Портрет Камеристки
В портрете камеристки это непослушная прядь тёмно-золотых волос, выбившаяся на виске из гладкой причёски лёгкий румянец, проступивший на щеке напряжённая линия рта, прячущего непослушную улыбку. Картине посвятил стихотворение Андрей Дементьев («Смотрю на портрет камеристки»). В 1625 году Рубенс создал карандашный портрет камеристки. Картине посвятил стихотворение Андрей Дементьев («Смотрю на портрет камеристки»).
И среди них портрет маленькой камеристки инфанты Изабеллы. Рубенс решает, окончив рисунок, написать картину «Портрет камеристки». Рубенс решает, окончив рисунок, написать картину,, Портрет камеристки». Настоящий шедевр портретного творчества Рубенса – «Портрет камеристки» из Эрмитажа.
Портрет камеристки инфанты Изабеллы
Ажурная колонна. Нет, не колоссальные картины остались в памяти.
Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта. Вижу длинные гулкие анфилады дворца и пыльные скрипучие витые лестницы. Порою проходят десятилетия, а иногда и века, прежде чем в той или иной стране появляется создатель, которому благодарные потомки присваивают короткое, но звонкое наименование — гений. Все до дна. Столкновения двуединых начал — человека житейского и человека-творца. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель.
Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. В его холстах обычно царствуют крупные, пышнотелые, полные избытка жизненных сил героини. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем (en). Сколько историй, сколько романов, сколько трагикомедий доходило до слуха этой юной женщины.
Изящный переход от юности к зрелости, просвечивающий сквозь облик модели, едва заметная грустная нотка во взгляде приоткрывают внутренний мир придворной дамы. И снова я гляжу сегодня на «Камеристку» и словно ощущаю ее время. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Бородатые мудрецы.
Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс. Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца.
Портрет камеристки инфанты Изабеллы, Рубенс
В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Но как, оказывается, содержательна эта, не обретшая еще жизненного опыта юность. Ослепительные мавры.
Но истинным его кумиром был творец фресок Сикстинской капеллы — Микеланджело. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Портрет этот — единственный в своем роде. На рисунке совсем юная придворная. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью.
В этом лице — впервые у Рубенса. Работа не подписана автором2. Слышу шорох поспешных шагов, поцелуи. Какой ураган чувств проносится в душе молодой женщины. С целью лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях.
Портрет камеристки инфанты Изабеллы Рубенса
В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. Единственный. Лицо камеристки кажется трепетным, живым. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67.
Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской». Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. Он пишет супругу Изабеллу Брандт, не зная, что лишь год отделяет любимую от кончины.
Описание картины «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»
Ведь он записал однажды: Придворная жизнь стала ненавистна». В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914.
Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13. До меня доносится приторный и горький аромат старинных духов. Указывая на то, что Рубенс вновь и вновь возвращался к этому образу историки делали вывод о связи семейного или личного характера. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11. Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2.
В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. Неповторимый. Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5.
Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Постигает тайны построения пространства, ритм и гармонию рисунка и цвета.
Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5. Слышу шорох поспешных шагов, поцелуи. Мастер. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Быть может, мы имеем здесь дело с чувством более сильным, чем восхищение.
Она датирована примерно 1616—1618 годами. У него не было святой, яростной цельности Микеланджело. Но к чему эти воспоминания, терзающие душу.
Женский портрет: камеристка инфанты Изабеллы
Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23. Не разбиться. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». Но, к сожалению, со временем стало ясно, что в суете придворных будней мелькали и таяли быстротечные годы и вот наступал миг, когда жестокий рок произносил свое суровое слово.
Художники тогда часто прибегали к услугам близких, дабы меньше тратить времени своих высокопоставленных моделей. Ему совершенно несвойственно низвергать кумиры. Буонарроти не нуждался во внешнем лоске, придворной обходительности. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Вижу длинные гулкие анфилады дворца и пыльные скрипучие витые лестницы. Ведь Рубенс не слишком баловал придворных портретами: он был занят иными делами. Не здесь ли следует искать истоки самого духа рубенсовского искусства — духа мощного, радостного избыточно полнокровного и, как отмечают исследователи, по преимуществу языческого.
Напишите отзыв о статье Портрет камеристки инфанты Изабеллы
Микеланджело многим казался грубым, неуживчивым, почти неотесанным. Воздух времени, которым дышит художник. Он едет в Италию, на родину Ренессанса.
Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль. Четыре с половиной метра высота полотна — шесть дней работы. Достоверно история его создания не известна, существуют лишь общие соображения искусствоведов.
Отрывок, характеризующий Портрет камеристки инфанты Изабеллы
Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и (fr). На выпуклый лоб падают почти невесомые, шелковистые пряди волос.
Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12. И никакая слава Рубенса — творца и никакие коллекции и сокровища искусства, принадлежавшие художнику, не могли превратить его в одного из вельмож, обладавших наследственной знатностью. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Восторгается шедеврами живописи, скульптуры, архитектуры. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость.
Портрет камеристки инфанты Изабеллы Информацию О
Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки4. Но мастер предельно осторожен. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.
По-лисьи, ласково и немного жутковато взирают на нас эти немигающие глазки. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Светская учтивость, строгие рамки этикета не могут сдержать биения пульса природы.
Оно таит неохватную силу творения. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. почему этот фрагмент не стал полномерной картиной. Весьма импозантен этот зрелых лет мужчина. Время.
Имеются следы трещин и старой записи по трещинам.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14 другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса15. Его муза не знала соперниц. Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве.
Ощущаешь его теплоту, нежную мягкую поверхность кожи, румянец на щеках. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя.
Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Здесь же перед нами юность, которая едва перешагнула порог сознательной жизни.
Художники тогда часто прибегали к услугам близких, дабы меньше тратить время своих высокопоставленных моделей. Глубокие синие тени неслышно прокрались в студию. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях.
Описание картины Питера Рубенса «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»
Рубенс тяжело переживал эти утраты3. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель.
Камеристка вздохнула. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства. Не упасть. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса.
- рПТФТЕФ ЛБНЕТЙУФЛЙ ЙОЖБОФЩ йЪБВЕММЩ
- «Портрет старика в красном» Рембрандта
- ПОРТРЕТ КАМЕРИСТКИ ИНФАНТЫ ИЗАБЕЛЛЫ» РУБЕНСА
- Лекция: ПОРТРЕТ КАМЕРИСТКИ ИНФАНТЫ ИЗАБЕЛЛЫ» РУБЕНСА
- «Камеристка»: жизнь после смерти
- История создания и идентификация модели
Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Плотно сжаты искусно нарисованные губки. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14, Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом15. В письме другу (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе».
И снова и снова вставала перед Рубенсом пестрая панорама его странствий. Сколько бы вы ни называли имен мастеров, за каждым из них битва света и тьмы. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус). Мерно колышется грудь красавицы.
И вот тут-то, в минуты нежеланного покоя, у каждого из великих творцов наступало прозрение, всегда позднее и тем более горькое и жестокое. Значит, мастер писал портрет, как говорят теперь, «для души». Кисть покорна гению Рубенса. Кажущаяся бездонность силы, темперамента сменялась вялостью и недугами. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года.
Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. Широкая шляпа элегантно заломлена. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Запечатлен первый ребенок Рубенса – дочка в первом браке с Изабеллой Брант, портрет является фрагментом, основной картины не последовало, ребенок ушел из жизни в возрасте 12 лет.
Она датирована примерно 1616—1618 годами. В его холстах обычно царствуют крупные, пышнотелые, полные избытка жизненных сил героини. «Камеристка» Рубенса несет в себе пороки и достоинства своего времени.
- Последние комментарии (всего 6)
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Художник отходит от мольберта и долго-долго глядит на модель и холст. Гордое слово. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе.
Работа не подписана автором. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Может быть. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена.
Рубенс создает в этом случае редкий для его искусства образец психологического портрета. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Умолкли колокола Флоренции.
Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. Его жизнь. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Да, она много знает. Мягко обнимает изящную шею воздушное жабо.
Мастер-пророк. Бесконечное терзание духа и плоти. На долю родителей Рубенса выпало немало испытаний. Две сестры. Куда-то убежала улыбка, ранее отраженная на рисунке.
Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526. Художник вздрогнул. (Не случайно Маркс говорил об античном искусстве как о детстве человечества. ) Язычнику чуждо чувство сопереживания, то самое чувство, без которого невозможно глубокое психологическое исследование личности. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант.
Вторая осталась с Рубенсом навсегда. Перед ним была новая натура. Он писал их при испанском, английском итальянском и французском дворах. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.
Лицо стало непроницаемо. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Словом, начинающий художник сделал все, чтобы стать мастером. Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе.
Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Скрипят ржавые петли тяжелых дверей. Пройдет полтора десятка лет и великий художник, оплакиваемый Фландрией, покинет грешную землю.
Было ли в таком случае восхищение юной чистотой тем единственным чувством, которое вдохновило Рубенса на создание глубоко личного портрета. Что случилось. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. И это, наконец, мог быть бесподобный оазис света, высшей мудрости и человечности, гармонии земного и небесного, которую дарует чувство возвышенной красоты бытия (Арияиз оркестровой Сюиты 3).
Мастер пишет, как птица, вдохновенно, без нот. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Куда девались девичья расплывчатость, мягкость, незащищенность, куда пропали робкая раздвоенность и смущенность от общения с ним. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе».
Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Тысячи касаний. Блеснули кольца на узкой бледной руке. Этот Ришелье, дьявол в одеянии кардинала.
Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «», требуются комментарии. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Тщеславие заказчика удовлетворено, декорум соблюден. Время. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами.
Буонарроти отдал всего себя искусству. Рубенс тяжело переживал эти утраты3. Скрипят ржавые петли тяжелых дверей. Слишком скудно. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Ведь Рубенс сам — придворный.
Пожалуй, лишь яростный Тинторетто был способен на такой подвиг. Но мастер предельно осторожен.
Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13. Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе16. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником.
Как оно летит. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914. Блестит, блестит капля серьги в маленьком ушке придворной красавицы. В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Достоверно история его создания не известна, существуют лишь общие соображения искусствоведов. распахивает врата в еще не виданную никем вселенную своего «я».
Этот наряд соответствует скромной должности камеристки (дворцовой служанки) при инфанте Изабелле. Это мог быть ангельский лик человеческой натуры в её божественном сиянии (серебристое струение фигураций в Прелюдии До мажориз I тома «Хорошо темперированного клавира»).
«Портрет камеристки инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов» (около 1625) – портрет одновременно и парадный и глубоко человечный. Именно портрет. Рубенс не был Гойей. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант.
На рисунке совсем юная придворная. Вздернуты, будто в изумлении, брови.
Так в величайшем напряжении всех сил, всего умения родился этот шедевр. Он на миг потерял внутренний контакт с моделью и женщина мгновенно почувствовала это. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Рентгенограмма портрета показывает (заметное также невооружённым глазом) авторское изменение формы серёжки.
Рубенс не был великим портретистом. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. Да, она много знает. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью.
Ему совершенно несвойственно низвергать кумиры. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8.
Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд) другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67. Но что-то дрогнуло во мне.
Но языческое чувство столь же сильно, сколь и эгоистично именно потому в нем есть и некая «детскость». Рубенс тяжело переживал эти утраты.
И Рубенс писал эти портреты. Да, она успела узнать многое о нем, о Рубенсе и он чувствует это. Этой силе нет преград для исполнения самой заветной мечты.
Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Блестит, блестит капля серьги в маленьком ушке придворной красавицы. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской». Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Мастер взглянул на картину и модель. Да, облик этого юного создания очень изменился.
Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению.
Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Поправила прическу. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13.
Вмиг оживали перед глазами вереницы людей, вершивших судьбы Европы, целых государств. Создает портрет (о гримасы судьбы. ) Сусанны Фоурмен, сестры будущей его второй жены. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. Шуршит карандаш по листу бумаги.
Вечерело. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Нет, нет, бойтесь придворных красавиц, если вы не сам король или герцог. Рубенс оставил в Париже законченный портрет Марии Медичи, величественный, державный. Она то кладет широкий мазок, намечая черный тон платья, то метко определяет каплю жемчужной серьги, то точно, как острейшая игла, ставит cверкающие блики на темных зрачках, то, почти неощутимо касаясь поверхности доски, чертит волнистые завитки шелковистых рыже-русых волос прически, то спокойно и широко прописывает фон. Но не забывайте, любуясь миром прекрасного, о невыразимой словами борьбе, о том муравьином и Геркулесовом подвиге труда, который стоит незримо у подножия шедевра. Может быть.
Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус). «Камеристка» не нуждается в них. Глаза, всевидящие, всезнающие глаза Изабеллы Брандт остались со мною навсегда. Выше: что вы искали. Ни единая морщинка не омрачает гладкое чело камеристки. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.
Что случилось. Предтеча. Об этом думаешь, вглядываясь в рубенсовский портрет камеристки. Испытующе вглядывается в нас Рубенс. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel».
Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях.
Два человека глядели на него. Первичный. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.
Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Такова ирония судьбы. С целью лучшей сохранности дубовая основа паркетирована.
Вдруг среди «аллегро» и «фортиссимо» одиноко звучала тихая, задумчивая, драматически-печальная мелодия. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Верблюды. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «» и «».
Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Правда, только однажды. «Камеристка» не нуждается в них. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11.
Главное — глаза, пристальные, остро внимательные, может, даже недоверчивые. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10. Каждый зритель может стать счастливым Колумбом или Васко да Гамой, открыв новую красоту. Тернист, нелегок был путь Рубенса к высотам творчества.
Ведь Рубенс не слишком баловал придворных портретами: он был занят иными делами. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов.
Валентин Янин высказал предположение о том, что на портрете – идеализированное изображение Изабеллы Брант в молодости. До меня доносится приторный и горький аромат старинных духов. Правда, все относительно ибо любой «плохой Рубенс» лучше во сто крат иного другого полотна, но разговор-то идет о вершинах мирового искусства и когда мы любуемся шедеврами, созданными волшебной кистью самого Леонардо или самого Рубенса, у нас невольно возникает горчайшая, но неотступная и простая до тривиальности мысль: сколько бы могли эти мастера создать неподражаемых полотен, таинственных и великолепных, если бы И тут мы мгновенно зрим Леонардо, запускающего шутихи-фейерверки при дворе Лодовико Моро или мастерящего диковинных чудовищ на потеху светлейшему папе Льву X или слышим топот коня, несущего Рубенса в очередную рискованную многомесячную поездку.
По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Рубенс писал. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора.
Ведь он записал однажды: «Придворная жизнь стала ненавистна». Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Рефлекс от пастозно отрисованного белого воротника-фрезы освещает лицо девушки и всю композицию. Он любил жизнь, этот сын Фландрии.
Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. И ни одного похожего. Это вовсе не его любимый тип женщины. Отсчитывают минуты старые куранты. Портрет этот — «Камеристка инфанты Изабеллы».
Боже, подумает читатель, как все это банально. И снова я гляжу сегодня на Камеристку» и словно ощущаю ее время. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Мягко обнимает изящную шею воздушное жабо. На выпуклый лоб падают почти невесомые, шелковистые пряди волос. Для лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Сверкнули глаза. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Не знающая технических трудностей виртуозная кисть художника величайшее внимание уделяет костюму, величественным позам и жестам, что облагораживает модель, окружая сам по себе «вежливый» портрет особой, подчеркнутой значительностью.
Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Выхолена борода. Их не счесть. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». И ни одного похожего.
Молодой художник проводит сотни часов в Сикстине, пораженный вихревыми ритмами «Страшного суда» и грандиозной пластикой плафона, где каждая пядь — неодолимая высота искусства. Все это я вычитала в аннотации к картине. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Он. Кисть мастера, вновь превратившись в тончайшую иглу, рисует еле заметные черточки ресниц.
В абсолютно реальном и конкретном ракурсе примерно тот же мотив разрабатывается в принадлежащем Рубенсу «Автопортрете с Изабеллой Брант» (1609–1610). Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Какой ураган чувств проносится в душе молодой женщины. Рентгенограмма портрета показала авторское изменение формы серёжки, заметное также невооружённым взглядом.
Кисть мастера, вновь превратившись в тончайшую иглу, рисует еле заметные черточки ресниц. Она повзрослела за эти короткие недели на годы. Почти подросток.
Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. Ведь иногда художник находит модель, в которой видит частицу себя, а иногда и всего себя. Но вздрагивающие тонкие ноздри острого, как клюв птицы, носика напряжены. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула () суверена. Талант Рубенса-портретиста, быть может, наиболее ярко проявился в эрмитажном «Портрете камеристки». Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником.
Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Работа не подписана автором2. Но судьба его действительно оказалась на редкость завидной. Не потому ли блистательная галерея рубенсовских портретов лишена высших критериев портретного искусства — проникновения в «диалектику души» и постижения «жизни человеческого духа». Это могла быть торжественная хвала мирозданию, гимн его красоте и величию в моменты светлой безмятежности, когда дух человеческий воспаряет к непреходящему (таково, например, возвышенное, ничем не стесняемое пение струнных в Увертюреиз оркестровойСюиты 1). Чтобы убедиться в том, ещё раз обратимся к живописи Рубенса. Судя по названию, на эрмитажной картине изображена придворная дама брюссельской инфанты, однако эту версию труднее всего обосновать.
И все же Рубенс пишет камеристку. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Светская учтивость, строгие рамки этикета не могут сдержать биения пульса природы. Он был галантным, философски широким, утонченным дипломатом и живописцем, вольно или невольно воспевавшим королевскую власть, как ни тяготила его иногда эта участь. Боже, подумает читатель, как все это банально. Но не хватало самого малого — силы. Мы «читаем» портрет, как читаем страницы Толстого и Достоевского.
Одна, смертная, вздохнула и, присев в глубоком реверансе исчезла. Остаться существовать в милости и довольстве Чуть-чуть шелестит подкрахмаленное жабо. Я чувствую восторг весенних сумерек и тенистую прохладу дворцового парка. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526.
Любил людей, хотя нередко поражался их коварству и лживости. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Кисть покорна гению Рубенса. Всего двенадцать месяцев Но сколько картин, портретов, эскизов сотворил мастер. Я чувствую восторг весенних сумерек и тенистую прохладу дворцового парка. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Потрясает нас, как вновь открытый материк.
Это вовсе не его любимый тип женщины. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (). Ах, этот полный тайн, удивительный, почти волшебный 1625 год. Вы погибнете ни за понюшку табаку, поверив в их русалочью прелесть. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины. Отсчитывают минуты старые куранты. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11.
Но портрет камеристки наводит и на другие мысли.
Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Рентгенограмма портрета показывает (заметное также невооружённым глазом) авторское изменение формы серёжки1. Но Рубенс, как никто, знал о своих слабостях. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Художник вытер кисти.
вы можете запросить все в системе с коробкой. Здесь Рубенс делает это с рембрандтовской силой. Не это ли первый и главный признак шедевра. Быть может, не всякий назовет ее красавицей ибо есть в ней еще что-то неустоявшееся, девическое (как в Наташе Ростовой при первом ее появлении в романе), но каждый почувствует красоту в поэзии ее духовного мира, в трепетной жизни внутренних переживаний. Ей были свойственны грация, спокойное изящество уверенной в себе юной женщины.
Рубенса интересовало другое. Будто другая женщина. Шутка ли, сам Рубенс рисует ее.
Все, все, казалось, было у этого корифея барокко. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Питер Пауль — жизнелюб. В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89. И снова погасли. Они немы.
Ведь Рубенс сам — придворный. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд), Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась.
За высокими окнами мастерской загорался закат.
Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе16. Бык. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32.
Не раз глядел в глаза королей, герцогов, кардиналов и научился скрывать свои мысли. Блеск золота, брильянтов и оружия, сияние бархата и парчи. Жемчужно-белая пена официального воротника гранд-дамы становится прекрасным фоном для воссоздания живой прелести лица (предполагают, что художник написал здесь свою дочь и если это так, то легко объяснима его «заинтересованность» в создании шедевра).
Шутка ли, сам Рубенс рисует ее. Рубенс не был Гойей. По наиболее распространённой трактовке, на портрете Клара Серена— посмертный образ в свободной интерпретации художника изобразившего её уже сформировавшейся девушкой. Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. До моего слуха долетают звон шпаг и стоны тайно убитых.
Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Она не может показать своей заботы. Такова ирония судьбы. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Картина словно освещена изнутри, в ней выгодно используется хроматический контраст между просветлёнными участками и тенями на лице, которые кажутся не серыми, а голубоватыми30.
Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2. Портреты эти великолепны — ведь это же Рубенс.
По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Мастер пишет, как поет птица, вдохновенно, без нот. И все же Рубенс пишет камеристку. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца.
Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придает облику модели легкость. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии. Хозяйка этой ангельской, еле заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Тысячи касаний. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению56. Микеланджело и Боттичелли. Странный, еле заметный румянец блуждал по скулам.
Ведь он дипломат. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника». mw-parser-output. ts-Переход imgmargin-left:. 285714em) на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. Уму непостижимо создание «Поклонения волхвов».
Почти подросток. Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. Слишком много предательств видел он. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт.
Иначе еще не бывало в истории. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11. Но такого Рубенса мы увидим. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни.
Этот хрупкий цветок возрос в душных покоях дворца, где самим воздухом служили фальшь интрига, условность. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Как изменилась она с того дня, когда он сделал свой первый рисунок.
Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23. Работа не подписана автором. До моего слуха долетают звон шпаг и стоны тайно убитых. А еще через несколько месяцев красавица Елена Фоурмен принесет, уже после его кончины, последнюю дочь, Констанцию Альбертину. Шуршит карандаш по листу бумаги.
Богоматерь с младенцем. Феерическая кипень.
Питер Пауль прилежно штудирует фрески великого Рафаэля в Ватикане. Рубенса называли королем живописцев и живописцем королей. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов.
Великолепно ухожены закрученные усы. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. Но как все-таки она вошла в мастерскую придворного художника. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr).
Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Так же напряжены расширенные зрачки, невольно выдающие взволнованность юной женщины. Жена, дочь или сын могли позировать для предварительного наброска, в котором художник мог отработать позу, положение складок платья. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины. О мечты великих. Из них не вылетит ни одного лишнего слова.
Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию.