сравнительный анализ «Портрета четы Арнольфини» фламандского живописца Ян Ван Эйка и «Молодой семьи» советского художника Дмитрия Дмитриевича Жилинского. Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» – уникальное явление во всей европейской живописи того времени.
«портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет2. Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей. Картина Яна ван Эйка Портрет четы Арнольфини – одно из самых обсуждаемых полотен его творческого наследия.
» Портрет четы Арнольфини» является наиболее знаменитой картиной Яна Ван Эйка.
Портрет четы Арнольфини: Секреты и зашифрованные символы в картине Ван Эйка
н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
На это указывает ряд следующих интереснейших деталей. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». В конце работы художник выполнил также и надпись. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника.
На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. А мог и сам подарить по дружбе.
Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно. Эксперименты художника в области технологии масляных красок говорят о познаниях в химии. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081.
История одного шедевра: «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка
Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36.
1434». Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Альбомы В. Лебедева «Дмитрий Жилинский» и В. С. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34.
По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Наоборот. На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев.
Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. 1434». ). «И сказал Бог: не подходи сюда сними обувь твою с ног твоих ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая», – сказано в Ветхом Завете.
Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством. В истории искусства «Портрет четы Арнольфини» — одна из первых картин, подписанных своим создателем. Это Ян ван Эйк. Подобное суждение высказала в 1972 году и советская исследовательница М. Андроникова: Поглядите внимательнее, разве напоминает итальянца человек на портрете, ведь у него чисто северный тип. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. Это особенно заметно по одежде. Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита.
Ян ван Эйк, Портрет четы Арнольфини: описание картины и интересные факты
Нередко Ян ванЭйк по заданию Филиппа Доброго выполнял сложные дипломатические поручения. Тем не менее сторонники гипотезы Брокуэлла указывают на то, что на картине представлена не свадьба или обручение. Выпуклые зеркала были более доступны. Но, есть ещё одна преинтереснейшая особенность. Ибо вплоть до XV века живописцу не полагалось привлекать к себе столь серьезного внимания.
Приверженцы такого взгляда утверждают, что не мог мужчина подавать левую руку, если дело шло о бракосочетании или помолвке. Ян ванЭйк родился в Маасейке между 1390 и 1400 годами. А женщина. Для обоих пол комнаты во время бракосочетания был «святой землей».
Ян ван Эйк, Портрет четы Арнольфини
У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Мужчина одет в отороченную мехом накидку, на голове у него огромная черная шляпа с широкой тульей (непременный атрибут представителя бургундского высшего общества) на женщине белый головной убор, зеленое платье, под которым надето нечто синее. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века. С тех пор среди ученых царит разброд.
В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Ведь картина Портрет четы Арнольфини была написана художником по случаю свадьбы представленной на ней пары. Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70.
Загадки легендарного «Портрета четы Арнольфини» Яна ван Эйка
На женщине платье (т. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода.
Ещё один момент: в изображениях свадебной церемонии той эпохи невесты показываются с распущенными волосами60K 7, у женщины же с портрета ван Эйка волосы спрятаны под головной убор, как это было принято у замужних. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла.
Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Его картины демонстрируют обстоятельное знакомство с миром растений и цветов.
В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы. Эта картина, согласно сообщению историка Бартоломео Фацио, хранилась в коллекции кардинала Оттавиани как работа ван Эйка, в настоящее время она утрачена. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69. Остается не проясненным вопрос, кого и что изображает картина.
Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. На картине изображена супружеская чета — Джованни ди Николао Арнольфини и его жена.
Выпуклые зеркала были более доступны. Историки моды объясняют, что в XV веке все наряды женщин шились в стиле «а-ля немного беременная». Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Это подпись художника. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Он клянется свое жене в супружеской верности. У окна лежат апельсины. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета.
Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. Описанное выше содержание картины – это только наиболее распространенная версия, но для некоторых исследователей более притягательна другая: это автопортрет художника.
Чета Арнольфини, Ян ван Эйк, 1434
Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала. Герцог ценил Яна как умного, образованного человека, по словам герцога, «не имеющего себе равных по искусству и познаниям».
Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. О жизни и деятельности художника сохранилось очень мало документальных сведений. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Почти рефлектирующая, эмалевидная поверхность картины — результат использования художником новой техники — живописи маслом. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя.
Хотя, кто знает, после картин Босха, мало что может вообще удивить. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Нессельштраус, И. Тэна «Философия искусства. Так кто же все-таки герой картины. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
Если это так, тогда свадьба была вынужденной и от этого позорной мерой. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Таким образом женщина оправдывала себя в глазах церкви за ночной грех и демонстрировала, что она якобы «вечная мать».
Картина «Портрет четы Арнольфини»
Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо.
Между тем смысловой центр картины, на который направляют взгляд зрителя изображённые в перспективном сокращении окно и кровать — соединённые руки персонажей. Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.
Контекст Арнольфини были большой купеческой и банкирской семьёй имевшей в то время отделение в Брюгге. До сих пор вопрос остается открытым. А женщина. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
А женщина. Эта картина была не просто новой, она была революционной. На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории.
Для проведения сравнительного анализа были взяты труды по истории искусства зарубежных стран: «История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение» под ред. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15.
Ян ван Эйк картина «Портрет четы Арнольфини»
И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ванМандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ванЭйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов.
Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Живопись Италии и Нидерландов. 1434". ).
Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. «Портрет четы Арнольфини» считается одним из самых сложных произведений, о чём мы поговорим ниже. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Выпуклые зеркала были более доступны.
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Таким образом женщина оправдывала себя в глазах церкви за ночной грех и демонстрировала, что она якобы «вечная мать». Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415-1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. На этом изображении имеются тени, трехмерная перспектива и подпись. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини».
Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Наоборот. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла.
Из интернет-ресурсов самыми значительными явились те, в которых содержались биографические статьи интервью, видеоинтервью с художником. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует».
Звучащая живопись: «Портрет четы Арнольфини»
Предположительно чета Арнольфини была написана в их доме, который находился в Брюгге. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. По-французски они назывались «колдуньями»источник не указан 57 дней, поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг).
Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой. Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее.
Портрет четы Арнольфини (картина, ван Эйк, 1434)
Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Получилось пространство, наполненное символами. Апельсины демонстрируют не только благосостояние Арнольфини (ведь они были дорогим экзотическим фруктом), но и олицетворяют райское блаженство.
Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.
Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. А историю того портрета, который находится в Лондонской картинной галерее, мы вообще не знаем, да и изображены на нем совсем другие люди. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
СР Картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини»
Более ста лет считалось, что на картине изображен Джованни диАрригоАрнольфини и его жена, Джованна Пенами, пока не обнаружилось, что они вступили в брак на тринадцать лет позже даты, указанной на картине. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Но ванЭйк так подыскивает им место в этой комнате, что они помимо символического смысла обладают и значением бытовой обстановки. Реализм подкреплен еще и техникой. Подобное суждение высказала в 1972 году и советская исследовательница М. Андроникова: "Поглядите внимательнее, разве напоминает итальянца человек на портрете, ведь у него чисто северный тип. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку.
Семейный портрет – это воплощенные в красках чувства, объединяющие людей в шедевр природы – в семью. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35.
Существует его портрет работы ван Эйка, позволяющий предположить, что он являлся другом художника. Вот и портовый город Брюгге был полон огромными складами, на которых хранились и сукно и полотно и шерстяные ткани. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. В 1861 году историк искусства У. Вил предположил, что на портрете изображен Джованни ди Арриджо Арнольфини (ум.
Выше зеркала странная подпись: «Здесь был ванЭйк. Историки моды объясняют, что в XV веке все наряды женщин шились в стиле «а-ля немного беременная». Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». В 1995 году были опубликованы результаты изучения снимков картины в инфракрасном излучении. В зеркале изображённом на картине, можно увидеть потолочные балки, второе окно и две фигуры людей, входящих в комнату. В зеркале пара главных персонажей отражается со спины, показана также дверь в противоположной стене комнаты и два человека на её пороге — в красном и синем одеяниях.
И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Арнольфини и его супруга изображены без обуви. Двойной «Портрет четы Арнольфини» (1434) наряду с Гентским алтарем – важнейшее произведение ванЭйка. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86. Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски.
Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Наоборот. 1434». ).
Манина «Д. Д. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. 1434. ). Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму.
Интерьер комнаты наполнен предметами, символизирующими свадьбу. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218. Любой в обещаниях может стать богатым).
Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка: есть ли связь между великой картиной и историей России
Если это так, тогда свадьба была вынужденной и от этого позорной мерой. Лекции, читанные в Школе изящных искусств в Париже».
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Ван Эйк использовал преимущество того, что масло сохнет значительно дольше темперы, применив технику мокрого по мокрому. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник. morgen – утро). На спинке кровати вырезана статуэтка святой Маргариты — покровительницы рожениц. Так же поступил и ванЭйк.
Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. В люстре зажжена только одна свеча – символ присутствия Святого духа. Сей факт опровергает третью гипотезу о личностях изображаемых, вот таким образом как если он изобразил портрет себя и жены, а в отражении себя – то это рекурсия какая-то получается, слишком запутанная даже для фламандских живописцев.
На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19.
Десять медальонов с изображением Страстей Христовых украшают его раму. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. На нем великолепная шуба и изысканный головной убор, только туфли сброшены им с ног при входе в дом.
Какой момент в жизни супругов отобразил художник. И что означает надпись над зеркалом: Johannes de Eyck fuit hie (Иоганнес де Эйк был здесь. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной).
Портрет четы Арнольфини — Ян ван Эйк
Почти все изображенные на полотне предметы имеют символические значения: собака обозначает верность, пара башмаков на полу говорит о единстве брачующейся пары, щетка – знак чистоты, четки – символ благочестия, выпуклое зеркало – глаз мира, апельсины – плоды райского сада, а яблоко намекает на грехопадение. Существует много неясностей в творческой биографии Яна. Женщина, одетая в зеленое платье имеет белый шелковый кружевной головной убор.
Противники гипотезы о том, что на картине изображено бракосочетание, указывают на то, что у героев не на те руки и не на те пальцы одеты кольца. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Мужчина традиционно олицетворял связь семьи с внешним миром.
Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно. Этот факт некоторые исследователи объясняют тем, что портрет супруги Арнольфини посмертен и она умерла в результате родов. От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Что и говорить, красота – страшная сила. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Второй спор – беременна ли барышня на картине али нет.
При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. нидерл. Описанное выше содержание картины – это только наиболее распространенная версия, но для некоторых исследователей более притягательна другая: это автопортрет художника. Но существует и другое мнение.
ПОРТРЕТ ЧЕТЫ АРНОЛЬФИНИ Ян ван Эйк
Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее.
Содержание картины в целом не вызывает разночтений. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя.
Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. В зеркале отражается художник и еще один свидетель. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
Ян Ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»
Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.
Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Не случайно рядом с ним открытое окно, за которым видна живая изгородь. При этом Ян ван Эйк использовал ещё более сложную технику, чем другие художники. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках.
Детали портрета четы Арнольфини
В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Уже упомянутый БартоломеоФацио писал в «Книге о знаменитых мужах», что Ян с увлечением занимался геометрией, создал некое подобие географической карты. Картина является визуальным подтверждением свадьбы Арнольфини, но тут возникает вопрос, волнующий умы всех исследователей – была ли невеста беременна. Как отмечает Эдвин ХоллK 1, то обстоятельство, что имя изображённого пишется в различных инвентарях по-разному, указывает, что оно, скорее всего, сохранилось в устной традиции6. 1434». ). Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее.
Ян ван Эйк — Портрет четы Арнольфини
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»). Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате.
Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Его деревянные патены лежат сбоку, а обувь супруги виднеется на заднем плане. Далее. Cамая знаменитая работа ванЭйка – «Портрет четы Арнольфини», датированная 1434 годом (илл. 1).
Это особенно заметно по одежде. Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага.
Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. А женщина. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Однако она по-городскому узка.
«Портрет четы Арнольфини», Ян Ван Эйк
В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. Долгое время считалось, что на картине изображены Джованни ди Арриджо Арнольфини со своей женой Джованной Ченами, но в 1997 году было установлено, что они заключили брак в 1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка. Идут споры по поводу отдельных картин художника: об их содержании, технике живописи. Семейный портрет воспринимался людьми как ценность еще в давние времена. Ц. Г.
Поскольку на языке многих народов Северной Европы апельсин буквально означает «яблоко из Китая» (напр. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Маленькая собачка – это верность, четки – знак благочестия, щетка – чистота.
Правда и тут не обошлось без загадок. Кроме того, о материальном достатке семейства свидетельствуют богатые одежды. Взять хотя бы головные уборы.