Портрет Толстого Репин
«портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Так вот, за два года до скандальной выставки И. Е. Репин выставил у передвижников портрет Л. Н. Толстого, причем изобразил великого писателя босиком. «портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Но к созданию образа Толстого Репин еще долго не приступал, он все изучал Льва Николаевича, присматривался к нему и лишь в 1887 году написал первый портрет писателя.
Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям, создал 3 бюста писателя. Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом – и акварелью и пером и карандашом кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича.
Русский мир в портретах работы Ильи Репина
Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне. В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. И только лицо (и частично руки) Толстого вырываются из этого общего тона. Хочется так же, как молодым.
Все кажется неотразимо, как сама истина. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор.
Широкий рот очерчивался смело, энергично, углы тонко извивались, прячась под львиными усами. Погрязнуть с ними навсегда – жертва. М. В. и С. А.
И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры. Пастернака, М. С. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя. Подымать. оннаписал два превосходных портрета своихземляков-крестьян («Мужик с дурнымглазом» и «Муshyжичок из робких»).
Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128. А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только.
Решив создать большое полотно, художник начал работать над произведением в Ясной Поляне. Леонид Пастернак много рисовал писателя. Очень известна работа Н. Н.
Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Репин дважды подавал прошения об отставке. Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича.
Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна
«Работаем до упаду. » – писал Репин Стасову из Ясной Поляны. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Картина строга и проста. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. В комнате сумрак. Тут что-то бодрое, сильное и попавшее в цель. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) — величайший русский писатель. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Репина, живописные, графические, а также скульптурные.
- Портрет Льва Толстого, Репин, 1887
- Портрет Толстого Льва Николаевича
- Портрет Толстого Льва Николаевича – величайшее произведение русской живописи
- Описание картины Ильи Репина «Портрет Толстого»
- Лев Николаевич Толстой в живописи
- Описание картины Репина «Портрет Толстого»
- Сочиненин по картине Репина Портрет Толстого
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. Его взгляд самоуверенный ироническая улыбка на лице. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Черткова, М. А. Вот таким образом-то Репин и был первоклассным портретистом. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Третьяков»109. Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Нет. Этот момент расширяет характеристику образа – глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстати сказать, Репиным была написана и такая картина изображающая Толстого на пашне идущего за сохой по борозде).
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. «В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Выражение победы духа над страстями». Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи.
- Илья Репин — Портрет Льва Николаевича Толстого, 1887
- Недостаточно средств на аккаунте
- Русский музей Дополненная реальность
- Лев Толстой на картинах Ильи Репина
- Портрет Толстого Репин Описание
- Илья Ефимович Репин Портрет Льва Толстого
- Описание картин Репина Льва Толстого
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Картина строга и проста. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. А 1906 году он нарисовал портрет углем.
Чертков, А. К. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. Басина, Ф. А.
Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Недаром про них Гоголь писал, все это правда. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Черткова, М. А. Цвета полотна очень сдержанны. Наша страна богата изображениями великого соотечественника. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Картины Ильи Ефимовича Репина в других альбомах
- Воспоминания современников Репина
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Многие художественные произведения были подарены музею старшими детьми Толстого – Сергеем, Ильей и Татьяной. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Очертание всего рта было классически прекрасно. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
что «Крейцерова соната» – признак упадка в духовном мире Толстого. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Моисей (не думайте, что я сравниваю себя с ним) говорил, что всякие пороки гнездятся в нем, но он сильнее их.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. «Не молчать перед правдой царицею». Толстой несколько раз позировал в саду. Толстого. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
После картины неутомимый Илья Ефимович начал быстро и усердно лепить бюст Льва Николаевича. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14.
История создания такова. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»).
Выражение победы духа над страстями». Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Отец не был человеком не от мира сего.
Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. XIX в. В целом же тематика работ Репина достаточно разнообразна: жизнь российской деревни, революционная борьба исторические полотна, среди которых особенно известны картины «Иван Грозный убивает своего сына», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». Я все изучал их, вспоминал и наслаждался красивая картинка выходит». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы. Репин считал сам эту картину красивой. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах.
Репин именно молодец. Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. На что он, улыбаясь, сказал: Я не талантлив, я трудолюбив.
ну и народец же. – И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. М. Бунакову. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра.
Черткова, Ю. И. Таковы его картины Святой Николай, Иди за мной, сатано (Искушение), Запорожцы, Какой простор и др. Среди них – выдающиеся работы И. Н. В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Следующий разговор отца с Репиным, сохранившийся в моей памяти, дает понятие об отношении Репина к этическим взглядам Л. Н. Однажды отец рассказал ему про письмо одного крестьянина, где этот крестьянин сравнивает Россию с опрокинутой телегой, которую везет рабочий народ. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все и всяческие маски (Ленин). Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин.
Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Репин страстно любил свое искусство. Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина.
Я вижу, что я сначала поступил неправильно, – писал Толстой Н. Н. Страхову 10 ноября 1887. И. Н. Собственно, если б не весенний свет, непрошеным ворвавшийся в комнату (его, судя по трауру старой женщины, фигура которой буквально перечеркивает все остальное, тоже не ждали. ), художнику не удалось бы передать впечатление несломленности, обновления и надежды. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Выше я упомянул об отношении Л. Н. к картинам Иван Грозный и Не ждали.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Непосредственным поводом для созданиякартины послужило стихотворение«Последняя испоshyведь» Н. М. Минского (Виленкина), напечатанное в нелегальномнародshyническом журнале «Народнаяволя» в октябре 1879 г. В этом драматизиshyрованномстихотворении приговоshyренный к казниреволюционер откаshyзывается от исповедии бросает в лицо священнику гневные игордые слова: Я кафедру создам из эшафотаИ проповедь могучую безмолвно В последнийраз скажу перед толпой. Словно вопрос, который мучает его сейчас, он адресует и ему.
Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только.
Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Я чувствую в себе возможность всяческих пороков. Салтанова, И. Я. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней. Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника – «Отдых», «Осенний букет» и др.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Эта поездка была очень плодотворна и много значила для самого художника. Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Ничто земное никогда не было ему чуждо.
Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Ге, Л. О.
У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени. Но мы, старые люди, лучше владеем собой. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя.
Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. В этой картине Репинаудачнее, чем у кого бы то ни было, выраженовсе то, к чему стреshyмились егосовременники: и могуshyчее «хоровое»звучание темы. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Писатель изображен сидящим в несколько необычном кресле.
Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия. По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Толстого, брата писателя, тетушек А. И.
Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Репина связывали с ним многолетние дружеские отношения. Но Крамскому удалось убедить писателя. Толстого, Д. Н. Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Неффа (1864-1871). А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Она ушла из жизни в 1931 году55. Это барельефы и силуэты Ф. П.
Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л.
Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. О ней много говорили, хвалили и порицали ее.
После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Остен-Сакен, А. А. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
«Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Простой физический труд он считает оздоровляющим человека и физически и духовно.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Америка—Франция—Россия. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Сухотиной-Толстой. Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. У М. В. Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу. Репин на это сказал, улыбаясь своей хитрой улыбкой: Я с вами согласен, Лев Николаевич.
Но вскоре художник понял, что Толстой был неправ в своей оценке. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Скажу несколько слов о взаимных отношениях отца и Репина. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». Он погружён в работу и ничего не замечает. Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. Художник лишь по прошествии десяти лет закончил портрет, в котором передал состояние сосредоточенности, самоуглубленности писателя.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Однако его оценка относилась не столько к художественности картин, сколько к их сюжетам.
Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку. Писатель изображен почти фронтально по отношению к плоскости холста. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
кто может, пусть следует благородному Прометею. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады».
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Силуэт фигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Выдающийся подбородок. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»). К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
По ночам же – до 3-х час. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю.
Я помню, что он хвалил Бурлаков, Проводы новобранцев, Исповедь, Арест, Дуэль, портреты, но он говорил, что Репин не религиозный человек, что у него нет твердых убеждений, что он не знает, что писать и не знает, что хочет выразить своими картинами. Свое отношение к Крестному ходу он выразил в следующих словах, которые я выписываю из его статьи о Мопассане (1894 г. ): Помню, знаменитый художник живописи показывал мне свою картину изображавшую религиозную процессию. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Я считаю, что эта картина основана на ложной концепции.
«Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью.
Главный акцент сделан на лице и руках писателя. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Очень много зарисовок ко всем картинам.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Сухотиной-Толстой. Нет. Сам художник считал все сделанное им о Толстом своего рода мемуарами на языке изобразительного искусства. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Репин и Н. Н.
Репина, Н. Н. Творец часто посещал имение писателя в Ясной Поляне.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину.
Очертание всего рта было классически прекрасно. А всё потому, что рисовал его известный художник Илья Ефимович Репин. Да где тут раздумывать, пусть это будет и глумная картина, а все-таки напишу, не могу». Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами – лицемерие. На картине Репина «Портрет Толстого» великий русский писатель изображен сидя в кресле, только что оторвавшись от чтения книги и, кажется, все еще пребывая в раздумьях, вызванных прочитанным.
Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. Принимал участие в выставках общества Мир искусства. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. – писал Репин Стасову.
Репин поначалу беспрекословно принял эти замечания, согласился с ними. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. При всей естественной простоте образ Толстого исполнен той значительности, к которой стремился художник. Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Выдающийся подбородок. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. –. И, действительно, он работал до упаду. Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Игумнова, П. И. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Правда, я сижу на этой телеге, но я вроде певца, который бы пел и этим утешал везущих.
Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий». Бруни и Т. А. Но Крамскому удалось убедить писателя. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Первое, что мы должны сделать, это — слезть с этой телеги. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света. Л. Н. Толстого». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Чертовский народ. Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг». Крамского, И. Е. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». И, действительно, он работал до упаду. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г.
Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Башилова, С. Н.
Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. Стаховичей. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя.
Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Он написал тогда два портрета — один за письменным столом, другой — в кресле. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами.
Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры. «Не молчать перед правдой царицею». Нищие, грязные бурлаки в сопоставлении с нарядной толпой дачников (такую сцену Репин увидел однажды во время прогулки по Неве) – ободранные, Первоначальный замысел произведения целиком укладывался в концепцию критического 1860-х реализма годов. Оболенский и др. Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника.
Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Казалось бы, что могло быть смешнее и ничтожнее этого бородатого чудака (проходившие баба и мужик долго стояли в сторонке, пристально вглядываясь в графа и ирония – мужицкая – «Божьего произволения» – не покидала их). Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь». В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Второй общеизвестный превосходный портрет продан в Третьяковскую галерею. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. В следующем 1885 г. Репин опять приезжал в Москву вместе с Передвижной выставкой.
В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Работ очень много. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Нужно было быть блестящимпсиshyхологом, чтобы суметь выразитьтаshyкое сложное переходное душевноесостояние людей: неуверенные, робкиешаги вернувшегося (он еще не знает, какего примут, простят ли ему причиненныеим страдания), медленное движение матери, приshyвставшей навстречу сыну (онавсеshyгда боялась, что не доживет доэтой минуты и теперь словно бы боитсяповерить счастью). Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Художнику Л. О. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
С И. Е. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Уже через несколько дней Репин с любовью возобновил работу над «Запорожцами» и сообщил об этом в письме к В. В. Стасову: «.
Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Портретист, автор картин исторического и бытового жанров.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Бирюков, Н. Л. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Интересно то, что за время его существования был написан по его образу портрет, который поражает своим великолепием. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»).
Гинцбурга, П. П. Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами. Первый портрет ему самому не понравился. Кроме того – у них 23 внука. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Весь день поглощена она этим. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
«Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Всем известен знаменитый русский писатель по имени Лев Николаевич Толстой, который за всю собственную жизнь одарил читателей книгами, несущие глубокие знания и важные истины. Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей. Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Крамского, в Академии художеств у П. В. Непосредственным поводом для созданиякартины послужило стихотворение«Последняя испоshyведь» Н. М. Минского (Виленкина), Вполне владеязаконами пленерной живописи, напечатанное в нелегальномнародshyническом журнале «Народнаяволя» в октябре 1879 г. В этом драматизиshyрованномстихотворении приговоshyренный к казниреволюционер откаshyзывается от исповедии бросает в лицо священнику гневные игордые слова. ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа.
–. Ге. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Они жили в Пенатах в течение двух недель. В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11. Оставил большое эпистолярное наследие. Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. У него самая большая серия портретов писателя. Их надо осветить, пробудить от прозябания. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Он говорил, что в нем нет воздуха и перспектива неверна.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.