Портрет Орловой Серов

Кроме портрета, написанного Валентином Серовым известны также другие портреты княгини Ольги Орловой, работы Леона Бакста (1909, Русский музей) и Савелия Сорина (1917). Княгиня Ольга Орлова не любила это портрет, написанный придворным художником Валентином Серовым. В. а. серов получил заказ, приступил к работе над портретом княгини Орловой, который закончил в 1911г. Кроме портрета Серова известны также портреты княгини Ольги Орловой работы Леона Бакста (1909, Русский музей) и Савелия Сорина (1917).

Модный "злой" портретист Валентин Серов

Необходимо подчеркнуть, что личностью она и впрямь была незаурядной и пусть М. В. Нестеров не без ехидства писал про нее «не то бывшая фельшеридца, не то сестра милосердия, счастливо выходившая князя во время его болезни, влюбившая в себя этого по внешности Пьера Безухова, такого огромного, такого породистого», но тем не менее, сам В. И. Суриков отмечал неординарность ее натуры и пожелал сделать одной из героинь полотна «Боярыня Морозова» (подготовительный портрет находится в Саратовском художественном музее), а уехав в эмиграцию Полина Ивановна вдруг занялась гаданием и размещала объявления о своих услугах в парижской прессе, называя себя «мировой известной ясновидицей». Характеристика максимально беспощадна. И, наконец, последнее. Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн. В нем-то и писал ее художник Валентин Серов. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Изучение жанров живописи их специфики и содержания необходимо для постижения художественно-образного языка искусства и по этой причине данный цикл является важной частью музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей. », реализуемой Русским музеем.

Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Холодное, надменное лицо дополнено «острой» коленкой, обрисовывающейся из-под тонкого полотна роскошного платья.

С другой стороны, «Русская серия» по всей своей художественной структуре противопоставлена и новейшим поискам в живописи этих лет. Сын вытянулся, похудел, ни на что не жаловался, выглядел молодцом. Возродил в искусстве обстановочный портрет – портрет-картину. Это наполняет картину теплом домашнего уюта.

Серов, портрет княгини 
Ольги Орловой

Серов, портрет княгини Ольги Орловой

Но этот великолепный наряд производит на нас весьма странное впечатление. Но, в сущности, так оно и было. Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П. П. Нередко острота и «невыигрышность» (при всем поразительном сходстве) серовских портретов вызывали недовольство моделей и обвинения художника в «скучной классовой предубежденности» (кн.

Так случилось и с княгиней Ольгой Орловой. Серов же, при всем великолепии передачи дворцового антуража и мира дорогих безделушек, решительно трансформировал стилистику портретов этого типа, «остраняя» ее (по известному выражению В. Шкловского) и используя как одно из средств характеристики «высокопоставленных» моделей в работах, по сути своей глубоко реалистических и бескомпромиссно правдивых, в социально-психологическом и нравственном планах. В письмах жене из Петербурга Серов упоминает, что «у Дягилева работы в самом разгаре». Рука ее, опутанная жемчужной нитью, указывает на нее. Чувство внутреннего сопротивления мешало передать грацию и обаяние модели. Но, знакомясь с новыми и новыми публикациями на ту же тему, Серов приходил к выводу, что Федор Иванович действительно «вляпался» в весьма неприглядную историю.

Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П. П. Но, как известно именно Суриков предельно заостряет в своем творчестве то кинетический момент (и, пожалуй, подчас даже сильнее, чем Репин, 8212 вспомним движение саней в «Боярыне Морозовой», сближение «двух стихий» в «Ермаке», полет в пропасть солдат в «Суворове» и т. д. ), то оптически достоверную кажимость (заледенелое окно в картине «Ментиков в Березове», свежевыпавший снег или посиневшее тело юродивого в картине «Боярыня Морозова»). Из Парижа она дюжинами вывозила платья. И потому, опровергая Лёлю в ее мнении, что он счастливый человек, признается, что это «счастье» он никак не чувствует, не ощущает. С. Сорин.

Напротив: «Странно, у меня от всего болит душа. Княгиня же много путешествовала, часто ее можно было встретить за границей. И, стало быть, намерение Серова писать «только отрадное» означало не что иное, как соединение «порванной связи времен», возвышение вечных ценностей искусства, воплощенных в полотнах старых мастеров, желание руководствоваться только соображениями художественного порядка – качества, совершенства, красоты, гармонии – соображениями, почти забытыми искусством середины века. Напротив: «Странно, у меня от всего болит душа.

  • Портрет с подтекстом: почему княгиня Орлова осталась недовольна работой Серова
  • Описание картины «Портрет княгини Ольги Орловой»
  • Ален Лебуаль: расчудесные снимки шестерых детей фотографа
  • Со Стэнли Грином от Москвы до Сахалина
  • Мидзару, Кикадзару, Ивадзару: история трёх японских обезьян, ставших символом женской мудрости

В этом портрете Серов изображает жену известного московского капиталиста именитую московскую красавицу, на фоне богатого туалетного столика, отделанного модной тогда карельской березой. Легко я стал расстраиваться». Серов намеренно уходит от любования стройностью и грациозностью модели – он изобразил ее сидящей на низком пуфике, да так, что ее острые колени торчали вверх и вперед.

Чистякова (1880-1885, не окончил). Толстого и в рассказах А. П. Они выражали именно правду жизни, несли в себе до предела обостренное «чувство жизненности», трепетной достоверности. Даже его письма последние годы были весьма лаконичными. Но только вот портрет его хозяйке не понравился и после смерти художника в 1911 году она подарила его Музею Александра III (ныне Руссский музей) с довольно капризным условием, что он никогда не будет выставляться в экспозиции музея рядом с портретом Иды Рубинштейн, кисти того же Валентина Серова А она и была такой на самом деле – капризной и непредсказуемой.

Тот же самый жест повторен и в картине, которая висит на заднем плане. Она не жалела денег на самые шикарные парижские платья. Портрет писался с большими перерывами в 1910–1911. Сюжеты идеи, поучения отягощали их головы. Княгиня же много путешествовала, часто ее можно было встретить за границей. Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно.

Постыдился бы». А. Бенуа о княгине Орловой писал: «Она была особо «милой», любезной, порой даже добродушной, но не особенно «содержательной». Поза княгини вычурна и неестественна, ее подбородок слишком высоко поднят, эта вызывающая надменность почти вульгарна: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. С. Щербатов) или беспредметной «злости».

  • Лучшие фильмы Каннского кинофестиваля 2017
  • Шедевры живописи, на которых изображено гораздо больше, чем видят зрители
  • Серов Валентин Александрович (1865 – 1911)
  • ПОСЛЕДНЯЯ КАРТИНА ВАЛЕНТИНА СЕРОВА
  • Русский музей Дополненная реальность
  • Портрет с подтекстом: почему княгиня Орлова осталась недовольна работой Серова (
  • Валентин Серов — Портрет княгини Ольги Орловой, 1911

Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей. Больше всего его разочаровывало несоответствие внешней красоты внутренней. А еще Гиршман пожелал в обмен, так сказать, за «услугу», чтобы Серов исполнил в ближайшее время и его портрет – в пару к сделанному ранее портрету жены. Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А. Н. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва)Художник, график. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А. Н.

Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек. Постыдился бы». В девятнадцать лет, 29 апреля 1894 года, Ольга Константиновна обвенчалась с конногвардейским поручиком князем Владимиром Николаевичем Орловым, ставшим впоследствии генерал-лейтенантом, генерал-адъютантом и начальником Военно-походной канцелярии императора Николая II и даже личным другом императорской семьи. В. Серов. Мы допытывались, что с ним случилось. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).

Именно ей указано это место внизу. Но есть и план перед Парижем показать русские балеты еще кое-где, например в Риме, к открытию там Всемирной выставки. Похоже, против популярнейшего певца и друга началась клеветническая кампания. Но как же сказалось на нем годичное пребывание в зарубежной клинике. Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Это и «Шехеразада» и «Клеопатра» и «Жар-птица». Такой она останется на века ибо этой картиной «Девочка с персиками» художник обессмертил не только себя, но и Верушу Мамонтову, двенадцатилетнюю дочь Саввы Ивановича Мамонтова, крупного промышленника, любителя искусств и художественного деятеля.

Но как же сказалось на нем годичное пребывание в зарубежной клинике. Этого не мог понять и Серов. Иной раз упираются так, будто отдать его полотно на выставку – значит потерять безвозвратно. Трудился в архивах и запасниках Эрмитажа, зарисовывая в разных ракурсах посмертную маску Петра (ее снял с лица царя после его смерти скульптор Бартоломео Карло Растрелли), посещал исторические лекции, без устали занимаясь рутинной подготовительной работой.

Серова. История эта, думал о ней Серов, конечно, глупая, но характерная для российских нравов. Забытым оказался и предшествующий отечественный опыт – все русское искусство до шестидесятых годов XIX века Стасов и вместе с ним многие передвижники считали «подражательным и раболепным».

  • Описание картины Валентина Серова «Портрет княгини Орловой»
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Серов Валентин Александрович (художник)
  • Добавить комментарий Отменить ответ

О том, что такое «идейный реализм», с тонким юмором писал Константин Коровин, ближайший друг Серова, вспоминая годы ученичества в Московском училище живописи: «Ученики спорили, жанристы говорили: важно, что писать, а мы отвечали – нет, важно, как написать. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Учился у И. Е. Так случилось и с княгиней Ольгой Орловой.

Портрет с подтекстом: 
почему княгиня Орлова 
осталась недовольна

Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905. К тому же среди его заказных работ есть и написанные с явной симпатией — например, «Портрет З. Юсуповой», образ которой современники сравнивали с «птицей в золотой клетке». Поза княгини вычурна и неестественна, ее подбородок слишком высоко поднят, эта вызывающая надменность почти вульгарна: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». Композиционный центр картины – роскошная шляпа княгини, огромная до такой степени, что эта непропорциональность бросается в глаза: она словно прихлопывает модель, опуская ее композиционно еще ниже.

Так «Петербургская улица при Петре I» воспринимается как образ молодой, полной жизненного кипения столицы России в эпоху энергичного строительства фундамента нового государства, а «Парад при Павле I», перерастая сцену из военного быта, создает многосторонний образ, по концентрированной силе обобщения близкий к сатире, оставляющий позади все произведения русской графики и живописи, посвященные России павловских времен – России холодной, казарменной, затянутой в узкий мундир прусского образца, окостеневшей в жестокой и бессмысленной муштре. И с портретом, который пишет здесь, тоже непросто: «Кончаю портрет, что мне всегда мучительно». И. Грабарь давал княгине такую характеристику: «Она не могла стоять, сидеть, говорить или ходить без особых ужимок, призванных подчеркнуть, что она не просто рядовая аристократка, а первейшая дама при дворе». Пришлось пойти и на это.

Эскиз к портрету княгини Ольги Константиновны Орловой, 1910 Серов намеренно уходит от любования стройностью и грациозностью модели – он изобразил ее сидящей на низком пуфике, да так, что ее острые колени торчали вверх и вперед. Да полно, Лёля, хотелось возразить ей, много ли счастья доставляют ему заказные работы. Очень достоверно передана обстановка комнаты.

А тут сиди неподвижно в комнате за столом. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн. История с Орловой не была единственной. Валентин Александрович Серовродился 19 января 1865 года в Петербурге. Что же пугало, например, коллекционера Владимира Осиповича Гиршмана. Говорить и писать он теперь предпочитал пофранцузски. Известно, что заказчица расплатилась запортрет, носебе неоставила, подарив музею АлександраIII вПетербурге (ныне Русский музей). Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.

Даже благоволивший к певцу Влас Дорошевич, с блеском писавший о новых ролях Федора, о его выступлениях в «Ла Скала», в Москве и Петербурге, дал в редактируемом им «Русском слове» ядовитую карикатуру с подписью «Монархическая демонстрация в Мариинском театре во главе с Шаляпиным». Вот таким образом именно эти черты и бросаются в глаза при детальном изучении портрета. Если собственная биография Серова небогата событиями, то само время было ими столь богато, что многие даты жизни художника ознаменованы «поворотами» или «переломами» в художественном мире и в собственном серовском творчестве. Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией. Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек. Более того: в «Русской серии» он оказывается художником, решительно противостоящим Сомову. Уж кому-кому, а друзьям Сергея Павловича было слишком хорошо известно, что ни журнал «Мир искусства», ни последующие его предприятия, включая балет, до сих пор, увы, не принесли издателю, постановщику и импресарио в одном лице никакой прибыли. А хотелось бы, по возможности, предстать перед публикой в Риме широко и разнообразно.

И с портретом, который пишет здесь, тоже непросто: «Кончаю портрет, что мне всегда мучительно». В. Серов. Забившаяся в угол, а не богиня красоты в роскошных мехах. Огромная шляпа встиле модерн «уравновешена» накинутой наобнаженные плечи меховой накидкой.

Вот таким образом именно эти черты и бросаются в глаза при детальном изучении портрета. Когда же в 1889 году Третьяков приобрел для своей галереи Девушку, освещенную солнцем Серова, вспоминали, как Илларион Прянишников, некогда типичный «шестидесятник» и член-учредитель Товарищества передвижников, ходил по выставке, где экспонировалась серовская картина и во всеуслышанье ругался: «Это не живопись, это какой-то сифилис. ». Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Почетный пленник в золотой клетке – вот он кто.

Но, знакомясь с новыми и новыми публикациями на ту же тему, Серов приходил к выводу, что Федор Иванович действительно «вляпался» в весьма неприглядную историю. Круг сподвижников Сергея Павловича готовится к новым спектаклям в Париже. И по композиции и по колориту в жемчужно-серых тонах вышло недурно. Складывается ощущение, что эти вещи загоняют Орлову в угол.

И. Грабарь давал княгине такую характеристику: «Она не могла стоять, сидеть, говорить или ходить без особых ужимок, призванных подчеркнуть, что она не просто рядовая аристократка, а первейшая дама при дворе». Необходимо подчеркнуть, что личностью она и впрямь была незаурядной и пусть М. В. Нестеров не без ехидства писал про нее «не то бывшая фельшеридца, не то сестра милосердия, счастливо выходившая князя во время его болезни, влюбившая в себя этого по внешности Пьера Безухова, такого огромного, такого породистого», но тем не менее, сам В. И. Суриков отмечал неординарность ее натуры и пожелал сделать одной из героинь полотна «Боярыня Морозова» (подготовительный портрет находится в Саратовском художественном музее), а уехав в эмиграцию Полина Ивановна вдруг занялась гаданием и размещала объявления о своих услугах в парижской прессе, называя себя «мировой известнойясновидицей». Она не жалела денег на самые шикарные парижские платья.

Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва)Художник, график. Портрет «девочки с персиками» (Веры Мамонтовой) дышит светом и свежестью, как она сама. Такое проникновение в сущности детской души, как в портретах Серова, можно найти только в «Детстве» Л. Н. Полной жизненного кипения столицы России в эпоху энергичного строительства фундамента нового государства, Так «Петербургская улица при Петре I» воспринимается как образ молодой, перерастая из сцену военного быта, а «Парад при Павле I», создает многосторонний образ, по концентрированной силе обобщения близкий к сатире, оставляющий позади все произведения русской графики и живописи, посвященные России павловских времен – России холодной, казарменной, затянутой в узкий мундир прусского образца, окостеневшей в жестокой и бессмысленной муштре. Но княгиня Орлова заметила, что ее портрет – с подтекстом.

К приходу поезда подавалась карета с конной парой, с кучером и лакеем в ливреях. История эта заварилась в октябре прошлого года при выезде Серова за границу, в Биарриц. Что же касается соотношения в их общей художественной структуре живописного и графического начал, то предпочтение рисунка более чем очевидно: учет возможностей полиграфического воспроизведения при работе над этими «живописными картинами» имел значение едва ли не первостепенное. Наконец, в живописи мастера трудно обнаружить даже налет стилизации либо сомовской «скурильности» сам Бенуа говорит о них как о давно оставленных увлечениях молодости.

И вот портрет Орловой завершен. Автор материалов – Наталья Дмитриевна СоколоваОбщие замечанияМузейная экскурсия по теме «Портрет», предназначенная для учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы, – одна из составляющих экскурсионного цикла «Жанры изобразительного искусства». И все же, считал Серов, надо ему выразить свое мнение о прискорбном инциденте. Серов работал над портретом почти три месяца. Характеристика максимально беспощадна.

Теперь и Серов хочет внести свою лепту в оформление балетов и по предложению Дягилева делает эскиз занавеса к балету «Шехеразада». Проведенный Сарабьяновым анализ картины «Не ждали» при помощи дефиниции «эффект присутствия» привел автора к упрощению и схематизации богатейшей образной структуры произведения Репина, к противопоставлению творческих принципов двух великанов русского реализма, что объективно ведет и к распылению в научном анализе единой творческой проблематики поступательно развивающейся русской реалистической картины. Нога у парнишки заживала и врач сказал, что операции можно избежать.

Увидит его рабочий – хлоп в ноги. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. За спиной княгини стоит большая ваза, тень от которой на стене намеренно искажена – она повторяет очертания модели в огромной шляпе. «Парад» – высшее достижение в цикле произведений Бенуа, посвященных отечественной истории, как, впрочем и лучшая среди его исторических композиций вообще.

в зеркале у края холста). Все бы ничего, если бы не погода. Серов избегая всякой «лирики», высказывался словно сквозь зубы, часто понятными только друзьям намеками.

Серов действительно отрицательно относился к власти «плутократов», несправедливости и лицемерию современного ему общества. В «Русской серии» Бенуа три композиции посвящены Петру и его эпохе («В немецкой слободе», «Петербургская улица при Петре I» и «Петр I в Летнем саду»), четыре других повествуют о конце XVIII века («Утро помещика», «Суворовский лагерь», «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» и «Парад при Павле I»). Серов же, со своей стороны, пригласил пристава пожаловать к нему домой. И все же, считал Серов, надо ему выразить свое мнение о прискорбном инциденте.

Он уважаем, всеми признан. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.

А результат, по Теляковскому, получился плачевным. Выполнены они на протяжении 1907 – 1910 годов по заказу книгоиздателя И. П. Кнебеля, выпускавшего интереснейшее издание «Русская история в картинках» с участием Серова, С. Иванова, Лансере, Кустодиева, Добужинского, Кардовского, Рериха. И так ли уж приятно жить в роскошном и почти пустом особняке в эту мерзкую погоду, когда и рев волн и грозы не дают спать. Он уважаем, всеми признан.

Репин, занимаясь с мальчиком Серовым не где-нибудь, а в Париже с его богатейшими музейными коллекциями, ни словом не обмолвился о возможности «обучения» у старых мастеров, говоря исключительно об изучении натуры. Как справедливо заметил Салтыков-Щедрин, в таких-то ситуациях и есть возможность для всякой мелкой чиновной сошки проявить «административный восторг». Но получил от коллеги суровый ответ: «Нет.

Детские портреты нежны и хрупки. Княгине придраться вроде было не к чему: и далекому от светской жизни человеку сразу видно, что изображена завзятая модница. Даже поза девушки выражает нетерпение, будто она на несколько секунд присела за стол. В нем-то и писал ее художник Валентин Серов.

Поза княгини вычурна и неестественна, ее подбородок слишком высоко поднят, эта вызывающая надменность почти вульгарна: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». Задачи экскурсии имеют как познавательный (расширение представления о жанровой специфике изобразительного искусства), так и развивающий характер. Серов же, со своей стороны, пригласил пристава пожаловать к нему домой. Среди них наиболее значимыми для достижения педагогической цели экскурсии являются следующие:- развивать наблюдательность по отношению к внутреннему миру человека, его мыслям и переживаниям- показать яркость и разнообразие человеческих эмоций на примере их отражения в искусстве- сформировать интерес к внутреннему миру человека, показать ценность личностной индивидуальности- дать представление о содержании художественного портрета и о процессе работы художника над живописным портретом- показать роль живописных средств (цвет, композиция, красочная фактура и т. д. ) в работе художника над портретным образом.

В его подмосковной усадьбе Абрамцево были многие замечательные русские художники. От нее веет здоровьем, безмятежностью. При этом к историческим композициям, построенным на сугубо реалистическом подходе к материалу, термин «ретроспективизм» может быть отнесен лишь вне его иронического звучания.

Больше всего его разочаровывало несоответствие внешней красоты внутренней. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). У того и дух вон. Конверт послал в оперный театр Монте-Карло на имя Шаляпина.

Похоже, против популярнейшего певца и друга началась клеветническая кампания. Как заклинание двукратно повторено «хочу, хочу отрадного», так как в нынешнем веке Серов отрадного не видит, оно где-то там, у «беззаботных» старых мастеров. Даже благоволивший к певцу Влас Дорошевич, с блеском писавший о новых ролях Федора, о его выступлениях в «Ла Скала», в Москве и Петербурге, дал в редактируемом им «Русском слове» ядовитую карикатуру с подписью «Монархическая демонстрация в Мариинском театре во главе с Шаляпиным».

Даже его письма последние годы были весьма лаконичными. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых.

А еще Гиршман пожелал в обмен, так сказать, за «услугу», чтобы Серов исполнил в ближайшее время и его портрет – в пару к сделанному ранее портрету жены. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось.

Но, конечно же, суть картины Петр I не может быть сведена только к этому. Орлова (урожденная княжна Белосельская-Белозерская) Ольга Константиновна (1872–1923) — жена генерал-майора, начальника Военно-походной канцелярии князя В. Н. Орлова. Трудно поверить, но это репрезентативное, отмеченное чертами высокого стиля полотно создавалось почти одновременно с портретом Иды Рубинштейн. Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга. Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн.

Увиденные им особенности часто бывали неожиданными и для позирующих и для их знакомых. Серов гениально воссоздал живописными средствами визуальный образ петровской эпохи. Но оказалось, что Шаляпин чуть ли не сразу после злополучного спектакля укатил на гастроли в Монте-Карло. Заметим также, что после смерти Серова наиболее тесные творческие контакты внутри «Мира искусства» существуют вовсе не между Бенуа и Сомовым, а между Бенуа и Лансере, Кустодиевым, Добужинским, Остроумовой-Лебедевой, Серебряковой.

Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Нога у парнишки заживала и врач сказал, что операции можно избежать. Необходимо подчеркнуть, что личностью она и впрямь была незаурядной и пусть М. В. Нестеров не без ехидства писал про нее «не то бывшая фельшеридца, не то сестра милосердия, счастливо выходившая князя во время его болезни, влюбившая в себя этого по внешности Пьера Безухова, такого огромного, такого породистого», но тем не менее, сам В. И. Суриков отмечал неординарность ее натуры и пожелал сделать одной из героинь полотна «Боярыня Морозова» (подготовительный портрет находится в Саратовском художественном музее), а уехав в эмиграцию Полина Ивановна вдруг занялась гаданием и размещала объявления о своих услугах в парижской прессе, называя себя «мировой известной ясновидицей». Именно они помогли формированию острого художественного образа, опередившего и историческую науку и литературу о Павле I (в частности, художник проникает в прошлое несравненно глубже, нежели Мережковский в своих исторических инсценировках). Уж кому-кому, а друзьям Сергея Павловича было слишком хорошо известно, что ни журнал «Мир искусства», ни последующие его предприятия, включая балет, до сих пор, увы, не принесли издателю, постановщику и импресарио в одном лице никакой прибыли. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Теперь и Серов хочет внести свою лепту в оформление балетов и по предложению Дягилева делает эскиз занавеса к балету «Шехеразада».

Почетный пленник в золотой клетке – вот он кто. Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Это и «Шехеразада» и «Клеопатра» и «Жар-птица». Ничего не поделаешь, придется подождать. Для Серова подобная разнонаправленность поисков была интересной пробой сил.

Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Чувство внутреннего сопротивления мешало передать грацию и обаяние модели.