Портрет Ф И Шаляпина
Константин Коровин: портреты Фёдора Шаляпина
Далее были портреты Шаляпина в роли Демона (1906 г. ) в одноименной опере, Олоферна (1908 г. ) в «Юдифи». Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). Шаляпин был популярен как камерный певец исполнитель русских народных песен и романсов. Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью -отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416.
На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Мусоргского в Мариинском театре (1912). И. М. Гофман (М., 1981). Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И.
- Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
- Федор Шаляпин: дом для петербургской семьи и рисунки
- Сочинение по картине Портрет Шаляпина Кустодиева 8 класс
- Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев – описание картины
- Описание картины «Портрет Шаляпина»
- Русский музей Дополненная реальность
- Краткое описание Портрет Шаляпина
Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды. По словам художника, Шаляпин «удивительно умеет позировать. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции.
Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. На руках у Марины обезьянка. Огромное полотно заполняет грозная фигура духа зла.
Возможно, художник экспериментировал прямо на холсте, накладывая один цвет за другим. Но в театре приняли условия русского баса. Сюжет заимствован из Ветхого Завета (Книга Юдифи, 13, 4–10): отважная израильтянка Юдифь, проникает в стан врагов и, соблазнив царя Олоферна, отрубает ему голову.
А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха».
Таков в его изображении Федор Шаляпин. У Коровина несет идею живопись – идею света, жизни, добра. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет». Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны.
- Описание настроения картины Портрет Шаляпина
- Коллекция Государственного Русского музея
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)
В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами».
Мотив старого русского города, ярмарки и балагана навеян прежними работами художника— живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы (1910-е), а также декорациями к «Вражьей силе». Кустодиев, увидев артиста, непременно захотел написать его именно в этой шубе. В композиции картины Б. Кустодиев использовал прием, похожий на тот, что был в его Купчихе: высокий первый план, за которым далеко внизу развертывается огромное пространство.
По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста». Обладал Шаляпин и литературным даром. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. Как драгоценнейшее достояние, я храню в моем парижском кабинете мой знаменитый портрет его работы и все его изумительные эскизы к Вражьей Силе»62.
Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого «коровинского» письма.
Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника.
- Портреты Фёдора Ивановича Шаляпина в русской живописи
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Интересно, что он работал и как скульптор, создав галерею бюстов видных деятелей искусства. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился». Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66.
На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. Альбом «Александр Головин», авт. -сост.
Альбом «Константин Коровин» (М., 2001). Серов изобразил открытое лицо певца. Ему казалось, что весь город знает о его позоре.
Шаляпин регулярно приезжал домой к Кустодиеву, рассматривал черновые эскизы до написания их маслом, радуясь тому, что художник понял его замысел24. На руках у Марины обезьянка. На портрете на высоком снежном пригорке, как на пьедестале, возвышается величественная, статная фигура артиста. Толстым.
Известно, что Шаляпин любил дорогие, нарядные вещи. Е. А. Панкратова (Л., 1973), «Русский портрет конца XIX-начала XX века», авт. Над его работами – «мазней», смеялись известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом картину» (1902). Стоит, как вылитый, по несколько часов». Чтобы это показать, несмотря на лёгкий морозец, шуба растёгнута нараспашку— под нею виден строгий концертный костюм.
У ног певца — любимец, бульдог Ройка, а позади — дочери Марфа и Марина с личным секретарём певца. Здесь он находил сюжеты, красочно показывающие традиции русского народа — ярмарки, масленичные гуляния и другие праздники и колоритные типажи выходцев из народа — купцов и купчих, дородных красавиц, «русских венер». Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Его Портрет художника И. Я. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.
Через четыре года Головин пишет второго шаляпинского Мефистофеля в опере А. Бойто (1909 г. ). И краски он выбирал яркие, под стать безудержному народному веселью. Коровин уехал на юг Франции в Виши лечиться, позже приехал туда же Шаляпин. Коровин, И. Е. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.
И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Терещенко, чем огорчил Шаляпина.
По просьбе певца в портрет введены были фигуры Дворищина и двух дочерей. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в в Нью-Йорке, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. На Шаляпине была надета роскошная теплая шуба, которой с ним недавно расплатились за один из концертов и которая, как подозревал сам Шаляпин, была, вероятнее всего, краденая. Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался. Но всё это вдали, внизу, мелким планом.
Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен». Первый из них – в роли Мефистофеля в опере Гуно (1905 г. ). Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме.
Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м.
Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах. Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру М. И. Исключением не стал и Кустодиев, внесший свой вклад в целую галерею шаляпинских портретов. Певец родился в ветреном и морозном феврале хилым и болезненным, ничто не предвещало, что впоследствии из этой крохи вырастет богатырь.
Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Один из них – «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, находящийся в Третьяковской галерее. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух».
Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. В этом довольно парадном портрете Кустодиев со свойственной себе долей лукавства отметил некоторую самовлюблённость Шаляпина, его стремление щегольнуть дорогими нарядами, создав поистине хрестоматийный образ артиста, этакого вальяжного русского барина или зажиточного купца23350474948. В 1900- годы появляются лучшие портреты Коровина. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». Уменьшенный портрет неоднократно представлял творчество Кустодиева на художественных выставках в Швеции, Канаде и Америке1478.
На руках у Марины обезьянка. Несколько раз он писал Федора Ивановича Шаляпина (1873–1938) – в ролях Мефистофеля, Демона, Фарлафа, Олоферна. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана». В 1943–1970 рисовал портреты знаменитостей для обложек еженедельника «Time» (в общей сложности 413 обложек). Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении.
На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». В том же году, после затянувшихся на пять лет гастролей Шаляпина, советские власти запретили ему въезд на родину, да и лишили его звания народного артиста Республики, которое он получил первым ещё в 1918 году.
Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача». Пастернак, К. А. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника.
На портрете надпись: «Ф. Композиция важна, но ее во главу угла ставили передвижники, так как у них она несла идею. И все-таки барство это показное и никак не умаляет широты огромной души великого артиста, в которой так явственно и так сильно выражалась творческая натура, столь характерная для русского нрава и русского народа в целом. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25.
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) родился в Астрахани в семье преподавателя духовной семинарии. Так оно и было в действительности. его балаганы, купцы и купчихи, его сдобные красавицы, ухари и молодцы – вообще все эти типично русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Вместе с тем всё это самозабвенно увлекло бескомпромиссного и требовательного Шаляпина, да так, что он свёл к минимуму гастрольные поездки по российским городам и стал лично заниматься проведением репетиций, в ходе которых сам показывал интонации для ролей участников массовых сцен. Левая рука опирается на трость.
Сейчас артист на прогулке, ему еще предстоит покорить своим талантом этот пока не знакомый город. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Билибина был удостоен второй золотой медали на Международной выставке изобразительного искусства в Мюнхене. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература». В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана».
Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным. Другой написан в 1911 году на французском курорте Виши и хранится в Русском музее. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Здесь снова со всей яркостью выступают черты портрета-картины.
Кустодиев работал над портретом несколько лет, делая многочисленные эскизы. Это портреты артиста в жизни. Недаром Федор Шаляпин говорил:. Недаром Федор Шаляпин говорил, «. Писал пейзажи американского Запада и итальянских городов, картины религиозного содержания («Распятие»), натюрморты.
Савинского, И. Е. Отдельно и, вместе с тем, в едином строе картины, скомпонован натюрморт. Он бы в ней совсем задыхался, если бы не двери в сад. Но ни о каком третейском суде он не помышляет.
Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева — центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха». Фон портрета— ярмарочное гулянье с цирком, каруселью, балаганом, тройкой. И. Шаляпину Б. Кустодиев 1921». Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева.
Итог своей работы Кустодиев так и не смог увидеть при нужном отдалении, так как в 1922 году Шаляпин уехал вместе с женой и детьми из Петрограда на гастроли за границу — в Париж, куда увёз и портрет, поместив его в свою хорошую коллекцию картин русских художников. С 1922 жил за границей. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей.
Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Здесь же были созданы и шесть портретов Шаляпина в ролях. Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. Фигура развернута в фас, голова— влево.
Дворищина. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Мусоргского в Мариинском театре (1912). Несколько раз он писал Федора Ивановича Шаляпина (1873–1938) – в ролях Мефистофеля, Демона, Фарлафа, Олоферна. Портрет в роли Бориса Годунова исполнен в период постановки В. Э.
В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. На гастролях в Лондоне с труппой Сергея Дягилева Шаляпин исполнял партию Бориса Годунова в одноименной опере. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Лучшие портреты К. Коровина появляются в 1900- годы. Интересна история создания этой картины. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34.
В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы. Впоследствии Шаляпин собирался написать третью книгу, на этот раз о целиком театре, но не успел — он скончался в 1938 году. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Прекрасным выражением понимания и восприятия художником Шаляпина явился «Портрет в светлом костюме», созданный в 1911г.
Это красочно иллюстрированные альбомы «Театральный портрет конца XIX-начала XX века», авт. Дни, когда Федор Иванович позировал художнику, были незабываемыми для Головина.
его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. М. В. Распахнутую шубу придерживает манерным жестом правой руки с оттопыренным мизинцем. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. Шаляпин был очень доволен портретом, ценил его особенно и чрезвычайно высоко, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух».
Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно.
Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро». Иогансон, столь ценивший учителя, пишет: «Он обещал поразительно много и, в конце концов, не оправдал ожиданий» 1. В Русском музее хранится один из первых графических портретов, выполненный В. Серовым в 1897 г., где Шаляпин в роли Грозного из оперы «Псковитянка».
Художник увлечён поиском напряженного выражения жизни человеческого духа, характерные в это время для мастеров его круга. Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается.
Его «Портрет художника И. Я. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу).
Много огорчений доставляло ему непонимание публики, критиков. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце. Работы А. Головина, посвященные Ф. И. Шаляпину, хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее-квартире И. Бродского (Санкт-Петербург), Театральном музее. Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление, будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под его широкой фигурой, табуретке (или стуле). Мейерхольдом одноименной оперы М. П. Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо.
Хвалебные отзывы слышны крайне редко. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро». В 1916 году у него случился паралич ног и с тех пор Кустодиев навсегда был прикован к креслу.
И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Создавал скульптуры из дерева. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. У Кустодиева нет места народным страданиям или философским размышлениям – вы видите ясно-морозные зимы с веселым людом на санях, балаганы, карусели, красочные чаепития, трактиры, торговые ряды. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина.
По подсчетам специалистов, существует более 300 различных изображений Ф. И. Шаляпина. Редкая выносливость, поразительное терпение. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую.
Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Зритель, глядя на портрет, будто сейчас услышит музыку масленицы и голос самого певца, которому кажется близок облик и быт этого городка. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.
Нестеров считал, что К. Коровин «срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи». И здесь художник-импрессионист дорожит правдивостью мгновенного зрительного впечатления, подчеркивая случайность момента жестом, движением, поворотом модели. Исключением не стал и Кустодиев, внесший свой вклад в целую галерею шаляпинских портретов.
«Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования» Коровин всегда и везде писал с натуры. Наиболее живая часть натюрморта – букет цветов, написанный более плотно (пастозно), чем остальная часть картины. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2.
Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. Особенно выразителен величавый жест героя. На отставленном мизинце правой руки — перстень с камнем. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе». Он не поднимается до яркой психологической заостренности отличающей Серова. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24.
Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Ими сохранён в веках облик артиста и его сценические образы.
Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Учился у П. А. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.
Константину Коровину особенно удался этот портрет, где Шаляпин показан как бы продолжающим беседу в расслабленной позе. В то время — послереволюционное, неустроенное, голодное — готовилась к постановке опера Серова «Вражья сила». Портрет в роли Бориса Годунова исполнен в период постановки В. Э. И все они, кроме одного, начиная с самого раннего, летние, напоенные солнцем и светом.
Портрет создавался эпизодически в период с 1920 по 1922 год в трудных для Кустодиева условиях: чтобы объять кистью весь двухметровый холст, художнику приходилось писать его по частям, полулёжа, с помощью специально разработанного устройства, позволяющего наклонять полотно до нужного положения.
С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти. Коровин ценился далеко не всегда. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало.
В подобный же треугольник можно вписать и саму фигуру Шаляпина. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму.
С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. В. Калмыкова (М., 2010) и другие. В 1977 году он экспонировался на выставке русского и советского искусства в музее Метрополитен в Нью-Йорке63.
Но конечно и воздух и свет в картине создала не композиция, а колорит. Головин обращается к языку ассирийских рельефов, пытаясь придать образу монументальность. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. У входа на ярмарку— афиша Шаляпина. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16.
Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. «Ни на что на земле непохожий.
За ними извозчик придерживает лошадь, видимо, по требованию седока и тоже удивленно воззрился на невиданного барина. Да она такая, может быть и существовала только в его воображении, объединившем его разрозненные впечатления в единое целое. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию.
Вазочка с фруктами сливается с фоновым пейзажем в окне. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции.
Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало. В творчестве Кустодиева рано обнаружился интерес к национальному быту и истории. Художник вспоминал, что портрет был написан им с большим напряжением всего за одну ночь. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать.
Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды. Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». Шаляпина, силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа – яркого, лубочного, условно изображающего ярмарку. И. Пружан, В. Князева (М., 1980), «Портрет в русской живописи», авт.
Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Цикл портретов, созданный А. Я. Головиным, является повествованием о творчестве артиста. Таков в его изображении Федор Шаляпин.
Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Да и комната кажется небольшой и Шаляпину в ней тесновато. Главная ценность картины – ее живописность.
На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». По свидетельству П. И. Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. Но самый известный из театральных портретов кисти Головина конечно же «Борис Годунов», написанный в 1912 году. Здесь состоялось его первое вокальное выступление.
Шаляпин был очень доволен портретом, ценил его особенно и чрезвычайно высоко, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух». Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе». Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251.
Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. Но наиболее известен хранящийся в Третьяковской галерее «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, также в графическом исполнении. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Артист позировал сразу же после спектакля в гриме и костюме – коронационном царском наряде, который был выполнен по эскизам автора портрета.
Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме. Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г. ), портрет Шаляпина 1905 года.
Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол». Он также не ищет психологической составляющей портрета, что было свойственно В. Серову. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции. Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.
Чувствуется, что он наслаждается жизнью, светлым днём, солнцем, своей силой и здоровьем. Рядом — церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14.
На ногах — модная блестящая обувь. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. «Я хотел в этом портрете дать один из самых лучших театральных образов Шаляпина», – говорил художник. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен — он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища».
Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». В 1902 году писатель Леонид Андреев в статье о Шаляпине обратился к художникам-«властителям формы» с призывом запечатлеть образ гениального певца и его творения, создать ему «прекрасную долговечную статую». Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом. Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру Терещенко, чем огорчил Шаляпина. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В нижнем левом углу на втором плане видны три фигуры в чёрном: дочери Шаляпина Марина и Марфа, сопровождаемые на прогулку большим другом и личным секретарём артиста, тенором Исаем Дворищиным. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы.
Репин и передвижники были недовольны Коровиным, так как он не создавал ничего серьезного идейного, только «этюдики». Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе». Естественно, что такая личность привлекала внимание многих художников. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749.
Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Кустодиев изобразил его в облике важного, немного ленивого щёголя в просторном тёмном пальто на рыжеватом бобровом меху и шапке с такой же оторочкой. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах.
Кустодиев, будучи малоподвижным человеком, с готовностью и без колебаний согласился на предложение Шаляпина о создании декораций. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища».
Художник, который основную свою задачу видит в цвете, в передаче колорита – так хорошо, с психологической оценкой пишет портреты, конечно, не может быть натуралистом, принципы которых заключаются в передаче натуры до мельчайших подробностей, передаче внешнего, а не внутреннего содержания. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Личность певца, его внутренний и внешний облик, притягивали к себе его современников, выражавших впечатления в своих лучших работах — в мемуарной и художественной литературе, скульптуре, графике, живописи.
Чем нарушил этикет. Серов, Л. О.
такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей. во Франции в курортном городке Више, где друзья тогда отдыхали. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения.
Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача». Его большая, удивительно легкая и ладная фигура купается в золотом сиянии. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. В том же году, после затянувшихся на пять лет гастролей Шаляпина, советские власти запретили ему въезд на родину, да и лишили его звания народного артиста Республики, которое он получил первым ещё в 1918 году. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения.
Весь его облик, дышащий радостью бытия, неотделим от яркого солнечного дна. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе». Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16.
Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Идея написать портрет Ф. И. Шаляпина возникла у Кустодиева еще в 1919 году, когда певец пригласил тяжело больного мастера делать эскизы декораций и костюмов для постановки оперы А. Серова «Вражья сила» в Мариинском театре. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское.
Л. А. Ефремова (М., 2005), «Портрет в России. Мейерхольдом одноименной оперы М. П. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Здесь он занимался в мастерской И. Е. Репина, который вскоре обратил внимание на талантливого ученика.
Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны. Венцом летописи жизни и творчества Ф. И. Шаляпина стал портрет, написанный Б. М. Кустодиевым. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен». Точнее, дебют этот не состоялся.
И даже ученик Коровина – Б. В. Толстым. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Исполнил портреты многих знаменитостей музыкального и литературно-художественного мира: С. В. Рахманинова (1929), Т. Руффо в роли Гамлета (1930), М. И. Цветаевой (1933), К. А. Коровина (1933), П. П. Трубецкого (1933), карандашные рисунки М. А. Чехова в разных ролях (1932), артистов труппы Ballet Russe de Monte-Carlo Т. Тумановой, И. Вершининой, В. Немчиновой, Д. Ростова, дирижеров С. Кусевицкого и А. Тосканини, скрипачей Я. Хейфица и Ф. Крейслера, композиторов С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского, пианистов А. Браиловского, В. Горовица, Вэна Клайберна и Б. Джаниса, балерин Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой, Н. И. Бессмертновой, писателей К. Фаррера, Т. Драйзера и А. Труайя, авиаконструктора И. И. Сикорского, поэта Е. А. Евтушенко. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста». Шаляпин изображен в гриме и костюме библейского царя Олоферна в опере А. Н. Серова «Юдифь». В этой стране живут грузные купцы либо в меховых шубах и шапках, либо в поддевках и цилиндрах, красавицы-купчихи.
Особенно близок Шаляпину был Константин Коровин. Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом. Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью -отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры. Увидеть этот портрет можно в альбоме «Валентин Серов» (М., 2008).
Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. Занимался также скульптурой. Сложно коротко рассказать о всех известных и малоизвестных портретах Ф. И. Шаляпина. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. На руках у Марины обезьянка.
В тот же период проявилось мастерство Кустодиева как портретиста. В соавторстве они написали картину «Заседание Государственного Совета». Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749.
Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. Здесь фигура духа также дышит жуткой, сверхчеловеческой мощью.
Репина (1896-1903). Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348.
Вдали постройки старинного русского города. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. Кустодиев не смог её посетить и довольствовался отзывами знакомых, которые не всегда оказывались объективными, как в случае Кузьмы Петрова-Водкина, посетившего художника в те дни. Ф. И. Шаляпин очень дорожил этим портретом: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве», – говорил Федор Иванович.
Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина. Но не сам сюжет, очень популярный в мировой живописи, занимает Головина.
XX век (СПб., 2001), энциклопедия «Шедевры русского портрета», авт. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций.